Научная статья на тему 'Формирование познавательной самостоятельности как условия успешного обучения в школе'

Формирование познавательной самостоятельности как условия успешного обучения в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1035
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
COGNITIVE SELF-CONSISTENCY / PUPILS / SELF-GUIDED WORK / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / UNIVERSAL STUDYING ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шульга В. В.

В статье рассматриваются взгляды ученых на определение понятия «самостоятельность» и значение формирования познавательной самостоятельности школьников в условиях реализации новых образовательных стандартов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMING OF THE COGNITIVE SELF-CONSISTENCY AS A CLAUSE OF SUCCESSFUL STUDYING AT SCHOOL

In the article there is an overview of different scientists views on the definition of self-consistency and the meaning of the forming of the cognitive self-consistency of pupils in the context of the realization of the new educational standards.

Текст научной работы на тему «Формирование познавательной самостоятельности как условия успешного обучения в школе»

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

THE FORMING OF THE COGNITIVE SELF-CONSISTENCY AS A CLAUSE OF SUCCESSFUL STUDYING AT SCHOOL

В. В. Шульга

В статье рассматриваются взгляды ученых на определение понятия «самостоятельность» и значение формирования познавательной самостоятельности школьников в условиях реализации новых образовательных стандартов.

Ключевые слова: познавательная самостоятельность, школьники, самостоятельная работа, Федеральный государственный образовательный стандарт, универсальные учебные действия.

V. V. Shulga

In the article there is an overview of different scientists' views on the definition of "self-consistency" and the meaning of the forming of the cognitive self-consistency of pupils in the context of the realization of the new educational standards.

Keywords: cognitive self-consistency, pupils, self-guided work, Federal State Educational Standard, universal studying actions.

Быстрое изменение технологий производственных процессов, нарастающий поток информации, развитие информационно-коммуникативных технологий привели к тому, что современному человеку необходимо непрерывно обновлять и пополнять свои знания, формировать в себе умения быстро перестраиваться с одного рода деятельности на другой. Эти способности наиболее интенсивно формируются в период школьного обучения, когда изучаются разнообразные общеобразовательные дисциплины.

Изменившиеся социальные заказы общества влекут за собой значительные перемены и преобразования в системе образования. Нынешний этап развития образования в условиях его модернизации обладает широким теоретическим, методологическим и практическим поиском направлений формирования самостоятельной личности, способной приобретать новые знания без посторонней помощи, адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях, активно познавать окружающую действительность и саморазвиваться.

Идеи формирования и совершенствования познавательной самостоятельности человека не утрачивают своей актуальности в течение ряда столетий. На протяжении всей истории своего существования педагогика стремится найти наиболее эффективные методы, подходы, средства обучения школьников к пробуждению их интеллектуальной активности. Важную роль активного и самостоятельного постижения знаний доказывали еще древние мыслители и философы, педагогические взгляды которых опирались на то, что развитие мышления и способностей обучающихся может благополучно происходить только в ходе самостоятельного познания.

Анализ литературы по проблеме исследования позволил выявить разнообразие трактовок в содержании определения «самостоятельность» и многообразие воз-

зрений, которые вкладывают ученые в это понятие. Н. А. Половников определяет самостоятельность как готовность обучающегося собственными силами продвигаться в освоении знаний. Он считает, что самостоятельность может по-разному проявляться в учебной, общественной, бытовой, производственной и других видах деятельности. Постепенно возрастая при выполнении каких-то действий, самостоятельность обретает способность перенесения и на иные родственные виды деятельности. Наибольшая степень самостоятельности субъекта проявляется не при репродуктивном воспроизведении по шаблону или готовому образцу, а при утверждении «личного» способа мышления и деятельности [1].

Самостоятельность, как отмечает С. Ю. Головин, является обобщенным свойство личности, которое отражается в инициативности, критичности, адекватной личной оценке и ответственности за собственную деятельность и поведение [2].

Самостоятельность как педагогический феномен К. К. Платонов связывает с волевыми качествами личности, отражающимися в способности систематизировать, планировать, выполнять и корректировать деятельность без прямого руководства и помощи окружающихся [3, с. 126]. В. И. Селиванов трактует самостоятельность как автономную волевую активность личности, когда учащийся осмысленно руководствуется целями и старается преодолеть возникшие трудности [4, с. 141].

