Научная статья на тему 'СПОСОБ СОВМЕСТНОГО ПРИМЕНЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ МАЛОГО КЛАССА И МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ БОМБАРДИРОВЩИКОВ ПРИ ПОРАЖЕНИИ СРЕДСТВ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ НА МАРШРУТЕ ПОЛЕТА'

СПОСОБ СОВМЕСТНОГО ПРИМЕНЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ МАЛОГО КЛАССА И МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ БОМБАРДИРОВЩИКОВ ПРИ ПОРАЖЕНИИ СРЕДСТВ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ НА МАРШРУТЕ ПОЛЕТА Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
646
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тактические истребители / система противовоздушной обороны / разведывательно-ударные группы / беспилотные летательные аппараты малого класса / многофункциональные бомбардировщики / способ применения / совместные действия / алгоритм совместных действий. / tactical fighters / air defense system / reconnaissance and strike groups / small-class unmanned aerial vehicles / multifunctional bombers / method application / joint actions / algorithm of joint actions.

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Ананьев А.В., Рыбалко А.Г., Петренко С.П., Ильинов Е.В.

В статье проведен анализ вероятного варианта построения условным противником глубокоэшелонированной системы противовоздушной обороны в районе боевых действий. Рассмотрены известные в военной науке подходы по обеспечению преодоления такой системы авиационными комплексами оперативно-тактической авиации при выполнении задач в оперативно-тактической глубине. На условном примере выполнения формированием многофункциональных бомбардировщиков боевой задачи по поражению элементов системы управления противника показано, что выделяемых сил для противодействия истребителям противовоздушной обороны недостаточно. Разработанный способ совместного применения разведывательно-ударных групп беспилотных летательных аппаратов малого класса, поражающих тактические истребители на открытых стоянках, и группы многофункциональных бомбардировщиков, действующих по средствам противовоздушной обороны на маршруте полета основных ударных сил оперативно-тактической авиации, позволяет компенсировать нехватку ресурсов истребителей прикрытия, тем самым повышая вероятность выполнения поставленной задачи. Предложен алгоритм реализации заявленного способа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Ананьев А.В., Рыбалко А.Г., Петренко С.П., Ильинов Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SMALL-CLASS UNMANNED AERIAL VEHICLES AND MULTIFUNCTIONAL BOMBERS JOINT USAGE METHOD WHEN HITTING AIR DEFENSE SYSTEMS ON THE FLIGHT ROUTE

The analysis of the conditional enemy deep-echeloned air defense system construction probable variant in the combat area is carried out in the article. Approaches to ensure that such a system is overcome by operational-tactical aviation complexes when performing tasks in operational-tactical depth, known in military science, are considered. Using a conditional example of the execution of a combat task by the formation of multifunctional bombers to defeat elements of the enemy's control system, it is shown that the forces allocated to counteract air defense fighters are not enough. The smallclass unmanned aerial vehicles reconnaissance and strike groups joint usage method that hit tactical fighters in open parking lots, and a group of multifunctional bombers operating by means of air defense on the flight route of the main strike forces of operational and tactical aviation, makes it possible to compensate for the lack of resources of cover fighters, thereby increasing the likelihood of completing the task. The algorithm for implementing the claimed method is proposed.

Текст научной работы на тему «СПОСОБ СОВМЕСТНОГО ПРИМЕНЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ МАЛОГО КЛАССА И МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ БОМБАРДИРОВЩИКОВ ПРИ ПОРАЖЕНИИ СРЕДСТВ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ НА МАРШРУТЕ ПОЛЕТА»

оперативное искусство и тактика

УДК 355.469.34 ГРНТИ 78.25.13

СПОСОБ СОВМЕСТНОГО ПРИМЕНЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ МАЛОГО КЛАССА И МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ БОМБАРДИРОВЩИКОВ ПРИ ПОРАЖЕНИИ СРЕДСТВ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ НА МАРШРУТЕ ПОЛЕТА

А.В. АНАНЬЕВ, доктор технических наук

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

А.Г. РЫБАЛКО

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

С.П. ПЕТРЕНКО

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) Е.В. ИЛЬИНОВ, кандидат военных наук, доцент

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

В статье проведен анализ вероятного варианта построения условным противником глубокоэшелонированной системы противовоздушной обороны в районе боевых действий. Рассмотрены известные в военной науке подходы по обеспечению преодоления такой системы авиационными комплексами оперативно-тактической авиации при выполнении задач в оперативно-тактической глубине. На условном примере выполнения формированием многофункциональных бомбардировщиков боевой задачи по поражению элементов системы управления противника показано, что выделяемых сил для противодействия истребителям противовоздушной обороны недостаточно. Разработанный способ совместного применения разведывательно-ударных групп беспилотных летательных аппаратов малого класса, поражающих тактические истребители на открытых стоянках, и группы многофункциональных бомбардировщиков, действующих по средствам противовоздушной обороны на маршруте полета основных ударных сил оперативно-тактической авиации, позволяет компенсировать нехватку ресурсов истребителей прикрытия, тем самым повышая вероятность выполнения поставленной задачи. Предложен алгоритм реализации заявленного способа.

Ключевые слова: тактические истребители, система противовоздушной обороны, разведывательно-ударные группы, беспилотные летательные аппараты малого класса, многофункциональные бомбардировщики, способ применения, совместные действия, алгоритм совместных действий.

THE SMALL-CLASS UNMANNED AERIAL VEHICLES AND MULTIFUNCTIONAL BOMBERS JOINT USAGE METHOD WHEN HITTING AIR DEFENSE SYSTEMS ON THE FLIGHT ROUTE

A.V. ANANEV, Doctor of Technical sciences

MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

A.G. RYBALKO

MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

S.P. PETRENKO

MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh) E.V. ILINOV, Candidate of Military Sciences, Associate Professor MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

The analysis of the conditional enemy deep-echeloned air defense system construction probable variant in the combat area is carried out in the article. Approaches to ensure that such a system is overcome by operational-tactical aviation complexes when performing tasks in operational-tactical depth, known in military science, are considered. Using a conditional example of the execution of a combat task by the formation of multifunctional bombers to defeat elements of the enemy's control system, it is shown that the forces allocated to counteract air defense fighters are not enough. The small-class unmanned aerial vehicles reconnaissance and strike groups joint usage method that hit tactical fighters in open parking lots, and a group of multifunctional bombers operating by means of air defense on the flight route of the main strike forces of operational and tactical aviation, makes it possible to compensate for the lack of resources of cover fighters, thereby increasing the likelihood of completing the task. The algorithm for implementing the claimed method is proposed.

Keywords: tactical fighters, air defense system, reconnaissance and strike groups, small-class unmanned aerial vehicles, multifunctional bombers, method application, joint actions, algorithm of joint actions.

Введение. Анализ вооруженных конфликтов второй половины XX века и первых десятилетий XXI века показывает, что организация противовоздушной обороны (ПВО) существенно влияет на исход боевых действий [1-3]. Значимость выделяемых противоборствующими сторонами ресурсов и необходимых затрат на заблаговременное создание глубокоэшелонированной системы ПВО в районе предстоящих военных действий подтверждается статистикой боевых потерь авиации от воздействия различных средств ПВО. Так, например, в результате операции «Буря в пустыне» в Ираке в 1991 году [4] авиация многонациональных сил в воздушных и противовоздушных боях потеряла 26 самолетов, из них 22 были сбиты зенитными ракетными комплексами (ЗРК) различной дальности действия системы ПВО Ирака и 4 самолета - силами истребительной авиации (ИА). В тоже время, в ходе воздушных боев с тактическими истребителями (ТИ) стран НАТО, принимавших участие в этой войне, от воздействия управляемых ракет (УР) класса «воздух-воздух» («В-В») Ирак потерял 39 самолетов. В последующих военных конфликтах XXI века страны, имея на вооружении крылатые ракеты и многофункциональные авиационные комплексы (МАК) 4-го поколения и нанося массированные ракетно-авиационные удары (МРАУ), не позволяли создавать обороняющейся стороне, не обладающей высокотехнологичными вооруженными силами, условий для организации на своей территории полноценной системы ПВО [5]. МРАУ являются одним из элементов подготовки к сухопутной фазе боевых действий, цель которых заключается в достижении превосходства в воздухе в заданном районе. При этом закрепление достигнутого превосходства обеспечивается применением ТИ тактической авиации (ТА) из районов (зон) патрулирования в воздухе (ЗПВ).

