Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ БОЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ АВИАЦИЕЙ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРОТИВОВОЗДУШНУЮ ОБОРОНУ'

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ БОЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ АВИАЦИЕЙ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРОТИВОВОЗДУШНУЮ ОБОРОНУ Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
232
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗОНА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПВО / СИСТЕМА БОЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ АВИАЦИЕЙ / ОРГАНЫ И ПУНКТЫ УПРАВЛЕНИЯ АВИАЦИЕЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПУНКТОВ УПРАВЛЕНИЯ АВИАЦИЕЙ

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Чуркин Игорь Петрович

Представлены выводы из анализа существующей системы боевого управления авиацией в Арктической зоне ответственности за противовоздушную оборону (ПВО) и предложения по ее совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Чуркин Игорь Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF AVIATION COMBAT CONTROL SYSTEM IN THE ARCTIC AIR DEFENSE RESPONSIBILITY ZONE

The paper presents conclusions from the analysis of the existing system of combat aviation control in the Arctic zone of responsibility for anti-aircraft defense (AAD) and makes proposals for its improvement.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ БОЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ АВИАЦИЕЙ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРОТИВОВОЗДУШНУЮ ОБОРОНУ»

Развитие системы боевого управления авиацией в Арктической зоне ответственности за противовоздушную оборону

Генерал-майор И.П. ЧУРКИН, кандидат военных наук

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Представлены выводы из анализа существующей системы боевого управления авиацией в Арктической зоне ответственности за противовоздушную оборону (ПВО) и предложения по ее совершенствованию.

The paper presents conclusions from the analysis of the existing system of combat aviation control in the Arctic zone of responsibility for anti-aircraft defense (AAD) and makes proposals for its improvement.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Зона ответственности за ПВО, система боевого управления авиацией, органы и пункты управления авиацией, профессиональная подготовка должностных лиц пунктов управления авиацией.

Air defense area of responsibility, aviation combat control system, aviation control bodies and control points, professional training of aviation control point officials.

«СЛЫШУ, вижу, управляю» — основа всей системы боевого управления авиацией. От уровня профессиональной подготовленности, твердых навыков и личностных качеств должностных лиц органов и пунктов управления авиацией во многом зависят ход и исход воздушного боя, эффективное поражение авиацией наземных и надводных целей и в целом — успешное выполнение ею боевых задач, а также безопасность воздушного движения.

Во время Великой Отечественной войны основную роль в наведении истребителей на самолеты противника выполняли авиационные наводчики из числа летного состава на постах наведения. Управление осуществлялось в пределах визуальной видимости. С появлением радиолокационных станций (РЛС) данные о воздушной обстановке как по истребителям, так и по самолетам противника передавались на командный пункт, где наносились на планшет. Командир полка оценивал воздушную обстановку, принимал решение и давал указания экипажам истребителей по средствам радиосвязи самостоятельно или через авиационного наводчика.

В целях непрерывного управления боевыми действиями на командных пунктах полков истребительной авиации устанавливалось круглосуточное дежурство боевых расчетов, в состав которых входил дежурный штурман.

По мере оснащения командных пунктов индикаторами кругового обзора РЛС, отражающих воздушную обстановку, дежурный штурман выполнял наведения истребителей на воздушные цели не только по планшету, но и используя первичную радиолокационную обстановку. В дальнейшем его должность стала называться «штурман наведения».

С развитием авиации и средств управления требования к штурманам наведения возросли. От них требовались знания летного дела; тактико-технических характеристик своих самолетов и самолетов противника; характеристик РЛС, средств связи и автоматизированных систем управления (АСУ); района полетов и многих других вопросов, связанных с их профессиональной деятельностью. Появились задачи приведения частей в различные степени боевой готовности, несение боевого дежурства по

противовоздушной обороне. Должность «штурман наведения» уже не вмещала функций, заложенных в нее изначально, поэтому с 1986 года она стала называться — «офицер боевого управления» (ОБУ).

В сфере человеческой деятельности труд специалистов, связанных непосредственно с боевым управлением авиацией, управлением воздушным движением, относится к числу наиболее сложных. Работа ОБУ имеет ряд особенностей, важнейшей из которых является интенсивная мыслительная деятельность с высокой нервно-эмоциональной нагрузкой в процессе управления. Ее суть заключается в учете множества факторов и большого количества информации, проведении быстрых и точных расчетов и действий, принятии решения для безусловного и безопасного выполнения поставленной задачи.

