Голубев И.Г. , Фадеев А.Ю.
ФГНУ «Росинформагротех» (Москва), ООО "ЧТЗ-Уралтрак (Челябинск) Россия
РАЗВИТИЕ ДИЛЕРСКОЙ СЕТИ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА ТРАКТРОВ ООО "ЧТЗ-УРАЛТРАК
Анализ показывает, что участие ремонтно-технических предприятий и ремонтных заводов в ремонте тракторов составляет 3...5%. По данным ГОСНИТИ участие РТП и РЗ в капитальном ремонте тракторов до 1991 г. составляло 90.95%. К тому времени в сельском хозяйстве функционировали 1636 районных и межрайонных ремонтно-технических предприятий и 900 специализированных мастерских и цехов капитального ремонта полнокомплектных машин и их составных частей, свыше 162 ремонтных, ремонтно-механических и механических заводов. Ремонтные заводы и ремонтно-технические предприятия выполняли 22% объема работ по ремонту и техническому обслуживанию машин и оборудования сельскохозяйственных предприятий. До 1990 года районные ремонтно-технические предприятия и ремонтные заводы выполняли 80.85% объема работ по капитальному ремонту тракторов. К настоящему времени доля участия районных ремонтно-технических предприятий и ремонтных заводов в обслуживании и ремонте сложных машин уменьшилась до 3...5%. За годы реформирования экономики сельскохозяйственные предприятия из-за низкой платежеспособности практически полностью отказались от услуг по капитальному ремонту полнокомплектных тракторов. Многие предприятия законсервированы, перепрофилированы или закрыты. Следует отметить, что в последние годы на рынке услуг технического сервиса появились новые участники, в том числе машинно-технологические станции (МТС), научно-учебные заведения, промышленные предприятия, заводы по ремонту военной техники, семейные фирмы и другие. Однако особая роль в техническом сервисе тракторов отводится заводам-изготовителям. Основные машиностроительные фирмы будут вынуждены создавать свои фирменные системы технического сервиса как непременное условие конкурентоспособности выпускаемой продукции. По прогнозам специалистов, темпы развития дилерских систем технического сервиса в ближайшее десятилетие будут достаточно высокими. По мнению академика Черноиванова В.И. активизация фирменного технического сервиса будет проходить путем создания следующих структур: торговых домов заводов - изготовителей с
агентами макросервиса; региональных технических центров сервиса (дилеров)-мезосервиса (должны выполнять 10.12% объема всех сервисных работ);районных технических центров сервиса (филиалов дилеров) — микросервиса (должны выполнять до 20% ремонтно-обслуживающих работ) Наиболее целесообразным является максимальное использование сохранившейся материально-технической базы торговых и ремонтных предприятий дилерской сетью всеми предприятиями тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Создал дилерскую сеть по техническому сервису тракторов и Челябинский тракторный завод. Продажи новых тракторов с 2002 г. по 2006 г. представлены в табл. 1.
Таблица 1 Данные по отгрузке техники ЧТЗ потребителям
Тракторы Годы
2002 2003 2004 2005 2006
Всего, шт. 1673 1727 1618 1586 2040
В настоящее время ООО "ЧТЗ-Уралтрак" располагает развитой дилерской сетью. Она представлена тридцатью Уполномоченными представителями, которые своими компаниями и их филиалами охватывают 80 регионов из 8 6 регионов. Уполномоченные представители( дилеры) вносят существенный вклад в объемы продаж новой техники и запасных частей к ней ( табл.2,3).
Таблица 2 Данные по отгрузке техники ЧТЗ потребителям через дилеров
Техника Годы
2002 2003 2004 2005 2006
Всего, шт. 1673 1727 1618 1586 2040
В том числе через дилеров шт. 248 963 963 959 1337
% 15 56 60 61 6 6
Таблица 3 Данные по отгрузке запасных частей потребителям через дилеров
Запасные части Годы
2002 2003 2004 2005 2006
Всего, млн. руб. 943,0 1151,6 1563,9 1936,4 2099,0
В том числе дилеры млн. руб. - - 1466,3 1666,5 1688,8
дилеров дилеров % - - 94 86 81
Кромв продаж новой техники и запасных частей уполномоченные представители ,как правило, выполняют полный перечень сервисных услуг:
предпродажная подготовка техники; доставка техники потребителю; ввод техники в эксплуатацию; гарантийное обслуживание. Уполномоченные представители, кроме дилерского соглашения с заводом, заключают в обязательном порядке договора на гарантийное сопровождение техники ЧТЗ в своих регионах. Они проводят сервисное обслуживание (техническое обслуживание, ремонт) по договорам с организациями, эксплуатирующими технику ЧТЗ; капитальный ремонт техники, узлов и агрегатов; обучение инженернотехнического персонала и операторов; закупку бывшей в употреблении техники.
Основные задачи, решаемые уполномоченными представителями ЧТЗ в регионах:
- обеспечение в своем регионе 100% постановки на учет и гарантийное обслуживание продукции ЧТЗ;
- осуществление качественного гарантийного ремонта;
- организация сервисного обслуживания продукции ЧТЗ в регионе;
- поставка потребителю в кратчайшие сроки необходимых ему запасных частей, изготовленных заводом и рекомендуемых заводом покупных изделий;
- оказание технической помощи потребителю при восстановлении работоспособности продукции, вышедшей из строя по вине потребителя;
Перспективы развития дилерской сети и задачи завода на среднесрочную перспективу:
- внедрить систему гарантийного обслуживания техники, обеспечивающую минимальные сроки восстанов-
ления техники по гарантиям;
- обеспечить максимальных охват потребителей сервисной сетью уполномоченных представителей;
- обеспечить постоянное наличие готовой продукции ЧТЗ (техники и запасных частей) в регионах.
- организация регулярного обучения персонала эксплуатирующих предприятий особенностям конструкции и эксплуатации новых образцов техники ЧТЗ;
- расширение спектра сервисных услуг, предоставляемых уполномоченными представителями предприятиям, эксплуатирующим технику ЧТЗ.