Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ'

РАЗВИТИЕ РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ И ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ / ДОХОДЫ И РАСХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ / ТУРИСТСКИЙ СПРОС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Маргарита Евгеньевна, Семенова Евгения Николаевна

В статье проанализировано на основе данных Федеральной службы государственной статистики и Федеральной налоговой службы России предложение туристских услуг по приоритетным территориям Республики Хакасия. Автор сопоставляет в работе доходы граждан с ценами на рынке туристских услуг Республики Хакасия. Сделаны выводы о необходимости стимулирования потребителей к совершению путешествий по территории республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузнецова Маргарита Евгеньевна, Семенова Евгения Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE MARKET OF TOURISM SERVICES OF THE REPUBLIC OF KHAKASSIA

The article analyzes the supply of tourist services in the priority territories of the Republic of Khakassia on the basis of data from the Federal State Statistics Service and the Federal Tax Service of Russia. The author compares the income of citizens with the prices in the market of tourist services of the Republic of Khakassia. The conclusions about the need to encourage consumers to travel in the republic territory are made.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ»

УДК 338.48(571.513)

РАЗВИТИЕ РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Кузнецова Маргарита Евгеньевна,

магистрант

Семенова Евгения Николаевна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье проанализировано на основе данных Федеральной службы государственной статистики и Федеральной налоговой службы России предложение туристских услуг по приоритетным территориям Республики Хакасия. Автор сопоставляет в работе доходы граждан с ценами на рынке туристских услуг Республики Хакасия. Сделаны выводы о необходимости стимулирования потребителей к совершению путешествий по территории республики.

Ключевые слова: внутренний и въездной туризм, предложение, туристские услуги, доходы и расходы населения, туристский спрос.

DEVELOPMENT OF THE MARKET OF TOURISM SERVICES OF THE REPUBLIC

OF KHAKASSIA

Kuznetsova Margarita Evgenievna,

graduate student

Semenova Evgenia Nikolaevna,

Ph.D. in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Economics Department Katanov Khakass State University (Abakan)

The article analyzes the supply of tourist services in the priority territories of the Republic of Khakassia on the basis of data from the Federal State Statistics Service and the Federal Tax Service of Russia. The author compares the income of citizens with the prices in the market of tourist services of the Republic of Khakassia. The conclusions about the need to encourage consumers to travel in the republic territory are made.

Key words: domestic and entry tourism, supply, tourist services, income and expenses of the population, tourist demand.

Республика Хакасия отличается уникальным туристско-рекреационным потенциалом: богатое культурно-историческое наследие в сочетании с природно-ресурсными возможностями. Туризм выступает одним из основных направлений развития экономики, оказывая стимулирующее воздействие на такие виды

экономической деятельности, как сельское хозяйство, строительство, общественное питание, торговля, связь, транспорт, выступает фактором социально-экономического развития Республики Хакасия [1]. В республике выделены приоритетные туристские территории. Они представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Приоритетные туристские территории Республики Хакасия

Внутренний и въездной туризм вносит в развитие региона как прямой, так и косвенный вклад. Прямое влияние заключается в увеличении дохода региона за счет фактических расходов, которые несут туристы на территории республики. Косвенное влияние заключается в заинтересованности и спросе на туристские услуги в республике [2].

На основании данных Федеральной службы государственной статистики проанализируем структуру платных услуг, оказанных населению Республики Хакасия.

В 2021 году объем оказанных услуг в сфере туризма увеличился на 0,2 % по сравнению с 2019 годом и составил 202,3 млн рублей. При этом в 2020 году наблюдалась отрицательная динамика. Предположительно, данный спад связан с эпидемиологической обстановкой как в республике, так и в мире.

Развитие внутреннего туризма можно оценить по показателям деятельности гостиничного сектора, хотя он используется не только в туристических целях. На основании информации, размещенной на государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности проведен анализ выручки организаций по основному виду деятельности

ОКВЭД 55 - деятельность по предоставлению мест для временного проживания [3]. Данный вид деятельности включает предоставление мест для временного проживания туристам, а также лицам, приезжающим с деловыми целями. Часть предприятий предоставляет не только места для проживания, но и возможности для отдыха, развлечений и питания.

