Научная статья на тему 'Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации на селе в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК»'

Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации на селе в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации на селе в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК»»

РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ НА СЕЛЕ В РАМКАХ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО

ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ АПК»

М.М. Коробейников, д.э.н., зам. руководителя ОАО «Российский сельскохозяйственный банк»

Одним из основных направлений в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» является стимулирование развития малых форм хозяйствования на селе.

Развитие малого предпринимательства неотъемлемая черта экономики рыночного типа. Малое предпринимательство способствует социальной стабильности в обществе, обеспечению занятости населения, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Особую роль играет развитие малого предпринимательства на селе в условиях современной России. Это связано с системным кризисом, поразившим АПК в пореформенный период, в результате которого произошли глубокие структурные изменения в аграрной экономике, приведшие к значительному сокращению поголовья сельскохозяйственных животных, посевных площадей, способствовавшие развитию многоукладности и мелкотоварного производства.

Планировавшаяся в ходе аграрной реформы реорганизация колхозов и совхозов должна была завершиться созданием сельхозпредприятий нового типа, ориентированных на рыночные условия хозяйствования. Однако практический результат оказался далеким от замысла. Значительно ослабла материально-техническая база сельхозпредприятий. Из-за старения и выбывания техники и оборудования из года в год сокращаются посевные площади под сельскохозяйственными культурами; доля в производстве зерновых, сахарной свеклы, подсолнечника в общем объеме производства данных культур постоянно снижается, хотя и остается доминирующей; сокращается поголовье крупного рогатого скота и свиней; снижается удельный вес в общем объеме производства молока. Единственной стабильно растущей позицией является производство яиц. Среднегодовая численность работников в сельскохозяйственных организациях сократилась в период с 1990 г. до 2002 г. с 8,3 млн до 3,8 млн. Резко упала рентабельность большинства сельхозпредприятий. Многие из них оказались банкротами или на грани банкротства.

Наиболее динамично развиваются крестьянские (фермерские) хозяйства, однако их успехи ограничиваются сегментами производства зерновых, подсолнечника и сахарной свеклы; доля в производстве животноводческой продукции остается незначительной.

Резкое сокращение рабочих мест на селе в связи с преобразованием коллективных хозяйств в акционерные общества, частные агрофирмы, а также разорение значительного их числа из-за низкой конкурентоспособности привели к востребованному развитию личных подсобных хозяйств как реального, а зачастую и единственного источника существования жителей сельской местности. В результате за годы реформ хозяйства населения прочно заняли ниши, оставленные коллективными хозяйствами: на

сегодняшний день они устойчиво доминируют в производстве картофеля, овощей, скота и птицы на убой, молока, шерсти, меда. В то же время в среднем товарность сельскохозяйственного производства в хозяйствах населения составляет всего лишь 15%.

Основные проблемы, препятствующие созданию и развитию мелкотоварных производств, связаны с отсутствием инфраструктуры обслуживания сельхозтоваропроизводителей, обеспечивающей:

- снабжение материально-техническими ресурсами, включая сельскохозяйственную технику, инвентарь, оборудование для переработки сельхозпродукции и пр.;

- сохранность произведенной продукции до периода ее выгодной реализации (доступ к хранилищам в форме аренды складских площадей, строительство собственных товарных складов, проч.);

- первичную переработку сельскохозяйственной продукции;

- сбыт произведенной продукции.

В настоящее время государственные каналы поставок материально-технических ресурсов либо претерпели изменения, либо перестали существовать. Выполнение данных функций взяли на себя коммерческие организации. Как правило, они вовлекают зависимых товаропроизводителей в бартерные отношения, принимая в оплату за поставленные ресурсы сельхозпродукцию по заниженным ценам. На покрытие товарных кредитов уходит большая часть произведенной сельхозпродукции.

Недостаток собственных помещений для хранения произведенной сельхозпродукции, ограниченный доступ к хранилищам, сдаваемым в аренду, из-за высокой арендной платы, а также отсутствие возможности собрать достаточный объем товарной партии, необходимой для эффективной транспортировки и хранения, вынуждают мелкотоварных сельхозтоваропроизводителей продавать произведенную продукцию в период невыгодных рыночных цен, с потерей прибыли. Кроме того, они испытывают трудности с послеуборочной обработкой урожая, забоем, обработкой и разделкой туш выращенных животных.

В условиях полного отсутствия или слабо организованного сбора продукции, выращенной крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами, перерабатывающие предприятия, пользуясь своим монопольным положением на местных товарных рынках, либо отказываются от прямых поставок продукции данными категориями хозяйств, либо, предоставляя им услуги по первичной обработке и транспортировке продукции, снижают закупочные цены почти до уровня себестоимости.

