Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кункель Виталий Егорович

В условиях роста темпов урбанизации в Российской Федерации становятся актуальными вопросы сохранения сельских территории и сокращения оттока сельского населения. Социально развитые и экономически устойчивые сельские территории являются гарантией независимости и продовольственной безопасности страны. В связи с этим решение проблем сельских территорий и определение стратегических направлений их развития должно стать приоритетной задачей национальной политики Российской Федерации. Автором затронуты ключевые проблемы реализации концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на уровне субъектов, предложены пути их решения, определены перспективы развития сельских территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кункель Виталий Егорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

ный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22430993 (дата обращения: 10.09.2019).

9. Малахова, О.Б. Государственное регулирование региональных социально-экономических систем приграничных территорий» / О.Б. Малахова // Вестник ОГУ. - 2008. - № 6. - С. 29-34.

10. Меньшикова, В.И. Факторы устойчивого развития регионов России (книга 10) / В.И. Меньшикова / Под общ. ред. С.С. Чернова. -Новосибирск, 2011. - С. 115-122.

11. Сандомирская, И.К. Принципы управления устойчивым развитием приграничных регионов / И.К. Сандомирская [Электронный ресурс]. - URL: https://еlibrary.ru/itеm.asp?id=21203856 (дата обращения: 10.09.2019).

УДК 314.15.015

Кункель Виталий Егорович

Перспективы развития сельских территорий в современной России

Аннотация. В условиях роста темпов урбанизации в Российской Федерации становятся актуальными вопросы сохранения сельских территорий и сокращения оттока сельского населения. Социально развитые и экономически устойчивые сельские территории являются гарантией независимости и продовольственной безопасности страны. В связи с этим решение проблем сельских территорий и определение стратегических направлений их развития должно стать приоритетной задачей национальной политики Российской Федерации. Автором затронуты ключевые проблемы реализации концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на уровне субъектов, предложены пути их решения, определены перспективы развития сельских территорий.

Ключевые слова: сельские территории, комплексное развитие сельских территорий, государственная программа, качество жизни сельского населения.

В настоящее время Правительством Российской Федерации утверждена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [1], в соответствии с которой Россия должна войти в пятёрку мировых лидеров по уровню социально-экономического развития. Как известно, развитие государства невозможно обеспечить при неэффективно функционирующем агропромышленном комплексе. Состояние сельских терри-

торий является одним из ключевых индикаторов эффективности агропромышленного комплекса, степени её развитости и благоустроенности. В этой связи вопросы сохранения и роста потенциала сельских территорий вошли в проект Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» [2].

Стоит отметить, что к началу 2020 г. должен быть разработан новый проект государственной программы Российской Федерации по развитию сельских территорий [3], что обусловливает необходимость поиска новых подходов и направлений к обеспечению устойчивого развития сельских территорий, которое в сложившейся сельской социально-экономической территориальной системе возможно только на основе применения новых технологий и инноваций. При этом инновации рассматриваются в широком смысле: и как внедрение современного оборудования и технологий, и как внедрение передовых методов управления, организации и осуществления необходимых институциональных преобразований.

31 мая 2019 г. в г. Барнауле прошел форум «Устойчивое развитие сельских территорий - потенциал развития РФ», на котором впервые был представлен проект государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий на 2020-2025 годы», утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации № 696 [3]. Программа комплексного развития сельских территорий будет реализовы-ваться в России, начиная с 1 января 2020 г. [4].

Для Алтайского края это очень значимая программа, так как доля сельского населения, по данным Алтайкрайстата, по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 43,3% [5].

Главными целями новой программы комплексного развития сельских территорий являются:

- сохранение доли сельского населения на уровне не ниже 25,3%. На 2017 г. эта доля составляла 25,7% (37 млн человек). Предполагается, что она снизится до целевых 25,3% уже в 2020 г. и останется на этом уровне;

- повышение уровня доходов и жилищных условий на селе. Так, среднемесячные располагаемые ресурсы сельских домохозяйств должны к 2025 г. достичь уровня в 80% от городских (67% в 2017 г.);

- повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 50% в 2025 г (в 2017 г. (базовый год) 32,6%).

Ресурсное обеспечение государственной программы представлено в таблице 1.

Таблица 1. - Ресурсное обеспечение государственной программы на период 2020-2025 гг.

Всего - 2288,0 млрд руб.

Федеральный бюджет, млрд руб. 1 061,1 ВЦП «Аналитическая и информационная поддержка комплексного развития сельских территорий» 0,4

ВПЦ «Обеспечение государственного мониторинга сельских территорий» 0,4

Бюджеты субъектов РФ, млрд руб. 174,0 ВПЦ «Современный облик сельских территорий» 690,0

ВП «Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях» 90,0

ВП «Развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях» 8,2

В небюджетные источники, млрд руб. 1052,9

ВП «Благоустройство сельских территорий» 122,3

ВП «Содействие занятости сельского населения» 317,9

ВП «Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений» 1058,5

Общий объём финансового обеспечения Государственной программы - 2 288,0 млрд руб., в том числе за счёт средств:

- федерального бюджета - 1 061,1 млрд руб.;

- бюджетов субъектов РФ - 174,0 млрд руб.;

- внебюджетных источников - 1052,9 млрд руб. Госпрограмма включает часть мероприятий, которые в настоящее

время реализуются в подпрограмме «Устойчивое развитие сельских территорий» и дополнена новыми мероприятиями.

