Научная статья на тему 'Самостоятельная деятельность как средство развития самообразования'

Самостоятельная деятельность как средство развития самообразования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
873
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМООБРАЗОВАНИЕ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / САМОРАЗВИТИЕ / САМОПОЗНАНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ / МОТИВАЦИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ И ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / INDEPENDENCE / INDEPENDENT ACTIVITY / SELF-EDUCATION / SELF-ORGANIZATION / SELF-DEVELOPMENT / SELF-KNOWLEDGE / EDUCATIONAL PROCESS / DIFFERENT TASKS / MOTIVATION / COGNITIVE AND CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS / DIDACTIC PRINCIPLES / METHODOLOGY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пичугина Галина Антоновна

В социальной сфере самостоятельность и активность индивида определяют уровень продуктивности его деятельности и составляют сущность творчества и предприимчивости. В связи с экономическими преобразованиями в обществе востребована личность способная к постоянному самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию, обладающая способностью принимать конструктивные, творческие решения. Отсюда возникла необходимость в подготовке такой личности ещё на стадии обучения в общеобразовательном учреждении. Традиционные подходы, прогрессирующие в обучении, в основном ориентированы на мобильность, запоминание, воспроизведение изученного материала и не могут повлиять на формирование вышеуказанных свойств развивающей личности и способствовать побуждению к развитию мотивации, творческой активности и самообразованию. Отсюда необходимость разработки концептуальных подходов к методологии развития самостоятельной деятельности учащихся как средства формирования самообразования с учётом дидактических принципов является актуальной проблемой. Особого внимания требует вопрос разработки педагогических условий и методологии развития самостоятельной деятельности обучающихся в учебном процессе. Изучение проблемы позволило определить дидактические направления в области формирования самообразования и разработать подходы к организации самостоятельной деятельности обучающихся с использованием разноуровневых заданий. Особенность применения разноуровневых заданий направлена на поэтапное формирование умений самостоятельной работы и развития самоконтроля, саморазвития и навыков самообразования. Систематическое применение в организации самостоятельной деятельности разноуровневых заданий, с применением теоретических знаний в нестандартных ситуациях и обыденной действительности позволяет развить мыслительную деятельность, творческий потенциал, мотивацию самообразования и определить уровень самостоятельности обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT ACTIVITY AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF SELF-FORMATION

In the social sphere, the individual's independence and activity determine the level of productivity of his activity and constitute the essence of creativity and enterprise. In connection with the economic changes in society, a person is required who is capable of continuous self-education, self-development, self-improvement, and has the ability to make constructive, creative decisions. Hence the need to prepare such a person at the stage of education in a general education institution. Traditional approaches, progressing in learning, are mainly focused on mobility, memorization, reproduction of the material studied and cannot influence the formation of the above properties of the developing personality and contribute to the motivation to develop motivation, creative activity and self-education. Hence the need to develop conceptual approaches to the methodology for developing independent activity of students as a means of forming self-education with regard to didactic principles is an actual problem. Particular attention should be paid to the development of pedagogical conditions and the methodology for the development of independent activity of students in the educational process. The study of the problem allowed to determine didactic directions in the field of self-education formation and to develop approaches to the organization of students' independent activity using differentlevel tasks. The peculiarity of the use of multi-level tasks is aimed at the gradual formation of the skills of independent work and the development of self-control, self-development and self-education skills. The systematic application in organization of independent activities of multi-level tasks, using theoretical knowledge in non-standard situations and everyday reality allows us to develop mental activity, creative potential, self-education motivation and determine the level of student autonomy.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная деятельность как средство развития самообразования»

Pichugina Galina Antonowna INDEPENDENT ACTIVITY ..

pedagogical sciences

УДК 373.1

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ

© 2018

Пичугина Галина Антоновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Общая и неорганическая химия» Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (410012, Россия, Саратов, улица Астраханская, 83, e-mail: Galina_P_N@mail.ru)

