Научная статья на тему 'Развитие сферы муниципальных услуг в рамках реализации административной реформы'

Развитие сферы муниципальных услуг в рамках реализации административной реформы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ворошилова О. В.

Начало XXI века в нашей стране ознаменовалось серьезным реформированием организаций государственной и публичной власти, целью которого стало повышение эффективности деятельности по удовлетворению потребностей гражданина, общества и государства. Принятие Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», стало важным шагом в совершенствовании правовой базы осуществления местного самоуправления в России. Вместе с тем по мере реализации федерального закона все более значимой становится задача его финансового обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие сферы муниципальных услуг в рамках реализации административной реформы»

ОМРД в механизме поддержки кооперативного движения выполняет следующие функции:

- предоставляет в распоряжение Администрации области, ЮРАКС и уже действующих городских и сельских ссудо-сберегательных кооперативов специалистов в области маркетинга, права, финансов, образовательных программ и др.;

- оказывает помощь Ассоциации в бизнес-планировании, финансировании ее деятельности и реализации программы поддержки и развития кредитных кооперативов;

- участвует в разработке стандартов деятельности КПК и других нормативных документов Ростовской области.

Важнейшим шагом в поддержке кредитного кооперативного движения в Ростовской области со стороны ОМРД является создание Фонда развития (Фонда финансовой взаимопомощи). Основная цель Фонда - предоставление финансовых ресурсов кооперативам для обеспечения их уставной деятельности.

Профсоюзные организации различных уровней от областного до профячеек на предприятиях непосредственно участвуют в создании на их базе кредитных кооператив. СП Таким образом, в Ростовской области уже созданы и эффективно работают основные эле- ¡5 менты системы кредитной потребительской кооперации [2, 1], опыт деятельности которых щ может быть применен и на федеральном уровне, а так же в других регионах РФ.

СП

ЛИТЕРАТУРА т.

1. ВолохонскийЮ.Н., Потопахин В.А. Развитие и моделирование кредитных союзов в России. ^ М.: Вузовская книга, 2006. о

2. Методическое пособие по кредитной кооперации. Вып. 2. Ростов н/Д: Министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей, 2004. N

3. ПахомовВ.М. Кредитная кооперация: теория и практика. Научное издание. М.: ФГНУ «Ро- □ синфографтех», 2002. ^

4. Ъранкова Л.Г. Учреждения мелкого кредита: исторический опыт России и современные о проблемы // Деньги и кредит. 2000. № 10.

I—

ш

I—

_ ^

0 а

ВОРОШИЛОВА О.В. |

1

>

РАЗВИТИЕ СФЕРЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ АД- 2

МИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ х

си

со

I—

_ О

а о

Начало XXI века в нашей стране ознаменовалось серьезным реформированием организа- >

ций государственной и публичной власти, целью которого стало повышение эффективности о

деятельности по удовлетворению потребностей гражданина, общества и государства. о

Принятие Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах ор- 9

ганизации местного самоуправления в Российской Федерации», стало важным шагом в со- т

вершенствовании правовой базы осуществления местного самоуправления в России. Вместе £

с тем по мере реализации федерального закона все более значимой становится задача его о

финансового обеспечения. ^

Так, в большинстве муниципальных образований, особенно со слабо развитой налоговой £

базой, местные бюджеты формируются в основном за счет финансовой помощи из бюджетов ^ субъектов Российской Федерации. В плане развития муниципального сектора экономики на

2007 год установлено, что в ряде субъектов Российской Федерации прогнозируется дефицит §

местных бюджетов на уровне 38,3 млрд рублей. Однако, по экспертным оценкам Счетной па- ф

латы Российской Федерации, «скрытый» дефицит местных бюджетов значительно выше про- Е

гнозируемого [1, с. 23]. о

И здесь возникает проблема в необходимости достаточного финансового обеспечения о

полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов й

местного самоуправления муниципальных образований по реализации конституционных гарантий, касающихся предоставления гражданам общественных услуг в сферах образования, здравоохранения и в социальной сфере.

