Научная статья на тему 'Взаимообусловленность развития экономики и социальной жизни населения муниципальных образований'

Взаимообусловленность развития экономики и социальной жизни населения муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов В. В.

Реформа местного самоуправления, начатая в соответствии с Законом № 131-Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», подразумевает под собой реформу общественных отношений. Местное самоуправление находится на стыке между общественными отношениями, экономикой и социальным сектором. В условиях становления российской экономики после затяжного кризиса ведутся поиски новых технологий социально-экономической поддержки интересов населения территорий муниципальных образований. В статье рассмотрены некоторые возможные пути решения этих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERCONDITIONALITY OF DEVELOPMENT OF ECONOMY AND SOCIAL LIFE OF THE POPULATION OF MUNICIPAL FORMATIONS

The reform of local self-management begun according to the Law № 131 -FL «About the general principles of the organization of local self-management in the Russian Federation», means itself reform of public attitudes. Local self-management is on a joint between public attitudes, economy and social sector. In conditions of becoming of the Russian economy after long crisis, searches of new technologies of social and economic support of interests of the population of territories of municipal formations are conducted. In clause, some possible ways of the decision of these problems are considered.

Текст научной работы на тему «Взаимообусловленность развития экономики и социальной жизни населения муниципальных образований»

более важным для достижения делового успеха, чем конкуренция.

1. Глобализация экономики. В условиях глобализации для любого бизнеса стратегически важнее быть частью мировой (глобальной) экономической системы, нежели противостоять ей. Став частью глобальной экономической системы, а этого можно достичь лишь посредством кооперации и сотрудничества и ни в коей мере посредством конкуренции, бизнес будет развиваться син -хронно с мировым хозяйством.

2. Интеллектуализация бизнеса. Производство товаров и услуг все в большей степени нуждается в применении интеллектуального капитала - знаний. Продукты и услуги становятся комплексными, требующими при своем производстве использования всего портфеля известных технологий. Это, в свою очередь, возможно только в результате сотрудничества, а не в результате борьбы и противостояния на рынке.

3. Глубина специализации. Достигла в обществе такого уровня, при котором появление конечного продукта или услуги возможно только при условии, что в нем оказываются заинтересованными все участники стоимостной цепочки.

1 См.: Бергер П., Хантигтон С. Многоликая глобализация. М., 2004. С. 50.

2 Evans G., Newnham J. Dictionary of international relations. L., 1998. P. 201.

3 См.: Зазыкин В.К. Менеджер: психологические секреты профессии. М., 1992. С. 21.

4 Мотрошилова Н. Идеи единой Европы: философские традиции и современность // Вопросы философии. 2004. № 12. С. 7 - 8.

5 См.: Холден Н.Дж. Кросс-культурный менеджмент. Концепция когнитивного менеджмента / Пер. с англ.; под ред. проф. Б .Л. Еремина. М., 2005. С. 70.

УДК 330.5

ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

С принятием нового Федерального закона от 06.10.2003 г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» начинается новый этап становления местного самоуправления (МСУ) в России. Реформа МСУ подразумевает под собой реформу общественных отношений, так как предполагает совершенствование отношений населения с государственными органами власти. Но МСУ находится на стыке между общественными отношениями, экономикой и социальным сектором. Следовательно, реформа МСУ по определению должна заниматься экономикой, так как экономика является фундаментом всей жизнедеятельности населения и общества в целом. Сложности в этом вопросе заключаются в том, что экономика, за исключением муниципальной, находится вне «досягаемости» органов местной власти и общие точки соприкосновения находятся в основном в сфере налогов, и то только частично. Новый закон гласит, что каждое из муниципальных образований теперь будет иметь свой бюджет, который в значительной степени является финансовой основой жизнедеятельности МСУ. Но состояние обеспеченности собственными источниками финансирования в районных, поселенческих и сельских муниципальных образованиях (а их, например, в Ульяновской области 142 из 146; в селе проживает почти 1/3 населения области) составляет: в районных - 20 -25%, поселенческих и сельских - 10 - 12%. Однако за последние 15 лет по всем основным видам продукции и услуг, производимых в Ульяновской области, за исключением розничного товарооборота, происходит систематическое уменьшение физических объемов. К примеру, в 2005 г. по отношению к 1990 г. производство автомобилей традиционной модификации ОАО «УАЗ» сократилось в 1,8 раза, металлорежущих станков - в 69 раз, цемента - в 2 раза, сборных железобетонных конструкций - в 4,8 раза, тканей всех видов - в 6,3 раза; перевозка грузов уменьшилась в 3 раза, поголовье крупного рогатого скота сокращено в 4 раза, производство мяса и зерновых во всех хозяйствах уменьшилось в 3 раза, картофеля - в 1,4 раза1. Экономический и социальный итог таков: уменьшается число рабочих мест, происходит опережающий рост цен на продукцию и услуги, что ведет к более быстрому росту прожиточного минимума по отношению к росту среднеду-