Успешное выполнение задач, решаемых в процессе управления летательными аппаратами, возможно при правильной организации работы и четком взаимодействии должностных лиц, участвующих в управлении и обеспечении полетов, непрерывном контроле за полетами (перелетами) воздушных судов, состоянием уровня подготовки летных экипажей и группы руководства полетами.

Боевое управление летательными аппаратами, как собственно и любой процесс, связанный с военным управлением, должно быть: устойчивым, непрерывным, оперативным и скрытным.

Устойчивость — это способность системы управления сохранять текущее состояние при влиянии внешних воздействий. Достигается она высоким уровнем профессиональной подготовки органов и пунктов управления, рациональным их расположением, дублированием средств управления, организацией всестороннего обеспечения и применения средств управления.

Непрерывность управления — это постоянное воздействие органа управления в зоне ответственности на ход выполнения полетных заданий экипажами (группами). Непрерывность управления достигается получением и передачей в любой момент необходимой информации и команд экипажам с постоянным контролем за полетами на всех этапах выполнения заданий.

Оперативность управления — это способность органа управления в ограниченное время быстро реагировать на все изменения обстановки и своевременно влиять на ход выполнения полетных заданий экипажами в интересах реализации поставленных задач и обеспечения безопасности полетов. Достигается своевременными и энергичными действиями ОБУ по поддержанию в воздухе установленного порядка, правильным и быстрым реагированием на любую возникшую в воздухе аварийную обстановку, принятием оптимального решения и немедленным доведением его до исполнителей, постоянным контролем за выполнением. Оперативность управления авиацией обеспечивается строгой централизацией, высокой выучкой и слаженностью работы должностных лиц боевых расчетов, осуществляющих управление летательными аппаратами, строгим соблюдением радиообмена и порядка выполнения полетных заданий.

Скрытность управления — это закрытый обмен информацией между экипажем и органом (пунктом) управления. Она достигается комплексным применением АСУ, засекречивающей аппаратуры связи в сочетании с кодированным радиообменом между ними.

Для управления экипажами при вылете из состава дежурных сил, а также при выполнении полетов по планам боевой подготовки для наведения самолетов и вертолетов на воз-

душные цели, обеспечения контроля за полетами и перелетами воздушных судов за пределами реализуемого поля управления командного пункта авиационного полка создается сеть пунктов наведения авиации (ПНА).

Выполнению практических задач, связанных с управлением экипажами воздушных судов (выполнением задач по предназначению ОБУ), предшествует огромный комплекс подготовительных мероприятий. До 1992 года в авиации ПВО, соединениях и частях истребительной авиации ВВС существовала фундаментальная система подготовки ОБУ (рис. 1). После окончания профильного военного учебного заведения (Ставропольское ВВАУЛШ ПВО, Ворошиловоградское ВВАУШ, военные кафедры ВУЗов гражданской авиации) ОБУ проходил службу в течение двух-трех лет на КП истребительного авиационного полка, достигал уровня профессиональной подготовки «штурмана наведения 1-го (2-го) класса».

Далее офицер боевого управления с классной квалификацией не ниже «штурман наведения 2-го класса», подготовленный к управлению всеми летательными аппаратами во всем диапазоне высот и скоростей их применения, направлялся для дальнейшего прохождения службы на ПНА. При этом, как правило, каждому авиационному полку решением командира соединения были оперативно подчинены три-четыре ПНА и начальник штаба авиационного полка был заинтересован в профессиональной подготовке ОБУ оперативно подчиненных ПНА. Количество летных смен авиационных полков позволяло поддерживать твердые навыки ОБУ ПНА в управлении авиацией.

При выполнении боевых задач (боевое дежурство по ПВО) и задач, связанных с мероприятиями боевой подготовки (летно-тактические учения), непосредственное управление

Рис. 1. Система подготовки ОБУ в период до 1992 года

истребительной авиацией планировалось и практически выполнялось за пределами реализуемого поля управления КП полка именно с ПНА. Тем самым был решен вопрос ввода в бой истребителей со средствами воздушного нападения противника на максимально возможно удаленных рубежах от обороняемых объектов, за пределами зон поражения зенитных ракетных комплексов ПВО.

В целом был реализован управляемый комплекс мероприятий по селекции, замене и, как следствие, кадровому росту данной категории специалистов — офицеров боевого управления.

