ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖEHИЙ
ИHHОBAЦИОHHЫE ТEXHОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ СПОРТСMEHОB
Ю.А. ИППОЛИТОВ, А.В. МИШИН, А.А. НОВИКОВ, Л.В. ТАРАСОВА, Г.С. ШАМИЛОВ,
ВНИИФК
Аннотация
В статье рассмотрена существующая трехуровневая система подготовки спортсменов.
Показано, что у нее имеется потенциал совершенствования. Освещены основные этапы реализации инновационных разработок в спортивной
практике.
Abstract
In article the existing three-level system of athletic preparation is considered. It is shown, that it has a potential of perfection. The basic stages of realization of innovative development in a sports practice are covered.
Ключевые слова: спорт высших достижений, подготовка, система.
Современные инновационные технологии подготовки спортсменов реализуются на практике, в том числе и посредством разработанной в 1970-1980-е годы в группе единоборств ВНИИФК трехуровневой системы совершенствования спортивных двигательных действий (А.А. Новиков, 2003; А.А. Новиков и сотр., 2008).
Дальнейшее совершенствование трехуровневой системы управления подготовкой спортсменов должно проходить по пути ее конкретизации.
Необходимо выявить взаимосвязи основных элементов одноуровневых связей с учетом индивидуальных особенностей спортсменов и достижения наилучшего спортивного результата.
Взаимосвязи должны определяться по элементам каждого уровня и межуровневых связей с учетом наилучшего спортивного результата. Для того чтобы определить интегральный показатель подготовленности каждого спортсмена по всем трем уровням, необходима количественная оценка каждого элемента. Это позволит дать прогноз, то есть оценить будущий результат индивидуальных действий спортсменов на практике в соревнованиях.
Для оценки эффективности элементов системы необходимы комплексные научно-исследовательские стенды, моделирующие соревновательную деятельность спортсменов (конструкция таких стендов уже разработана).
Сегодня по некоторым элементам соревновательной деятельности можно использовать анализ показателей этой деятельности.
Ниже приводятся примеры определения взаимосвязей первого уровня - интервала атаки - со спортивным результатом.
Так, в единоборствах (в боксе) выявлена взаимосвязь интервала атаки (ИА) с эффективностью атаки (ЭА -отношение количества успешных атак к общему числу атак за поединок). Результаты представлены в таблице.
Изменения эффективности атаки при вариациях интервала атаки. Участник А-в Г.
Параметры Значения параметров
ИА, с 24 20 15 12 10 8
ЭА 0.60 0.64 0.65 0.67 0.71 0.62
Дальнейшим развитием трехуровневой системы подготовки спортсменов является разработанная сотрудниками и соискателями лаборатории управления двигательной деятельностью в спорте ВНИИФК методика совершенствования спортивных двигательных действий посредством их выполнения с оптимальными характеристиками, детерминирующими, при данном уровне подготовленности спортсменов, наилучший результат (А.О. Акопян и сотр., 2006).
Апробация применения инновационных технологий подготовки спортсменов на модели прыжков в высоту, в длину, опорных прыжков и вольных упражнений в гимнастике, акробатических прыжков, бега, ходьбы, стрельбы и плавания показала, что совершенствование
двигательных действий в этих спортивных упражнениях при выполнении с оптимальными характеристиками значительно повышает их результат.
Применение инновационных технологий подготовки спортсменов на практике производится в следующей последовательности: в выбранном спортивном упражнении выявляется одна (или несколько) характеристик двигательных действий, тесно связанных с результатом движения; испытуемый выполняет упражнение 4-8 раз, стремясь показать наилучший результат (при выполнении упражнения регистрируются значения характеристик и результат); значения характеристик и результат вводятся в ЭВМ (используется программа для ЭВМ Excel) и аппроксимируются полиномом второй степени.
Аппроксимация взаимосвязи результата выполнения упражнения с характеристиками позволяет найти их оптимальное значение и наилучший результат (при выполнении упражнения с оптимальными характеристиками).
Последующие тренировки проводятся с акцентом на выполнение упражнений с оптимальными характеристиками. Для этого испытуемому до начала выполнения попыток сообщаются значения оптимальных характеристик и способы их целенаправленного изменения.
Наши исследования показали, что методика совершенствования спортивных упражнений на основе инновационных технологий эффективна для спортсменов различных разрядов (от новичка до мастера спорта международного класса) на разных этапах подготовки при различных уровнях физической и технической подготовленности спортсменов.
Установлено, что в прыжках в длину с места характеристикой, тесно связанной с результатом - длиной прыжка, является продолжительность фазы полета. При чрезмерно длительной фазе полета (при которой прыжок выполняется по крутой траектории) длина прыжка невелика. При уменьшении длительности фазы полета (при выполнении прыжка по более пологой траектории) длина прыжка увеличивается, при оптимальном времени фазы полета - достигает максимального значения, а при дальнейшем уменьшении фазы полета - уменьшается.
Подобная закономерность взаимосвязи длины прыжка с продолжительностью фазы полета может быть аппроксимирована полиномом второй степени посредством программы для ЭВМ Excel.
