Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАН БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В БЕЛАРУСИ, КАЗАХСТАНЕ И РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАН БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В БЕЛАРУСИ, КАЗАХСТАНЕ И РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
504
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
предпринимательская деятельность / индивидуальный предприниматель / самозанятые / налогообложение / business activity / individual entrepreneur / self-employed / taxation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Короткова Мария Владимировна

Предметом исследования в данной статье выступает национальное законодательство Беларуси, Казахстана и России в части регулирования предпринимательской деятельности граждан без образования юридического лица. Автор приходит к выводу о наличии значительных расхождений в правовом статусе граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, что обусловливает необходимость проведения работы по сближению законодательства государств-участников ЕАЭС в соответствующей области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Короткова Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF LEGAL REGULATION OF BUSINESS ACTIVITY OF CITIZENS WITHOUT ESTABLISHING A LEGAL ENTITY IN BELARUS, KAZAKHSTAN AND RUSSIA

The subject of the research in this article is the national legislation of Belarus, Kazakhstan and Russia regarding the regulation of entrepreneurial activities of citizens without establishing a legal entity. The author comes to the conclusion that there are significant discrepancies in the legal status of citizens-entrepreneurs, which necessitates work to approximate the legislation of the EAEU member states in the relevant area.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАН БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В БЕЛАРУСИ, КАЗАХСТАНЕ И РОССИИ»

DOI 10.24412/2076-1503-2021-3-116-125 КОРОТКОВА Мария Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», е-mail: mail@law-books.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАН БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В БЕЛАРУСИ,

КАЗАХСТАНЕ И РОССИИ

Статья выполнена при поддержке СПС «КонсультантПлюс».

Аннотация. Предметом исследования в данной статье выступает национальное законодательство Беларуси, Казахстана и России в части регулирования предпринимательской деятельности граждан без образования юридического лица. Автор приходит к выводу о наличии значительных расхождений в правовом статусе граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, что обусловливает необходимость проведения работы по сближению законодательства государств-участников ЕАЭС в соответствующей области.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, индивидуальный предприниматель, самозанятые, налогообложение.

KOROTKOVA Maria Vladimirovna,

PhD in Law,

associate Professor of the Department of legal regulation of economic activity, Financial University under the Government of the Russian Federation

FEATURES OF LEGAL REGULATION OF BUSINESS ACTIVITY OF CITIZENS WITHOUT ESTABLISHING A LEGAL ENTITY IN BELARUS, KAZAKHSTAN AND RUSSIA

The article was supported by the SPS "ConsultantPlus".

Annotation. The subject of the research in this article is the national legislation of Belarus, Kazakhstan and Russia regarding the regulation of entrepreneurial activities of citizens without establishing a legal entity. The author comes to the conclusion that there are significant discrepancies in the legal status of citizens-entrepreneurs, which necessitates work to approximate the legislation of the EAEU member states in the relevant area.

Key words: business activity, individual entrepreneur, self-employed, taxation.

Актуальность выбранной темы обусловлена активной экономической интеграцией, которая происходит в настоящий момент в рамках ЕАЭС. Государства-участники ЕАЭС предпринимают ряд серьезных мер, направленных на формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, в частности, на создание Евразийской сети промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий. Вместе с тем, ряд вопро-

сов, касающихся статуса самого субъекта предпринимательства, недостаточно проработан. Так, без внимания остается вопрос о сближении правового регулирования в национальном законодательстве государств - участников ЕАЭС форм предпринимательства и перечня субъектов предпринимательской деятельности. В литературе высказывается мнение о необходимости гармонизации как законодательства государств - участников ЕАЭС в сфере предпринимательской деятель-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

ности в целом, так и в сфере корпоративных правоотношений [1; 2].

В состав ЕАЭС входит пять государств: Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Россия. Обратимся к законодательству государств, считающихся «интеграционным ядром» ЕАЭС -России, Беларуси и Казахстана.

В свое время данные страны при разработке собственного гражданского законодательства использовали Модельный гражданский кодекс СНГ (ч. 1)1. Поэтому в целом подход к понятию и признакам предпринимательской деятельности сохранился общим. Однако, как уже указывалось выше, формы и субъектный состав предпринимательства несколько разнятся. Это касается, в частности, организационно-правовых форм юридических лиц. Учитывая то, что данный вопрос может служить темой отдельного сравнительно-правового исследования, мы остановимся подробнее лишь на правовом регулировании предпринимательской деятельности, осуществляемой гражданами без образования юридического лица.

Следует отметить, что Россия на сегодняшний день предоставляет лицам, имеющим гражданство стран - участниц ЕАЭС, более льготный режим в части занятия предпринимательской деятельностью. Если в Беларуси и Казахстане гражданин может заниматься предпринимательством или стать самозанятым исключительно при условии постоянного проживания на территории соответствующего государства, то российское законодательство дает эту возможность как при наличии вида на жительство, так и разрешения на временное проживание.