Деятельностную черту самостоятельности выделяют И. В. Гребенников и Л. В. Ковинько, указывая на нее как на одно из важнейших качеств личности, проявляющееся в умении определять цель, упорно стремиться к ее выполнению, ответственно подходить к своей деятельности, действуя своими силами, осмысленно и инициативно, не только в известных привычных условиях, но и в незнако-

мой обстановке, предполагающей нахождение и принятие нестандартных решений [5, с. 67-68].

Познавательная самостоятельность трактуется как качество личности, отражающееся в способности учащегося организовать свою интеллектуальную деятельность для разрешения новой познавательной задачи, потребность и умение овладевать знаниями и способом деятельности, стремление решать познавательные задачи без помощи извне, ставить цели деятельности и вовремя их корректировать [6], так это понятие рассматривает И. Я. Лернер.

Таким образом, наличие мыслительных и волевых процессов выступают необходимым условием воспитания самостоятельных убеждений и действий учащегося, а формирующиеся в процессе самостоятельной деятельности убеждения и действия развивают и совершенствуют способность осознанно принимать мотивированные действия и стремиться к успешной реализации принятых решений, несмотря на возникающие затруднения.

Для более полного изучения познавательной самостоятельности как педагогического явления важно учитывать ее тесную связь с самостоятельной работой учащихся, помогающей выявить достигнутый уровень самостоятельности и являющейся средством ее развития.

Сущность исследуемого вопроса наиболее точно отражает Б. П. Есипова, который считает, что самостоятельная работа учащихся, входящая в процесс обучения, - это работа, совершающаяся без прямого участия педагога, по его заданию и в отведенный временной период; вместе с тем школьники целенаправленно следуют к достижению поставленной в задании цели, прилагая усилия и выражая результат в форме умственных, физических или совместно в тех и других действиях [7, с. 144].

Самостоятельная работа учеников предполагает учебные задания учителя, предназначенные для выполнения в определенный промежуток времени и требующая от школьников умственного напряжения, мыслительной активности. Такие типы заданий направлены на лучшее восприятие и осознание полученных знаний, отработку и совершенствование умений и навыков действовать самостоятельно, более прочное закрепление знаний, упражнения по совершенствованию и тренировке творческого применения умений и навыков [8, с. 69].

Наиболее значимой чертой самостоятельной работы оказывается наличие внутренних стремлений и связанное с ними понимание сущности и цели работы. Самостоятельная работа как форма обучения предполагает способность ученика выстроить деятельность согласно появившейся задаче, в результате чего школьник приобретает определенные знания, овладевает умениями и навыками, учится организованно работать по плану, вырабатывает собственный стиль интеллектуальной деятельности.

Самостоятельная работа успешно реализовывается только в том случае, когда ученик отчетливо понимает цель и стремится к ее достижению. Иначе говоря, положительный результат самостоятельной работы во многом детерминирован степенью целенаправленности обучающихся, наличием сложившихся в процессе обучения

практических и интеллектуальных умений и навыков, необходимых для достижения назначенной цели.

Как отмечает А. М. Лушников, роль самостоятельной работы состоит в том, чтобы с помощью индивидуального поиска расширить, уточнить и конкретизировать свои знания, продемонстрировать творческий подход к исследуемому вопросу, навыки работы с источниками, умение анализировать полученную информацию, систематизировать материал, высказывать свое мнение и отстаивать в дискуссии собственную точку зрения [9].

Самостоятельная работа достигает положительного эффекта, когда учащиеся понимают не только конечный результат своих достижений, но и ошибки, допущенные ими в ходе выполнения работы. Главная роль в этом принадлежит анализу учителем результатов работы учеников с точки зрения осваивания приемов самоконтроля.

Следовательно, активно используемая в образовательном процессе самостоятельная работа помогает развитию самостоятельности как качества личности обучающегося, помогает на практике реализовать принцип индивидуального подхода к обучению, предоставляет возможность дифференцировать учебные задания, достигнуть высокого уровня сознательного и прочного усвоения знаний.

Таким образом, из вышесказанного видно, что в понятие самостоятельность входят следующие взаимосвязанные составляющие: наличие мотивационных побуждений к выполнению познавательной деятельности, волевые усилия, саморегуляция и самоконтроль, собственная оценка полученных результатов, которые необходимо учитывать при изучении степени сформированности учебно-познавательной самостоятельности учащихся и способов ее развития. Ведь учебно-познавательная самостоятельность способствует получению знаний без посторонней практической помощи, формирует способность действовать без постоянного руководства со стороны, только по личной инициативе и намерению достигнуть поставленной цели.

