Шедько Ю.Н.
к.э.н., доцент Финансового университета
Веревка А.В.
заслуженный деятель физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, консультант Департамента физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, [email protected]
РАЗВИТИЕ СФЕРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И МАССОВЫЙ СПОРТ В ХМАО - ЮГРЕ
Ключевые слова: региональное развитие, человеческий потенциал, физическая культура, массовый спорт.
Весьма важной задачей и ценностным ориентиром в создании современной концепции формирования здорового образа жизни является модернизация физического воспитания детей и организация регулярных занятий физической культурой взрослыми. Это одно из приоритетных направлений государственной политики, определенное Стратегией развития физической культуры и спорта Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р, а также Государственной программой развития физической культуры и спорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 302. Особую значимость развитие сферы массового спорта и физической культуры приобретает в связи с введением Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года № 172 Всероссийского физкультурно-спортив-ного комплекса «Готов к труду и обороне». Вместе с тем отмечается связь развития физической культуры и массового спорта с устойчивостью развития региона, с интересами настоящего и будущих поколений1.
В соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта Российской Федерации до 2020 года предусматривается разработка мер и механизмов по усилению мотивации и улучшению стимулирования как работодателей, так и трудящихся к занятиям физической культурой и спортом, ведению здорового образа жизни. Планируются мероприятия по введению на предприятиях инструкторов-методистов по физической культуре, привлечению к работе волонтеров, созданию спортивных клубов, вовлечению трудящихся в систему спортивных соревнований, формированию устойчивого интереса к ведению здорового образа жизни.
В Российской Федерации на период к 2015 году планировалось довести до 20 процентов количество организаций, имеющих спортивные клубы; к 2020 году их количество должно составить не менее 45 процентов. Увеличение доли образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих студенческие спортивные клубы и лиги, в общем количестве аккредитованных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования должно было составить 35 процентов к 2015 году и 60 процентов к 2020 году.
Под массовым спортом в работе понимается часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях.
Физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
По мнению авторов, физическая культура и массовый спорт должны стать основой здорового образа жизни, при этом расходы общества на занятия физической культурой и спортом следует рассматривать как экономически оправданное вложение в развитие и эффективное использование человеческого потенциала. При этом сфера физической культуры и массового спорта страны испытывают влияние долговременных системных вызовов, отражающих как мировые, так и российские тенденции развития физической культуры и спорта, на которые необходимо реагировать. Это, в частности:
- то обстоятельство, что в настоящее время 85 процентов граждан Российской Федерации, в том числе 65 процентов детей, подростков и молодежи, не занимаются систематически физической культурой и спортом, а спортивные сборные команды страны далеко не всегда достойно выступают на крупнейших международных соревнованиях;
- усиление глобальной конкуренции в спорте высших достижений на международной спортивной арене;
1 Морковкин Д.Е. Социально-экономические аспекты устойчивого развития экономики территорий // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2014. - № 1 (7). - С. 4-10.
- недостаточный уровень развития детско-юношеского спорта, отсутствие целенаправленной системы отбора и подготовки спортивного резерва как основополагающего фактора развития спорта высших достижений;
- ожидаемое появление и внедрение новых технологических изменений, усиливающих роль инноваций и снижающих влияние неэффективных экстенсивных подходов в развитии физической культуры и спорта.
Обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта, доступности спортивных объектов широким слоям населения, формирования здорового образа жизни, полный охват населения услугами физической культуры и спорта - одно из приоритетных направлений социальной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Особенно важно решить проблему повышения уровня вовлеченности населения в регулярные занятия физической культурой и спортом. Решение этой проблемы будет способствовать достижению сразу нескольких целей: улучшению здоровья жителей, повышению комфортности проживания за счет улучшения условий для проведения здорового досуга, сокращению социальной базы развития алкоголизма, наркомании, асоциального поведения.
В условиях разграничения полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации большое значение приобретает наличие в субъектах системы нормативной правовой базы и сложившейся практики организационного, информационного и ресурсного обеспечения сферы физической культуры, детско-юношеского спорта, массового спорта, отдыха и оздоровления детей. Министерством спорта России с 2017 года в соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации концепцией Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» предполагается выделение средств из федерального бюджета в качестве субсидий субъектам Федерации. Субсидии предназначены для развития инфраструктуры спортивных детско-юношеских школ олимпийского резерва и развития массового детско-юношеского спорта (табл. 1).
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре успешно работают 28 детско-юношеских спортивных школ и 27 специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва.