Как следствие управление, основанное на финансовых интервенциях, должно сочетаться с эффективным использованием собственного экономического потенциала, таящегося в сфере муниципальной деятельности по организации и оказанию муниципальных услуг, которые необходимо рассматривать с традиционно хозяйственной, управленческой точки зрения, поскольку услуга имеет определенного потребителя, им заказана, в ряде случаев оплачена, в том числе с определением качества и других характеристик.

С точки зрения экономической науки, сфера услуг - это совокупность отраслей экономики, предоставляющих услуги как специфический товар предприятиям и населению. Услуга же может быть определена как некоторое действие, которые производитель услуг может предложить потребителю, которое, в основном, не осязаемо и не приводит к завладению чем-либо.

Согласно энциклопедическому словарю, толкование понятия «услуга» дано в соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 30335-95/ ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Терми-П ны и определения»: «Услуга - результат взаимодействия исполнителя и потребителя собствен--0 ной деятельности исполнителя по удовлетворению запросов потребителя» [10, с. 735]. о Как экономическая категория услуга обладает следующими особенностями, она выступает ® как полезный эффект, или как полезная деятельность, но в обоих случаях удовлетворяющая определенные духовные и бытовые потребности членов общества. В любом случае - это полезен ное действие труда, занятого в этой сфере, результаты которого выступают в виде услуги. 2 По этому поводу К. Маркс заметил: «Известного рода услуги, иными словами, потребительные стоимости, представляющие собой результат известных видов деятельности или ^ труда, воплощаются в товарах» [5, с. 203-204] и вместе с тем эти услуги наделены «...са-| мостоятельной формой, обособленной как по отношению к производителю, так и по отно-I- шению к потребителю, которые, следовательно, способны сохранять свое существование в промежутке времени между производством и потреблением и, стало быть, могут обращаться д в течение этого времени как пригодные для продажи товары» [5, с. 203-204]. Отсюда можно □ сделать вывод, что по своему существу услуги относятся к предметам потребления и потреб-Си ляемые в процессе их производства.

«а, Интересная точка зрения, предложена В.В. Котилко и И.И. Саниным. Они отмечают: «...

под сферой услуг обычно понимают совокупность отраслей народного хозяйства, результаты £ деятельности которых выражаются в предоставлении удобств» [4, с. 10]. Основываясь на том, ® что труд в сфере услуг не материализуется в вещах, они выделяют четыре вида услуг: о услуги материального производства (транспорт, связь, бытовое обслуживание); ф услуги социально-культурной сферы (физическая культура, наука, образование, искусство); § услуги удовлетворения первоочередных потребностей населения (торговля, жилищно-

> коммунальное обслуживание, здравоохранение);

о услуги денежного обращения (финансовые, банковские, кредитование, страхование). ° Появление же в российской управленческой практики словосочетания - «государствен-^ ная (муниципальная) услуга» - стало трактоваться как реальный, поддающийся стандарти-Е5 зации и контролируемый по качеству «конечный продукт» деятельности органов исполнись тельной власти. При этом одной из задач административной реформы стало установление ^ прямой зависимости оценки деятельности указанных органов и наделения их бюджетными

> ресурсами от перечня, объема и качества предоставления государственных услуг граждани-о ну, некоммерческой организации или бизнесу. Такая вполне логичная установка при своей о реализации оказалась сопряженной с рядом специфически российских проблем, первой из 9 которых была юридическая неопределенность самого термина, но исходя из практики ис-о пользования словосочетания «государственная услуга» в подзаконных актах Правительства

0 РФ, в рекомендательных материалах федеральных министерств, а также используя попытки ^ разработчиков второго этапа административной реформы пояснить её терминологию [7], ^ Бюджетный кодекс РФ зафиксировал следующую интерпретацию данного понятия.

1 Государственные (муниципальные) услуги физическим и юридическим лицам - услуги, ^ оказываемые физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муници-ш пальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления),

бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами безвозмездно или по ценам (та-I рифам), устанавливаемым в порядке, определенном органами государственной власти (орга-ф нами местного самоуправления) [11].

