Научная статья на тему 'Развитие синтаксического строя детской речи на уроках изучения морфологии: сочинительные связи при однородных членах'

Развитие синтаксического строя детской речи на уроках изучения морфологии: сочинительные связи при однородных членах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1032
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНТАКСИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ / ВИДЫ СОЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ / СОЮЗ / ПРЕДЛОГ / МЕСТОИМЕНИЕ / АНАЛИЗ КОННОТАТИВНЫХ ЗНАЧЕНИЙ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Еремеева А. П.

Статья содержит лингвистическое объяснение особенностей формирования синтаксического строя речи на примере анализа сочинительных отношений между однородными членами. В работе представлено многообразие смысловых значений союзов, намечены методические условия обогащения синтаксиса детской речи на уроках изучения морфологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Еремеева А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие синтаксического строя детской речи на уроках изучения морфологии: сочинительные связи при однородных членах»

РАЗВИТИЕ СИНТАКСИЧЕСКОГО СТРОЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИЗУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ: СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СВЯЗИ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ

THE DEVELOPMENT OF SYNTACTICAL STRUCTURE OF CHILDREN’S SPEECH IN MORPHOLOGY CLASSES: COORDINATING CONNECTIONS OF HOMOGENEOUS PARTS

Еремеева А.П.

Профессор кафедры методики преподавания русского языка ФГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», доктор педагогических наук E-mail: [email protected]

Eremeyeva A.P.

Professoratthe Russian LanguageTeaching Methods Department of the Moscow State Pedagogical University, DoctorofSciences (Education).

E-mail: [email protected]

Аннотация. Статья содержит лингвистическое объяснение особенностей формирования синтаксического строя речи на примере анализа сочинительных отношений между однородными членами. В работе представлено многообразие смысловых значений союзов, намечены методические условия обогащения синтаксиса детской речи на уроках изучения морфологии.

Annotation. The article offers a linguistic explanation of the peculiarities ofthe syntactical structure of speech formation through the analysis of relations of homogeneous parts and, at the same time, presents a variety of semantic meanings of conjunctions. The author outlines the methodological conditions for the syntax enrichment ofchildren’sspeech in morphology classes.

Ключевые слова: синтаксический строй речи, вицы сочинительной связи между однородными членами, функциональные особенности морфологических категорий: союз, предлог, местоимение, анализ коннотативных значений при синонимичных связях слов.

Keywords: syntactical structure of speech, types of coordinating connections in homogeneous parts, functional peculiarities of morphological categories: the conjunction, the preposition, the pronoun, analysis of connotations in synonymic word connections.

В современном русском языке сочинение как тип связи функционирует в разных коммуникативных формах простого и сложного предложения. Законы построения сочинительных конструкций имеют строгую логическую основу, что определяет особенности работы по овладению нормами построения и употребления данных сочинённых рядов слов свободной сочинительной связи. В простом предложении сочинительные отношения представлены конструкциями с однофункциональными однородными членами.

Известно, что однородные члены характеризуются, во-первых, синтаксической однородностью (являясь одноимёнными членами предложения, они выполняют одинаковою синтаксическую функцию: относятся к одному и тому же слову и синтаксически независимы друг от друга); во-вторых, известной закономерностью морфологического выражения, в-третьих, логической однородностью выраженных ими понятии.

Главным средством однородности является союзная сочинительная связь (и, конечно, интонация перечисления). Н.С. Поспелов указывает, что наряду с союзами, соединительными паузами и интонацией перечисления однородные члены могут быть объединены общими для всех их зависимыми словами и что такие однородные члены образуют более тесные синтаксические единства [1]. «Я продолжал смотреть на корабль. Его коричневый корпус, белая палуба, высокие мачты, общая пропорциональность всех частей и изящество основной линии внушали почтение» (А. Грин).

Однородные члены изучаются на всех стадиях школьной программы, начиная с начальной школы, поскольку сочинительные синтаксические связи широко распространены в детской речи. При изучении морфологии в 5-6 классах предусмотрено повторение однородных членов, чтобы сведения, полученные о них, к моменту изучения этой темы в систематическом курсе синтаксиса в 8 классе не только не стирались, но закреплялись на более высоком уровне знаний.

