Научная статья на тему 'Оценка требований к дилерским центрам по обслуживанию сельскохозяйственной техники на территории Западной Сибири'

Оценка требований к дилерским центрам по обслуживанию сельскохозяйственной техники на территории Западной Сибири Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
385
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРВИСНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ГАРАНТИЙНЫЙ И ПОСТГАРАНТИЙНЫЙ РЕМОНТ ТЕХНИКИ / ДИЛЕРСКИЕ ЦЕНТРЫ / SERVICE / WARRANTY AND POST-WARRANTY REPAIR OF EQUIPMENT / DEALERSHIPS

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Мяло Ольга Владимировна, Лучинович Анастасия Александровна, Баймухамбетов Султан Рашидович

Для выполнения поставленных перед АПК задач необходимо повышение энерговооруженности села и дальнейшая модернизация службы технического сервиса. Наряду с возможностью воспроизводства техники различного направления в условиях разной доходности и климатических зон сельскохозяйственных организаций обозначается вопрос ее содержания, обслуживания и рациональной эксплуатации с точки зрения цели, места и качества проводимых регламентных работ. Наиболее перспективным в современных условиях многоукладного сельского хозяйства представляется развитие дилерской сети с охватом техническим облуживанием и ремонтом техники и оборудования после гарантийных сроков. В настоящее время данный подход имеет довольно широкое распространение, однако принцип территориальности в зависимости от концентрации машинно-тракторного парка, а также объем предоставляемых услуг не всегда соответствуют действительности. При этом особое внимание следует уделять доступности этой услуги с целью сокращения простоев техники в ожидании технической помощи. Широкое использование перспективных методов диагностирования позволит обеспечивать точечное воздействие на наиболее слабые узлы и гарантировать безотказную работу машин на предстоящий сезон работы. Как правило, дилерские центры обладают наличием наиболее качественных средств диагностики по сравнению с мастерскими даже крупных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Применение современных методов восстановления и упрочнения деталей машин значительно сокращает затраты на ремонт и уменьшает зависимость от поставщиков запасных частей, особенно для машин зарубежного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Мяло Ольга Владимировна, Лучинович Анастасия Александровна, Баймухамбетов Султан Рашидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assess Requirements for Dealerships Servicing of Agricultural Equipment in Western Siberia

In order to perform the tasks assigned to the AIC is necessary to increase available power of the village and further modernization of the technical service department. Along with the possibility of reproduction techniques in different directions under different climatic zones and profitability of agricultural organizations is indicated by the issue of its content, service and efficient operation in terms of the purpose, location and quality of the maintenance work. The most promising in the present conditions multistructure agriculture is the development of a dealer network covering the technical and servicing of machinery and equipment repair after the warranty period. Currently, this approach is quite widespread, but the principle of territoriality, depending on the concentration of machines and tractors, as well as the scope of services is not always true. Special attention should be paid to the availability of this service in order to reduce equipment downtime while awaiting assistance. Extensive use of advanced methods of diagnostics allow to provide point impact on the weakest parts and ensure trouble-free operation of machines for the coming season work. Typically, dealerships have the presence of the highest quality diagnostic tools compared to the workshops even large agricultural producers. The use of modern methods of restoration and strengthening of machine parts significantly reduces repair costs and reduces dependence on suppliers of spare parts, especially for foreign-made cars.

Текст научной работы на тему «Оценка требований к дилерским центрам по обслуживанию сельскохозяйственной техники на территории Западной Сибири»

Мяло О.В., Лучинович А.А., Баймухамбетов С.Р. Оценка требований к дилерским центрам по обслуживанию сельскохозяйственной техники на территории Западной Сибири // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. -№1 (8) январь - март. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/2017/1/35-statya-2017-1/774-00301. - ISSN 2413-4066

УДК 631.173 (Б71.1)

Мяло Ольга Владимировна

Кандидат технических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]

Лучинович Анастасия Александровна

Магистрант

ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]

