развитие самостоятельности младших школьников средствами проектных технологий
I М.К. Хуснетдинова
Аннотация. Статья посвящена организации продуктивной практической деятельности в начальной школе с целью развития творческой самостоятельности школьников. Предложенная авторская классификация уровней самостоятельности младшего школьника на основе критерия участия взрослого в деятельности ребенка находит отражение в серии последовательно сфокусированных проектов, направленных на развитие структурных умений, качеств и характеристик данного качества.
Ключевые слова: метод проектов, самостоятельность, уровни самостоятельности, проектная деятельность, младший школьник, присутствие взрослого, инструментарий.
Summary. This article is devoted to the organization of practical productive activity of the pupils in primary school which is aimed at their creative independence development. The adult's presence serves as a criterion for the classification of self-dependence levels proposed by the author. A series of projects consistently focused on development of structural skills, qualities and characteristics of pupils' independence is based on this classification as well.
Keywords: project work, independence, levels of, self-dependence, primary school, adult's presence, tools.
Каждое новое поколение учащихся существенно отличается от предыдущего. В условиях, когда типичные характеристики современных школьников, по мнению исследователей, это ограниченность интересов, пассивность, неспособность добиваться поставленных целей и бороться с жизненными трудностями [3], родители и учителя должны сосредоточиться на том, чтобы учить детей быть самостоятельными.
Самостоятельность младших школьников — интегративное качество, которое характеризуется совокупностью знаний и умений личности,
отношением ее к процессу, результату и условиям осуществления деятельности, а также к складывающимся связям с другими людьми, позволяющее осуществлять деятельность по конструктивному преобразованию действительности без вмешательства со стороны.
Критериями самостоятельности являются структурно-компонентные, функциональные умения учащихся, их динамические характеристики, личностно-стилевые особенности регуляции [4].
Исследователи [8] различают репродуктивную самостоятельность, которая подразумевает выполнение дейс-
твий на основе заранее заданного образца, и продуктивную самостоятельность, которая предполагает внесение изменений в заданный образец и может быть разбита на ряд ступеней или уровней.
С опорой на исследования [1] нами были выделены следующие уровни продуктивной самостоятельности школьника на основе критерия участия взрослого в деятельности ребенка (Хуснетдинова М.К.) [9].
• Уровень 1 — уровень полного контроля.
• Уровень 2 — уровень усиленного контроля.
• Уровень 3 — уровень ослабленного контроля.
• Уровень 4 — уровень присутствия.
• Уровень 5 — уровень самостоятельного выполнения работы.
Освоение нового дела учеником происходит так: от работы под жестким руководством до полной самостоятельности в действиях. Особенно важным нам представляется так называемый «Уровень присутствия». Длительность данного этапа ничуть не менее важна, чем само его наличие. При слишком быстрой передаче дела для самостоятельного выполнения оно может оказаться не по силам ученику, и неудача уничтожит интерес к делу, а слишком долгое присутствие наставника может надоесть и отбить всякое желание работать самостоятельно [9].
Развитие умения самому мыслить и действовать важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование самостоятельности уже в младшем школьном возрасте, так как именно в начальных классах начинают закрепляться учебные действия, закладываются приемы
решения задач, способы умственной деятельности.
Система технологического инструментария для развития самостоятельности младшего школьника включает в себя совокупность приемов, методов и форм организации классной и внеклассной работы, мероприятий, учебных и наглядных знаково-символичес-ких пособий, демонстрационных устройств, технических средств, дифференцированных по этапам проекта и по структурно-компонентным умениям самостоятельности младших школьников.
Проектная технология организации учебно-познавательной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, инструментально направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата [5]. Главная идея метода проектов как основного средства проектных технологий — направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении личностно значимой и социально детерминированной практической или теоретической проблемы.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, свои способы, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности учащихся является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмыс-
ление и рефлексию результатов деятельности [2].
Примерами готового проекта могут служить стенгазета к празднику, постановка спектакля, исследование на заданную тему, поделка, действующая модель и множество других вариантов.
Проектная технология позволяет моделировать учебные проблемы, аналогичные тем, что возникают во «взрослом» мире. Готовясь к решению реальных задач, младшие школьники учатся самостоятельно мыслить, привлекать знания из различных областей, развивают у себя способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения; у них формируются умения устанавливать причинно-следственные связи.
Характер взаимодействия субъектов проектной деятельности принципиально отличается от традиционного смещением ведущей роли учителя на ученика [6]. Проектная технология подразумевает применение преподавателями методов стимулирования и методов педагогического руководства [7]. Действия ученика в проектной деятельности предполагают наличие определенного набора качеств: самостоятельности, инициативности, целепо-лагания, креативности и т.п. — и умений: исследовательских, оценочных, информационных, презентационных, рефлексивных и т.п.
Младшие школьники не готовы к такой деятельности, так как у них недостаточно развиты необходимые качества и умения. Но участие в определенной деятельности есть и условие, и результат развития необходимых для выполнения этой деятельности умений и качеств [2]. К тому же проект-
ные умения тесно переплетаются со структурно-компонентными умениями саморегуляции. Другими словами, учащийся, владеющий проектными умениями, имеет все необходимые предпосылки для формирования самостоятельности.
Поэтому нужно и важно вовлекать младших школьников в проектную деятельность на доступном для них уровне, учитывая психологические особенности возраста, уровень самостоятельности. А при организации такой деятельности — подмечать проявления необходимых качеств и умений учащихся, культивировать их, создавать условия для их развития.
