Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ'

РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельские территории / качества жизни / комплексное развитие сельских территорий / меры государственной поддержки

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ольшанская Анастасия Андреевна, Панкова Арина Сергеевна, Погребная Ольга Викторовна

В статье рассмотрены вопросы комплексного развития сельских территорий. Отмечено, что грамотное и умелое регулирование процессов территориального развития сельских территорий ведет к росту социально-экономического благосостояния государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ольшанская Анастасия Андреевна, Панкова Арина Сергеевна, Погребная Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ»

УДК 338 DOI 10.24412/cl-37231 -2024-1-104-107

Ольшанская А.А., студент землеустроительного факультета anastasiyaolshanskaya3 5k@gmail .com Панкова А.С., студент землеустроительного факультета arinapankova719 @gmail .com

Погребная О.В., кандидат биологических наук, доцент dinar@bk.ru

Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт имени А.К. Кортунова -филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет» г. Новочеркасск, Российская Федерация

РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы комплексного развития сельских территорий. Отмечено, что грамотное и умелое регулирование процессов территориального развития сельских территорий ведет к росту социально-экономического благосостояния государства.

Ключевые слова: сельские территории, качества жизни, комплексное развитие сельских территорий, меры государственной поддержки.

В отечественной практике накоплен определенный опыт применения программно-целевого подхода к социальному развитию сельских территорий.

В канун распада СССР социальная политика на селе активизировалась с учетом ее значения для повышения эффективности агропромышленного производства и решения продовольственной проблемы. Ускоренное социально-экономическое развитие села было объявлено стержневой задачей [1].

В 1989 г. принимается Программа социального развития села на 1991-1995 гг., которая содержала развернутую систему мер, направленных на качественные изменения в жизни тружеников села, создание эффективного экономического механизма повышения их трудовой активности, рациональное использование сельского трудового потенциала, обеспечение полной занятости сельского населения, проведение эффективной демографической политики, преодоление региональных диспропорций, устранение значительных различий в условиях труда и быта жителей деревни и города [1, 2].

В связи с распадом СССР грандиозная программа, осталась на бумаге. Однако ее идеи отчасти нашли воплощение в проекте Закона «О социальном развитии села» и разработанную на его основе Программу возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса на 1991-1995 гг. [1, 2].

Программа возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса также осталась неосуществленным историческим раритетом в связи с новой социально-экономической политикой, предусматривающей шоковый переход к рыночным отношениям.

В начале нового века, когда российское село практически подошло к точке невозврата, государство вновь обратилось к программно-целевому методу в решении проблем социального развития сельских территорий. В 2002 г. принимается федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года»

[1]. В 2010 г. утверждается Концепция устойчивого развития сельских территорий [2], определившая цели, задачи, принципы и приоритетные направления сельского развития. К сожалению, не все мероприятия целевой программы «дожили» до конца срока ее реализации.

Далее эстафета программно-целевого подхода к социальному развитию села перешла к федеральной целевой программе устойчивого развития сельских территорий на 2014-2020 годы. Но с 2017 г. она утратила статус федеральной программы и трансформировалась в подпрограмму.

Для решения системных проблем в социальном развитии сельских территорий и создания в соответствии с Указом Президента России В.В. Путина разработана и 31.05.2019 г. утверждена Государственная программа комплексного развития сельских территорий на период до 2025 года [3, 4].

В составе Госпрограммы реализуется ряд ведомственных проектов, направленных на улучшение условий жизни сельских жителей, развитие транспортной и инженерной инфраструктуры, а также повышение доступности объектов социальной сферы (рисунок 1).

Программа унаследовала от предыдущих этапов применения программно -целевого подхода к развитию сельских территорий инфраструктурный характер, селекцию сельских территорий для социального обустройства по производственному признаку, неадекватность целевых установок и их ресурсного обеспечения, недофинансирование в ходе реализации по сравнению с первоначально утвержденными параметрами.