Баймухамбетов Султан Рашидович

Магистрант

ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]

Оценка требований к дилерским центрам по обслуживанию сельскохозяйственной

техники на территории Западной Сибири

Аннотация: Для выполнения поставленных перед АПК задач необходимо повышение энерговооруженности села и дальнейшая модернизация службы технического сервиса. Наряду с возможностью воспроизводства техники различного направления в условиях разной доходности и климатических зон сельскохозяйственных организаций обозначается вопрос ее содержания, обслуживания и рациональной эксплуатации с точки зрения цели, места и качества проводимых регламентных работ. Наиболее перспективным в современных условиях многоукладного сельского хозяйства представляется развитие дилерской сети с охватом техническим облуживанием и ремонтом техники и оборудования после гарантийных сроков. В настоящее время данный подход имеет довольно широкое распространение, однако принцип территориальности в зависимости от концентрации машинно-тракторного парка, а также объем предоставляемых услуг не всегда соответствуют действительности. При этом особое внимание следует уделять доступности этой услуги с целью сокращения простоев техники в ожидании технической помощи. Широкое использование перспективных методов диагностирования позволит обеспечивать точечное воздействие на наиболее слабые узлы и гарантировать безотказную работу машин на предстоящий сезон работы. Как правило, дилерские центры обладают наличием наиболее качественных средств диагностики по сравнению с мастерскими даже крупных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Применение современных методов восстановления и упрочнения деталей машин значительно сокращает затраты на ремонт и уменьшает зависимость от поставщиков запасных частей, особенно для машин зарубежного производства.

Ключевые слова: сервисное обслуживание, гарантийный и постгарантийный ремонт техники, дилерские центры

Введение

Техническое обслуживание и ремонт техники имеет большое значение в эффективности функционирования сельскохозяйственного производства. От своевременности проведения операций технического сервиса напрямую зависит работоспособность техники, соблюдение сроков уборки и посадки сельскохозяйственных культур, что оказывает влияние на урожайность возделываемой культуры и её качество. В последние годы это наиболее актуальные задачи для предприятий АПК, от реализации которых зависит будущий урожай [1].

Техническим обслуживанием сельскохозяйственных предприятий занимаются первичные подразделения производственно - хозяйственных ассоциаций и дилерские центры. Они выполняют капитальный, текущий ремонт тракторов, автомобилей, комбайнов, сложные виды технического обслуживания, восстановление узлов и агрегатов, комплектацию монтаж оборудование и пусконаладочные работы.

Ход исследований

В последние годы получила распространение новая форма обслуживания сельскохозяйственных предприятий: мобильные бригады, выполняющие работы непосредственно в хозяйствах. Передвижные механизированные бригады позволяют проводить ТО непосредственно на полях, где производят полевые работы трактора и автомобили. Данный вид обслуживания машинно-тракторного парка оперативно выявляет и устраняет разные виды неисправностей, так как специалистами мобильных бригад широко используются средства технической диагностики, что в свою очередь дает возможность в довольно короткие сроки продолжить работу [2].

Мобильные бригады, как правило, создаются в технических дилерские центрах, которые принимают на себя обязанности по организации и проведению гарантийного и послегарантийного обслуживания продукции в объемах и по качеству, определенному технической документацией.

Гарантийный ремонт и фирменное обслуживание включает в себя:

- постановку и снятие техники с гарантийного учета;

- техническое обслуживание, замену дефектных узлов и деталей, устранение сбоев и отказов, возникших на гарантийных машинах;

- инструктаж и обучение механизаторов и специалистов сельского хозяйства;

- контроль над соблюдением владельцем правил эксплуатации, своевременности и полноты проведения всех видов технического обслуживания (ЕТО, ТО-1, ТО-2, постановка/снятие при «зимнем хранении»);

- телефонные консультации и выезд специалистов технического центра к потребителю для устранения претензии технического характера;

- контроль поставки и снятия техники с зимнего хранения

- фирменное обслуживание в послегарантийный период.