Речь идёт об углублении знаний на разборе более сложных (по сравнению с начальной школой и пропедевтическим курсом синтаксиса в 5 классе) синтаксических конструкций и о получении учениками некоторых добавочных сведений об однородных членах. В 6-7 классах должна быть усвоена информация о разных способах морфологического выражения однородных членов, что чрезвычайно важно для развития речи учащихся, -именно поэтому работа над однородными членами продолжается при изучении каждой части речи. Особенно большое значение для углубления знаний о способах синтаксической связи слов имеет изучение темы «Союз»: несмотря на то, что в 7 классе союз изучается как часть речи и включается в курс морфологии, практическое усвоение союза возможно только на базе синтаксиса, так как с точки зрения функции в структуре речи союзы, в сущности, «запредельны морфологии» (В.В. Виноградов). Опыт показывает, что, если недооценивать выяснение синтаксических связей в предложении с союзами, изучение этой темы проходит формально, поскольку учащиеся, называя союзы, будут понимать, какие синтаксические единицы (члены предложения) соединены ими.

Учащиеся сталкиваются с большими трудностями в определении смысловой (точнее, объективно-смысловой) и стилистической функции союзов. Самыми распространёнными недочётами в построении предложений указанной конструкции являются ошибки

в выборе подходящего по смыслу союза между однородными членами, ошибки в синонимической замене союзов.

Трудным для учащихся является самостоятельное создание предложений и связного текста заданной конструкции: с однородными членами, связанными разными по значению и стилистической роли союзами. Между тем характер союзной связи (соединительной, противительной, разделительной) отражает многообразные взаимоотношения между однородными членами.

Структурно-семантические и стилистические свойства всей группы перечисления могут изменяться в зависимости от места и повторяемости союзов. Богатство смысловых значений и стилистических оттенков проявляется не только в разнообразии союзов, но и в разнообразии значений одного и того же союза.

В наиболее типичном виде однородность членов предложения проявляется в соединительной связи. Этой связи соответствуют соединительные союзы -и, да (=и), ни-нип др.

Союз и, соединяющий двучленный ряд, указывает на то, что однородные члены должны восприниматься в единстве, как одно целое: «На душе было спокойно и торжественно, как после школьного экзамена» (А.П. Гайдар).

Употребляемый в многочленном ряду перед последним из однородных членов, союз и указывает на завершённость перечисления: «Моё святая святых - это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютная свобода - свобода от силы и лжи» (А.П. Чехов); на одновременность, последовательность действия или причинно- следственную обусловленность между однородными членами. Так, в предложении «Я опустил циновку, закутался в шубу и задремал, убаюканный пением бури и качкою тихой езды» (А.С. Пушкин) последовательность действия выражается не только употреблением глаголов совершенного вида в присущих им значениях, но и постановкой союза и перед последним из однородных членов. Тот же союз и в предложении «Много работая, лишь изредка встречая улыбку, от улыбки к улыбке живёт северный человек и в этих улыбках находит для себя больше радости, чем южане в объятиях» (М.М. Пришвин) указывает на одновременность событий. А в предложении: «Ту, довоенную жизнь, он строил и этим в душе гордился, а эту, ещё более крепкую и просторную, он уже не построит, пожалуй. А сколько задумано, сколько начато!» (Павленко) - подчеркивает, что последующее однородное сказуемое находится в причинной зависимости от предыдущего. Ещё отчётливее причинноследственная смысловая зависимость однородных членов выражается сочетанием союза и с наречиями поэтому, потому, следовательно: эта функция союза и особенно часто используется в научной речи, где характеристика причинно-следственных отношений является основным способом раскрытия законов природы.

Повторяющийся союз и сосредоточивает внимание на однородных членах, придавая экспрессивный оттенок высказыванию: «Мы в сердце и гнев, и величье, и веру России несли» (И. Фролов); «Всё, что угнетает и печалит человека, всё, что вызывает хотя бы одну слезу, должно быть вырвано с корнем. И пустыни, и войны, и несправедливость, и ложь, и пренебрежение к человеческому сердцу» (К.Г. Паустовский).