Е Другая трактовка этого понятия предполагает, что государственная услуга - это услуга ^ соответствующего органа власти, выражающаяся в совершении действия и (или) принятия ^ решений, влекущих возникновение, изменение или прекращение правоотношений или воз-^ никновение документированной информации (документа) в связи с обращением гражданина

или организации в целях реализации их прав, законных интересов, либо исполнения возложенных на них нормативно правовыми актами обязанностей [2, с. 95].

В рамках административной реформы стандартизация и регламентация предоставления той или иной государственной услуги ориентированы исключительно на процесс оказания услуги и менее всего стандартизируют саму эту услугу.

Эту мысль подчеркивает и председатель Совета Федерации, лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов: «Необходимо ввести стандарты оказания услуг населению государственными и муниципальными органами власти. Ни один человек не должен проводить в очереди в чиновничий кабинет больше 20 минут» [6].

Стандартизируется и регламентируется только организация взаимодействия по поводу конкретной государственной услуги (в том числе процедуры обжалования методов и форм их получения) без обсуждения качественного ее содержания. Видимо, предполагается, что эта сторона вопроса должна регламентироваться особо.

В соответствии с принципами, закрепленными в статьях 18 и 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под муниципальными услугами следует понимать не просто услуги, (тд которые в той или иной форме оказываются со стороны муниципального образования, а те из _о них, которые в силу определенных нормативных требований должны быть им обеспечены и [] организация оказания которых, на территории муниципального образования, осуществляет- (□ ся органами местного самоуправления, направлена на удовлетворение потребностей местного сообщества и индивидуального потребителя [3]. (тд

Муниципальные услуги могут оказываться как органами местного самоуправления, так ^ и различными хозяйствующими субъектами. Случаи оказания услуг непосредственно органами местного самоуправления ограниченны, при этом антимонопольное законодательство 1Л Российской Федерации запрещает совмещение функций органов местного самоуправления с 2 функциями хозяйствующих субъектов, т. е. органы местного самоуправления не вправе не- ° посредственно осуществлять предпринимательскую деятельность. Это означает, что органы местного самоуправления непосредственно могут оказывать населению лишь бюджетные услуги бесплатно или иные услуги с компенсацией расходов на их оказание, услуги на без- д возмездной основе или с компенсацией расходов на их оказание органам государственной Ш власти и органам местного самоуправления иных муниципальных образований. Обычно ор ганы местного самоуправления непосредственно предоставляют услуги другим органам пуб личной власти, а услуги населению органами местного самоуправления оказываются только о в небольших муниципальных образованиях (сельских поселениях). Главное - должна быть оказана качественная услуга при минимуме расходов из местного бюджета.

Заместитель председателя Правительства РФ Сергей Нарышкин подчеркнул, что важней- ^ шим направлением является упорядочение работы по платным госуслугам - «Необходимо § минимизировать перечень платных госуслуг, чтобы размер платы за каждую услугу был ^ очень четко обоснован» [9]. о

т-т

При организации оказания муниципальных услуг перед органами местного самоуправ- о ления встают, по меньшей мере, две взаимосвязанные задачи: х

- во-первых, это обеспечение ассортимента (количества) и качества предоставляемых ^ услуг, соответствующее полномочиям муниципального образования по решению воп- ^ росов местного значения; о

- во-вторых, формирование оптимального соотношения различных форм оказания услуг, > создание условий для оптимальной инфраструктуры оказания муниципальных услуг. То о есть наряду с тем, что муниципальное образование отвечает за предоставление услуг на- о селению, оно в основном должно заниматься обеспечением гарантированного получе- о ния этих услуг на территории муниципального образования через организацию системы о предоставления услуг. о

Способами организации предоставления муниципальных услуг могут являться: о

- поддержка и содействие населению; о.

- организация населения (при заказе населением услуг самостоятельно); ^

- субсидии гражданам; Е

- концессия; ф

- создание условий для развития предпринимательства;

- выбор поставщика, заключение и контроль исполнения контракта;

- межмуниципальное сотрудничество;

- передача осуществления части полномочий;

- создание самостоятельных хозяйствующих субъектов.