Дилерские центры осуществляют проведение комплекса обязательных и сопутствующих мероприятий по техническому обслуживанию техники, состоящей на гарантийном учете. Объем и требования к проводимым мероприятиям определяется «Техническим описанием и инструкцией по эксплуатации», Сервисной книжкой и другими инструкциями, сопровождающими технику [3].

Техническим центром обслуживания устраняются дефекты и производится восстановление продукции в гарантийный период эксплуатации в кратчайшие технически возможные сроки, но не позднее 3-х суток со дня получения сообщения об отказе. Гарантийное обслуживание продукции по рекомендациям завода - изготовителя производится в следующие сроки:

- не требующей разборки основных узлов - в течение 24 часов;

- требующей разборки основных узлов - в течение 48 часов;

- требующих разборки с заменой базисных деталей (рам, полурам, блока двигателя, корпуса ведущего моста, КПП) в разумные сроки, согласованные совместно с потребителем, но не более 72 часов с момента получения заводом - изготовителем телеграммы об отказе и акта-рекламации.

При гарантийном ремонте устраняются все, дополнительно, выявленные неисправности и отказы, возникшие по вине сельскохозяйственного товаропроизводителя за его счет. При несогласии его на проведение работ по устранению дополнительно возникших по его вине неисправностей, запрещающих эксплуатацию техники, гарантийные обязательства прекращаются, о чем делается официальная запись в сервисной книжке [4].

Прекращение гарантийных обязательств происходит в случаях:

- невыполнения очередного технического обслуживания в объемах требований инструкции по эксплуатации техники, применения несоответствующих эксплуатационных материалов и масел;

- самовольной разборки или ремонта узлов, опломбированных заводом-изготовителем;

- внесения в конструкцию техники изменений, не согласованных с заводом -изготовителем;

- повреждения техники в результате аварии, вследствие чего дальнейшая эксплуатация невозможна;

- использования техники не по назначению;

- существенное нарушение правил эксплуатации, влекущее выход техники из строя;

- установление случаев ненадлежащего заполнения сервисной книжки или ее отсутствие;

- непринятия потребителем своевременных мер по предотвращению неисправности.

Оплата за услуги по гарантийному обслуживанию данной машины прекращается, а

стоимость последующих ремонтов оплачиваются сельскохозяйственным товаропроизводителем.

Гарантийные обязательства не распространяются на детали вышедшие из строя по причине естественного износа при эксплуатации к ним относятся: режущие элементы (ножи), граблины; приводные ремни; сменные элементы, расходные материалы (фильтрующие элементы, смазочные материалы, др.), щётки стеклоочистителей; прокладки различных типов (кроме прокладки головки блока цилиндров); сальники, сайлент-блоки; плавкие предохранители; лампы накаливания всех типов; щётки электродвигателей; моторное масло; трансмиссионное масло для коробки передач; масло для дифференциалов и раздаточных коробок; масло для гидрообъемного рулевого управления; масло для гидропривода ходовой части и силовых цилиндров; консистентная смазка; охлаждающая жидкость; электролит; хладагент; жидкость для омывателей стёкол; топливо.

По истечении гарантийного периода по желанию может быть заключен договор на дальнейшее сервисное обслуживание техники.

Дилерские центры должны иметь все необходимые условия для выполнения функций сервисного обслуживания техники, в том числе: площадки для хранения техники, складские помещения для хранения запасных частей. Отдельно регламентируется наличие оборудования, требуемого количества, исправного автомобильного транспорта для доставки ремонтных бригад и запасных частей в хозяйства. Договором о сотрудничестве между заводом - производителем и дилерским центром согласовывается наличие нормативно-технической документации и прошедшего обучение персонала.