Во всех трех странах фактически появилась категория так называемых «самозанятых граждан». Основное их отличие от индивидуальных предпринимателей - это льготное налогообложение. Следует отметить, что в рассматриваемых правопорядках сложился разный подход относительно модели налогообложения данных лиц, а также отнесения такого вида экономической деятельности к предпринимательской.

Так, например, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2018 г. № 500 «О государственном социальном страховании» самозанятыми лицами считаются «физические лица, осуществляющие деятельность, не относящуюся к предпринимательской деятельности в соответствии с законодательными актами, не являющиеся нотариусами и адвокатами».

При этом, согласно ч. 1 ст. 1 ГК РБ, не считаются предпринимательской следующие виды деятельности:

1 Принят на Пятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ 29 октября 1994 г.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

- ремесленная деятельность2;

- услуги по агроэкотуризму;

- ведение гражданами Беларуси личных подсобных хозяйств, производство, переработка и реализация произведенной гражданами Беларуси сельхозпродукции;

- деятельность медиаторов, третейских судей, нотариусов, адвокатов;

- работа в рамках ВТК;

- использование физическими лицами собственных ценных бумаг и банковских счетов в качестве средства платежа или в целях сохранения денежных средств и получения дохода.

Среди вышеперечисленных видов деятельности обращает на себя внимание агроэкотуризм. Физическое лицо вправе осуществлять деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма3 при одновременном соблюдении условий, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 09.10.2017 г. № 365 «О развитии агроэко-туризма». В случае, если для размещения агроэ-котуристов используется более 10 жилых комнат, соответствующая деятельность будет уже считаться предпринимательской. Вместе с тем, для оказания услуг в сфере агроэкотуризма без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя граждане вправе привлекать физических лиц по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам. В России подобная деятельность с привлечением работников по трудовым договорам, в принципе, не может относиться к самозанятости в силу п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона № 422-ФЗ.

Часть 1 ст. 1 ГК РБ также исключает отнесение к предпринимательской деятельности осуществляемые физическими лицами самостоя-

2 Ремесленная деятельность - это деятельность физических лиц по изготовлению и реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг с применением ручного труда и инструмента, в т.ч. электрического, осуществляемая самостоятельно, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам и направленная на удовлетворение бытовых потребностей граждан.

3 К услугам в сфере агроэкотуризма относится: предоставление жилых комнат в агроэкоусадьбе для размещения агроэкотуристов; обеспечение агроэкоту-ристов питанием (как правило, с использованием продукции собственного производства); ознакомление агроэкотуристов с природными, сельскохозяйственными и архитектурными объектами, народными традициями соответствующей местности, проведение спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных и культурных мероприятий; проведение презентаций, юбилеев, банкетов; оказание услуг бань, саун и душевых; катание на животных, за исключением диких, и гужевом транспорте; предоставление инвентаря для спорта и отдыха; транспортное обслуживание агроэкотуристов.

тельно без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам следующие виды деятельности:

- реализация иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно пребывающими и временно проживающими в Беларуси, на торговых местах на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах не более пяти дней в календарном месяце произведений живописи, графики, скульптуры, изделий народных художественных ремесел, продукции растениеводства и пчеловодства (разовая реализация);

- реализация физическими лицами, за исключением иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно пребывающими и временно проживающими в Беларуси, на торговых местах на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах изготовленных этими физическими лицами хлебобулочных и кондитерских изделий, готовой кулинарной продукции, а также созданных ими произведений живописи, графики, скульптуры, изделий народных художественных ремесел; продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады, животных (за исключением котят и щенков); лекарственных растений, ягод, грибов, орехов, другой дикорастущей продукции; продукции, указанной в части первой п. 11 ст. 294 НК РБ, при наличии документов, предусмотренных частями второй и третьей п. 11 ст. 294 НК РБ;

- оказание услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции;

- предоставление услуг по дроблению зерна;

- выпас скота;

- репетиторство (консультативные услуги по отдельным учебным предметам (предметам), учебным дисциплинам (дисциплинам), образовательным областям, темам, в т.ч. помощь в подготовке к централизованному тестированию);

- чистка и уборка жилых помещений;

- уход за взрослыми и детьми, стирка и глаженье постельного белья и других вещей в домашних хозяйствах граждан, выгул домашних животных и уход за ними, закупка продуктов, мытье посуды и приготовление пищи в домашних хозяйствах граждан, внесение платы из средств обслуживаемого лица за пользование жилым помещением и жилищно-коммунальные услуги, кошение

травы на газонах, уборка озелененной территории от листьев, скошенной травы и мусора;

