Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ДОВЕРИЯ К ФИНАНСОВЫМ ИНСТИТУТАМ'

РАЗВИТИЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ДОВЕРИЯ К ФИНАНСОВЫМ ИНСТИТУТАМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РОЛЬ СРО В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ / ДОВЕРИЕ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ / БАНКОВСКИЕ АССОЦИАЦИИ / ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / БАНКОВСКАЯ ЭТИКА / SELF-REGULATORY ORGANIZATIONS / THE ROLE OF SROS IN THE BANKING SECTOR / TRUST IN THE FINANCIAL MARKET / BANKING ASSOCIATIONS / CONSUMER PROTECTION / BANKING ETHICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Машкина Валерия Андреевна, Стефанова Луиза Чудомировна, Чумак Анна Евгеньевна

В статье рассмотренный вопрос создания СРО в банковской сфере носит довольно неоднозначный характер. Так, например, существование единых правил для всех членов СРО может привести к тому, что набор продуктов может быть ограничен рамками данной СРО, что в конечном итоге приведет к отсутствию разнообразия в спектре предлагаемых услуг и к исчезновению индивидуального подхода к клиенту. Таким образом, создание СРО в банковской сфере с целью защиты прав потребителей может иметь положительный эффект для клиентов кредитных организаций, однако, чтобы данный институт существовал эффективно, необходимо разработать четкую структуру ответственности и зону регулирования, за которую будет отвечать СРО. Также, в статье рассматриваются вопросы связанные с повышением доверия населения к финансовым институтам путем развития саморегулирования в данном секторе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SELF-REGULATION IN THE FINANCIAL MARKET AS A CONDITION FOR INCREASING CONFIDENCE IN FINANCIAL INSTITUTIONS

The article considered the issue of creating self-regulatory organizations in the banking sector is rather controversial. So, for example, the existence of uniform rules for all members of an SRO may lead to the fact that the range of products may be limited by the scope of this SRO, which ultimately will lead to a lack of diversity in the range of services offered and to the disappearance of an individual approach to the client. Thus, the creation of an SRO in the banking sector in order to protect consumer rights can have a positive effect for the clients of credit institutions, however, for this institution to exist effectively, it is necessary to develop a clear structure of responsibility and a regulatory area for which the SRO will be responsible. Also, the article discusses issues related to increasing public confidence in financial institutions through the development of self-regulation in this sector.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ДОВЕРИЯ К ФИНАНСОВЫМ ИНСТИТУТАМ»

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ

Развитие саморегулирования на финансовом рынке как условие повышения доверия к финансовым институтам

а. в

см <о

Машкина Валерия Андреевна,

студент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: 184481@edu.fa.ru

Стефанова Луиза Чудомировна,

студент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: 181635@edu.fa.ru

Чумак Анна Евгеньевна,

студент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: 181649@edu.fa.ru

В статье рассмотренный вопрос создания СРО в банковской сфере носит довольно неоднозначный характер. Так, например, существование единых правил для всех членов СРО может привести к тому, что набор продуктов может быть ограничен рамками данной СРО, что в конечном итоге приведет к отсутствию разнообразия в спектре предлагаемых услуг и к исчезновению индивидуального подхода к клиенту. Таким образом, создание СРО в банковской сфере с целью защиты прав потребителей может иметь положительный эффект для клиентов кредитных организаций, однако, чтобы данный институт существовал эффективно, необходимо разработать четкую структуру ответственности и зону регулирования, за которую будет отвечать СРО.

Также, в статье рассматриваются вопросы связанные с повышением доверия населения к финансовым институтам путем развития саморегулирования в данном секторе.

Ключевые слова: саморегулируемые организации, роль СРО в банковской сфере, доверие на финансовом рынке, банковские ассоциации, защита прав потребителей, банковская этика.

В современном мире саморегулирование -один из важнейших демократических принципов, который является основополагающим для проведения реформ и трансформаций. Суть данного принципа заключается в наделении субъектов экономики определенным уровнем самостоятельности, в результате чего эти субъекты берут на себя ответственность за проводимые действия.