Особая ритмичность перечисления однородных членов достигается их попарным соединением с помощью союза и: «Мы не можем представить себе жизнь нашей страны

без этих рек, как не можем представить её без Москвы, без Кремля, без Пушкина и Толстого, Чайковского и Шаляпина, без «Медного всадника» в Ленинграде и Третьяковской галереи в Москве» (К.Г. Паустовский).

Для соединения однородных членов в отрицательных предложениях употребляется союз ни - ни, совмещающий в себе функции соединительного союза и усилительной частицы. Повторяясь перед каждым из однородных членов в значении «и не» или соединяя их попарно, союз ни - ни усиливает отрицание, придавая экспрессивный оттенок всему высказыванию: «Ветер мёл сухие листья по испорошенной земле, и ниоткуда не доносилось ни аромата, -ни детского смеха, -ни пения птиц» (Л. Кассиль).

Союз ни - ни иногда встречается при отсутствующем (но подразумеваемом) отрицании «нет»: «Ни человеческого жилья, ни живой души вдали» (А.П. Чехов).

В разговорной и художественной речи в качестве соединительного союза при однородных членах часто выступает союз да (в научной речи этот союз не употребляется): «Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой домашней рубахи да из заплатанных портов» (И.С. Тургенев). «Пришлось нам с братом Авдюшкой, да с Фёдором Михеевским, да с Ивашкой Косым, да с другим Ивашкой, что с Красных Холмов, да ещё с Ивашкой Сухоруковым, да ещё были там другие ребятишки... в рольне заночевать» (И.С. Тургенев).

Двусторонность соединительной связи со значением сопоставления понятий выражается двойными союзами как - так, не так - как, не только - но (а) и, не столько -сколько и др. Так, подчёркнутую равнозначность однородных членов можно выразить союзом столько - сколько: «Комнаты были заставлены таким множеством вазонов с цветами, ящиков с рассадой, плошек, где выращивались редкие растения под стеклянными запотевшими колпаками, что казалось, в квартире столько же зелени, сколько и в саду, за её стенами». (КГ. Паустовский). Большее значение второго члена подчёркивается союзами не только - но и, не так - как: «Не только к людям, но даже и цветам не умел он (Чехов) отнестись равнодушно» (К.И. Чуковский). Сопоставительные союзы имеют некоторый книжный оттенок, поэтому широко распространены в научной речи: «Земля притягивает к себе не только тела, лежащие на её поверхности, но и тела, находящиеся вдали от неё, например, искусственные спутники Земли» (А.В. Пёрышкин).

Разделительная связь выражается разделительными союзами или, либо, то - то, не то - не то и др., среди которых выделяют три группы в зависимости от устанавливаемых связей во внеязыковой действительности:

а) для выражения разделительных отношений со значением взаимозамены (или взаимоисключения) понятий, обозначаемых однородными членами предложения, употребляется союз или (иль): «Нельзя одними словами воспитать или перевоспитать человека. Нельзя одними увещеваниями или уговорами создать деятельный, спаянный коллектив» (Л. Кабо). Повторяющийся союз или усиливает разделительно-перечислительное значение однородных членов: «Кто не трудится, а только рассуждает, тот или пустой болтун, или вредный шарлатан» (Писарев).

б) для обозначения чередования явлений, обозначенных однородными членами, употребляется повторяющийся союз то - то: «Кибитка тихо подвигалась, то выез-

жая на сугроб, то обрушаясь в овраг и переваливаясь то на одну, то на другую сторону» (А.С. Пушкин). Особую ритмичность художественному повествованию придаёт соединение этим союзом однородных членов попарно: «Но как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет, наконец, восторжествует и последние волны согретого тумана то скатываются и расстилаются скатертями, то извиваются и исчезают в глубокой нежно сияющей вышине...» (И.С. Тургенев).

в) при перечислении предметов, признаков, действий, в отношении которых неясно, что из них является действительным и что мнимым, однородные члены связываются разделительным союзом не то - не то: «С востока нанесло не то низкие чёрные тучи, не то холодный дым исполинского пожара». (К.Г. Паустовский).

