ЭКОНОМИКА
раздо масштабней и совершенней стратегии компании «ТМТ». Но у компании «ТМТ» есть все предпосылки для укрепления позиций на российском рынке, так как выбрано более перспективное направление в мебельном бизнесе. Отечественные маркетинговые тех-
нологии находятся в начальной стадии развития. По нашему мнению, отечественным компаниям следует не копировать западный опыт, а разрабатывать собственные стратегические мероприятия, опираясь на традиции и предпочтения российского потребителя.
РАЗВИТИЕ СЕРВИСА ТРАКТОРОВ ООО « ЧТЗ-УРАЛТРАК»
В ЛЕСНОМ КОМПЛЕКСЕ
А.Ю. ФАДЕЕВ, соискатель каф. экономики и организации внешних связей МГУЛ
Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что эффективный комплекс услуг по техническому сервису техники позволяет существенно снизить себестоимость производимой продукции. При этом возрастает роль дилерской деятельности технических центров заводов-изготовителей техники, которые формируют ядро новой стратегии технического сервиса машин. Машиностроительные фирмы будут вынуждены создавать фирменные системы технического сервиса как непременное условие конкурентоспособности выпускаемой продукции. Прогнозы специалистов и наши исследования показали, что темпы развития дилерской деятельности при техническом сервисе машин в ближайшее десятилетие будут достаточно высокими. Это относится и к Челябинскому тракторному заводу. В нашей стране тракторы производства Челябинского тракторного завода ООО «ЧТЗ-Уралтрак» были повсеместно распространены, использовались и в лесном комплексе. Когда завод выпускал свыше 10 тыс. тракторов в год, в лесную отрасль направлялось до 10 % продукции. В настоящее время в лесопромышленном комплексе (ЛИК) наметилась тенденция к увеличению закупок
тракторов производства ЧТЗ и уже в 2006 г. была закуплена 141 единица техники, что составило 6,9 % годового выпуска. В настоящее время количество организаций лесной отрасли, эксплуатирующих ЧТЗ, составляет 200 ед. Общий парк техники ЧТЗ в данных организациях - 1460 ед. В том числе в подразделениях, подчиненных федеральному агентству лесного хозяйства - 450 ед., из них:
- исправных тракторов - 65 %;
- требующих капитального ремонта - 20 %;
- требующих списания - 15 %.
Из приведенных данных следует, что парк техники лесной отрасли характеризуется высокой долей физического износа и нуждается в обновлении. Продажи новых тракторов с 2002 г. по 2006 г. представлены в табл. 1.
В настоящее время для сервисного обслуживания ООО «ЧТЗ-Уралтрак» располагает развитой дилерской сетью. Она представлена 30 уполномоченными представителями, которые своими компаниями и их филиалами охватывают 80 регионов из 86. Уполномоченные представители, дилеры, вносят существенный вклад в объемы продаж новой техники и запасных частей (табл. 2,3).
Т а б л и ц а 1
Данные по отгрузке техники ЧТЗ
Техника Годы
2002 2003 2004 2005 2006
Всего, шт. 1673 1727 1618 1586 2040
В том числе лесная отрасль шт. 47 62 43 23 141
% 2,8 3,6 2,7 1,5 6,9
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2008
229
ЭКОНОМИКА
Таблица 2
Данные по отгрузке техники ЧТЗ
Техника Годы
2002 2003 2004 2005 2006
Всего, шт. 1673 1727 1618 1586 2040
В том числе через дилеров шт. 248 963 963 959 1337
% 15 56 60 61 66
Таблица 3
Данные по отгрузке запасных частей
Запасные части Годы
2002 2003 2004 2005 2006
Всего, млн руб. 943,0 1151,6 1563,9 1936,4 2099,0
В том числе дилеров через дилеров млн руб. - - 1466,3 1666,5 1688,8
% - - 94 86 81
Кроме продаж новой техники и запасных частей, уполномоченные представители, как правило, выполняют полный перечень сервисных услуг: предпродажная подготовка техники; доставка техники потребителю; ввод техники в эксплуатацию; гарантийное обслуживание.
Уполномоченные представители, кроме дилерского соглашения с заводом, заключают в обязательном порядке договора на гарантийное сопровождение техники ЧТЗ в своих регионах. Сервисное обслуживание (техническое обслуживание, ремонт) проводится по договорам с организациями, эксплуатирующими технику ЧТЗ. Дилеры завода проводят также капитальный ремонт техники, узлов и агрегатов, обучение инженерно-технического персонала и операторов, закупку б/у техники.
Основные задачи, решаемые уполномоченными представителями ЧТЗ в регионах:
- обеспечение в своем регионе 100 % постановки на учет и гарантийное обслуживание продукции ЧТЗ;
- качественный гарантийный ремонт;
- сервисное обслуживание продукции ЧТЗ в регионе;
- поставка потребителю в кратчайшие сроки запасных частей, изготовленных заводом и рекомендуемых заводом покупных изделий;
- техническая помощь при восстановлении работоспособности продукции, вышедшей из строя по вине потребителя.
Перспективы развития дилерской сети и задачи на среднесрочную перспективу:
- внедрение системы гарантийного обслуживания техники, обеспечивающей минимальные сроки восстановления при возникновении гарантийного случая;
- обеспечение максимального охвата потребителей сервисной сетью уполномоченных представителей;
- обеспечение постоянного наличия готовой продукции ЧТЗ (техники и запасных частей) в регионах;
- организация регулярного обучения персонала эксплуатирующих предприятий особенностям конструкции и эксплуатации новых образцов техники ЧТЗ;
- расширение спектра сервисных услуг, предоставляемых уполномоченными представителями предприятиям, эксплуатирующим технику ЧТЗ.
Для решения поставленных задач и повышения эффективности дилерской деятельности при техническом сервисе тракторов в целом и лесной отрасли, в частности заводу и уполномоченным представителям, необходимо иметь современные методики определения емкости рынка услуг по техническому сервису тракторов, также долгосрочные партнерские и стабильные экономические взаимоотношения. Такие методики в настоящее время разрабатываются.
230
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2008