СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Развитие санаторно-курортной системы
в Республике Башкортостан
1 2 Шарипов И. М. , Салахутдинова Р. Р.
1Шарипов Ильяс Маратович /Бкаг1роу Пуаз Мага1оу1ек - студент;
2Салахутдинова Риля Ринатовна /Salahutdinova Rilya Rinatovna - кандидат социологических
наук, доцент, профессор, кафедра экономической теории и социально-экономической политики, факультет государственного и муниципального управления, Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан, г. Уфа
Аннотация: в данной статье рассматривается проблема развития лечебно-профилактических учреждений в Республике Башкортостан. Предпринята попытка выявления определенных направлений для перспективного развития санаторно-курортной системы в Республике Башкортостан.
Ключевые слова: санаторно-курортные учреждения, здравоохранение, услуга, курортная инфраструктура, частно-государственное партнерство, государственная политика.
Здравоохранение является отраслью профессиональной деятельности и одновременно отраслью общественного хозяйства, которая обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, таких как сохранение и восстановление здоровья членов общества и развитие трудового потенциала. В деятельности здравоохранения Республики Башкортостан важное место занимают профилактика и медицинская реабилитация [1, а 16].
Развитие лечебно-профилактических учреждений сегодня является проблемой весьма актуальной. Социально-экономическая эффективность оказываемых санаторно-курортных услуг характеризуется снижением заболеваемости населения, увеличением продолжительности жизни, снижением трудовых потерь, снижением травматизма. Санаторно-курортное дело в Республике Башкортостан традиционно является составной частью государственной политики и важным разделом национальной системы здравоохранения. Внимание к проблемам организации санаторно-курортного лечения населения во многом обусловлено многообразием и богатством природных лечебных ресурсов республики.
Следует подчеркнуть, что для рационального использования богатых природных ресурсов нашей республики, для повышения эффективности деятельности санаторно-курортных учреждений, необходимо обозначить ряд существующих проблем и пути их реализации.
Реализация «Программы развития санаторно-курортной системы Республики Башкортостан на 2002-2010 годы» позволила улучшить экономическое состояние санаторно-курортной системы РБ, способствовала сохранению и рациональному использованию природных лечебных ресурсов, развитию курортной инфраструктуры. В результате реализации данной Программы, участвующие в ней санаторно-курортные учреждения, добились повышения качества санаторно -курортных услуг и дальнейшего повышения конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках [5, а 256].
Согласно анализу динамики изменения количества санаторно-курортных организаций Российской Федерации и Приволжского федерального округа за 2002-2013 гг. наблюдается снижение количества санаторно-курортных организаций в целом по России
на 21,56%. Однако, наибольшее число санаторно-курортных организаций на 2013 год насчитывается в Республике Башкортостан - 78 (таблица 1) [6, с. 46].
Таблица 1. Динамика изменения количества санаторно-курортных организаций субъектов Приволжского федерального округа*
Регион 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Темп роста
Российская Федерация 2347 2259 2333 2173 2148 2118 2147 1997 1945 1959 1905 1841 78,44
Приволжский федеральный округ 540 518 507 492 484 489 512 462 448 447 445 428 79,26
Республика Башкортостан 79 82 82 84 80 81 89 80 79 77 82 78 98,73
Республика Марий Эл 17 18 18 18 19 19 18 15 17 17 15 15 88,24
Республика Мордовия 11 11 12 11 11 12 12 12 11 11 10 10 90,91
Республика Татарстан 57 58 60 52 52 51 52 50 48 48 47 46 80,70
Удмуртская Республика 33 32 31 32 32 32 34 34 32 34 33 32 96,97
Чувашская Республика 19 19 21 21 21 20 25 21 19 21 19 17 89,47
Пермский край 74 67 67 65 58 61 60 53 48 46 46 45 60,81
Кировская область 30 24 25 22 21 20 21 17 17 17 17 17 56,67
Нижегородская область 56 54 46 44 42 43 44 41 41 41 40 41 73,21
Оренбургская область 44 40 37 33 33 35 34 30 29 30 29 25 56,82
Пензенская область 22 18 17 17 17 19 18 18 16 16 16 15 68,18
Самарская область 57 53 49 47 53 53 63 49 49 48 48 42 73,68
Саратовская область 21 22 19 23 24 23 23 23 23 22 23 23 109,52
Ульяновская область 20 20 23 23 21 20 19 19 19 19 20 22 110,00
Необходимо отметить, что снижение количества санаторно -курортных организаций влечет за собой сокращение и их разнообразия, что уменьшает возможность разнопрофильного лечения и оздоровления, к тому же услуги, которые получает человек в данных учреждениях, способны повышать качество здоровья в 2-2,5 раза [3, с. 45].
