Научная статья на тему 'Совершенствование инфраструктуры Тихоокеанского флота СССР (1960 – 1980-е гг.)'

Совершенствование инфраструктуры Тихоокеанского флота СССР (1960 – 1980-е гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
262
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Военно-морской флот России / Дальний Восток / Тихоокеанский флот / система базирования / система управление и связи / тыловое обеспечение / техническое обеспечение / Russian Navy / Far East / Pacific Fleet / basing system / command and communications system / logistic and technical support

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Семёнов Виктор Николаевич

Без развитой инфраструктуры флот не мог эффективно решать поставленные задачи, произвести развёртывание сил на театре военных действий. В статье на основе архивных данных и материалов историков рассмотрено как совершенствовалась инфраструктура: базирование, система управления, связь, система освещения обстановки, обеспечение технической готовности, их качественное и количественное изменение на фоне роста корабельного состава флота. В исследуемый период были построены новые пункты базирования в Приморье, Камчатке, Сахалинской области, а также пункты материально-технического обеспечения за рубежом (Вьетнам, Йемен, Эфиопия). Однако проблемы базирования так и не были до конца решены. Интенсивное развитие флота усложняло работу командующего Тихоокеанским флотом (ТОФ) и его штаба по управлению разнородными силами [9]. Поэтому в 1979 году ТОФ был переведён на опытную организацию, а с апреля 1982 г., когда целесообразность опытной организации была подтверждена деятельностью флота, флот был переведён на постоянную новую организацию. Для поддержания технической готовности кораблей и подводных лодок [11] были построены 8 судоремонтных заводов ВМФ, задействовано 34 крупных промышленных предприятия Дальнего Востока, развёрнута сеть судоремонтных мастерских. Но этого было недостаточно, что вело к срыву сроков постановки в ремонт и ремонта кораблей, как следствие приводило к снижению числа боеготовых кораблей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the infrastructure of the Pacific Fleet of the USSR (1960 1980s)

Without developed infrastructure, the fleet could not effectively solve the assigned tasks and deploy the forces in the theater of operations. On the basis of archival data and materials of historians, the author examined how the infrastructure was improved: basing, control system, communications, lighting system, technical readiness, their qualitative and quantitative change against the background of the growth of the ship's fleet. During the period under review, new basing centers were built in Primorye, Kamchatka, Sakhalin Oblast, as well as logistics facilities abroad (Vietnam, Yemen, Ethiopia). However, the problems of basing have not been completely resolved. The intensive development of the fleet, the vastness of the operational zones of the fleet, and the presence of a significant composition of combat service forces in remote areas of the World Ocean complicated the work of the commander of the Pacific Fleet and its headquarters for managing diverse forces. Therefore, in 1979, the Pacific Fleet was transferred to a pilot organization, and since April 1982, when the feasibility of a pilot organization was confirmed by all the activities of the fleet, the Pacific Fleet from the pilot organization was transferred to a permanent new organization. To maintain the technical readiness of ships and submarines, 8 Navy ship repair factories were built, 34 large industrial enterprises of the Far East were involved, a whole network of ship repair workshops was deployed. But this was not enough, which led to a delay in the terms of setting up for repair and repair of ships, as a result of which reduced the number of combat-ready ships. The development of the combat personnel of the fleet was carried out at a faster pace with respect to the development of its infrastructure, which caused a really noticeable imbalance between the existing combat personnel and the ability to ensure its high combat readiness. However, the created fleet infrastructure as a whole was able to ensure the fulfillment of assigned tasks, both in peacetime and in wartime.

Текст научной работы на тему «Совершенствование инфраструктуры Тихоокеанского флота СССР (1960 – 1980-е гг.)»

Наука. Общество. Оборона 2311-1763

2020. Т. 8. № 4 Online ISSN

Science. Society. Defense 2020. Vol. 8. № 4

УДК: 359 (571.6) «1960/1980» DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10258

Поступила в редакцию: 20.08.2020 г. Submitted: August 20, 2020

Опубликована: 15.10.2020 г. Published online: October 15, 2020

Для цитирования: Семёнов В. Н. Совершенствование инфраструктуры Тихоокеанского флота СССР (1960 -1980-е гг.). Наука. Общество. Оборона. Москва. 2020;8(4):46-46. DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10258.

For citation: Semenov V. N. Improving the infrastructure of the Pacific Fleet of the USSR (1960-1980s). Nauka. Obsestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2020;8(4):46-46. (In Russ.) DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10258.

Конфликт интересов: О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось. Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.

ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Обзорная статья

Совершенствование инфраструктуры Тихоокеанского флота СССР (1960 - 1980-е гг.)

В. Н. Семёнов 1

1 Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6562-1938, e-mail: [email protected]

Аннотация:

Без развитой инфраструктуры флот не мог эффективно решать поставленные задачи, произвести развёртывание сил на театре военных действий. В статье на основе архивных данных и материалов историков рассмотрено как совершенствовалась инфраструктура: базирование, система управления, связь, система освещения обстановки, обеспечение технической готовности, их качественное и количественное изменение на фоне роста корабельного состава флота. В исследуемый период были построены новые пункты базирования в Приморье, Камчатке, Сахалинской области, а также пункты материально-технического обеспечения за рубежом (Вьетнам, Йемен, Эфиопия). Однако проблемы базирования так и не были до конца решены. Интенсивное развитие флота усложняло работу командующего Тихоокеанским флотом (ТОФ) и его штаба по управлению разнородными силами [9]. Поэтому в 1979 году ТОФ был переведён на опытную организацию, а с апреля 1982 г., когда целесообразность опытной организации была подтверждена деятельностью флота, флот был переведён на постоянную новую организацию. Для поддержания технической готовности кораблей и подводных лодок [11] были построены 8 судоремонтных заводов ВМФ, задействовано 34 крупных промышленных предприятия Дальнего Востока, развёрнута сеть судоремонтных мастерских. Но этого было недостаточно, что вело к срыву сроков постановки в ремонт и ремонта кораблей, как следствие приводило к снижению числа боеготовых кораблей.