Торговые посредники, осуществляющие закупку и сбыт сельхозпродукции, также влияют на снижение доходности мелкотоварного сельхозпро-

изводства, заботясь о собственной прибыли, они максимально занижают закупочные цены.

Вышеуказанные проблемы являются предпосылками для объединения сельхозпроизводителей в обслуживающие их производственную деятельность кооперативы: по переработке сельхозпродукции, снабжению и сбыту.

Отечественная и зарубежная практика функционирования снабженческих и сбытовых кооперативов свидетельствует о возможности за счет оптовых закупок на 20-30% дешевле приобретать сельскохозяйственную технику, запчасти, семена, корма, удобрения, ядохимикаты, ГСМ, а реализация оптовыми партиями сельскохозяйственной продукции позволяет на 30-50% повысить доходы сельхозпроизводителей за счет подработки продукции (сортировки по категориям качества, упаковки и т.п.), продажи по выгодным ценам (в результате поиска выгодных партнеров, в период наибольшего спроса и т.п.), сокращения издержек реализации на единицу продукции и проч.

Однако, несмотря на очевидные преимущества, сельскохозяйственная кооперация в пореформенной России не получила заметного развития. По данным Росстата, на 01.01.2005 г. в Российской Федерации насчитывалось 455 перерабатывающих потребительских сельскохозяйственных кооперативов и 91 - сбытового профиля деятельности. Статистика по федеральным округам и субъектам Российской Федерации свидетельствует о малочисленности системы кооперации и инерционности процесса ее становления и развития.

Сельскохозя йствен -ные потребительские кооперативы

перера- баты- вающие сбыто- вые

Центральный федеральный округ 104 19

Северо-западный федеральный округ 16 1

Южный федеральный округ 41 7

Поволжский федеральный округ 117 29

Уральский федеральный округ 40 11

Сибирский федеральный округ 95 20

Дальневосточный федеральный округ 42 4

На ту же отчетную дату не было создано ни одного перерабатывающего кооператива в 24 субъектах Российской Федерации, ни одного сбытового кооператива - в 48 субъектах Российской Федерации.

Анализ динамики численности сельскохозяйственных потребительских кооперативов свидетельствует, что если создание перерабатывающих кооперативов, хотя и медленными темпами, но идет по нарастающей (число кооперативов увеличилось с 430 в 2003 г. до 455 на начало 2005 г.), то число сбытовых кооперативов неуклонно сокращается. Зачастую это происходит вследствие вынужденного выхода деятельности сбытовых кооперативов за пределы отрасли - для поддержания прибыльности торговых операций. Именно этим объясняется, что из 413 сбытовых кооперативов, действовавших в 2003 г., после проведенной в 2004 г. перерегистрации в соответствии с классификатором ОКВЭД на начало 2005 г. остался 91 сельскохозяйственный по-

требительский кооператив сбытового профиля деятельности.

Очевидно, что крайне низкий уровень развития сельскохозяйственной потребительской кооперации не может удовлетворить потребности в услугах субъектов малого предпринимательства и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

Негативное влияние на становление и развитие кооперации на селе оказывает отсутствие:

- концептуальных основ создания и развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов на федеральном и, в большинстве случаев, региональном уровнях с учетом отечественного и зарубежного опыта;

- краткосрочных и долгосрочных региональных программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, учитывающих специфику развития сельского хозяйства в регионах, объективных организационно-экономических предпосылок для кооперации сельхозпроизводителей;

- системы информационно-методической и юридической поддержки сельхозпроизводителей, обучения и повышения квалификации руководителей и штатного персонала кооперативов;

- надзорного аудита за деятельностью кооперативов;

- действенных механизмов финансовой и организационной поддержки становления и развития кооперативов и т.д.

Таким образом, для реализации преимуществ, которые дает система кооперации сельхозпроизводителям, а следовательно, для стимулирования создания и развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов разной специализации необходимы: осуществление комплекса мер, включая создание адекватной целям, задачам и принципам кооперации законодательной базы, организационная и финансовая помощь местных, региональных и федеральных органов власти и управления, информационнометодическая и консультационная помощь, разработка и внедрение системы подготовки и переподготовки специалистов соответствующего профиля.

Действующее на сегодняшний день законодательство мало способствует развитию кооперации на селе. Нуждается в совершенствовании основной Федеральный закон от 08.12.1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», регулирующий деятельность сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Требуется внесение поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации в целях устранения практики двойного налогообложения (отдельно каждого хозяйства и кооператива в целом), налогообложения кооперативов как коммерческих организаций вопреки бесприбыльному характеру их деятельности. Необходимо в составе внешней нормативной базы деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов внести адекватные для них формализованные системы учета и отчетности.

