Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ САМОЗАНЯТОСТИ В РЕГИОНАХ: ЗАДАЧИ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ САМОЗАНЯТОСТИ В РЕГИОНАХ: ЗАДАЧИ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОЗАНЯТЫЙ ГРАЖДАНИН / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поличка Нина Петровна, Федорова Екатерина Анатольевна

В статье предлагается технология построения в регионах постоянно действующей системы расширенного воспроизводства самозанятых граждан, которая необходима для реализации федерального проекта «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SELF-EMPLOYMENT IN THE REGIONS: CHALLENGES FOR THE EDUCATION SYSTEM

The article proposes the technology for creating a permanent system of expanded reproduction of workforce especially self-employed citizens in the regions, which is necessary for the implementation of the federal project "Creating favorable conditions for self-employed citizens" as a part of national project "Small and Medium-sized Businesses and support for individual entrepreneurial initiatives".

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ САМОЗАНЯТОСТИ В РЕГИОНАХ: ЗАДАЧИ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 2 (29). Июнь 2021 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 374.7

DOI 10.51955/2312-1327_2021_2_214

РАЗВИТИЕ САМОЗАНЯТОСТИ В РЕГИОНАХ: ЗАДАЧИ ДЛЯ

СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Нина Петровна Поличка, https://orcid.org/0000-0001-7395-1809 доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук Дальневосточный научный центр местного самоуправления,

ул. Запарина, д. 30 Хабаровск, 680000, Россия npolichka@mail.ru

Екатерина Анатольевна Федорова, https://orcid.org/0000-0001-8840-8235 кандидат экономических наук Министерство экономического развития Хабаровского края,

ул. Муравьева-Амурского, д. 19 Хабаровск, 680002, Россия ekfedorova@gmail.com

Аннотация. В статье предлагается технология построения в регионах постоянно действующей системы расширенного воспроизводства самозанятых граждан, которая необходима для реализации федерального проекта «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Ключевые слова: самозанятый гражданин, федеральный проект, система образования.

DEVELOPMENT OF SELF-EMPLOYMENT IN THE REGIONS: CHALLENGES FOR THE EDUCATION SYSTEM

Nina P. Polichka https://orcid.org/0000-0001-7395-1809 Doctor of Sciences in Pedagogy, Candidate of Sciences in Physics and Mathematics Far Eastern Scientific Center of Local Self-Government

30, Zaparina Str. Khabarovsk, 680000, Russia

Ekaterina A. Fedorova https://orcid.org/0000-0001-8840-8235 Candidate of Sciences in Economy Ministry of Economic Development of the Khabarovsk Territory

19, Muravyova-Amurskogo Str. Khabarovsk, 680002, Russia

© Н.П.Поличка, Е.А.Федорова, 2021

Abstract. The article proposes the technology for creating a permanent system of expanded reproduction of workforce especially self-employed citizens in the regions, which is necessary for the implementation of the federal project "Creating favorable conditions for self-employed citizens" as a part of national project "Small and Medium-sized Businesses and support for individual entrepreneurial initiatives".

Keywords: self-employed citizen, federal project, education system

Введение

Развитие самозанятости в регионах: состояние и проблемы

Самозанятость как новая форма трудовой деятельности граждан возникла в связи с принятием Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» [Федеральный закон... от 27.11.2018 N 422-ФЗ, 2018] (далее - закон № 422). Граждан, которые без регистрации в налоговом органе осуществляют предпринимательскую деятельность и уплачивают налог на профессиональный доход, принято сегодня называть самозанятыми гражданами.

Впервые задача о развитии самозанятости в регионах была поставлена в федеральном проекте «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности» [Паспорт национального., 2018], который входил в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Планировалось обеспечить рост числа самозанятых граждан до 2400 тыс. чел. к 2024 году без каких-либо специальных мероприятий для побуждения граждан к самозанятости и, соответственно, бюджетных средств. Вероятно, у авторов проекта сложилось мнение, что достаточно принять федеральный закон о введении налога на профессиональную деятельность и народ массово пойдёт регистрироваться в качестве самозанятых и именно в таких масштабах, которые они запланировали. Возможно, это и так, но это была лишь гипотеза, которая требовала своего подтверждения.

Для реализации данного федерального проекта в регионах страны органы государственной власти субъектов федерации разработали и приняли аналогичные региональные проекты без мероприятий и финансирования, но с весьма масштабными планами, см. таблицу 1.