Иное положение дел складывается в вероятных вооруженных конфликтах государств с высокотехнологичными вооруженными силами, для получения преимущества в которых необходимо изыскивать новые альтернативные способы действий, в том числе для поражения ТИ, выполняющих задачу дежурства по ПВО на открытых стоянках и из ЗПВ.

Актуальность. Рассмотрим вариант построения условным противником глубокоэшелонированной системы ПВО в районе боевых действий и проведем анализ известных в военной науке подходов по обеспечению преодоления такой системы авиационными комплексами оперативно-тактической авиации (ОТА) при выполнении задач в оперативно-тактической глубине. Возможный вариант построения системы ПВО противника, прикрывающей основные боевые порядки сухопутных формирований при ведении наступательной операции на театре военных действий (ТВД), представлен на рисунке 1.

Анализ открытых источников по оперативному построению боевых порядков [6], тактики действий вероятного противника [7], результатов учений вооруженных сил стран НАТО по использованию транспортной инфраструктуры возможных ТВД [8, 9] позволил выделить в системе ПВО следующие элементы, которые будут назначаться для огневого поражения.

Рисунок 1 - Система ПВО в зоне вооруженного конфликта (вариант)

Элементы, которые будут назначаться для огневого поражения:

1. Войсковые средства ПВО, расположенные непосредственно в боевых порядках первого эшелона, перед линией боевого соприкосновения (ЛБС), основными из которых являются ЗРК малой дальности (ЗРК МД). Данные средства могут оказать существенное противодействие экипажам ударной авиации, преодолевающим их зону ответственности на малых и предельно малых высотах. Однако боевые возможности ЗРК МД существенно ограничены дальностью действия и высотой поражения воздушных целей.

2. Огневые позиции ЗРК средней дальности (ЗРК СД) первого и второго эшелона. Данные средства создают сплошную зону поражения, тем самым обеспечивая прикрытие от средств воздушного нападения (СВН) всего сухопутного формирования, ведущего наступление. Боевые возможности ЗРК СД позволяют поражать воздушные цели в широком диапазоне высот и скоростей полета.

3. Дивизионы ЗРК большой дальности (ЗРК БД), расположенные за ЗРК СД второго эшелона и обеспечивающие прикрытие наиболее важных элементов оперативного построения сухопутных формирований, таких как основной командный пункт армейского корпуса (ОКП АК), оперативные резервы, районы формирования воздушного десанта, а также аэродромы (площадки) основного, оперативного и вспомогательного назначения.

4. Истребительная авиация ПВО противника, рассредоточенная на одном оперативном аэродроме и нескольких аэродромных участках дорог (АУД). При этом на каждой оперативной площадке одна пара ТИ занимает ЗПВ, расположенные за зоной поражения ЗРК БД, а вторая пара находится на земле в 5-ти минутной готовности к взлету.

5. Высокоэффективная система разведки и контроля воздушного пространства, представленная центром управления оповещения и постами управления оповещения (ЦУО, ПУО), наращиваемая авиационным комплексом дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ), например, системы «АВАКС» и космическими средствами разведки.

Как уже было отмечено выше, одним из способов противодействия системе ПВО противоборствующей стороны является поражение ее огневых средств. В качестве наиболее важных целей рассматриваются: командные пункты и позиции ЗРК (командно-штабные машины, радиолокационные станции (РЛС) и пусковые установки); пункты наведения и управления авиацией; объекты и инфраструктура аэродромов базирования ИА - взлетно-посадочные полосы (ВПП) и магистральные рулежные дорожки (МРД), авиационная техника на открытых стоянках и в укрытиях. При этом огневое поражение средств ПВО на земле будет осуществляться ударами авиации, реактивной артиллерией, а также комплексами оперативно-тактических ракет (ОТР). Однако, противодействие ТИ ПВО, патрулирующим воздушное пространство, может оказать исключительно истребительная авиация, выполняя перехват воздушных целей и ведение воздушного боя с применением УР класса «В-В» большой дальности (БД). Это объясняется тем, что ЗПВ истребителей противника располагаются, как правило, над своей территорией, вне зоны поражения ЗРК. Согласно анализу открытых данных по тактико-техническим характеристикам (ТТХ) современных ТИ [10-13], обобщенных в таблице 1, боевые возможности ТИ ПВО по поражению воздушных целей на дальних подступах к своей зоне ответственности постоянно увеличиваются.

Таблица 1 - Тактико-технические характеристики тактических истребителей вероятного противника

Наименование характеристики Типы тактических истребителей

F-15 F-16 EF-2000 F-22 F-35А

Максимальная скорость полета на высоте/у земли, км/ч 2655/1490 2145/1436 2450/1400 2410/1490 1930/нд

Практический потолок, м 18300 17200 16800 19800 18300

Тактический радиус действия, км 870 950 465-550 760 1000

Время дежурства в воздухе, час 2 2 3 2 2

Максимальная дальность обнаружения воздушных целей типа «самолет» (ЭПР=3 м2), км 130 100 90-150 200 150

Количество управляемых ракет класса «воздух-воздух» большой дальности (типа А1М-120) внутренняя/внешняя подвеска, шт. -/8 -/6 -/6 6/- 4/4

Максимальная дальность пуска УР «В-В» БД, км 70-80 70-80 105 120 120

Возможности истребителя по одновременному сопровождению/атаки/наведению управляемых ракет на воздушные цели 10/2 6/2 4/2/2 20/10/8 20/6/6

Экипаж, чел. 2 1 1 1 1

Время, необходимое для взлета из готовности № 1, мин 5 5 5 5 5

Рассмотрим возможный вариант применения многофункциональных бомбардировщиков (МФБ) при поражении пунктов управления войск (сил) оперативного уровня. На рисунке 2 представлен боевой порядок тактического формирования ОТА и условный сценарий нанесения МФБ авиационного удара по ОКП АК с преодолением глубокоэшелонированной системы ПВО, а также ответные действия противника.

Рисунок 2 - Сценарий противодействия средствам ПВО на маршруте полета силами формирования оперативно-тактической авиации при выполнении задачи по поражению пунктов управления противника (вариант)

Так, в общем замысле боевых действий наших войск, подавление ПВО противника в полосе пролета групп тактического назначения (ГТН) формирования МФБ ОТА будет организовано следующим образом. Войсковые средства ПВО сухопутных формирований противника (ЗРК МД) поражаются с помощью реактивных систем залпового огня (РСЗО). Подавление огневых позиций ЗРК СД первого эшелона осуществляется нанесением авиационных ударов самолетами штурмовой авиации (ША), а позиций второго эшелона - ударами ОТР. Воспрещение наращивания сил ТА за счет ввода в бой ТИ из положения дежурства на земле осуществляется путем нанесения ракетных ударов ОТР по оперативным аэродромам. Непосредственно на маршруте полета поражение позиций ЗРК БД выполняется специально созданной для этой цели группой подавления ПВО. Таким образом, за счет выполнения обеспечивающих мероприятий, будут созданы условия для пролета ударной группы МФБ.

Однако, для прикрытия образовавшейся бреши в противовоздушной обороне своих войск, противник сместит ЗПВ в сторону ЛБС, дополнительно нарастив силы за счет ТИ, дежуривших на АУД, исключив тем самым возможность их поражения на земле МФБ из состава группы подавления ПВО. Тогда для прикрытия самолетов данной группы, приданные многофункциональные истребители (МФИ) из состава группы расчистки воздушного пространства свяжут боем ТИ из ЗПВ.

При этом соотношение сил станет не в пользу наших истребителей, так как количество ТИ противника увеличится. Кроме того, МФБ ударной группы окажут противодействие ТИ из других зон патрулирования в воздухе. Поэтому МФИ, предназначенные для постановки заслонов в воздухе, а также МФБ, назначенные из состава группы прикрытия от атак истребительной авиации, будут вынуждены вступить в воздушный бой с ТИ противника. Очевидно, что в данной ситуации соотношение сил будет также не в пользу наших истребителей прикрытия. В дальнейшем ТИ противника, оставшиеся после проведения воздушных боев с нашими МФИ и МФБ, окажут противодействие самолетам ударной группы. Расчеты показывают, что за счет численного превосходства противника будут поражены все МФБ из состава группы прикрытия и большая часть МФИ сопровождения, при этом, потери ТИ противника составят 40-50 %. Однако, оставшиеся ТИ ПВО смогут сбить большую часть МФБ из состава группы подавления ПВО и МФБ из состава основной ударной группы, тем самым существенно снизив боевые возможности формирования ОТА по поражению объектов ОКП АК.