- майнинг1, приобретение, отчуждение цифровых знаков (токенов);

- музыкально-развлекательное обслуживание свадеб, юбилеев и прочих торжественных мероприятий;

- деятельность актеров, танцоров, музыкантов, исполнителей разговорного жанра, выступающих индивидуально;

- предоставление услуг тамадой;

- фотосъемка, изготовление фотографий; видеосъемка событий;

- деятельность, связанная с поздравлением с днем рождения, Новым годом и иными праздниками независимо от места их проведения;

- реализация котят и щенков при условии содержания домашнего животного (кошки, собаки);

- услуги по содержанию, уходу и дрессировке домашних животных, кроме сельскохозяйственных животных;

- деятельность по копированию, подготовке документов и прочая специализированная офисная деятельность;

- деятельность по письменному и устному переводу;

- предоставление услуг, оказываемых при помощи автоматов для измерения веса, роста;

- ремонт швейных, трикотажных изделий и головных уборов, кроме ремонта ковров и ковровых изделий;

- предоставление жилых помещений, садовых домиков, дач;

- предоставление физическими лицами, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, принадлежащих им на праве собственности жилых помещений, садовых домиков, дач иным физическим лицам для краткосрочного проживания;

- осуществляемые физическими лицами, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, по заказам граждан, приобретающих

1 В России понятие майнинга и правовой статус лиц, занимающихся майнингом, законодательством не определены (см.: Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 16 октября 2018 г № 03-11-11/74252 «О применении упрощенной системы налогообложения ИП, занимающихся майнингом»).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

или использующих товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности: выполнение работ, оказание услуг по дизайну интерьеров, графическому дизайну, оформлению (украшению) автомобилей, внутреннего пространства капитальных строений (зданий, сооружений), помещений, иных мест, а также моделирование предметов оформления интерьера, текстильных изделий, мебели, одежды и обуви, предметов личного пользования и бытовых изделий; ремонт часов, обуви; ремонт и восстановление, включая перетяжку, домашней мебели из материалов заказчика; сборка мебели; настройка музыкальных инструментов; распиловка и колка дров, погрузка и разгрузка грузов; производство одежды (в т.ч. головных уборов) и обуви из материалов заказчика; штукатурные, малярные, стекольные работы, работы по устройству покрытий пола и облицовке стен, оклеивание стен обоями, кладка (ремонт) печей и каминов; оказание услуг по разработке веб-сайтов, установке (настройке) компьютеров и программного обеспечения, восстановлению компьютеров после сбоя, ремонт, техническое обслуживание компьютеров и периферийного оборудования, обучение работе на персональном компьютере; парикмахерские и косметические услуги, а также услуги по маникюру и педикюру.

Занимаясь в Беларуси каким-либо из вышеуказанных видов деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, физическое лицо (за исключением иностранных граждан, не имеющих вида на жительство) обязано платить Единый налог. Данный вид налога уплачивается раз в год (единоразово) либо раз в месяц, квартал, полугодие (периодически). Ставки Единого налога с предпринимателей и иных физических лиц установлены Приложением 24 к НК РБ и варьируются в зависимости от выбранного вида деятельности и места ее осуществления. Например, в соответствии с п. 2.18 Приложения 24 физические лица, занимающиеся работами и услугами по дизайну интерьеров, графическому дизайну, оформлению (украшению) автомобилей, внутреннего пространства капитальных строений (зданий, сооружений), помещений, иных мест, моделированием предметов оформления интерьера, текстильных изделий, мебели, одежды и обуви, предметов личного пользования и бытовых изделий, обязаны уплачивать в месяц фиксиро-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

ванную ставку Единого налога от 45 до 116 руб., в зависимости от региона.

Пенсионное обеспечение в Беларуси зависит от трудового стажа и объема произведенных страховых взносов. Уплата Единого налога не означает автоматическое отчисление в пенсионный фонд. При желании самозанятые граждане могут вносить в страховой фонд соответствующий процент от своего дохода на добровольной основе. В этом случае период самозанятости будет им засчитан в трудовой стаж для назначения пенсии по возрасту. Иначе можно будет получить только социальную пенсию в размере половины бюджета прожиточного минимума. Взносы по государственному социальному страхованию также отнесены к разряду факультативных.

Интересно, что в ст. 2 Закона РБ от 15.06.2006 г. № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» законодатель не выделяет среди занятых граждан отдельно категорию самозанятых лиц и не увязывает перечисленные в данной статье категории лиц, фактически являющихся самостоятельно занятыми (включая индивидуальных предпринимателей), с конкретными видами деятельности, не относящимися к предпринимательской в соответствии с ГК РБ и облагающимися Единым налогом в соответствии с НК РБ.