Саморегулируемые организации выполняют ряд основных функций:

• Создание стандартов и правил деловой практики;

• Контроль за исполнением данных правил и стандартов;

• Создание системы санкций за неисполнение правил и стандартов;

• Создание механизмов для досудебного разрешения споров, например, третейский суд. Если говорить о задачах саморегулируемой организации, то главной является объединение и постоянная коммуникация юридических лиц и предпринимателей в одной отрасли экономики. Что позволяет производить обмен знаниями и опытом, что способствует технологическому развитию, а также решать возникающие вопросы. Другими задачами являются:

• Выработка инструкций и правил для осуществления деятельности субъектов;

• Контроль за действиями участников саморегулируемой организации по осуществлению своих обязательств перед клиентами и заказчиками;

• Контроль за уровнем знаний и профессиональной подготовки сотрудников компаний, которые являются членами саморегулируемой организации;

• Создание компенсационного фонда для покрытия издержек, которые могут возникнуть вследствие действий участников саморегулируемой организации при исполнении их обязательств;

• Выдача свидетельств, которые показывают уровень профессионализма участников и качества, предоставляемых услуг [3].

В различных сферах финансового рынка идея саморегулирования была реализована и оказывает положительное влияние на деятельность субъектов экономики. Так, относительно страховой деятельности - предполагается, что государственный контроль формирует минимальные тре-

бования к деятельности фирма на данном рынке, а основное регулирование, принципы и формы должны определяться саморегулируемыми организациями. Так же данные организации обязаны выработать удобные формы применения данных требований для участников финансового рынка [2].

Если говорить о банковской сфере, то мнения об идеи саморегулирования расходятся, так как существует риск внешней манипуляции крупных банков над средними и малыми в силу их большего капитала и более развитой системы деятельности. Однако высказывается большое количество положительных отзывов, так как саморегулирование имеет свои достоинства в данной сфере. Саморегулируемые организации могут способствовать защите интересов различных участников рынка.

Кроме того, саморегулирование способно укрепить и повысить уровень доверия инвесторов к финансовому рынку. Доверие - это один из важнейших аспектов финансового рынка, которое определяет ожидания его участников относительно выполнения ими установленных правил и норм взаимодействия, а также обязательств, принятых на себя. Чем выше эффективность финансового рынка и соблюдение прав инвесторов, тем выше доверие участников к нему. Это приводит к тому, что повышается активность населения в применении финансовых услуг, что в свою очередь влияет на экономический рост и развитие финансового рынка [4].

Благодаря деятельности саморегулируемых организаций, одними из задач которой является представление интересов и создание приемлемых форм надзора, профессиональные участники финансового рынка повышают уровень доверия к финансовым рынкам, так как их инвестиционная деятельность становится более защищенной и менее рискованной.

В настоящее время в России существуют 2 банковские ассоциации, которые выполняют функции СРО, но при этом имеют свои особенности - Ассоциация банков России и Ассоциация российских банков. Тем не менее, потребители банковских услуг заинтересованы в такого рода организациях, которые могли бы защищать их интересы. Сейчас нет определенного общего документа, который бы обладал упорядоченной структурой и мог в полной мере удовлетворить запросы клиента банка. Создание банковских СРО смогло бы увеличить уровень доверия в данной сфере, так как клиенты смогли бы четко понимать положение банков на рынке, их финансовое состояние исходя из членства в ассоциации.

Рассмотрим эффективность выполнения саморегулируемыми организациями своих функций. Как известно, СРО в числе прочего призваны обеспечивать устойчивость финансового рынка и финансовой системы. В частности, это должно реа-лизовываться путем организации защиты прав потребителей финансовых услуг. В этой связи возни-

кает конфликт интересов: для СРО экономически нецелесообразно рассматривать обращения потребителей финансовых услуг, так как последние являются клиентами финансовых организаций -членов СРО [11]. То есть, саморегулируемые организации, функционирование которых напрямую зависит от членских взносов, а также от количества членов, не могут качественно и беспристрастно защищать права потребителей на финансовом рынке. Следовательно, финансовые организации будет получать поддержку от СРО, но при этом будут страдать их клиенты, что не способствует развитию финансового рынка. Таким образом, понимание участниками финансового рынка процессов и механизмов функционирования саморегулируемых организаций может негативно сказаться на уровне доверия к финансовым организациям.

Другой аспект деятельности СРО, по которому можно оценивать их эффективность, это разработка стандартов. По данным на 1 июля 2019 года утверждено всего 18 базовых стандартов. Окончательно сформированы стандарты кредитных потребительских кооперативов,страховых брокеров и микрофинансовых организаций. «Всего в соответствии с Законом № 223-Ф3 планируется разработать 42 базовых стандарта по следующим темам:

• управление рисками (4 стандарта);

• корпоративное управление (9 стандартов);

• внутренний контроль (4 стандарта);

• защита прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг,

• оказываемых членами СРО (13 стандартов);

• совершение операций на финансовом рынке (12 стандартов) [10]».

