Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СИЛ И СРЕДСТВ СВЯЗИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

РАЗВИТИЕ СИЛ И СРЕДСТВ СВЯЗИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
162
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЗЕЛ СВЯЗИ A COMMUNICATION CENTRE / ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СВЯЗИ КРАСНОЙ АРМИИ CENTRAL ADMINISTRATIVE BOARD OF COMMUNICATION OF RED ARMY / НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ СВЯЗИ THE NATIONAL COMMISSARIAT OF COMMUNICATION / РАДИОСВЯЗЬ A RADIO COMMUNICATION / АВИАЦИЯ СВЯЗИ COMMUNICATION AIRCRAFT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жарский Анатолий Петрович

В статье рассматривается организация сил и средств связи Генерального штаба в период Великой Отечественной войны, развертывание запасных узлов связи и узлов связи особого назначения, насыщение войск средствами связи. In article the organisation of forces and a communication facility of the Joint Staff in the Great Patriotic War, expansion of spare communication centres and communication centres of special function, saturation of armies by a communication facility are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Жарский Анатолий Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СИЛ И СРЕДСТВ СВЯЗИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

1 Книга памяти. 1939—1940 гг. М.: Патриот, 2000. Т. 3. С. 20.

2 Винокуров П.В. Боевая операция под Суомуссалми / Принимай нас, Суоми-красавица! Освободительный поход в Финляндию 1939—1940 гг. СПб.: Б.и., 2000. Ч. 2. С.59.

3 Будко А.А., Иванькович Ф.А. Военная медицина СССР и Финляндии в Советско-финляндской (Зимней) войне 1939—1940 гг. СПб.: ВММ МО РФ, 2005. С. 60.

4 Тайны и уроки зимней войны, 1939—1940 / Под общ. ред. В.А.Золотарёва. СПб.: Полигон, 2002. С. 180, 201.

5 Будко А.А., Иванькович Ф.А. Указ. соч. С. 61.

6 Книга памяти. 1939—1940 гг. М., 2000. Т. 3. С. 33.

7 Винокуров П.В. Указ. соч. С. 59.

8 Архив Военно-медицинского музея (ВММ) МО РФ. Ф. 1. Оп.13379. Д. 26. Л. 217.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941—1945 гг.

ЖАРСКИЙ Анатолий Петрович —

старший научный сотрудник Института военной истории МО РФ, подполковник запаса, кандидат военных наук

(191055, г. Санкт-Петербург, Дворцовая пл., д. 10)

Развитие сил и средств связи Генерального Штаба в годы Великой Отечественной войны

К началу войны в распоряжении Генерального штаба (ГШ), кроме стационарного узла связи Народного комиссариата обороны (НКО), никаких других сил и средств связи не было1.

Узел связи НКО состоял из управления (командование, строевая, мобилизационная и финансовая части), телеграфа, телефонной станции, приёмного и передающего радиоцентров, электрогенераторной станции и отделения материально-технического обеспечения.

Элементы узла связи размещались: телеграф, телефонная и электрогенераторная станции на улице Фрунзе, дом 19, в здании 1-го дома НКО; приёмный радиоцентр в посёлке Тарасовка (в пределах 30км от Москвы); передающий радиоцентр и управление — в Сокольниках [территория бывшего Научно-исследовательского института связи (НИИС) Красной армии].

Штатная численность узла связи НКО накануне войны составляла 409человек (156 военнослужащих и 253 рабочих и служащих). С началом войны он перешёл на штат военного времени. При той же организационной структуре численность личного состава была увеличена до 1512человек (531 военнослужащий, 981 рабочий и служащий)2.

Узел связи НКО не имел своих магистральных каналов. Все они предоставлялись ему из системы общегосударственной связи (т.е. Народного комиссариата связи). Приняв эти каналы, он «выдавал» их на свои телеграфную, телефонную станции и другие оконечные устройства.

Так как проводная связь Народного комиссариата связи (НКС) в основном базировалась на использовании радиальной сети постоянных воздушных линий (ПВЛС), подверженных внешним воздействиям и мало приспособленных на случай войны, её живучесть была крайне низкой. Линии связи практически не защищались от ударов вражеской авиации и действий диверсионных групп противника, стремившегося с первых же дней всеми способами нарушить управление войсками Красной армии.

Разрушения магистральных линий связи в начале войны нередко были настолько велики, что для их устранения требовались значительные силы и средстваЗ. Попытки же создать обходные направления по линиям внутриобластных и внутрирайонных сетей связи, подвергшихся меньшим разрушениям, в большинстве случаев успеха не имели по причине недостаточной ёмкости этих линий и отсутствия стыков между телефонно-телеграфными сетями смежных областей и районов4.

В связи с этим постановлением СНК СССР при Наркомате связи было создано Военно-восстановительное управление (ВВУ), которое уже 1июля 1941года приступило к формированию своих собственных частей связи. Они предназначались для восстановления разрушенного линейного хозяйства НКС в прифронтовой зоне, а также для усиления штатных структур эксплуатационно-технического обслуживания важнейших средств связи Московского узла. Эти части были подчинены НКС, однако их личный состав находился на довольствии НКО5.