При обнаружении неисправности техники выявляется причина неисправности и устанавливается виновная сторона возникновения данной неисправности. В случае установления вины предприятия, эксплуатирующего технику, составляется акт-рекламация, где указывается конкретная причина, которая повлекла неисправность техники, дата ввода техники в эксплуатацию, наработка в мото/часах. Если доказана вина сельскохозяйственного товаропроизводителя восстанавливается техника за счёт хозяйства, несмотря на то, что

техника находится на гарантии. При установлении вины завода - изготовителя составляется акт-рекламация с участием представителя Гостехнадзора и оформляется заказ - наряд. Дефектная деталь (узел) ежеквартально вместе с пакетом документов доставляется для проведения повторной технической экспертизы в условиях завода. Возврат деталей осуществляется за счет дилера с последующей компенсацией расходов заводом.

Дилерские центры в период посевных и уборочных работ обязаны обеспечить [5]:

- круглосуточную работу диспетчерской службы, осуществляющую приём и регистрацию заявок о выходе из строя гарантийных и постгарантийных машин;

- приезд сервисных специалистов, доставку запасной части к вышедшему из строя комбайну, взамен дефектной, в течение суток, после обращения хозяйства.

- передавать продукцию потребителю после проведения обкатки только механизаторам, прошедшим обучение правилам эксплуатации техники.

- осуществлять постановку техники на гарантийный учет с момента ввода ее в эксплуатацию.

- при передаче продукции потребителю заполнять сервисную книжку и гарантийный

талон.

Дилерский центр заключает договор с потребителем на проведение гарантийного обслуживания при постановке техники на гарантийный учёт, в котором указаны:

- ответственность технического центра перед конечным потребителем техники за не надлежащее исполнение обязанностей по гарантийному ремонту;

- сроки устранения неисправностей в уборочный и послеуборочный период;

- порядок постановки на зимнее хранение и снятия техники с хранения;

- условия прекращения гарантийного обслуживания техники.

Для удовлетворения спроса потребителя на техническое обслуживание дилер, с одной стороны, должен иметь на складе все запасные части, с другой - нерентабельно хранить на складе запасные части, продажа которых проблематична. В связи с этим вся номенклатура запасных частей подразделяется на группы А, В и С. В группу А входят 5-15% наименований ходовых деталей, на которые приходится основной спрос, примерно 60-80% стоимости продаж; в группу В - 25-30% наименований (20-25% стоимости продаж); в группу С - 50-70% наименований (всего 5-20% стоимости продаж). Запасные части группы С хранят в основном на центральном складе изготовителя машин. Дилер хранит на своем складе номенклатуру деталей, входящих в группу А. Эти детали по мере продажи клиентам он регулярно заказывает через склад регионального центра [6].

Когда и сколько заказывать запасных частей определяют с помощью метода, основанного на фиксированной точке заказа. Как только количество деталей на складе уменьшается до количества, определенного точкой заказа, необходимо подать заказ на пополнение запаса.

Продажа запасных частей подвержена колебаниями спроса, в связи с этим в систему вводятся «страховые запасы», призванные обеспечить покрытие спроса в случае его повышения или в случае запаздывания поставок. Поскольку задачей управления запасами является обеспечение бесперебойной торговли при наименьших затратах, устанавливаются критерии их оптимизации. В качестве таких критериев принимаются минимизация затрат по формированию и хранению запасов, а также потери, связанные с отсутствием каких-либо деталей, в моменты, когда на них есть спрос (дефицит). Данная проблема состоит из трех относительно самостоятельных частей: планирование потребности в запасных частях, их производство и организация доставки. Планирование потребности в запасных частях ведется, главным образом, на статистическом прогнозировании с учетом количества работающих деталей и возраста машин, на которых они устанавливаются. Учитываются также и заявки дилеров, однако давно уже практически реализовано понимание того, что исключение вспышек дефицита на отдельные детали возможно только за счет наличия постоянной, широко и основательно поставленной статистической информации о расходе

запасных частей, хранимой и перерабатываемой современными вычислительными средствами.

