РАЗВИТИЕ СИСТЕМНО-СТРУКТУРНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКОЙ СПОРТСМЕНОВ ВО ВНИИФК
А.А. НОВИКОВ, Ю.А. ИППОЛИТОВ,
ВНИИФК
Аннотация
В статье описано развитие системы научнометодического обеспечения во ВНИИФК начиная с 50-х годов XX века. Перечислены выполненные в институте научно-методические разработки. Дана краткая характеристика современного состояния работ в данной области знаний.
Abstract
In article development of system of scientific -methodical maintenance in VNIIFK, since 50th years of 20 centuries is described. The scientific -methodical development executed in institute are listed. The brief characteristic of a modern condition of works in the given field of knowledge is given.
Ключевые слова: спорт, научно-методическое обеспечение, ВНИИФК.
Введение. Постановка проблемы
В общей системе управления сам процесс управления начинается обычно с определенного целенаправленного изменения состояния управляющей системы, информация о котором по цепи прямой связи поступает в управляемую систему и также вызывает определенное изменение ее состояния. В свою очередь, информация от управляемой системы, поступающая в управляющую систему по цепи обратной связи, является исходным основанием для нового изменения состояния управляющей системы и т.п.
Таким образом, управляющую систему можно рассматривать как определенный преобразователь информации, переходящий из одного дискретного состояния в другое в соответствии с определенным общим правилом - алгоритмом выработки решения. Реализация этого алгоритма осуществляется в виде определенной программы переработки информации, составленной с учетом специфики назначения и функционирования управляющей системы.
В технической кибернетике принято не отделять понятие «управление» от понятия «регулирование», хотя они не являются абсолютно тождественными друг другу.
В литературе выделяют следующие формы регулирования (управления):
1. Устранение рассогласования между «достигнутым» и «потребным» значением регулируемых параметров.
2. Регулирование в виде постоянных программ реакций на определенные ситуации.
3. Регулирование за счет самонастройки (программ, параметров, структуры).
4. Регулирование за счет извлечения из памяти образа конечного результата.
5. Самоприспосабливающееся или адаптивное регулирование, функционирующее на основе опережающей информации.
6. Регулирование на основе вероятностного прогнозирования (Н.А. Бернштейн, 1966).
Разработки ученых ВНИИФК в области управления спортом
В 50-60-е годы во ВНИИФКе работал ряд выдающихся ученых в области спортивной тренировки, такие, как Г.В. Васильев, Д.Д. Донской, В.Э. Нагорный,
Н.Г. Озолин, В.М. Дьячков и др.
Однако, по мере бурного развития спортивного движения, стало постепенно проявляться несоответствие между требованиями практики и теоретическими разработками. На смену огромной объемной работе было предложено новое направление в тренировочном процессе - интенсификация тренировочной работы.
Несколько позже, в 70-е годы, был предложен системный подход в разработке теории спортивной тренировки (В. Кузнецов, А. Новиков, Б. Шустин). Суть его (схематично) состояла в следующем - выполнение положений интенсификации и динамической адаптации выдвигает необходимость индивидуализации учебно-тренировочного процесса.
Таким образом, достижения в будущем сегодня кажутся фантастическими.
Системно-структурный подход в подготовке спортсменов высокого класса (А.А. Новиков, В.В. Кузнецов, 1970, 1972) позволил установить взаимосвязь между элементами системы, определить ее иерархичность, и на этой основе А. А. Новиковым (1974) было предложено разделение функций управления на различных уровнях.
Рассматривая процесс управления как сложную иерархическую систему, были выделены три основных уровня, которые позволяют представить всю систему в полном объеме и определить взаимосвязь воздействий и управляемых элементов.
На схеме представлена функциональная система управления процессом совершенствования в видах спортивных единоборств.
Первый уровень - основной, целеполагающий уровень системы, отражающий модель соревновательной деятельности в виде спорта, необходимую для достижения планируемого результата, а также динамику со-
1аа)
ответствия модельным признакам текущих значений элементов соревновательной деятельности конкретного спортсмена.