Ключевые слова:

Военно-морской флот России, Дальний Восток, Тихоокеанский флот, система базирования, система управление и связи, тыловое обеспечение, техническое обеспечение

ВВЕДЕНИЕ

На рубеже 1960-1970-х гг. одним из основных военно-морских флотов СССР являлся Тихоокеанский флот (ТОФ): не только по количеству кораблей и подводных лодок, но и по тем задачам, которые на него возлагались. Тихоокеанский флот СССР являлся гарантом защиты интересов СССР в Азиатско-Тихоокеанском регионе, на морских и океанских театрах, в условиях реального усиления военной угрозы со стороны США, а затем Японии и Южной Кореи. При этом географическое положение ТОФ СССР (за исключением Камчатского направления) затрудняло развёртывания сил флота и особенно атомных подводных лодок (АПЛ) [7, с. 381]. Соединения подводных крейсеров с баллистическими ракетами базировались в Приморье и на Камчатке. Подводные ракетоносцы при развёртывании в океан из Приморья должны были преодолевать проливы Лаперуза и Курильских островов, а при развертывании в океан с Камчатки они имели преимущество, так как имели прямой выход в океан [7, с. 382]. Для развёртывания сил и войск ВМФ на театре военных действий, эффективного решения ими поставленных задач и обеспечения их боевой подготовки важную роль играет инфраструктура флота: система стационарных и маневренных объектов и сооружений, расположенных на побережье и в глубине территории страны.

В 1960-1980-е годы наряду с интенсивным ростом боевого состава ТОФ, поступлением на флот новых кораблей и прежде всего АПЛ (в 1989 г. в составе флота имелось 117 подводных лодок, 170 надводных кораблей, 128 боевых катеров, 14 авиаполков) осуществлялось строительство новых и реконструкция имеемых объектов военной инфраструктуры. Развитие инфраструктуры флота руководство ВМФ СССР и командование ТОФ считали одной из важнейших задач. Командующий ТОФ адмирал Н.А. Амелько так вспоминал «За 10 лет на флоте были построены: база надводных кораблей (НК) в б. Абрек; база дивизии АПЛ; завод ремонта и достройки АПЛ в п. Большой Камень; база подводных лодок (ПЛ) в б. Постовая в Советской гавани; место базирования бригады ПЛ в Магадане; ракетно-техническая база и хранилище атомного оружия в п. Советский на Камчатке; в б. Сельдевая - завод ремонта НК и АПЛ... Было закончено строительство аэродрома в Большом Камне, удлинены полосы в Кневичах, Постовой, Елизово; вновь построены аэродромы в Преображенье, Большерецке. Была также построена база ПЛ в б. Бечевинская» [2, 9].

Сложность развития инфраструктуры ТОФ обусловливалась такими факторами, как: большая протяженность по фронту - 10550 км, значительная глубина зоны вероятных боевых действий -до 13 тыс. км; ограниченность транспортной связи с основными экономическими районами страны; ограниченность материальных и людских ресурсов. В 1960-1980-х гг. корабельный состав ТОФ рос огромными темпами: только в подводных силах было сформировано 2 флотилии, 2 эскадры, 10 дивизий и 3 бригады ПЛ. Нормальное функционирование такого состава сил требовало и развитой инфраструктуры.

СИСТЕМА БАЗИРОВАНИЯ

В исследуемый период развитие системы базирования проходило в районах Приморья, Камчатки, Хабаровского края, Сахалинской области, Магаданской области, то есть на всём побережье Дальнего Востока СССР. Кроме этого, был созданы пункты материально технического обеспечения в п. Бербера о. Сомали Народной демократической республики Йемен (затем о. Нокра арх. Дахлак, Народно-Демократическая Республика Эфиопия) и в поселке Камрань (Социалистическая республика Вьетнам).

В Приморье находилась крупнейшая группировка надводных и подводных сил ТОФ: 15-я эскадра и 4-я флотилия ПЛ, 10-я оперативная эскадра кораблей и Приморская флотилия. Базирование здесь группировки сил ТОФ имело существенный недостаток: имелся только один выход в океан, контролируемый силами флота (кораблями Совгаванской ВМБ) - через пролив Лаперуза, а остальные выходы из Японского моря контролировались ВМС США и Японии [7, с. 364].

В 1960-1990-х гг. в зал. Петра Великого в бухтах Золотой Рог, Большой и Малый Улисс, Диомид, Парис, Новик, Аякс базировались соединения кораблей и подводных лодок:

• 47-я бригада кораблей охраны водного района,

• 6-я эскадра подводных лодок,

• 4-я и 19-я бригады подводных лодок,

• 201-я Краснознамённая бригада противолодочных кораблей,

• 145-я бригада кораблей противолодочной обороны,

• 165-я Краснознамённая бригада ракетных катеров,

• 100-я бригада десантных кораблей,

• 22-я дивизия морских десантных кораблей,

• 55-я Краснознамённая дивизия морской пехоты,

• Владивостокский оборонительный район,

• части военно-воздушных сил [17].

Во Владивостоке размещались военные учебные заведения, которые готовили все категории личного состава для пополнения экипажей кораблей, подводных лодок и частей флота:

• Тихоокеанское высшее военно-морское училище им. С.О. Макарова;

• школы оружия, электромеханическая, связи, радиотехнических средств, шофёров, санитарных инструкторов, мичманов и прапорщиков и др.;

• учебный отряд подводного плавания;

• 89-й учебный центр по подготовке специалистов для иностранных ВМФ;

• 123-я и 124-я школы младшего авиационного состава и др.

В заливе Стрелок соединения кораблей базировались в бухтах Павловского, Абрек, Конюшкова, Большой Камень.

В б. Павловского в 1959 г. было начато строительство пункта базирования АПЛ. К прибытию первой АПЛ в 1960 г. были выстроены 2 казармы, штаб, помещения службы радиационной безопасности, компрессорная, котельная, столовая, склады, был готов 1-й и 4-й бетонные пирсы (2-й и 3-й пирсы строились), основное строительство закончено в 1961 г. Здесь был основной пункт базирования 26-й дивизии АПЛ (сформирована 15.06.1961 г., командир - контр-адмирал Иванов Ю.В.) [19, ф. 1589, л. 1], а с 1978 г. - 4-й флотилии ПЛ (командующий - вице-адмирал Белашев В.Г.) [13, с. 76]. Здесь были построены и введены в строй: 906-й командный пункт, 215-й узел связи, 315-я военно-почтовая связь, Павловский матросский клуб, 1328-я отдельная подвижная группа радиационной безопасности, 58-я лаборатория наладки и регулировки корабельной техники, 123-й учебный центр, 4395-я торпедо - техническая база, 724-я судоремонтная мастерская, 373-я береговая техническая база [19, ф. 1858, л. 2].

В б. Конюшкова с ноября 1956 г. базировалась 124-я бригада ПЛ (командир - капитан 1 ранга Кучер А.Т.) [19, ф. 1675, л. 2], а с 1978 г. - 9-я дивизия ПЛ (командир - контр-адмирал Смолярчук П.П.) [19, ф. 1675, л. 111]. Были развёрнуты 3186-я береговая база, служба радиационной безопасности, 714-й узел связи, ракетно-техническая база, 57-й учебный кабинет, 111-я пожарная команда [19, ф. 1675, л. 110].