Современная система образования должна отвечать новым социальным запросам общества, что влечет за собой совершенствование содержания образования, инновации в образовательном процессе и установление целей обучения с учетом государственных, общественных и личностных потребностей и интересов. В связи с этим ведущим направлением является обеспечение развивающего потенциала образовательных стандартов нового поколения. В материалах ФГОС начального общего образования одним из целевых направлений названо развитие самостоятельной, инициативной и ответственной личности как условий ее самоактуализации. Следовательно, ведущая компетенция младшего школьника - учебно-познавательная самостоятельность, учитывающая индивидуальные особенности учеников, опирающаяся на рефлексивные способности и базирующаяся на общеучебных умениях и навыках.

Ядром образовательной программы на начальной

ступени обучения является системно-деятельностный подход, который направлен на развитие у ученика умения учиться, то есть учить себя. Развитие личности школьников в системе образования происходит за счет освоения универсальных учебных действий, являющихся основным элементом образовательного и воспитательного процесса и порождающих широкую ориентацию школьников в разных предметных отраслях знаний и мотивацию к обучению. Формирование у обучающихся универсальных учебных действий создают предпосылки для самостоятельного овладения новыми знаниями, умениями и компетентностями, включая умение учиться [10].

Важнейшей тенденцией стало изменение позиции школьника: он не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Данная роль указывает на заинтересованность процессом познания: обучающийся выдвигает собственные гипотезы, может самостоятельно определять учебные цели, намечать и обосновывать путь решения учебной задачи, вступать в дискуссию, осуществлять контроль и оценку результатов своей деятельности. Принципиально изменилась и роль учителя: правила, способы, выводы не предъявляются самим учителем, а рождаются в процессе совместной работы учителя и учеников. Учитель не передает знания в готовом виде, а направляет и контролирует деятельность школьников на уроке, что обеспечивает возможность каждому учащемуся «открыть» для себя новое знание и осознанно принять его [11, с. 8]. При этом подходе к обучению центральным элементом работы учеников становится освоение таких видов деятельности, как: учебно-исследовательской, проектной, поисковой, творческой.

Таким образом, в образовательной практике учитель, реализующий ФГОС нового поколения, должен пересмотреть и внести значительные изменения в свою деятельность. Признание активной позиции обучающегося в учении приводит к изменению сущности взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками, их коллективная деятельность рассматривается как сотрудничество, где учитель и ученик выступают наравне. Развитию учебно-познавательной самостоятельности детей этого возраста способствует совместно-разделенная деятельность обучающихся на уроке: работа в парах, малых группах, учебное сотрудничество [12].

Итак, одной из главных задач, встающих перед школой, оказывается формирование и повышение уровня

учебно-познавательной самостоятельности учеников, пробуждение инициативы и стремления школьников к потребности в самообразовании и познании нового. Успешное разрешение данной проблемы возможно и необходимо уже на начальной ступени обучения ребенка в связи с тем, что именно в этом возрасте закладываются его личностные качества.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Половников Н. А. К вопросу об истории проблемы воспитания познавательной самостоятельности и активности школьников (1917-1940-е гг.) // Из истории педагогики Татарии. Казань, 1972. С.178-181.

2. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998. 345 с.

3. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высш. шк., 1981. 175 с.

4. Селиванов В. И. Избранные психологические произведения (воля, ее развитие и воспитание). Рязань: РГПИ, 1992. 575 с.

5. Гребенников Л. Р. Свобода и дисциплина // Мон-тессори в России. Новый взгляд: сб. науч.-практ. ст. / под ред. К. Е. Сумнительного. М.: Московский Центр Монтессори, 1998. № 4. С. 161-164.

6. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. 186 с.

7. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Просвещение, 1961. 239 с.

8. Габай Т. В. Учебная деятельность и ее среда. М.: Просвещение, 1988. 112 с.

9. Лушников А. М. История педагогики. Екатеринбург: Средн.-Уральск. книж. изд-во, 1994. 368 с.

10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действий к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2013. 152 с.

11. Землянская Е. Н., Рыдзе О. А. Современные концепции начального образования // Завуч начальной школы. 2008. № 1. С. 3-21.

12. Землянская Е. Н. Учебное сотрудничество младших школьников на уроках // Начальная школа. 2008.№ 1. С. 16-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.