ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
которые очень точно, метко характеризуют душевное состояние, настроение человека, позволяют выразить отношение у другим людям. Такие предложения есть и в повести Э.Успенского.
Задание 5.
1. О ком говорит дядя Федор? Что необычного в употреблении первого предложения?
- Тр-тр-восемь дыр! Чтоб ему пусто было, инженеру Тяпкину!
Тр-тр-восемь дыр! - так обычно говорят о любителях поболтать. Э.Успенский же этой фразой подчеркивает аппетит «тр-тр Мити».
2. Как вы понимаете значение предложений:
Пудель из Шарика получился - хоть сейчас на выставку! А самому так плохо - хоть караул кричи. Замените предложения близкими по значению предложениями или словами. Какие из них более выразительны?
Внеклассные занятия по фразеологии можно провести по сказкам А.С.Пушкина, произведениям современных писателей.
Фразеологизмы, по выражению В.Г.Белинского, составляют «народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство».
В статье рассматриваются вопросы развития продуктивной самостоятельности школьников и студентов с использованием средств проектной технологии и выделяются критерии данного качества личности, его отличие от репродуктивной самостоятельности, критерии, уровни развития, технологический инструментарий и т.д.
Хуснетдинова Мария Константиновна
канд. пед. наук, преподаватель английского языка ГОУ высшего профессионального образования Московская государственная академия делового администрирования Москва, Зеленоград, [email protected], [email protected]
РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Как влияет тесная взаимосвязь проектных умений и структурно-компонентных умений саморегуляции на развитие творческой самостоятельности школьников на основе метода проектов?
Ключевые слова: продуктивная самостоятельность, саморегуляция, проектная деятельность, уровни развития самостоятельности, уровень присутствия, проект.
Каждое новое поколение учащихся существенно отличается от предыдущего. В условиях, когда типичные характеристики современных школьников, по мнению исследователей, это ограниченность интересов, пассивность, неспособность добиваться поставленных целей и бороться с жизненными труд-
ностями [4], деятельность родителей и преподавателей должна быть направлена на то, чтобы учить детей быть самостоятельными.
Самостоятельность школьников - интегративное качество личности, которое характеризуется совокупностью знаний и умений личности, отноше-
78
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
нием личности к процессу, результату и условиям осуществления деятельности, а также складывающимся связям с другими людьми, позволяющее осуществлять деятельность по конструктивному преобразованию действительности без вмешательства со стороны.
Критериями самостоятельности является наличие набора у учащегося структурно-компонентных, функциональных умений, динамических характеристик, личностно-стилевых особенностей регуляции (Осниц-кий А. К.). [5]
Исследователи [8,10] различают репродуктивную самостоятельность, которая подразумевает выполнение действий на основе заранее заданного образца и продуктивную самостоятельность, которая подразумевает внесение изменений в заданный образец и может быть разбита на ряд ступеней или уровней.
С опорой на исследования [1] нами были выделены следующие уровни продуктивной самостоятельности школьника на основе критерия участия взрослого в деятельности учащегося. (Хуснетдино-ва М.К.) [9]:
- Уровень 1 - уровень полного контроля,
- Уровень 2 - уровень усиленного контроля,
- Уровень 3 - уровень ослабленного контроля,
- Уровень 4 - уровень присутствия,
- Уровень 5 - уровень самостоятельного выполнения работы.
Освоение нового дела учащимся происходит от выполнения под жестким руководством до полной самостоятельности в действиях. Особенно важным нам видится так называемый «Уровень присутствия». Длительность данного этапа ничуть не менее важна его наличия. Слишком быстрая передача дела в самостоятельное выполнение может оказаться не по силам ученику, и неудача уничтожит интерес к делу, а слишком долгое присутствие наставника может надоесть и отбить всякое желание работать самостоятельно. [9]
Развитие умения самостоятельно мыслить и действовать важно на всех этапах обучения, но особое значение имеет формирование самостоятельности в подростковом и юношеском возрасте, так как именно в это время предполагает переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости [3].
Система технологического инструментария для развития самостоятельности учащегося включает в себя совокупность приемов, методов и форм орга-
низации классной и внеклассной работы, мероприятий, учебных и наглядных знаково-символических пособий, демонстрационных устройств, технических средств, дифференцированных по этапам проекта и по структурно-компонентным умениям самостоятельности школьников.