Правовое регулирование предпринимательской деятельности граждан на территории Казахстана также имеет свою специфику. Субъектами предпринимательства признаются граждане, кан-дасы и негосударственные коммерческие юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (субъекты частного предпринимательства), а также государственные предприятия (субъекты государственного предпринимательства). Таким образом, индивидуальное предпринимательство является разновидностью частного предпринимательства.

Согласно ст. 30 ПрК РК, «индивидуальным предпринимательством является самостоятельная, инициативная деятельность граждан Республики Казахстан, кандасов, направленная на получение чистого дохода, основанная на собственности самих физических лиц и осуществляемая от имени физических лиц, за их риск и под их имущественную ответственность. Иным физическим лицам запрещается осуществлять индивидуальное предпринимательство».

Исходя из буквального толкования данной нормы, индивидуальным предпринимательством могут заниматься только граждане Казахстана и кадасы. Кандасы - это этнические казахи и (или) члены их семей казахской национальности, ранее не имевшие гражданства Казахстана, прибывшие на историческую родину и получившие в установ-

ленном законом порядке соответствующий статус1.

Что касается иностранных граждан, то в соответствии с п. 29 Приложения 16 Договора о ЕАЭС, предусматривающего, что «каждое государство-член предоставляет при таких же (подобных) обстоятельствах лицам любого другого государства-члена, а также лицам, учрежденным ими, в отношении учреждения и деятельности на своей территории режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый лицам третьих государств, а также лицам, учрежденным ими», Комитетом государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан в 2017 г. было принято решение о предоставлении российским гражданам, постоянно проживающим на территории Казахстана, права регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей2.

Индивидуальное предпринимательство может вестись в виде личного или совместного предпринимательства. Личное предпринимательство осуществляется одним физическим лицом самостоятельно на базе имущества, принадлежащего ему на праве собственности, а также в силу иного права, допускающего пользование и (или) распоряжение имуществом. Личное предпринимательство может осуществляться с использова-

1 Лица, получившие в Казахстане статус кан-даса, обладают достаточно широким спектром льгот. К основным из них относятся: оказание помощи в трудоустройстве, повышении квалификации и в освоении новой профессии; создание условий для изучения государственного и русского языков; освобождение от службы в рядах Вооруженных Сил Казахстана; выделение квоты для поступления в организации среднего профессионального и высшего профессионального образования; предоставление нуждающимся мест в школах, дошкольных организациях, а также учреждениях социальной защиты; выплату пенсий и пособий; реализацию прав восстановленных в гражданстве на компенсации для жертв массовых политических репрессий; освобождение от консульских сборов за выдачу виз на въезд в Казахстан; получение бесплатно гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с законодательством; предоставление государственной адресной помощи, предусмотренной для граждан Казахстана; перемещение через границу без взимания таможенных платежей и налогов; бесплатный проезд к постоянному месту жительства и провоз имущества (в т.ч. скота); выделение средств для приобретения жилья по месту прибытия и выплаты единовременных пособий (См.: Электронное правительство Республики Казахстан [Электронный ресурс] // URL: https://egov.kz/cms/ru/articles/kandas_rights_conditions (дата обращения: 15.03.2021).

2 Письмом Комитета государственных доходов

Министерства финансов Республики Казахстан от 11 января 2017 г № КГД-19/511-И были отозваны письма КГД МФ РК от 12 декабря 2012 г № НК-11/10273-И, от 20 сентября 2013 г № НК-06-29504-7087 о приостановлении регистрации граждан России, постоянно проживающих на территории Казахстана, в качестве индивидуальных предпринимателей.

нием формы фермерского хозяйства (ст. 31 ПрК РК). Совместное предпринимательство осуществляется группой физических лиц (индивидуальных предпринимателей) на базе имущества, принадлежащего им на праве общей собственности, а также в силу иного права, допускающего совместное пользование и (или) распоряжение имуществом. Соответственно все предпринимательское сделки совершаются, а права и обязанности приобретаются и осуществляются от имени всех участников совместного предпринимательства (ст. 32 ПрК РК).

Отдельной строкой законодатель прописывает режим индивидуального предпринимательства супругов. По общему правилу, для осуществления личного предпринимательства физическим лицом, состоящим в браке, согласие супруга не требуется. Однако в случаях, когда для осуществления личного предпринимательства физическое лицо использует общее имущество супругов, необходимо нотариально удостоверенное согласие другого супруга на такое использование, если иное не предусмотрено законами или брачным договором, либо иным соглашением между супругами. Супруги могут также осуществлять совместное предпринимательство3 на базе общей совместной собственности. При осуществлении предпринимательства супругов в деловом обороте от имени супругов выступает один из супругов с согласия другого супруга, которое может быть подтверждено при регистрации индивидуального предпринимателя или выражено письменно и нотариально удостоверено в случаях, когда деятельность индивидуального предпринимателя осуществляется без государственной регистрации. При отсутствии согласия одного из супругов на выступление другого супруга в деловом обороте от их имени предполагается, что супруг, выступающий в деловом обороте, осуществляет индивидуальное предпринимательство в виде личного предпринимательства.

