Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ БАЗИРОВАНИЯ, ТЫЛОВОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННО-МОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТСКОГО ВМФ В СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ. К 60-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ ПЕРЕДОВОГО ПУНКТА БАЗИРОВАНИЯ В СРЕДИЗЕМНОМОРСКОЙ МОРСКОЙ ЗОНЕ'

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ БАЗИРОВАНИЯ, ТЫЛОВОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННО-МОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТСКОГО ВМФ В СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ. К 60-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ ПЕРЕДОВОГО ПУНКТА БАЗИРОВАНИЯ В СРЕДИЗЕМНОМОРСКОЙ МОРСКОЙ ЗОНЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
174
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУНКТ БАЗИРОВАНИЯ / ВОЕННО-МОРСКАЯ БАЗА / NAVAL BASE / ПУНКТ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / LOGISTICS POINT / МАНЁВРЕННЫЙ ТЫЛ / MANOEUVRABLE REAR / STATIONING POINT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коряковцев Алексей Анатольевич, Ташлыков Сергей Леонидович

В статье раскрывается содержание процесса развития системы тылового и технического обеспечения сил боевой службы ВМФ СССР в Средиземном море. При подготовке статьи использовались материалы ранее не публиковавшихся документов из фондов филиала Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (Архив Военно-морского флота, г. Гатчина).The article reveals the development of the logistical and technical support system for the forces of the Soviet Navy's combat service in the Mediterranean. The article uses materials from previously unreleased documents of the Central Archives of the RF Defence Ministry (Archives of the Navy, city of Gatchina).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Коряковцев Алексей Анатольевич, Ташлыков Сергей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ БАЗИРОВАНИЯ, ТЫЛОВОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННО-МОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТСКОГО ВМФ В СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ. К 60-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ ПЕРЕДОВОГО ПУНКТА БАЗИРОВАНИЯ В СРЕДИЗЕМНОМОРСКОЙ МОРСКОЙ ЗОНЕ»

LJ

• ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

А.А. КОРЯКОВЦЕВ, С.Л. ТАШЛЫКОВ

A.A. KORYAKOVTSEV S.L. TASHLYKOV

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ БАЗИРОВАНИЯ, ТЫЛОВОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННО-МОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТСКОГО ВМФ В СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ

К 60-летию создания передового пункта базирования в Средиземноморской морской зоне

EXPERIENCE IN DEVELOPMENT OF SOVIET NAVY'S STATIONING SYSTEM, LOGISTICAL AND TECHNICAL SUPPORT FOR USSR NAVAL ACTIVITIES IN MEDITERRANEAN SEA

On occasion of 60th anniversary of advanced stationing point in Mediterranean sea zone

Сведения об авторах. Коряковцев Алексей Анатольевич — профессор кафедры строительства и применения ВМФ Военной академии Генерального штаба ВС РФ, капитан 1 ранга, кандидат исторических наук (Москва. E-mail: rtm6711989@yandex.ru);

Ташлыков Сергей Леонидович — профессор кафедры истории войн и военного искусства Военной академии Генерального штаба ВС РФ, капитан 1 ранга в отставке, доктор исторических наук (Москва. E-mail: stashlykov@yandex.ru).

Аннотация. В статье раскрывается содержание процесса развития системы тылового и технического обеспечения сил боевой службы ВМФ СССР в Средиземном море. При подготовке статьи использовались материалы ранее не публиковавшихся документов из фондов филиала Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (Архив Военно-морского флота, г. Гатчина).

Ключевые слова: пункт базирования; военно-морская база; пункт материально-технического обеспечения; манёвренный тыл.

Information about authors. Aleksey Koryakovtsev—Professor of the Subdepartment of Buildup and Employment of the Navy of the Military Academy of the RFArmed Forces' General Staff, Captain 1 Rank, Cand. Sc. (Hist.) (Moscow. E-mail: rtm6711989@yandex.ru);

Sergey Tashlykov — Professor of the Subdepartment of History of Wars and Military Art of the Military Academy of the RF Armed Forces' General Staff, Captain 1 Rank (ret.), D. Sc. (Hist.) (Moscow. E-mail: stashlykov@yandex.ru).

Summary. The article reveals the development of the logistical and technical support system for the forces of the Soviet Navy's combat service in the Mediterranean. The article uses materials from previously unreleased documents of the Central Archives of the RF Defence Ministry (Archives of the Navy, city of Gatchina).

Keywords: stationing point; naval base; logistics point; manoeuvrable rear.