Следующим показателем, характеризующим развитие рынка санаторно-курортных услуг, является численность размещенных лиц в санаториях (таблица 2).
Таблица 2. Численность размещенных лиц в санаторно-курортных организациях Приволжского округа за 2002-2013 гг. * (тысяч человек)
Субъекты ПФО 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Темп роста
Российская Федерация 4 953 4 961 5 473 5 941 6 085 6 071 6 356 5 775 5 674 5 733 5 751 5 675 115
Приволжский федеральный округ 960 940 1 075 1 171 1 232 1 346 1 426 1 199 1 189 1 270 1 242 1 236 129
Республика Башкортостан 155 167 187 210 225 243 255 230 227 238 240 256 165
Республика Марий Эл 32 34 38 42 52 48 42 37 41 46 42 43 133
Республика Мордовия 16 14 16 19 19 20 22 19 19 19 18 20 127
Республика Татарстан 116 116 146 162 151 168 162 140 132 163 159 141 122
Удмуртская Республика 56 53 57 79 84 94 88 76 82 92 81 96 171
Чувашская Республика 39 33 43 56 54 70 68 61 64 64 50 53 136
Пермский край 128 130 141 132 144 138 143 130 124 144 139 132 103
Кировская область 63 54 63 66 70 71 73 69 67 70 69 65 102
Нижегородская область 87 84 87 94 103 124 190 95 103 108 112 112 129
Оренбургская область 55 44 47 38 48 67 57 53 54 50 48 49 90
Пензенская область 33 31 35 45 40 45 39 40 35 50 43 39 118
Самарская область 107 106 119 115 130 142 170 140 130 134 141 126 117
Саратовская область 33 32 52 66 64 68 71 66 57 52 52 54 166
Ульяновская область 40 41 45 46 48 50 47 43 53 43 47 51 128
Анализ данных таблицы свидетельствует о том, что численность размещённых лиц в санаторно-курортных организациях Российской Федерации и Приволжского федерального округа выросла на 15% и 3% соответственно. Лидерами являются республика Башкортостан и Саратовская область, число размещенных в санаторно-курортных организациях лиц в данных регионах увеличилось на 65% и 66% соответственно [6, c. 56].
Таким образом, вышеуказанные показатели, дают нам право утверждать, что деятельность санаторно-курортных учреждений за последние десять лет продвигается весьма эффективно и продуктивно. Однако ни одна система в мире не является совершенной, именно поэтому, согласно Подпрограмме «Развитие медицинской реабилитации и санаторно -курортного лечения» Программы Республики Башкортостан «Развитие здравоохранения» 2013 -2020 гг., выделяют следующие мероприятия:
Рассмотрение проектов частно -государственного партнерства в области санаторно-курортной системы, в целях совершенствования региональной инвестиционной политики и внедрения эффективных форм и механизмов интеграции усилий органов исполнительной власти и субъектов бизнес-сообщества по привлечению финансовых ресурсов в развитие социально -экономической сферы [7, с. 202].
Рассмотрение проектов по снижению стоимости путевки в то или иное санаторно-оздоровительное учреждение. Цена путевки на санаторно-курортное лечение складывается из различных факторов: возраст, методы и виды лечения, питание, проживание и т.д. Средняя стоимость одного дня взрослой путевки санаторно-курортного лечения составляет 1500-8000 тысяч рублей. На сегодняшний день минимальный размер оплаты труда составляет 7500 руб., а средняя заработная плата по Республике Башкортостан 25200 руб. Если учесть, что в среднем курс лечения составляет 21 день, то путевка обойдется в круглую сумму [4, с. 27].
Увеличение финансирования и расширение перечня заболеваний, подлежащих направлению на долечивание в санатории. Для выполнения данной задачи в рамках программы «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям» создаются «Центры медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения», которые в свою очередь, требуют дополнительного финансирования [5, с. 178].
