Научная статья на тему 'Франчайзи как субъект франчайзинговой деятельности'

Франчайзи как субъект франчайзинговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
515
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНШИЗА / ФРАНЧАЙЗЕР / ФРАНЧАЙЗИ / КОММЕРЧЕСКАЯ КОНЦЕССИЯ / ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ / ФРАНЧАЙЗИНГ / FRANCHISE / FRANCHISOR / FRANCHISEE / COMMERCIAL CONCESSION / FEATURES OF DEVELOPMENT / FRANCHISING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алешкова Дарья Вячеславовна

В работе рассматривается специфика деяельности франчайзи как одного из субъектов франчайзинговой деятельности. Показана актуальность рассмотрения данного вопроса в современном мире, связанная, прежде всего, с развитием малого предпринимательства в России путем увеличения доли франчайзи. Перечисены основные источники получения финансовых ресурсов франчайзера, а также направления использования данных ресурсов в соответствие с различными целями предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Franchisee as a subject of franchising activities

In this paper, the specificity of franchisee's activity as one of the subjects of franchising activity is considered. The relevance of the consideration of this issue in the modern world is shown, first of all, connected with the development of small business in Russia by increasing the share of franchisees. The main sources of financial resources for the franchisor are listed, as well as the directions of using these resources in accordance with various business objectives.

Текст научной работы на тему «Франчайзи как субъект франчайзинговой деятельности»

Вопросы студенческой науки

Выпуск №16, декабрь 2017

Франчайзи как субъект франчайзинговой деятельности Franchisee as a subject of franchising activities

Алешкова Дарья Вячеславовна

Студентка 4 курса, Институт систем управления ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет»

Г. Самара, Российская Федерация, e-mail: dashajuly343@gmail. com

Aleshkova Daria Vyacheslavovna

4-year student, Institute of Management Systems FGBOU VO "Samara State Economic University" e-mail:dashajuly343@gmail.com

Аннотация.

В работе рассматривается специфика деяельности франчайзи как одного из субъектов франчайзинговой деятельности. Показана актуальность рассмотрения данного вопроса в современном мире, связанная, прежде всего, с развитием малого предпринимательства в России путем увеличения доли франчайзи. Перечисены основные источники получения финансовых ресурсов франчайзера, а также направления использования данных ресурсов в соответствие с различными целями предпринимательской деятельности.

Annotation.

In this paper, the specificity of franchisee's activity as one of the subjects of franchising activity is considered. The relevance of the consideration of this issue in the modern world is shown, first of all, connected with the development of small business in Russia by increasing the share of franchisees. The main sources of financial resources for the franchisor are listed, as well as the directions of using these resources in accordance with various business objectives.

Ключевые слова: франшиза, франчайзер, франчайзи, коммерческая концессия, особенности развития, франчайзинг.

Keywords: franchise, franchisor, franchisee, commercial concession, features of development, franchising.

Экономическая ситуация, сложившаяся в настоящий момент времени, оказывает значительное влияние на институт предпринимательства в России. Для развития малого бизнеса требуется производить постоянный поиск способов его развития и функционирования. Одним из таких способов выступает франчайзинг.

Под франчайзингом понимается «способ организации бизнес-отношений между независимыми компаниями и/или физическими лицами, в рамках которой одна из сторон (франчайзи) получает от другой (франчайзера) официальное разрешение на использование знака обслуживания, фирменного стиля, деловой репутации, ноу-хау и готовой бизнес-модели» [4, c. 72]. При этом, франчайзи обязан продавать продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, установленным франчайзером.

Франчайзи получает права, которые связаны с использованием уникальных технологий, товарного знака, бренда и маркетинговых разработок. К тому же, обычно франчайзеры оказывают помощь франчайзи в вопросах организационного и технического обслуживания. Такие отношения можно сравнить с арендой, так как франчайзи использует свое право владения брендом лишь на время, пока им уплачиваются специальные взносы франчайзеру. Сумма взноса варьируется в зависимости от таких факторов, как известность компании и уровень предоставляемых прав. Эти суммы обычно оговариваются на первоначальных переговорах. Затем заключается контракт, посредством которого передается право на использование бренда и технологий, а также «франчайзинговый пакет», содержащий в себе подробное описание функций, которые требуются выполнять для поддержания стабильного функционирования бизнеса [2, c.27-28].

Франчайзером называется «компания, выдающая лицензию или передающая право использования своего товарного знака, ноу-хау и операционных систем. Так, франчайзер занимается созданием успешного продукта или услуги, он тратит деньги на исследования и развитие бизнеса, создание репутации и бренднейма - узнаваемого имиджа. Затем, после подтверждения работоспособности компании, бизнес-концепции и успешности реализации

Вопросы студенческой науки Выпуск № 16, декабрь 2017

бизнеса в целом, можно начать предлагать предпринимателям приобрести франшизу.