ВЫХОД кораблей Военно-морского флота (ВМФ) СССР в Средиземное море, начало несения ими боевой службы и образование 5-й оперативной эскадры в 1967 году положили конец безраздельному господству в этом районе 6-го оперативного флота военно-морских сил (ВМС) США и их союзников по НАТО1. Вместе с тем первая попытка советского ВМФ обосноваться в Средиземноморской морской зоне на постоянной основе была предпринята ещё в предыдущем десятилетии. Эти события были связаны с динамичным развитием всестороннего сотрудничества СССР и Народной Республикой Албания (НРА), которая после свержения монархии провозгласила социалистический путь развития. Следует отметить, что в данном случае инициатива по размещению сил советского ВМФ на зарубежной территории впервые исходила от иностранного государства.

В октябре 1957 года во время пребывания советской делегации в НРА руководитель албанского государства Э. Ходжа обратился к министру обороны СССР Маршалу Советского Союза Г.К. Жукову с предложением о создании на территории Албании военно-морской базы, в которой будут размещены силы советского и албанского

флотов. В качестве главных аргументов в пользу принятия советской стороной этого предложения албанский лидер приводил доводы о стратегической важности Средиземного моря, где действовали военно-морские силы стран НАТО, которые были направлены против Советского Союза и всего социалистического лагеря. В свою очередь Албания, являясь частью социалистического лагеря, по мнению Э. Ходжи, могла стать форпостом социализма на южном направлении, и в этой связи «первая линия обороны Одессы и Севастополя должна проходить по Адриатическому побережью». При этом албанское руководство заверяло, что создание военно-морской базы с размещением там части сил советского ВМФ является «мечтой всего албанского народа» и по всем практическим вопросам, связанным с этим предложением, Албания будет заранее согласна с СССР2.

Предложения албанского руководства получили одобрение в ЦК КПСС, после чего были спланированы практические мероприятия по их реализации. В ноябре 1957 года командующий Черноморским флотом (ЧФ) адмирал В.А. Касатонов доложил начальнику Главного штаба ВМФ адмиралу В.А. Фокину свои предложения об использова-

.А.А. КОРЯКОВЦЕВ, С.Л. ТАШЛЫКОВ. Развитие системы базирования... •

нии Албании для базирования сил флота в Средиземном море. В частности, предлагалось: разместить во Влёрском заливе, в бухте Паша-Лиман, бригаду подводных лодок из 10—12 единиц, часть из которых позже войдёт в состав албанского флота; передать албанцам для обороны базы четыре дивизиона противокорабельных ракет «Стрела»; вход в бухту Паша-Лиман закрыть боносетевыми заграждениями; для охраны базы иметь дивизион противолодочных кораблей и противолодочные вертолёты. Командование ВМФ СССР одобрило эти предложения, а Генеральный штаб вышел с ними в правительство. В результате было заключено соответствующее соглашение с Тираной3.

В августе 1958 года в залив Влёра прибыли первые 4 советские подводные лодки проекта 613 и плавбаза «Немчинов», которые вошли в 40-ю отдельную бригады подводных лодок (40 обрпл)4. Помимо подводников в течение последующих месяцев сюда были перебазированы другие соединения и части из состава Черноморского и Балтийского флотов. На острове у входа в бухту Паша-Лиман расположилась бригада охраны водного района (ОВР), имевшая в своём составе дивизион тральщиков. В том же году в заливе были развёрнуты радиодальномерная гидрографическая и гидрофизическая партии манёвренного дивизиона гидрографического обеспечения ЧФ. С прибытием советских подводных лодок почти сразу началось обучение албанских экипажей. Кроме того, албанские офицеры обучались в Советском Союзе. В 1958—1959 гг. 307 албанских специалистов для подводных лодок были подготовлены в 11-м учебном отряде подводного плавания ЧФ в Севастополе5.

В 1959 году главнокомандующий ВМФ адмирал С.Г. Горшков на эсминце «Благородный» посетил бухту Са-рандо, находившуюся у границы Албании и Греции, с целью оценить место возможного базирования соединения ракетных катеров. В дни пребывания главкома в 40 обрпл командир бригады капитан 1 ранга С.Ю. Егоров получил от него указание расширить район плавания подводных лодок на всё Средиземное море6. Сформированная 40-я отдельная бригада оперативно подчинялась командующему Черноморским флотом, а её подводные лодки выполняли задачи постоянного наблюдения за кораблями 6-го оперативного флота США и ВМС Израиля7.