Таким образом, ТИ ПВО представляют реальную угрозу для МФБ из состава различных групп формирования ОТА, а выделяемых для борьбы с ними истребителей недостаточно. Следовательно, целесообразно поражать истребители противника в тот момент, когда они еще находятся на земле, в 5-ти минутной готовности к взлету.

В настоящее время, для поражения ТИ на открытых стоянках оперативных аэродромов или АУД могут использоваться различные огневые средства при условии, что их дальность действия сопоставима с удалением мест временного базирования ТА противника. К таким средствам относятся: РСЗО, ОТР, а также непосредственно сами МФБ. Однако, отсутствие информации о фактическом размещении авиации противника, значительное удаление мест базирования от ЛБС не позволяют эффективно применять реактивную артиллерию сухопутных формирований для огневого поражения ТИ на земле. Использование дорогостоящих ОТР по ТИ на АУД не всегда является экономически целесообразным. Кроме того, в случае вскрытия комплексом ДРЛОиУ «АВАКС» массового взлета МФБ ОТА и построения боевых порядков, ТИ, находящиеся в 5-ти минутной готовности к взлету, смогут заблаговременно занять ЗПВ, что исключит возможность их поражения на земле бомбардировщиками группы подавления ПВО на маршруте полета.

Альтернативным средством огневого поражения ТИ ПВО на земле могут быть ударные беспилотные летательные аппараты (БпЛА) малого класса (МК) [14]. Выбор данных комплексов обусловлен рядом факторов.

Во-первых, характеристики ударных БпЛА МК по дальности действия, параметрам полета, времени нахождения в воздухе, массе полезной нагрузки [15] позволяют их использовать на

удалении от ЛБС более 300 км. Кроме того, различные варианты целевой нагрузки размещаемой на БпЛА МК, в том числе малогабаритные радиолокационные станции с синтезированием апертуры (РЛС с РСА) реализуют возможность обнаружения радиолокационно-контрастных целей, которыми являются ТИ, на дальности 10-15 км [16].

Во-вторых, по результатам теоретических и практических исследований по определению заметности БпЛА установлено, что БпЛА МК, обладающие эффективной поверхностью рассеивания (ЭПР) 0,05-0,1 м2, могут быть обнаружены РЛС различного диапазона на дальностях в пределах 2-6 км [17]. Следовательно, БпЛА МК имеют возможность с высокой вероятностью преодолевать зоны ответственности современных ЗРК СД (БД). Обладание низкой акустической (порядка 1000-1200 м) и оптической (не более 1500 м) [18] заметностью делают БпЛА МК практически неуязвимой целью для ЗРК МД войсковых средств ПВО. Таким образом, БпЛА МК способны скрытно выйти в район АУД и внезапно нанести удар по ТИ на открытых стоянках.

В-третьих, в ходе теоретических исследований и практических испытаний авторами доказана возможность использования средств поражения БпЛА МК - свободнопадающих неуправляемых контейнеров (СНК), снаряжаемых боеприпасами малой мощности, для поражения легкоуязвимых наземных объектов, в том числе «самолетов на открытых стоянках» [19, 20].

В-четвертых, известны случаи использования малоразмерных БпЛА, в том числе и кустарного производства, для поражения различных наземных объектов. Например, массированное применение террористами ИГИЛ самодельных БпЛА в ударном варианте по скоплениям авиационной техники на открытых стоянках российской авиационной базы в Сирии [21-23].

Таким образом, БпЛА МК возможно использовать для поражения ТИ ПВО, располагающихся на открытых стоянках АУД до момента их взлета и занятия ЗПВ. Исследования показали, что в состав боевых порядков БпЛА МК целесообразно включать не только БпЛА МК в ударном варианте, но и БпЛА МК с разведывательным оборудованием на борту, например, РЛС с РСА или оптико-электронной станцией (ОЭС) разведки [16]. Тогда БпЛА МК с разнородной полезной нагрузкой необходимо сформировать в разведывательно-ударные группы (РУГ), которые будут применяться для поражения ТИ на земле совместно с самолетами группы подавления ПВО на маршруте полета. При этом РУГ БпЛА МК используются в качестве первого эшелона огневого поражения ТИ на открытых стоянках АУД, нанося истребителям противника повреждения, которые воспрепятствуют их своевременному взлету и выходу в ЗПВ. В свою очередь МФБ с более мощным вооружением на борту выйдут в район объекта удара вторым эшелоном для нанесения авиационного удара в целях достижения более высокой степени поражения.

Однако проведенный анализ теории и практики совместных действий РУГ БпЛА МК и групп МФБ показал, что в настоящее время способы такого применения, обоснованные с позиции военной науки, отсутствуют.

Задача поражения наземных объектов боевыми авиационными комплексами достаточно подробно рассмотрена в известной литературе. К ним можно отнести работы Е.С. Вентцель [24], О.В. Болховитинова [25], А.И. Буравлева [26]. Вопросами применения беспилотных летательных аппаратов для поражения наземных объектов занимались В.Г. Полтавский [27], Б.И. Казарян [28], В С. Верба [29], Н.П. Зубов [30], В Н. Зубов [31], С И. Макаренко [32], В В. Ростопчин [33]. Задачи по организации действий групп ударных авиационных комплексов при поражении наземных целей, в том числе совместно с группами БпЛА, решали А.Ю. Козирацкий [34], А.В. Ананьев [35], А.Н. Дъячук [36]. Однако в большинстве работ в качестве объекта исследования выбирались БпЛА большого и среднего класса, с взлетной массой более 300 кг, а малый класс использовался для выполнения, как правило, разведывательных задач, либо ведения радиоэлектронной борьбы.

Наиболее близкими к проводимым исследованиям можно отнести труды А.В. Ананьева и С.В. Филатова [35, 37]. Однако в данных работах вопросы применения БпЛА МК по объектам системы ПВО противника, в частности по тактическим истребителям на открытых стоянках, не исследовались. Следовательно, необходимо разработать способ совместного применения РУГ БпЛА МК и групп МФБ при поражении средств ПВО на маршруте полета, что и является целью данной статьи.

Стоит отметить, что использование комплексов вооружения, имеющих существенные отличия в таких ТТХ, как скорость и высота полета, требует детального планирования при координировании нанесения ударов по времени. При этом необходимо учитывать время на заблаговременное занятие РУГ БпЛА МК соответствующих зон дежурства в воздухе в районе АУД, а также время, затрачиваемое МФБ ОТА на взлет, построение соответствующих групп тактического назначения и полет по маршруту к объектам поражения. Объединить разнесенные по времени и разноплановые мероприятия по поражению средств ПВО на маршруте полета для успешного выполнения боевой задачи формирования ОТА по поражению ОКП АК можно за счет реализации способа совместного применения РУГ БпЛА МК и групп МФБ.

Так, согласно [38], способ - это организация применения сил и средств, а также упорядоченная комбинация приемов и порядок действий сил и средств при выполнении (решении) конкретной задачи. Тогда под способом совместного применения РУГ БпЛА МК и групп МФБ будем понимать порядок совместного применения БпЛА МК и МФБ ОТА при выполнении задачи по поражению средств ПВО на маршруте полета, в частности поражение ТИ ПВО на открытых стоянках АУД. Раскроем сущность предлагаемого способа (рисунок 3).

Стоит отметить, что обеспечивающие действия по созданию в глубокоэшелонированной системе ПВО противника коридора пролета основных ударных сил ОТА останутся те же: ЗРК МД из состава объектовых средств ПВО будут уничтожаться огнем реактивной артиллерии; ЗРК СД первого эшелона - авиационными ударами ША, ЗРК СД второго эшелона и аэродромы рассредоточения авиации противника и резерв ТИ ПВО - ударами ОТР. Действия РУГ БпЛА МК, как уже было отмечено выше, необходимо рассматривать в качестве первого эшелона поражения средств ПВО, применение МФБ группы подавления ПВО - в качестве второго.

