советы. Методический совет - это проявление коллегиальности и делегирования полномочий в такой сложной сфере управленческой деятельности, какой является повышение педагогического мастерства учителя начального образования.
Для достижения успехов в профессиональной деятельности учитель должен стараться максимально развивать свои внутрение силы, закалять свою волю и характер, мышление и потенциальные возможности. От того, насколько человек умеет управлять процессом собственной деятельности, зависит успешность и результативность его действий как самостоятельной личности. Содействие развитию профессионализма учителей начальных классов считается важной деталью в повышении квалификации специалистов. Для разрешения данной цели организовываются мероприятия по совершенствованию знаний педагогических кадров в различных формах: тематические курсы повышения квалификации, семинары, научно-методические, научно-экспериментальные конференции, индивидуальные и групповые консультации [2].
Таким образом, развитие педагогического мастерства идет по двум основным направлениям, которые тесно взаимосвязаны: развитие педагогического мастерства, управляемое извне: организация методических объединений в школах, курсы повышения квалификации; развитие, рост мастерства, управляемый изнутри, со стороны самого учителя: самообразование (приобретение знаний, умений, навыков); самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и опыта деятельности, качеств личности); саморазвитие (совершенствование психических процессов и способностей); изучение передового педагогического опыта, взаимопосещение уроков.
Литература
1. Рысбаева Г. А., Бабаджанова Р., Шаханова Л. И., Орманова А. А. Проблемы подготовки учителя новой формации // Современные инновации. 2016. № 2 (4). С. 18-20.
2. Борытко Н. М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. уч. завед. / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; под ред. Н. М. Борытко. — М.: Академия, 2007. 496 с.
Проявления самостоятельности детей младшего школьного возраста в значимых видах деятельности Фазылова З. А.
Фазылова Зумрад Ахмадовна /Fazylova Zumrad Ahmadovna - старший преподаватель, кафедра общей педагогики и психологии, Навоийский государственный педагогический институт, г. Навои, Республика Узбекистан
Аннотация: представленная статья посвящена формированию самостоятельности младших школьников, рассматриваются основные виды деятельности ребенка, в процессе которых формируется самостоятельность. Также в статье говорится о значимости игровой деятельности в формировании самостоятельности, об организации стимулирующей среды, которая обуславливает успешность процесса формирования самостоятельности младших школьников в разных видах деятельности.
Abstract: presented paper is devoted to the formation of independence of younger schoolboys, the basic activities of the child, which is formed during independence. The article also refers to the importance of play activity in the formation of self-sufficiency, the
organization of an enabling environment, which determines the success of the process of formation of independence of younger schoolboys in various activities.
Ключевые слова: самостоятельность, деятельность, самосознание, рефлексивность, самодисциплина, саморегуляция, потребностно - мотивационная сфера. Keywords: independence, activity, identity, reflexivity, self-discipline, self-control, need-motivational sphere.
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста [1;с.56]. В младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности является учебная деятельность.
Формирование самостоятельности ребенка осуществляется в учебной деятельности, которая является целенаправленной, результативной, обязательной, произвольной. Она оценивается окружающими и поэтому определяет положение школьника среди них, от чего зависит и его внутренняя позиция, и его самочувствие, эмоциональное благополучие [1]. В учебной деятельности у него формируются навыки самоконтроля и саморегуляции.
Самостоятельность ученика в учебной деятельности выражается, прежде всего, в потребности и умении самостоятельно мыслить, в способности ориентироваться в новой ситуации, самому видеть вопрос, задачу и найти подход к их решению [2]. Она проявляется, например, в умении по-своему подойти к анализу сложных учебных задач и выполнению их без посторонней помощи. Самостоятельность школьника характеризуется известной критичностью ума, способностью высказывать свою собственную точку зрения, независимую от суждения других.
А.И. Зимняя подчеркивает, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное ее расширение, углубление и продолжение в свободное время. Самостоятельная работа рассматривается как высший тип учебной деятельности, требующий от учащегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий ученику удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания [3; с 42].
Большие возможности для развития самостоятельности учащихся имеет учитель на уроке и на внеурочной работе. Общественные поручения, помощь товарищам, коллективные дела — все это следует организовать так, чтобы не подменять инициативу ребят, а дать школьникам возможность проявить свою самостоятельность.
В младшем школьном возрасте большое место продолжают занимать игровая деятельность [4; с.27]. Самостоятельность обнаруживается в замысле и в развертывании сюжетов сложных коллективных игр, в умении самостоятельно выполнить трудное и ответственное дело, порученное группе. Возросшая самостоятельность детей сказывается в их умении оценивать работу и поведение других ребят.
В этом возрасте большое место продолжают занимать ролевые игры детей. Играя, младшие школьники стремятся овладеть теми качествами личности, которые привлекают их в реальной жизни. Так, слабоуспевающий школьник берет себе роль хорошего ученика и в игровых, облегченных по сравнению с реальными, условиях оказывается в состоянии выполнить ее. Положительным результатом такой игры является то, что ребенок начинает предъявлять к себе те требования, которые
необходимы, чтобы стать хорошим учеником. Таким образом, ролевую игру можно рассматривать как способ побуждения младшего школьника к самовоспитанию.