Во втором уровне широко используются специальные стенды для выявления взаимосвязи элементов движений.
Если показатели первого уровня отражают технико-тактическое мастерство и психофизическую подготовленность как бы в интегрированном виде, то на втором уровне происходит их дифференциация, позволяющая уточнить причины низких или высоких значений тех или иных показателей технико-тактической подготовленности.
Во ВНИИФКе для реализации теоретических разработок были созданы комплексные отделы по группам видов спорта - циклические, игровые, скоростносиловые, единоборства и др. Опыт предыдущих лет, когда структура института строилась по проблемному принципу (выносливость, скоростно-силовые качества, биомеханика, физиология, медицина и т.д.), комплексности в сопровождении сборных команд трудно было достигнуть, так как «теоретики», по сути дела, не очень-
то вникали в специфику конкретных видов спортивной деятельности и неохотно «отрывались от своих сугубо научных задач». Вместе с тем к тому времени образовался и окреп «институт» научно-методического обеспечения подготовки сборных команд (НМО) на базе комплексных научных групп (КНГ), в состав которых привлекались специалисты по видам спорта и научные сотрудники в соответствии со спецификой соревновательной деятельности. Практически члены КНГ имели возможность анализировать состояние спортсменов как на тренировках, так и на соревнованиях.
ВНИИФК был утвержден головной организацией по НМО в стране. Естественным шагом в структурной перестройке института явилось создание отделов по группам видов спорта, которые осуществляли единую политику по комплексному научно-методическому обеспечению подготовки сборных команд. Возникли реальные возможности для комплексных обследований по единым методикам, анализа и обобщения научных данных, результатов тренировочного и соревновательного процессов, обмена опытом работы тренеров.
МОДЕЛЬ
I уровень
соревновательной деятельности коэффициенты СД, ЭА, НЗ, ИА и т.д. околопределы, должные величины
о
>
о"
о
о"
о
о
_0
о
□_
н
о
_□
о
ш
с
о
II уровень
Основные стороны подготовленности ДОЛЖНЫЕ НОРМЫ, ПРЕДЕЛЫ
Техническая Тактическая Скоростно- силовая Специальная физическая Психологич. и др.
>
III уровень Основные возможности организма РЕЗЕРВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
§ > к £ | 8 £ £ х о I т > 1 ^ ^ ? I & й ■©■ | § £ о го т 2 о Центральная нервная Кровообращения Нервномышечная и др.
Именно в структуре комплексных подразделений, в частности в единоборствах, была разработана теория трехуровневой системы управления подготовкой спортсменов: 1-й уровень - показатели соревновательной деятельности; 2-й уровень - показатели различных сторон мастерства спортсменов и 3-й уровень -показатели и оценки состояния ведущих систем организма.
Определение взаимосвязей элементов каждого уровня, а также связи межуровневых элементов позволило программировать средства и методы подготовки с учетом индивидуальных особенностей спортсменов.
На основе этой теории по каждому виду спорта разрабатывались 4-летние целевые программы подготовки спортсменов на следующий (один или два) олимпийский цикл, а к середине 80-х - и на более длительные периоды - так называемые сдвоенные олимпийские циклы.
Для реализации целевых программ в составе лаборатории управления двигательной деятельностью в спорте ВНИИФК работали группы сотрудников, необходимые для работы с учетом специфики вида спорта. В частности, в подразделении спортивных единоборств работали в начале 70-х годов 40 сотрудников - педагоги: д. п. н. О.П. Юшков, д. п. н. Р.А. Пило-ян, к. п. н. И.В. Шинелев, профессор В.С. Дахновский, к. п. н. А.О. Акопян, В.Д. Миронов и др.; медики -д. м. н. В.А. Геселевич, О.Я. Попов и др.; физиолог Э.А. Матвеева и др.; психологи - В.М. Писаренко,
В.Н. Клещев; биомеханик - д. п. н. Ю.А. Ипполитов; биохимик к. м. н. С.В. Соколова; инженер Ю.А. Панкратов и др.