Таблица 1 - Информация с официальных сайтов органов государственной власти Дальневосточного федерального округа (июль 2020)

Субъекты федерации ДФО Количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус, с учетом введения налогового режима для самозанятых (человек, нарастающим итогом)

2020 год 2021 год 2022 год 2023 год 2024 год

Амурская область 3000 7000 9000 11000 13000

Еврейская АО 1000 2000 2000 3000 3000

Камчатский край 1000 2000 3000 4000 5000

Приморский край - 9100 18600 25700 32400

Саха (Якутия) - 4600 9400 13000 16400

Хабаровский край - 6700 13500 18700 23600

Чукотский АО - - - - 1000

Сахалинская область 4600 7100 7800 8300 8900

Однако, ни один субъект федерации Дальневосточного федерального округа из таблицы 1, который поставил себе план на 2020 год по количеству самозанятых граждан, его не выполнил, что следует из данных сайта Федеральной налоговой службы [Статистика., 2020], представленных в таблице 2.

Таблица 2 - Информация Федеральной налоговой службы о выполнении планов по количеству зарегистрированных самозанятых в регионах Дальневосточного федерального округа

Субъект федерации ДФО План по количеству самозанятых на 2020 Факт по итогам 2020 года

Всего человек физические лица индивидуальные предприниматели

Амурская область 3000 3 071 2 621 450

Еврейская АО 1000 489 410 79

Камчатский край 1000 1 148 964 184

Сахалинская область 4600 3 885 3 496 389

Что касается Амурской области и Камчатского края, то они «дотянули» до плановых цифр только за счёт того, что уже существовавшие в регионах индивидуальные предприниматели перешли на другой налоговый режим и стали платить налог на профессиональную деятельность.

Таким образом, статистика доказала, что в существующем виде федеральный проект «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности» [Федеральный проект., 2020] и соответствующие ему региональные проекты неэффективны и требуют корректировки.

Вероятно, данная проблема была осознана на федеральном уровне, поскольку с 2021 года национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [Паспорт национального проекта., 2018] был переформатирован и с 01.01.2021 включает в себя федеральный проект «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами» [Паспорт федерального проекта., 2021] с большим перечнем мероприятий и финансированием более 1 млрд рублей из федерального и региональных бюджетов. В том числе запланировано получение результата:

1.6 Самозанятым гражданам обеспечено предоставление комплекса информационно-консультационных и образовательных услуг организациями инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и

федеральными институтами развития (центрами компетенций) в оффлайн и онлайн форматах [Паспорт федерального проекта..., 2021].

На финансовое обеспечение данного проекта только в 2021 году запланировано 438 544,5 тыс. рублей в федеральном бюджете [Паспорт федерального проекта., 2021].

Однако смогут ли организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и федеральные институты развития (центры компетенций) решить эту задачу в должном объёме и при таком финансовом обеспечении? Данные сомнения имеют под собой основания, поскольку результаты реализации другого федерального проекта «Популяризация предпринимательства» [Паспорт национального проекта., 2018], также входящего в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [Паспорт национального проекта ..., 2018], показали, что побуждать граждан к занятию предпринимательской деятельностью - это весьма дорогое и трудозатратное мероприятие.

В ходе реализации федерального и соответственно региональных проектов «Популяризация предпринимательства» решалась задача «Выявление предпринимательских способностей и вовлечение в предпринимательскую деятельность лиц, имеющих предпринимательский потенциал и (или) мотивацию к созданию собственного бизнеса», и в качестве результата учитывалось:

1. Количество физических лиц - участников регионального проекта.

2. Количество человек, обученных основам ведения бизнеса, финансовой грамотности и иным навыкам предпринимательской деятельности в рамках регионального проекта.

3. Количество созданных субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП).

Следовательно, зная объём бюджетных средств, потраченных на решение данной задачи, можно посчитать ресурсные затраты на создание (регистрацию) 1 (одного) нового субъекта МСП, а именно:

— финансовое обеспечение;

— количество участников, вовлечённых в проект;

— количество обученных основам бизнеса участников проекта.

В таблице 3 приведены данные об итогах реализации региональных проектов «Популяризация предпринимательства» в 2019 году четырёх субъектов федерации Дальневосточного федерального округа (далее - ДФО) и расчёт средних значений ресурсных затрат на одного вновь созданного субъекта МСП.

Таблица 3 - Итоги реализации в субъектах федерации ДФО регионального проекта «Популяризация предпринимательства в 2019 году»

Субъект федерации

о ^

Я Ё

и 8 —

о ° «

о & <и

к с ч

аеб X к ^ щ Л

е е

С о

е

б

О

к

е

и /->

О И

и 8

к и

х

т

о и ей (Г (Г ^

уа

о (в

ч

о «

кт е

о

р

с

,к а а

в с

е о е

в н н

о с з

л о и

е ч х б

о и 3 н н ния

ч е е

о ч д е в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К у б о

Л

ю о X ю

о

14

ч о

и

о &

е ъ

б у

о

й Л X X

с

С

« й

д

СО

о о

Ресурсные затраты на 1 (одного) вновь созданного субъекта МСП

Финансовое обеспечение (тыс.) Кол-во участников проекта (чел) Кол-во обученных основа м бизнеса (чел)