Выполняя свойственные им тактические задачи, подводные лодки бригады вносили вклад в решение важной стратегической задачи — создание угрозы американским авианосцам, поскольку потеря хотя бы одного из них в США оценивалась бы как национальная трагедия. Ввиду небольшой численности советских подводных лодок их возможности по нанесению вероятному противнику значительных потерь были ограничены. Однако сам факт нахождения американских кораблей 6-го оперативного флота под постоянным прицелом советского ВМФ говорил о том, что с началом действий подводных лодок 40-й отдельной бригады безраздельное господство ВМС США и НАТО в Средиземноморской морской зоне было бы нарушено. Это обстоятельство имело и большое политическое значение, о чём красноречиво свидетельствует пример из опыта деятельности советских подводных лодок в тот период.

В декабре 1959 года подводная лодка С-360 под командованием капитана 2 ранга В.С. Козлова находилась на боевой службе в Средиземном море. В Тунисском заливе во время всплытия на сеанс связи командир обнаружил, что подводная лодка находится внутри ордера отряда боевых кораблей ВМС США во главе с флагманским кораблём 6-го флота крейсером «Де-Мойн». Американцы обнаружили С-360 и начали её преследование. Командир подлодки, нарушив сроки выхода на связь и изменив плановый режим движения, пытался оторваться от американ-

Бухта Паша-Лиман

ских кораблей. На третьи сутки ему это удалось, и С-360 в установленный срок возвратилась во Влёру8. Нарушение скрытности и сроков сеанса связи стали предметом разбирательства в Москве на самом высоком уровне. Командиру грозило жёсткое наказание. Но после доклада Н.С. Хрущёву о нахождении на борту крейсера «Де-Мойн» американского президента, который стал свидетелем появления перископа советской подводной лодки непосредственно у борта американского флагманского корабля, последовало указание не о наказании командира, а о его поощрении9.

В 1960 году советский Военно-морской флот впервые провёл в Средиземном море двустороннее оперативно-тактическое учение. По плану учения действовали 5 подводных лодок 40-й бригады. Кроме того, из Чёрного моря в Средиземное под флагом первого заместителя командующего флотом вице-адмирала С.Е. Чурсина вышел крейсер «Куйбышев» (в сопровождении двух эсминцев), на котором был развёрнут запасный командный пункт Черноморского флота. Демонстрацией силы стало прохождение всплывших советских подводных лодок вблизи американских кораблей строем двух кильватерных колонн. Следом за ними прошли крейсер «Куйбышев» и два наших эсминца.

Таким образом, с созданием передового пункта базирования в заливе Влёра Военно-морской флот СССР приобрёл возможность обеспечивать действия своих сил в Средиземном море. Деятельность подводных лодок 40-й бригады внесла свой вклад в снижение угрозы нападения на СССР из Средиземноморской морской зоны.

В отношении Албании у Н.С. Хрущёва были большие планы, включая перебазирование во Влёру части Черноморского флота и размещение ракет на территории Албании, но, как часто бывало, стратегические планы были перечёркнуты большой политикой. Основную роль здесь сыграло стремление СССР к доминированию в сфере международных отношений вместе с другими странами социалистической ориентации, что по отношению Албании в тот период было вряд ли обоснованно.

Кульминацией ухудшения советско-албанских отношений в области военно-технического сотрудничества стало решение Политического консультативного комитета стран — участниц Варшавского договора от 28—29 марта 1961 года о передаче военно-морской базы во Влёре в непосредственное подчинение главнокомандующему Объединёнными вооружёнными силами Варшавского договора. Албанская сторона расценила это как нарушение албано-советских соглашений и решительно выразило свою безоговорочную точку зрения — территория базы во Влёре принадлежит Албании, а всё военно-морское имущество на базе должно быть передано албанцам10.

Попытка разрешить конфликт путём ведения переговоров не принесла желаемых результатов. В этой связи по

У

• ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

решению советского военно-политического руководства 8 подводных лодок и плавбаза «Котельников» были перебазированы на Балтику. Во Влёре остались 4 подводные лодки и ряд кораблей и судов с албанскими экипажами11.

3 декабря 1961 года произошёл окончательный разрыв дипломатических отношений между СССР и НРА. Таким образом, из-за идеологических разногласий политических руководителей Албании и Советского Союза и необоснованных политических заявлений и решений руководителей обеих стран советский ВМФ лишился крайне важного в стратегическом отношении передового пункта базирования и тылового обеспечения.