Обследования спортсменов проводились на специальных полигонах. В полигоны по группам видов спорта входил комплекс инструментальных методик оценки соревновательной деятельности, технико-тактического мастерства и систем организма, а также тренировочный ковер, ринг, помост. В полигон входила также система восстановительных средств, включая сауну, вибромассажные устройства, средства йоговой терапии, иглотерапии и т.д.
В составе полигона действовали походные лаборатории на базе микроавтобусов, оборудованных специальной аппаратурой. Это позволяло сотрудникам лаборатории выезжать на учебно-тренировочные сборы перед соревнованиями, оценивать состояние подготовленности спортсменов для отбора и внесения коррекций в тренировочный процесс. Информация после обследований спортсменов поступала тренерскому составу по виду спорта и руководству Спорткомитета.
Такая организация научно-методического обеспечения позволила нашим спортсменам успешно выступать на крупнейших международных соревнованиях. В частности, начиная с 70-х годов на всех последующих Играх и чемпионатах мира, в которых участвовали советские спортсмены, наши сборные команды по видам спорта всегда выступали удачно. Так, на Олимпийских играх по видам борьбы из 10 разыгрываемых ком-
плектов медалей в нашей команде оказывалось почти всегда не меньше 4 золотых медалей.
Таким образом, вторая половина ХХ века ознаменовалась глубокими и комплексными научными исследованиями феномена спортивной деятельности, выполняемой на пределе человеческих возможностей, нашими учеными, аспирантами и методистами.
Дальнейшее совершенствование системы управления тренировочным процессом должно проходить с учетом взаимосвязи ее элементов на каждом уровне и между элементами каждого уровня с учетом индивидуальных особенностей спортсменов для достижения максимально возможного спортивного результата. Ниже приводим пример взаимосвязи интервала атаки в единоборствах с максимально возможным спортивным результатом. Так, боксер А-в Г. при интервале атаки в 10 с улучшил эффективность атаки до
0,71 (при среднем значении этого параметра 0,64).
Ставшие сегодня весьма актуальными проблемы междисциплинарных исследований в те годы решались комплексно, системно и весьма результативно. Именно в творческом содружестве ученых разных специальностей, тренеров, спортсменов появилась и оформилась трехуровневая система изучения, оценки и подготовки высококвалифицированных спортсменов. Не случайно современная система организации и управления физической культуры и спорта Китая практически копирует наработки сотрудников ВНИИФКа тех лет с учетом своей внутренней этнокультурной и ментальной специфики.
ВНИИФК как головной институт по НИР и ОКР в 70-80-е годы выполнял связующую и координирующую роль в стране не только среди научно-исследовательских институтов и вузов физкультурно-спортивного профиля, но и кафедр физического воспитания таких институтов, как МГУ, МАИ, МЭИ, МВТУ им. Баумана и многих других учебных подразделений и научно-методических групп, курирующих сборные команды по видам спорта. Особо важные фундаментальные разработки в соответствии со Сводными многолетними планами НИР и ОКР поручались подразделениям АН СССР, АМН СССР, министерствам и ведомствам по обеспечению научной, видео-, регистрирующей и вычислительной аппаратурой, тренажерами, средствами восстановления, современным инвентарем, экипировкой вплоть до дизайна одежды, обуви и аксессуаров для наших олимпийцев.
Комплексный подход к решению научных проблем сохраняется также и в настоящее время в лаборатории управления двигательной деятельностью в спорте ВНИИФК. В настоящее время в лаборатории работают педагоги, психолог, биомеханик, биолог, инженер.
Современные разработки ученых ВНИИФК
Сегодня, как никогда раньше, особенно актуальны вопросы моделирования, прогнозирования, целевого комплексного планирования и проектирования индивидуализированных систем подготовки спортсменов.
1аа)
Связующей, пронизывающей данную многоаспектную работу может и должна стать трехуровневая научная концепция, рожденная в нашем институте, при условии реализации соответствующей организационно-технической воли руководства и обеспечения надлежащими средствами и методами.
