Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КАК ОДНО ИЗ КЛЮЧЕВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ'

РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КАК ОДНО ИЗ КЛЮЧЕВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / RURAL TERRITORIES / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ / KRASNODAR REGION / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / STATE PROGRAM / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / AGRARIAN POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кудряков В.Г., Шолин Ю.А., Сычанина Е.А.

В статье рассмотрены основные направления обеспечения устойчивого развития сельских территорий в Краснодарском крае. Проанализированы результаты мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого развития сельских территорий. Даны рекомендации по решению проблем, препятствующих стабильному развитию сельских территорий.The main directions of sustainable development of rural territories in the Krasnodar region are considered in the article. The results of measures aimed at ensuring sustainable development of rural areas are analyzed. Recommendations are given to solve problems that hamper the stable development of rural areas.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КАК ОДНО ИЗ КЛЮЧЕВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ»

Данное обстоятельство вызывает необходимость в дальнейшем проведении исследований, посвященных развитию конкуренции на рынке пищевой продукции края.

Источники:

1. Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15 марта 2016

года №79-р «Об утверждении перечня социально значимых и приоритетных рынков для содействия развитию конкуренции в Краснодарском крае» [Электронный ресурс] URL: http://economy.krasnodar.ru/standart-razvit-konkurencii/vnedrenie/ (дата обращения 10.12.2017 г.).

2. Сельское хозяйство Краснодарского края 2016. Статистический сборник. - Краснодар:

УФС ГС по Краснодарскому краю и р. Адыгея, 2017. - 234 с. Sources:

1. The order of the head of the administration (governor) of the Krasnodar Territory of March 15,

2016 No. 79-r "On the approval of the list of socially significant and priority markets for the promotion of competition in the Krasnodar Territory" [Electronic resource] URL: http: //economy.krasnodar. com / standart-razvit-konkurencii / vnedrenie / (circulation date December 10, 2017).

2. Agriculture of the Krasnodar Territory 2016. Statistical compilation. - Krasnodar: UFS of the

State Duma for the Krasnodar Territory and the river. Adygea, 2017. - 234 with.

В.Г. Кудряков

профессор кафедры менеджмента, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет

V. G. Kudryakov

edging. ekon. sciences, professor of the department of management Kuban state agrarian university (manage@kubsau.ru, 89184112411 )

Ю.А. Шолин

старший преподаватель кафедры менеджмента Кубанский государственный аграрный университет

Y.A. Sholin

senior lecturer of the department of management Kuban state agrarian university (Sholin92@yandex.ru, 89384826395)

Е.А. Сычанина

Студентка, Кубанский государственный аграрный университет

E.A. Sychanina Student, Kuban state agrarian university (sichanina.ekaterina@yandex.ru, 89186936883)

РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КАК ОДНО ИЗ КЛЮЧЕВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Аннотация. В статье рассмотрены основные направления обеспечения устойчивого развития сельских территорий в Краснодарском крае. Проанализированы результаты мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого развития сельских территорий. Даны рекомендации по решению проблем, препятствующих стабильному развитию сельских территорий.

Annotation. The main directions of sustainable development of rural territories in the Krasnodar region are considered in the article. The results of measures aimed at ensuring sustainable development of rural areas are analyzed. Recommendations are given to solve problems that hamper the stable development of rural areas.

Ключевые слова: сельские территории, устойчивое развитие, Краснодарский край, государственная программа, аграрная политика.

Key words: rural territories, sustainable development, the Krasnodar region, the state program, agrarian policy.

Одним из ключевых направлений современной аграрной политики Российской Федерации является обеспечение устойчивого развития сельских территорий.

Сельские территории представляют собой важнейшую социально-экономическую, экологическую и культурную подсистему общества. Устойчивость их развития во многом определяет социально-экономическую стабильность и продовольственную безопасность страны, влечет за собой рост конкурентоспособности российской экономики и благосостояния граждан [1].

Устойчивое развитие сельских территорий представляет собой стабильное социально-экономическое развитие села, в том числе [2]:

- повышение эффективности развития агропромышленного комплекса;

- увеличение объемов сельскохозяйственного производства;

- повышение уровня жизни и достижение полной занятости сельского населения;

- рациональное использование земельных ресурсов и т.д.

Сельские территории Краснодарского края обладают огромным социально-экономическим, историко-культурным и природным потенциалом и обеспечение их устойчивого социально-экономического развития является одним из важнейших стратегических направлений аграрной политики Краснодарского края, так как в настоящее время 45% населения региона проживает в сельской местности [3].