Развитие системы государственного регулирования и координации в сфере курортного дела и медицинской реабилитации на республиканском и муниципальных уровнях. Курортное дело в Республике Башкортостан призвано реализовать профилактику, лечение и реабилитацию, восстановление трудоспособности населения республики. Наиболее эффективным путем развития санаторно-курортного комплекса региона является программно -целевой подход к развитию туризма и санаторно-курортного обслуживания в регионе. На сегодняшний день разработан пилотный проект «Золотое кольцо Башкортостана» во исполнение Постановления Правительства РБ №191 от 31.07.13 г. О республиканской целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма, государственная поддержка самодеятельного туристского движения в Республике Башкортостан на 2012 -2016 гг.» [2, с. 17].
Создание единых стандартов и клинических протоколов санаторной помощи и медицинской реабилитации в санаториях РБ, основанные на Федеральных стандартах.
Организация центров и школ здоровья, школ здорового образа жизни в санаторно-курортных учреждениях.
Таким образом, за последние годы в Республике Башкортостан создана стройная, механизированная система санаторно-курортной сферы, развитие которой является частью государственной политики Главы и Правительства Республики Башкортостан. Необходимо сохранение исторически сложившегося в республике использования курортов в первую очередь для целей медицины. Именно поэтому актуальность обозначенных выше направлений определяется высокой социально-экономической значимостью санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации в восстановлении здоровья и сохранении трудоспособности граждан.
Литература
1. Андреева Н. Г. Развитие санаторно-курортной системы в Республике Башкортостан // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2007. № 37. С. 16-26.
2. Исмагилов Н. А., Сафина Е. Н. Современное состояние внутреннего туризма в России и Республики Башкортостан // Вестник УГУЭС, 2012. № 1. С. 15-36.
3. Карпович Ю. В., Лепехина Т. Л., Оборин М. С. Курортное лечение как форма инвестирования в капитал здоровья // Вестник Пермского университета, 2015. № 4 (27). С. 43-56.
4. Ямалетдинова З. Т. Проблемы развития санаторно-курортных комплексов в современных условиях // Проблемы современной экономики, 2010. № 2 (34). С. 26-29.
5. Программа Республики Башкортостан. Развитие здравоохранения. «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 2599-р на 2013 - 2020 годы, 312 с.
6. Анализ рынка санаторно-курортных услуг в России в 2011-2015 годы, прогноз на 2016-2020 годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: businesstat.ru/ (дата обращения: 02.10.2016).
7. Дополнительные и обосновывающие материалы к государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.static-2.rosminzdraw.ru/ (дата обращения: 02.10.2016).
Власть в междисциплинарном понимании социально-гуманитарного знания Латыпов И. А.
Латыпов Ильяс Альбертович /ЬаИроу 11уаз Л1Ьвг1оу1ск - студент, кафедра философии и социологии, Высшая школа социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, г. Архангельск
Аннотация: в статье рассматриваются основные подходы к пониманию власти различных социально-гуманитарных дисциплин. Автор пытается выделить плюсы и минусы представленных определений и делает акцент на некоторых атрибутах. Проведенный анализ позволяет сделать определенные выводы и рекомендации. Ключевые слова: власть, социология, философия, история, насилие, социальные отношения, субъект власти.
Власть является объектом исследований многих областей социально -гуманитарного знания. История изучает власть в историческом процессе, философия изучает суть и природу власти, социологии власть интересна в качестве субъекта общественных отношений. Существует множество подходов к пониманию феномена власти, но в междисциплинарном рассмотрении возникают вопросы по поводу их соотнесения и поиска универсальных категорий, которые могли бы быть применимы всеми дисциплинами. Для того чтобы определить общее понимание власти, необходимо сначала провести анализ различных теорий и выявить некоторые атрибуты власти и ее назначение.
Еще до институциализации различных дисциплин мыслители античных веков, так или иначе, затрагивали проблему власти. Конкретных трудов по данной теме не было, но проблема власти обсуждалась в контексте практически ориентированной проблематики положения дел в государстве. Одной из первых специализированных работ по проблеме власти вполне можно назвать «Государь» Н. Макиавелли. Конечно, она не посвящена рассмотрению власти в философском и, тем более, социологическом понимании. Данная работа представляет, прежде всего, практический справочник правителю того времени.