В.В. Кузнецов,

кандидат экономических наук, профессор, завкафедрой экономики и менеджмента, Ульяновский государственный технический университет

ВЕСТНИК 2007. № 16(2)

шевого дохода населения. Институциональные процессы в сфере собственности только в 2006 г привели к одноразовому сокращению 5 тыс. работников на ОАО «УАЗ».

Из таблицы видно, что из года в год уменьшается потребление населением Ульяновской области высококалорийных продуктов питания (мяса, молока, яиц), растет потребление хлебных продуктов, сахара, картофеля.

1990

1996

1998

2000

2005

Основные показатели уровня жизни населения Ульяновской области за 1990 - 2005 гг

Из рисунка видно, что при росте средних доходов населения Ульяновской области за период с 1990 по 2005 гг. в 22,5 раза прожиточный минимум вырос в 93 раза, что говорит о значительном снижении уровня жизни населения области по такому важнейшему показателю качества жизни, как среднедушевые денежные доходы населения. Соотношение доходов к прожиточному минимуму ухудшилось в 3,8 раза. Прожиточный минимум в Ульяновской области в последние 15 лет растет значительно быстрее, чем доходы населения, следствием чего является рост доли населения с доходами ниже прожиточного минимума (с 16,3% в 1995 г, 19,1% в 1998 г., 31,4% в 1999 г, 27,6% в 2001 г., 30,5% в 2004 г.).

Динамика потребления основных продуктов питания населением Ульяновской области3

Правительство РФ утвердило Положение о новом прожиточном минимуме на следующий срок его дей -ствия, который еще более ухудшит качество жизни населения2. Этот документ предусматривает дальнейшее уменьшение потребления мяса, молока, сахара, растительного масла, рыбы.

Закон № 131-ФЗ устанавливает, что многие проблемы населения в управлении и выработке механизмов их разрешения «спускаются» с уровней общегосударственных органов на уровень региональных и муниципальных образований. Реформа МСУ содержит в себе идеи соблюдения интересов населения. Однако процесс становления и развития МСУ в РФ протекает с большими трудностями. Не всегда этот процесс идет поступательно.

Есть множество причин и проблем, замедляющих развитие МСУ. Центральное место при этом занимает отношение к собственности. Научные предложения профессора С. Мельникова4 о внедрении Программы «СЭПИН» (социально-экономической поддержки интересов населения территорий) устанавливают новое отношение к собственности и доходам. Он, на мой взгляд, справедливо считает, что программа «СЭПИН» определяет принцип не только равного владения собственностью, но и равного пользования. Это означает, что население данной территории при достаточной информированности и создании адекватной структуры управления принадлежащим ему имуществом будет работать на себя с максимальной результативностью для обеспечения своих социальных, экономических интересов и в интересах саморазвития. В действительности установилась практика, когда ни государство, ни региональная и муниципальная администрации не имеют управляющего пакета акций на собственность предприятий, находящихся на данной территории. Современный менеджмент, стремясь любой ценой стать собственником, идет на многие правовые нарушения с целью захвата акций, собственности предприятий и

Наименование продуктов питания Месячное потребление по годам на душу населения, кг (яйца - штук) Утвержденный Правительством РФ прожиточный минимум Данные 2004 г. к 1991 г. Утвержденные Прави-тельст-вом РФ нормы к 2004 г.