В младшем школьном возрасте дети с удовольствием играют также в дидактические игры (сюжетные, предметные, соревновательные). В них имеются следующие элементы деятельности: игровая задача, игровые мотивы, учебные решения задач. В результате учащиеся приобретают новые знания по содержанию игры. В отличие от прямой постановки учебной задачи, как это происходит на уроках, в дидактической игре она возникает 'как игровая задача самого ребенка. Способы же ее решения являются учебными [5;с.67]. Элементы игры в процессе обучения вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают их активность. Младшие школьники с большим интересом выполняют те трудовые задания, которые носят игровой характер.
Итак, в младшем школьном возрасте можно использовать игру как средство формирования самостоятельности в учебной и трудовой деятельности детей.
В младшем школьном возрасте влияние на формирование важнейших черт личности оказывает, помимо учебной, и трудовая деятельность. Выделение труда в самостоятельную, ответственную деятельность изменяет его характер и содержание. Труд приобретает характер развернутой деятельности, состоящей из ряда действий.
Очень важным является развитие на уроках труда такого волевого качества, как самостоятельность. Особенностью младшего школьника в начале обучения является интерес не к результату, а к процессу труда. В силу большой отвлекаемости, непроизвольности в первое время ученик часто не следует образцу, получает какие-то случайные детали и начинает сам выдумывать. Обучение планированию, составлению чертежей, пооперационным действиям учит младших школьников действовать последовательно, целеустремленно, развивает произвольность.
Большое значение для формирования у младшего школьника самостоятельности в трудовой деятельности имеют чувства, связанные с успешно выполненной работой. Ребенок испытывает радость, удовлетворение от того, что он что-то делает своими руками, что у него хорошо получается та или иная вещь, что он оказывает помощь взрослым. Все это побуждает его к активной трудовой деятельности. Важное значение здесь имеет похвала учителя, родителей и др.
Опыт показывает, что те школьники, которые несут в семье определенные трудовые обязанности, как правило, лучше учатся и у них формируется положительное отношение к учебному труду. Организуют и направляют трудовую деятельность взрослые, и их задача — добиться максимальной самостоятельности, умственной активности ребенка в процессе труда.
Особое значение для развития в этом возрасте имеет стимулирование и максимальное использование самостоятельности в учебной, трудовой, игровой деятельности детей. Усиление такой мотивации, для дальнейшего развития которой младший школьный возраст представляет особенно благоприятным временем жизни, приносит двоякую пользу: во-первых, у ребенка закрепляется жизненно полезная и достаточно устойчивая личностная черта - самостоятельность; во-вторых, это приводит к ускоренному развитию разнообразных других способностей ребенка.
Самостоятельность определяется как одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в том числе требующих нестандартных решений. Рассматривая самостоятельность как свойство личности, современные исследователи подчеркивают, что ее интегративная роль выражается в объединении других личностных проявлений общей направленностью на внутреннюю мобилизацию всех сил, ресурсов и средств для осуществления избранной программы действий без посторонней помощи.
Возрастные особенности младших школьников характеризуются формированием таких волевых качеств как самостоятельность, уверенность, настойчивость, сдержанность. Внешними признаками самостоятельности учащихся являются планирование ими своей деятельности, выполнение заданий без непосредственного участия педагога, систематический самоконтроль за ходом и результатом выполняемой работы, ее корректирование и совершенствование. Внутреннюю сторону самостоятельности образуют потребностно - мотивационная сфера, усилия школьников, направленные на достижение цели без посторонней помощи.
Ведущим видом деятельности младших школьников является учебная деятельность. Значимым видом деятельности остается игра. Самостоятельность школьников формируется в трудовой, игровой деятельности, в общении в коллективе сверстников и под влиянием авторитета педагога, как значимой личности.
Таким образом, организация стимулирующей среды обуславливает успешность процесса формирования самостоятельности младших школьников в разных видах деятельности.
Литература
1. Мухина В. С. Возрастная психологии: Учебник для студ. Вузов.-7-е изд. Стереотип.- М.:Издательский центр «Академия», 2003.- 456 с.
2. Зимняя И. А. Основы педагогической психологии/ И.А. Зимняя. - М: Просвещение. - 1980. - С.39-54.
3. Кушнер Н. Я. Формирование и развитие учебной деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте // Актуальные проблемы подготовки детей к школе: Сб. ст. - Мн, 2002. - с. 20 - 30.
4. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн.: Кн.1: Общие основы. Процесс обучения./ И.П. Подласый. - М.: Владос. - 2003. - 576 с.
5. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. — 209с.
Авторская методика «Леко» Антонова М. Н.
Антонова Марина Николаевна / Antonova Marina Nikolaevna - учитель технологии,
высшая категория,
Муниципальное автономное образовательное учреждение Средняя школа № 1, станица Новопокровская, Новопокровский район, Краснодарский край
Аннотация: в статье рассматривается использование системы автоматизированного проецирования (САПР) в творческих проектах учащихся. Abstract: the article discusses the use of systems of automated projecting (SAP) in creative projects of students.
Ключевые слова: творческий проект, ИКТ, САПР. Keywords: creative design, ICT, SAP.
Актуальность методики
Индивидуальный пошив одежды учащимися очень увлекательное занятие. Но создание конструкции при индивидуальном пошиве - достаточно сложный и ответственный процесс, так как изделие можно раскроить только один раз. Традиционно для получения конструкции ученики используют расчетные формулы и