Проблема отсутствия системы базирования сил флота на зарубежной территории особенно остро встала перед советским ВМФ с началом несения боевой службы. В этих условиях вопросы тылового и технического обеспечения первоначально решались путём создания так называемой системы манёвренного базирования, основу которой составили суда плавучего тыла. Вместе с тем в начале 1960-х годов ВМФ имел лишь 7 таких судов суммарным тоннажем 48 тыс. т12. Объёмы переданных ими запасов на корабли боевой службы на Средиземном море составили: в 1964 году — 23 800 т, а в 1965 году — 32 800 т13, однако в полной мере обеспечить пополнение запасов топлива, продовольствия, воды, других видов снабжения, а также проведение ремонта кораблей боевой службы суда плавучего тыла не могли.

В ходе поисков решения данной проблемы советское руководство пришло к выводу, что для расширения возможностей по тыловому обеспечению сил флота на боевой службе необходимо создать соответствующие условия для пополнения запасов кораблей в иностранных портах. С этой целью активно использовались дипломатические, политические и экономические методы, что позволило в 1967 году получить разрешение на использование инфраструктуры египетских портов Александрия и Порт-Саид и аэродромов Каир-Вест и Матрух14.

В сентябре 1970 года было заключено подготовленное в Министерстве обороны СССР соглашение с правительством Объединённой Арабской Республики об организации пункта стоянки с необходимыми сооружениями для материально-технического обеспечения советских военных кораблей в восточной части бухты Мерса-Матрух с одновременным нахождением в ней до пяти боевых кораблей и трёх вспомогательных судов. Соглашением также предусматривалось построить и сдать в аренду дома гостиничного типа (пансионаты) в городах Александрия и Мерса-Матрух для размещения офицеров и сверхсрочнослужащих ВМФ СССР. Срок аренды предусматривался 25 лет15.

Следует отметить, что нестабильность правящих режимов в некоторых из стран, первоначально ориентированных на сотрудничество с СССР, частая смена их внешнеполитического курса, а в ряде случаев и не вполне обоснованные политические решения советского руководства нередко приводили к разрыву политических и военно-технических соглашений и, как следствие, к потере создававшейся советскими специалистами береговой инфраструктуры и корабельного состава, как это было в Албании.

Так, после смерти Г. Насера (28 сентября 1970 г.) произошло охлаждение советско-египетских политических отношений и ухудшение военного сотрудничества двух стран. 7 июля 1972 года новый президент Египта А. Садат заявил послу СССР в Каире: «Я решил отказаться от услуг советских военных. Они нам больше не нужны... Обсуждение излишне. Я уже принял решение. Советские военные должны немедленно уехать...»16. Одновременно с уходом

из Египта советских военных специалистов началось свёртывание советских пунктов базирования в Александрии и Порт-Саиде.

Несколько месяцев в советско-египетских отношениях наблюдалась неопределённость. Вместе с тем обойтись без советской военной помощи Египет не мог. В декабре 1972 года А. Садат заявил о продлении на пять лет «военно-политических льгот» Советскому Союзу. Этот шаг с египетской стороны несколько активизировал военно-техническое сотрудничество двух стран: из СССР продолжились военные поставки, а советские корабли получили возможность пополнения запасов в портах Египта. Однако возобновить в полном объёме, как это было до 1972 года, тыловое и техническое обеспечение советских кораблей в египетских портах уже не представлялось возможным17.

В течение 1970—1980 гг. организация материально-технического обеспечения сил боевой службы постоянно совершенствовалась. Принципиально новым шагом стало создание пунктов материально-технического обеспечения (ПМТО). Их организация предусматривала пополнение материальных запасов кораблей со специально созданных складов на территориях иностранных государств, а также производство ремонта с использованием возможностей размещённых в этих пунктах советских плавмастерских и плавдоков.

В Средиземном море советским ВМФ использовались ПМТО в Мерса-Матрухе и Порт-Саиде (Египет), Тартусе (Сирия). Существование таких пунктов было выгодно и для страны их размещения, так как советская сторона брала на себя обязательства по проведению на ПМТО текущего ремонта кораблей и катеров дружественного флота на безвозмездной основе. Для проведения более сложного ремонта кораблей в различные периоды использовались судостроительные и судоремонтные предприятия Александрии (Египет), Сплита и Тивата (Югославия), Бизерты и Сфакса (Тунис), Триполи и Тобрука (Ливия)18.