В б. Большой Камень базировался 107-й отдельный дивизион ремонтирующихся кораблей [13, с.161], который в 1963 г. был переименован в 72-ю отдельную бригаду строящихся и ремонтирующихся ПЛ (командир - капитан 1 ранга Дмитриев Н.Ф.) [19, ф. 1672, л. 1]. Здесь были развёрнуты 12-я (428-я) береговая база, служба радиационной безопасности, 71-й пункт рейдовой службы, 334-й узел связи [13, с. 161]. В 1963 г. судоремонтный завод в б. Большой Камень приступил к ремонту АПЛ [9].

В б. Абрек в 1959-1962 гг. был построен пункт базирования НК, который стал основным пунктом базирования кораблей. В июне 1957 года для обеспечения базирования кораблей флота в з. Стрелок, Восток и Америка приказом МО СССР от 20.2.1957 г. была сформирована военно-морская база первого разряда «Стрелок» [19, ф. 1105, л. 1-2]. С 1968 г. здесь базировались корабли 10-й оперативной эскадры. Эскадра была предназначена для несения боевой службы в оперативной зоне [19, ф. 1674, л. 1-6]. В 1986 г. в дополнение к имеемым пирсам № 1 и № 2 был построен стационарный причал № 7, который обеспечивал стоянку кораблей с атомными энергетическими установками. Однако, отсутствие в пункте базирования большого стационарного глубоководного причала вынуждало тяжёлые авианесущие крейсера к стоянке на рейде, что вело к необоснованному расходу моторесурса, созданию дополнительных трудностей в тыловом и техническом

обеспечении. В 60-е годы п. Промысловка, где проживали семьи военнослужащих, превратился в благоустроенный военный гарнизон-город (Тихоокеанский - Шкотово-17 - Фокино) [9]. В 1969 г. сюда было передислоцировано управление ВМБ «Стрелок».

На о. Русский базировались корабли 22-й дивизии морских десантных сил [19, ф. 1860, л. 2-3] и бригады кораблей охраны водного района [11].

В 1980-е годы в Приморье базировалась части ВВС ТОФ:

• 25-й морской ракетоносной авиадивизии,

• 289-й и 77-й отдельные противолодочные авиационные полки,

• 134-й и 304-й отдельные гвардейские дальние разведывательные полки,

• 311-й отдельный корабельный штурмовой авиационный полк,

• 173-й отдельный морской штурмовой авиационный полк,

• 67-й отдельный авиационный отряд спасательных самолётов,

• 710-й отдельный вертолётный полк,

• 51-я отдельная противолодочная вертолётная эскадрилья,

• 593-й отдельный торпедный полк [17].

Для них в Приморском крае была развёрнута аэродромная сеть: сухопутные аэродромы (Кневичи, Николаевка, Новонежино, Пристань, Суходол, Шамора, Сухая Речка, Седанка, Норд-Ост, Романовка), гидроаэродром в б. Суходол, грунтовый аэродром «Ласточка» и авиационный полигон в б. Анна о. Желтухина.

В зал. Владимира в 1940-1960-х гг. находилась Владимиро-Ольгинская военно-морская база [19, ф. 1089, л. 2], а с 31 декабря 1960 г. - 29-я бригада кораблей охраны водного района [11; 19, ф. 1089, л. 4-8]. В б. Северная (п. Ракушка) в 1951 г. была сформирована 126-я бригада ПЛ (командир - капитан 1 ранга Буюклинский А.Г.), а с 1978 г. базировалась 29-я дивизия ПЛ (командир - контр-адмирал Махлай В.П.) [19, ф. 1728, л. 1]. В бухте Южная (п. Тимофеевка) в 1951 г. была сформирована 169-я бригада торпедных катеров [19, ф. 1089, л. 4-8], в 1977 г. была сформирована 45-я бригада кораблей охраны водного района [11]. Главной задачей бригады в случае войны было обеспечение вывода на оперативный простор АПЛ 29-й дивизии. В поселке Тимофеевка был Дом офицеров флота, матросский клуб, 2480-й склад радиотехнического вооружения, 337-й радиотехническая мастерская, 833-й узел связи гарнизона, 47-е учебные кабинеты, ОРМ-1330. Нужно отметить, что больше внимания уделялось развитию пункта базирования ПЛ в п. Ракушка, а в п. Тимофеевка пункт базирования НК развивался по остаточному принципу.

В Приморье в 1960-е годы появились посёлки: закрытые населённые пункты - посёлки городского Фокино и Большой Камень, «военные» посёлки Тимофеевка, Павловск, Дунай, развитие и снабжение которых осуществлялось благодаря базирующимся рядом воинским частям и предприятиям тылового и технического обеспечения сил флота [9].

В Хабаровском крае соединения кораблей базировались в зал. Советская Гавань, и на реке Амур (г. Комсомольск-на-Амуре, г. Николаевск-на-Амуре).

В заливе Советская Гавань в 1939 г. была создана Северная Тихоокеанская флотилия, состав сил которой постоянно увеличивался:

• в 1952 г. была сформирована дивизия торпедных катеров (40 ед.);

• в 1956 г. была сформирована 15-я дивизия крейсеров.

В 1979 г. на базе Совгаванской военно-морской базы (ВМБ) в соответствии с директивой Главнокомандующего ВМФ от 23.07.1979 г. была сформирована Сахалинская флотилия в составе:

• 90-я отдельная бригада ПЛ (б. Постовая);

• 193-я бригада эскадренных миноносцев (б. Северная);

• 3 бригады кораблей охраны водного района (196-я - в б. Северная, 33-я - в зал. Анива, 137-я - в б. Броутона);

• 376-й дивизион кораблей резерва (г. Николаевск-на-Амуре) [19, ф. 806, л. 2-10];

• 279-й отдельный дивизион ракетных катеров (б. Северная);

• 648-й отдельный береговой ракетный полк, части тылового обеспечения и части вооружения и судоремонта [19, ф. 806, л. 11-14];

• 376-й дивизион катеров с местом базирования в городе Николаевск-на-Амуре [19, ф. 806, л. 2-10].