В настоящее время обеспечить функционирование подобной системы по ряду объективных причин не представляется возможным. Выпускники учебных заведений, зачастую и не профильных, прибывают после выпуска сразу на место службы (в частности, ПНА Арктической зоны ответственности за ПВО). В профессиональном отношении из-за отсутствия необходимой практической подготовки они подготовлены слабо и,

как следствие, не способны качественно выполнять задачи по предназначению без дополнительной подготовки в авиационных частях объединения ВВС и ПВО, а закончившие непрофильные вузы — после переучивания в 4-м Государственном центре подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний. В свою очередь, комплекс мероприятий, направленных на практическую подготовку, качественно организовать в авиационных частях объединения не представляется возможным по причинам, связанным с особенностями выполнения задач и имеющимися ресурсными ограничениями. В результате на рабочих местах в пунктах постоянной дислокации (ПНА) находятся ОБУ, недостаточно подготовленные к решению задач по предназначению, что значительно снижает эффективность управления авиацией.

В Арктической зоне ответственности за ПВО в период с 2019 по 2022 год проведены оценки соответствия системы управления авиацией предъявляемым требованиям. Они были проведены экспертной группой

специалистов в предметной области под руководством автора статьи. Оценке подверглись: органы и пункты управления авиацией (КП авиационных частей оперативно-тактической и специальной авиации, пункты наведения авиации, виды связи, комплексы средств автоматизации (КСА) и АСУ) двух соединений ПВО, Береговых войск Северного флота.

Проверен и индивидуально оценен уровень профессиональной подготовки практически каждого офицера боевого управления на КП авиационных частей и пунктах наведения авиации объединения. Проведенные оценки показали: эффективность существующей системы управления авиацией значительно снижена. Основная причина — крайне низкая профессиональная подготовка органов управления — офицеров боевого управления (КП, ПНА). Это следствие результат многолетнего синтеза объективных и субъективных причин.

В то же время общая структура пунктов управления в Арктической зоне ответственности и ее техническая основа соответствуют предъявляемым требованиям в минимальных объемах. В перспективе, с учетом оснащения новыми образцами вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) связи и АСУ, структура пунктов управления авиации в Арктической зоне ответственности за ПВО позволит качественно решать задачи управления оперативно-тактической и специальной авиацией.

Категория летательных аппаратов класса «истребитель-перехватчик» осталась в прошлом за некоторым исключением. Ведущие конструкторские бюро («Су», «МиГ») с начала 2000 годов перешли на производство летательных аппаратов поколения «4+», «4++» и «5». Создан и эксплуатируется в Вооруженных Силах Российской Федерации класс летательных аппара-

тов «многофункциональный самолет оперативно-тактической авиации», способный применять всю имеющуюся и перспективную номенклатуру авиационных средств поражения: управляемые ракеты «воздух-воздух», управляемые ракеты «воздух-поверхность», авиационные управляемые бомбы, неуправляемые средства поражения (ракеты, авиационные бомбы).

На вооружении объединения ВВС и ПВО Северного флота находятся многофункциональные самолеты оперативно-тактической авиации, управление которыми ОБУ ПНА, входящих в состав дивизий ПВО, выходит за рамки привычного для понимания наведения «истребителя-перехватчика на воздушную цель». А управление и применение самолетов-бомбардировщиков и многоцелевых самолетов оперативно-тактической авиации по наземным и надводным целям, специальной авиации (противолодочной) при выполнении практических мероприятий по поиску, слежению и уничтожению иностранных подводных лодок не входит в компетенцию ОБУ ПНА дивизий ПВО по определению.

Причиной данного положения дел является разрыв между реальной действительностью и объективного стареющей системой боевого управления авиацией. Выявлены, с точки зрения автора, основные организационные недостатки:

• подчиненность ПНА неспециалистам в предметной области, а руководству соединений ПВО, тактических групп Береговых войск Северного флота, которые в силу ряда объективных причин не способны качественно подготовить в профессиональном отношении ОБУ ПНА и контролировать выполнение ими задач по предназначению — наведение истребителей на воздушные цели;

• отсутствие в соединениях ПВО и Береговых войсках Северного фло-

та специалистов в области применения оперативно-тактической и специальной авиации при выполнении задач наведения на морские надводные и наземные цели, управления и применения противолодочной авиации при выполнении задач поиска и уничтожения иностранных подводных лодок в ближней морской зоне и территориальных водах Российской Федерации;

• частое откомандирование ОБУ ПНА в авиационные части, находящиеся территориально на Кольском полуострове, для сдачи теоретических зачетов, поддержания достигнутого уровня практической натренированности в ходе проверок в умении управлять летательными аппаратами, прохождения стационарных врачеб-но-летных комиссий и углубленных медицинских осмотров в медицинских учреждениях Северного флота. Результат — фактически до 50 % личного состава органов управления авиацией (ПНА) практически постоянно находится вне пунктов постоянной дислокации.