Наши разведывательные и противолодочные самолёты могли использовать аэродромы Египта, Алжира, Ливии, где были развёрнуты авиационные комендатуры. Наращивал свои возможности и плавучий тыл советского ВМФ, который к концу 1970-х годов располагал уже 38 судами тоннажем 332 тыс. т. В их число входили танкеры, корабли комплексного снабжения, транспорты-ракетовозы, плав-мастерские, плавбазы подводных лодок и др. Однако обеспечить потребности кораблей боевой службы, число которых постоянно увеличивалось, плавучий тыл в полном объёме не мог.

Вместе с тем режим использования пунктов временного базирования советскими кораблями и их обеспечения напрямую зависел от характера взаимоотношений между СССР и государствами, предоставлявшими право на аренду своей территории и объектов. Но даже самые стабильные и тесные межгосударственные отношения не всегда гарантировали предоставление режима наибольшего благоприятствования со стороны других государств.

Так, несмотря на то что в 1969 году после военного переворота в Ливии Советский Союз поддержал М. Каддафи, а с 1973 года началось активное военное сотрудничество наших стран, достичь договорённости с Ливией о предоставлении советским кораблям возможности пополнять запасы и использовать средства технического обслуживания в Триполи и Тобруке удалось только в начале 1980-х годов.

Первое официальное посещение ливийского порта советскими кораблями состоялось лишь через 12 лет после прихода к власти М. Каддафи, когда 25—30 июля 1981 года в Триполи с официальным визитом прибыл

,А.А. КОРЯКОВЦЕВ, С.Л. ТАШЛЫКОВ. Развитие системы базирования... •

отряд боевых кораблей ВМФ СССР под командованием контр-адмирала Г.И. Шалыгина. Надо отметить, что после этого события заходы советских кораблей в Ливию стали довольно частыми, а время их пребывания в портах иногда доходило до нескольких месяцев, что позволяло предоставить отдых экипажам и организовать ремонт. В 1982 году была достигнута договорённость с ливийским руководством о временном базировании советских противолодочных самолётов Ил-38 на аэродроме Майтага. В последующие годы самолёты ВМФ СССР базировались на аэродромах Ливии до 6 раз в год, вплоть до 1989 года.

Вполне естественным для советского руководства было воспользоваться стабильными дружескими отношениями с Сирией, которая с 1967 года разрешила использовать свои порты для пополнения запасов советских кораблей, а в 1971 году предоставила часть своей территории под оборудование пункта материально-технического обеспечения в районе Тартуса. Однако проблемы обеспечения сил боевой службы это практически не решало, поскольку площадь участка земли, отданного в наше пользование, составляла всего 2,3 гектара, что позволяло иметь на нём только 2—3 плавпричала, административное здание, казарму и несколько мастерских и небольших складов. К тому же из-за отсутствия топливных трубопроводов в пункте базирования нельзя было производить заправку кораблей горючим. В этой связи до середины 1980-х годов заходы советских кораблей в Тартус были редкими. После свёртывания военно-технического сотрудничества с Египтом в 1977 году по соглашению с властями Сирии в Тартус из портов Александрия и Мерса-Матрух была перебазирована советская 54-я оперативная бригада вспомогательных судов.

В 1983 году велись переговоры между Москвой и Дамаском о размещении в Сирии контингента наших войск. При этом предусматривалось расширение пункта базирования в Тартусе и преобразование его в ПМТО. Для прикрытия объекта планировалось развёртывание советских частей ПВО и базирование на аэродроме Тифор смешанного авиаполка ВВС ЧФ. Однако статус планировавшейся к размещению группировки войск (сил) определён не был, поскольку Дамаск согласия на создание полноценной иностранной военной базы так и не дал. Тем не менее кое-что удалось реализовать.

В течение 1984 года в Тартусе был развёрнут 720-й пункт материально-технического обеспечения, который подчинялся заместителю командующего Черноморским флотом по тылу. В состав пункта вошли три плавучих причала, плавмастерская (сменялась каждые полгода), хранилища, казармы и различные хозяйственные объекты. С 1985 года с аэродрома Тифор на поиски американских авианосных ударных соединений стали регулярно летать самолёты Ту-16Р 30-го разведывательного полка ВВС ЧФ. ПМТО в Тартусе стал активно использоваться для технического обслуживания кораблей и подводных лодок из состава 5-й оперативной эскадры.

К сожалению, с принятием так называемой оборонительной доктрины и расформированием оперативных эскадр практически все пункты временного базирования и материально-технического обеспечения отечественного ВМФ были ликвидированы. Тем не менее 720-й ПМТО в Тартусе был сохранён, хотя и подвергся значительному сокращению.