Из бюджета ХМАО - Югры и бюджетов муниципальных образований ХМАО - Югры осуществляется субсидирование на софинансирование расходных обязательств по обеспечению учащихся спортивных школ спортивным оборудованием, экипировкой и инвентарем, по проведению тренировочных сборов и участию в соревнованиях. Субсидии предоставляются муниципальным образованиям на основании соглашений о предоставлении субсидии, которые заключаются между Департаментом физической культуры и спорта ХМАО - Югры и органами местного самоуправления муниципальных образований и имеют целевой характер.
Таблица 1
Данные о спортивных сооружениях в ХМАО - Югре в 2011-2014*
№ пп. Наименование показателя 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. (ожидаемое значение)
1. Количество спортивных сооружений, в том числе 2251 2304 2346 2398
1.1 федеральная собственность / собственность ХМАО, ед. 19/119 22/122 26/122 26/124
1.2 муниципальная собственность, ед. 1949 1991 2026 2072
1.3 частная собственность, ед. 164 169 172 176
2. % обеспеченности пропускной способности спортсооружений региона 20,18 20,3 20,5 20,8
* Составлено авторами по данным статистической отчетности (форма 1-ФК).
Также оказывается государственная поддержка юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), осуществляющим развитие игровых, приоритетных видов спорта в ХМАО - Югре. За счет средств бюджета автономного округа предоставляются субсидии для поддержки проектов по развитию игровых, приоритетных видов спорта, их реализации, достижения практических результатов по совершенствованию и развитию спортивного мастерства, а также детско-юношеского спорта. Субсидии предоставляются по результатам ежегодного конкурса, организованного Советом по предоставлению государственной поддержки юридическим лицам, осуществляющим развитие игровых, приоритетных видов спорта в ХМАО - Югре.
За последние годы меры, предпринимаемые Правительством автономного округа и Департаментом физической культуры и спорта, позволили обеспечить динамичное развитие физкультурно-спортивного движения (табл. 2).
Таблица 2
Данные о численности граждан, регулярно занимающихся физической культурой и спортом (ФКиС) и об организациях, предоставляющих физкультурно-оздоровительные услуги в ХМАО -
Югре в 2011-2014*
№ пп. Наименование показателя 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. (ожидаемое значение)
1. Численность регулярно занимающихся ФКиС, чел. 324 450 347 189 374 839 400 000
2. % занимающихся от общей численности населения 20,85 22,02 23,66 25,8
3. Количество организаций, предоставляющих физкультурно-оздоровительные услуги, ед. 1379 1390 1393 1400
4. % обеспеченности региона работниками сферы физической культуры и спорта 40,02 41,44 45,45 47,2
* Составлено авторами по данным статистической отчетности (форма 1-ФК).
Следует отметить, что ХМАО-Югра - субъект Федерации, сохранивший организации физкультурно-спортив-ного профиля по работе с детьми при промышленных предприятиях.
В ходе исследования выявлена недостаточная обеспеченность тренерским составом, особенно в детско-юношеских спортивных школах. В настоящее время обеспеченность тренерско-преподавательским составом в процентах от норматива РФ составляет 47,2%.
В системе дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта работают 1181 тренеров-преподавателей и занимаются 49 782 человек. Отсутствие нормальных социально-бытовых условий для молодых специалистов, особенно в сельской местности, невысокая заработная плата являются причинами того, что на работу по специальности трудоустраиваются только 10% выпускников высших учебных заведений - специалистов данного профиля.
Департамент физической культуры и спорта ХМАО - Югры ведет активную работу с муниципальными образованиями по доведению заработной платы специалистов сферы ФКиС до средней по экономике региона. Если сейчас -в 2014 году - заработная плата специалистов сферы физической культуры и спорта составляет 80 процентов от средней заработной платы по экономике округа, то к 2018 году предполагается доведение средней заработной платы специалиста до 100 процентов.
Проведенный анализ динамики развития физической культуры и спорта в ХМАО-Югре по основным стратегическим целевым показателям позволяет говорить о том, что несмотря на положительные изменения, произошедшие за последние годы, для дальнейшего развития данной сферы необходима разработка и реализация дополнительных мер. Это обусловлено рядом проблем, влияющих на развитие физической культуры и спорта в автономном округе. Это, в частности, такие требующие неотложного решения проблемы:
- несоответствие уровня развития инфраструктуры для занятий физической культурой и массовым спортом задачам развития физической культуры и массового спорта в автономном округе;
- недостаточное привлечение взрослого населения, детей и подростков к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
- недостаточная пропаганда занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа
жизни.
Перечисленные проблемы требуют неотложного решения, и решать их целесообразно на основе программно-целевого управления.