В Москве были сформированы 3 отдельных батальона связи (769, 770 и 771-й), укомплектование которых произвели за счёт мобилизованного инженерно-технического персонала московских предприятий Наркомата связи. Общая численность батальонов устанавливалась немногим более 1500человек, причем от 52 до 57проц. этого числа — офицерский командно-начальствующий составб. Решением военного совета Северного фронта для аналогичных целей тогда же были сформированы 3 отдельных батальона связи в Ленинграде7.

Функции фронтовых частей связи и ВВУ строго разграничивались: от Москвы и Ленинграда до тыловой границы фронтов работы обеспечивались частями Военно-восстановительного управления, а далее силами и средствами связи фронтов.

Кроме того, в августе 1941 года для Верховного Главнокомандования был сформирован поезд связи. В нём были установлены один 15-киловаттный и три 1-киловаттных

передатчика, пятнадцать аппаратов Бодо, пять СТ-35, четыре аппарата Морзе, телеграфная коммутационная аппаратура, АТС для внутренней связи, мощная дизельная электростанция и другое различное вспомогательное оборудование. Личный состав поезда комплектовался высококвалифицированными специалистами узла связи из расчёта дежурства в три смены.

В связи с ухудшением обстановки на фронтах возникла необходимость развёртывания в тылу запасного пункта управления Ставки ВГК с соответствующим узлом связи. В начале сентября 1941года начальник Генерального штаба принял решение о подготовке к оборудованию запасного пункта управления и узла связи Ставки в городе Горьком. Одновременно с этим на случай, если неожиданно возникнет необходимость перевода Ставки из Москвы в какое-либо другое место, по линии Наркомата связи были развёрнуты работы по оборудованию резервных узлов связи в районах Куйбышева, Казани и Саратова. Однако 14октября 1941года И.В.Сталин принял неожиданное для Главного управления связи Красной армии (ГУСКА) решение о развёртывании запасного пункта управления и узла связи Генерального штаба (УС ГШ) в г.Арзамасе (объект «Виктория»).

Оборудованный в пятидневный срок запасный УС ГШ в своём составе имел: 20 радиостанций и отдельных радиопередатчиков различных типов; 18 радиоприёмников; военно-телеграфную станцию (36комплектов Бодо, 32аппарата СТ-35 и 24 — Морзе); центральную телефонную станцию АТС (на 400номеров); телефонный коммутатор ЦБ (на 600номеров), а также дизельную электростанцию8.

Таким образом, уже к 1декабря 1941года для обеспечения связи Генеральному штабу были развёрнуты следующие части и подразделения: запасный УС (г.Арзамас), 6 отдельных восстановительных и эксплуатационных батальонов; поезд связи; 37 отдельных телеграфно-строительных рот (переданы из НКО. — А.Ж.); 35 отдельных телеграфно-эксплуатационных рот (переданы из НКО. — а.ж.)9; 8 строительных колонн, а также 6 отдельных восстановительных отрядов связи и несколько запасных частей связи для подготовки специалистов.<...>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Пересыпкин И.Т. Связь в начальный период войны. М.: Воениздат, 1960. С. 84.

2 Платонов Б.А. Узел связи Генерального штаба в годы Великой Отечественной войны // Вопросы истории. 1978. №2. С.93—105.

3 Кожетев В.Г. Доклад на секции связи ВНО при ЦДСА 23.3.1976 г.

4 Карпов С.И., Конев В.П., Соловьёв А.С. Узел связи Генерального штаба (Страницы истории). М.: Патриот, 2006. С. 49.

5 Центральный архив Министерства обороны (ЦАМО РФ). Ф.71. Оп.12169. Д. 17. Л. 90— 94.

6 Связь в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941—1945гг. (Ставка — фронт). Л.: Военная академия связи (ВАС), 1961. С.80.

7 Там же.

8 ЦАМО РФ. Ф. 71. Оп. 12169. Д. 1119. Л. 80, 81.

9 Связь в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941—1945гг. (Ставка — фронт). С. 86.

ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Петров Павел Владимирович —

ведущий научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга, кандидат исторических наук

(197046, г. Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, д. 3; E-mail: gmi@spbmuseum.ru)

проблема прибалтийских государств для советского руководства в 1939—1940 гг.

Вероятные противники СССР в случае войны, неизбежность которой диктовалась всё более обостряющейся международной обстановкой, определялись политическим и военным руководством в зависимости от текущего момента. Так, в утверждённой наркомом обороны маршалом К.Е. Ворошиловым и начальником Генерального штаба командармом 1 ранга Б.М. Шапошниковым директиве (№ 15201 от 27 февраля 1939 г.) отмечалось, что оперативный план РККА на 1939 год исходит из предположения одновременного выступления против СССР на западе «объединённых сил Германии и Польши с вероятным участием военно-морского флота Италии и на востоке — Японии». Учитывалась также «возможность сохранения нейтралитета Финляндией, Эстонией, Латвией, Румынией, Болгарией и Турцией, длительность и устойчивость которого будут зависеть от создавшейся политической обстановки и успехов первых операций РККА и РКВМФ»1.

Итак, Финляндия на то время расценивалась как нейтральный сосед, что было следствием некоторого улучшения военно-политических отношений, сложившихся между двумя странами несколько раньше, в 1937—1938 гг. А вот Швеция пока даже не фигурировала в списке возможных противников. Менее месяца назад заместитель наркома ВМФ флагман флота 2 ранга П.И. Смирнов поручил военному совету Балтийского флота (БФ) разработать оперативный план на 1939 год, исходя из возможного «одновременного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.