Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ НЕФИЗКУЛЬТУРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗА В АСПЕКТЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА'

РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ НЕФИЗКУЛЬТУРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗА В АСПЕКТЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Журавлев С.И., Милашечкина Е.А.

Цель исследования - определить отношение студентов нефизкультурных специальностей вуза к развитию силовых способностей с учетом индекса массы тела. Методика и организация и исследования. Проводили оценку индекса массы тела и актирование с целью выяснения их отношения к развитию силовых способностей. В настоящем исследовании участвовали студенты мужского пола Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы нефизкультурных специальностей (n=84). Результаты исследования и выводы. Показатель индекса массы тела у большинства студентов в пределе номы, почти у 1/5 студентов наблюдается избыточная масса тела. Установили, что большинство студентов понимает необходимость развития силовых способностей для улучшения/поддержания состояния здоровья. Из различных видов физической активности большинство студентов предпочитают спортивные игры и циклические упражнения; развитию силовых способностей отдают предпочтение каждый второй. Выявили, что при слабой силовой подготовке большинство студентов отмечают необходимость развивать силовые способности и около половины студентов хотели бы, чтобы упражнениям на развитие силовых способностей уделялось больше времени на занятиях физкультурой. Считаем, что необходимо применять особый подход к студентам, которые высказали осторожное отношение к занятиям силовой направленности и отметили важность индивидуального подхода, что указывает на сознательное отношение студентов к своему здоровью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Журавлев С.И., Милашечкина Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STRENGTH ABILITIES IN STUDENTS NON-PHYSICAL SPECIALTIES OF THE UNIVERSITY IN THE ASPECT OF SOCIOLOGICAL ANALYSIS

Objective of the study was to determine the attitude of students of non-physical specialties of the university to the development of strength abilities, taking into account the body mass index. Methods and structure of the study. An assessment of the body mass index and activation was carried out in order to clarify their relationship to the development of strength abilities. The present study involved male students of the Patrice Lumumba Peoples' Friendship University of Russia with non-athletic specialties (n=84). Results and conclusions. The body mass index of the majority of students is within the limit of noma, almost 1/5 of students have overweight. It was found that the majority of students understand the need to develop strength abilities to improve / maintain health. Of the various types of physical activity, most students prefer sports and cyclic exercises; the development of strength abilities is preferred by every second. It was revealed that with weak strength training, most students note the need to develop strength abilities and about half of the students would like more time to be devoted to exercises for the development of strength abilities in physical education classes. We believe that it is necessary to apply a special approach to students who expressed a cautious attitude towards strength training and the importance of an individual approach, which indicates a conscious attitude of students to their health.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ НЕФИЗКУЛЬТУРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗА В АСПЕКТЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА»

РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ НЕФИЗКУЛЬТУРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗА В АСПЕКТЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

УДК/UDC 796.015.422

Аспирант С.И. Журавлев1

Кандидат биологических наук, доцент Е.А. Милашечкина1

1Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Москва

Цель исследования - определить отношение студентов нефизкультурных специальностей вуза к развитию силовых способностей с учетом индекса массы тела.

Методика и организация и исследования. Проводили оценку индекса массы тела и актирование с целью выяснения их отношения к развитию силовых способностей. В настоящем исследовании участвовали студенты мужского пола Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы нефизкультурных специальностей (n=84).

Результаты исследования и выводы. Показатель индекса массы тела у большинства студентов в пределе номы, почти у 1/5 студентов наблюдается избыточная масса тела. Установили, что большинство студентов понимает необходимость развития силовых способностей для улучшения/поддержания состояния здоровья. Из различных видов физической активности большинство студентов предпочитают спортивные игры и циклические упражнения; развитию силовых способностей отдают предпочтение каждый второй. Выявили, что при слабой силовой подготовке большинство студентов отмечают необходимость развивать силовые способности и около половины студентов хотели бы, чтобы упражнениям на развитие силовых способностей уделялось больше времени на занятиях физкультурой. Считаем, что необходимо применять особый подход к студентам, которые высказали осторожное отношение к занятиям силовой направленности и отметили важность индивидуального подхода, что указывает на сознательное отношение студентов к своему здоровью.

Ключевые слова: студенты, физическая культура, силовые способности, здоровье.

DEVELOPMENT OF STRENGTH ABILITIES IN STUDENTS NON-PHYSICAL SPECIALTIES OF THE UNIVERSITY IN THE ASPECT OF SOCIOLOGICAL ANALYSIS

Postgraduate student S.I. Zhuravlev1 PhD, Associate Professor E.A. Milashechkina1

'Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba, Moscow Abstract

Objective of the study was to determine the attitude of students of non-physical specialties of the university to the development of strength abilities, taking into account the body mass index.