164,00 55 7,14

131,00 56 10,4

97,00 23 11

132,7 55 10,1

131 47 10

Хабаровский край

13 608,00

4663

600

84

2

3

4

Сахалинская область

4 712,00

2036

375

36

Камчатский край

6 500,00

1575

398

67

Приморский край

14 600,00

6086

1114

110

Среднее значение

1

Если принять за аксиому, что самозанятость - это частный случай предпринимательства, его «начальная школа», то для увеличения количества самозанятых необходимы те же механизмы и ресурсы, что и для создания новых субъектов предпринимательской деятельности. Это означает, что для разработки стратегии и тактики развития самозанятости в конкретном регионе целесообразно использовать средние значения ресурсных затрат на «создание» одного субъекта МСП. Таким образом, имея плановый показатель по количеству зарегистрированных самозанятых N человек, для его достижения:

— необходимо бюджетных средств - N х 131 тыс. рублей;

— в мероприятиях проекта должно участвовать N х 47 человек;

— в образовательных программах должно участвовать N х 10 человек.

При этих условиях ставка на созданную в регионах инфраструктуру

поддержки малого и среднего предпринимательства - Центры «Мой бизнес» и тем более на федеральные институты развития, доказавших свою неэффективность, представляется весьма спорной. А значит необходимы другие организационные решения для вовлечения граждан в самозанятость.

Материалы и методы

В процессе написания статьи был проведен анализ федеральных законов, регулирующих самозанятость, национальные проекты, программы, имеющие отношение к теме исследования, а также практики их применения и реализации. Материалом исследования также послужили: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя

редакция), Национальный проект «Образование», Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» и другие федеральные законы, правовые акты федерального и регионального характера, регулирующие деятельность самозанятых. Методика анализа всех вышеперечисленных актов базировалась на изучении правовых и организационных основ встраивания в содержание как общего, так и профессионального образования задач развития предпринимательства и самозанятости.

Предложенный подход к построению в регионах постоянно действующей системы расширенного воспроизводства самозанятых граждан позволяет интегрировать национальные проекты «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и «Образования» и за счёт этого получить синергетический эффект и существенно повысить эффективность бюджетных расходов для развития института самозанятости в регионе.

Другое решение для развития самозанятости в регионах

Представляется, что для развития самозанятости в регионе должна существовать постоянно действующая система воспроизводства (желательно расширенного) самозанятых граждан, имеющая следующие характеристики:

1) в системе в больших количествах имеются потенциальные самозанятые граждане;

2) в систему можно встроить процессы популяризации и обучение самозанятости, не нарушая функциональных основ её деятельности;

3) система имеет собственные ресурсы для популяризации и обучения потенциальных самозанятых, что позволит ей продолжать данную деятельность после завершения федерального проекта.

Всем этим характеристикам одновременно удовлетворяет существующая в стране многоуровневая система образования. К тому же в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Федеральный закон .от 29.12.2012 N 27Э-ФЗ, 2012]: образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [Федеральный закон .от 29.12.2012 N 27Э-ФЗ, 2012].

Это означает, что система образования страны должна в меру своих специфических возможностей участвовать в решении актуальных задач, поставленных государством (органами государственной власти), тем более что положительный опыт такого участия уже имеется.

Немного истории

Ярким примером участия системы образования в решении актуальных государственных задач развития может служить компьютеризация страны, которая началась с Постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 28 марта 1985 года № 271 «О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс» [Постановление.« О мерах по обеспечению компьютерной грамотности ., 1985] (далее - Постановление), в преамбуле которого написано:

«В соответствии с постановлением апрельского (1984 год) Пленума ЦК КПСС «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы», общегосударственной программой создания, развития производства и эффективного использования вычислительной техники и автоматизированных систем ставится задача обеспечения компьютерной грамотности молодежи. Решение этой задачи требует осуществления неотложных мер по введению информатики и вычислительной техники в учебный процесс в общеобразовательных школах, средних профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях» [Постановление «О мерах по обеспечению компьютерной грамотности ., 1985].

Далее в Постановлении следовали конкретные задания:

— Государственному комитету СССР по науке и технике;

— Академии наук СССР;

— Академии педагогических наук СССР;

— Госплану СССР;

— Министерству просвещения СССР;

— Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию;

— Министерству высшего и среднего специального образования СССР;

— ЦСУ СССР;

— Министерству радиопромышленности;

— Министерству электронной промышленности;

— Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам;

— Министерству финансов СССР;

— ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ [Постановление «О мерах по обеспечению компьютерной грамотности ., 1985], что может служить примером межведомственного взаимодействия разных министерств и ведомств в решении актуальной задачи развития страны.