Поскольку в основе кооперирования сельхозпроизводителей лежат принципы добровольности и инициативности, оно должно развиваться «снизу», как процесс самоорганизации заинтересованных хозя йствующих субъектов. Однако для активизации и эффективности этого процесса кооперативы нуждаются в финансовых средствах на создание материально-технической базы, образование стартового капитала, а также в формировании на региональном

уровне гарантийного (залогового) фонда, облегчающего доступ кооперативов к банковскому кредиту.

Решение данных проблем требует комплексного программного подхода. Именно такой подход положен в основу приоритетного национального проекта «Развитие АПК», в состав которого входит направление «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе».

Реализация вышеуказанного приоритетного направления будет достигаться двумя путями:

- путем повышения доступности кредитных ресурсов для личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств;

- путем создания и развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

В целях реализации первого направления предполагается осуществить 100%-ное субсидирование процентной ставки по привлекаемым кредитам: 95% ставки намечается компенсировать за счет средств федерального бюджета и 5% - за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен кредитуемый хозяйствующий субъект.

Размер кредита для личных подсобных хозяйств предполагается установить на уровне до 300 тыс. р., для создаваемых сельскохозяйственных потребительских кооперативов - до 10 млн р.

На реализацию мероприятий по субсидированию процентной ставки по привлекаемым кредитам банков в 2005-2006 гг. будет выделено 6 570 млн р., из них 2,9 млрд р. - в 2006 г. Порядок и условия предоставления субсидий будут ежегодно определяться соответствующим постановлением Правительства РФ. Предполагается, что благодаря внедрению беспрецедентно льготного механизма кредитования личных подсобных хозяйств граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов уже в

2006 г. объем привлечения кредитных ресурсов может составить порядка 20 млрд р.

Реализации второго направления будет осуществляться на основе Концепции развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, к разработке которой привлекаются Минсельхоз РФ, ОАО «Россельхозбанк», Центросоюз, Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и потребительских кооперативов (АККОР), Федеральный союз сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Планируется за два последующих года обеспечить создание 1 550 кооперативов, в том числе 1 тыс. заготовительных и снабженческо-сбытовых кооперативов, 550 перерабатывающих.

На приоритетное направление «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» предусматривается выделить средства из федерального бюджета в размере 15 970 млн р. Кроме того, на организационное, методическое и информационное обеспечение, а также мониторинг реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» - 300 млн р.

Для стимулирования создания и развития сети потребительских кооперативов предусмотрено увеличение уставного капитала ОАО «Россельхозбанк» на 9,4 млрд р. (в 2006 г. - 3,7 млрд р. и в

2007 г. - 5,7 млрд р.). Банку отводится роль соисполнителя в реализации национального проекта «Развитие АПК».

Целью реализации приоритетного направления «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» является создание благоприятных условий для развития малого и среднего аграрного бизнеса, личных подсобных хозяйств граждан путем кредитно-финансовой поддержки вновь создаваемых и действующих сельскохозяйственных потребительских кооперативов, осуществляющих функции снабжения, переработки и сбыта производимой членами кооперативов сельхозпродукции.

Основными задачами банка как соисполнителя в реализации данного приоритетного направления являются:

- создание механизмов эффективной финансовой поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов (разработка нормативнометодических документов, регламентирующих процесс кредитования и сопровождения кредитных проектов, мониторинг деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов; разработка условий кредитования, обеспечивающих доступность банковских кредитов сельскохозяйственным потребительским кооперативам);

- предоставление кредитных ресурсов сельскохозяйственным потребительским кооперативам в целях создания и расширения материально-технической базы и пополнения собственных оборотных средств для оказания членам кооперативов услуг по снабжению сельскохозяйственной техникой, запчастями, семенами, кормами, удобрениями, ядохимикатами, ГСМ и прочими материально-техническими ресурсами, а также услуг по переработке, хранению и сбыту произведенной сельскохозяйственной продукции.

Достижение цели и решение основных задач планируется осуществить в три этапа:

На первом этапе - это создание нормативной базы кредитования сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

На втором этапе - кредитование действующих и вновь созданных сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

И на третьем, заключительном этапе - активное наращивание объемов кредитования действующих и вновь созданных сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Реализация мероприятий, предусмотренных в рамках данных трех этапов, позволит в ближайшей перспективе приступить к созданию инфраструктуры, обслуживающей малый и средний аграрный бизнес и личные подсобные хозяйства, как важного условия для повышения уровня их товарности и доходности. Конечными экономическими и социальными результатами реализации Программы будут:

- создание дополнительных рабочих мест на селе;

- насыщение рынков продовольствия и сырья для промышленной переработки продукцией сельского хозяйства;

- повышение уровня доходов сельхозтоваропроизводителей и граждан, живущих на селе и ведущих личное подсобное хозяйство;

- увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды от субъектов малого и среднего бизнеса;

- повышение образовательного уровня участников сельскохозяйственной кооперации;

- развитие кооперационных связей субъектов малого и среднего бизнеса, владельцев личных подсобных хозяйств.