Государственная регистрация физических лиц, осуществляющих на территории Казахстана частное предпринимательство без образования юридического лица, заключается в постановке на учет в качестве индивидуального предпринимателя в органе государственных доходов по месту нахождения, заявленному при государственной регистрации в качестве индивидуального пред-

3 К иным формам совместного предпринимательства ст. 32 ПрК РК отнесены: семейное предпринимательство, осуществляемое на базе общей совместной собственности крестьянского хозяйства или общей совместной собственности на приватизированное жилище; простое товарищество, при котором частное предпринимательство осуществляется на базе общей долевой собственности; другие формы в соответствии с законодательством Казахстана.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

принимателя. Обязательной государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя подлежат физические лица, которые отвечают одному из следующих условий: 1) используют труд наемных работников на постоянной основе; 2) имеют от частного предпринимательства годовой доход в размере, превышающем 12-кратный минимальный размер заработной платы, установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года.

В ст. 35 ПрК РК также указывается, что физическое лицо, не использующее труд работников на постоянной основе, вправе не регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя при получении следующих доходов, установленных НК РК:

- доходов, подлежащих налогообложению у источника выплаты;

- имущественного дохода;

- доходов из источников за пределами Казахстана;

- доходов домашних работников в соответствии с трудовым законодательством Казахстана, получающих доходы от лиц, не являющихся налоговыми агентами;

- доходов граждан Казахстана по трудовым договорам (контрактам) и (или) договорам гражданско-правового характера, заключенным с дипломатическими и приравненными к ним представительствами иностранного государства, консульскими учреждениями иностранного государства, аккредитованными в Казахстане, не являющимися налоговыми агентами;

- доходов граждан Казахстана по трудовым договорам (контрактам) и (или) договорам гражданско-правового характера, заключенным с международными и государственными организациями, зарубежными и казахстанскими неправительственными общественными организациями и фондами, освобожденными от обязательства по исчислению, удержанию и перечислению индивидуального подоходного налога у источника выплаты в соответствии с ратифицированными Казахстаном международными договорами;

- доходов трудовых иммигрантов-резидентов, полученных (подлежащих получению) по трудовым договорам, заключенным в соответствии с трудовым законодательством Казахстана на основании разрешения трудовому иммигранту;

- доходов медиаторов, за исключением профессиональных медиаторов в соответствии

с Законом «О медиации», полученных от лиц, не являющихся налоговыми агентами;

- доходов от личного подсобного хозяйства, учтенного в книге похозяйственного учета в соответствии с законодательством Казахстана, подлежащих налогообложению, по которым не было произведено удержание индивидуального подоходного налога у источника выплаты в связи с представлением налоговому агенту недостоверных сведений лицом, занимающимся личным подсобным хозяйством.

Вправе не регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и физическое лицо, признанное в соответствии со ст. 774 НК РК плательщиком Единого совокупного платежа.

Данный платеж урегулирован Разделом 24 НК РФ и действует на территории Казахстана с 01.01.2019 г. по 01.01.2024 г.1

Единый совокупный платеж уплачивается физическими лицами, не зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, не использующими труд наемных работников, оказывающими услуги исключительно физическим лицам, не являющимся налоговыми агентами и (или) реализующими исключительно физическим лицам, не являющимся налоговыми агентами, сельхозпродукцию личного подсобного хозяйства собственного производства (за исключением подакцизной продукции). Статус плательщика приобретается физическим лицом с момента уплаты Единого совокупного платежа.

Не признаются в качестве плательщиков единого совокупного платежа:

- лица, осуществляющие вышеуказанные виды деятельности на территории объектов коммерческой недвижимости, а также торговых объектов, в т.ч. находящихся на праве собственности, аренды, пользования, доверительного управления2;

1 См.: Закон Республики Казахстан от 26 декабря 2018 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам занятости населения».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 См.: Ответ Председателя КГД МФ РК от 5 апреля 2019 г. на вопрос от 18 марта 2019 г. № 541266 (dialog.egov.kz) «Физическое лицо, осуществляющее деятельность в арендованном административно-офисном помещении торгового центра, не вправе признаваться плательщиком единого совокупного платежа», Ответ Председателя КГД МФ РК от 11 октября 2019 г. на вопрос от 30 сентября 2019 г. № 572436 (dialog.egov.kz) «Физлицо, осуществляющее деятельность в арендованном помещении коммерческой недвижимости, не вправе признаваться плательщиком ЕСП», Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 22 июля 2020 г. на вопрос от 12 июня 2020 г. № 622959 (dialog.egov.kz) «При сдаче в аренду нежилого помещения физическим лицом юридическому лицу, такое

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

- лица, предоставляющие в имущественный наем (аренду) имущество, за исключением жилища1;

- лица, занимающиеся частной практикой;

- иностранцы2 и лица без гражданства, за исключением кандасов;

- лица, имеющие государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

Размер дохода плательщика Единого совокупного платежа за календарный год не должен превышать 1175-кратный размер месячного расчетного показателя (МРП), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года. Оплата Единого совокупного платежа производится в месяце, когда был получен доход либо авансовым платежом сразу за несколько месяцев.