Уже через 5 месяцев после принятия Постановления, то есть с 1 сентября 1985 года, во всех школах, техникумах и вузах страны началось преподавание нового учебного предмета «Основы информатики и вычислительной техники», о котором ещё год назад никто ничего не знал в системе образования. В 1989 году была разработана Концепция развития информационного общества в стране, а в 1990 году принята государственная программа «Информатизация России». Вероятно поэтому в национальную программу «Цифровая экономика

Российской Федерации» [Национальная программа «Цифровая., 2019] не пришлось разрабатывать и включать федеральный проект «Популяризация цифровизации».

Стратегические, правовые и организационные основы встраивания в систему образования задачи о развитии предпринимательства и самозанятости

В настоящее время одним их главных стратегических документов, направленных на развитие системы образования в России, является национальный проект «Образование» [Паспорт национального проекта «Образование»., 2018], включавший в себя 10 федеральных проектов в 2018 году, а в 2021 году реализуется 7 федеральных проектов (в 2020 году завершились 4 проекта + 1 добавился в 2021 году), 3 их которых коррелируют с задачей по обучению подрастающего поколения предпринимательству и самозанятости. Это:

— федеральный проект «Современная школа» [Федеральный проект «Современная школа»., 2018], включающий в себя «...обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология»»;

— федеральный проект «Успех каждого ребенка» [Федеральный проект «Успех., 2018] и федеральный проект «Социальная активность», которые содержат задачу «формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся» [Федеральный проект «Социальная активность»., 2018].

Под самоопределением личности будем понимать процесс и результат сознательного выбора личности собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах [Грицанов, 2003], который, очевидно, должен включать в себя самоопределение в профессиональной и трудовой деятельности, которое, в свою очередь, может быть представлено следующей блок-схемой.

Схема 1 - Самоопределение в профессиональной и трудовой деятельности

В этом случае знание о самозанятости как одной из стратегий трудовой деятельности человека должно входить в содержание как общего, так и профессионального образования.

Возможно поэтому Президент России Владимир Путин по итогам встречи с представителями общественности в Череповце дал поручение Пр-647, п.3б) [Перечень поручений., 2020] в срок до 1 сентября 2020 года «Минпросвещения России представить предложения по внедрению в образовательный процесс дополнительных общеобразовательных программ предпринимательской направленности для детей и включению соответствующих курсов в основные общеобразовательные программы в рамках внеурочной деятельности» [Перечень поручений., 2020].

Активное встраивание в содержание образования знаний и умений (компетенций) по предпринимательству началось и в системе среднего профессионального образования. Приказом Министерства просвещения РФ от 17 декабря 2020 года № 747 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования» [Приказ Министерства просвещения РФ от 17 декабря 2020 г., 2020] утвержден перечень обязательных компетенций по 47 специальностям и профессиям (список см. в Приложении), которые должны быть сформированы у выпускников средних профессиональных учебных заведений, дополнен новой

общей компетенцией «планирование предпринимательской деятельности в профессиональной сфере». Более того, Минпросвещения России подготовило новые макеты ФГОС СПО [Разработан новый макет., 2021], по которым планируется уже в 2021 году подготовить 100 новых проектов ФГОС СПО и все они в разделе III.ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, будут содержать указание:

3.2. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях [Разработан новый макет., 2021].

Таким образом, в стратегических и правовых документах системы образования уже поставлены задачи об обучении предпринимательству, а, следовательно, и самозанятости.

Заметим также, что в качестве одной из целевых групп федерального проекта «Популяризация предпринимательства» [Паспорт национального проекта., 2018] определена молодёжь в возрасте от 14 до 17 лет, которая, как правило, находится в системе общего или среднего профессионального образования. И это ещё один аргумент к тому, что региональным министерствам (департаментам), курирующим вопросы образования и развития предпринимательства, не надо ходить параллельными непересекающимися курсами в реализации национальных проектов. Целесообразно скоординировать свою деятельность, что позволит минимизировать бюджетные ресурсы, повысить эффективность их использования, а главное - получить синергетический эффект в развитии предпринимательства и самозанятости в регионе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Образовательная программа «Основы самозанятости и предпринимательства»

Для встраивания в систему образования задачи обучения молодёжи основам предпринимательству и самозанятости, как минимум, необходимы:

— образовательная программа;

— педагогические кадры, способные её преподавать.

Дальневосточный научный центр местного самоуправления (далее -ДВНЦМС) в 2011 году разработал и успешно апробировал в Гимназии № 3 г. Хабаровска образовательную программу «Основы самозанятости и предпринимательства», которая с тех пор преподаётся в ряде школ Хабаровского края в качестве элективного курса и (или) в курсе «Экономика» в профильных классах старшей ступени. В частности:

— по заказу Министерства образования и науки Хабаровского края программа внедрена во всех школах, расположенных в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока;

— по заказу Администрации Вяземского района Хабаровского края программа внедрена во всех школах района.