Проектная технология организации учебно-познавательной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, инструментально направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата. Главная идея метода проектов как основного средства проектных технологий, - направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении личностно значимой и социально детерминированной практической или теоретической проблемы.
Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности учащихся является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. [2]
Примером готового проекта может служить стенгазета к празднику, постановка спектакля, исследование на заданную тему, разработка сайта, рекламного плаката, действующая модель и множество других вариантов.
Проектная технология позволяет моделировать учебные проблемы, аналогичные тем, что возникают во «взрослом» мире. Готовясь к решению реальных проблем, школьники обучаются самостоятельно мыслить, привлекать знания из различных областей; развивают у себя способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения; формируются умения устанавливать причинно-следственные связи.
Характер взаимодействия субъектов проектной деятельности принципиально отличается от традиционного смещением ведущей роли учителя на ученика.[6] Проектная технология подразумевает применения преподавателями методов стимулирования и методов педагогического руководства.. [7] Действия ученика в проектной деятельности предполагает наличие у школьников определен-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010
79
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
ного набора качеств качеств, таких как: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность и т.п. и умений: исследовательских, оценочных, информационных, презентационных, рефлексивных и т.п.
Школьники не всегда готовы к такой деятельности, так как у них не достаточно развиты необходимые качества и умения. Но участие в определенной деятельности есть и условие, и результат развития необходимых для выполнения этой деятельности умений и качеств. [2] К тому же, проектные умения тесно переплетаются со структурно-компонентными умениями саморегуляции. Другими словами, учащийся, владеющий проектными умениями, имеет все необходимые предпосылки для формирования продуктивной самостоятельности.
Поэтому нужно и важно вовлекать школьников в проектную деятельность на доступном для них уровне, учитывая психологические особенности возраста, уровень самостоятельности школьников. А при организации такой деятельности - подмечать проявления необходимых качеств и умений учащихся, культивировать их, создавать условия для их развития.
С целью направленного формирования самостоятельности школьников средствами проектных технологий, проекты должны составляться или подбираться с опорой на характеристику уровней самостоятельности. Так в серии из пяти проектов, предназначенных для проведения в старших классах, каждый следующий проект ориентирован на более высокий уровень самостоятельности школьников. С целью последовательного развития проектных умений и качеств, каждый проект из серии уделяет особое внимание определенному этапу работы над проектом. Поэтому от проекта к проекту учащийся усваивает структуру и особенности проектной деятельности, закрепляя проектные умения, полученные опытным путем, системой проектных знаний.
Цикл проектов подразумевает уменьшение доли участия взрослого от проекта к проекту, и потому уровень самостоятельной деятельности школьника постепенно повышается.
Таким образом, проектная технология обладает значительным арсеналом средств для развития творческой самостоятельности школьников, так как в своей основе содержит ориентацию на самостоятельную продуктивную деятельность. Выполняя проект учащийся, учится не только ставить и удерживать цель, планировать действия и время, рассчитывать необходимые ресурсы, выбрать средства и способы действий, оценить результаты и т.д., но и выражает себя как личность, проявляя инициативу, осознанность, ответственность, автономность, а значит формирует у себя лично-стилевые особенности саморегуляции, структурно-компонентные и функциональные умения самостоятельности. А учет уровней самостоятельности при планировании проектной работы позволит учителю создать необходимые условия для формирования необходимых качеств и умений в условиях положительного образовательного опыта.
Литература
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1999. - 536с.
2. Землянская Е. Н., Чугреева М. К. Учебные проекты младших школьников // Начальное образование - 2006 - № 5 - с.31-35.
3. Кон И.С. Психология ранней юности. Кн. Для учителя. -М.: Просвещение, 1989. - 255 с.: ил. - (Психол. наука -школе).
4. Международный симпозиум «Альянс во имя детства». Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 141-142.
5. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. методы исследования и диагностики. М - Нальчик: изд. центр «Эльфа», 1996г.-124 с.
6. Сасова И. А., Землянская Е. Н. Экономика для младших школьников: пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 2003. - 92 с.
7. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
8. Тарасова Н.П. Уровни развития самостоятельности мышления младшего школьника. Автореф... дис. канд. пед. наук. - М., 1988 М., - 27 с.
9. Чугреева М.К. Развитие самостоятельности у школьников // Начальное образование - 2006 - № 2 - с.13 -14.
10. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1986. - 143 с.
80
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010