Если плательщик проживает в столице либо в городе республиканского или областного значения, ежемесячный размер Единого совокупного платежа составляет 1 МРП. Для остальных населенных пунктов Беларуси - 0.5 МРП.

Из суммы Единого совокупного платежа производятся пропорциональные выплаты: обязательное медицинское страхование (40%); обязательное пенсионное страхование (30%); обязательное социальное страхование (20%); индивидуальный подоходный налог (10%).

Закон Республики Казахстан от 06.04.2016 г. № 482^ «О занятости населения» в качестве одной из категорий занятых называет «независимых работников» (ст. 4). Раскрывая далее в п. 30-1 ст. 1 данное понятие, законодатель идет по пути исключения из перечня «независимых работников» всех категорий физических лиц, не относящихся к самозанятым гражданам. Однако понятия «независимый работник» и «самозанятый гражданин» все же не могут рассматриваться как тождественные, хотя бы в силу того, что статус самоза-

физическое лицо вправе не регистрироваться в качестве ИП».

1 См.: Ответ Председателя КГД МФ РК от 4 февраля 2019 г. на вопрос от 27 января 2019 г. № 532323 (dialog.egov.kz) «Касательно применения ЕСП при сдаче в наем жилищного помещения», Ответ Председателя КГД МФ РК от 4 февраля 2019 г. на вопрос от 28 января 2019 г. № 532556 (dialog.egov.kz) «Физические лица, получающие доходы от сдачи в аренду жилья, могут выполнять налоговые обязательства по единому совокупному платежу или в качестве индивидуального предпринимателя».

2 См.: Ответ Председателя КГД МФ РК от 31 октября 2019 г. на вопрос от 28 сентября 2019 г. № 572240 (dialog.egov.kz) «Иностранцы и лица без гражданства, имеющие вид на жительство, не вправе применять ЕСП, за исключением случаев, предусмотренных ратифицированными международными договорами».

нятого в отличие от независимого работника зависит от уплаты Единого совокупного платежа.

Согласно ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя либо без такой регистрации, в случае, если он ведет деятельность, доходы от которой облагаются Налогом на профессиональный доход в соответствии с Законом № 422-ФЗ. В последнем случае речь как раз идет о самозанятых гражданах.

Под профессиональным доходом понимается доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества. При этом не признаются объектом налогообложения доходы:

- получаемые в рамках трудовых отношений;

- от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;

- от передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений);

- государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений;

- от продажи имущества, использовавшегося налогоплательщиками для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

- от реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов;

- от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;

- от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад;

- от уступки (переуступки) прав требований;

- в натуральной форме;

- от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности.

Примечательно, что в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона № 422-ФЗ выбрать данный режим налогообложения могут и индивидуальные предприни-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

матели. Далее в ч. 2 этой статьи закреплен перечень физических лиц (как зарегистрированных, так и не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей), в отношении которых установлен запрет на выбор соответствующего специального налогового режима.

Статус плательщика Налога на профессиональный доход возникает у лица с момента регистрации либо через личный кабинет налогоплательщика, либо через мобильное приложение «Мой налог» (уплата самого налога для этого не требуется).

Налоговым периодом считается календарный месяц. Предусмотрены две налоговые ставки в отношении доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав): физическим лицам (4%); индивидуальным предпринимателям для использования при ведении предпринимательской деятельности и юридическим лицам (6%).

Отчисления в Пенсионный фонд РФ производятся самозанятыми гражданами на добровольной основе. В 2021 г. минимальный размер взноса такой же, как у индивидуальных предпринимателей — 32 448 руб. Однако в случае, если отчисления в Пенсионный фонд РФ не производятся, трудовой стаж не будет засчитан, и самозанятый может рассчитывать исключительно на социальную пенсию. Стаж начисляется пропорционально уплаченной сумме страхового взноса, который должен быть не меньше установленного фиксированного в НК РФ минимума. Часть Налога на профессиональный доход (по нормативу 37%) автоматически перечисляется в Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ст. 146 БК РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ)1. Что касается обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, то самозанятые граждане не указаны в ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» ни в числе лиц, которые страхуются в обязательном порядке, ни в добровольном.