Для преподавания программы в школах применялась та же технология, что и при внедрении курса «Основы информатики и вычислительной техники». То есть сначала специалисты ДВНЦМС обучали педагогов, изъявивших желание освоить и преподавать новый предмет, а затем обученные педагоги учили детей.

Кроме того, на основе данной программы осуществляется обучение начинающих предпринимателей в различных сферах деятельности, в том числе дошкольного и дополнительного образования, социального обслуживания населения и др.

Содержание образовательной программы «Основы самозанятости и предпринимательства» включает следующие темы:

1. Наёмный труд и самозанятость.

2. Потребности населения как основа для самозанятости.

3. Выбор бизнес-идеи для самозанятости.

4. Правовые основы для конкретных видов самозанятости.

5. Основные этапы организации самозанятости и предпринимательства.

6. Экономические основы самозанятости и предпринимательства.

7. Бизнес-планирование как системное представление («сборка») будущей предпринимательской деятельности.

8. Государственная (муниципальная) поддержка самозанятости и предпринимательства.

Главным отличием данного содержания от традиционных курсов для начинающих по бизнесу заключается в темах 1, 2 и 4, которым в программе уделяется большое внимание. При этом вся традиционная тематика обучения предпринимательству реализуется на самой простой организационно-правовой форме - индивидуальный предприниматель.

В 2019 году образовательная программа ДВНЦМС «Основы самозанятости и предпринимательства» прошла оценку НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», которая осуществлялась по запросу Министерства экономического развития РФ, и в соответствии с Письмом Минэкономразвития России от 30.08.2019 № Д13и-29592 «О Перечне обучающих программ, отобранных Минэкономразвития России» образовательная программа «Основы самозанятости и предпринимательства», разработанная ДВНЦМС, включена в Перечень № 1 под номером 91.

Таблица 4 - Фрагмент из перечня №1 обучающих программ, отобранных Минэкономразвития России

№ пп Наименование программы и/или курса Ак. часы Организация, предоставившая информацию о программе Местонахождение организации безработные граждане военнослужащие, уволенные в запас выпускники и воспитанники детских домов граждане, имеющие инвалидность по состоянию здоровья действующие предприниматели женщины лица в возрасте до 30 лет, в том числе студенты лица старше 45 лет школьники

91 Основы самозанятости и предпринимате льства 45 Некоммерческое партнёрство «Дальневосточны й научный центр местного самоуправления» Хабаровский край + +

При этом субъектам федерации указано, что при проведении обучающих программ для субъектов малого и среднего предпринимательства и лиц, планирующих начать предпринимательскую деятельность, им необходимо руководствоваться именно Перечнем № 1.

В соответствии с данным Письмом Минэкономразвития России осенью 2019 года между ДВНЦМС и Центром «Мой бизнес» Хабаровского края был заключён договор на оказание образовательных услуг, в ходе реализации которого по образовательной программе «Основы самозанятости и предпринимательства» было обучено 100 школьников из разных школ и районов края.

В 2020 году в связи с распространением норм федерального закона № 422 [Федеральный закон.от 27.11.2018 N 422-ФЗ, 2018] на все субъекты федерации, ДВНЦМС принял решение о формировании в структуре программы «Основы самозанятости и предпринимательства» образовательного модуля «Основы самозанятости», в основе которого лежало знание о самозанятости как самой простой формы предпринимательской деятельности (а не индивидуального предпринимательства). Логика содержания осталась прежней (см. схема 2), а главные целевые установки модуля были сформулированы следующим образом:

1) показать, что существует две стратегии трудовой деятельности: наёмный труд и самозанятость;

2) научить монетизировать (коммерциализировать) умения, которыми молодёжь уже владеет (научились на уроках технологии, информатики и др. предметов, также в системе дополнительного образования);

3) показать необходимость изучения потребностей населения и в целом внешней среды для построения успешного собственного дела.

Схема 2 - Логика содержания модуля «Основы самозанятости»

Построенный модуль «Основы самозанятости» удалось встроить в предметные области «Технология», «Обществознание», «Экономика» и в новый учебный предмет «Индивидуальный проект» в общеобразовательной школе, а также в систему дополнительного образования.

Подготовка кадров для преподавания образовательного модуля «Основы самозанятости»

В 2019 году в рамках реализации регионального проекта «Популяризация предпринимательства» не удалось уговорить Министерство инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края и Центр «Мой бизнес» воспользоваться технологией «ДВНЦМС учит педагогов, а педагоги учат школьников». Поэтому специалисты ДВНЦМС сами обучили 100 учащихся из разных районов края.

Однако в 2020 году вопрос о проведении эксперимента по обучению молодежи в возрасте 14-17 лет по технологии ДВНЦМС был решён положительно. В результате был заключён договор между Центром «Мой бизнес» и ДВНЦМС на оказание услуг по проведению обучающего курса по основам предпринимательской деятельности для лиц, планирующих начать предпринимательскую деятельность в возрасте 14-17 лет с условием, что исполнитель вправе привлекать третьих лиц, квалификация и уровень профессиональной подготовки которых достаточны для оказания данных услуг.