Заключение

В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

- в современных условиях наиболее эффективной системой технического сервиса является дилерская система фирменного сервиса с созданием сети независимых дилерских служб и специализированных предприятий по ремонту сложных агрегатов;

- дилерская система является связующим звеном между производителем техники и сельхозпроизводителем и может работать эффективно и оперативно в том случае, если обеспечен приоритет сельскохозяйственного товаропроизводителя;

- необходимо установить полную ответственность дилера перед сельскохозяйственным товаропроизводителем за качество реализуемой техники, её обслуживание, обеспечение запасными частями в период эксплуатации машин,

- дилер должен нести финансовую ответственность за нанесенный сельскохозяйственному товаропроизводителю ущерб, вследствие превышения нормативно допустимых договорных сроков устранения отказов;

- в условиях рыночных отношений обусловливающих жесткую конкурентную борьбу необходимо постоянное совершенствование деятельности фирмы в сфере сервисного обслуживания.

Ссылки на источники:

1. Юдин М.И. Организация ремонтно-обслуживающего производства в сельском хозяйстве: учебник. / М.И. Юдин, Н. И. Стукопин, О.Г. Ширай // - Краснодар: КГАУ.- 2002.944 с.

2. Мяло О.В. Обоснование методов проектирования системы технического обслуживания машинно - тракторного парка для предприятий АПК / О.В. Мяло, С.П. Прокопов, Е.К. Колосович // Сборник научное и техническое обеспечение АПК, состояние и перспективы развития. 2016 г., С. 39-43.

3. Мяло О.В. Современные проблемы и тенденции развития технического обслуживания машин в сельском хозяйстве / О.В. Мяло: Сборник статей международной исследовательской организации "Cognitio" по материалам VI международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы науки XXI века», 3 часть - Москва, 2016 - С.72-76.

4. Соломкин А.П. Концепция формирования технического сервиса сельскохозяйственной техники в Западной Сибири / Соломкин А.П., Мяло О.В., Прокопов С.П. // - Вестник Омского государственного аграрного университета - Омск: Изд-во ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина, - 2014. - №3(15)- С.39-44

5. Соломкин А.П. Современные проблемы и тенденции развития технического обслуживания машин в сельском хозяйстве / Соломкин А.П., Сизов И.Г., Мяло О.В.// -Вестник ВСГУТУ/ №4 (39), 2012 г., С. 29-33.

6. Бабченко Л.А. Формирование технического сервиса сельскохозяйственной техники: Диссертация док. техн. наук./ Л.А. Бабченко. - Алматы, 2010 г.- 567 с.

Olga Myalo

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Anastasia Luchinovich

Master's Degree Student FSBEI HE OmskSAU, Omsk

Sultan Baimukhambetov

Master's Degree Student FSBEI HE Omsk SAU, Omsk

Assess Requirements for Dealerships Servicing of Agricultural Equipment in Western Siberia

Abstract: In order to perform the tasks assigned to the AIC is necessary to increase available power of the village and further modernization of the technical service department. Along with the possibility of reproduction techniques in different directions under different climatic zones and profitability of agricultural organizations is indicated by the issue of its content, service and efficient operation in terms of the purpose, location and quality of the maintenance work. The most promising in the present conditions multistructure agriculture is the development of a dealer network covering the technical and servicing of machinery and equipment repair after the warranty period. Currently, this approach is quite widespread, but the principle of territoriality, depending on the concentration of machines and tractors, as well as the scope of services is not always true. Special attention should be paid to the availability of this service in order to reduce equipment downtime while awaiting assistance. Extensive use of advanced methods of diagnostics allow to provide point impact on the weakest parts and ensure trouble-free operation of machines for the coming season work. Typically, dealerships have the presence of the highest quality diagnostic tools compared to the workshops even large agricultural producers. The use of modern methods of restoration and strengthening of machine parts significantly reduces repair costs and reduces dependence on suppliers of spare parts, especially for foreign-made cars.

Keywords: service, warranty and post-warranty repair of equipment, dealerships.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.