С 2014 года в Краснодарском крае начала действовать подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий» в рамках государственной программы Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». Основной целью Подпрограммы является повышение уровня и качества жизни на селе, привлечение молодых специалистов в сельскую местность, закрепление квалифицированных кадров в аграрном секторе экономики.

Таблица 1 - Мероприятия и объемы финансирования подпрограммы «Устойчивое

развитие сельских территорий (на период 2014-2016 гг.)

Наименование мероприятия Объем финансирования, млн руб

2014 2015 2016 г.

1. Улучшение жилищных условий сельского населения, в том числе: 281,8 28,7 260,6

улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности - 85,9 66,3

улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности 281,8 200,8 194,3

2. Развитие инженерной и социальной инфраструктуры сельских территорий, в том числе: 204,2 154,7 285,4

мероприятия по развитию водоснабжения 69,8 76,7 53,0

мероприятия по развитию газификации 94,1 66,2 161,9

мероприятия по развитию плоскостных спортивных сооружений 4,0 11,9 9,2

мероприятия по реализации проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку 7,7 - -

мероприятия по развитию сети муниципальных общеобразовательных организаций 25,1 - -

грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности 3,5 - -

мероприятия по развитию сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врача общей практики - - 61,3

Основными направлениями государственной политики Краснодарского края в области обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских территорий являются[4]:

1. Улучшение жилищных условий сельских граждан, в том числе молодых специалистов и молодых семей.

2. Развитие инженерной и социальной инфраструктуры в сельской местности.

В таблице 2 представлены основные результаты реализации мероприятий Подпрограммы.

Таблица 2 - Основные результаты реализации мероприятий подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий»_

Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Количество семей, получивших государственную поддержку на строительство жилья, ед. в том числе молодых семей, ед. 193 193 145 102 138 99

Протяженность новых газопроводов, км. 126,0 60,5 118,0

Протяженность новых водопроводных сетей, км. 56,2 42,6 15,4

Количество новых офисов врачей общей практики, ед. - - 6,0

Объем выплаченных грантов в поддержку местных инициатив граждан, млн. руб. 1,3 - -

Количество новых мест в общеобразовательных учреждениях 264 - -

Большое внимание в Подпрограмме уделяется улучшению жилищных условий, особенно молодых семей и молодых специалистов. Всего за отчетный период на улучшение жилищных условий данной категории граждан было направлено 571,1 млн. рублей. В период 2014 - 2016 гг. было построено 35100 м2 жилья и выдано 476 свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство жилья, в том числе 394 свидетельств получили молодые семьи.

Также, не менее значимым направлением является социальное и инженерное обустройство в сельской местности. Так в 2016 году за счет средств краевого бюджета был существенно увеличен объем финансирования мероприятий по газификации в сельской местности и введено в действие 118 км газопроводов. Всего за период 2014 - 2016 гг. было введено 304,5 км газопроводов.

За отчетный период было введено в эксплуатацию 114, 2 км новых водопроводных сетей.

В 2016 году введены в действие 6 новых офисов врачей общей практики в Кущевском, Белореченском, Староминском, Динском, Отрадненском районах и в станице Имеретинской муниципального образования город Горячий Ключ.

В 2014 году было введено в действие 264 учебных мест в общеобразовательной организации (школа в с. Соленое Мостовского района).

В 2014 году было выплачено 1,3 млн. рублей в форме грантов на реализацию местных инициатив граждан, направленных на создание и обустройство спортивных и детских игровых площадок. В рамках данного направление было построено 2500 м2 новых спортивных плоскостных сооружений. Однако, из данных таблиц 1 и 2 видно, что объем освоенных средств по данному направлению почти в 3 раза меньше объемов, предусмотренных подпрограммой (3,5 млн. рублей). Причиной такого неполного освоения денежных средств является несовершенность механизма донесения до сельского населения информации о возможностях реализации их инициатив и, как следствие, малое количество поданных заявок на получение грантов.

Не смотря на успешную реализацию мероприятий, предусмотренных Подпрограммой, в развитии сельских территорий Краснодарского края остаются существенные проблемы, в том числе:

1. Низкие уровень и качество жизни в сельской местности, разрыв между городом и селом сокращается медленно. В Краснодарском крае, как и в других регионах, существенными проблемами, препятствующими повышению уровня и качества жизни на селе, являются: отсутствие эффективных концепций и стратегий развития сельских территорий, недостатки в управлении и отсутствие должного мониторинга за всеми процессами, происходящими в сельской местности. Это приводит к таким осложнениям, как ограничения в сбыте производимой продукции, существенный разрыв между образованием городского и сельского населения, ограничения в жилье и коммунальной сфере, медицинских услугах, рост безработицы, рост уровня алкоголизма, преступности и других неблагоприятных социально-экономических факторов [5].