Относительно нечасто употребляется в литературном языке имеющий разговорную окраску союз то ли - то ли с тем же значением сомнения: «...толи улица, толи площадь с удалым названием «Разгуляй»...» (Л. Кабо).

Ещё больший оттенок неясности, затруднительности в установлении реальности понятий можно выразить разделительными союзами если не - то, не то чтобы (что), а (но): «Лицо его странно оживилось - я уже ждал если не рассказа, то, по крайней мере, одобрительного сочувственного слова». «Вёл он себя не то что скромно - в нём вообще не было ничего скромно, - но тихо; он жил, словно никого вокруг себя не замечал и решительно ни в ком не нуждался» (И.С. Тургенев).

Противопоставление понятий, выраженных однородными членами, грамматически выражается с помощью противительных союзов а, но, да, зато, однако и др.

Резкое, логическое противопоставление однородных членов выражается с помощью союза но, имеющего некоторый книжный оттенок: «Огонь в лампе дрогнул, потускнел, но через секунду снова разгорелся ровно и ярко» (М. Горький). В таком значении союз но чаще употребляется в научной речи: «Все молекулы данного вещества одинаковы, но отличаются от молекул других веществ по весу, размеру и многим другим признакам» (А.Д. Смирнов). В художественной речи союз но чаще всего вносит оттенок ограничения: «Нужно знать характер русского человека. Это очень добрый человек. Он вспыльчив, но отходчив, и нужно много времени, чтобы он озлобился по-настоящему» (Е. Петров).

Противительный союз а В.В. Виноградов называет субъективно-противительным, в отличие от объективно-противительного союза но. Союз а особенно широко употребляется в разговорной речи: «Думай про меня что хочешь, а от меня не отставай» (А.С. Пушкин).

Противительный союз тем не менее чаще употребляется в научной и деловой речи, реже - в художественной и имеет уступительный оттенок значения: «Это маленькое лирическое стихотворение заключает в себе целую повесть, высказанную намёками, но тем не менее понятную» (В.Г. Белинский). В экспрессивной речи противительная связь иногда выражается без союзов: «Пришёл невод с одною рыбкой, с непростою рыбкой, золотою» (А.С. Пушкин).

Богатство смысловых связей однородных членов и тонкие стилистические оттенки значений различных средств и способов выражения этих связей служат основой синонимических соответствий разных вариантов конструкций с однородными членами. Задачи

развития речи учащихся требуют сочетать изучение союзной связи однородных членов с работой над синтаксическими синонимами.

Среди однородных членов предложения синонимичными являются синтаксические варианты конструкций, имеющие одну семантическую связь и различающиеся средствами выражения этой связи.

Принцип отбора синтаксических конструкций из того или иного синонимического ряда определяется: 1) различиями в форме речевой коммуникации (диалогическая и монологическая речь, устная и письменная речь и др.); 2) сферой человеческого общения, где большую роль играет «социальная ситуация», характеризующаяся определённой окрашенностью тона; 3) многообразием предметов речевого общения и объективным содержанием общения; 4) индивидуальным подходом говорящего к своему высказыванию. Индивидуальный подход проявляется, прежде всего, в стремлении к выразительности и чёткости речи, а также в выражении оценочного отношения к предмету речи или адресату.

В учебной деятельности формирование синтаксического строя детской речи основывается на анализе смысловых связей слов в пределах сочинительного ряда. Конечной целью является умение правильно, в соответствии с литературной нормой строить предложения с однородными членами (и обобщающими словами) и обогащение речи вариантами построения логически выдержанных однофункциональных рядов слов, объединённых сочинительной связью.

Анализ сочинительных конструкций (при грамматическом разборе) позволяет учащимся осознать строй их собственной речи и открывает перспективу совершенствования её. Грамматический разбор на каждом году обучения должен обеспечить необходимую подготовку для анализа более сложного синтаксического материала; кроме того, определённый порядок грамматического разбора позволяет постепенно наращивать сложность состава предложения с однородными членами, отбираемых для анализа. Усложнение конструкций с однородными членами происходит за счёт распространения однородных членов зависимыми словами, употребления более сложных средств связи, обобщающих слов при однородных членах, нескольких рядов однородных членов в пределах одного предложения. Кроме того, усложнение данных конструкций дает возможность учащимся при ознакомлении с новым материалом опираться на усвоенные ранее элементы анализа и синтеза, тем самым постоянно повторяя уже изученное.