Источниками ресурсов для реализации приоритетного направления «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» для Россельхозбанка будут являться:

- средства федерального бюджета, направляемые на пополнение уставного капитала банка;

- средства, привлеченные банком (за исключением бюджетных средств).

Общий объем ресурсов, предусмотренных на цели финансирования развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов в 2006-2007 гг., составит 32,2 млрд р. Из них:

(млрд р.)

2006 г. 2007 г.

За счет средств уставного ка- 2,6 3,5

питала банка - всего

на финансирование развития

сельскохозяйственных потре-

бительских снабженческо- 1,0 1,0

сбытовых кооперативов

на финансирование развития

сельскохозяйственных потреби-

тельских перерабатывающих 1,6 2,5

кооперативов

За счет привлеченных 8,6 17,5

средств - всего:

на финансирование развития

сельскохозяйственных потреби-

тельских снабженческо- 5,0 5,0

сбытовых кооперативов

на финансирование развития

сельскохозяйственных потреби-

тельских перерабатывающих 3,6 12,5

кооперативов

В рамках реализации приоритетного направления «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» ОАО «Россельхозбанк» будет предоставлять кредиты:

- на создание материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов (строительство и реконструкцию, техническое оснащение и перевооружение, строительно-монтажные работы и прочие инвестиционные цели) - сроком до пяти лет;

- на закупку всех видов сельскохозяйственной техники, оборудования, транспортных средств, племенного молодняка сельскохозяйственных животных и прочих основных средств в целях обеспечения членов кооператива (по их заявкам) - сроком до пяти лет;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- на закупку отечественного сельскохозяйственного сырья для последующей реализации (переработки) по заявкам членов кооператива, запчастей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, ГСМ, минеральных удобрений, средств защиты растений, семян, кормов, ветеринарных препаратов, покупку молодняка сельскохозяйственных животных и птицы и прочих оборотных средств в целях обеспечения членов кооператива (по их заявкам) - до двух лет.

Предельный объем предоставления кредитов с государственной поддержкой предусмотрен в размере 10,0 млн р. на одного заемщика.

Обеспечением обязательств по кредитным договорам, выданным в рамках реализации приоритетного направления «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» сельскохозяйственным потребительским кооперативам, могут быть:

- залог ликвидного имущества сельскохозяйственного потребительского кооператива (техника, оборудование, прочие материальные ценности), в том числе приобретаемого кооперативом за счет кредитных ресурсов;

- залог ликвидных объектов гарантийного (залогового) фонда субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (при наличии таковых в регионах);

- гарантии субъектов Российской Федерации (защищенные бюджетом соответствующего года и решением законодательного органа субъекта Российской Федерации о пролонгации на каждый последующий год в течение срока действия кредитных договоров);

- залог земельных участков, принадлежащих членам сельскохозяйственного потребительского кооператива (при наличии документов, подтверждающих их право собственности);

- залог ликвидного имущества членов сельскохозяйственного потребительского кооператива (сельскохозяйственной техники, транспортных средств, будущего урожая, сельскохозяйственных животных);

- залог ликвидного имущества третьих (юридических) лиц, предпочтительно из числа заемщиков банка;

- поручительства финансовоустойчивых третьих (юридических) лиц, предпочтительно из числа заемщиков банка.

Результатом реализации приоритетного направления «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» должно стать достижение следующих целей:

- удовлетворение потребностей максимально возможного числа потенциальных заемщиков (сельскохозяйственных потребительских кооперативов) в кредитных ресурсах (с учетом их кредитоспособности);

- повышение объемов производства и реализации продукции, произведенной членами сельскохозяйственного потребительского кооператива, за счет кредитов банка;

- улучшение финансовых результатов производственной деятельности членов сельскохозяйственного потребительского кооператива, получивших кредиты в банке.

Реализация предусмотренных приоритетным направлением «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» целей и задач обеспечит создание устойчивой системы финансирования развития инфраструктуры обслуживания субъектов малого бизнеса, владельцев личных подсобных хозяйств как важнейшего условия роста объемов производства и эффективности их хозяйственной деятельности.

Выполнение предусмотренных проектом мероприятий приведет к увеличению потребления основных продуктов на душу населения и росту вклада АПК в решение задач удвоения ВВП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.