Methods and structure of the study. An assessment of the body mass index and activation was carried out in order to clarify their relationship to the development of strength abilities. The present study involved male students of the Patrice Lumumba Peoples' Friendship University of Russia with non-athletic specialties (n=84).

Results and conclusions. The body mass index of the majority of students is within the limit of noma, almost 1/5 of students have overweight. It was found that the majority of students understand the need to develop strength abilities to improve / maintain health. Of the various types of physical activity, most students prefer sports and cyclic exercises; the development of strength abilities is preferred by every second. It was revealed that with weak strength training, most students note the need to develop strength abilities and about half of the students would like more time to be devoted to exercises for the development of strength abilities in physical education classes. We believe that it is necessary to apply a special approach to students who expressed a cautious attitude towards strength training and the importance of an individual approach, which indicates a conscious attitude of students to their health.

Keywords: students, physical culture, power abilities, health.

Введение. По данным литературных источников, проблема поддержания здоровья российских студентов по-прежнему остается актуальной [1, 3, 5]. Силовые способности являются ключевыми для гармоничного физического развития индивидуума, а их развитие напрямую связывают с состоянием здоровья человека. При регулярном воздействии силовых упражнений у человека формируется мышечный корсет, что способствует формированию правильной осанки, которая в свою очередь «создает» оптимальные условия для деятельности внутренних органов [2].

Ранее было установлено, что для повышения эффективности занятий физической культурой студентам нефизкультурных специальностей необходим учет не только содержания занятий, но и мотивационно-ценностных ориентаций студентов в области физической культуры [4]. Поэтому представляло научный интерес выявить отношение студентов к развитию силовых способностей на занятиях физической культурой.

69%

■ Дефицит массы тела ■ Масса тела в норме

■ Избыточная масса тела Рис. 1. Индекс массы тела студентов

Цель исследования - определить отношение студентов нефизкультурных специальностей вуза к развитию силовых способностей с учетом индекса массы тела.

Методика и организация и исследования. В эксперименте приняли участие 84 студента-юношей 1-2-х курсов Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы в возрасте 18-24 лет, обучающих-

25% 24%

1 раз

2 раза

3 раза

4 раза 5 и более раз

занимаются

Рис. 2. Распределение ответов студентов на вопрос: «Сколько раз в неделю вы занимаетесь?»

Распределение ответов на вопрос: «Какой вид физической активности Вы предпочитаете?»

Вид физической активности %

Спортивные игры 63

Циклические упражнения 54

Силовые упражнения 50

Сложнокоординационные виды гимнастической направленности 36

Единоборства 35

Оздоровительная гимнастика 33

Никакие 4

ся на филологическом факультете, факультете физико-математических и естественных наук, юридическом институте и институте иностранных языков. Индекс массы тела определяли по методу Кетле. Опрос проводили в форме анкетирования.

Результаты исследования и их обсуждение. Установили, что у 1/10 студентов - дефицит массы тела, у 1/5 студентов - избыточная масса тела (рис. 1).

В результате анкетирования на вопрос «Ваш максимальный результат в подтягиваниях за 1 подход, начиная с 14 лет?» получены следующие ответы: не подтягиваются - 13%; 1-5 раз - 20%; 6-9 раз - 20%; 10-14 раз - 20%; 15 и более раз - 27% студентов. То есть практически при оптимальном показателе индекса массы тела примерно половина студентов никогда не выполняла контрольный норматив.

При анализе отношения студентов к физической культуре выявили, что практически все студенты проявляют интерес к занятиям физкультурой (96%), занимаясь 1-5 и более раз в неделю (рис. 2). Однако настораживает тот факт, что пятая часть студентов занимается физическими упражнениями только один раз в неделю.

Суммарно время занятий студентов в неделю составляет 30-600 и более минут.

Из таблицы видно, что из различных видов физической активности более половины студентов предпочитает спортивные игры и циклические упражнения; силовые упражнения интересуют каждого второго.