За анализируемый период наибольшую долю выручки занимают организации с кодом ОКВЭД 55.10 - деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания (рис. 3). Под данным кодом ОКВЭД на территории Республики Хакасия публикуют бухгалтерскую отчетность 33 организации. Наибольшая доля выручки в данном виде деятельности приходится на ООО «ЗАГОРОДНЫЙ ОТЕЛЬ «ГЛАДЕНЬКАЯ» - в 2020 году выручка составила 53 630 тыс. рублей, что на 2,59 % меньше, чем за предыдущий отчетный период.

Далее проанализируем чистую прибыль (убыток) организаций по основному виду деятельности ОКВЭД 55 - деятельность по предоставлению мест для временного проживания (рис. 4).

100,0

90,0

н

№ 80,0

О 70,0

е

я 60,0

£ 50,0

£

Н и 40,0

30,0

20,0

10,0

0,0

95,8 97,1 95,4

0,7 0,6 0,9 Туристские

1,4 1,1 2,0

2,1 1,2 1,7

■ 2019 год ИЗ 2020 год

■ 2021 год

Гостиницы и Специализированные Иные оказанные услуги

аналогичные средства коллективные средства размещения размещения

Рис. 2. Структура платных услуг, оказанных населению Республики Хакасия за 2019-2021 годы

450000 400000 350000 300000

427896

«о ■

200000

150000

100000

50000

341067

0 297

ОКВЭД 55.30 Деятельность по гостиниц и прочих предоставлению мест для временного проживания в кемпингах, жилых автофургонах и туристических автоприцепах

ОКВЭД 55.10 Деятельность

мест для временного проживания

118505

115586

32893

10251

ОКВЭД 55.20 Деятельность по предоставлению

мест для краткосрочного проживания

ОКВЭД 55.1

6488

0

ОКВЭД 55.90 Деятельность по предоставлению прочих мест для временного проживания

¡3 2019 год □ 2020 год

Рис. 3. Анализ выручки организаций по коду ОКВЭД 55 за 2019-2020 годы на территории Республики Хакасия

ч

«о

10000 0

-10000 -20000 -30000 -40000 -50000

-37518

-46645

ОКВЭД 55.10 Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания

0 104

-364

-9200

ОКВЭД 55.30 Деятельность по предоставлению мест для временного проживания в кемпингах, жилых автофургонах и туристических автоприцепах

ОКВЭД 55.20 Деятельность по предоставлению

мест для краткосрочного проживания

-7208

-12651

ОКВЭД 55.1

3144

-319

ОКВЭД 55.90 Деятельность по предоставлению прочих мест для временного проживания

□ 2019 год

□ 2020 год

Рис. 4. Анализ чистой прибыли (убытка) организаций по коду ОКВЭД 55 за 2019-2020 годы на территории

Республики Хакасия

За анализируемый период в основном у организаций формировался чистый убыток от деятельности. Несмотря на сложившиеся ограничения, связанные с эпидемиологической обстановкой, в 2020 году в республике формировали чистую прибыль от деятельности следу-

ющие организации: ООО «ВОСТОКМЕ-ТАЛЛ» - 32 тыс. рублей; ООО «ЭТНО-ТУР» -504 тыс. рублей; ООО Спортивно-туристический центр «ЗВЁЗДНЫЙ» - 504 тыс. рублей; ООО «ПРЕСТИЖ-ТУР 2» - 95 тыс. рублей; ООО «БЕГУЩАЯ ПО ВОЛНАМ» -

0

791 тыс. рублей; ОАО «ГОСТИНИЦА ХАКАСИЯ» - 15 349 тыс. рублей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Существенное влияние на туристский спрос оказывает изменение потребительских доходов населения, поскольку именно население принимает решение о том, какую долю средств, имеющихся в их распоряжении, направить в сферу туристических услуг.

Располагаемые ресурсы домашних хозяйств - это объем денежных или материальных средств, которые имеют домохозяйства для обеспечения своих расходов и создания сбережений [4]. На рисунке 5 представлены данные по основным социально-экономическим индикаторам уровня жизни населения Республики Хакасия за 2019-2020 годы [5].