Предлагаемый порядок применения РУГ БпЛА МК будет следующим. В установленном районе создается зона дежурства в воздухе (ЗДВ) ^-ударных БпЛА МК (БпЛА-у), М-разведывательных БпЛА МК (БпЛА-р) и Х-БпЛА МК ретрансляторов команд управления (БпЛА-рт). В назначенное время, которое скоординировано со временем обеспечивающих действий взаимодействующих сил и средств по созданию коридора пролета, а также со временем взлета ГТН ОТА, непосредственно в районы АУД направляются БпЛА МК в составе m РУГ. Время полета РУГ БпЛА МК до АУД должно быть не более времени, требуемого МФБ группы подавления ПВО для взлета, построения боевого порядка и полета по маршруту до рубежа их обнаружения авиационным комплексом ДРЛОиУ с учетом постановки ему помех станциями РЭБ. В момент пересечения МФБ данного рубежа, РУГ БпЛА МК наносят удары по ТИ противника, находящихся в 5-ти минутной готовности к взлету на открытых стоянках АУД с применением тактического приема «Лепесток» [39]. После пролета ЛБС и преодоления первого эшелона наступающих сухопутных формирований противника, МФБ группы подавления ПВО разделяются на пары. Истребительное прикрытие от ТИ, дежуривших в зонах патрулирования в воздухе, обеспечивают приданные МФИ, при необходимости связывая их воздушным боем. Часть МФБ наносят удар по позициям ЗРК БД, поражая РЛС наведения и целеуказания, а также пусковые установки ЗРК. В это же время, другая часть МФБ группы подавления ПВО, обходя на предельно малой высоте полета зоны поражения ЗРК БД наносит удары по ТИ, которые из-за полученных от действий РУГ БпЛА МК, не смогли своевременно взлететь, тем самым окончательно их уничтожая. Таким образом, за счет совместных действий РУГ БпЛА МК и МФБ ОТА достигается паритет в соотношении сил и средств истребительной авиации противоборствующих сторон.

g' и

Рисунок 3 - Сценарий поражения средств ПВО оперативно-тактической авиацией совместно с разведывательно-

ударными группами БпЛА малого класса (вариант)

Порядок реализации предложенного способа представлен на рисунке 4 в виде графоаналитической модели совместных действий РУГ БпЛА МК и МФБ при поражении средств ПВО на маршруте полета.

Рисунок 4 - Графоаналитическая модель совместного применения разведывательно-ударных групп БпЛА МК и групп многофункциональных бомбардировщиков при поражении средств ПВО на маршруте полета (вариант)

В модели цифрами обозначены следующие элементы боевого полета РУГ БпЛА МК и этапы нанесения МФБ авиационных ударов по позиции ЗРК БД и ТИ на земле:

1. Запуск требуемого количества БпЛА МК различного назначения (ударных, разведывательных, ретрансляторов) расчетами наземных станций управления (НСУ), набор заданной высоты и скорости полета и построение общих боевых порядков.

2. Выход РУГ БпЛА МК на исходный пункт маршрута (ИПМ) и автономный полет по маршруту на высоте, обеспечивающий безопасный пролет ЛБС и зон поражения войсковых ПВО первого эшелона сухопутных формирований противника.

3. Занятие БпЛА-рт заданных зон для осуществления передачи разведывательных данных и команд управления по линии связи «РУГ БпЛА - НСУ».

4. Формирование в установленном районе ЗДВ РУГ БпЛА МК на заданном удалении от объекта удара на высотах, позволяющих длительное время оставаться незамеченными для различных средств разведки противника (оптических, акустических, радиолокационных и радиотехнических).

5. Выдвижение в назначенное время в район цели РУГ БпЛА МК, в состав которой входит БпЛА-р, оборудованный ОЭС разведки - для уточнения координат ТИ ПВО на стоянке и измерения параметров ветра, N БпЛА-у со средствами поражения ударного и дистанционного действия, снаряженных в СНК. При этом параметры боевого порядка группы БпЛА МК должны обеспечивать нанесение удара по ТИ на земле за ограниченное время и соблюдение условий безопасности по предупреждению столкновения БпЛА друг с другом на траектории полета тактического приема «Лепесток».

6. Ведение разведывательно-ударных действий РУГ БпЛА МК в районе цели, которые заключаются в следующем:

а) выполнение БпЛА-р маневров «полет по кругу» для измерения параметров ветра [39], по итогам которых осуществляется передача на НСУ через БпЛА-рт данных о ветре, обработка и передача команд управления на борт БпЛА-у с учетом корректировки направления захода на цель и положения точки прицеливания. Кроме того, БпЛА-р осуществляет контроль результатов огневого поражения;

б) выход группы БпЛА-у в точку разворота на цель, полет к стоянкам ТИ в автономном режиме, занятие заданного режима полета, обеспечивающего выполнение сброса СНК всеми БпЛА-у в соответствии с заложенной программой в минимальное время;

в) нанесение группой БпЛА-у последовательных ударов по ТИ на открытых стоянках АУД, используя тактический прием «Лепесток», сбрасывая в каждом заходе по одному СНК, снаряженным боеприпасом дистанционного действия с подрывом на заданной высоте;

г) после сброса последнего СНК, каждый БпЛА-у группы выполняет отворот от цели для полета по обратному маршруту, а БпЛА-р занимает место в общем боевом порядке и является замыкающим в группе.

7. БпЛА МК т-й РУГ выполняют набор заданной высоты и осуществляют полет по назначенным маршрутам на свою территорию в автоматизированном режиме.

8. По командам с НСУ каждый БпЛА-рт занимает место в общем боевом порядке своей РУГ в момент пролета БпЛА МК соответствующих зон ретрансляции.

9. Выход РУГ БпЛА МК на конечный пункт маршрута (КПМ), роспуск боевого порядка и полет БпЛА МК в заданные районы приземления.

10. Выход БпЛА МК в район своих площадок приземления (1111), снижение до заданной высоты и выполнение посадки.

11. Пролет МФБ группы подавления ПВО ЛБС на высоте, обеспечивающей преодоление войсковых средств ПВО сухопутных формирований противника.

12. Выход МФБ в точку боевого расхождение (ТБР) и разделение группы на пары.

13. Выход части МФБ в зону пуска УР по РЛС наведения и целеуказания на предельно малой высоте под нижней границей зоны поражения ЗРК БД.

14. После поражения РЛС, уничтожение пусковых установок ЗРК БД.

15. Набор МФБ заданной высоты и полет по установленным маршрутам на аэродром посадки.

16. Во время действий МФБ по ЗРК БД, часть МФБ, обходя зоны поражения ЗРК СД, выполняет полет на предельно малой высоте в ТБР для следования к назначенным АУД.

17. Выход МФБ в район объекта поражения и занятие исходного положения для атаки ТИ с горизонтального полета.

18. После выполнения атаки МФБ набирают заданную высоту полета и самостоятельно возвращаются на аэродромы вылета по установленным маршрутам.

19. Прикрытие МФБ группы подавления ПВО от атак истребителей противника осуществляют приданные МФИ, которые связывают воздушным боем ТИ из ЗПВ.

В общем виде, организацию совместных действий представить в виде алгоритма, показанного на рисунке 5.

РУГ БпЛА МК и МФБ можно

Получение и уяснение командиром тактического формирования авиационного полка боевой задачи на поражение пунктов управления противника оперативного уровня

Принятие командиром тактического формирования (авиационного полка) решения на огневое поражение объектов ПУ противника оперативного уровня, формирование ударной группы тактического назначения и группы поражения средств ПВО на маршруте

полета во взаимодействии с разведывательно-ударной группой БпЛА МК.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Постановка боевой задачи командиру подразделения БпЛА МК на поражение тактических истребителей из состава дежурных сил на открытых стоянках АУД.

Взлет многофункциональных бомбардировщиков из состава группы тактического назначения по поражению средств ПВО на маршруте полета, построение боевого порядка, полет по маршруту в точку боевого расхождения с выполнением постановки помех авиационным комплексам ДРЛОиУ с помощью станций РЭБ. Разделение группы самолетов на части.

Взлет приданных многофункциональных истребителей.