Для достижения поставленных целей определено направить усилия на улучшение жилищных условий граждан, содействию занятости граждан на селе и благоустройство сельских территорий.

В рамках программы наиболее объёмная по финансированию и значимости - это ведомственный проект «Развитие жилищного строительства на сельских территория и повышение уровня благоустройства домовладений», в рамках которого выделяется 1 058,5 млрд рублей. Целями данного проекта является: обеспечить не менее 200 тыс. семей доступным жильём на сельских территориях с использованием ипотечного кредита; построить (приобрести) оборудованного всеми видами благоустройства жилья для 25,5 тыс. граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий; повысить уровень благоустройства не менее 424 тыс. домохозяйств (семей); создать условия для строительства жилья, обеспечив подведение инженерных коммуникаций, дорог, благоустройство 1317 площадок под компактную жилищную застройку.

Следующий проект по значимости - это ведомственный проект «Содействие занятости населению» с объёмом финансирования 317,9 млрд руб., целями которого является содействие занятости и привлечению кадров на село, а также увеличение числа высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики и увеличение численности занятых в сегменте малого и среднего предпринимательства.

Реализация проекта позволит: достичь уровня занятости сельского населения трудоспособного возраста 80% в 2025 г. (2017 г. (базовое значение) 71,75); снизить уровень безработицы сельского населения трудоспособного возраста до 5,7% в 2025 г. (2017 г. (базовое значение) 8,4%).

Третьим по значимости проектом в рамках программы комплексного развития сельских территорий - это проекты «Благоустройство сельский территорий» и «Современный облик сельских территорий» с объёмом финансирования 122,3 и 690,0 млрд руб. соответственно.

Реализация проектов по благоустройству сельских территорий с участием жителей сельских территорий, планируется, что до 2025 г. включительно будет обеспечена реализация не менее 42,25 тыс. проектов по благоустройству сельских территорий.

При успешной реализации проекта «Современный облик сельских территорий» будут достигнуты следующие результаты: доведение доли сельских населенных пунктов, имеющих доступ к информационно телекоммуникационной сети «Интернет», до 95,5; сокращение среднего радиуса доступности сельскому населению фельдшерско-акушерских пунктов до 6 км; доведение уровня обеспеченности сельского населения питьевой водой до 80%.

Реализация предложенного впервые Правительством Российской Федерации комплексного подхода к решению проблем сельских жителей и сельских территорий на период 2020-2025 гг. позволит значительно повысить комфортность проживания в сельской местности, за счёт повышения качества и доступности первичной медико-санитарной помощи - улучшить состояние здоровья сельского населения, развивать сельскую экономику через малые и средние крестьян-ско-фермерские хозяйства, обеспечить сельским жителям благоустроенный уровень жизни, снизить миграционные процессы, а именно отток населения в города, тем самым сохранить и развить культурный потенциал сельских территорий, и в целом снизить социальную напряжённость как в Алтайском крае так и по России в целом.

Осуществление намеченных программ и мероприятий позволит решить множество социально-экономических проблем, в том числе обеспечить инфраструктурное развитие сёл, создать рабочие места, сделать комфортным и престижным проживание в сельской местности, что особенно актуально для жителей Алтайского края, где почти половина населения проживает в сельской местности.

Библиографический список

1. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р (ред. от 28.09.2018) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ (дата обращения: 08.09.2019).

2. О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»: Постановление Правительства РФ от 15.07.2013 г. № 598, (ред. от 02.08.2017, 12.10.2017) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149879/ (дата обращения: 08.09.2019).

3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 г. № 696 [Электронный ресурс]. - URL: http://static.government.ru/media/ files/aNtAARsD8scrvdizD7rZAw0FaFjnA79v.pdf (дата обращения: 08.09.2019).

4. Перечень поручений по итогам рабочей поездки в Ставропольский край [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/ acts/assignments/orders/59014 (дата обращения: 08.09.2019).

5. Управление федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай [Электронный ресурс]. -URL: https://akstat.gks.ru/ (дата обращения: 08.09.2019).

УДК 336.717

Пилипенко Даниил Максимович

Сбалансированная банковская политика, формирование банковских пассивов

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы сбалансированности банковской политики и роли процесса формирования пассивов банков как основного фактора стабильности развития банковской системы. Наблюдающаяся в последнее время нестабильность на финансовом рынке связана, прежде всего, с тем, что пассивы банков, которые во многом наращивались бессистемно, привели к финансовой нестабильности данных финансовых организаций. Результатом данного процесса является формирование рисков у всего банковского сектора, что в свою очередь вытекает из несбалансированных действий в области банковской политики.

Ключевые слова: сбалансированная банковская политика, пассивы банков, активы банков, эффективность банковской системы, конкуренция.

Рассмотрение проблем сбалансированности банковской политики в реалиях современной российской экономики является достаточно актуальным потому, что в последнее время российская банковская система подвержена рискам как внутреннего, так и внешнего характера. В этой связи представляется важным формирование такой банковской системы внутри страны, которая будет в наименьшей степени подвергаться влиянию извне, хотя понятно, что полного «изоляционного» благополучия в сфере банковского сектора быть не может.

В развивающихся тенденциях санкционного давления на Российскую Федерацию (далее - РФ) перед экономикой страны в целом и перед банковским сектором в частности встают новые задачи, которые помогут сформировать стабильную банковскую политику и позволят максимально добиться эффекта сбалансированности и эффективности функционирования банковской системы [3, с. 1087].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.