Для обеспечения НК и ПЛ минно-торпедным, ракетно-артиллерийским, тыловым и техническим имуществом, поддержания технической готовности, подготовки личного состава имелись:

• в б. Западная - минно-торпедная база, 1122-я отдельная ремонтная мастерская и ПМ-5;

• в б. Постовая - торпедо-техническая база, служба радиационной безопасности, узел связи, береговая база и учебные классы;

• в б. Северная - судоремонтная мастерская (СРМ-279), 2 береговые базы, учебные классы, узел связи;

• в б. Окоча - 514-й дивизион ремонтирующихся кораблей.

Нужно отметить, что из-за того, что залив Советская Гавань с декабря по апрель был покрыт льдом, выход кораблей из бухт и залива был невозможен, хотя для обеспечения выхода были запланированы ледоколы, буксиры. Но никакие буксиры, ледоколы не могли обеспечить безопасную проводку во льдах морских тральщиков, дизельных ПЛ и эскадренных миноносцев. Подводные лодки и надводные корабли на зимнее базирование уходили в п. Корсаков зал. Анива, п. Тимофеевка зал. Владимира, б. Абрек зал. Стрелок или в б. Золотой Рог. Семьи военнослужащих проживали в благоустроенных п. Заветы Ильича, п. Западный, п. Бяуды, п. Меньшиков, однако квартирный вопрос так и не был решён. Были школы, детские сады, Дом офицеров, театр ТОФ, широкая сеть объектов военной торговли, военный госпиталь и поликлиника. В ходе реформирования ТОФ эта база была полностью уничтожена.

В г. Комсомольск-на-Амуре на судостроительном заводе № 199 в 1942 г. был создан 50-й отряд новостроящихся надводных и подводных кораблей [13, с. 159], а в 1961 г. была сформирована 80-я бригада строящихся ПЛ (командир - капитан 1 ранга Циунель В.Н.) [19, ф. 1974, л. 1].

В зал. Анива в порту Корсаков с 1947 г. базировались корабли Южно-Сахалинской военно-морской базы, которая 15 апреля 1960 г. была переформирована в 33-ю бригаду кораблей охраны водного района [19, ф. 1950, л. 1].

В бухте Броутона (о. Симушир, Курильские острова) в 1979 г. было начато строительство пункта маневренного базирования для НК. Уже в 1981 г. сюда была перебазирована 137-я бригада кораблей охраны водного района [19, ф. 1980, л. 1], основными задачами которой были борьба с иностранными подводными лодками и наводными кораблями, пытающимися скрытно проникнуть в Охотское море, а также обеспечение развёртывания наших подводных лодок в океан через Курильские проливы [13, с.76]. В б. Броутона было построено и оборудовано 3 плавучих причала, здание штаба, котельная, дизель-электростанция, склады с боеприпасами и топливом, казарменный и жилой городок. К сожалению, в 1990-е годы в ходе организационно-штатных мероприятий корабельных состав был выведен, а пункт маневренного базирования пришёл в упадок.

Развитие инфраструктуры флота на Камчатке в шестидесятые годы получило приоритетное направление, так как базирующиеся здесь соединения подводных лодок имели главное преимущество перед Приморской группировкой подводных лодок: имели свободный выход в океан (с прорывом противолодочного рубежа под прикрытие сил обеспечения) для действий в центральной и восточной частях Тихого океана [7, с. 365].

В б. Крашенинникова в 1961 г. было начато строительство пункта базирования для АПЛ [13, с.75]. С 1961 г. здесь базировались ПЛ 15-й эскадры, а затем 2-й Краснознамённой флотилии ПЛ. В 1970 г. было закончено строительство первой очереди, обеспечивающее базирование атомных ПЛ 3-х дивизий. В 1980 г. было закончено строительство второй очереди - для базирования 4-х дивизий АПЛ. До конца 1980-х гг. велась реконструкция пункта базирования:

• появились новые стационарные и плавучие причалы;

• создавались новые инженерные сети, объекты энергоснабжения, средства погрузки оружия;

• расширялся казарменный, штабной, жилой и складской фонды;

• совершенствовался учебно-тренировочной комплекс.

В ноябре 1975 г. образован плавучий судоремонтный завод ПРЗ-60 в составе: головное судно - ПРЗ-60, плавучие мастерские ПМ-40 и ПМ-147, плавучий док ТПД-55, судоремонтная мастерская. Для хранения ядерных

боеприпасов, проведения регламентных работ и выдачи их на носители были сданы в эксплуатацию 2 ремонтно-технические базы.

С 1959 г. в б. Сельдевой находился судоремонтный завод «Горняк» (СРЗ-49), который служил судоремонтной базой для ПЛ 15-й эскадры. В 1963 г. здесь был сформирован 245-й отдельный дивизион ремонтирующихся ПЛ. В 1968 г. начато освоение ремонта ПЛ 2-го поколения. А в 1987 году 245-й дивизион ремонтирующихся ПЛ был переформирован в 142 -ю бригаду строящихся и ремонтирующихся ПЛ.

Бухта Бечевинская использовалась как запасной район рассредоточения. Но в 1967 г. здесь было сформировано управление 8-го отдельного дивизиона ПЛ и началось интенсивное строительство пункта базирования, в 1968 г. в основном было закончено строительство первой очереди. С 1971 г. по 1992 г. здесь базировалась 182-я отдельная бригада. Были построены помещения для тылового и технического обеспечения соединения [14], а также 8 жилых домов, почта, магазин, клуб, школа-десятилетка, детский сад. Недостатком было отсутствие сухопутного сообщения с «большой землей» [4], что затрудняло материально-техническое обеспечение бригады, жизнь семей военнослужащих и служащих.

В 1960-1980-х годах, наряду с развитием системы базирования подводных лодок, на Камчатке шло строительство и реконструкция пунктов базирования надводных кораблей. В 1970 г. было закончено строительство пунктов базирования в б. Ильичева (для НК) и в районе озера Богородское (для ракетных катеров и малых ракетных кораблей). В 1972 г. в б. Завойко было закончено строительство пункта базирования кораблей 114-й бригады охраны водного района.

Таким образом, к 1980 году в районе Камчатки была создана инфраструктура для базирования крупных сил подводных лодок, надводных кораблей, способная обеспечить выполнение ими поставленных задач в морской и океанской зонах.