Важные для совершенствования речи учащихся сведения о морфологическом выражении однородных членов усваиваются в процессе изучения соответствующих частей речи. Для этого некоторые сведения из области морфологии, интересные в плане развития речи, следует преподносить в конструкции с однородными членами - например, сведения о том, что единственное число некоторых имён существительных может иметь обобщающее значение: «В лесли заглянешь - сосна да сосна» (Н.А. Некрасов); «Всёзасыпает: и человек, и зверь, и птица» (Н.В. Гоголь) или что имена прилагательные среднего рода употребляются иногда для обозначения отвлечённых понятий: «Сейте разумное, доброе, вечное» (Н.А. Некрасов). При морфологическом разборе подобных примеров обращают внимание и на особенности структуры предложений, и на способы соединения однородных членов.

Работа над обобщающими словами на уроках изучения морфологии проводится в плане пропедевтики. Само понятие обобщения усваивается задолго до изучения обобщающих слов в 8 классе - вместе с понятием однородных членов, что обусловлено логической природой взаимосвязи данных грамматических явлений. Упражнения, направленные на различение родовых и видовых понятий, проводимые в 6-7 классах при изучении морфологических тем, должны подготовить учащихся к пониманию богатства морфологического выражения обобщающих понятий. В систему работы по каждой части речи включаются специальные упражнения. Например, можно предложить учащимся раскрыть значение собирательных существительных одежда, обувь, посуда, мебель и др. с помощью однородных членов, включив их в предложения; раскрыть значение прилагательного прилежный с помощью однородных членов, выраженных прилагательными («В нашем классе много прилежных ребят: старательных, упорных, настойчивых») и т.п.

Ценность подобных упражнений не только в том, что учащиеся усваивают правила логического членения понятий, но и в том, что они развивают навык отбора нужных по смыслу слов, а также необходимую в учебном процессе способность к обобщению конкретных понятий.

Расширение сведений о союзах при однородных членах особенно важно в связи с заданиями по пунктуации.

См., например, текст:

«Передо мной сидел мальчик. Ни на один миг он не остановил вёсел. Так же уверенно и легко вёл он своё маленькое судно, и на лице его я не мог прочесть ни страха, ни волнения. Он только посматривал изредка то направо, то налево, то на небо, потом переводил взгляд на своих пассажиров - и усмехался. Да, усмехался» (Л. Пантелеев).

Этот текст, данный без знаков препинания при изучении местоимений (здесь 6 местоимений), оказывается по силам учащимся, так как все однородные члены в нём являются нераспространенными. В то же время учитель получает возможность сообщить дополнительные сведения о способах соединения однородных членов - союзами ни - ни, то - то.

См. также текст, использованный при изучении глагола в 5 классе. Текст позволяет обратить внимание учащихся на однородные члены с зависимыми словами, а также на наличие нескольких рядов однородных членов в пределах одного предложения.

«Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил её одной рукой, сунул её к себе в пазуху и пустился большими шагами домой. Он вышел в свою каморку, уложил спасённого щенка на кровати, прикрыл его своим тяжёлым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока... Бедной собачонке было всего три недели, глаза у ней прорезались недавно;... она ещё не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась» (И.С. Тургенев).

После того как в предложениях выделены однородные сказуемые - глаголы - и учащиеся находят зависимые от них второстепенные члены, учитель подчёркивает, что запятые ставятся между распространёнными однородными членами. Во втором предложении помимо однородных сказуемых вышел, уложил, прикрыл, сбегал выделяются еще два ряда однородных членов: (сбегал) в конюшню, в кухню и (сбегал) сперва, потом.

Грамматический анализ предложений с однородными членами в этом тексте даёт учащимся возможность убедиться в стилистической оправданности частого употребления конструкций с однородными членами: с помощью однородных сказуемых передаётся наполненность повествования действиями и смена событий.