Аннотация. В социальной сфере самостоятельность и активность индивида определяют уровень продуктивности его деятельности и составляют сущность творчества и предприимчивости. В связи с экономическими преобразованиями в обществе востребована личность способная к постоянному самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию, обладающая способностью принимать конструктивные, творческие решения. Отсюда возникла необходимость в подготовке такой личности ещё на стадии обучения в общеобразовательном учреждении. Традиционные подходы, прогрессирующие в обучении, в основном ориентированы на мобильность, запоминание, воспроизведение изученного материала и не могут повлиять на формирование вышеуказанных свойств развивающей личности и способствовать побуждению к развитию мотивации, творческой активности и самообразованию. Отсюда необходимость разработки концептуальных подходов к методологии развития самостоятельной деятельности учащихся как средства формирования самообразования с учётом дидактических принципов является актуальной проблемой. Особого внимания требует вопрос разработки педагогических условий и методологии развития самостоятельной деятельности обучающихся в учебном процессе. Изучение проблемы позволило определить дидактические направления в области формирования самообразования и разработать подходы к организации самостоятельной деятельности обучающихся с использованием разноуровневых заданий. Особенность применения разноуровневых заданий направлена на поэтапное формирование умений самостоятельной работы и развития самоконтроля, саморазвития и навыков самообразования. Систематическое применение в организации самостоятельной деятельности разноуровневых заданий, с применением теоретических знаний в нестандартных ситуациях и обыденной действительности позволяет развить мыслительную деятельность, творческий потенциал, мотивацию самообразования и определить уровень самостоятельности обучающегося.

Ключевые слова: самостоятельность, самостоятельная деятельность, самообразование, самоорганизация, саморазвитие, самопознание, учебный процесс, разноуровневые задания, мотивация, познавательная и творческая деятельность обучающихся, дидактические принципы, методология образования.

INDEPENDENT ACTIVITY AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF SELF-FORMATION

© 2018

Pichugina Galina Antonowna, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of General and Inorganic Chemistry Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky (410012, Russia, Saratov, street Astakhanskaya 83, e-mail: Galina_P_N@mail.ru)

Abstract. In the social sphere, the individual's independence and activity determine the level of productivity of his activity and constitute the essence of creativity and enterprise. In connection with the economic changes in society, a person is required who is capable of continuous self-education, self-development, self-improvement, and has the ability to make constructive, creative decisions. Hence the need to prepare such a person at the stage of education in a general education institution. Traditional approaches, progressing in learning, are mainly focused on mobility, memorization, reproduction of the material studied and cannot influence the formation of the above properties of the developing personality and contribute to the motivation to develop motivation, creative activity and self-education. Hence the need to develop conceptual approaches to the methodology for developing independent activity of students as a means of forming self-education with regard to didactic principles is an actual problem. Particular attention should be paid to the development of pedagogical conditions and the methodology for the development of independent activity of students in the educational process. The study of the problem allowed to determine didactic directions in the field of self-education formation and to develop approaches to the organization of students' independent activity using different- level tasks. The peculiarity of the use of multi-level tasks is aimed at the gradual formation of the skills of independent work and the development of self-control, self-development and self-education skills. The systematic application in organization of independent activities of multi-level tasks, using theoretical knowledge in non-standard situations and everyday reality allows us to develop mental activity, creative potential, self-education motivation and determine the level of student autonomy.

Keywords: independence, independent activity, self-education, self-organization, self-development, self-knowledge, educational process, different tasks, motivation, cognitive and creative activity of students, didactic principles, methodology of education.

Общественно-экономические преобразования, происходящие в нашей стране, находят своё отражение в реорганизации образовательной сферы. В Национальной доктрине образования Российской Федерации особое внимание уделено формированию навыков самообразования и самореализации личности обучающегося как одних из основных направлений непрерывного образования. Актуальность проблемы подготовки учащихся к самообразованию, саморазвитию определяется низким уровнем организации самостоятельной деятельности в учебном процессе. У учеников отмечается отсутствие сформированных умений и навыков самообразовательной деятельности, и как следствие, снижение мотивации к обучению.

Академик A.M. Новиков [1] отмечает: «Сегодня во главу угла должна быть поставлена самостоятельная ра-

бота школьников, самоорганизация их учебной деятельности. Учебно-воспитательный процесс должен коренным образом преобразиться: позиция «учитель впереди ученика и над ним» должна поменяться на позицию «ученик впереди и вместе с учителем» (кроме, конечно, начальной школы). Учитель должен сориентировать, направить учащегося - вводными и обзорными лекциями, а затем «пропустить его вперед» и время от времени консультировать, подправлять в его самостоятельном движении от незнания к знанию, от неумения к умению - посредством индивидуальных и групповых консультаций, организацией учебной работы в малых группах и командах, игровых форм и т.д.».

Развитие самоорганизации и самообразования обучающихся в учебном процессе немыслимо без опоры на развитие мотивации и активизации самостоятельной

педагогические науки

Пичугина Галина Антоновна САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ...