Педагогической эксперимент в опытной и контрольной группах продолжался три месяца. Участники опытной группы после каждой попытки получали информацию о фактической продолжительности фазы полета и о длине прыжка. Результаты педагогического эксперимента позволяют сделать следующие заключения: опытная группа за время педагогического эксперимента улучшила свои результаты на 14,6 см, то есть на 9% (разница статистически достоверна, p<0,05); контрольная группа за время педагогического эксперимента улучшила свои результаты на 9,4 см, то есть на 5,8% (разница статистически достоверна, p<0,05); опытная группа в конце
педагогического эксперимента имела лучшие результаты, чем контрольная (разница составляла 4,9 см, то есть 2,8%, она статистически достоверна, р<0,05).
Повышение результатов в стрельбе из лука достигается посредством выполнения выстрелов с оптимальной продолжительностью информативных фаз выстрела. Наиболее информативными фазами выстрела, тесно связанными с результатом стрельбы, являются фазы прицеливания и отдыха.
Оптимальная продолжительность фаз прицеливания и отдыха определяется индивидуально для каждого стрелка следующим образом: регистрируются в соревновательных или тренировочных условиях результаты выстрелов и продолжительность фаз прицеливания и отдыха в 8-10 попытках; параметры выстрелов аппроксимируются полиномом второй степени, математическая обработка которого позволяет вычислить оптимальную продолжительность фаз прицеливания и отдыха, детерминирующую наилучший результат в стрельбе.
При обучении спортсменов выполнению фаз прицеливания и отдыха с оптимальной продолжительности тренер в начале этой фазы включает секундомер, а при достижении времени окончания фазы подает спортсмену световой сигнал.
Педагогические исследования подготовки стрелков из лука-женщин на основе оптимизации продолжительности фазы прицеливания показали, что испытуемые экспериментальной группы за 1 мес тренировок по разработанной нами методике улучшили результаты в стрельбе на 53 очка (на 13,8% ), результаты статистически достоверны (р<0,05).
Наши исследования показывают, что в спортивной ходьбе связь результата на всем пути с продолжительностью отрезка дистанции (например, с первой половиной пути) нелинейна - при слишком быстром преодолении этого отрезка спортсмен настолько устает, что проходит вторую половину и, соответственно, всю дистанцию с плохим результатом. При уменьшении скорости преодоления первой половины пути результат на всей дистанции сначала улучшается, затем, при оптимальном времени преодоления первой половины дистанции, достигает наилучшего значения, а при дальнейшем замедлении начинает ухудшаться. Методика обучения ходьбе с акцентом на прохождение дистанции с оптимальным временем преодоления первой половины пути позволит повысить результат на всей дистанции при данном уровне развития скоростно-силовой подготовленности ходока.
Для реализации методики на практике был проведен педагогический эксперимент в ходьбе на 3 км.
Для испытуемых опытной группы (спортсменов, ранее не занимавшихся ходьбой, но специализировавшихся в беге на средние дистанции) были определены оптимальные значения времени прохождения первой половины дистанции 1опт1. Для этого каждый испытуемый проходил 8 раз дистанцию 3 км. При этом регистрировалось время прохождения всей дистанции и время преодоления первой половины пути.
1
Взаимосвязь времени преодоления всей дистанции и продолжительности начального участка пути аппроксимировались полиномом второй степени с помощью программы Excel для ЭВМ. При этом она представляется в виде графика, на котором появляется формула аппроксимирующего полинома. Для определения оптимального значения продолжительности первой половины дистанции преобразуем уравнение полинома и находим искомое значение.
После определения оптимального значения параметров ходьбы испытуемые контрольной группы проводят тренировки по общепринятой методике, а испытуемые опытной группы дополнительно после каждой попытки получают информацию о времени преодоления первой половины пути и всей дистанции, стремясь в каждой попытке проходить первую половину дистанции за оптимальное время. После окончания эксперимента (через 4 мес после начала занятий) были проведены за-
ключительные педагогические испытания, анализ которых показал, что испытуемые опытной группы за время педагогического эксперимента статистически достоверно улучшили свои результаты (на 26%). Испытуемые контрольной группы также повысили свои результаты (на 14%), однако их улучшение статистически достоверно и меньше улучшения испытуемых опытной группы.
Разработанная нами методика совершенствования спортивных упражнений на основе их выполнения с оптимальными характеристиками может быть использована при совершенствовании двигательных действий в следующих видах спорта, проводимых на Олимпийских играх, первенствах мира, Европы, России и других крупнейших соревнованиях: в ходьбе; в беге, в беге с препятствиями, барьерном беге; в плавании вольным стилем, на спине, брассом, баттерфляем; в академической гребле, в гребле на байдарках и каноэ; беге на коньках; в велосипедных гонках и др.
Литература
1. Акопян А.О., Панков В.А., Тоневицкий А.Г. К вопросу организации заключительного этапа подготовки спортсменов-единоборцев к Пекину // Вестник спортивной науки. - 2006. - № 4. - С. 2-4.
2. Кузнецов В.В., Новиков А.А. Основная направленность теоретических и экспериментальных исследований современной системы подготовки спортсмена // Теория и практика физ. культуры. - 1971. - № 1. - С. 66-68.
3. Новиков А.А. Основы спортивного мастерства. - М.: ВНИИФК, 2003. - 208 с.
4. Новиков А.А., Ипполитов Ю.А. Развитие системноструктурного подхода к управлению подготовкой спортсменов во ВНИИФК // Вестник спортивной науки. -2008. - № 4. - С. 32-35.