Более 80% студентов понимают необходимость развития силовых способностей для улучшения или поддержания состояния здоровья. Обосновывая свое мнение, они пишут, что занятия силовыми упражнениями улучшают и укрепляют здоровье, улучшают психологическое состояние, осанку, гибкость тела, подвижность, положительно влияют на различные системы органов человека, улучшают самочувствие, позволяют чувствовать себя свежее, улучшают дыхание, кровоток,

укрепляют сердечно-сосудистую систему, укрепляют организм, закаливают, помогают держать тело в тонусе, «при упражнениях вырабатываются полезные ферменты», улучшают сон, укрепляют иммунитет, полезны для здоровья, «в здоровом теле - здоровый дух», увеличивают силу и выносливость, укрепляют мышцы, увеличивают мышечную массу, расширяют функциональные возможности организма, увеличивают физические возможности, позволяют поддерживать мышечный тонус, помогают бороться с лишним весом, позволяют затрачивать меньше энергии на обычные вещи, люди с хорошим телосложением более успешны в социальном плане, сильный человек - уверенный человек.

При этом 19% студентов не дали однозначно положительного ответа на вопрос о влиянии силовых упражнений на здоровье и функциональные возможности организма: «все индивидуально - силовые упражнения улучшают здоровье, если в меру, но спорт может быть и во вред».

Только 56% студентов считают, что при занятиях любым видом физической активности необходимо развивать силовые способности. 52% студентов считают, что на занятиях физической культурой в вузе упражнениям на развитие силовых способностей уделяется достаточно времени, ссылаясь на свои тренировки вне вуза, лень или отсутствие интереса, предпочитая игровые виды активности.

Выводы. Показатель индекса массы тела студентов указывает на то, что каждый третий студент нуждается в коррекции массы тела. Однако у большинства студентов при нормальной массе тела показатели силовых способностей ниже среднего.

Анализируя результаты анкетирования, определили, что студенты считают, что уровень физической подготовленности, мотивацию к занятиям физическими упражнениями необходимо учитывать при проведении занятий физической культурой. Также выявили, что при слабой силовой подготовке большинство студентов отмечают необходимость развивать силовые способности и около половины студентов хотели бы, чтобы упражнениям на развитие силовых способностей уделялось больше времени на занятиях физической культурой. Считаем, что необходимо применять особый подход к студентам, которые высказали осторожное отношение к занятиям силовой направленности и отметили важность индивидуального подхода, что указывает на сознательное отношение студентов к своему здоровью.

Мотивы «лень» и «отсутствие интереса» к развитию силовых способностей - это управляемые психологические и организационные методические моменты, с которыми можно справиться при формировании осознанного отношения к подбору физических упражнений.

Литература

1. Аксенова А.Н. Сравнительная оценка уровня физической подготовленности студентов с различным состоянием здоровья / А.Н. Аксенова, Е.Г. Монахова, Н.В. Перегудо-ва // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2022. - № 2 (204). - С. 9-13. - DOI 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p9-13. - EDN GXNSGB.

2. Иштуганова А.А. Влияние физических нагрузок на организм человека / А.А. Иштуганова, В.М. Крылов // Вестник науки. - 2018. № 8 (8). - Т. 4. - С. 45-49.

3. Климова Е.В. Уровень физической подготовки и физического здоровья студентов / Е.В. Климова, О.В. Мухаметова

25%

20%

15%

10%

5%

0%

// Актуальные проблемы развития и совершенствования системы физического воспитания для подготовки специалистов в транспортной отрасли: Труды II Международной научно-практической конференции, Москва, 02 декабря 2020 г. - Москва: Российский университет транспорта, 2020. - С. 107-111. EDN IYRGMG.

4. Милашечкина Е.А. Мотивационно-ценностные ориентации студентов юридических специальностей в области физической культуры / Е.А. Милашечкина, М.Н. Дубина, З.К. Эрбу-таева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 1 (191). - С. 237-241.

5. Уйманова И.П. Формирование готовности студентов вуза к здоровьесбережению / И.П. Уйманова, О.Л. Карпова // Инновационные формы и практический опыт физического воспитания детей и учащейся молодежи: сб. науч. статей: редколлегия: П.И. Новицкий (гл. ред.) и др. -Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2020. - С. 255-257. EDN QHDIPR.

References

1. Aksenova A. N., Monakhova E. G., Peregudova N. V. Sravnitel-naya otsenka urovnya fizicheskoy podgotovlennosti studentov s razlichnym sostoyaniyem zdorovya [Comparative assessment of the level of physical fitness of students with different health conditions]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2022. No. 2 (204). pp. 9-13. DOI 10.34835/issn.2308-1961.2022.2. pp. 9-13. EDN GXNSGB.

2. Ishtuganova A.A., Krylov V.M. Vliyaniye fizicheskikh nagruzok na organizm cheloveka [Influence of physical loads on the human body]. Vestnik nauki. 2018. No. 8 (8). Vol. 4. pp. 45-49.