1991 1995 2004

Мясо, мясные продукты 4, 9 4,8 4, 7 3,33 0,96 0,71

Молоко, молочные продукты 25,5 26,7 18,5 11,2 0,72 0,61

Яйца (млн штук) 16,1 18,0 17,5 17,9 1,08 1,02

Сахар 2,3 2,3 2,42 1,85 1,05 0,76

Масло растительное 0, 5 0,5 0,82 0, 7 1,64 0,85

Картофель 8,1 11,3 6,9 11,2 0,85 1,62

Овощи, бахчевые 5, 9 7,8 7, 2 8, 0 1,22 1,11

Хлеб, хлебные продукты 7, 2 9,0 8, 7 13,3 1,21 1,53

Рыба, рыбные продукты 1 1 0,6 1,46 1,33 1,33 0,91

организаций, не считаясь с интересами работников, населения. Увольнение из ОАО «УАЗ» в начале 2006 г 5 тыс. работников говорит о том же: ни население, ни ад -министрация области не имеют правовых рычагов вмешиваться в вопросы управления предприятием. Этому способствует абсолютное отсутствие контроля над собственниками и высшим менеджментом со стороны населения. Необходимо, на мой взгляд, восстановить институт Совета трудового коллектива, который мог бы участвовать в принятии на предприятии советом директоров жизненно важных решений. Кроме того, необходим механизм согласования с администрацией муниципального образования назначения собственниками лиц на должность высшего менеджмента.

Можно выделить ряд проблем, возникающих при реализации реформы на уровне сельских поселений Уль -яновской области, в том числе:

- несоответствие финансово-экономических возможностей органов МСУ сельских поселений ответственности по решению вопросов местного значения;

- недостаточность собственной доходной базы для удовлетворительного исполнения полномочий по решению вопросов местного значения, что приводит к финансовой «зависимости» органов МСУ от органов государственной власти субъекта РФ. Без безвозмездной помощи из областного бюджета большинство муниципалитетов вынуждено было бы закрыть большую часть объектов социальной и иной инфраструктуры. Таким образом, органы МСУ практически становятся «нижним» звеном государственной власти, что входит в противоречие с закрепленным в Конституции РФ их статусом как отдельного, самостоятельного и независимого от государства института.

Проведенные исследования позволяют рекомендовать следующие направления совершенствования реформирования экономики и социальной жизни села.

1. В последние годы в практике управления сельскохозяйственным производством области появились новые организационные формы - это агропромышленные холдинги, представляющие собой объединение предприятий двух отраслей материального производства - промышленности и сельского хозяйства. Успех в развитии этой формы сельскохозяйственного производства определяется возможностью внутреннего регулирования денежных потоков - «короткие деньги» из промышленного сектора переключать на «длинные деньги» в растениеводстве. Это обеспечивает не только оперативность, но и освобождение от зависимости от посредников-перекупщиков. Посредники, обслуживающие сельхозпредприятия, фермерство, индивидуальное подворье крестьян, от катализаторов экономики на начальном этапе развития рыночных отношений стали тормозом в развитии экономики села, так как практика обеспечения производителей энергоресурсами, запасными частями для изношенной техники под будущий урожай лишает сельскохозяйственные предприятия и индивидуальное крестьянское подворье финансовых средств не только на расширенное, но и на простое воспроизводство.

2. Индивидуальное крестьянское подворье с участием части городского населения области в 2005 г. произвело 61% сельскохозяйственной продукции. При наличии производственных мощностей, свободной рабочей силы, квалифицированных специалистов промышленными предприятиями области не производится никакой техники для механизации, автоматизации труда сельских тружеников. Эти вопросы можно бы решить в рамках межоб-

ластной кооперации при вмешательстве и финансовой помощи региональных и муниципальных органов власти.