2. Недостаточный объем государственной поддержки, выделяемой на реализацию мероприятий по обеспечению устойчивого развития сельских территорий. Несмотря на принятые на федеральном и региональном уровнях целевые программы, направленные на социально-экономическое развитие села, основная нагрузка по решению сложившихся на селе проблем ложится на органы местного самоуправления, которые располагают ограниченным объемом ресурсов, что не позволяет переломить сложившуюся в сельской местности ситуацию и создает условия для ее усугубления.

В настоящее время в министерстве сельского хозяйства имеются заявки, поступившие в 2016 году и оставшиеся неудовлетворенными в связи с недостатком финансирования на сумму более 580 млн. рублей. Для сравнения - в конце 2014 года эта цифра составляла 300 млн. рублей. Кроме того, на стоимость строительства существенно влияют инфляционные процессы. Так, за последние 3 года стоимость основных строительных материалов, используемых при строительстве газопроводов выросла более чем на 30%. Индексы-дефляторы, применяемые для корректировки стоимости проектно-сметной документации не перекрывают этого роста. За эти же 3 года суммарный индекс-дефлятор составил лишь 14%, т.е. на 16 процентных пунктов отстает от индекса роста цен. Все поступившие в министерство проекты прошли Государственную экспертизу. Их реализация позволила бы дополнительно построить 77 объектов общей протяженностью 339 км, и обеспечить газом 7167 домовладений.

Для решения сложившихся в сельской местности проблем необходимо:

- выделение большего объема государственной поддержки на развитие социальной и инженерной инфраструктур села;

- создание условий для привлечения и закрепления кадров в сельских образовательных учреждениях и учреждениях здравоохранения;

- создание условий для эффективного развития агропромышленного комплекса;

- создание условий для эффективного развития несельскохозяйственных видов деятельности, в том числе и агротуризма;

- расширение партнерства между органами государственной власти, органами местного самоуправления, бизнесом и сельским населением в целях достижения устойчивого развития сельских территорий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что разработанная подпрограмма устойчивого развития сельских территорий не позволит решить в одночасье накопленные за десятилетия проблемы села. Это длительный процесс, требующий системного подхода, значительной финансовой поддержки, участия всех заинтересованных лиц и задействования многочисленных, но пока малоиспользу-емых потенциалов сельских территорий.

Источники:

1. Войтюк М.М. Управление качеством жизни сельского населения / М.М. Войтюк. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2014. - 97 с.

2. Мерзлов А.В. Региональный опыт разработки программ устойчивого развития сельских территорий [информ. изд.] / А.В. Мерзлов, Л.А. Овчинцева, О.А. Попова.- М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2012. - 110 с.

3. Савицкий О.Г. Развитие сельского туризма на примере Краснодарского края: состояние, проблемы, перспективы // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 279-282.

4. Путилина И.Н., Шолин Ю.А. Программно-целевой подход как один из методов обеспечения устойчивого развития сельских территорий. В сборнике: Сборник статей третьей международной школы молодых ученых в области экономики и права на юге России. -2016. -С.198-200.

5. Шолин Ю.А. Социальное развитие села как одно из направлений его реформирования/В сборнике: Научное обеспечение агропромышленного комплекса Сборник статей по материалам IX Всероссийской конференции молодых ученых. Ответственный за выпуск: А.Г. Кощаев. 2016. С. 763-765

Sources:

1. Voityuk MM Quality of life management of rural population / M. M. Voytyuk. - Moscow:

FGBNU "Rosinformagrotekh", 2014. - 97 p.

2. Merzlov AV Regional experience in the development of sustainable rural development programs

[inform. ed.] / AV Merzlov, LA Ovchintseva, OA Popova .- Moscow: FGBNU "Rosinformagrotekh", 2012. - 110 p.

3. Savitsky OG The development of rural tourism on the example of the Krasnodar Territory: state,

problems, prospects // Young Scientist. - 2015. - № 20. - P. 279-282.

4. Putilina IN, Sholin Yu. A. Program-target approach as one of the methods for sustainable devel-

opment of rural territories. In the collection: Collection of articles of the third international school of young scientists in the field of economics and law in the south of Russia. -2016. -C.198-200.

5. Sholin Yu.A. Social development of the village as one of the directions of its reforming / In the

collection: Scientific provision of the agro-industrial complex Collected papers on the materials of the IX All-Russian Conference of Young Scientists. Responsible for the issue: А.Г. Ko-shchaev. 2016. P. 763-765

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.