После завершения оценок, проведения анализа их результатов экспертной группой сформированы предложения по совершенствованию

системы управления авиацией (рис. 2). В основу предложений положена интеграция органов управления авиацией в Арктической зоне ответственности за ПВО в единую систему управления оперативно-тактической и специальной авиацией с созданием на базе Территориального центра управления (ТЦУ) оперативного объединения ВВС и ПВО Северного флота «Центра подготовки, управления и применения дежурных сил авиации», что позволит:

• организовать обучение и поддержание практических навыков всех ОБУ Арктической зоны ответственности за ПВО на базе ТЦУ и авиационных частей территориально находящихся на Кольском полуострове;

• организовать посменное дежурство (вахтовым методом) подготовленных в полном объеме офицеров по боевому управлению на всех ПНА Арктической зоны ответственности;

• обеспечить оперативное управление и качественное взаимодействие авиации оперативного объединения ВВС и ПВО Северного флота с воинскими формированиями Сухопутных и Береговых войск на Арктическом ТВД.

Интеграция органов управления авиацией в Арктической зоне ответственности за ПВО в единую систему управления оперативно-тактической и специальной авиацией

Я

СОЗДАНИЕ Центра подготовки, управления и применения дежурных сил авиации 45 А ВВС и ПВО на базе ТЦУ 45 А ВВС и ПВО (г. Североморск)

Рис. 2. Предложения по совершенствованию системы управления авиацией

Центр подготовки, управления и применения дежурных сил авиации целесообразно создать путем наращивания существующих в составе ТЦУ отделений: боевого управления; боевого управления и взаимодействия авиации с Сухопутными войсками и предлагаемого к созданию отделения организации управления и применения дежурных сил.

Изыскания дополнительной штатной численности и финансовых средств для проведения организационно-штатных мероприятий не потребуется. Более того, предполагается сокращение до 30 % ОБУ.

В оперативном объединении ВВС и ПВО Северного флота в инициативном порядке с 2021 года проводится военно-технический эксперимент, суть которого заключается в непосредственном управлении авиацией дежурных сил (ПВО, ПЛО и ПСО) с «удаленной точки управления».

«Удаленная точка управления» представляет собой рабочее место ОБУ вне оборудованного ПУ авиацией (КП иап, ПНА), оснащенное системой, интегрирующей потоки радиолокационной информации о воздушной обстановке с наземной сетью централизованной УКВ связи.

Фактически при проведении эксперимента ОБУ занимал любое рабочее место, оборудованное выносной аппаратурой КСА от звена радиотехнической части до оперативного объединения ВВС и ПВО Северного флота и выполнял практическое управление (наведение многофункционального самолета оперативно-тактической авиации на воздушную, морскую, наземную цель с использованием аппаратуры наземной сети централизованной и разветвленной УКВ связи) за пределами привычного для понимания поля управления, значительно превышающего дальность действия УКВ связи от места нахождения ОБУ.

В развитии эксперимента проведена интеграция органов управления авиации соединения ПВО и объединения ВВС и ПВО Северного флота в единый организм, территориально расположенный в едином зале боевого управления объединения ВВС и ПВО. При этом непосредственное управление ОБУ ПНА осуществляется с ТЦУ объединения ВВС и ПВО, исключая звено управления КП соединения ПВО. Достигнута оперативность информационного обмена между всеми органами управления авиацией и решены вопросы безопасности полетов при выполнении задач в едином воздушном пространстве над акваторией Баренцева моря: истребителями, входящими в дежурные силы в Арктической зоне ответственности за ПВО, самолетами оперативно-тактической авиации, выполняющими задачи по поддержанию оперативного режима, и самолетами специальной авиации, выполняющими противолодочные задачи и задачи поисково-спасательного обеспечения.

Таким образом, практические результаты эксперимента показывают реальную возможность решить проблему «слабого звена» в системе управления авиацией в Арктической зоне ответственности за ПВО и повысить эффективность управления авиацией за счет повышения уровня профессиональной подготовки и уменьшения штата ОБУ.

Развитие военно-технического эксперимента в плоскость оснащения «удаленных точек управления» автоматизированной системой управления позволит реально перейти с управления в голосовом режиме на управление многофункциональными самолетами оперативно-тактической авиации во всей Арктической зоне ответственности за ПВО по телекодовым радиолиниям с рабочего места, находящегося непосредственно на ТЦУ оперативного объединения ВВС и ПВО Северного флота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.