В регионе уже действует государственная программа «Развитие физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014-2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства ХМАО -Югры от 09.10.2013 № 422-п (ред. от 22.08.2014). Цели данной государственной программы - обеспечение жителей ХМАО - Югры возможностью систематически заниматься физической культурой и спортом, повышение конкурентоспособности Югорского спорта на Российской и международной спортивной арене, а также успешное проведение в автономном округе - Югре крупнейших спортивных соревнований.
Основным ожидаемым результатом реализации государственной программы является устойчивое развитие физической культуры и спорта. Предусматривается существенное развитие системы спортсооружений (табл. 3).
Таблица 3
Планы по развитию системы спортсооружений в 2015-2020 гг.*
№ пп. Наименование показателя 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
1. Количество спортивных сооружений, в том числе 2360 2388 2416 2444 2472 2500
1.1 федеральная собственность / собственность ХМАО, ед. 27/126 27/129 28/132 28/137 29/140 30/140
1.2 муниципальная собственность, ед. 2027 2048 2067 2086 2108 2130
1.3 частная собственность, ед. 180 184 189 193 195 200
2. % обеспеченности пропускной способности спортсооружений региона 21,5 22,1 22,7 23,3 23,9 24,5
* Составлено авторами на основе государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в ХМАО - Югре на 2014-2020 гг.»
В связи с этим предусматривается решение следующих задач:
- развитие физической культуры и массового спорта, спортивной инфраструктуры, пропаганда здорового образа жизни;
- обеспечение успешного выступления спортсменов округа на всероссийских и международных спортивных соревнованиях, подготовка спортивного резерва, поддержка развития спорта высших достижений, в том числе спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация государственной программы также позволит добиться повышения мотивации жителей автономного округа к систематическим занятиям физической культурой и спортом, ведению здорового образа жизни, конкурентоспособности Югорского спорта на российской и международной спортивной арене.
По итогам реализации государственной программы ожидается достижение следующих показателей (показатели конечных результатов):
- увеличение единовременной пропускной способности спортивных сооружений с 20,3 до 24,5%;
- увеличение доли населения систематически занимающегося физической культурой и спортом с 21,9 до 40,0% (табл. 4).
Таблица 4
Ожидаемые результаты реализации программы «Развитие физической культуры и спорта в ХМАО -
Югре на 2014-2020 гг.»
№ пп. Наименование показателя Данные по программе «Развитие физической культуры и спорта в ХМАО - Югре на 2014-2020 г.г.»
2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
1. Кол-во регулярно занимающихся ФКиС 442277 489821 537365 584909 632453 680000
2. % занимающихся от общей численности населения 27,0 29,5 32,0 34,5 37.0 40,0
3. Кол-во организаций, предоставляющих физкультурно-оздоровительные услуги в т.ч 1420 1432 1441 1450 1458 1467
4. % обеспеченности региона работниками сферы физической культуры и спорта 48,0 48,4 49,1 50,0 51,2 52,0
* Составлено авторами на основе государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в ХМАО - Югре на 2014-2020 гг.»
Выполнение мероприятий государственной программы позволит обеспечить достижение целей государственной политики в сфере физической культуры и спорта, будет способствовать более эффективному формированию, использованию и сбережению человеческого потенциала территории. Таким образом, стратегия социально-экономического развития округа обеспечивает более гармоничное развитие населения1.
При этом следует отметить, что обеспечение населения услугами физической культуры и спорта в рамках государственной программы предусмотрено не только за счет расширения инфраструктуры, но и повышения эффективности использования имеющихся и возводимых объектов спорта. Это требует проведения ряда работ по включению объектов спорта во всероссийский реестр объектов спорта, проведению сертификации и стандартизации объектов спорта, оказываемых услуг, дополнений в систему оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, совершенствования набора показателей, характеризующих развитие физической культуры и спорта.
Дальнейшее развитие сферы физической культуры и массового спорта связано с решением основных проблем, выявленных в ходе реализации программ по развитию физической культуры и спорта в ХМАО-Югре:
1. Недостаточное участие бизнеса и частного капитала в процессе развития сферы физической культуры и спорта. В округе развитие физической культуры и спорта осуществляется преимущественно за счет окружного и муниципальных бюджетов, что является сдерживающим фактором более интенсивного развития сферы.
В связи с этим необходимо и далее развивать механизм государственно-частного партнерства в сфере физической культуры и спорта, экономически стимулировать организации, осуществляющие деятельность в данной сфере, и
тем самым способствовать увеличению предложения физкультурно-оздоровительных услуг, побуждая предприятия к
2
социально ответственному поведению .