В развитие трехуровневой системы подготовки спортсменов сотрудники лаборатории управления двигательной деятельностью в спорте ВНИИФК и соискатели В.Г. Пашинцев, Л.В. Тарасова и А.С. Вяльцев разработали и апробировали на практике методику совершенствования спортивных упражнений, результат которых тесно связан с их выполнением с оптимальными характеристиками.
В видах спорта с преодолением дистанции результат на всем пути зависит от времени преодоления отрезка дистанции (например, от продолжительности первой половины пути). Эта связь нелинейна - так, например, в беге на 800 м при преодолении первых 400 м с большой скоростью спортсмен настолько устает, что он будет не в состоянии преодолеть всю дистанцию с хорошим результатом. При преодолении первых 400 м с меньшей скоростью результат на всей дистанции сначала улучшается, затем, при оптимальной скорости преодоления первой половины дистанции, достигает наилучшего значения, а при дальнейшем уменьшении скорости ухудшается из-за слишком большой затраты времени на преодоление первой половины пути.
Взаимосвязь результата на дистанции с временем преодоления первой половины пути может быть аппроксимирована формулой - полиномом второй степени. Эта процедура автоматически выполняется на ЭВМ посредством программы Excel - в ЭВМ вводятся значения времени преодоления всей дистанции и начального отрезка пути, а на мониторе ЭВМ появляются: формула полинома, тренд (кривая, отражающая связь результата на дистанции с временем преодоления первой половины дистанции) и R2 - достоверность связи экспериментальных данных с теоретическими (полученными на основании использования формулы полинома). Математические преобразования формулы полинома позволяют определить оптимальное значение
времени преодоления первой половины дистанции, при котором может быть показан наилучший результат на всем пути и значение наилучшего результата.
Проведение учебно-тренировочного процесса обучения спортсмена с акцентом на преодоление дистанции с оптимальной продолжительностью начального участка пути (при этом после каждой попытки спортсмен получает информацию о времени преодоления первой половины дистанции и о результате на всем пути) позволяет ему значительно улучшить результат.
Апробация разработанной методики на практике показала, что она может быть использована при подготовке спортсменов различных разрядов - от новичков до мастеров спорта международного класса - на различных этапах подготовки.
Методика может быть использована при совершенствовании двигательных действий в следующих видах спорта, выполняющихся на Олимпийских играх, первенствах мира, Европы, России и других крупнейших соревнованиях: в ходьбе; в беге, в беге с препятствиями, барьерном бега; в плавании вольным стилем, на спине, брассом, баттерфляем; в академической гребле, в гребле на байдарках и каноэ; беге на коньках; в велосипедных гонках.
Следовательно, методика может быть использована при совершенствовании спортивных упражнений (имея в виду, что большинство упражнений выполняются мужчинами и женщинами) более чем в 80 видах олимпийской программы.
Эта методика в преобразованном виде может быть также применена для совершенствования двигательных действий в единоборствах (греко-римской борьбе, боксе, карате, самбо, дзюдо и др.); в стрельбе; в прыжках (в высоту, в длину, тройным); в метаниях (гранаты, ядра, молота, копья и др.).
Использование этой методики на практике не требует дорогой аппаратуры, изменений традиционного учебно-тренировочного процесса, а в определении оптимальных значений характеристик спортивных упражнений посредством программ для ЭВМ сотрудники и соискатели лаборатории управления двигательной деятельностью в спорте ВНИИФК готовы оказать помощь.
Литература
1.Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 286 с.
2.Новиков А.А. Основы спортивного мастерства. -М.: ВНИИФК, 2003. - 208 с.
3. Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. -М.: СААМ, 1995. - 448 с.
4.Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. -М.: Медицина, 1966. - 349 с.
5.Кузнецов В.В., Новиков А.А. Основная направленность теоретических и экспериментальных исследований современной системы подготовки спортсмена // Теория и практика физ. культуры. - 1971. - № 1. -
С. 66-68.
СЙ
1