Выход части МФБ в зону пуска УР по РЛС наведения и целеуказания ЗРК БД

Поражение РЛС и пусковых установок ЗРК БД управляемыми ракетами

т

Подготовка экипажей тактического формирования к выполнению боевой задачи, согласование взаимодействия с сухопутными формированиями по обеспечению коридора пролета в системе ПВО противника, согласование действий с командиром приданных истребителей прикрытия.

Подготовка многофункциональных бомбардировщиков к вылету (подвеска авиационных средств поражения и станций радиоэлектронной борьбы).

Полет части МФБ в точку боевого расхождения для разделения по своим объектам поражения

Поражение тактических истребителей на АУД ударами МФБ

Полет многофункциональных бомбардировщиков из района выполнения боевой задачи на аэродром посадки

Подготовительный этап применения БпЛА МК:

1. Проведение должностными лицами формирования беспилотной авиации полевых испытаний по определению точностных характеристик ударных БпЛА МК новых серий.

2. Определение закономерностей рассеивания СНК ударных БпЛА МК с использованием специального программного обеспечения «Пересвет».

Этап планирования применения БпЛА МК:

1. Определения потребных нарядов БпЛА-у для

обеспечения поражения тактических истребителей с заданной вероятностью, формирование состава разведывательно-ударной группы БпЛА МК.

2. Выбор положения точки прицеливания и направления захода на цель БпЛА -у в разных тактических приемах («Лепесток»).

3. Моделирование процесса нанесения удара разведывательно-ударной группой БпЛА МК по тактическим истребителям на земле с использованием динамической модели.

Запуски БпЛА-р, БпЛА-рт и БпЛА-у построение боевого порядка «колонна одиночных БпЛА МК»

1 г

Полёт БпЛА-р, БпЛА-рт и БпЛА -у в зону дежурства в воздухе

г

Занятие БпЛА-р и БпЛА -у зоны дежурства в воздухе

г

Полет разведывательно-ударных групп БпЛА МК из зоны дежурства в воздухе в районы АУД

Выход БпЛА-р на АУД, измерение параметров ветра, уточнение координат тактических истребителей на открытых стоянках.

Передача через БпЛА-рт разведывательных данных на наземную станцию управления, формирование команд управления и выдача целеуказания на борт БпЛА -у.

Роспуск боевого порядка и выполнение посадки

Рисунок 5 - Схема алгоритма реализации способа совместного применения БпЛА МК и МФБ при поражении

средств ПВО на маршруте полета

В данный алгоритм включены мероприятия по обеспечению применения ударных БпЛА МК - это определение точностных характеристик БпЛА МК новых серий, поступающих на снабжение формирований беспилотной авиации и закономерностей рассеивания СНК, расчет потребных нарядов БпЛА МК и СНК, а также динамическое моделирование действий РУГ БпЛА МК в районе цели.

В заключении стоит отметить, что авторами сделан существенный задел по теоретическому обоснованию применения ударных БпЛА МК для поражения наземных объектов, в частности авиационных комплексов ТА. Разработанный научно-методический аппарат по обоснованию применения ударных БпЛА МК включает в себя методику обеспечения оценки точности сброса средств поражения БпЛА МК, методику обеспечения заданной эффективности поражения малоразмерных одиночных целей, а также динамическую модель процесса поражения временно неподвижных наземных целей [40-43].

Методика обеспечения накопления статистических данных рассеивания СНК БпЛА МК позволяет определить закономерности и вид рассеивания СНК в условиях малой выборки эмпирических данных [40]. По полученным данным, с использованием специального программного обеспечения «Пересвет» [41], рассчитываются потребные наряды БпЛА МК для поражения ТИ с требуемой вероятностью. Требование вычисления точностных характеристик БпЛА МК обусловлено поступлением на снабжение формирований беспилотной авиации большого количества БпЛА МК разных серий производства.

Методика выбора направления захода на цель и положения точки прицеливания ударных БпЛА МК, в зависимости от вида и числовых значений рассеивания, позволяет определить рациональное направление захода на цель и положение точки прицеливания, которое обеспечивает достижение заданной вероятности поражения наземной цели. Данная методика может использоваться при оценке эффективности поражения целей, по которым отсутствует информация о их характеристиках. Например, для ТИ ПВО - различные по значимости целевые нагрузки (управляемые авиационные средства поражения, контейнеры радиоэлектронного противодействия, станции радиотехнической разведки и т.д.).

Динамическая модель процесса поражения временно неподвижных наземных целей позволяет оценить возможность выноса ударными БпЛА МК потребного количества СНК в район цели для поражения ТИ с требуемой вероятностью за ограниченное время нанесения удара. Кроме того, учитывается время выполнения дополнительного маневрирования разведывательным БпЛА МК для определения параметров ветра и получения информации об объекте удара (координатах, варианта расположения, количественном составе) [43].

Выводы. Анализ возможного варианта создания противником глубокоэшелонированной системы ПВО в районе ведения боевых действий и варианта сценария преодоления такой системы при выполнении тактическим формированием ОТА задачи по поражению командных пунктов армейского корпуса показал, что ударной группе МФБ будут противодействовать истребители ПВО в количестве, превосходящем количество выделенных истребителей прикрытия. Дополнительное прикрытие боевых порядков своими МФБ не приводит к изменению соотношения сил в нашу пользу.

Определено, что для успешного преодоления системы ПВО противника необходимо поражать ТИ, находящиеся в высокой степени готовности к взлету на земле, до их ввода в бой. Однако, выполнить такую задачу силами тактического формирования ОТА не представляется возможным. Альтернативным средством для достижения этой цели являются разведывательно-ударные группы БпЛА МК, которые предложено использовать совместно с многофункциональными бомбардировщиками, решающими задачу по поражению средств ПВО на маршруте полета.

Для координации действий РУГ БпЛА МК и МФБ разработан способ их совместного применения, который позволяет реализовать возможность предотвращения взлета тактических истребителей за счет ударов БпЛА МК. Следовательно, противник не сможет нарастить силы

своей истребительной авиации ПВО созданием дополнительных ЗПВ. Таким образом, реализация способа совместного применения БпЛА МК и МФБ ОТА компенсирует численное превосходство противника по ТИ. Выполнение задачи по поражению средств ПВО на маршруте полета достигается выделенным летным ресурсом как самих МФБ, так и МФИ расчистки воздушного пространства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Военное искусство в локальных войнах и вооруженных конфликтах: военно-исторический труд / А.В. Усиков и др.: под ред. А.С. Рукшина. М.: Воениздат, 2009. 764 с.

2. Ерохин И.В. Воздушно-космическая сфера и вооруженная борьба в ней / И.В. Ерохин. Тверь: ОАО «Тверская областная типография», 2008. 240 с.

3. Бабич В.К. Авиация в локальных войнах. М.: Воениздат, 1988. 207 с.

4. Крылья, сломанные бурей. Потери авиационной техники многонациональных сил и Ирака в ходе войны 1991 года / Е. Пономарчук. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://artofwar.rU/p/ponomarchuk_e/text_0100.shtml (дата обращения 15.05.2021).

5. Тактическая авиация ВВС США и НАТО в локальных конфликтах: учебное пособие / Н.П. Тимофеев и др.; науч. ред. Н.П. Тимофеев. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2015. 176 с.

6. Вооруженные силы иностранных государств: Информационно-аналитический сборник /

A.Н. Сидорин, Г.М. Мингатин, В.М. Прищепов, В.П. Акуленко. М.: Воениздат, 2009. 528 с.

7. Вооруженные силы США в XXI веке / А.Н. Сидорин, В.М. Прищепов, В.П. Акуленко. М.: Кучково поле; Военная книга, 2013. 800 с.

8. В условиях, максимально приближенным к боевым. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yuripasholok.livejournal.com/5608235.html (дата обращения 10.05.2021).

9. Использование аэродромных участков дорог ВВС Финляндии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://andrej-kraft.livejournal.com/61366.html (дата обращения 11.05.2021).

10. Винчестер Джим. Реактивные истребители / Джим Винчестер; пер. с англ.

B.П. Воропаева. М.: Астрель, 2013. 320 с.

11. Харук А.И. ВВС XXI века. Цветное коллекционное издание / А.И. Харук. М.: Яуза; Эксмо, 2013. 304 с.