С целью направленного формирования самостоятельности младших школьников средствами проектных технологий, проекты должны составляться или подбираться с опорой на характеристику уровней самостоятельности. Так, в серии из пяти проектов, предназначенных для проведения в младших классах, каждый следующий проект ориентирован на более высокий уровень самостоятельности детей. С целью последовательного развития умений и качеств каждый проект из серии уделяет особое внимание определенному этапу работы. Поэтому от проекта к проекту учащийся усваивает структуру и особенности проектной деятельности, закрепляя умения, полученные опытным путем, системой проектных знаний (диаграмма 1).
Проекты для уровня полного контроля подразумевают выполнение всех этапов задания за учителем, так как учащиеся не обладают необходимыми умениями самостоятельности и не осознают этого. В фокусе первого проекта находятся развитие умения вы_Преподаватель XX]_
вЕК
Диаграмма 1
Модель поэтапного развития самостоятельности младших школьников в серии последовательно сфокусированных проектов
"О
0 ф
т
1
о
Соот- Этапы проекта
ветствие проекта этап запуска проекта этап планирования организационно-исследователь-ский этап этап представ- этап Уровни
уровню самостоятельности ления полученных результатов рефлексивной оценки самостоятельности
1 проект Фокус проекта 1 Степень учителя е участия проекте Уровень полного контроля
2 проект фокус проекта 2 Уровень усиленного контроля
3 проект фокус проекта 3 Уровень ослабленного контроля
4 проект Фокус проекта 4 Уровень присутствия
5 проект Степень учащихся участия в проекте Фокус проекта 5 Уровень самостоятельного выполнения
двигать требования к проекту, генерировать идеи и выбирать наиболее ВВ удачную в соответствии с требованиями. С них и начинается формирование проектных и структурно-компонентных умений самостоятельности.
Проекты для уровня усиленного контроля характеризуются постепенным переходом учащегося к выполнению задания под усиленным (пошаговым) контролем учителя. Школьники не обладают необходимыми умениями самостоятельности, однако осознают их отсутствие у себя и постепенно включаются в постановку темы, определение формы работы. Фокус второго проекта направлен на развитие умений планировать и контролировать выполнение.
На уровне ослабленного контроля учащиеся уже имеют необходимые умения самостоятельности, но не осознают пока их наличие у себя. На данном уровне выполнение проекта учащимся происходит под присмотром учителя, но учащиеся все больше включаются в работу, выбирая тему, ресурсы, этапы своей деятельности из предложенных учителем. Третий проект учит организовывать работу различными методами.
Проекты уровня присутствия подразумевают самостоятельное выполнение заданий в присутствии учителя, с его вмешательством в случае крайней необходимости. Учащиеся теперь обладают необходимыми умениями самостоятельности и осознают их на-
Преподаватель XX_
1 / 2009
личие у себя, однако отсутствует навык. На данном уровне учащиеся действуют самостоятельно, выбирая тему, составляя план работы, подбирая ресурсы, при необходимости обсуждая свои решения с учителем. Четвертый проект знакомит с особенностями презентации готового продукта перед аудиторией и формирует презентационные умения.
Уровень самостоятельного выполнения подразумевает, что учащиеся обладают необходимыми умениями самостоятельности, осознают их наличие у себя и приобрели навык данной работы. Проекты данного уровня нацелены на полную передачу выполнения задания учащемуся с последующим итоговым контролем. Пятый проект учит подводить итоги и оценивать процесс и полученный результат, он завершает цикл проектов, в которых с уменьшением доли участия взрослого от проекта к проекту уровень самостоятельной деятельности школьника постепенно повышается.
Таким образом, проектная технология обладает значительным арсеналом средств для развития творческой самостоятельности младших школьников, так как в своей основе содержит ориентацию на самостоятельную продуктивную деятельность. Выполняя проект, ребенок учится не только ставить и удерживать цель, планировать действия и время, рассчитывать необходимые ресурсы, выбирать средства и способы действий, оценивать результаты и т.д., но и выражает себя как личность, проявляя инициативу, осознанность, ответственность, автономность, а значит, формирует у себя структурно-компонентные и функциональные умения, лично-стилевые особенности саморегуляции. А учет уров-
ней самостоятельности при планировании проектной работы позволит учителю создать необходимые предпосылки для формирования нужных качеств и умений в условиях положительного образовательного опыта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1999. — 536 с.
2. Землянская Е.Н., Чугреева М.К. Учебные проекты младших школьников // Начальное образование. — 2006. — № 5.
3. Международный симпозиум «Альянс во имя детства» // Вопросы психологии. — 2001. — № 1. — С. 141-142.
4. Осницкий А.К. Психология самостоятельности: Методы исследования и диагностики. — М.-Нальчик: Изд. центр «Эльфа», 1996. — 124 с.
5. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка: ч.1 // Иностранные языки в школе. — 2000. — № 2. — С. 3-10
6. Сасова И.А., Землянская Е.Н. Экономика для младших школьников: Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 2003. — 92 с.
7. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
8. Тарасова Н.П. Уровни развития самостоятельности мышления младшего школьника: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 1988. — 27 с.
9. Чугреева М.К. Развитие самостоятельности у школьников // Начальное образование. — 2006. — № 2. — С. 13-14.
10. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1986. — 143 с. Щ