За исследуемый период наблюдается рост потребительских расходов в среднем на члена домохозяйства. В 2021 году, по сравнению с 2019 годом, рост составил 119,65 %, или

2 899,50 рублей.

При этом рост среднедушевых денежных доходов населения составил 114,88 %, или

3 377,3 рублей. Следовательно, в 2021 году, по сравнению с 2019 годом, рост потребительских расходов в среднем на члена домохозяйства превышает рост денежных доходов населения на 4,75 %.

Потребительские расходы домашних хозяйств - это часть денежных расходов, кото-

рые направляются на приобретение потребительских товаров и услуг. В составе потребительских расходов не учитываются расходы на оплату работ по строительству и капитальному ремонту жилых и подсобных помещений, инвестиций, а также покупка произведений искусства и антиквариата [6].

По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, на рисунке 6 представлена структура потребительских расходов домашних хозяйств Республики Хакасия за 2013-2021 годы [7].

За исследуемый период население Республики Хакасия наибольшую долю доходов расходует на покупку непродовольственных товаров (в 2019 году - 41,8 %, в 2020 году - 46,0 %, в 2021 году - 42,7 %). В среднем на оплату услуг приходится 21,6 %, а именно: в 2019 году - 22,7 %, в 2020 году - 19,8 %, в 2021 году -22,3 %. В 2021 году, по сравнению с 2019 годом, расходы на оплату услуг снизились на 0,4 %, при этом, в сравнении с 2020 годом, расходы на оплату услуг увеличились на 2,5 %.

В таблице 1 представлена динамика доходов населения и средние потребительские цены на услуги, оказанные в сфере туризма Республики Хакасия за 2019-2021 годы на основании Единой межведомственной информационно-статистической системы [8].

30000,0

25000,0

в 20000,0 и ш ё

« 15000,0

и Ч

£ 10000,0 5000,0 0,0

22690,7

1 1

14757,6

2019 год

23842,6

1

17179,4

2020 год

26068,0

1

17657,1

2021 год

□ Среднедушевые денежные доходы населения, рублей в месяц

Н Потребительские расходы в среднем на члена домохозяйства, рублей в месяц

Рис. 5. Динамика денежных доходов и расходов населения на территории Республики Хакасия

за 2019-2021 годы

100,0 90,0 80,0 70,0 60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0

22.7

41.8

12,,81 31,6

19,8

46,0

1,7 0,9

31,7

22,3

42,7

□ оплата услуг

□ покупка непродовольственных товаров ■ покупкау алкогольных напитков

1,5

1,0 □ питание вне дома

32,5 Ипокупка продуктов для домашнего питания

2019 год

2020 год

2021 год

Рис. 6. Структура потребительских расходов домашних хозяйств в Республики Хакасия за 2019-2021 годы

Сопоставление денежных доходов в расчете на душу населения со средними ценами на рынке

туристских услуг за 2019-2021 годы

Показатель Среднедушевые денежные доходы населения, рублей в месяц Средние пот] эебительские цены (тарифы) на товары и услуги, рублей

Экскурсия автобусная, час Санаторий, день Дом отдыха, пансионат, день Проживание в гостинице, сутки с человека Музеи и выставки, билет

год 2019 22 690,70 103,14 2 725,87 1 600,19 1 806,85 168,18

2020 23 842,60 125,37 2 674,17 1 488,47 1 800,10 168,18

2021 26 068,00 142,88 3 157,25 1 647,26 - 168,18

Относительное изменение, % 2020/2019 105,08 121,55 98,10 93,02 99,63 100,00

2021/2019 114,88 138,53 115,83 102,94 - 100,00

На основании произведенных расчетов наблюдаем рост денежных доходов населения по Республике Хакасия за рассматриваемый период (в 2020 году, по сравнению с 2019 годом, рост составил 105,08 %, в 2021 году против 2019 года рост составил 114,88 %). В 2021 году темпы роста средних цен на такие туристские услуги, как «экскурсии автобусные», «санаторий» превышают темпы роста денежных доходов населения. Исключением является такой вид туристских услуг, как «музеи и выставки»: за анализируемый период средняя цена не изменилась и составила 168,18 рублей. С 2021 года по Республике Хакасия формируется показатель «Экскурсионные туры по России, поездка», который ранее не был представлен в информационно-статистической системе. Средняя поездка по Республике Хакасия за 2021 год предварительно составляет 5 852,27 рублей.