3. Коэффициент обновления техники на сельхозпредприятиях области составляет 1/10 того, что было до начала кризиса. Для оснащения крестьянского подворья техникой нужны лизинговые компании, которые бы были ориентированы на отечественное сельскохозяйственное машиностроение, создание малых машино-технологичес-ких и ремонтных структур, обслуживающих на договорной основе сельхозпроизводство, в том числе крестьянское подворье. Необходимо создание с участием региональных бюджетных средств регионального кооперативного банка, обслуживающего на льготных условиях сельхозпроизводство (крестьянские подворья, малое предпринимательство, кооперативы и другие структуры по производству и переработке сельскохозяйственной продукции), что позволит поднять организационно-технический уровень производства и ускорит процесс становления рыночных отношений на селе. Реализация национальных проектов в части поддержки агропромышленного комплекса вселяет надежду, что государство и региональные власти окажут серьезное воздействие на социально-экономическое возрождение российского села.

4. Решение проблемы сельскохозяйственного производства, безусловно, надо искать в сфере развития крупного сельскохозяйственного производства. С. Иванов, ссылаясь на опыт сельскохозяйственного производства в США, пишет, что «конгресс и администрация США признали бессмысленным продолжать борьбу за сохранение "семейного фермерства" и взяли курс на ликвидацию "семейных ферм". На их месте будут созданы 100 тыс. крупнотоварных корпоративных хозяйств, которые должны давать Америке около 80% продовольствия. Модельные агрофирмы, прибыльно функционирующие в Америке, имеют поголовье коров в 2500 голов или хозяйства с земельными угодьями в 4800 га. Вообще за океаном решили, что их сельское хозяйство "должно быть выведено за скобки рыночных отношений". По этому же пути идет и Европа»5. По сути, данное решение соответствует советским образцам колхозов и совхозов.

В ходе изучения и анализа данных по реализации Закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» автором данной статьи совместно с аспирантом М. Кайма-ковой был выполнен опрос жителей ряда сел в Циль-нинском и Карсунском районах Ульяновской области с целью выявления их отношения к проводимым реформам по совершенствованию МСУ. Руководители сельхо-зуправлений и студенты надеются на целевые государственные и региональные программы развития села6. Это подтверждается тем, что в 2005 г. из 340 крупных сельскохозяйственных предприятий Ульяновской области 57% были убыточными. Не нашла поддержки среди крестьян и большинства студентов и идея передачи земли в частную собственность. В связи с вопросом «Какую форму организации деятельности на селе Вы считаете приемлемым для работников села?» население категорически не воспринимает наемный труд - работу на другого собственника. Оно высказывается за сохранение коллективных хозяйств. Следует отметить, что и за рубежом фермеры не работают в одиночку; совместные, кооперативные формы деятельности составляют неотъемлемую часть хозяйственной жизни. В перспективе кооперативная форма могла бы стать необходимой и массовой формой организации сельхозтоваропроиз-

водителей. Так, в европейских странах в кооперативы объединено до 80% фермерских хозяйств, Нидерландах, Швеции, Дании, Бельгии - до 100%, США - до 75%7. Многочисленные мелкие собственники - владельцы земельных паев, которые уже существуют, могли бы объединиться в производственно-потребительские кооперативы. Таким образом, производственно-потребительская кооперация может стать мощным рычагом возрождения деревни и дать реальную возможность противостоять монополистам, перекупщикам-посредникам, эффективно бороться за ниши на рынке и одновременно осуществлять действенные меры по улучшению положения своих членов, решать насущные социальные задачи. Кроме собственников земельных паев, для развития кооперативного движения имеется широкая социальная база - более 260 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, около 20 тыс. мелких и средних сельскохозяйственных предприятий, 15 млн хозяйств населения.

