М. К. Чистякова
ПОДДЕРЖКА МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ — ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ АПК»
Рассмотрены современные проблемы функционирования инфраструктуры малого бизнеса на селе. Приведено распределение рынков сбыта сельскохозяйственной продукции в федеральных округах. Предложено авторское понятие сельскохозяйственного рынка.
Для стабилизации социально-экономического положения агропромышленного комплекса России необходимо интенсивное развитие малого бизнеса, что также является толчком к дальнейшему экономическому росту и еще одним шагом к укреплению экономической безопасности государства.
Решение поставленной задачи нашло отражение в национальном проекте «Развитие АПК». Проектом предусмотрена поддержка малых форм хозяйствования с выделением 6,6 млрд р. в 2006 г. и 9,37 млрд р. в 2007 г. [6].
Стимулирование развития малого предпринимательства в России имеет целью создание правовых и экономических условий, обеспечивающих рост числа субъектов малого предпринимательства и численности занятых в этом секторе, а также увеличение доли произведенной продукции в валовом внутреннем продукте.
В Минсельхозе РФ проблемами малого бизнеса занимается управление развития предпринимательства, фермерства и кооперации (отдел развития предпринимательства и негосударственных агропромышленных структур, отдел развития крестьянских (фермерских) хозяйств, отдел развития сельскохозяйственной кооперации). Речь идет как о фермерах, так и о владельцах личных подсобных хозяйств. Кроме развития системы льготного кредитования проект предусматривает стимулирование интеграции через создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Внимание государства к мелкотоварному сектору имеет серьезное основание, так как в последние годы крестьянские (фермерские) хозяйства устойчиво наращивают объемы производства сельскохозяйственной продукции — с 23,6 млрд р. в фактически действовавших ценах в 2000 г. до 90 млрд р. в 2005 г. В 2004 г. в личных подсобных хозяйствах населения товарность скота и птицы в живом весе составила 32,9 %, молока — 20,1 %, картофеля — 10,3 %, овощей — 9,7 %. Из 16,0 млн личных подсобных хозяйств только 3,4 млн хозяйств производят продукцию на продажу. Поэтому для модернизации и дальнейшего роста мелкотоварного производства, как и для создания устойчивой и конкурентоспособной среды на селе, требуется поддержка со стороны государства [5].
В условиях рыночной экономики крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства испытывают серьезные проблемы сбыта сельхозпродукции собственного производства. Представителю малого и микроагробизнеса трудно получать и анализировать информацию о рыночной конъюнктуре. Слабо развита инфраструктура, обеспечивающая устойчивое ведение хозяйственной деятельности. Развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации позволит решить эти и другие насущные проблемы малого бизнеса на селе.
Целью приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в данном направлении является увеличение объема товарной продукции, повышение деловой активности, решение проблем занятости и доходов населения, сохранение сельской поселенческой сети и традиционной культуры народов России. С целью развития системы сельскохозяйственной потребительской кооперации также был подготовлен ряд законопроектов, в том числе:
- «О внесении изменения в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части расширения прав членов кооперативов и общего собрания заменяет аудиторские союзы на ревизионные и вводит понятие саморегулируемых организаций в этой сфере). Поправки разработаны по инициативе депутатов Государственной Думы и приняты во втором чтении в октябре текущего года;
- «О приравнивании сельскохозяйственных потребительских кооперативов к сельхозтоваропроизводителям с целью упрощения их системы налогообложения», который принят Государственной Думой в третьем чтении и направлен на рассмотрение в Совет Федерации.
Для методического обеспечения развития системы сельскохозяйственной кооперации Минсельхозом России были разработаны и направлены в регионы соответствующие документы.
Можно отметить некоторые особенности вновь создаваемых сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Так, по оперативным данным, в составе членов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов преобладают личные подсобные хозяйства — 68 % и крестьянские (фермерские) хозяйства — 23 %, то есть эти хозяйства в структуре вновь созданных кредитных кооперативов занимают более 90 % [4].
