34 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2019. № Б (79) -♦
Olga Nikolaevna Grimashevich,
Doctor of Economics,
professor of the department of management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
УДК 658.5
Ольга Николаевна Гримашевич,
доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
РАЗВИТИЕ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Вопросы развития систем менеджмента качества приобретают особую актуальность в современных условиях. В статье рассматривается эволюция систем менеджмента качества. В настоящее время развитие системы менеджмента качества способствует повышению качества продукции и конкурентоспособности предприятий, повышению эффективности производства, совершенствованию системы управления предприятием. Особое внимание уделяется развитию уровня управления качеством, основанного на концепции бережливого производства. Описаны основные принципы концепции бережливого производства. Раскрываются проблемы при внедрении концепции бережливого производства.
Ключевые слова: качество, система менеджмента качества, управление качеством, бережливое производство.
DEVELOPMENT OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEMS
The article argues that development of quality management systems is becoming more relevant in current economic conditions. The author discusses the evolution of quality management systems. Currently, the development of quality management systems contributes to improving the quality of products and competitiveness of enterprises by raising production efficiency and honing corporate management systems. Special attention is paid to the development of quality management based on the concept of lean manufacturing. Basic principles of the concept of lean manufacturing are described. Major problems in the implementation of the concept of lean manufacturing are revealed.
Keywords: quality, quality management system, quality management, lean manufacturing.
Сложная экономическая ситуация в стране, нестабильная геополитическая обстановка, ужесточение конкуренции, падение обеспеченности практически всеми видами ресурсов, конкуренция между стратегиями развития предприятия из-за ресурсов, которые всегда ограничены, рост с каждым годом скорости изменений, сложности бизнеса, количество факторов и принимаемых решений подтверждают необходимость усовершенствовать технологию управления экономической эффективностью предприятия в долгосрочной перспективе, при этом использовать прежде всего накопившийся опыт освоения принципов, методов и инструментов системы менеджмента качества.
В настоящее время существуют международные, российские методики и стандарты, в которых освещены вопросы управления различными видами процессов, связанные с производством товаров и услуг: менеджмент качества, управление затратами, экологический менеджмент и т.д. Но менеджмент эффективности предприятия сегодня не имеет своей методики, и тем более не существует международных (государственных) стандартов в этой области. Первый вариант структуры механизма управления экономической эффективностью известен с начала 1950-х гг. как «Цепная реакция Деминга» и является основой «Японского чуда» и выхода из кризиса 1970-х гг. в США и Европе. Этот механизм непрерывно совершенствовался и внедрялся с использованием стандартов менеджмента качества, методологии Кайдзен, бережливого производства, статистических методов, «6о». сбалансированной системы показателей, между-
народных стандартов финансового менеджмента и других разработок. Однако общее содержание и последовательность шагов реакции оставались прежними, а выбор методик совершенствования практически никак не обосновывался и не оптимизировался, что зачастую приводило к ситуации, когда организация считала те или иные «надежные» методы внедренными и тем не менее оказывалась перед угрозой банкротства. Четкие указания на существование определенного (счетного) набора средств для управления ростом экономической эффективности неизвестны. Недопустимость произвольного выбора методов улучшения качества и уменьшения затрат следует также из действующего в большинстве развитых стран и в России закона «О техническом регулировании». Он требует применения в бизнесе только тех методов и технологий, которые являются на данный момент лучшими в глобальном масштабе. Из этого же закона следует критерий выбора лучших методов: они должны быть введены как действующие международные стандарты.
Одной из функциональных направленностей менеджмента, которая крайне востребована промышленным производством во всем мире, стал менеджмент качества. На первом этапе развития менеджмента качества внимание в основном было обращено на контроль качества продукции, на втором этапе - на статистическое управление качеством, на третьем этапе - на разработку и внедрение системы всеобщего управления качеством.
Международной организацией по стандартизации в целях создания общей базы для практической
ISSN 1994-5094 ♦-
35 -♦
реализации рекомендаций различных школ и концепций в области управления качеством была разработана в 1980-е гг. первая версия стандартов на системы менеджмента качества, которые получили широкое распространение во всем мире. В настоящее время СМК - это один из главных, но недостаточно применяемый рычаг повышения конкурентоспособности и эффективности предприятий.
Система менеджмента качества в соответствии со стандартами ИСО серии 9000 претерпела несколько редакций и в настоящее время трансформировалась из комплекса документов и записей в систему менеджмента бизнеса в целом, в которой внимание сосредоточено на планировании и обеспечении процессов, создающих ценность для потребителя, аспектах лидерства организации, знаниях организации, оценке эффективности, непрерывном совершенствовании, а также на управлении рисками (рисунок).
Система менеджмента качества способствует: повышению качества продукции и услуг, эффективности производства, конкурентоспособности предприятий, совершенствованию системы управления предприятием.
Развитие СМК в соответствии с принципами TQM, закрепленными в стандартах ИСО серии 9000, приведет к существенному изменению всей системы управления организацией, позволит повысить качество и обеспечить рост потребительской
удовлетворенности, а следовательно, сделает предприятие более конкурентоспособными [3, с. 8].
С точки зрения эволюции понятий об управлении качеством в промышленности TQM рассматривают как фундамент для построения следующего уровня управления качеством, основанного на постоянном совершенствовании деятельности, -бережливого производства.