Согласно ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», к занятым гражданам относятся, в т.ч. лица, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей). С одной сто-

роны, к таким лицам можно отнести и тех, которые уплачивают Налог на профессиональную деятельность. С другой - ст. 7.1-1. данного Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относит содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание им единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо КФХ. Получается, самозанятость предполагает выбор гражданами какого-то из вышеуказанных видов деятельности, что не соответствует критериям самозанятых граждан, установленным российским налоговым законодательством.

Таким образом, отличительной особенностью российского гражданского законодательства является то, что самозанятость квалифицируется в качестве предпринимательской деятельности. По данным ФНС России, на конец марта 2021 г. в России самозанятыми числились 2 млн человек. Основные виды деятельности — это такси2, строительные и маркетинговые услуги, консультирование, сдача в аренду квартир. Для сравнения: в это же время в Реестре МСП было зарегистрировано 3 млн 343 тыс. 598 индивидуальных предпринимателей [4].

В этой связи, представляет интерес высказывание бизнес-омбудсмена Бориса Титова в феврале 2021 г. относительно возможности отмены в перспективе такой организационно-правовой формы как индивидуальный предприниматель и сохранения в российском правовом поле лишь юридических лиц и самозанятых граждан. Аргументируя подобный вариант развития событий, он отметил, что это вполне соответствует мировой практике. В отличие от компаний, где средства разделены на деньги юридического лица и личные деньги, в имуществе российского индивидуального предпринимателя нет подобного деления, и при выводе средств на потребление налоги не уплачиваются [6].

Указывая на уникальность индивидуального предпринимателя как формы ведения бизнеса, эксперты в основном негативно оценивают идею его упразднения. Во-первых, по сравнению с индивидуальными предпринимателями, статус самозанятого гражданина предполагает ряд ограничений. Это касается размера годового дохода (не более 2.4 млн руб.), возможности выступать в качестве представителя по договорам поручения,

1 См.: Самозанятость: основные плюсы и минусы в 2021 году [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 29.04.2021 - URL: https://www.kommersant.ru/ doc/4799175 (дата обращения: 10.03.2021).

2 В Казахстане перевозчик такси не может быть отнесен к категории самозанятых лиц (см.: Ответ Председателя КГД МФ РК от 16 декабря 2019 г. на вопрос от 10 декабря 2019 г. № 584718/1 (dialog.egov.kz) «Перевозчик такси не вправе признаваться плательщиком единого совокупного платежа»).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

комиссии или агентскому договору, использовать интернет-эквайринг. Так же существует запрет на осуществление ряда видов деятельности, в т.ч., продажу чужих товаров и товаров, подлежащих маркировке. В этой связи, граждане, деятельность которых не вписывается в вышеуказанные рамки, вынуждены будут либо зарегистрировать юридическое лицо, что значительно увеличит их расходы на предпринимательскую деятельность и усложнит отчетность, либо вообще отказаться от предпринимательства. Таким образом, этот шаг скорее всего приведет к обратному результату -снижению поступлений в бюджет. Во-вторых, он способен спровоцировать рост безработицы. Индивидуальные предприниматели сегодня официально трудоустраивают более 2.5 тыс. человек. Однако фактически они оказывают влияние на жизнь десятков миллионов людей: на членов семей своих сотрудников, сезонных и временных рабочих, а также на тех, кого они привлекают по гражданско-правовым договорам [3].

Необходимо отметить, что установление специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» представляет собой правовой эксперимент. Окончание эксперимента запланировано на 31.12.2028 г. Возможно именно эта дата ознаменует собой отказ от индивидуального предпринимателя как формы ведения бизнеса.

Вместе с тем, такой отказ не возможен до тех пор, пока не будет решен ряд проблем, связанных с правовым регулированием статуса самозанятого гражданина, включая обеспечение его социальных и трудовых прав [5, с. 120] Понятие самозанятых граждан не только не закреплено на уровне закона, но и не решен принципиальный вопрос о признании данных лиц хозяйствующими субъектами по смыслу законодательства в ряде важнейших сфер (защита прав потребителей, защита конкуренции, развитие и поддержка МСП). Следует отметить, что подобная ситуация характерна не только для России, но и для Беларуси и Казахстана.