Характеризуя профиль потребительских кооперативов, надо заметить, что вновь созданные перерабатывающие кооперативы занимаются первичной переработкой молока, мяса, плодоовощной продукции, маслосемян, рыбы, зерна, производят для собственных нужд комбикорма. Значительная часть субсидируемых кредитов в этом случае направляется на пополнение оборотных средств.
Снабженческо-сбытовые кооперативы занимаются в основном закупой сельскохозяйственной продукции у населения, в том числе молока и мяса. В Тюменской области, например, через сеть таких кооперативов консолидируется до 60 % закупок молока у населения.
Сельскохозяйственные кредитные кооперативы занимаются предоставлением своим членам займов на приобретение ГСМ, запасных частей и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ.
Значительную роль в развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации играет ОАО «Россельхозбанк». Данная организация является одним из основных участников реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», направления его работы в значительной мере связаны с кредитной поддержкой производителей сельскохозяйственной продукции. Банк очень активно включился в реализацию национального проекта: сформирована необходимая нормативно-методическая база, определены источники пополнения кредитных ресурсов, все филиалы и дополнительные офисы получили технические задания по организации кредитования, завершена «пилотная» стадия выдачи кредитов по новым направлениям деятельности банка. Все изменения
были произведены с учетом опыта Германии (имеется в виду Райффайзенбанк). В рамках национального проекта банком разработан ряд специальных программ по развитию сельскохозяйственных кредитных кооперативов. Хорошие результаты кредитной поддержки сельскохозяйственных снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов показывают филиалы банка в Республике Мордовии, Краснодарском крае, Самарской, Оренбургской и ряде других областей [6].
Серьезная организационная и методическая работа по развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации проведена в субъектах Российской Федерации.
На основании методик, подготовленных Минсельхозом России, 65 субъектов РФ уже разработали и представили на заключение в Минсельхоз России проекты региональных программ (подпрограмм) развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе кредитных.
В субъектах РФ складывается разнообразная практика обеспечения кредитов, привлекаемых малыми формами хозяйствования, включая сельскохозяйственные потребительские кооперативы.
Так, по оперативной информации, в 6 субъектах Российской Федерации уже созданы залоговые фонды, в 19 предусмотрено предоставление гарантий (табл. 1). Например, в Омской области создан Фонд поддержки сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, а в Амурской — Агентство кредитных гарантий.
Таблица 1
Создание гарантийных и залоговых фондов в субъектах Российской Федерации (на 16 октября 2006 г.) [5]
Созданы залоговые фонды Предусмотрено предоставление гарантий
1. Липецкая область 2. Тамбовская область 3. Архангельская область 4. Кабардино-Балкарская Республика 5. Республика Мордовия 6. Краснодарский край 1. Белгородская область 2. Брянская область 3. Воронежская область 4. Ивановская область 5. Костромская область 6. Липецкая область 7 Московская область 8. Смоленская область 9. Тамбовская область 10. Новгородская область 11. Волгоградская область 12. Кемеровская область 13. Кировская область 14. Омская область (фонд поддержки СКПК) 15. Читинская область 16. Амурская область (Агентство кредитных гарантий) 17. Ленинградская область (Поручительство ОАО «Агентство по кредитному обеспечению») 18. Сахалинская область 19. Пермский край
Перечисленные выше меры уже дали положительные результаты. По итогам девяти месяцев создано около 1700 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, и этот процесс в субъектах Российской Федерации активно продолжается.
Актуальное значение также имеет вопрос сбыта сельскохозяйственной продукции.
Одной из целей национального проекта является увеличение объема реализации продукции личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами на 6 %.
В настоящее время основой системы рынков сбыта сельскохозяйственной продукции для малых форм являются так называемые «колхозные рынки». На 10 октября 2006 г., по оперативным данным, действует более 4,7 тыс. таких рынков, в том числе 3,1 тыс. из них находится в частной собственности и 1,2 тыс.— в муниципальной собственности или собственности субъектов Российской Федерации (табл. 2) [5].