3. Klimova E. V., Mukhametova O.V. Uroven fizicheskoy pod-gotovki i fizicheskogo zdorovya studentov [The level of physical training and physical health of students]. Aktualnyye problemy razvitiya i sovershenstvovaniya sistemy fizichesk-ogo vospitaniya dlya podgotovki spetsialistov v transportnoy otrasli [Actual problems of development and improvement of the system of physical education for training specialists in the transport industry]. Proceedings International scientific-practical conference, Moscow, December 02, 2020. Moscow: Rossiyskiy universitet transporta publ., 2020. pp. 107-111. EDN IYRGMG.

4. Milashechkina E.A., Dubina M.N., Zarina K.E. Motivatsionno-tsennostnyye oriyentatsii studentov yuridicheskikh spetsial-nostey v oblasti fizicheskoy kultury [Motivational-value orientations of students of legal specialties in the field of physical culture]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2021. No. 1 (191). pp. 237-241.

5. Uimanova I.P., Karpova O.L. Formirovaniye gotovnosti stu-dentov vuza k zdorovyesberezheniyu [Formation of university students' readiness for health saving]. Innovatsionnyye formy i prakticheskiy opyt fizicheskogo vospitaniya detey i uchashchey-sya molodezhi [Innovative forms and practical experience of physical education of children and students]. Collection of scientific articles. P.I. Novitsky [ed.]. Vitebsk: Vitebskiy gosudarstven-nyy universitet im. P.M. Masherova publ., 2020. pp. 255-257. EDN QHDIPR.

И Информация для связи с автором: ea.milash@yandex.ru Поступила в редакцию 30.06.2023 г.

УЧЕНЫЕ - ПРАКТИКАМ

ВЛИЯНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА УРОВЕНЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

УДМ^С 796.325

Д.А. Козлов1, Е.М. Денисова1

'Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России, Москва

Ключевые слова: волейбол, техника волейбола, техническая подготовка, техническая подготовленность, психические процессы, внимание.

Введение. В настоящее время спорт (включая волейбол) достиг такого высокого уровня развития, что физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов находится примерно на одном уровне. Поэтому исход спортивных соревнований во многом непосредственно определяется психологической подготовкой. Чем важнее соревнования, тем выше уровень стресса в спортивной борьбе и тем важнее психическое состояние спортсменов [1].

Цель исследования - повысить эффективность подачи в волейболе за счет воспитания внимания как психического процесса.

Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 20 волейболистов в возрасте от 17 до 23 лет. С помощью теста на спортивную мотивацию были определены две группы: контрольная (КГ), экспериментальная (ЭГ). В КГ волейболисты занимались по обычной программе. В ЭГ программа была дополнена специально разработанными средствами, направленными на развитие внимания с акцентом на совершенствование техники подачи.

Результаты исследования и их обсуждение. Показатели в тесте №1 (метод Мюнстерберга) после введенных нами средств в ЭГ: среднее значение улучшилось с 201 балла до 211 баллов, а также теперь в данной группе отсутствуют показатели внимания ниже среднего. В КГ - уровень

внимания улучшился незначительно и также присутствуют показатели ниже среднего уровня внимания. По результатам теста №2 (Подача на точность в спокойном состоянии) в ЭГ наблюдается рост показателей владения техникой подачи, среднее значение увеличилось на 1,1 балла; у КГ владение техникой подачи к концу эксперимента уменьшилось, среднее значение стало на 0,4 балла ниже. По результатам теста №3 (Подача на точность в состоянии утомления) в ЭГ также наблюдается прирост показателей: среднее значение увеличилось на 1,5 балла. Показатели в тесте №4 (Тест Э. Ландольта) после введенных нами средств в ЭГ возросли по всем показателям. Среднее значение времени улучшилось с 274,8 до 269,6 с, среднее значение правильно выделенных колец возросло с 95,4 до 99 шт., количество ошибок снизилось с 4 до 0, а среднее значение пропущенных колец уменьшилось с 7,5 до 3,9 шт. В контрольной группе в основном показатели внимания увеличились незначительно.

Вывод. Проведя тесты на внимание при подаче, можно сделать вывод, что после введенной нами методики во всех тестах статистика всех показателей улучшилась, что говорит об эффективности разработанных нами средств.

Литература

1. Булыкина Л.В. Волейбол: учебник / Л.В. Булыкина, В.П. Губа. - М.: Советский спорт, 2020. - 412 с.

2. Самыгин С.И. Психология и педагогика: учебник / С.И. Са-мыгин, Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: КноРус, 2012. - 480 с.

И Информация для связи с автором: dmitriy.kp88@gmail.com Поступила в редакцию 28.06.2023 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.