Большое значение в выборе способа организации оказания услуги играют источники возможного финансирования услуги: можно ли оказать эту услугу за счет средств населения, или она может финансироваться только из бюджета муниципального образования.

□ □

Ш

О о

I—

ф

I—

о

со

0

1 О

О

Существуют три принципиально разных способа оплаты муниципальных услуг: 1) за услугу платит ее потребитель по установленному тарифу, обеспечивающему рентабельную работу поставщика услуг; 2) за услугу платит орган МСУ из местного бюджета; 3) долю услуги оплачивает потребитель, а другую долю - бюджет. Если осуществляется полное или частичное финансирование муниципальных услуг за счет бюджетных средств, то здесь в роли заказчика выступает орган МСУ, а исполнитель услуги определяется через муниципальный заказ (соглашение между органом МСУ и подрядной организацией о выполнении работ (услуг) за счет средств местного бюджета).

Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению (ОКУН), который был принят и введен в действие постановлением Госкомстата России 28.06.1993 г. № 163, все платные услуги сведены в следующие группы: бытовые услуги; услуги пассажирского транспорта; услуги связи; жилищные услуги; коммунальные услуги; услуги учреждений культуры; ту-ристско-экскурсионные услуги; услуги физической культуры и спорта; медицинские услуги; санаторно-оздоровительные услуги; ветеринарные услуги; услуги правового характера; услуги банков; услуги в системе образования; услуги торговли и общественного питания; (тд прочие услуги.

л Так, бытовые услуги, традиционно занимающие значительный сегмент в сфере услуг му-[] ниципальных образований, в потребительском бюджете США, занимают 31%, Англии - 37%, (□ Швеции - 41%, в России - около 13%. Доминирующее место в объеме потребления бытовых -Г услуг занимают парикмахерские услуги, на их долю приходится 31-34%, услуги по ремонту (тд обуви - 30-33%, на услуги химчистки приходится 9-10% [8, с. 119]. Что касается российской ^ практики, то по объему и структуре платных услуг на первом месте стоят услуги пассажирского транспорта - 38%, второе занимают жилищно-коммунальные услуги - 14,7%, третье Ш - услуги связи - 8,4% [8, с. 119].

2 Организация бюджетных услуг (бесплатных для населения) возможна путем конкурсного ° выбора поставщика и заключения с ним муниципального контракта либо создания муниципальных хозяйствующих субъектов - муниципальных учреждений и (или) муниципальных предприятий - с выдачей им задания по предоставлению услуг. Предоставление частично ц платных для населения услуг с оплатой разницы за счет бюджетных средств может быть ор-Ш ганизовано либо вышеназванными способами, либо путем предоставления населению субси-л дий на приобретение услуг. Если МУП или МУ поставлены органами МСУ в такие условия, что не могут выполнять свои функции социального характера с выгодой для себя и бюджета, то о речь должна идти о пересмотре либо тарифов, либо подходов органов МСУ к ценообразова-ю нию услуг или товаров, либо о низком уровне менеджмента, в том числе муниципального. о В тех случаях, когда населению нормами права не гарантировано предоставление услуг за счет средств бюджета, органы местного самоуправления должны создавать условия для са-^ мостоятельного приобретения населением услуг. Создание условий может предусматривать: ^ - принятие и реализацию программ и проектов, обеспечивающих наличие и поддержа-о ние инфраструктуры для оказания услуг, развитие предпринимательства в сфере услуг

0 населению, развитие конкуренции на рынке услуг;

1 - организацию населения для совместного заказа услуг (например, организация проведения со собраний собственников жилых помещений для выбора способа управления домом);

о - организацию взаимодействия между поставщиками (производителями) услуг и потре-о бителями (например, при снабжении населения топливом, при оказании коммуналь-> ных услуг, услуг связи и т.п.);

о - заключение концессионных соглашений. Эта форма оказания муниципальных услуг о предусматривается Федеральным законом от 21 июля 2005 г № 115-ФЗ «О концессионер ных соглашениях» [3];

о - организационную поддержку и содействие населению (регулирование, обучение, пре-о доставление информации, защита прав т. п.);

0 - предоставление материальной помощи и поддержка малоимущих (субсидии, компен-о- сации и т. п.);

^ - создание организаций, оказывающих услуги.