Таким образом, 55% базовых стандартов еще не утверждены, при этом по отдельным видам деятельности не было разработано еще ни одного стандарта, например, финансовые организации, осуществляющие деятельность дилеров и регистраторов.

На основании анализа деятельности саморегулируемых организаций на финансовых рынках России можно выделить следующие проблемы, существующие в данной области:

• лоббирование собственных интересов участниками финансового рынка - членами СРО;

• недостаточное обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг со стороны СРО;

• большое количество нарушений отдельными финансовыми организациями, которые зачастую зависит от вида деятельности;

• финансовая нестабильность СРО ввиду того, что основные доходы приходятся на членские взносы, величина которых зависит от количества членов ассоциации;

• слабая разработка базовых стандартов и их полное отсутствие по некоторым видам деятельности.

Тем не менее, многие эксперты отмечают, что деятельность СРО - это необходимый элемент для эффективного функционирования и стабильности

сз о

со £

гп Р сг

от А ш

финансовой системы государства. СРО в России призваны перенять часть контрольных полномочий Банка России в целях развития финансового рынка. Как отметил президент СРО АНПФ (Ассоциации негосударственных пенсионных фондов) 17 апреля 2019 на заседании Торгово-промышленной палаты РФ: «Я считаю, что институт СРО состоялся, начальный этап развития мы прошли, а то, что сегодня есть некоторые проблемы - это как раз показатель того, что работа идет» [10].

Таким образом, очевидно, что механизм саморегулирования на финансовом рынке России активно функционирует, ведется работа по его совершенствованию и развитию для выполнения глобальных целей в данной сфере, в том числе и в отношении доверия к финансовым организациям.

Основным показателем, определяющим степень доверия на российском финансовом рынке, пока остается индекс доверия «НАФИ» [9]. В период с 2013 по 2015 года происходило постоянное снижение уровня доверия ко всем финансовым институтам. Так, например, максимальный уровень доверия был в 2013 году к банкам и составлял 78%, а в 2015 - всего 59%. Не так сильно сократилось доверие к инвестиционным компаниям и микрофинансовым организациям. По поводу сложившийся ситуации высказалась Ирина Лобанова. Руководитель департамента исследований банковского сектора НАФИ сказала: «Некоторые ситуации, складывающиеся на рынке финансовых услуг, становятся причиной падения доверия к их поставщикам. За последнее время таких событий было несколько. Ситуация с валютными ипотечными заемщиками, повышение стоимости обязательного автострахования - все это сказывается на отношении населения ко всем участникам рынка, причем не только к банкам или страховым компаниям, но также микрофинансовым организациям и тем, кто работает на рынке инвестиций. Потребителям кажется, что их права и интересы в сложной ситуации никто не защитит, и они никак не могут повлиять на происходящее на рынке» [4].

Компания НАУФОР активно работала во все периоды развития рынка, разрабатывая стандарты деятельности, проводя проверки деятельности своих участников в связи с различными жалобами, а также с задачей проверки соблюдения стандартов, выпускаемых ассоциацией.

Саморегулируемая организация НАУФОР активно занималась разработкой стандартов, в результате чего вступили в силу следующие стандарты НАУФОР:

• базовый стандарт совершения брокером операций на финансовом рынке;

• базовый стандарт совершения депозитарием ^ операций на финансовом;

= • базовый стандарт совершения управляющим е операций на финансовом рынке [10].

Данные стандарты стали еще больше регули-° ровать деятельность финансовых институтов, что ав позволило обеспечить более высокий уровень га-

рантий защиты прав человека, что должно способствовать повышению доверия потребителей к институтам финансового рынка.

Подводя итог, можно сказать, что активная деятельность саморегулирующих организаций позволяет разрабатывать стандарты деятельности финансовых институтов, проводить конференции и повышать грамотность специалистов финансового рынка так, что это положительно сказывается на уровне доверия населения к ним. Это связано с тем, что права человека становятся более защищенными, а их соблюдение контролируется не только Банком России, но и саморегулируемыми организациями, такими как НАУФОР.