12. Супер истребители. Новое поколение боевых самолетов: Иллюстрированная энциклопедия / Уильямс М. и др. М.: «Омега», 2006. 144 с.

13. Ильин Е.В., Левин В.А. Истребители / Е.В. Ильин, В.А. Левин; под общ. ред. Е.И. Ружицкого. М.: Виктория, АСТ, 1996. 288 с.

14. Карпенко А.В. Беспилотный летательный аппарат «Феникс» // Военно-технический сборник «Бастион» (журнал оборонно-промышленного комплекса). 2019. № 11. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bastion-karpenko.ru/phoenix-bla (дата обращения 10.05.2021).

15. Ананьев А.В., Рыбалко А.Г., Филатов С.В., Лазорак А.В. БпЛА в составе авиационных формирований // Арсенал Отечества. 2020. № 5 (49). С. 70-76.

16. Ананьев А.В., Рыбалко А.Г., Рязанцев Л.Б., Клевцов Р.П. Применение разведывательно-ударных групп беспилотных летательных аппаратов малого класса по объектам аэродромных участков дорог // Военная мысль. 2020. № 1. С. 85-98.

17. Филин Е.Д., Киричек Р.В. Методы обнаружения малоразмерных беспилотных летательных аппаратов на основе анализа электромагнитного спектра // Информационные технологии и телекоммуникации. 2018. Т. 6. № 2. С. 88-93.

18. Макаренко С.И., Тимошенко А.В., Васильченко А.С. Анализ средств и способов противодействия беспилотным летательным аппаратам. Часть 1. Беспилотный летательный аппарат как объект обнаружения и поражения // Системы управления, связи и безопасности. 2020. № 1. С. 109-146.

19. Ананьев А.В., Филатов С.В., Рыбалко А.Г. Статистическая оценка ударных возможностей беспилотных летательных аппаратов малой дальности при решении задач пилотируемой авиации // Известия Тульского государственного университета. Технические науки, 2018. Выпуск № 12. С. 455-460.

20. Ананьев А.В., Филатов С.В., Петренко С.П., Рыбалко А.Г. Экспериментальная апробация применения свободнопадающих неуправляемых контейнеров с использованием беспилотных летательных аппаратов ближнего действия // Вестник МАИ. 2019. № 1. С. 102-109.

21. Атаковавшие базу в Хмеймим беспилотники, технический разбор. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ilipin.livejoumal.com/162716.html (дата обращения 22.04.2021).

22. Начальник Управления строительства и развития системы применения БпЛА Генштаба ВС РФ генерал-майор Александр Новиков провел брифинг для представителей российских и зарубежных СМИ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://function.mil.ru/news_page/count ry/more.htm?id=12157872@egNews (дата обращения 22.04.2021).

23. Особенности применения террористами ИГИЛ коммерческих беспилотников // Военное обозрение. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://topwar.ru/133715-osobennosti-primeneniya-terroristami-igil-kommercheskih-bespilotnikov.html (дата обращения 25.04.2021).

24. Вентцель Е.С. Введение в исследование операций / Е.С. Вентцель. М.: Издательство «Советское радио», 1964. 486 с.

25. Болховитинов О.В., Арбузов И.В., Волочаев О.В. Боевые авиационные комплексы и их эффективность / И.В. Арбузов, О.В. Болховитинов, О.В. Волочаев и др.; под ред. О.В. Болховитинова. М.: изд. ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 2008. 312 с.

26. Буравлев А.И., Брезгин В.С. Методы оценки эффективности применения высокоточного оружия. М.: ИД Академии им. Н.Е. Жуковского, 2018. 231 с.

27. Полтавский А.В., Бурба А.А., Семенов С.С. Оценка эффективности управления комплексами беспилотных летательных аппаратов ударного назначения / А.В. Полтавский, А.А. Бурба, С.С. Семенов. М.: ИПУ РАН, 2009. 48 с.

28. Казарьян Б.И. Беспилотные аппараты. Способы применения в составе боевых систем // Военная мысль. 2012. № 3. С. 21-26.

29. Комплексы с беспилотными летательными аппаратами. В 2-х кн.: Кн. 1. Принципы построения и особенности применения комплексов с БЛА: Монография / под ред. В.С. Вербы, Б.Г. Татарского. М.: Радиотехника, 2016. 512 с.

30. Зубов Н.П. Проблемные вопросы навигации и наведения роботизированных летательных аппаратов // Новости навигации. 2011. № 2. С. 29-33.

31. Зубов В.Н. Современные террористические и асимметричные угрозы // Вопросы оборонной техники. Серия 16: Технические средства противодействия терроризму. 2018. № 5-6 (119-120). С. 47-57.

32. Афонин И.Е., Макаренко С.И., Петров С.В., Привалов А.А. Анализ опыта боевого применения групп беспилотных летательных аппаратов для поражения зенитно-ракетных комплексов системы противовоздушной обороны в военных конфликтах в Сирии, в Ливии и в Нагорном Карабахе // Системы управления, связи и безопасности № 4. 2020. С. 163-191.

33. Ростопчин В.В. Ударные беспилотные летательные аппараты и противовоздушная оборона - проблемы и перспективы противостояния // Беспилотная авиация. 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/331772628_Udarnye_ bespilotnye_letatelnye_apparaty_i_protivovozdusnaa_oborona_-problemy_i_perspektivy_protivostoa nia (дата обращения 21.05.2021).

34. Козирацкий А.Ю., Капитанов В.В., Судариков Г.И. Возможности применения вертолетов армейской авиации при нанесении авиационного удара // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2018. № 5. С. 99-104. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://академия-ввс.рф/images/docs/vks/5-2018/99-104.pdf (дата обращения 20.05.2021).

g' и

оперативное искусство и тактика

35. Ананьев А.В., Филатов С.В. Обоснование нового способа совместного применения авиации и беспилотных летательных аппаратов малой дальности в операциях // Военная мысль. 2018. № 6. С. 5-13.

36. Дьячук А.К., Нестеров В.А., Оркин Б.Д., Оркин С.Д., Сыпало К.И., Топоров Н.Б. Комплекс имитационного моделирования совместных действий пилотируемой и беспилотной авиации в операции поражения авианосной корабельной группы // Вестник компьютерных и информационных технологий. 2017. № 6 (156). С. 31-40.

37. Ананьев А.В., Филатов С.В. Методика определения потребных нарядов беспилотных летательных аппаратов малого класса для задержки выдвижения колонн противника // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2020. № 13. С. 11-20. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://академия-ввс.рф/images/docs/vks/13-2020/11-20.pdf (дата обращения 20.05.2021).

38. Основы военно-научных исследований: понятийный аппарат: Монография / В.Л. Махнин. Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2017. 460 с.

39. Ананьев А.В., Рыбалко А.Г. Модель действий разведывательно-ударных групп беспилотных летательных аппаратов малого класса самолетного типа при поражении тактических истребителей противовоздушной обороны на открытых стоянках аэродромных участков дорог // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2019. № 11. С. 58-68. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://академия-ввс.рф/images/docs/vks/11-2019/58-68.pdf (дата обращения 20.03.2021).

40. Ананьев А.В., Рыбалко А.Г., Волотов Е.М. Оценка эффективности способов определения координат точек падения габаритно-массовых макетов свободнопадающих неуправляемых контейнеров беспилотных летательных аппаратов малого класса в условиях малой выборки // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2020. № 16. С. 136-153. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://академия-ввс.рф/images/docs/vks/16-2020/136-153.pdf (дата обращения 20.03.2021).

41. Рыбалко А.Г., Ананьев А.В., Лазорак А.В., Клевцов Р.П. Программное обеспечение определения потребных нарядов ударных беспилотных летательных аппаратов малого класса для поражения наземных целей // Вестник Концерна ВКО «Алмаз-Антей». 2019. № 3 (30). С. 83-98.

42. Ананьев А.В., Рыбалко А.Г., Лазорак А.В. Методика обоснования направления захода на цель на основе теории рисков при действии по наземным объектам авиационными комплексами // Труды Московского авиационного института. 2020. № 112. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://trudymai.ru/upload/iblock/420/19-Ananev_Rybalko_Lazorak_ rus.pdf?lang=ru&issue=112 (дата обращения 20.03.2021).