С июня 2012 года ПМТО в Тартусе начали использовать для поставок в Сирию российского вооружения и военных грузов в порядке оказания военной помощи правительству Сирии. С созданием в сентябре 2013 года постоянного

межфлотского оперативного соединения ВМФ Российской Федерации на Средиземном море вопросы ремонта и обслуживания кораблей были возложены на тартусский ПМТО. После того как 30 сентября 2015 года Россия по просьбе сирийского президента Б. Асада начала в Сирии операцию Воздушно-космических сил против запрещённых в РФ террористических группировок «Исламское государство» и «Джебхат ан-Нусра», через Тартус ведётся снабжение российской военной группировки.

20 января 2017 года Российская Федерация и Сирийская Арабская Республика подписали соглашение о расширении территории ПМТО ВМФ России в Тартусе и передаче его в безвозмездное пользование РФ на 49 лет на условии иммунитета от юрисдикции Сирии.

Таким образом, впервые после распада Советского Союза у отечественного флота появилась возможность обеспечить на постоянной основе базирование кораблей на побережье Средиземного моря. Важность этого события трудно переоценить, поскольку с созданием базы в Тартусе на новый качественный уровень выходит решение вопросов, связанных с организацией военно-морского присутствия и обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Средиземноморской морской зоне.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Подробнее о создании 5-й оперативной эскадры см.: Коряковцев А.А., Ташлыков С.Л. Передовой морской рубеж обороны на юго-западном стратегическом направлении: к 50-летию создания 5-й оперативной эскадры ВМФ // Воен.-истор. журнал. 2017. № 7. С. 4—8.

2 Ходжа Э. Хрущёв убил Сталина дважды. М., 2010. C. 24—28.

3 Три века Российского флота в 3 т. Т. 3 / Б.И. Родионов, В.Д. Доцен-ко, Г.Г. Костин и др. СПб., 1996. С. 291.

4 Летопись Российского флота: от зарождения мореходства в древнерусском государстве до начала XXI века в 3 т. Т. 3. 1946—2010 гг. СПб., 2012. С. 94.

5 Ничик Ю.М., Захар В.Р. Подводные силы Черноморского флота. Симферополь, 2004. С. 92.

6 Монаков М.С. Главком (жизнь и деятельность Адмирала Флота Советского Союза С.Г. Горшкова). М., 2008. С. 487, 488.

7 Капитанец И.М. Флот в войнах шестого поколения: взгляды на концептуальные основы развития и применения флота России. М., 2003. С. 148.

8 Козлов В.С. Подводная война: горизонты великого противостояния. М., 2005. С. 111—113.

9 Вскоре после этого инцидента капитан 2 ранга В.С. Козлов был назначен заместителем 40-й отдельной бригады подводных лодок. См.: Козлов В.С. Вместе с флотом. СПб., 2004. С. 37—42.

10 Oman Luan, Pollo Stefanaq. The History of the Socialist Construction of Albania. Tirana, 1988. Р. 282.

11 Советский Союз фактически создал албанский военно-морской флот, в состав которого были переданы 4 дизельные подводные лодки, 5 торпедных катеров, 4 больших охотника, 4 малых противолодочных корабля, 2 морских и 6 рейдовых тральщиков, плавбаза подводных лодок «Владимир Немчинов», судно размагничивания, 2 танкера, тор-педолов, водолазный бот, буксир, 11 катеров и плавучий док.

12 Россия (СССР) в локальных войнах и вооружённых конфликтах второй половины XX века / Под ред. В.А. Золотарёва. М., 2000. С. 262.

13 Три века Российского флота. С. 296.

14 Подробнее об использовании советским ВМФ портов Александрия и Порт-Саид см: Коряковцев А.А., Ташлыков С.Л. Указ. соч.

15 Филиал Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (Архив Военно-морского флота, г. Гатчина). Ф. 2. Оп. 347. Д. 8. Л. 52—57.

16 Цит. по: Россия (СССР) в локальных войнах и военных конфликтах второй половины ХХ века. С. 197.

17 Правом захода в порты Египта для пополнения запасов и производства мелкого ремонта советские корабли пользовались до 1977 г., после чего советско-египетские военно-технические отношения в этой области были прерваны.

18 Курсом чести и славы: ВМФ СССР / России в войнах и конфликтах второй половины XX века. Жуковский; М., 2006. С. 147, 160, 161.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.