Саморегулирование в банковском секторе в России существует в неформализованном виде активной деятельности банковских ассоциаций, которые тесно взаимодействуют в своей деятельности с регулятором. Однако Банк России проявляет интерес в формализации данной работы в связи с необходимостью устранения мисселинга. Банк России предполагает, что саморегулируемая организация в банковской сфере поможет решить эту проблему, связанную с недобросовестными продажами финансовых продуктов и услуг. Пока, чтобы повысить доверие потребителей на финансовом рынке были введены определенные стандарты, которые позволят предотвратить мисселинг, но при отсутствии саморегулируемых организаций главные агенты продаж финансовых продуктов - кредитные организации, не взаимосвязаны едиными обязательствами по формам и способам взаимодействия с гражданами. Что в итоге может привести к возникновению претензий со стороны потребителя.

Зарубежный опыт развития саморегулируемых организаций показывает, что они могут играть ведущую роль в развитии доверия на финансовом рынке. Например, Регулирующий орган финансовой индустрии (Financial Industry Regulatory Authority - FINRA), которая является одной из самых известных и влиятельных в США, осуществляет надзор за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг [11]. По состоянию на 2019 год FINRA контролирует более 3500 брокерских фирм, 154 000 филиалов и почти 625 000 зарегистрированных представителей по ценным бумагам [11].

Управление данной организации имеет право подтверждать квалификации брокеров и выдавать им лицензии, а также осуществлять контроль и проводить проверки, в случае поступления жалоб и совершения подозрительной финансовой деятельности [11].

Также, FINRA имеет право принимать дисциплинарные меры в отношении зарегистрированных физических лиц или фирм, нарушающих правила отрасли. В 2019 году организация сообщила, что инициировала 854 дисциплинарных взыскания, наложила штрафы на общую сумму 39,5 миллиона долларов и распорядился возместить инвесторам 27,9 миллиона долларов. Она также исключил 6 фирм-членов и приостановила деятель-

ность еще 21, одновременно запретив 348 лицам заниматься торговлей ценными бумагами и приостановив деятельность еще 415 [11].

Таким образом, можно заметить, что функции саморегулируемых организаций в США и в России схожи, обе организации занимаются контролем и надзором деятельности членов ассоциаций. Так, СРО обеспечивает защиту участников рынка и помогает эффективно развиваться отросли, обеспечивая стабильную работу организаций. Все это неразрывно связывает деятельность саморегулируемых организаций с финансовым индексом доверия, который изучает изменения доверия в финансовой отрасли и влияние доверия на решения инвесторов.

Для оценки эффективности работы организации рассмотрим Financial trust index, который ежегодно подсчитывается и публикуется школой бизнеса им. Бута Чикагского университета. Индекс отслеживает ежегодный уровень доверия американцев к институтам и регулярно оценивает, как текущие события, политика и вмешательство правительства могут повлиять на него (рис. 1).

Рис 1. Индекс финансового доверия США 2008-2019

Источник: Chicago Booth/Kellogg School Financial Trust Index reports historically high level of public trust in American financial institutions. Financial Trust Index. [Electronic resource]. URL: http:// www.financialtrustindex.org/resultswave28.htm.

Основные выводы, которые можно сделать по рисунку:

1. Индекс Финансового доверия 2019 года вырос с 27,6% до 33,3%, показав самый высокий уровень финансового доверия со стороны американской общественности с момента запуска индекса в 2008 году

2. Рост был во многом обусловлен повышением доверия к взаимным фондам, фондовому рынку и крупным корпорациям.

3. Американцы сообщают о возросшей удовлетворенности текущим экономическим климатом Таким образом, можно сделать вывод, что последнее время доверие американцев к финансовому сектору растет, в большей степени это проявляется благодаря увеличению доверия к паевым инвестиционным фондам, финансовым рынкам и большим корпорациям. В частности, это могло произойти благодаря эффективной работе саморегулируемых организаций, деятельность которых была описана ранее.

Как говорилось ранее, СРО защищает права инвесторов и следит за деятельностью участников фондового рынка, что говорит о том, что он служит гарантом законодательства и обеспечивает сохранность вложений. Таким образом, можно провести аналогию о зависимости действий СРО на рынке и настроений инвесторов, что в дальнейшем сказывается на влияние на уровень финансового доверия населения.

Благодаря публикуемым отчетам люди могут видеть реальную работу организации, которые позволяют увеличивать доверие в общем к СРО, а как следствие, к финансовому сектору страны.