Следующее понятие, которое следует рассмотреть, это договор коммерческой концессии, который представляет собой договор «одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау)» [1, ст. 1027]. Это, собственно, и представляет собой франчайзинг.

Франчайзи - это компания, покупающая возможность обучения и помощи в создании бизнеса у франчайзера. При этом он обязуется платить франчайзеру роялти - сервисную плату за использование системы ведения работ франчайзера, ноу-хау и товарного знака. При этом, франчайзи также самостоятельно оплачивает затраты на создание бизнеса. Зачастую франчайзер предоставляет скидку на поставку основных материалов и расходных средств. Такая скидка позволяет франчайзи экономить на покупке продуктов, что значительно дешевле, чем развивать бизнес без франчайзера.

Так, под франшизой следует понимать полную бизнес - систему, которую франчайзи покупает у франчайзера.

Подобную систему также можно назвать франчайзинговым пакетом, включающим в себя рекомендации по ведению работ и другие материалы, которые принадлежат франчайзеру.

Отношения франчайзинга приносят прибыль и франчайзеру, и франчайзи.

Франчайзи, который заинтересован в максимизации продаж при минимальных затратах, должен следовать правилам ведения бизнеса по франшизе и участвовать в рекламных и маркетинговых компаниях, проводимых франчайзором. Франчайзер, в свою очередь, должен сосредоточенно работать над тем, чтобы лидировать в конкурентной борьбе, что было бы очень трудно сделать одному франчайзи, а также предоставляет необходимую поддержку с тем, чтобы франчайзи мог уделять все внимание своим ежедневным операциям.

Все перечисленное выше говорит о перспективности развития франчайзинга в условиях экономической нестабильности. Он способен поддерживать достаточный уровень предпринимательской деятельности как на региональном уровне, так и на федеральном в целом.

В российском законодательстве не существует такого понятия, как «франчайзинг», поэтому подобный способ организации бизнеса регламентируется через правовые основы договора коммерческой концессии, изложенные в Гражданском кодексе РФ, где ему посвящена Глава 54. Однако следует отметить, что не всякий договор коммерческой концессии является договором франшизы.

Статья 1027 ГК РФ говорит о том, что договор коммерческой концессии обязует одну сторону (правообладателя) предоставить другой стороне (пользователю) право использования для осуществления предпринимательской деятельности комплекса исключительных прав, которые принадлежат правообладателю, за вознаграждение на определенный срок или бессрочно. Туда же входит право на фирменное наименование, товарный знак, коммерческое обозначение и охраняемую коммерческую информацию. К тому же договором могут быть предусмотрены и другие объекты исключительных прав - знака обслуживания и товарного знака.

Договор коммерческой концессии обычно предусматривает участие в качестве сторон коммерческих организаций и граждан, которые являются зарегистрированными индивидуальными предпринимателями.

Обязательным является факт заключения договора коммерческой концессии в письменной форме. В противном случае подобный договор будет считаться ничтожным, то есть недействительным. Договор должен быть зарегистрирован по месту регистрации правообладателя или пользователя, в случае, если правообладателем выступает иностранное лицо.

В том случае, когда предметом договора коммерческой концессии выступает объект, который охраняется

202

Вопросы студенческой науки Выпуск № 16, декабрь 2017

патентным законодательством, договор подлежит регистрации, осуществляемой федеральным органом исполнительной власти в области патентов и товарных знаков. В соответствии со статьей 1028 ГК РФ, несоблюдение данного условия влечет признание договора ничтожным.

Статья 1031 ГК РФ предусматривает следующие обязательства правообладателя по договору коммерческой концессии:

1. Передать пользователю коммерческую и техническую документацию, а также иную информацию, которая является необходимой для осуществления прав, полученных им по договору коммерческой концессии, произвести инструктаж пользователя и работников по особенностям осуществления деятельности, связанной с приобретенными правами;

2. Предоставить пользователю все лицензии, предусмотренные договором, и оформить их в установленном

порядке.

К тому же, в круг обязанностей правообладателя по договору коммерческой концессии входят:

1. Обеспечение регистрации договора;

2. Оказание пользователю постоянной консультативной и технической помощи, в том числе содействовать в обучении и повышении квалификации сотрудников;

3.Контроль качества продукции или услуг, производимых в соответствии с договором коммерческой концессии. Это зафиксировано в статье 1031 ГК РФ.