Для усвоения характера сочинительных связей особенно полезно сопоставление простых предложений с однородными сказуемыми и сложносочинённых предложений, например: «Частенько я оступался, срывался, бывало, даже своевольничал, и тогда меня жестоко за это свои же обрывали и одёргивали, но всё это пошло мне только на пользу» (А. Гайдар).

См., задание:

Продолжите предложение так, чтобы получилось:

1) простое с однородными сказуемыми

2) сложносочинённое предложение: Деревья уже сбросили яркий осенний наряд... Внезапно подул сильный ветер и.. .К утру речка замёрзла...

Некоторые морфологические формы речи (например, употребление предлогов, одинаковых по значению, но требующих разных падежных форм (7 класс)) активно отрабатываются только на конструкциях с однородными членами: см., например, задание, для выполнения которого нужно дополнить предложения существительными, указанными в скобках, употребляя их с нужными предлогами: «Выпускники нашей школы работают (Украина, Сибирь, Урал, Дальний Восток»), «По туристическим путёвкам можно отдохнуть (Крым, Кавказ, Карелия, Тянь-Шань)».

Следует иметь в виду синтаксическое и морфологическое однообразие конструкций с однородными членами (например, употребляются одни однородные подлежащие или однородные дополнения, выраженные только именами существительными, и т.п.), часто встречающееся в текстах ученических работ. Преодоление этого недостатка должно воспитать чувство соразмерности грамматических средств, умение пользоваться богатством морфологического выражения однородных членов, умение подобрать однородный ряд к разным по синтаксической роли членам предложения.

Плодотворным в этом плане является проведение творческих работ с грамматическим заданием и последующий их анализ. Например, при изучении в 5 классе глаголов совершенного и несовершенного вида даётся задание написать о том, как обычно проходят уроки в школе, и подчеркнуть однородные члены:

«Я учусь в первую смену, поэтому прихожу в школу рано. Задолго до начала уроков я проверяю учебники и тетради для сегодняшних занятий и готовлюсь к первому уроку. Звенит звонок, и начинается урок русского языка. Учитель входит в класс, раздаёт тетради для диктанта, затем медленно читает трудный текст. Но вот кончается первый урок, и мы высыпаем из класса на перемену. Волнение после диктанта сразу улеглось, и мы уже рассказываем смешные истории и весело хохочем. Так незаметно проходят все пять уроков. Наш школьный день заканчивается торжественной линейкой, и после линейки мы сразу расходимся по домам. Так проходит обычно день учёбы в школе».

Выполнение таких упражнений должно помочь усвоению некоторых требований литературной нормы: (однородные сказуемые не могут быть выражены одновременно гла-

голами совершенного и несовершенного вида), а задание подчеркнуть однородные члены формирует навык самоконтроля.

Как видим, содержание работы над сочинительными отношениями на уроках изучения морфологии определяется, с одной стороны, общими закономерностями употребления конструкций с сочинительной связью в литературной речи, с другой, - характером использования этих конструкций в речи учащихся.

Активное и уместное использование разнообразных вариантов предложений с однородными членами на уроках морфологии не только положительно влияет на формирование грамматических навыков, но и обогащает речь учащихся новыми для них способами выражения сочинительных связей.

Список литературы:

1. Виноградов, В. В. Русский язык / В. В. Виноградов // Грамматическое учение о слове. - 2-е изд. - М., 1972.

2. Еремеева, А. П. Методика изучения синтаксиса / А. П. Еремеева // Теория и практика обучения русскому языку / под ред. Р. П. Сабаткоева. - М., 2007.

3. Лидман-Орлова, Г. К. Основные аспекты развития связной речи учащихся на уроках морфологии / Г. К. Лидман-Орлова // Развитие речи на уроках морфологии / под ред. Г. К. Лидман-Орловой. - М., 1978.

4. Распопов, И. П. Строение простого предложения в современном русском языке / И. П. Распопов. - М., 1970.

5. Чеснокова, Л. Д. Сочинительные связи слов в школьном курсе синтаксиса / Л. Д. Чеснокова // Проблемы преподавания синтаксиса в школе / под ред. В. В. Ба-байцевой. - М., 1976.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2013, № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.