Е Однако, несмотря на имеющееся многообразие организационно-правовых форм оказания ф услуг, в настоящее время органы местного самоуправления не используют всех возможных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

способов организации оказания услуг. § Выбору эффективных механизмов препятствуют ряд нормативных правовых ограниче-^ ний, нахождение инфраструктуры оказания услуг в хозяйственном ведении или оперативном | управлении муниципальных организаций, ограниченное использование режима муници-^ пальной казны, смешение гражданско-правовых и публично-правовых отношений, недоста-

1 точная профессиональная подготовленность или грубость должностных лиц.

° Проблем очень много и их необходимо оперативно решать. Одни через оптимизацию ^ бюджетного и социально-экономического планирования, работы с населением и освещения

деятельности органов местного самоуправления. Другие через повышение эффективности муниципального управления и разработку единых регламентов предоставления властных услуг - общих и для органов местного самоуправления и для населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственная власть и местное самоуправление // 2006. № 12.

2. Игнатова Т.В. Административная реформа в России и за рубежом // Ростов н/Д, 2006.

3. Информационно-справочная база «Консультант Плюс».

4. Котилко В.В. Стратегия развития сферы услуг. М.: Сатурн-С, 2003.

5. Маркс К. Сочинения // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 23.

6. Миронов С. Взятка как измена Родине // Аргументы и факты. 18.04.2007. № 16(1381).

7. Распоряжение правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р «Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 г.» // Информационно-справочная база «Консультант Плюс». СП

8. Сухорукое М.М. К вопросу об определении понятия «услуга» // Маркетинг в России и за £ рубежом. 2004. № 4(42). О

9. Татарстан встретил федеральных чиновников усеченными полномочиями // Время и Де- ® ньги (Казань). 24.04.2007. № 74(2529).

10. Управление организацией: Энциклопедический словарь. М.: Издательский Дом ИНФРА-М, 2001. ^

11. Федеральный закон Российской Федерации от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изме- ^ нений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетно- □ го процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской ;> Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» // Российская ° газета. 28.04.2007.

N

_ □

Ш

ГАДЖИЕВ Р.Н. О

о

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ш РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЯ ВАЛОВОГО §

РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА £

I

>

Показатель ВРП может быть использован не только для характеристики динамики эко-

0

1 I

номического роста, но и в качестве критерия оценки уровня развитости и совершенства ЕЕ

региональной экономики, так как его величина является определяющей по большинству о

параметров, характеризующих состояние экономики и социальной сферы. От величины про- о

изводимого ВРП зависят показатели доходной части бюджета, заработная плата, социальные >

выплаты и прочие, по которым можно судить о стадии развитости региона, степени совер- 8

шенства экономических и социальных отношений. о

Величина и темпы изменения валового регионального продукта, показатели уровня жизни о

населения (в том числе фактическое конечное потребление домашних хозяйств), валовые на- о

копления, валовой региональный доход могут служить также и показателями оценки социально- £2

экономического «здоровья» региона. В этом случае оценка потенциала производится на основе о определения максимально возможного вклада конкретных отраслей региональной экономики в обеспечение прироста валового регионального продукта в расчете на душу населения.

В качестве исходной точки отсчета нами рассматривается состояние экономики РД на о конец 1999 г. Подобный подход позволяет согласовать во времени значения показателей ВРП & РД с аналогичными показателями ВВП, заложенными в программу развития Российской Федерации до 2010 г. о Сформулируем теперь целевые установки социально-экономического развития РД и оп ф

т

ределим параметры ВРП, соответствующие этим целевым установкам.

Фактическое состояние экономики в начальной точке отсчета, за которую приняты результаты 1999 года, характеризуется величиной ВРП РД в объеме 0,57 млрд. дол. (13 940,6 млн. руб.) или 265 дол. в расчете на душу населения. В 2000 году благодаря высоким ценам

0

1

о О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.