Таблица 2
Распределение рынков сбыта сельскохозяйственной продукции и заготовительных и снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов в федеральных округах
Федеральный округ Наличие рынков по сбыту с.-х. продукции на 10 октября 2006 г. Наличие заготовительных и снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов на 16 октября 2006г. Соотношение сельскохозяйственных потребительских кооперативов к рынкам по сбыту с.-х. продукции, %
Российская Федерация 4 712 823 17,5
Центральный 1228 185 15,1
Северо-Западный 344 18 5,2
Южный 813 113 13.9
Приволжский 1022 271 26,5
Уральский 254 40 15,7
Сибирский 745 183 24,6
Дальневосточный 306 13 4,2
Доступ на эти рынки сельхозтоваропроизводителей, и особенно личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, существенно затруднен, в том числе из-за большого количества посреднических структур. В настоящее время для многих действующих рынков в Российской Федерации характерны низкий уровень культуры обслуживания, значительное влияние криминальных структур, недостаточное развитие инфраструктуры, завышенная стоимость услуг, оказываемых рынком продавцу сельскохозяйственной продукции.
На основании действующего законодательства регулирование и контроль торговой деятельности на рынках осуществляется на уровне органов власти субъектов РФ. По имеющимся данным, специальные законы, регулирующие торговую деятельность, включая торговлю на рынках, приняты всего лишь в 13 регионах страны. Они, как правило, носят рамочный характер и не предусматривают эффективных мер по защите интересов отечественных товаропроизводителей при реализации ими собственной продукции. В отдельных регионах нормативно определены правила деятельности рынков с учетом их специализации, в которых устанавливаются общие требования к размещению и открытию торговых объектов.
На основе сложившейся практики можно сделать вывод, что в государстве отсутствует целостная системная законодательная база в сфере торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием. В целях срочного изменения сложившейся ситуации в сфере реализации сельскохозяйственной продукции и повышения доступна сельхозтоваропроизводителей к торговой инфраструктуре (рынкам) Минсельхоз России предлагает принять постановление Правительства Российской Федерации, определяющее понятие «сельскохозяйственный рынок», устанавливающее порядок организации
торговли и закрытый перечень сельскохозяйственной продукции, подлежащей реализации на данных рынках.
Мы считаем, что управлять сельскохозяйственными рынками должны непосредственно сельскохозяйственные потребительские кооперативы, обеспечивая принципы прямой продажи продукции без посредников и без высоких наценок.
Остается нерешенным вопрос о порядке исчисления НДС, применяемом при реализации закупленной сельскохозяйственной продукции. Необходимо отметить, что действующий порядок не способствует развитию сельскохозяйственных потребительских снабженческо-сбытовых кооперативов.
Сельскохозяйственные потребительские кооперативы (плательщики единого сельскохозяйственного налога) вынуждены продавать свою продукцию по более низким ценам, чем физические лица. Это связано с тем, что у покупателя при реализации сельхозпродукции, закупленной у физического лица, НДС взимается с разницы между продажной и покупной стоимостью, а по сельхозпродукции, закупленной у плательщика единого сельскохозяйственного налога,— с полной продажной цены. Поэтому покупатель соответственно снижает закупочную цену на сумму НДС.
Таким образом, несмотря на наличие существенных проблем в АПК, поддержка малых форм хозяйствования все-таки осуществляется: реализация указанного направления проекта позволит в значительной степени улучшить, а в ряде случаев — создать мелким товаропроизводителям условия для наращивания объемов производства, гарантированного сбыта продукции, повышения уровня товарности хозяйств, роста уровня их доходности, увеличения занятости и снижения скрытой безработицы.
Список литературы
1. Николаев, М. Отечественному малому бизнесу не встать с колен без поддержки государства / М. Николаев, М. Махотаева // Человек и труд. 2006. № 1. С. 61-64.
2. Мазурова, Г В. Малые предприятия России / Г В. Мазурова // АПК: экономика, управление. 2006. № 11. С. 26-29.
3. Российский статистический ежегодник, 2006 : стат. сб / Росстат. М., 2006. 725 с.
4. http7www.rost.ru
5. http7www.mcx.ru
6. http7www.rcsme.ru
7. http/www. dmpmos.ru