Анализируя данную отрасль, был сформирован комплекс мер по совершенствованию саморегулируемых организаций, который способен не только повысить эффективность деятельности СРО, но и увеличить доверие к финансовым институтам посредством деятельности саморегулируемых организаций. Рассмотрим следующие меры:

• Проведение по итогам года отчетной конференции Банка России совместно с саморегулируемыми организациями финансового рынка, на которой Банк России проанализирует деятельность СРО, укажет проблемы деятельности и даст рекомендации по дальнейшему развитию в сфере защиты прав потребителей.

• Оптимизация приема заявлений потребителей финансовых услуг и сокращение сроков их рассмотрения. Благодаря данной оптимизации СРО смогут более качественно и быстро реагировать на жалобы граждан и анализировать их, что положительно скажется на уровне доверия, так как в случае возникновения проблем население сможет обратиться за помощью к СРО.

• Консолидация деятельности СРО и исследовательских центров по контролю за уровнем доверия населения к финансовым институтам и дальнейшее реагирование СРО на изменение данного уровня посредством работы с населением. В настоящее время исследованием уровня доверия населения занимается Аналитический центр НАФИ, однако отчеты по уровню доверия выпускаются не регулярно и не включают в себя причины изменений.

• Распространение информации по деятельности СРО посредством проведения мероприятий в школах и университетах, а также с использованием федеральных каналов. Данная мера позволит узнать гражданам о деятельности саморегулируемых организаций и более подробно изучить её. Таким образом, общество сможет воспринимать СРО как независимую организацию, которая предоставляет официальную информацию о финансовых организациях, например, о количестве дисциплинарных взысканий и так далее.

• Проведение мероприятий по повышению финансовой грамотности населения, которые позволят повысить уровень доверия граждан к деятельности СРО и услугам финансовых организаций. Организация подобных мероприя-

сз о со от m Р от

от А

Q. в

OJ

со

тии позволит узнать гражданам о деятельности различных финансовых организации, их особенностях и задачах.

• Увеличение размеров санкции (штрафов) для соответствующих органов посредством соотношения размера штрафа и нанесенного ущерба.

• При проведении проверки большее внимание уделять финансовым организациям, которые обладают самым высоким уровнем риска для привлечения потребителей, а также в сфере обеспечения финансовои стабильности и стабильности функционирования финансового рынка. Таким образом, рассмотрев пример работы

и влияния саморегулируемых организации в разных странах, можно сделать вывод, что при правильной и эффективной работе СРО, они могут повысить доверие граждан как к финансовому сектору, так и к экономике страны в целом, что позволит привлекать больше денег инвесторов и развивать экономику страны в будущем.

Литература

1. Информационное письмо Банка России от 13.06.2019 г. № ИН-01-59/49 «О стандартах защиты прав и интересов физических лиц -клиентов кредитных организаций при продаже финансовых продуктов кредитными организациями, выступающими агентами некредитных финансовых организаций».

2. Гузнов А.Г. Саморегулирование на финансовых рынках в системе надзора за финансовыми организациями / А.Г. Гузнов // Вестник университета. - 2017. - С. 122.

3. Жарова А.Г. Понятие и особенности института саморегулирования в российской федерации / А.Г. Жарова // European Science. - No 10. -2017. - С. 49.

4. Лобанова И. Доверие финансовым институтам снизилось. [Электронный ресурс]. URL: https:// bankir.ru/novosti/20150518/doverie-finansovym-organizatsiyam-snizilos-10105312/ (дата обращения: 21.09.2020).

5. Нурмухаметов Р.К. Некоторые вопросы формирования доверительной среды на финансовом рынке / Р.К. Нурмухаметов, Т.Р. Новикова // Актуальные вопросы современной экономики. - № 1-2019. - С. 306-316.

6. Шагалов А.В. Деятельность саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка // А.В. Шагалов // Проблемы и перспективы развития гуманитарных и социально-экономических наук. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 135141.

7. Официальный сайт Аналитического центра НАФИ. [Электронный ресурс]. URL: https://nafi. ru/ (дата обращения: 10.05.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Официальный сайт Национальной ассоциации участников фондового рынка / Отчет Президента НАУФОР за 2016 год; Отчет Президен-

та НАУФОР за 2017 год. [Электронный ресурс]. URL: https://www.naufor.ru (дата обращения: 01.06.2020).