В то же время, существует ряд обязанностей, касающихся пользователя и также отраженных в договоре:

1. Использовать при производстве и реализации продукции или услуг, предусмотренных договором, фирменного наименования и коммерческого обозначения правообладателя, указанного в договоре;

2. Обеспечить должное соответствие качества производимых товаров или услуг качеству аналогичные, которые производятся, выполняются и оказываются самим правообладателем;

3. Четко соблюдать инструкции правообладателя, его указания, связанные с обеспечением соответствия способов и условий осуществления комплекса прав так, как их использует правообладатель. К этому имеют отношения также и указания, относящиеся к внешнему и внутреннему оформлению помещений, которые будут использоваться для осуществления полученных по договору прав;

4. Оказывать покупателю весь спектр услуг, которыми бы он мог воспользоваться при приобретении товара или заказе услуги напрямую у правообладателя;

5. Держать в секрете производственные технологии и иную конфиденциальную коммерческую информацию, полученную от правообладателя;

6. Предоставлять покупателю информацию о том, что коммерческое обозначение, наименование, товарный знак и знак обслуживания используются на основании договора коммерческой концессии, что обозначено в статье 1032 ГК РФ.

Согласно статье 1034 ГК РФ, правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым требованиям о несоответствии качества товаров и услуг, которые реализуются по договору коммерческой концессии.

Так, например, если заемщик отказывается удовлетворять требования кредитора или кредитор не получил ответ не требования, такое требование предъявляется лицу, которое несет субсидиарную ответственность, исходя из статьи 399 ГК РФ.

Статья 323 ГК РФ характеризует солидарную ответственность как возможность кредитора требовать исполнения обязательств как от любого из заемщиков отдельно, так и совместно.

Вознаграждение по договору выплачивается пользователем фиксированными разовыми или периодическими платежами, являющимися процентом от выручки, наценки на оптовую цену, что зафиксировано в статье 1030 ГК РФ.

Можно сказать, что договор коммерческой концессии представляет собой интеграцию элементов аренды,

203

Вопросы студенческой науки Выпуск № 16, декабрь 2017

подряда, купли-продажи и представительства, но, несмотря на это, остается самостоятельной формой договорных взаимоотношений хозяйствующих субъектов.

Статья, регламентирующая порядок прекращения договора, говорит об условиях расторжения данного соглашения. В качестве этих условий рассматриваются действия, предпринимаемые при потере правообладателем или пользователем трудоспособности, или в случае смерти одного из них. Также, определяются права родственников участников договора при данных обстоятельствах.

В соответствии с действующим российским законодательством, каждый договор должен содержать информацию и его предмете, сроках исполнения и цене.

В случае договора коммерческой концессии предметом универсально выступает право пользования репутацией, именем, способами ведения бизнеса, принадлежащих правообладателю и имеющих хорошую репутацию на рынке. Вне зависимости от сферы ведения бизнеса, который ведется на условиях договора, предметом договора всегда будет передача прав и возможностей для эффективного ведения бизнеса, отсутствующих у пользователя и принадлежащих правообладателю.

Так, при заключении договора, необходимо будет определить непосредственно объект промышленной собственности, подлежащий передаче от правообладателя к пользователю, а также определить, защищен ли он от несанкционированного использования.

Особого внимания требует такой аспект, касающийся предмета договора, как исключительность передаваемых пользователю прав. Договор должен четко рассматривать вопрос о том, будут ли передаваемые права исключительными, и в случае положительного ответа, какой территорией они будут ограничены. В таком случае могут рассматриваться различные варианты. Так, например, при одновременной передаче права на товарный знак и помощи в поставке товаров для их реализации, соглашение определяет торговые квоты.

Отдельным блоком договора коммерческой концессии выступают обязанности, принимаемые на себя пользователем, которые также в большей мере определяются предметом договора. Основной обязанностью пользователя выступает плата за использование лицензии.

Существуют различные способы установления такой платы. Обычно им является единовременный вступительный взнос, выступающий как плата за лицензию, а также периодические платежи, являющиеся отчислениями от прибыли и именуемые «роялти». В то же время могут быть установлены и иные виды оплаты, представляющие плату за услуги обучения и взносов на рекламу.

Франчайзинг является развивающимся и достаточно перспективным способом организации предпринимательства как в мире, так и в России в частности.

Вопросы, касающиеся франчайзинга, особенно актуальны в настоящее время, так как франчайзинг в значительной степени способствует развитию малого и среднего бизнеса в России. На данный момент времени все больше проявляется стремление открывать собственные малые предприятия с целью получения постоянного источника доходов. Такая тенденция способна кардинально изменить макросоциальную ситуацию в стране. Это будет выражаться в увеличении численности среднего класса и видоизменении структуры ВВП, а именно в сторону преобладания малых и средних предприятий в его создании, путем производства готовой продукции и услуг [2, с. 41].