деятельности. Отсюда методы и средства обучения, в первую очередь, должны быть направлены на развитие активности и самостоятельности учащихся. В социальной сфере самостоятельность и активность индивида определяют уровень продуктивности его деятельности и составляют сущность творчества и предприимчивости. Развитие самостоятельности в обучении является средством развития самообразования.

Идея развития самостоятельной деятельности у обучающихся не нова. Такие педагоги как А. Дистервег, Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, многократно подчеркивали, что, несмотря на усилия преподавателя, основной результат обучения в большей степени зависит от собственных усилий обучаемого.

Несмотря на многочисленные исследования в области развития самостоятельности обучающегося единого подхода в понимании этого термина не существует. Ряд ученых (В. В. Богословский, В. Н. Мясищев, А. Г Ковалев и др.) характеризуют самостоятельность как волевое свойство личности. Другие считают, что самостоятельность - это черта характера (К. К. Платонов). В работах Б. Г. Ананьева и С. Л. Рубинштейна самостоятельность представлена как интегративное свойство личности.

Неоднозначность подходов к трактованию понятия «самостоятельность» приводит и к различному восприятию понятия «самостоятельная деятельность». В целом самостоятельная деятельность не является формой организации учебных занятий и методом обучения. Её правомерно можно рассматривать как средство вовлечения ученика в самостоятельную познавательную деятельность, как средство логической и психологической организации ученика [2,3,4]. Таким образом, самостоятельность связывается в той или иной степени с личностью и его деятельностью.

В психолого-педагогической литературе самостоятельная деятельность определяется как работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время. При этом ребенок, сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий [5].

Самостоятельная деятельность в работах А.И. Зимней [6] определена как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом работа в совокупности с контролем и корректировкой выполняемых действий. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности.

Положительные результаты самостоятельной работы доставляют обучающемуся удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания и развивают мотивацию [7,8].

Проблемами организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся, проблемами обучения приемам самостоятельной работы обучающихся занимались также В.И.Андреев, А.С.Границкая, Б.П.Есипов, А.М.Колесова, Л.В.Жарова, П.И.Пидкасистый, Н.Ф.Талызина и др.

Методически правильно организованная самостоятельная работа и проводимая систематически способствует развитию самообразования. К настоящему времени в трудах Л.И. Наумченко, Захарченко Л.П. и др представлены исторические и социальные вопросы самообразования. А.Л.Айзенбергом, А.К. Громцевой, А.Н.Леонтьевым, Г.Е. Рудзитисом, Е.А. Шуклиной, изучены важнейшие аспекты теории и практики самообразования. В частности определены особенности, сущность и функции самообразования. С.С. Амировой, Б.Ф. Райским и др. исследованы пути и средства формирования мотивации к самообразованию. В работах Н.Ф. Кухарева, Н.Д. Хмель и др. прослежена взаимосвязь организации творческих и самостоятельных работ с са-

мообразованием. П.П. Блонским, К.Р. Роджерсом, В.К. Оконем, Г.Н. Сериковым, В.Г. Рындак рассмотрены вопросы организации самообразования. Самообразование как особая познавательная деятельность представлена в работах Н.А.Рубакина, А.К.Громцевой, Т.А.Вороновой, Н.В.Кузьминой, Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской, П.Н. Пидкасистого, Б.Ф.Райского и др.

Изучение работ этих и других ученых позволяет сделать предположение, что процесс развития самостоятельной образовательной деятельности обучающихся оказывает определенное влияние на развитие самообразования. Однако, несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования различного уровня, методологические подходы к организации самостоятельной деятельности обучающихся с использованием разноуровневых заданий, направленных на развитие самообразования изучены в незначительной степени.

Возникает научное противоречие между возможностями совершенствования способов организации самостоятельной деятельности обучающихся для решения значимой педагогической задачи формирования самоорганизации обучающихся, с одной стороны, и нереализо-ванностью этих возможностей, в связи с неразработанностью системы применения разноуровневых заданий для активизации самостоятельной учебной деятельности учащихся в процессе обучения, с другой стороны.

Внимание, уделённое организации самостоятельной работы как средства развития самообразования в нормативно-правовых актах и современных научных исследованиях, ориентирует на разработку методологических подходов к составлению заданий для самостоятельного выполнения с целью развития навыков самообразования.