Итак, рассмотрев основные положения законодательств Беларуси, Казахстана и России в части регулирования предпринимательской деятельности граждан без образования юридического лица, можно прийти к выводу о наличии некоторых особенностей в национальном праве данных государств, появляющихся в следующих аспектах:

- источники правового регулирования предпринимательской деятельности граждан без образования юридического лица;

- возможность осуществления предпринимательской деятельности иностранными гражданами;

- возможность ведения предпринимательской деятельности от имени обоих супругов (совместное предпринимательство);

- включение самозанятых граждан в разряд лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

- категории самозанятых граждан в зависимости от видов деятельности;

- момент возникновения у гражданина статуса самозанятого;

- порядок налогообложения самозанятых граждан;

- включение самозанятых граждан в систему обязательного социального, медицинского и пенсионного страхования;

- соотношение категории самозанятых граждан с категорией занятых граждан в законодательстве о занятости населения. Вышеперечисленные расхождения в национальном законодательстве определенно не способствуют равномерному росту числа соответствующих субъектов предпринимательства и улучшению бизнес-климата на территории ЕАЭС с учетом формирования единого экономического пространства. В этой связи, государствам - участникам ЕАЭС предстоит провести серьезную работу по сближению законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность граждан без образования юридического лица.

Список литературы:

[1] Газдюк Н.Ю. Унификация и гармонизация корпоративного права государств - членов ЕАЭС в контексте обеспечения свободы учреждения, деятельности и осуществления инвестиций [Электронный ресурс] // Электронная библиотека БГУ.

- URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/237441 (дата обращения: 10.03.2021).

[2] Демиева А.Г. Проблемы сближения законодательства о предпринимательской деятельности стран-участниц ЕАЭС // Наука и Школа. - 2017.

- № 1. - С. 9 - 18.

[3] Индивидуальные предприниматели: казнить нельзя помиловать [Электронный ресурс] // Интернет-портал «РБК«+1» - URL: https://plus-one. rbc.ru/economy/esli-otmenit-individualnykh-predprinimateley (дата обращения: 06.03.2021).

[4] Санатина Ю. ИП и т.п. России нужны разные формы ведения бизнеса, но для них необходимо создать равные конкурентные условия [Электронный ресурс] // Интернет-портал «Российской газеты» - URL: https://rg.ru/2021/03/31/reg-urfo/uralskie-eksperty-predlozhili-uravniat-trebovaniia-k-ip-i-samozaniatym.html (дата обращения: 31.03.2021).

[5] Серова А.В., Серов С.И. Проблемы правового статуса самозанятых в Российской Феде-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

рации и Республике Казахстан: налогово-право-вое и социально-трудоправовое исследование // Российское право: образование, практика, наука. - 2020. - № 4. - С. 118 - 131.

[6] Титов: ликвидировать ИП как организационную форму бизнеса просто так не получится [Электронный ресурс] // Бизнес.ру. Большой портал для малого бизнеса. 03.02.2021. - URL: https:// www.business.ru/news/21701-titov-likvidirovat-ip-kak-organizatsionnuyu-formu-biznesa-prosto-tak-ne-poluchitsya (дата обращения: 17.03.2021).

Spisok literatury:

[1] Gazdyuk N.Yu. Unifikaciya i garmonizaciya korporativnogo prava gosudarstv - chlenov EAES v kontekste obespecheniya svobody uchrezhdeniya, deyatel'nosti i osushchestvleniya investicij [Elektron-nyj resurs] // Elektronnaya biblioteka BGU. - URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/237441 (data obrashcheniya: 10.03.2021).

[2] Demieva A.G. Problemy sblizheniya zakono-datel'stva o predprinimatel'skoj deyatel'nosti stran-uchastnic EAES // Nauka i Shkola. - 2017. - № 1. - S. 9 - 18.

[3] Individual'nye predprinimateli: kaznit' nel'zya pomilovat' [Elektronnyj resurs] // Internet-portal «RBK«+1» % URL: https://plus-one.rbc.ru/economy/ esli-otmenit-individualnykh-predprinimateley (data obrashcheniya: 06.03.2021).

[4] Sanatina Yu. IP i t.p. Rossii nuzhny raznye formy vedeniya biznesa, no dlya nih neobhodimo sozdat' ravnye konkurentnye usloviya [Elektronnyj resurs] // Internet-portal «Rossijskoj gazety» - URL: https://rg.ru/2021/03/31/reg-urfo/uralskie-eksper-ty-predlozhili-uravniat-trebovaniia-k-ip-i-samozani-atym.html (data obrashcheniya: 31.03.2021).

[5] Serova A.V., Serov S.I. Problemy pravovogo statusa samozanyatyh v Rossijskoj Federacii i Res-publike Kazahstan: nalogovo-pravovoe i social'no-tru-dopravovoe issledovanie // Rossijskoe pravo: obra-zovanie, praktika, nauka. - 2020. - № 4. - S. 118 - 131.

[6] Titov: likvidirovat' IP kak organizacionnuyu formu biznesa prosto tak ne poluchitsya [Elektronnyj resurs] // Biznes.ru. Bol'shoj portal dlya malogo biznesa. 03.02.2021. - URL: https://www.business.ru/ news/21701-titov-likvidirovat-ip-kak-organizatsion-nuyu-formu-biznesa-prosto-tak-ne-poluchitsya (data obrashcheniya: 17.03.2021).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.