К тому же, франчайзинг способен решить еще одну актуальную экономическую проблему - безработицу. Это связано с тем, что посредством франчайзинга создаются новые рабочие места как для тех, кто не может открыть собственный бизнес, так и для тех, кто будет вследствие работать на франчайзи. Многие российские и зарубежные фирмы способны работать по системе франчайзинговых сетей, так как в их основе лежит лизинг, который, в свою очередь, обеспечивает минимальные риски для франчайзеров.

Суть отношений франчайзинга состоит в распределении рисков между франчайзером и франчайзи, а также увеличении охвата рынка, новых территорий. Так, например, риски, связанные с выбором местоположения, чаще

204

Вопросы студенческой науки Выпуск № 16, декабрь 2017

всего лежат непосредственно на франчайзи, и потери при наступлении рискового события будет нести именно он. В зависимости от того, какой объем рисков берет на себя франчайзер или франчайзи, зависит и размер их доходов.

Также, следует отметить, что франчайзи приобретает у франчайзера не только право пользования брендом, но и готовые конкурентные преимущества, которыми необходимо правильно воспользоваться. Здесь существует риск для франчайзера, связанный с возможностью раскрытия конфиденциальной информации конкурентам. Следующим этапом было выбрано рассмотрение функционирования финансов такой составляющей франчайзинговой деятельности, как франчайзи. Основными потребителями в области общественного питания являются люди различных возрастов, желающие перекусить вкусно и в приятной обстановке. Создание кафе, ресторанов, фаст-фудов и других заведений общественного питания не только освобождает от приготовления пищи, но и позволяет приятно провести время в новой обстановке.

Для осуществления подобного рода деятельности необходимы такие ресурсы, как персонал, техническое оснащение, знание технологии приготовления продукции, налаженные каналы сбыта, получения информации, проверенные партнеры и зарекомендовавший себя бренд.

С большинством ресурсов помощь оказывает франчайзер. Передача технологий производства и непосредственно сам бренд - вот то, на что может рассчитывать франчайзи при заключении договора коммерческой концессии. В остальном франчайзи также может получить помощь франчайзера, но эта помощь может быть как на безвозмездной, так и на платной основе, в зависимости от условий заключенного договора [3, с. 102]. Говоря о доходах франчайзи, можно выделить следующие статьи:

• выручка от основной деятельности;

• кредиты и займы (в т.ч. от франчайзера);

• доходы по вложениям франчайзи (вклады, акции, паи и др.);

• паушальные платежи (при возможности субфранчайзинга);

• роялти (при возможности субфранчайзинга).

Видно, что франчайзи обычно имеет меньше статей доходов, нежели франчайзер. Однако если имеют место отношения субфранчайзинга, франчайзи может иметь больше источников доходов.

Расходами франчайзи в значительной степени выступают расходы на осуществление основной деятельности и выплаты в пользу франчайзера:

• регистрация предпринимателя;

• паушальный платеж;

• роялти;

• иные выплаты в пользу франчайзера;

• проведение сертификации предприятия общественного питания;

• расходы на аренду помещения и оборудование;

• ремонт помещения и его обустройство;

• приобретение необходимых для осуществления деятельности продуктов (обычно через франчайзера) ;

• получение разрешений СЭС, Роспотребназдора, Государственной пожарной службы и др.;

• обслуживание систем кондиционирования, вывоза мусора и товарно-бытовых отходов, дезинсекцию помещений;

• обучение персонала;

• маркетинговые расходы: исследования и рекламные кампании в своем регионе;

• выплата процентов по кредитам и займам;

• заработная плата сотрудникам и иные виды вознаграждений;

• страховые взносы;

• логистические расходы;

Вопросы студенческой науки

Выпуск №16, декабрь 2017

• уплата налогов, предусмотренных законодательством;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• инвестиции;

• создание резервов.

Здесь, как и в ситуации с финансовыми ресурсами франчайзера, финансы выполняют три основные функции, способствующие оптимальному функционированию предприятия: накопительную - общее финансовое обеспечение предпринимательства; распределительную - оплата текущих расходов и вложений; контрольную - обеспечение эффективного использования имеющихся финансовых ресурсов предприятия.

Список используемой литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ(ред. от 28.03.2017)//Собрание законодательства РФ. -2017.

2. Круглова Н. Ю.. Хозяйственное право. Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп.— М.: Издательство РДЛ.— 2013. 912 с.

3. Меркулов А., Франчайзинг от А до Я //. -М.: Феникс, 2013. -160 с.

4. Танин Ю.В., Шахова М.С. Франчайзинг: теория и российская практика. — М.: МАКС Пресс, 2013. — 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.