В б. Нагаево (Магаданская область) осенью 1962 г. начались подготовительные работы по строительству пункта базирования соединения дизельных ПЛ, а в ноябре сюда были перебазированы подводные лодки 171-й бригады ПЛ (капитан 1 ранга Кириенко В.Я.). Это соединение должно было взять под контроль всю обширную акваторию Охотского моря и Курильские проливы, обеспечивающие скрытный выход лодок через них во все районы северной части Тихого океана. О тяжёлой погодной и ледовой обстановке в Охотском море высшее командование знало, но её влияние на возможности ВМС предполагалось значительно нейтрализовать, с одной стороны, созданием специальной ледокольной группы, а с другой -отработкой выхода подводных лодок к Курильским проливам методом подлёдного плавания, что, в свою очередь, улучшит их скрытность и внезапность действий [5]. В 1969 г. причальная линия пополнилась плавучим пирсом, пришла плавбаза подводных лодок ПБ-3 («Магаданский комсомолец»). На берегу выросло 5-этажное здание, в котором разместились экипажи и штаб бригады. Бухта Нагаева почти на 8 месяцев покрывалась льдом, и боевая подготовка в таких условиях становилась весьма сложной, поэтому с 1974 г. на зимний период часть подводных лодок бригады перебазировалась в бухты Ильичёва и Бечевинская [5].

С 15 июня 1974 г. управление 8-й эскадры кораблей специального назначения [18] было переформировано в управление 8-й оперативной эскадры кораблей ВМФ СССР с подчинением командующему ТОФ [19, ф. 1693, л. 1-3]. А в сентябре 1974 г. корабли эскадры приступили к действиям в операционной зоне Индийского океана под управлением с командного пункта ТОФ [3, с. 77]. В 1979 г. решением Главнокомандующего ВМФ управление действиями 8-й ОПЭСК ВМФ было принято центральным командным пунктом ВМФ. В остальном эскадра оставалась в ведении ТОФ (кадры, обеспечение, квартиры и т.д.) [3, с. 106]. Основным пунктом базирования эскадры был порт Бербера о. Сомали (НДРЙ), кроме того, имелись несколько мест якорных стоянок: рейд о. Сомали, у мыса Гвардафуй (Сомали), а при дальних переходах кораблей -банка Фортюн. Для обеспечения деятельности эскадры были созданы узел связи в п. Аден(НДРЙ), 933-й пункт материально-технического обеспечения ТОФ (Сомали п. Бербера, затем о. Нокра архипелаг Дахлак, Эфиопия) [3, с. 98].

В начале 1980-х гг. возникла необходимость создания промежуточного пункта базирования для обеспечения сил флота, которые выполняли задачи боевой службы в Тихом и Индийским океанах и в Южно-Китайском море. Для этого, в соответствии с межправительственным соглашением между СССР и Социалистической Республикой Вьетнам [16], в 1982 году в бухте Камрань был развёрнут 922-й пункт материально-технического

обеспечения, 19-я служба радиационной безопасности, 1073-й узел связи [16]. Здесь стали базироваться корабли 17-й оперативной эскадры ТОФ [18], которая была сформирована в соответствии с директивой Главнокомандующего ВМФ СССР № 716/00241 от 3 марта 1982 г. [19, ф. 1886, л. 1-2]. На базе имеемой инфраструктуры американской постройки проходило строительство и реконструкция пункта базирования. Активно использовался аэродром Камрань, где базировался 169-й смешанный авиационный полк ВВС ТОФ. К 1991 г. в пункте базирования имелось:

• 7 причалов,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• 3 склада технического имущества,

• склад горю-смазочных материалов,

• 2 продовольственных и 2 вещевых склада,

• судоремонтный комплекс,

• госпиталь,

• казарменно-штабной и жилой фонд,

• узел связи [16].

Пункт базирования Камрань кораблями флота, несущими боевую службу в Индийском и Тихом океанах, использовался для периодических заходов и временной стоянки, пополнения материально-технических запасов, проведения планово-предупредительных ремонтов и отдыха личного состава [16].

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

Интенсивное развитие флота, огромная операционная зона, постоянно растущий состав сил боевой службы, несущих службу в удалённых районах Мирового океана усложняли работу командующего ТОФ и его штаба по управлению разнородными силами флота.

В 1979 г. в связи ростом флота, увеличением сил боевой службы, находящихся в удалённых районах Мирового океана, что усложнило управление силами флота, назрела необходимость перехода флота на новую организационную структуру [13, с. 75]. В соответствии с приказом МО СССР и Главкома ВМФ СССР от 1979 г. с октября 1979 г. ТОФ был переведён на опытную организацию. В соответствии с требованиями указанных приказов были произведены следующие организационные мероприятия:

1. сформированы: органы вооружения и судоремонта..., управление береговых войск флота, управление 22-й дивизии морских десантных сил [13, с. 75];

2. переформированы: управление Приморской флотилии разнородных сил, управление Совгаванской флотилии разнородных сил [13, с. 75] и др.

Перевод на новую организационную структуру позволил расширить возможности по управлению силами командующих флотилиями разнородных сил в своих операционных зонах и сосредоточить основные усилия командующего и штаба ТОФ на решение силами флота боевых задач в океанской зоне. Целесообразность опытной организации была подтверждена всей деятельностью флота в течение трёх лет и с апреля 1982 г. ТОФ с опытной организации был переведён на постоянную новую организацию.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ И СВЯЗИ

Одной из приоритетных задач в течение 1960-1980-х гг. оставалась задача организации управления силами, обеспечивающей непрерывное, надёжное и скрытое управления силами [18]. Повышение эффективности управления силами велось по нескольким направления:

• строительство новых и реконструкция имеемых защищённых командных пунктов основных объединений, соединений и частей: Советско-Гаванской ВМБ, 50-й дивизии морской пехоты, Камчатской военной флотилии, ВМБ «Стрелок», 4-й флотилии подводных лодок, 25-й морской разведывательной авиационной дивизии [11]. В 1982 г. был введён в эксплуатацию защищённый командный пункт ТОФ в районе б. Лазурная, предназначенный для непрерывного управления силами флота, приданными и поддерживающими силами других флотов и видов Вооружённых Сил СССР при приведении их в высшие степени боевой готовности, подготовке и ведении операций (боевых действий);

• строительство новых и реконструкция имеемых объектов связи и освещения обстановки, оснащения их средствами механизации и автоматизации. В 1960-е годы для боевого управления ракетными ПЛ была организована система дальней оперативной связи, основу которой составляла система связи с подводными лодками «Глобус» [8, с. 8]. В 1985 г. были оснащены комплексами средств автоматизации командная система боевого управления (КСБУ) защищённый командный пункт флота, командные пункты 4-й флотилии ПЛ, Камчатской флотилии разнородных сил, два надводных корабля и 16

ракетных подводных крейсеров стратегического назначения [11]. С июня 1985 г. поставлена на боевое дежурство КСБУ и система обмена информацией автоматизированная система управления «Центр» подсистемы ВМФ флотского звена, была задействована система засекреченной связи.