5. В условиях острого бюджетного дефицита в муниципальных образованиях обостряются проблемы финансирования объектов социальной сферы. Примеры оказания помощи социальной сфере пока единичны. Например, колхоз «Волга» Цильнинского района ежегодно направляет на содержание объектов социальной сферы порядка 1 млн руб. Но, как уже указывалось ранее, 57% сельхозпредприятий области не в состоянии оказывать помощь в финансировании ремонта, содержании дорог, школ, учреждений культуры и др. Это обстоятельство вынуждает местные власти отказаться от поддержки «неперспективных» деревень. С принятием нового Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» начинается новый этап становления МСУ в России: государство передает значительный перечень функций, ранее принадлежащих государственным органам, органам МСУ. Передача полномочий местного значения органам МСУ означает, следовательно, и передачу

части прав на устройство отношений между органами МСУ - бизнес-сообществом - обществом, включая многие вопросы социального характера. Если прежние представления о социальном партнерстве подразумевали под собой лишь взаимодействие трех социальных субъектов, наличие ФЗ № 131 позволяет включить в данный социальный процесс и четвертого субъекта - органы МСУ. Говоря о МСУ, следует отметить, что государство имеет в виду необходимость реформы общественных отношений, поскольку органы МСУ становятся дополнительным звеном в отношениях между центральной властью и обществом. В этих условиях Законодательное собрание области при поддержке членов Общественной палаты могли бы вовлечь бизнес-сообщество (особенно связанное с торговым бизнесом) в социальное партнерство с целевой программой поддержки села.

1 См.: Экономическое положение Ульяновской области за 1991 - 1995 гг. / Ульяновский областной комитет государственной статистики. Ульяновск, 1996; Экономическое положение Ульяновской области в 2005 г. / Ульяновский областной коми -тет государственной статистики. Ульяновск, 2006.

2 См.: Сапоги - на 5 лет. Кому нужна такая корзина? // АиФ. 2005. № 43.

3 См.: Экономическое положение Ульяновской области за 1991 - 2004 гг. / Ульяновский областной комитет государственной статистики. Ульяновск, 2005.

4 См.: Мельников С. Корпоративный метод хозяйствования. Регион: К новому качеству управления / Под науч. ред. Ю.П. Алексеева и А.Н. Падучина. М., 2000.

5 Иванов С. Картофельная республика // Советская Россия. 2003. 30 окт.

6 См.: Экономическое положение Ульяновской области в 2004 . Стат. ежегодник. Ульяновск, 2005. С. 289.

7 См.: Харитонов Н. Основные направления стратегии развития АПК // Экономист 2002. № 6. С. 27.

УДК 330.322.21

ДЕКОМПОЗИЦИЯ И ФАЗОВЫЙ АНАЛИЗ МОДИФИЦИРОВАННЫХ РЯДОВ ИНВЕСТИЦИЙ

В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ

Один из методов анализа данных временных рядов включает в себя попытку определить составляющие факторы, которые влияют на каждое значение временного ряда. Подобная процедура идентификации называется декомпозицией. Каждая компонента идентифицируется отдельно. Затем вклады каждой компоненты комбинируются с целью получения прогнозов будущих значений временных рядов. Методы декомпозиции используются как для кратко-, так и для долговременных прогнозов. С их помощью можно просто отображать рост или спад, лежащий в основе ряда, либо корректировать значения ряда, исключая из них одну или несколько компонент1.

С целью выявления структуры временного ряда инвестиций в основной капитал в России применим метод декомпозиции. Для этого предварительно модифицируем исходный динамический ряд за период с января 1996 г по июль 2006 г, приведя его в двух различных формах.

Первый модифицированный ряд представлен на рис. 1 и отражает данные о ежемесячных инвестициях с устраненным экспоненциальным трен-

-<►

B.C. Левин,

кандидат экономических наук, доцент, завкафедрой финансов и кредита, Оренбургский государственный аграрный университет

ВЕСТНИК 2007. № 16(2)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.