43. Ананьев А.В., Рыбалко А.Г., Иванников К.С., Клевцов Р.П. Динамическая модель процесса поражения временно неподвижных наземных целей группой ударных беспилотных летательных аппаратов малого класса // Труды Московского авиационного института. 2020. № 115. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://trudymai.ru/upload/iblock/e03/Ananev_Ryb-alko_Ivannikov_Klevtsov_voll.pdf?lang=ru&issue=115 (дата обращения 20.03.2021).

REFERENCES

1. Voennoe iskusstvo v lokal'nyh vojnah i vooruzhennyh konfliktah: voenno-istoricheskij trud / A.V. Usikov i dr.: pod red. A.S. Rukshina. M.: Voenizdat, 2009. 764 p.

2. Erohin I.V. Vozdushno-kosmicheskaya sfera i vooruzhennaya bor'ba v nej / I.V. Erohin. Tver': OAO «Tverskaya oblastnaya tipografiya», 2008. 240 p.

3. Babich V.K. Aviaciya v lokal'nyh vojnah. M.: Voenizdat, 1988. 207 p.

4. Kryl'ya, slomannye burej. Poteri aviacionnoj tehniki mnogonacional'nyh sil i Iraka v hode vojny 1991 goda / E. Ponomarchuk. fElektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://artofwar.ru/p/ponomarchuk_e/text_0100.shtml (data obrascheniya 15.05.2021).

5. Takticheskaya aviaciya VVS SShA i NATO v lokal'nyh konfliktah: uchebnoe posobie / N.P. Timofeev i dr.; nauch. red. N.P. Timofeev. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2015. 176 p.

6. Vooruzhennye sily inostrannyh gosudarstv: Informacionno-analiticheskij sbornik / A.N. Sidorin, GM. Mingatin, V.M. Prischepov, V.P. Akulenko. M.: Voenizdat, 2009. 528 p.

7. Vooruzhennye sily SShA v XXI veke / A.N. Sidorin, V.M. Prischepov, V.P. Akulenko. M.: Kuchkovo pole; Voennaya kniga, 2013. 800 p.

8. V usloviyah, maksimal'no priblizhennym k boevym. ['Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://yuripasholok.livejournal.com/5608235.html (data obrascheniya 10.05.2021).

9. Ispol'zovanie aerodromnyh uchastkov dorog VVS Finlyandii. ['Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://andrej-kraft.livejournal.com/61366.html (data obrascheniya 11.05.2021).

10. Vinchester Dzhim. Reaktivnye istrebiteli / Dzhim Vinchester; per. s angl. V.P. Voropaeva. M.: Astrel', 2013. 320 p.

11. Haruk A.I. VVS XXI veka. Cvetnoe kollekcionnoe izdanie / A.I. Haruk. M.: Yauza; Eksmo, 2013.304 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Super istrebiteli. Novoe pokolenie boevyh samoletov: Illyustrirovannaya 'enciklopediya / Uil'yams M. i dr. M.: «Omega», 2006. 144 p.

13. Il'in E.V., Levin V.A. Istrebiteli / E.V. Il'in, V.A. Levin; pod obsch. red. E.I. Ruzhickogo. M.: Viktoriya, AST, 1996. 288 p.

14. Karpenko A.V. Bespilotnyj letatel'nyj apparat «Feniks» // Voenno-tehnicheskij sbornik «Bastion» (zhurnal oboronno-promyshlennogo kompleksa). 2019. № 11. fElektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://bastion-karpenko.ru/phoenix-bla (data obrascheniya 10.05.2021).

15. Anan'ev A.V., Rybalko A.G., Filatov S.V., Lazorak A.V. BpLA v sostave aviacionnyh formirovanij // Arsenal Otechestva. 2020. № 5 (49). pp. 70-76.

16. Anan'ev A.V., Rybalko A.G., Ryazancev L.B., Klevcov R.P. Primenenie razvedyvatel'no-udarnyh grupp bespilotnyh letatel'nyh apparatov malogo klassa po obektam aerodromnyh uchastkov dorog // Voennaya mysl'. 2020. № 1. pp. 85-98.

17. Filin E.D., Kirichek R.V. Metody obnaruzheniya malorazmernyh bespilotnyh letatel'nyh apparatov na osnove analiza " elektromagnitnogo spektra // Informacionnye tehnologii i telekommunikacii. 2018. T. 6. № 2. pp. 88-93.

18. Makarenko S.I., Timoshenko A.V., Vasil'chenko A.S. Analiz sredstv i sposobov protivodejstviya bespilotnym letatel'nym apparatam. Chast' 1. Bespilotnyj letatel'nyj apparat kak obekt obnaruzheniya i porazheniya // Sistemy upravleniya, svyazi i bezopasnosti. 2020. № 1. pp. 109-146.

19. Anan'ev A.V., Filatov S.V., Rybalko A.G. Statisticheskaya ocenka udarnyh vozmozhnostej bespilotnyh letatel'nyh apparatov maloj dal'nosti pri reshenii zadach pilotiruemoj aviacii // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Tehnicheskie nauki, 2018. Vypusk № 12. pp. 455-460.

20. Anan'ev A.V., Filatov S.V., Petrenko S.P., Rybalko A.G. 'Eksperimental'naya aprobaciya primeneniya svobodnopadayuschih neupravlyaemyh kontejnerov s ispol'zovaniem bespilotnyh letatel'nyh apparatov blizhnego dejstviya // Vestnik MAI. 2019. № 1. pp. 102-109.

21. Atakovavshie bazu v Hmejmim bespilotniki, tehnicheskij razbor. fElektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://ilipin.livejournal.com/162716.html (data obrascheniya 22.04.2021).

22. Nachal'nik Upravleniya stroitel'stva i razvitiya sistemy primeneniya BpLA Genshtaba VS RF general-major Aleksandr Novikov provel brifing dlya predstavitelej rossijskih i zarubezhnyh SMI. ['Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://function.mil.ru/news_page/count ry/more.htm?id=12157872@egNews (data obrascheniya 22.04.2021).

23. Osobennosti primeneniya terroristami IGIL kommercheskih bespilotnikov // Voennoe obozrenie. fElektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://topwar.ru/133715-osobennosti-primeneniya-terroristami-igil-kommercheskih-bespilotnikov.html (data obrascheniya 25.04.2021).

24. Ventcel' E.S. Vvedenie v issledovanie operacij / E.S. Ventcel'. M.: Izdatel'stvo «Sovetskoe radio», 1964. 486 p.

g' и

25. вошоушпоу О.У., агь^оу 1.У., Уо1оЛаеу О.У. Боеууе ау1ас1оппуе кошр1екБу 1 ш ,еГГек11упо81' / 1.У. агь^оу, О.У. вошоушпоу, О.У. Уо1осЬаеу 1 ёг.; роё геё. О.У. БоШоуШпоуа. М.: Ы. УУ1А 1ш. рго£ КБ. 2Ьикоу8ко§о, 2008. 312 р.

26. Бигау1еу А.1., Бге2§1п У.Б. Ме1оёу осепк1 "еГГек11упоБ11 рг1шепеп1уа уувоко1осЬпо§о ог^Ыуа. М.: ГО АкаёешИ 1ш. КБ. 2Ьикоувко§о, 2018. 231 р.

27. РокауБку А.У., БигЬа А.А., Бешепоу Б.Б. Осепка 'еГГек11упоБ11 иргау1еп1уа кошр1екБаш1 Ье8рИо1пуЬ 1е1а1е1'пуЬ аррагаШу иёагпо§о па2пасИешуа / А.У. РокауБку, А.А. БигЬа, Б.Б. Бешепоу. М.: 1Ри ЯАК, 2009. 48 р.

28. Ка2аг'уап Б.1. ВеБр11оШуе аррага1у. БроБоЬу рг1шепеп1уа у БОБ1ауе ЬоеууЬ Б^еш // Voennaya mysl'. 2012. № 3. рр. 21-26.

29. Кошр1екБу б ЬеБр11оШуш1 1е1а1е1'пуш1 аррага1аш1. У 2-И кп.: Кп. 1. Рг1пс1ру роБй"оеп1уа 1 ОБоЬеппоБй рг1шепеп1уа кошр1екБоу б БЬА: Мопо§гайуа / роё геё. У.Б. УегЬу, Б.О. Та1агБко§о. М.: Каё1о1еЬп1ка, 2016. 512 р.