В период 1962-1991 гг. на флоте были построены и сданы в эксплуатацию наиболее важные объекты системы связи:

• радиостанция ТОФ на сверхдлинных волнах, которая позволила поддерживать радиосвязь с ПЛ, находящимися на боевой службе в океане в подводном положении;

• узел связи авиации флота;

• специальные приёмные радиоцентры;

• отдельный передающий радиоцентр;

• центр космической связи, представляющий собой комплекс средств космической связи с ПЛ и НК с использованием искусственных спутников земли [1].

Для повышения устойчивости и поддержания непрерывности управления силами флота была предусмотрена резервная система управления, включающая в свой состав воздушный пункт управления.

СИСТЕМА ОСВЕЩЕНИЯ ОБСТАНОВКИ

Слабо развитая система освещения обстановки и, в частности, береговая система наблюдения, являлись одним из узких мест в развитии инфраструктуры флота. Береговая система наблюдения получила развитие как правило в районах основных пунктов базирования и состояла из трёх районов: Камчатского, Совгаванского и Приморского. Технические средства наблюдения позволяли освещать морскую обстановку от мыса Гамова на юге Приморья до мыса Шипунского на Камчатке. В 1980-е гг. было развёрнуто строительство новых гидроакустических комплексов на базе береговых гидроакустических станций, позволяющих обнаруживать ПЛ на дальности до 60 км, и надводные цели - до 450-700 кабельтов. В 1985 г. в Приморье был создан испытательный радиолокационный узел, на вооружении которого стоял загоризонтный радиолокационный комплекс, позволяющий обнаруживать крупные надводные цели на расстоянии 1200-2700 км. К 1990 г. в состав береговой системы наблюдения входило:

• 3 гидроакустических комплекса,

• комплекс загоризонтной радиолокации,

• 3 отдельные радиотехнические роты,

• 8 радиотехнических рот,

• 20 радиотехнических взводов и

• 8 береговых боевых информационных постов.

АЭРОДРОМНАЯ СЕТЬ

Одним из составляющих элементов инфраструктуры является аэродромная сеть. Её развитие осуществлялось за счёт строительства новых аэродромов и реконструкции существующих. На флоте были построены аэродромы на Камчатке, на о. Сахалин, в Советской Гавани, гидроаэродром в Приморье.

ТЫЛОВОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для хранения ядерных боеприпасов, проведения регламентных работ и выдачи их на носители к 1970 г. были сданы в эксплуатацию ремонтно-технические базы в Приморье, Советской Гавани и на Камчатке. В период 19601980-х гг. в общей сложности было построено: 2 склада вооружения и боеприпасов; 11 складов вооружения, технических ракетных и авиационно-технических баз; 1 база горючего; 8 складов (3 продовольственных, 2 медицинских, 1 технического имущества, 3 химического имущества).

Важнейшей и неотъемлемой составной частью технического обеспечения ВМФ является судоремонт. В 1967 г., когда была введена система цикличного пользования кораблей в малом и большом цикле, выяснилось, что производственных мощностей отрасли военного судоремонта явно недостаточно. Поэтому было принято решение о размещение в ремонт кораблей на судоремонтные предприятия Министерства судоремонтной промышленности, в том числе атомных подводных лодок на предприятии «Звезда» [15]. В этот период большое значение приобрёл комплексный ремонт технических средств вооружения кораблей и техники по единому графику по всем боевым частям с сокращением числа контрагентов. Создавались специализированные участки,

строились новые корпуса цехов по ремонту технических средств вооружения и пополнялись современным оборудованием [15]. В 1989 г. в состав отрасли на ТОФ были переведены заводы по ремонту технических средств вооружения, ранее подведомственные центральным Управлениям ВМФ: 50-й - по ремонту ракетно-артиллерийского вооружения; 44-й - по ремонту радиотехнических средств [15]. В результате целенаправленной работы командования ВМФ к концу 1980-х годов на Дальнем Востоке была развёрнута целая сеть судоремонтных предприятий:

• в Приморье - 30-й, 92-й и 178-й судоремонтные заводы;

• на Камчатке - 49-й и 329-й судоремонтные заводы;

• в Хабаровске - 179-й судоремонтный завод;

кроме того, 44-й ремонтный завод радиотехнического вооружения; 50-й ремонтный завод ракетно-артиллерийского вооружения [4].

Для проведения модернизации, капитального и среднего ремонта кораблей и подводных лодок на Дальнем Востоке кроме судоремонтных заводов ВМФ в Дальневосточном регионе было задействовано 34 крупных промышленных предприятий: 12 предприятий Государственной оборонной промышленности, 14 предприятий Комитета по рыболовству, 8 предприятий Министерства транспорта [6].

Кроме судоремонтных заводов для производства межпоходовых, текущих, навигационных и доковых ремонтов НК и ПЛ ТОФ в объединениях и соединениях были развёрнуты:

• 11 судоремонтных мастерских (3 на Камчатке, 4 в Приморье, 2 в Совгавани, 1 в Корсакове),

• 14 самоходных плавучих мастерских (9 на Камчатке, 4 в Приморье, 1 в Совгавани),

• 6 несамоходных плавучих мастерских (3 в Приморье, 3 на Камчатке),

• а также привлекались 20 судоремонтных мастерских других ведомств (министерства морского флота -4, министерства рыбного хозяйства - 16).

Несмотря на такую широкую сеть судоремонта, межремонтные сроки и сроки ремонта кораблей не выдерживались, а следовательно норма содержания боеготовых кораблей не всегда выдерживалась.

Численность ТОФ к 1989 г. составляла около 140 тысяч человек [9]. Для базирования было построено 75 различных военных городков [12, с. 125], а для обеспечения социально-бытовых нужд личного состава и членов семей военнослужащих было построено:

• 107 лечебных учреждений;

• 343 магазина, 55 домов быта;

• 16 домов офицеров;

• 20 средних школ, несколько десятков дошкольных учреждений;

• 20 базовых матросских клубов и 160 библиотек;

• 5 стадионов, 25 спортивных учреждений;

• 15 пошивочных мастерских, 20 ателье по ремонту одежды и обуви.

В области здравоохранения, торговли, культурно-досугового и бытового обслуживания военные предприятия и организации зачастую оказывались единственными, и гражданское население активно пользовалось их услугами, особенно в отдалённых регионах [9].