Однако анализ учебно-методической и психолого-педагогической литературы показал, что при составлении заданий для самостоятельной работы учащихся, в основном, используются традиционные подходы обучения. И в меньшей степени представлены задания, связанные с применением теоретических знаний в нестандартных ситуациях и обыденной действительности. Если учесть, что традиционные подходы ориентированы на мобильность, запоминание, воспроизведение изученного материала, то они не могут повлиять на формирование вышеуказанных свойств развивающей личности и способствовать побуждению к развитию мотивации, творческой активности и самообразованию. Боле того среди учащихся в среднем и старшем возрасте отмечается низкий уровень самостоятельной деятельности. Задания, ориентированные в основном на воспроизведение ранее полученных знаний, не могут способствовать развитию умений, связанных с мыслительным анализом условия задачи и проектированию плана его решения. Отсюда самоконтроль и самообразование проявляются редко и в основном на стадии констатации результатов деятельности.

Следует отметить, что процесс вовлечения обучающегося в самостоятельную деятельность не может являться стихийным. Он целенаправленно вводится учителем в обучение. Для этого необходимо составить такие формулировки заданий, которые вызывали бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее быстро и качественно. Для этого обучающиеся должны четко понимать цель задания и пути её достижения. Это придает работе осмысленный и целенаправленный характер, способствует более успешному выполнению.

Отсюда при составлении и подборе заданий для самостоятельной деятельности с целью развития самообразования следует учитывать их содержательную часть. Во-первых, задания должны быть посильными для обучающихся, а сами ученики -- подготовлены к их выполнению теоретически и практически. Во-вторых, необходимо применять разноуровневые задания, позволяющие не только определить степень усвоения изучаемого ма-

Pichugina Galina Antonowna INDEPENDENT ACTIVITY ..

pedagogical sciences

териала, развить творческий потенциал ученика, но и мотивировать его на дальнейший процесс самопознания. Поэтому при выполнении самостоятельной работы с разноуровневым содержанием задания должны выстраиваться от заданий, выполняемых по образцу, шаблону и заканчиваться заданием, требующего от ученика сообразительности, творческого подхода и направленного на развитие пытливости, познавательного интереса, инициативы и самообразования. В-третьих, при отборе заданий следует руководствоваться основными принципами дидактики. Определенное значение здесь имеет принцип систематичности и доступности, связь теории с практикой, принцип творческой активности, принцип постепенности нарастания трудностей, а также принцип дифференцированного подхода к учащимся.

Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним их составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на уроке или в процессе выполнения домашних заданий. Самостоятельная работа должна проводиться планомерно и систематически, а не от случая к случаю. Именно в этих условиях у учащихся вырабатываются устойчивые умения выполнения различных видов самостоятельной работы, развиваются навыки самообразования.

Для решения создавшейся проблемы мы предлагаем при изучении школьного курса химии использовать комбинированные разноуровневые задания практической направленности, которые дают возможность оценить уровень развития самостоятельности и степень формирования навыков самообразования (таблица 1).

Разноуровненвые задания в самостоятельной работе могут располагаться последовательно, с увеличением компонента сложности. На первом этапе задания выполняются по образцу на основе «усвоенных алгоритмов» и требуют непосредственного переноса известных знаний в аналогичную или отдаленно аналогичную вну-трипредметную ситуацию. Данный способ выполнения самостоятельной работы характеризует низкий уровень самостоятельности ученика и практическое отсутствие самообразования. Деятельность ученика в основном носит подражающий характер (копирование действий). Л.С. Выготский и Л.Г. Ковалев отмечали, что подражание является свойством развивающейся личности с одной стороны и способом познания окружающей действительности с другой [8,9]. Поэтому данный этап самостоятельной работы необходим как подготовительный в развитии умения решать более сложные задания и как начальный в развитии самообразования.

Самостоятельные работы, содержащие задания ре-конструктивно-вариативного типа, позволяют ученику осмысленно переносить теоретические знания в типовые ситуации, подвергать реконструкции используемый материал - это второй этап самостоятельной деятельности. Обучающиеся здесь учатся анализировать факты, события, явления. При этом происходит развитие их мыслительной активности, формируются приемы и методы познавательной деятельности, но уровень выполнения заданий требует постоянного контроля со стороны учителя с целью осуществления своевременной помощи при возникающих затруднениях. Это характеризует пороговый уровень самостоятельности, соответствующий начальной стадии развития самообразования.