30.2иЬоу КР. РгоЬ1ешпуе уоргоБу паущас11 1 пауеёеп1уа гоЬо1121гоуаппуЬ 1е1а1е1'пуЬ apparatov // Novosti navigacii. 2011. № 2. рр. 29-33.

31. 2иЬоу У.К Боугешеппуе 1еггог1811сЬе8к1е 1 ав^шшеШскпуе и§го2у // УоргоБу оьогоппо] 1еЬшк! Бепуа 16: ТеЬп1сЬе8к1е sredstva protivodejstviya terrorizmu. 2018. № 5-6 (119-120). рр. 47-57.

32. АЮшп 1.Б., Макагепко Б.1., Ре^оу Б.У., Рг1уа1оу А.А. Апа1^ ору1а Ьоеуо§о рпшепешуа §гирр ЬеБрИо1пуЬ 1е1а1е1'пуЬ аррагаШу ё1уа рога2Ьеп1уа 2еп11по-гаке1пуЬ кошр1екБоу Б^ешу рго11уоуо2ёиБЬпо] оЬогопу у уоеппуИ копШк1аЬ у 81г11, у Ь1у11 1 у Ка§огпош КагаЬаИе // Б^ешу upravleniya, svyazi i bezopasnosti № 4. 2020. рр. 163-191.

33. ЯоБШрсЫп У.У. Шагпуе ЬеБр11оШуе 1е1а1е1'пуе аррага1у 1 рго11уоуо2ёиБЬпауа оЬогопа -ргоЬ1ешу 1 регерекйуу ргойуоБШуап1уа // ВеБр11оШауа ау1ас1уа. 2019. ['БкЙхоппу] геБиге]. К^Ыш ёоБ1ира: https://www.гeseaгchgate.net/puЬ1ication/331772628_Udaгnye_ ЬеБр11о1пуе_1е1а1е1пуе_аррага1у_1_рго11уоуо2ёиБпаа_оЬогопа_-ргоЬ1ешу_1_регБрек11уу_рго11уоБ1оа п1а (data оЬгаБсИеп1уа 21.05.2021).

34. Ко21гаск1] А.Уи., Kapitanoу У.У., Биёаг1коу О.1. Уо2шо2ИпоБй рг1шепеп1уа уeгto1etoу агше]Бко] ау1ас11 рг1 папеБеп11 aуiacionnogo иёага // Уо2ёшИпо-коБш1сИеБк1е Б11у. Теог1уа 1 pгaktika. 2018. № 5. рр. 99-104. ['БкЙхоппу] геБиге]. Яе2И1ш dostupa: http://akadeш1ya-vvs.rf/images/docs/vks/5-2018/99-104.pdf (data оЬгаБсИеп1уа 20.05.2021).

35. Апап'еу А.У., Fi1atoу Б.У. ОЬоБпоуап1е novogo БроБоЬа soушestnogo рг1шепеп1уа ау1ас11 1 Ьespi1otnyh 1etate1'nyh appaгatoу ша1о] da1'nosti у operaciyah // Voennaya mysl'. 2018. № 6. рр. 5-13.

36. Б'уаЛик А.К., Nesteгoу У.А., Огк1п Б.Б., Огк1п Б.Б., Бура1о К.1., Торогоу КБ. Кошр1екБ imitacionnogo шode1iгoуaniya soушestnyh dejstуij pi1otiгueшoj 1 Ьespi1otnoj ау1ас11 у орегас11 porazheniya aу1anosnoj koгaЬe1'noj gгuppy // УеБШ1к koшp'yuteгnyh 1 1nfoгшac1onnyh tehno1og1j. 2017. № 6 (156). рр. 31-40.

37. Апап'еу А.У., б1ыоу Б.У. Metod1ka opгede1en1ya potгeЬnyh naгyadoу Ьesp11otnyh 1etate1'nyh appaгatoу шa1ogo к1аББа d1ya zadeгzhk1 уydу1zhen1ya ко1опп ргойушка // Уozdushno-kosш1chesk1e sily. Teoriya i praktika. 2020. № 13. рр. 11-20. ['БкЙхоппу] геБиге]. Rezh1ш dostupa: http://akadeш1ya-ууs.гf/1шages/docs/уks/13-2020/11-20.pdf (data oЬгaschen1ya 20.05.2021).

38. ОБпоуу уoenno-nauchnyh 1ss1edoуan1j: ponyat1jnyj аррага^ Monogгaflya / У.Ь. Mahn1n. Voronezh: VUNC VVS «WA», 2017. 460 р.

39. Апап'еу А.У., КуЬа1ко А.О. Mode1' dejstу1j гazуedyуate1'no-udaгnyh gгupp Ьesp11otnyh 1etate1'nyh appaгatoу шa1ogo к1аББа saшo1etnogo t1pa рг1 poгazhen11 takticheskih 1stгeЬ1te1ej pгot1уoуozdushnoj оЬогопу па otkгytyh stoyankah a,eгodгoшnyh uchastkoу doгog // Vozdushno-kosmicheskie sily. Teoriya i praktika. 2019. № 11. рр. 58-68. ['БкЙхоппу] геБиге]. Rezh1ш dostupa: http://akadeш1ya-ууs.гf/1шages/docs/уks/11-2019/58-68.pdf (data oЬгaschen1ya 20.03.2021).

40. Апап'еу А.У., КуЬа1ко А.О., уоыоу Б.М. Осепка "effekt1уnost1 БроБоЬоу opгede1en1ya kooгd1nat tochek paden1ya gabaritno-massovyh шaketoу sуoЬodnopadayusch1h neupгaу1yaeшyh

kontejnerov bespilotnyh letatel'nyh apparatov malogo klassa v usloviyah maloj vyborki // Vozdushno-kosmicheskie sily. Teoriya i praktika. 2020. № 16. pp. 136-153. fElektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://akademiya-vvs.rf/images/docs/vks/16-2020/136-153.pdf (data obrascheniya 20.03.2021).

41.Rybalko A.G., Anan'ev A.V., Lazorak A.V., Klevcov R.P. Programmnoe obespechenie opredeleniya potrebnyh naryadov udarnyh bespilotnyh letatel'nyh apparatov malogo klassa dlya porazheniya nazemnyh celej // Vestnik Koncerna VKO «Almaz-Antej». 2019. № 3 (30). pp. 83-98.

42. Anan'ev A.V., Rybalko A.G., Lazorak A.V. Metodika obosnovaniya napravleniya zahoda na cel' na osnove teorii riskov pri dejstvii po nazemnym obektam aviacionnymi kompleksami // Trudy Moskovskogo aviacionnogo instituta. 2020. № 112. fElektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://trudymai.ru/upload/iblock/420/19-Ananev_Rybalko_Lazorak_rus.pdf?lang=ru&issue=112 (data obrascheniya 20.03.2021).

43. Anan'ev A.V., Rybalko A.G., Ivannikov K.S., Klevcov R.P. Dinamicheskaya model' processa porazheniya vremenno nepodvizhnyh nazemnyh celej gruppoj udarnyh bespilotnyh letatel'nyh apparatov malogo klassa // Trudy Moskovskogo aviacionnogo instituta. 2020. № 115. ['Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://trudymai.ru/upload/iblock/e03/Ananev_Ryb-alko_Ivannikov_Klevtsov_voll.pdf?lang=ru&issue=115 (data obrascheniya 20.03.2021).

© Ананьев А.В., Рыбалко А.Г., Петренко С.П., Ильинов Е.В., 2021

Ананьев Александр Владиславович, доктор технических наук, профессор кафедры (организации боевого применения авиационных средств поражения), Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, sasha303_75@mail.ru.

Рыбалко Андрей Григорьевич, научный сотрудник отдела научно-исследовательского научно-исследовательского центра (проблем применения, обеспечения и управления авиацией Военно-воздушных сил), Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, rybalkovvs@yandex.ru.

Петренко Сергей Петрович, преподаватель кафедры Сухопутных войск, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А.

Ильинов Евгений Владимирович, слушатель, кандидат военных наук, доцент, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, dgon75@yandex.ru.

DOI: 10.24412/2500-4352-2021-19-10-28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.