Научная статья на тему 'Развитие сервиса тракторов ООО « ЧТЗ-Уралтрак» в лесном комплексе'

Развитие сервиса тракторов ООО « ЧТЗ-Уралтрак» в лесном комплексе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЛЕР / ТРАКТОР / СЕРВИС / УСЛУГИ / ЕМКОСТЬ РЫНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фадеев А. Ю.

Фадеев А.Ю. РАЗВИТИЕ СЕРВИСА ТРАКТОРОВ ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» В ЛЕСНОМ КОМПЛЕКСЕ. В статье представлены исследования по одной из составляющих современных тенденций технического сервиса дилерской деятельности и показаны ее перспективы. На примере данных ЧТЗ Уралтрак показано, что дилеры вносят существенный вклад в объемы продаж новой техники и запасных частей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fadeev A.Y. THE DEVELOPMENT OF CHTW (CHELYABINSK TRACTOR WORKS) URALTRAC (LTD) TRACTOR MAINTENANCE SERVICE IN FOREST INDUSTRY. The results of studying an essential component of present-day maintenance service, i.e., authorized dealers activity and its economic outlook, are presented in this article. The data of ChTW Sales Department confirm the fact that authorized dealers contribute a lot into the amount of new machinery and spare parts sold.

Текст научной работы на тему «Развитие сервиса тракторов ООО « ЧТЗ-Уралтрак» в лесном комплексе»

ЭКОНОМИКА

раздо масштабней и совершенней стратегии компании «ТМТ». Но у компании «ТМТ» есть все предпосылки для укрепления позиций на российском рынке, так как выбрано более перспективное направление в мебельном бизнесе. Отечественные маркетинговые тех-

нологии находятся в начальной стадии развития. По нашему мнению, отечественным компаниям следует не копировать западный опыт, а разрабатывать собственные стратегические мероприятия, опираясь на традиции и предпочтения российского потребителя.

РАЗВИТИЕ СЕРВИСА ТРАКТОРОВ ООО « ЧТЗ-УРАЛТРАК»

В ЛЕСНОМ КОМПЛЕКСЕ

А.Ю. ФАДЕЕВ, соискатель каф. экономики и организации внешних связей МГУЛ

Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что эффективный комплекс услуг по техническому сервису техники позволяет существенно снизить себестоимость производимой продукции. При этом возрастает роль дилерской деятельности технических центров заводов-изготовителей техники, которые формируют ядро новой стратегии технического сервиса машин. Машиностроительные фирмы будут вынуждены создавать фирменные системы технического сервиса как непременное условие конкурентоспособности выпускаемой продукции. Прогнозы специалистов и наши исследования показали, что темпы развития дилерской деятельности при техническом сервисе машин в ближайшее десятилетие будут достаточно высокими. Это относится и к Челябинскому тракторному заводу. В нашей стране тракторы производства Челябинского тракторного завода ООО «ЧТЗ-Уралтрак» были повсеместно распространены, использовались и в лесном комплексе. Когда завод выпускал свыше 10 тыс. тракторов в год, в лесную отрасль направлялось до 10 % продукции. В настоящее время в лесопромышленном комплексе (ЛИК) наметилась тенденция к увеличению закупок

caf-econvnesh@mgul.ac.ru

тракторов производства ЧТЗ и уже в 2006 г. была закуплена 141 единица техники, что составило 6,9 % годового выпуска. В настоящее время количество организаций лесной отрасли, эксплуатирующих ЧТЗ, составляет 200 ед. Общий парк техники ЧТЗ в данных организациях - 1460 ед. В том числе в подразделениях, подчиненных федеральному агентству лесного хозяйства - 450 ед., из них:

- исправных тракторов - 65 %;

- требующих капитального ремонта - 20 %;

- требующих списания - 15 %.

Из приведенных данных следует, что парк техники лесной отрасли характеризуется высокой долей физического износа и нуждается в обновлении. Продажи новых тракторов с 2002 г. по 2006 г. представлены в табл. 1.

В настоящее время для сервисного обслуживания ООО «ЧТЗ-Уралтрак» располагает развитой дилерской сетью. Она представлена 30 уполномоченными представителями, которые своими компаниями и их филиалами охватывают 80 регионов из 86. Уполномоченные представители, дилеры, вносят существенный вклад в объемы продаж новой техники и запасных частей (табл. 2,3).

Т а б л и ц а 1

Данные по отгрузке техники ЧТЗ

Техника Годы

2002 2003 2004 2005 2006

Всего, шт. 1673 1727 1618 1586 2040

В том числе лесная отрасль шт. 47 62 43 23 141

% 2,8 3,6 2,7 1,5 6,9

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2008

229

ЭКОНОМИКА

Таблица 2

Данные по отгрузке техники ЧТЗ

Техника Годы

2002 2003 2004 2005 2006

Всего, шт. 1673 1727 1618 1586 2040

В том числе через дилеров шт. 248 963 963 959 1337

% 15 56 60 61 66

Таблица 3

Данные по отгрузке запасных частей

Запасные части Годы

2002 2003 2004 2005 2006

Всего, млн руб. 943,0 1151,6 1563,9 1936,4 2099,0

В том числе дилеров через дилеров млн руб. - - 1466,3 1666,5 1688,8

% - - 94 86 81

Кроме продаж новой техники и запасных частей, уполномоченные представители, как правило, выполняют полный перечень сервисных услуг: предпродажная подготовка техники; доставка техники потребителю; ввод техники в эксплуатацию; гарантийное обслуживание.

Уполномоченные представители, кроме дилерского соглашения с заводом, заключают в обязательном порядке договора на гарантийное сопровождение техники ЧТЗ в своих регионах. Сервисное обслуживание (техническое обслуживание, ремонт) проводится по договорам с организациями, эксплуатирующими технику ЧТЗ. Дилеры завода проводят также капитальный ремонт техники, узлов и агрегатов, обучение инженерно-технического персонала и операторов, закупку б/у техники.

Основные задачи, решаемые уполномоченными представителями ЧТЗ в регионах:

- обеспечение в своем регионе 100 % постановки на учет и гарантийное обслуживание продукции ЧТЗ;

- качественный гарантийный ремонт;

- сервисное обслуживание продукции ЧТЗ в регионе;

- поставка потребителю в кратчайшие сроки запасных частей, изготовленных заводом и рекомендуемых заводом покупных изделий;

- техническая помощь при восстановлении работоспособности продукции, вышедшей из строя по вине потребителя.

Перспективы развития дилерской сети и задачи на среднесрочную перспективу:

- внедрение системы гарантийного обслуживания техники, обеспечивающей минимальные сроки восстановления при возникновении гарантийного случая;

- обеспечение максимального охвата потребителей сервисной сетью уполномоченных представителей;

- обеспечение постоянного наличия готовой продукции ЧТЗ (техники и запасных частей) в регионах;

- организация регулярного обучения персонала эксплуатирующих предприятий особенностям конструкции и эксплуатации новых образцов техники ЧТЗ;

- расширение спектра сервисных услуг, предоставляемых уполномоченными представителями предприятиям, эксплуатирующим технику ЧТЗ.

Для решения поставленных задач и повышения эффективности дилерской деятельности при техническом сервисе тракторов в целом и лесной отрасли, в частности заводу и уполномоченным представителям, необходимо иметь современные методики определения емкости рынка услуг по техническому сервису тракторов, также долгосрочные партнерские и стабильные экономические взаимоотношения. Такие методики в настоящее время разрабатываются.

230

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.