В результате реализации данного договора за те же самые финансовые средства, что и в 2019 году, было сначала обучено две группы педагогов по 20 человек из общеобразовательных школ и организаций дополнительного

образования городов Хабаровска и Комсомольска-на Амуре, которые затем в своих образовательных учреждениях обучали школьников. Формированием данных групп при кураторстве Министерства образования и науки Хабаровского края занимались муниципальные управления образования, которые осуществляли и всю организационную работу.

Заметим, что многие педагоги в ходе обучения на семинаре сами зарегистрировались в качестве самозанятых, поскольку большинство из них по факту занимались незаконной предпринимательской деятельностью (шили и вязали по заказу, занимались репетиторством, изготовляли различную сувенирную продукцию и т.д.).

После окончания семинаров педагоги в своих образовательных организациях в 2020/2021 учебном году обучили основам самозанятости более 800 учащихся (то есть в 8 раз больше, чем в 2019 году), а также провели работу по популяризации самозанятости:

— в своих педагогических коллективах;

— в родительской среде, поскольку все школьники в ходе обучения самозанятости разрабатывали свои бизнес-проекты и некоторые из них хотели апробировать их на практике.

Обученные педагоги будут теперь вести занятия по основам самозанятости постоянно в рамках учебного плана образовательного учреждения, а также после завершения федерального проекта «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами» без каких-либо дополнительных бюджетных ресурсов. Это означает, что в ходе проведённого эксперимента построена часть постоянно действующей системы воспроизводства самозанятых граждан, которая обладает следующими характеристиками:

1) в системе в больших количествах имеются потенциальные самозанятые граждане;

2) в систему можно встроить процессы популяризации и обучение самозанятости, не нарушая функциональных основ её деятельности;

3) система имеет собственные ресурсы для популяризации и обучения потенциальных самозанятых, что позволит системе продолжать данную деятельность после завершения федерального проекта.

Поэтому Министерство образования и науки Хабаровского края приняло решения о внедрении образовательного модуля «Основы самозанятости» во все образовательные организации общего образования и в систему дополнительного образования детей.

Заключение

Развитие предпринимательства в регионе

Очевидно, что описанная выше схема построения системы расширенного воспроизводства самозанятых граждан в регионе может быть использована и для расширенного воспроизводства других форм предпринимательской деятельности. Это целесообразно делать на базе системы профессионального образования, поскольку каждая профессия сегодня может осуществляться в

двух формах: «работа по найму» и «самозанятость (предпринимательство)». Для этого всем учреждениям профессионального образования потребуются:

— образовательная программа «Основы самозанятости и предпринимательства в профессиональной сфере», которая будет формировать новую общую компетенцию выпускника - «планировать и реализовывать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере»;

— педагогические кадры, которые готовы преподавать такие образовательные программы.

Заметим, что в содержание образовательной программы «Основы самозанятости и предпринимательства в профессиональной сфере» должны входить разноуровневые модельные бизнес-проекты по каждой профессии, которые необходимо взять из практики или разработать.

Приложение

СПИСОК специальностей и профессий, в ФГОС СПО которых в соответствии с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17.12. 2020 г. N 747 внесена общая компетенция «планирование предпринимательской деятельности в

профессиональной сфере»

1. Специальность 15.02.09 Аддитивные технологии

2. Профессия 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

3. Профессия 54.01.20 Графический дизайнер

4. Профессия 15.01.33 Токарь на станках с числовым программным управлением

5. Профессия 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ

6. Профессия 08.01.24 Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ

7. Специальность 09.02.07 Информационные системы и программирование

8. Специальность 09.02.06 Сетевое и системное администрирование

9. Специальность 25.02.08 Эксплуатация беспилотных авиационных систем

10. Специальность 15.02.10 Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям)

11. Специальность 10.02.04 Обеспечение информационной безопасности телекоммуникационных систем

12. Специальность 43.02.14 Гостиничное дело

13. Специальность 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем

14. Специальность 18.02.12 Технология аналитического контроля химических соединений

15. Профессия 15.01.32 Оператор станков с программным управлением

16. Специальность 29.02.09 Печатное дело

17. Специальность 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)

18. Специальность 43.02.13 Технология парикмахерского искусства

19. Специальность 18.02.13 Технология производства изделий из полимерных композитов

20. Специальность 43.02.12 Технология эстетических услуг

21. Специальность 15.02.15 Технология металлообрабатывающего производства

22. Специальность 15.02.13 Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования

23. Специальность 11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств

24. Специальность 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования

25. Специальность 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

26. Специальность 25.02.07 Техническое обслуживание авиационных двигателей

27. Специальность 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

28. Профессия 43.01.09 Повар, кондитер

29. Специальность 27.02.06 Контроль работы измерительных приборов

30. Профессия 18.01.33 Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов

31. Специальность 25.02.06 Производство и обслуживание авиационной техники

32. Профессия 12.01.09 Мастер по изготовлению и сборке деталей и узлов оптических и оптико-электронных приборов и систем

33. Профессия 15.01.36 Дефектоскопист

34. Специальность 15.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание роботизированного производства

35. Профессия 15.01.35 Мастер слесарных работ

36. Специальность 12.02.09 Производство и эксплуатация оптических и оптико-электронных приборов и систем

37. Профессия 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства

38. Профессия 15.01.31 Мастер контрольноизмерительных приборов и автоматики

39. Специальность 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)

40. Профессия 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

41. Специальность 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям)

42. Профессия 15.01.34 Фрезеровщик на станках с числовым программным управлением

43. Специальность 11.02.15 Инфокоммуникационные сети и системы связи

44. Специальность 12.02.10 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт биотехнических и медицинских аппаратов и систем

45. Специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

46. Профессия 18.01.01 Лаборант по физико-механическим испытаниям

47. Профессия 26.01.05 Электрорадиомонтажник судовой

Библиографический список

Грицанов, А. Новейший философский словарь. Минск: Книжный дом, 2003. 1279 с. - ISBN 9854286363, 9789854286365.

Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7 // [Электронный ресурс]. - 2019. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения: 10.03.2021)

Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) // [Электронный ресурс]. - 2018. URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319208/33c790684842e322b632c8d7034028 d4cb4f637e/ (дата обращения: 10.03.2021)

Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) // [Электронный ресурс]. - 2018. URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/ (дата обращения: 10.03.2021) Паспорт федерального проекта «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами» // [Электронный ресурс]. - 12 апреля 2021. URL: http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/400433889/#ixzz6vsc4NI9u (дата обращения: 10.03.2021)

Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» // [Электронный ресурс]. - 2018. URL:

https://www.edu54.ru/upload/files/2016/03/%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0 %B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0% B5%D0%BA%D1%82%20%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%85%20%D0%BA%D0 %B0%D0%B6%D0%B4%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B 5%D0%BD%D0%BA%D0%B0.pdf (дата обращения: 10.03.2021)

Перечень поручений по итогам встречи с представителями общественности в Череповце Пр-647, п.3б // [Электронный ресурс]. - 4 февраля 2020 года. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/63196 (дата обращения: 10.03.2021) Постановление от 28 марта 1985 года N271 «О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс» // [Электронный ресурс]. - 1985. URL: https://docs.cntd.ru/document/765706998 (дата обращения: 10.03.2021)

Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 28 марта 1985 года № 271 «О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс» // [Электронный ресурс]. - 2012. URL: https://docs.cntd.ru/document/765706998 (дата обращения: 10.03.2021)

Приказ Министерства просвещения РФ от 17 декабря 2020 г. N 747 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования» // [Электронный ресурс]. - 2020. URL:

http://ivo.garant.ru/#/document/400228641/paragraph/483:0 (дата обращения: 10.03.2021) Разработан новый макет ФГОС СПО // [Электронный ресурс]. - 2021. URL: https://firpo.ru/utverzhdena-novaja-model-fgos-spo/ (дата обращения: 10.03.2021) Статистика для национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (По состоянию на 31.12.2020) // [Электронный ресурс]. - 2020. URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics2.html (дата обращения: 10.03.2021)

Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» от 27.11.2018 N 422-ФЗ (последняя редакция) // [Электронный ресурс]. - 2018. URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311977/ (дата обращения: 10.03.2021) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) // [Электронный ресурс]. - 2012. URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.03.2021) Федеральный проект «Современная школа» // [Электронный ресурс]. - 2018. URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 10.03.2021)

Федеральный проект «Социальная активность» // [Электронный ресурс]. - 2018. URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 10.03.2021)

Федеральный проект «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности» (введено распоряжением Правительства РФ от 28.03.2020 N 774-р) // [Электронный ресурс]. - 2020. URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_111344/bcd474cbfd59eb2646bffaf4db0e9801 1ee38288/ (дата обращения: 10.03.2021)

References

Federal'nyj proekt «Social'naja aktivnost'» // [Jelektronnyj resurs]. - 2018. URL: https://edu.gov.ru/national-project (data obrashhenija: 10.03.2021) (in Russian) Federal'nyj proekt «Sovremennaja shkola» // [Jelektronnyj resurs]. - 2018. URL: https://edu.gov.ru/national-project (data obrashhenija: 10.03.2021) (in Russian) Federal'nyj proekt «Uluchshenie uslovij vedenija predprinimatel'skoj dejatel'nosti» (vvedeno rasporjazheniem Pravitel'stva RF ot 28.03.2020 N 774-r) // [Jelektronnyj resurs]. - 2020. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_111344/bcd474cbfd59eb2646bffaf4db0e9801 1ee38288/ (data obrashhenija: 10.03.2021) (in Russian)