Рисунок 1 - Структура государственной программы «Комплексное развитие

сельских территорий»

Комплексное развитие сельских территорий предполагает сбалансированное единое развитие, включающее экономический, социальный и экологический аспекты, без органического сочетания которых невозможна устойчивость и динамичность развития в долгосрочной перспективе.

Грамотное и эффективное использовании потенциала сельских территорий может обеспечить устойчивое развитие экономики, высокий уровень и качество жизни сельского населения страны. Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. № 696 состоит из проектной и процессной частей [5].

Проектную часть составляют пять ведомственных проектов (ВП), в процессную часть включены три ведомственные целевые программы (ВЦП) [6, 7]. Устойчивое развитие сельских территорий является приоритетом социально -экономической политики государства [8, 9].

Целевые показатели Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» и их запланированные уровни на 2020-2025 гг. представлены в таблице 1.

В ходе реализации Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» намечено стабилизировать долю сельского населения в общей численности населения РФ на уровне 25,3%.

Таблица 1 - Целевые показатели Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» и их плановые значения, % [5]

Годы Доля сельского населения в общей численности населения РФ Соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского до-мохозяйств Доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах

2017 (базовый год) 25,7 67 32,6

2020 25,3 70 35

2021 25,3 73 37

2022 25,3 75 40

2023 25,3 77 43

2024 25,3 79 46

2025 25,3 80 50

По двум другим целевым показателям предполагается улучшить положение сельского населения по сравнению с городским. Так, соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств намечено увеличить с 67% в 2017 г. до 80% в 2025 г., а долю общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах - с 32,6% до 50% [7].

Новый проект государственного управления развитием сельских территорий имеет несколько принципиальных отличий от предыдущей программы: первое - значительное увеличение бюджетного финансирования, второе - кардинальное изменение способов его распределения, третье - переход к проектному управлению реализацией мероприятий [10].

Список литературы

1. Бондаренко Л.В. Программно-целевой подход к развитию сельских территорий. // АПК: экономика, управление. - №2. - 2020. - С. 47-62.

2. Программно-целевой подход к социальному развитию села: 2003-2009 годы. // М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2009. - 112 с.

3. Бондаренко Л.В. Совершенствовать программно-целевой подход к социальному развитию сельских территорий. // АПК: экономика, управление. -2017. - № 3. - С. 72-80.

4. Бондаренко Л.В. Концептуальные основы региональной политики социального развития сельских территорий и программно-целевой подход к ее реализации. // Экономика сельского хозяйства России. - 2019. - № 7. - С. 60-68.

5. Постановление Правительства РФ от 31.05.2019 №2696 «Об утверждении государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий». // [Электрон. ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru. (Дата обращения 12.02.2024).

6. Методологические положения по обоснованию направлений развития сельских территорий сельскохозяйственных районов на основании диверсификации сельской экономики в условиях цивилизационных трансформаций: монография / Подгорская С.В., Мирошниченко Т.А., Бахматова Г.А. - пос. Рассвет ФГБНУ ФРАНЦ: Изд-во «АзовПринт>>, 2021 - 112 с.

7. Гайдаенко А. Оценка лучших практик комплексного развития сельских территорий. // Экономика сельского хозяйства России. - №6. - 2021.

8. Петриков А. Коронавирус как стимул для деурбанизация. // [Электрон. ресурс]. - URL: https://www.agroinvestor.ru. (Дата обращения 12.05.2023).

9. Воронцова Н.В. Государственные меры поддержки сельских территорий: опыт ЕС, США и России. // Экономика устойчивого развития. - 2021.- № 1 (45). - С. 167-171.

10. Подгорская, С.В. Актуальные проблемы финансово-экономического обеспечения развития сельских территорий : монография / С.В. Подгорская, Т.А. Мирошниченко; ФГБНУ ФРАНЦ. - Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного Федерального университета. - 2022. - 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.