Тем не менее, не были до конца решены вопросы обеспечения жильём и медицинского обеспечения членов семей военнослужащих. Посёлки Тимофеевка, Ракушка, Бечевинский, на острове Симушир были оторваны от «благ цивилизации».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Созданная к началу 1990-х годов инфраструктура Тихоокеанского флота в целом была способна обеспечить выполнение поставленных задач, как в мирное, так и в военное время. Количественный рост корабельного состава, береговых частей и его техническое оснащение осуществлялось опережающими темпами относительно развития инфраструктуры флота, что вызывало реально ощутимый дисбаланс между имеемым боевым составом и способностью обеспечения его высокой боевой готовности.

Список литературы

1. Аллакулиев Ю.Б. История службы связи Тихоокеанского флота. - Связь и АСУ Военно-Морского Флота. 2005. [Электронный ресурс]. - URL: https://vmf.informost.ru/ 2005/ soderjanie.php (дата обращения

15.10.2019).

2. Амелько Н.А. В интересах флота и государства: воспоминания адмирала. М.: Наука, 2003. - 181 с.

3. Восьмая оперативная эскадра кораблей ВМФ СССР. ВМФСССР в операционной зоне Индийского океана. Исторические хроники боевой службы 8-й ОПЭСКВМФ. 1974-1992 гг. Авт.-сост.: Н.Н. Бирилло Н.Н. М., 2010. - 432 с.

4. ГрадРемСтрой-новости - Страница 268. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gradremstroy.ru/ru/news/page/268 /(дата обращения 26.04.2020).

5. История 171 ОБрПЛ | Моя родина - Магадан. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.kolymastory.ru/glavnaya/171-obrpl-420-odpl/istoriya-171-obrpl/ (дата обращения 29.10.2019).

6. История отечественного военного судоремонта. Том 3. Заводы. Люди. Корабли. Под общ. ред. Г. Н. Муру; отв. ред. Л. А. Кузнецов. Санкт-Петербург: Гангут, 2011. - 619 с. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.morkniga.ru/p817027.html (дата обращения 12.03.2020).

7. Капитанец И.М. На службе океанскому флоту. 1946-1992; Записки командующего двумя флотам. Андреевский флаг, Фонд Андрея Первозванного, 2000. - 800 с.

8. Карпенко А.В., Шумков Н.И. Морские комплексы с баллистическими ракетами. СПб., Москва, 2009. -144 с.

9. Колесниченко К.Ю. Военный фактор в развитии Дальнего Востока России (на примере Приморского края). - Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2012. № 3 (22). С.116-125.

10. Коряковцев А.А., Ташлыков С.Л. Развитие отечественного ВМФ в период доминирования ядерного оружия в вооруженном противоборстве (1954-1970 гг.). -Морской сборник. 2019. № 3. С. 62-68.

11. Марченко И.Е. Официальный отдел. Из указов президента Российской Федерации. Вести с флотов. -Морской сборник. 2017. № 4. С. 3-36.

12. Митичкин Н.С., Кулагин В.В., Муратов В.Н. Тихоокеанский флот России 1731-2006. Исторический очерк (к 275-летию). Владивосток: Дальнаука, 2006. - 280 с.

13. Митичкин Н.С., Муратов В.Н. Тихоокеансикй флот России. История. Современность. Перспективы. -Владивосток: русский остров, 2013. - 408 с.

14. Оставленные города. Кадыкчан и другие. Проза (очерк). [Электронный ресурс]. - URL: https://www.chitalnya.ru/work/1361361/ (дата обращения 20.03.2020).

15. Петров Ю.Е. На страже боевой готовности Военно-Морского Флота. Флот - 21 век.[Электронный ресурс]. - URL: http://blackseafleet-21.com (дата обращения 21.09.2019).

16. ПМТО Камрань. [Электронный ресурс]. - URL: http://alerozin.narod.ru/CamRanh.htm (дата обращения

12.04.2020).

17. Список дивизий Вооружённых сил СССР (1989-1991). [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 15.03.2020).

18. Ташлыков С.Л., Коряковцев А.А. «Хороший флот предупреждает самую возможность войны». Страницы истории отечественного ВМФ: 50 лет на боевой службе. - Военно-исторический журнал. 2014. № 7. С. 3-10.

19. Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации, архивный отдел Тихоокеанского флота (ЦАМО АО ТОФ).

Информация об авторе

Семёнов Виктор Николаевич, кандидат технических наук, заведующий лабораторией Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток, Российская Федерация.

Автор-корреспондент

Семёнов Виктор Николаевич, e-mail: [email protected]

MILITARY SECURITY

Review

Improving the infrastructure of the Pacific Fleet of the USSR (1960 - 1980s)

V. N. Semenov 1 1 Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russian Federation,

ORCID: https://orcid.ora/0000-0002-6562-1938, e-mail: [email protected]

Abstract:

Without developed infrastructure, the fleet could not effectively solve the assigned tasks and deploy the forces in the theater of operations. On the basis of archival data and materials of historians, the author examined how the infrastructure was improved: basing, control system, communications, lighting system, technical readiness, their qualitative and quantitative change against the background of the growth of the ship's fleet. During the period under review, new basing centers were built in Primorye, Kamchatka, Sakhalin Oblast, as well as logistics facilities abroad (Vietnam, Yemen, Ethiopia). However, the problems of basing have not been completely resolved. The intensive development of the fleet, the vastness of the operational zones of the fleet, and the presence of a significant composition of combat service forces in remote areas of the World Ocean complicated the work of the commander of the Pacific Fleet and its headquarters for managing diverse forces. Therefore, in 1979, the Pacific Fleet was transferred to a pilot organization, and since April 1982, when the feasibility of a pilot organization was confirmed by all the activities of the fleet, the Pacific Fleet from the pilot organization was transferred to a permanent new organization. To maintain the technical readiness of ships and submarines, 8 Navy ship repair factories were built, 34 large industrial enterprises of the Far East were involved, a whole network of ship repair workshops was deployed. But this was not enough, which led to a delay in the terms of setting up for repair and repair of ships, as a result of which reduced the number of combat-ready ships. The development of the combat personnel of the fleet was carried out at a faster pace with respect to the development of its infrastructure, which caused a really noticeable imbalance between the existing combat personnel and the ability to ensure its high combat readiness. However, the created fleet infrastructure as a whole was able to ensure the fulfillment of assigned tasks, both in peacetime and in wartime.

Keywords:

Russian Navy, Far East, Pacific Fleet, basing system, command and communications system,

logistic and technical support

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Allakuliyev Yu. B., 2005, Istoriya sluzhby svyazi Tikhookeanskogo flota [History of Pacific Fleet Communications Service]. - Svyaz' i ASU Voyenno-Morskogo Flota [Communication and ACS of the Navy]. 2005. [Elektronnyy resurs]. - URL: https://vmf.informost.ru/2005/ soderjanie.php (data obrashcheniya 15.10.2019). (In Russ.)