9. Саморегулирование на российском финансовом рынке. Анализ эффективности и вопросы совершенствования существующей модели. Доклад для общественных консультаций // Центральный Банк Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/ Content/Document /File/85278/Consultati. (дата обращения: 28.05.2020).

10. Эксперты ТПП России обсудили плюсы и минусы саморегулирования на финансовых рынках / Официальный сайт Торгово- промышленной палаты Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://tpprf.ru/ ru/interaction/committee/ council_sro/meetings/ eksperty-tpp-rossii- obsudili-plyusy-i-minusy-samoregulirovaniya-na-finansovykh-rynkakh/. (дата обращения: 27.05.2020).

11. A Report from the Financial Industry Regulatory Authority, FINRA, March 2016. [Electronic resource]. URL: www.finra.org / sites / default / files / digital-investment-advice-report. pdf (дата обращения: 31.05.2020).

DEVELOPMENT OF SELF-REGULATION IN THE FINANCIAL MARKET AS A CONDITION FOR INCREASING CONFIDENCE IN FINANCIAL INSTITUTIONS

Mashkina V.A., Stefanova L. Ch., Chumak A.E.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The article considered the issue of creating self-regulatory organizations in the banking sector is rather controversial. So, for example, the existence of uniform rules for all members of an SRO may lead to the fact that the range of products may be limited by the scope of this SRO, which ultimately will lead to a lack of diversity in the range of services offered and to the disappearance of an individual approach to the client.

Thus, the creation of an SRO in the banking sector in order to protect consumer rights can have a positive effect for the clients of credit institutions, however, for this institution to exist effectively, it is necessary to develop a clear structure of responsibility and a regulatory area for which the SRO will be responsible. Also, the article discusses issues related to increasing public confidence in financial institutions through the development of self-regulation in this sector.

Keywords: self-regulatory organizations, the role of SROs in the banking sector, trust in the financial market, banking associations, consumer protection, banking ethics.

References

1. Information letter of the Bank of Russia dated June 13, 2019 No. IN-01-59 / 49 "On standards for protecting the rights and interests of individuals - customers of credit institutions when selling financial products by credit institutions acting as agents of non-credit financial institutions".

2. Guznov A.G. Self-regulation in financial markets in the system of supervision over financial organizations / A.G. Guznov // Bulletin of the University. - 2017. - p. 122.

3. Zharova A.G. The concept and features of the institution of self-regulation in the Russian Federation / A.G. Zharova // European Science. - No 10. - 2017. - P. 49.

4. Lobanova I. Trust in financial institutions has declined. [Electronic resource]. URL: https://bankir.ru/novosti/20150518/doverie-finansovym-organizatsiyam-snizilos-10105312/ (date of access: 09/21/2020).

5. Nurmukhametov R.K. Some questions of the formation of a trusting environment in the financial market / RK Nurmukhametov, TR Novikova // Actual problems of modern economics. -No. 1-2019. - S. 306-316.

6. Shagalov A.V. Activity of self-regulating organizations in the sphere of the financial market // A.V. Shagalov // Problems and prospects of the development of humanitarian and socioeconomic sciences. Collection of scientific papers based on the materials of the International Scientific and Practical Conference. - 2017. - S. 135-141.

7. Official site of the NAFI Analytical Center. [Electronic resource]. URL: https://nafi.ru/ (date of access: 05/10/2020).

8. Official website of the National Association of Stock Market Participants / Report of the President of NAUFOR for 2016; Report of the President of NAUFOR for 2017. [Electronic resource]. URL: https://www.naufor.ru (date accessed: 01.06.2020).

9. Self-regulation in the Russian financial market. Analysis of efficiency and issues of improving the existing model. Report for public consultations // Central Bank of the Russian Federation. [Electronic resource]. URL: https://cbr.ru/Content/Document / File / 85278 / Consultati. (date of access: 28.05.2020).

10. Experts of the Russian Chamber of Commerce and Industry discussed the pros and cons of self-regulation in financial markets / Official website of the Russian Chamber of Commerce and Industry. [Electronic resource]. URL: https://tpprf.ru/ru/inter-action/committee/ council_sro / meetings / eksperty-tpp-rossii-obsudili-plyusy-i-minusy-samoregulirovaniya-na-finansovykh-rynkakh /. (date of access: 27.05.2020).

11. A Report from the Financial Industry Regulatory Authority, FIN-RA, March 2016. [Electronic resource]. URL: www.finra.org / sites / default / files / digital - investment - advice - report. pdf (date accessed: 05/31/2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.