Также, по мнению авторов, целесообразно развивать систему государственной поддержки хозяйствующих субъектов, ведущих работу в сфере физической культуры и спорта, предусматривая использование грантов. При этом следует вкладывать государственные средства в уже существующие организации физической культуры и массового спорта, работающие с детьми, с ориентацией на снижение оплаты физкультурно-оздоровительных услуг. Перспективным является использование подушевого финансирования, с выплатой организациям авансовых платежей.
2. Недостаточный уровень физкультурно-спортивной работы, проводимой по месту жительства, работы и учёбы граждан. Анализ передового отечественного и зарубежного опыта показывает, что наиболее перспективным решением данных задач является создание спортивных клубов, предоставляющих услуги по месту жительства, учебы и работы граждан3. В ходе исследования установлено, что сегодня среди экономически активного населения систематически занимаются физической культурой и спортом менее 8 процентов. В то время как, например, в Италии, более 20 процентов работающих являются членами спортивных клубов предприятий и организаций.
В Италии налоговым законодательством предусматривается отчисление 0,5% от суммы подоходного налога физических лиц на различные общественно-полезные нужды по выбору граждан, что позволило существенно увеличить налоговые отчисления граждан на деятельность спортивных клубов, организацию спортивных секций. В Германии важную роль при формировании финансовых резервов, предназначенных для развития физической культуры и массового спорта, также играет система налогообложения, которая представляет клубам, имеющим статус общественно-полезной организации, налоговые льготы.
Ранее в трудовом законодательстве была статья, регулирующая формы использования физической культуры и спорта. Организация занятий физической культурой и спортом рассматривалась как составная часть научной органи-
1 Усманова Т.Х., Трифонов П.В., Хайруллина Л.И. Современные требования формирования стратегии социально-экономического развития регионов // Экономика. Бизнес. Банки. 2014. - № 2 (7). - С. 23-26.
2 Соловьева Л.П., Шедько Ю.Н. Корпоративная социальная ответственность на мезо- и микроуровнях // Экономика. Налоги. Право. 2011. - № 6. - С. 116-126.
3 Лубышева Л.И. Использование клубных форм работы в деятельности автономных учреждений спортивной направленности как условие развития массовой физической культуры / Л.И. Лубышева, М.А. Родионова, В.А. Родионов // Теория и практика физической культуры. 2014. - № 5. - С. 92.
зации труда, снятия утомления, как профилактика профессиональных заболеваний. Особо ценен этот опыт в свете требований восстановления системы подготовки к сдаче норм ГТО, для работающих граждан, в том числе на предприятиях малого и среднего бизнеса. Таким образом, возможности бизнеса становятся в данном случае важным ре-сурсом1.
Позитивное влияние на развитие физической культуры и массового спорта в данном аспекте окажет проведение работы по следующим направлениям:
- обеспечение доступности спортивных и оздоровительных занятий всем возрастным категориям, а также категориям населения с ограниченными возможностями, в том числе организация льготных и бесплатных занятий физической культурой и спортом для малообеспеченных категорий граждан;
- внедрение системы мер по обеспечению безопасности развития в населенных пунктах «уличных» видов спорта;
- развитие муниципальных услуг проката спортивного снаряжения и инвентаря;
- привлечение частных инвестиций в сферу физической культуры и спорта, развитие частных пунктов проката спортивного снаряжения и инвентаря;
- традиционное проведение комплексных спортивно-массовых соревнований и спартакиад среди всех возрастных категорий населения.
Также с целью создания условий для массовых занятий спортом в пределах шаговой доступности от мест проживания, работы и учебы населения необходимо поддерживать инициативы жителей, органов местного самоуправления и общественных организаций по развитию придомовой спортивной инфраструктуры (создание дворовых спортплощадок, перепрофилирование неиспользуемых нежилых помещений в спортивные объекты).
3. Недостаточно развит комплекс мер по пропаганде физической культуры и массового спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни включающий в себя:
- определение приоритетных направлений пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
- поддержку проектов по развитию физической культуры и спорта в средствах массовой информации;
- оказание информационной поддержки населению в организации занятий физической культурой и спортом.
Значительный эффект в данном случае может обеспечить использование интегрированных маркетинговых
коммуникаций по продвижению ценностей физической культуры, распространению знаний о здоровом образе жизни, пропаганде активного образа жизни, широкому освещению физкультурно-спортивных мероприятий, проходящих на территории округа через средства массовой информации.
1 Теоретические и прикладные аспекты развития современного предпринимательства / Под редакцией ректора Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, д.э.н., профессора М.А. Эскиндарова. - М.: Перо, 2014. - 346 с.