2. Amel'ko N. A., 2003, Vinteresakh flota i gosudarstva: vospominaniya admirala [In the interests of the navy and the state: the memories of the admiral]. M.: Nauka, 2003. - 181 s. (In Russ.)

3. Vos'maya operativnaya eskadra korabley VMF SSSR. VMF SSSR v operatsionnoy zone Indiyskogo okeana. Istoricheskiye khroniki boyevoy sluzhby 8-y OPESK VMF. 1974-1992 gg[Eighth Operational Squadron of Ships of the USSR Navy. VMFSSSR in the Indian Ocean operating zone. Historical chronicles of combat service of the 8th OPESK Navy. 1974-1992] Avt.-sost.: N.N. Birillo N.N. M., 2010. - 432 s. (In Russ.)

4. GradRemStroy - novosti [GradRemStroy - News ]. - Stranitsa 268 [Elektronnyy resurs]. - URL: http://www.gradremstroy.ru/ru/news/page/268/ (data obrashcheniya 26.04.2020). (In Russ.)

5. Istoriya 171 OBrPL | Moya rodina - Magadan [History 171 OBRPL | Moi homeland - Magadan]. [Elektronnyy resurs]. - URL: https://www.kolymastory.ru/glavnaya/171-obrpl-420-odpl/istoriya-171-obrpl/ (data obrashcheniya 29.10.2019). (In Russ.)

6. Istoriya otechestvennogo voyennogo sudoremonta. Tom 3. Zavody. Lyudi. Korabli [History of domestic military ship repair. Volume 3. Plants. People. Ships/under commonly]. Pod obshch. red. G. N. Muru; otv. red. L. A. Kuznetsov. Sankt-Peterburg: Gangut, 2011. - 619 s. [Elektronnyy resurs]. - URL: https://www.morkniga.ru/p817027.html (data obrashcheniya 12.03.2020). (In Russ.)

7. Kapitanets I. M., 2000, Na sluzhbe okeanskomu flotu. 1946-1992; Zapiski komanduyushchego dvumya flotam [In service to the ocean fleet. 1946-1992; Notes of the commander of two fleets]. Andreyevskiy flag, Fond Andreya Pervozvannogo, 2000. - 800 s. (In Russ.)

8. Karpenko A. V., Shumkov N. I., 2009, Morskiye kompleksy s ballisticheskimi raketami [Marine Complexes with Ballistic Missiles]. SPb., Moskva, 2009. - 144 s. (In Russ.)

9. Kolesnichenko K. Yu., 2012, Voyennyy faktor v razvitii Dal'nego Vostoka Rossii (na primere Primorskogo kraya) [Military factor in the development of the Far East of Russia (on the example of Primorsky Krai)]. -

Oykumena. Regionovedcheskiye issledovaniya. 2012. №3(22). S.116-125. (In Russ.)

10. Koryakovtsev A. A., Tashlykov S. L., 2019, Razvitiye otechestvennogo VMF v period dominirovaniya yadernogo oruzhiya v vooruzhennom protivoborstve (1954-1970 gg.) [Development of the domestic Navy during the period of dominance of nuclear weapons in armed confrontation (1954-1970)]. - Morskoy sbornik. 2019. № 3. S. 62-68. (In Russ.)

11. Marchenko I. Ye., 2017, Ofitsial'nyy otdel. Iz ukazov prezidenta Rossiyskoy Federatsii. Vesti s flotov [Official Department. From the decrees of the President of the Russian Federation. Lead from the fleets]. - Morskoy sbornik. 2017. № 4. S. 3-36. (In Russ.)

12. Mitichkin N. S., Kulagin V. V., Muratov V. N., 2006, Tikhookeanskiy flot Rossii 1731-2006. Istoricheskiy ocherk (k 275-letiyu) [Pacific Fleet of Russia 1731-2006. Historical essay (to the 275th anniversary)]. Vladivostok: Dal'nauka, 2006. - 280 s. (In Russ.)

13. Mitichkin N. S., Muratov V. N., 2013, Tikhookeansiky flot Rossii. Istoriya. Sovremennost'. Perspektivy [Pacific Fleet of Russia. History. Present. Prospects]. - Vladivostok: Russkiy ostrov, 2013. - 408 s. (In Russ.)

14. Ostavlennyye goroda. Kadykchan i drugiye. Proza (ocherk) [City of Abandonment. Kadykchan-i-drugi. Prose (essay)]. [Elektronnyy resurs]. - uRL: https://www.chitalnya.ru/work/1361361/ (data obrashcheniya 20.03.2020). (In Russ.)

15. Petrov Yu. Ye. Na strazhe boyevoy gotovnosti Voyenno-Morskogo Flota. Flot - 21 vek [On guard of combat readiness of the Navy. The navy is the 21 centuries]. [Elektronnyy resurs]. - URL: http://blackseafleet-21.com (data obrashcheniya 21.09.2019). (In Russ.)

16. PMTO Kamran' [PSTO Kamran]. [Elektronnyy resurs]. - URL: http://alerozin.narod.ru/CamRanh.htm (data obrashcheniya 12.04.2020). (In Russ.)

17. Spisok diviziy Vooruzhonnykh sil SSSR (1989-1991) [List of Divisions of Armed Forces USSR (1989-1991)]. [Elektronnyy resurs]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/(data obrashcheniya 15.03.2020). (In Russ.)

18. Tashlykov S. L., Koryakovtsev A. A., 2014, «Khoroshiy flot preduprezhdayet samuyu vozmozhnost' voyny». Stranitsy istorii otechestvennogo VMF: 50 let na boyevoy sluzhbe ["A good fleet prevents the very possibility of war." Pages of the history of the Russian Navy: 50 years in combat service]. - Voyenno-istoricheskiy zhurnal. 2014. № 7. S. 3-10. (In Russ.)

19. Tsentral'nyy arkhiv Ministerstva oborony Rossiyskoy Federatsii, arkhivnyy otdel Tikhookeanskogo flota (TSAMO AO TOF) [Central archive of the Ministry of Defense of the Russian Federation, archive department of the Pacific Fleet (TsAMO AO Pacific Fleet)]. (In Russ.)

Information about the author

Victor N. Semenov, Cand. Sci. (Technical), Head of the Laboratory of the Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russian Federation.

Corresponding author

Victor N. Semenov, e-mail: [email protected]

Наука. Общество. Оборона 2311-1763

2020. Т. 8. № 4 Online ISSN

Science. Society. Defense 2020. Vol. 8. № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.