Эвристические задания самостоятельной работы, имеющие место на третьем этапе выполнения самостоятельной работы, соответствуют продвинутому уровню самостоятельности, формированию творческих и познавательных интересов личности обучающегося и его готовности к самообразованию. Задания подобного характера вырабатывают у ученика способность самостоятельно принимать решения, умение составить логический план в достижении поставленной цели, осуществлять самоконтроль в правильности выполнения и самооценку полученных результатов [10,11,12]._

Таблица 1. Пример разноуровневых заданий по химии для самостоятельной работы учащихся

Формулировка заданий поэтапной организации самостоятельной деятельности обучающихся.

1 этап. Определите химический элемент, расположенный во II А-группе IV периода? Дайте характеристику элемента по положению в периодической системе химических элементов. Этот элемент входит в состав соединения, которое называется гашёной известью. Запишите формулу гашеной извести, охарактеризуйте практическую значимость вещества.

2 этап. Известно, что раствор гашеной извести называют еще известковой водой, которая вступает во взаимодействие с раствором хлорида меди (II) и кислотами, а также с газом, входящим в состав газированных напитков. Составьте уравнения соответствующих химических реакций. Какое из приведенных уравнений реакций имеет практическое значение? При взаимодействии 50 г 10%-ой известковой воды с 0,5 л углекислого газа образуется соль. Определите тип соли и массу образовавшегося осадка.

3 этап. Одной из мер защиты зубов от кариеса является систематический уход за зубами. Однако если употребить кислые ягоды или фрукты, лучше в течение часа зубы не чистить, особенно жесткой щеткой. Дайте обоснованный ответ. Рассчитайте суточную потребность вашего организма в этом элементе. В каких соединениях человеческого организма содержится этот элемент. Опишите физиологическую значимость этого элемента, используя дополнительные источники информации.

Умения в применении знаний на практике.

-воспроизведение ранее усвоенного материала; -применение знаний по известному алгоритму.

-проведение описания и анализа действия с объектом изучения, анализ текста, осмысление цели, составление плана действий, осуществление самоконтроля

-применение знаний в незнакомой ситуации, проведение мыслительных операций и творческих подходов.

Оценивание уровня самостоятельности обучающегося.

Воспроизведение знаний, копирование -низкий уровень самостоятельности.

Самостоятельное проведение анализа между теоретическим знанием и реальной действительностью пороговый уровень самостоятельности пороговый уровень самостоятельности (непродуктивный)..

Самостоятельное принятие решения на основе анализа ситуации, анализ внутри-предметных и межпредметных связей - высокий уровень самостоятельности.

Таким образом, изучение основных идей развития самостоятельности учащихся позволило выделить дидактические направления в области формирования самообразования:

• обоснование значимости развития самостоятельной деятельности как средства в формирования самообразования, самоконтроля;

• определение педагогических условий и методических требований к организации самостоятельной работы в учебном процессе;

• определение значимости разноуровневых заданий в формировании самообразования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Новиков А.М. Методология образования. Издание второе. — М.: «Этвес», 2006. — 488 с.

2. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся Текст. /П.И. Пидкасистый. М.: Просвещение, 1972. - 98 с.

3. Белкин Е.Л. Сущность понятия «самостоятельная работа» в дидактике. — М.: Дрофа, 2007. - С.23.

4. Буряк В. К. Самостоятельная работа учащихся. — М.: Просвещение, 2004. - С.29,35-46,56.

5. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения. — М.: Просвещение, 2001. - С.84.

6. Зимняя И.А. Основы педагогической психологии /И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 2003. - 264 с.

педагогические науки

Пичугина Галина Антоновна САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ...

7. Громцева, А. К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. - М.: Просвещение, 2003. - С.87.

8. Филиппова А.Е., Пичугина Г. А. Организация процесса развития мотивации с учетом мотивационного компонента // Вопросы биологии, экологии и методики обучения: Сб. науч. ст. Вып. 19. — Саратов, 2017. - с. 100-103

9. Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. — СПб.: Нева. - 2002. - С.114.

10. Чернявская А.П. Развитие самостоятельности учащихся в процессе индивидуально-ориентированного обучения. — Ярославль, Издательство ЯГПУ, 2008. - С.11, 28-29, 39-41, 52.

11. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. — М.: Просвещение, 1984.-64 с.

12. Демонтенко В.Н., Пичугина Г. А. Ситуационные задачи по химии как средство развития смыслообразования обучающихся // Вопросы биологии, экологии и методики обучения: Сб. науч. ст.. Выпуск 19. — Саратов, 2017. — с.74-76

Статья поступила в редакцию 13.10.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.