После второй мировой войны в Японии начала формироваться концепция бережливого производства (lean production), которая представляет собой модификацию и сведение в единое целое опыта производственной системы компании Toyota (Toyota Production System - TPS). Основатель производственной системы Toyota (TPS) - Тайти Оно, руководивший компанией Toyota Motor Corporation в 1940-е гг., - предложил новые методы управления производством, в основе которых были особое внимание к качеству продукции, снижение себестоимости производства, повышение производительности труда персонала, минимизация ресурсов. Дословно термин « lean production» переводится как «тощее, скудное» производство, применительно к практике производства и экономических отношений впоследствии стали переводить как «экономичный, бережливый». Впервые этот термин в научную теорию и практику обозначения данной производственной системы был введен Джоном Крафчиком в книге « Машина, которая изменила мир» (1990 г.).
10 Улучшения
7 Обеспечение
Концептуальная схема системы менеджмента качества на основе процессного подхода
Источник: составлено автором.
36 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2G19. № Б (79) -♦
В конце XIX в. в трудах классиков менеджмента, представителей школы научного менеджмента (Ф.У. Тейлор, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилбрет) были рассмотрены некоторые положения, реализующиеся в рамках концепции бережливого производства. Предложенный Ф.У. Тейлором подход, основывающийся на том, что научно управлять можно, базируясь на экономических, технических и социальных экспериментах, а также на научном анализе явлений и фактов управленческого процесса и их обобщении, был апробирован на одном из заводов компании Bethlehem Steel (1898 г.). Для повышения производительности труда при разгрузке железнодорожных вагонов рудой и погрузке готовой продукции ученым был произведен тщательный анализ процесса выполнения работы, в результате которого были сделаны выводы, что устранение лишних движений в процессе труда, использование более совершенного оборудования и изменение процедуры приведет к повышению производительности труда с обычных 12,5 т до 47,5 т стали. В дополнение была введена система материального стимулирования за выполнение нормы. Производительность труда на заводе резко выросла [2, с.75].
Дальнейшее развитие принципы научного менеджмента Ф. Тейлора получили в работах Генри Форда. Форд ввел в практику производства использование движущегося сборочного конвейера, что повышало эффективность производства.
Продолжили работы Ф. Тейлора в области научной организации труда супруги Лилиан и Фрэнк Гилберты, которые уделяли особое внимание рационализации труда. Ф. Гилберт стал известен во многом благодаря своим работам, посвященным поиску наилучшего способа выполнения той или иной работы. Л. Гилберт свои научные интересы сосредоточила вокруг проблемы психологии и управления персоналом.
Таким образом, школа научного менеджмента стала источником идей современной концепции бережливого производства. Однако классическая школа менеджмента не в полной мере уделяла внимание человеческому фактору в процессе труда. Эти недостатки были восполнены в работах представителей школы человеческих отношений. Многочисленные эксперименты, проведенные в рамках «Хоторнских исследований», под руководством профессоров Гарвардского университета Мэйо и Фрица Ротлисбергера показали, что фактором роста производительности труда являются не материальные поощрения, а человеческие отношения [4]. Более высокие результаты труда объяснялись хорошим отношением к ним менеджеров [2, с. 82]. Таким образом, в теории и практике управления произошло смещение акцентов от управления работой к управлению людьми, персоналом с использованием достижений психологии и социологии. Такой подход полностью сопоставим
с основными идеями бережливого производства, в рамках которого акцент на вовлечение персонала в качественный высокопродуктивный труд, а также поддержание активной творческой позиции работников является основой эффективной производственной системы.
Таким образом, поиск наиболее оптимальных подходов к рациональной и эффективной организации труда во все времена являлся основной проблемой ученых-экономистов. Поиск решений в различных концепциях менеджмента давал толчок к развитию новых направлений управленческой теории и практики.
На сегодняшний момент нет единого понимания сущности концепции бережливого производства. Авторы акцентируют свое внимание на различных аспектах деятельности в рамках бережливого производства - сокращении потерь, экономии ресурсов, создании ценностей для потребителей, постоянном совершенствовании деятельности и др.
Одним из наиболее важных аспектов бережливого производства является устранение всех видов потерь.
Основными принципами концепции бережливого производства принято считать:
1) выявление ценности товара или услуги;
2) идентификацию потока создания ценности применительно к выпускаемым товарам или услугам;
3) обеспечение непрерывного процесса по созданию потока ценности товаров или услуг;
4) обеспечение возможности потребителю «вытягивать» товар или услугу;
5) развитие и стремление к совершенству;
6) непрерывную работу по повышению качества товара или услуги;
7) формирование долгосрочных взаимоотношений с заказчиком (посредством разделения рисков, затрат и информации) [1].
Исследование деятельности предприятий, внедривших различные инструменты бережливого производства, продемонстрировало наличие целого ряда проблем, требующих скорейшего решения. Проблемы связаны с недостаточной осведомленностью специалистов предприятий и отсутствием опыта внедрения инструментов бережливого производства, низкой степенью вовлечения персонала и нежеланием совершенствовать деятельность.
1. Вумек Д., Дэниэл Д. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. М.: Альпина Паблишер, 2015.
2. Дафт Р. Менеджмент. 6-е изд. / пер. с англ. СПб.: Питер, 2007.
3. Овсянко Д.В. Направления применения компонентов менеджмента качества в стратегическом управлении компаниями // Научный доклад № 9 (R). 2010. СПб.: ВШМ СПбГУ, 2010.
4. Roethlisberger J., Dickson W.J., Wright A. Management and the Worker. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1939.