Federal'nyj zakon «O provedenii jeksperimenta po ustanovleniju special'nogo nalogovogo rezhima «Nalog na professional'nyj dohod» ot 27.11.2018 N 422-FZ (poslednjaja redakcija) // [Jelektronnyj resurs]. - 2018. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311977/ (data obrashhenija: 10.03.2021) (in Russian)

Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012 N 273-FZ (poslednjaja redakcija) // [Jelektronnyj resurs]. - 2012. URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashhenija: 10.03.2021) (in Russian)

Gricanov, A. Novejshij filosofskij slovar'. Minsk: Knizhnyj dom, 2003. 1279 s. - ISBN 9854286363, 9789854286365. (in Russian)

Nacional'naja programma «Cifrovaja jekonomika Rossijskoj Federacii», utverzhdennaja protokolom zasedanija prezidiuma Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiju i nacional'nym proektam ot 4 ijunja 2019 g. № 7 // [Jelektronnyj resurs]. - 2019. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (data obrashhenija: 10.03.2021) (in Russian) Pasport federal'nogo proekta «Sozdanie blagoprijatnyh uslovij dlja osushhestvlenija dejatel'nosti samozanjatymi grazhdanami» // [Jelektronnyj resurs]. - 12 aprelja 2021. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400433889/#ixzz6vsc4NI9u (data obrashhenija: 10.03.2021) (in Russian)

Pasport federal'nogo proekta «Uspeh kazhdogo rebenka» // [Jelektronnyj resurs]. - 2018. URL:

https://www.edu54.ru/upload/files/2016/03/%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0

%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%

B5%D0%BA%D1%82%20%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%85%20%D0%BA%D0

%B0%D0%B6%D0%B4%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B

5%D0%BD%D0%BA%D0%B0.pdf (data obrashhenija: 10.03.2021) (in Russian)

Pasport nacional'nogo proekta «Maloe i srednee predprinimatel'stvo i podderzhka individual'noj

predprinimatel'skoj iniciativy» (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu

razvitiju i nacional'nym proektam, protokol ot 24.12.2018 N 16) // [Jelektronnyj resurs]. - 2018.

URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319208/33c790684842e322b632c8d7034028 d4cb4f637e/ (data obrashhenija: 10.03.2021) (in Russian)

Pasport nacional'nogo proekta «Obrazovanie» (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiju i nacional'nym proektam, protokol ot 24.12.2018 N 16) // [Jelektronnyj resurs]. - 2018. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/ (data obrashhenija: 10.03.2021) (in Russian)

Perechen' poruchenij po itogam vstrechi s predstaviteljami obshhestvennosti v Cherepovce Pr-647, p.3b // [Jelektronnyj resurs]. - 4 fevralja 2020 goda. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/63196 (data obrashhenija: 10.03.2021) (in Russian) Postanovlenie CK KPSS i Soveta ministrov SSSR ot 28 marta 1985 goda № 271 «O merah po obespecheniju komp'juternoj gramotnosti uchashhihsja srednih uchebnyh zavedenij i shirokogo

vnedrenija jelektronno-vychislitel'noj tehniki v uchebnyj process» // [Jelektronnyj resurs]. - 2012. URL: https://docs.cntd.ru/document/765706998 (data obrashhenija: 10.03.2021) (in Russian) Postanovlenie ot 28 marta 1985 goda N 271 «O merah po obespecheniju komp'juternoj gramotnosti uchashhihsja srednih uchebnyh zavedenij i shirokogo vnedrenija jelektronno-vychislitel'noj tehniki v uchebnyj process» // [Jelektronnyj resurs]. - 1985. URL: https://docs.cntd.ru/document/765706998 (data obrashhenija: 10.03.2021) (in Russian) Prikaz Ministerstva prosveshhenija RF ot 17 dekabrja 2020 g. N 747 «O vnesenii izmenenij v federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty srednego professional'nogo obrazovanija» // [Jelektronnyj resurs]. - 2020. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/400228641/paragraph/483:0 (data obrashhenija: 10.03.2021) (in Russian)

Razrabotan novyj maket FGOS SPO // [Jelektronnyj resurs]. - 2021. URL: https://firpo.ru/utverzhdena-novaja-model-fgos-spo/ (data obrashhenija: 10.03.2021) (in Russian) Statistika dlja nacional'nogo proekta «Maloe i srednee predprinimatel'stvo i podderzhka individual'noj predprinimatel'skoj iniciativy» (Po sostojaniju na 31.12.2020) // [Jelektronnyj resurs]. - 2020. URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics2.html (data obrashhenija: 10.03.2021) (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.