Научная статья на тему 'Совершенствование педагогического мастерства учителя начальной школы'

Совершенствование педагогического мастерства учителя начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
912
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / PEDAGOGICAL SKILL / ELEMENTARY SCHOOL TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибрагимова Улбала Бахтияровна, Махимова Назерке Сатыбалдиевна, Айтуарова Калдыкыз Рашидовна, Жумадиллакызы Асел

В статье проанализированы современные подходы к совершенствованию педагогического мастерства учителя начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ибрагимова Улбала Бахтияровна, Махимова Назерке Сатыбалдиевна, Айтуарова Калдыкыз Рашидовна, Жумадиллакызы Асел

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование педагогического мастерства учителя начальной школы»

Совершенствование педагогического мастерства учителя начальной школы Ибрагимова У. Б.1, Махимова Н. С.2, Айтуарова К. Р.3, Жумадиллакызы А.4

1Ибрагимова Улбала Бахтияровна /Ibragimova Ulbala Bahtiyarovna - кандидат филологических

наук, доцент;

2Махимова Назерке Сатыбалдиевна /Mahimova Nazerke Satibaldievna - студент; 3Айтуарова Калдыкыз Рашидовна /Aituarova Kaldikiz Rashidovna - студент;

4Жумадиллакызы Асел / Zhumadillakizi Asel - студент, кафедра теории и методики дошкольного и начального обучения, филологический факультет, Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова, г. Шымкент, Республика Казахстан

Аннотация: в статье проанализированы современные подходы к совершенствованию педагогического мастерства учителя начальной школы. Abstract: in article modern approaches to improvement of pedagogical skill of the elementary school teacher are analysed.

Ключевые слова: педагогическое мастерство, учитель начальной школы. Keywords: pedagogical skill, elementary school teacher.

Изменения в социально-экономической и культурной сферах жизни общества предъявляют сегодня серьезные требования к личности педагога. Согласно прогнозам футурологов, для решения актуальных проблем школьного образования в XXI веке нужен учитель-мастер педагогического труда, высококвалифицированный, высококомпетентный в психолого-педагогической и, собственно, предметной области, способный к творческому продуктивному труду.

В эпоху глобализации образования знание становится ключевым ресурсом, а начальная школа в этих условиях - одним из важных источников знаний. Наряду с этим, в начальной школе закладывается фундамент, основа формирования личности будущего полноценного, конкурентоспособного гражданина государства, следовательно, роль начальной школы неоспорима.

Одним из главных условий совершенствования профессионального мастерства учителя является повышение его квалификации, а также специально организованная в школе система методической работы [1]. Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки при условии ее индивидуализации и дифференциации. Организация методической работы на дифференцированной основе обусловлена рядом объективных и субъективных предпосылок, прежде всего необходимостью учета жизненных и профессиональных установок, ценностных ориентации, направленных на повышение уровня профессионализма учителей.

В общем виде задачи методической работы в школе можно сформулировать как формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива школы, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта, в работе по внедрению достижений педагогической науки; повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей. Участие учителей в методической, инновационной деятельности способствует в конечном итоге формированию личной педагогической системы, формированию индивидуального стиля педагогической деятельности.

В большинстве школ по инициативе руководителей или педагогов создаются организационные координационные органы методической работы - методические

СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 3(5) 2016 | 50 |

советы. Методический совет - это проявление коллегиальности и делегирования полномочий в такой сложной сфере управленческой деятельности, какой является повышение педагогического мастерства учителя начального образования.

Для достижения успехов в профессиональной деятельности учитель должен стараться максимально развивать свои внутрение силы, закалять свою волю и характер, мышление и потенциальные возможности. От того, насколько человек умеет управлять процессом собственной деятельности, зависит успешность и результативность его действий как самостоятельной личности. Содействие развитию профессионализма учителей начальных классов считается важной деталью в повышении квалификации специалистов. Для разрешения данной цели организовываются мероприятия по совершенствованию знаний педагогических кадров в различных формах: тематические курсы повышения квалификации, семинары, научно-методические, научно-экспериментальные конференции, индивидуальные и групповые консультации [2].

Таким образом, развитие педагогического мастерства идет по двум основным направлениям, которые тесно взаимосвязаны: развитие педагогического мастерства, управляемое извне: организация методических объединений в школах, курсы повышения квалификации; развитие, рост мастерства, управляемый изнутри, со стороны самого учителя: самообразование (приобретение знаний, умений, навыков); самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и опыта деятельности, качеств личности); саморазвитие (совершенствование психических процессов и способностей); изучение передового педагогического опыта, взаимопосещение уроков.

Литература

1. Рысбаева Г. А., Бабаджанова Р., Шаханова Л. И., Орманова А. А. Проблемы подготовки учителя новой формации // Современные инновации. 2016. № 2 (4). С. 18-20.

2. Борытко Н. М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. уч. завед. / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; под ред. Н. М. Борытко. — М.: Академия, 2007. 496 с.

Проявления самостоятельности детей младшего школьного возраста в значимых видах деятельности Фазылова З. А.

Фазылова Зумрад Ахмадовна /Fazylova Zumrad Ahmadovna - старший преподаватель, кафедра общей педагогики и психологии, Навоийский государственный педагогический институт, г. Навои, Республика Узбекистан

Аннотация: представленная статья посвящена формированию самостоятельности младших школьников, рассматриваются основные виды деятельности ребенка, в процессе которых формируется самостоятельность. Также в статье говорится о значимости игровой деятельности в формировании самостоятельности, об организации стимулирующей среды, которая обуславливает успешность процесса формирования самостоятельности младших школьников в разных видах деятельности.

Abstract: presented paper is devoted to the formation of independence of younger schoolboys, the basic activities of the child, which is formed during independence. The article also refers to the importance of play activity in the formation of self-sufficiency, the

| 51 I СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 3(5) 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.