Конкурентным преимуществом развития въездного и внутреннего туризма в республике является наличие приоритетных туристских

территорий. Вместе с тем рост внутреннего и въездного туризма на данных территориях сдерживается рядом факторов, например таких, как дефицит туристкой инфраструктуры, низкий уровень комфорта, неудовлетворительное состояние многих туристских объектов, туристских и пеших троп. При этом в региональных проектах на 2022-2024 годы предполагается развитие данных территорий только путем создания новых рабочих мест. Также развитие приоритетных туристских территорий республики в настоящее время не входит в национальный проект России «Туризм и индустрия гостеприимства». Повышение доступности туристских услуг для жителей республики и страны в целом путем создания и развития конкурентоспособных средств размещения -один из основных способов стимулирования потребителей к совершению путешествий по территории Республики Хакасия. Конкуренция на данном рынке будет способствовать снижению цен на туристские услуги и, как следствие, увеличению потребительского спроса.

Библиографический список

1. Стратегия социально-экономического развития Республики Хакасия до 2030 года // Правительство Республики Хакасия. URL: https://r-19.ru/management/5697/86042.html (дата обращения: 06.10.2022).

2. Кузнецова М. Е. Анализ спроса туристических услуг на территории Республики Хакасия // Конкурентный потенциал региона: оценка и эффективность использования: сборник статей XII Международной научно-практической конференции, Абакан, 10-11 ноября 2021 года. Абакан: Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, 2021. С. 110-112.

3. Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчётности // Федеральная налоговая служба России. URL: https://bo.nalog.ru/ (дата обращения: 13.10.2022).

4. Методологические пояснения «Доходы, расходы и сбережения населения» // Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва. URL: https://krasstatru/offstat/Khakasiya/07/4/1.h1m (дата обращения: 30.09.2022).

5. Комплексная информация по Республике Хакасия «Доходы, расходы и сбережения населения 2019-2020 гг.» // Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва. URL: https://krasstat.gks.ru/folder/32933 (дата обращения: 03.10.2022).

6. Методологические пояснения «Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств» // Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва. URL: https://krasstat.gks.ru/folder/32933 (дата обращения: 03.10.2022).

7. Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств «Потребительские расходы домашних хозяйств 2019-2021 годы» // Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва. URL: https://krasstat.gks.ru/folder/32933 (дата обращения: 03.10.2022).

8. Средние потребительские цены (тарифы) на товары услуги // Единая межведомственная информационно-статистическая система. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31448 (дата обращения: 04.10.2022).

© Кузнецова М. Е., Семенова Е. Н., 2022

УДК 383.483.11:551.58(470)

ПРЕДПОСЫЛКИ РЕАЛИЗАЦИИ КЛИМАТИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ В РОССИИ

Нагайцев Илья Александрович,

аспирант

Научный руководитель — Т. В. Петрова, доктор экономических наук Сибирский государственный индустриальный университет (г. Новокузнецк)

В статье рассматриваются реализованные и реализуемые климатические проекты, являющиеся основным инструментом развития технологий снижения выбросов парниковых газов. Классифицированы типы климатических проектов, их подтипы. Приведены реализуемые проекты в России и предпосылки для их дальнейшего масштабирования на всей территории страны.

Ключевые слова: климатические проекты, парниковые газы, сокращение выбросов парниковых газов, углеродное регулирование.

PREREQUISITES FOR THE IMPLEMENTATION OF CLIMATE PROJECTS IN RUSSIA

Nagaytsev Ilya Alexandrovich,

postgraduate student Scientific supervisor — T. V. Petrova, D. in Economics Siberian State Industrial University (Novokuznetsk)

The article discusses the implemented and ongoing climate projects, which are the main tool for the development of technologies to reduce greenhouse gas emissions. The types of climate projects and their subtypes are classified. The projects being implemented in Russia and the prerequisites for their further scaling throughout the country are given.

Key words: climate projects, greenhouse gases, reduction of greenhouse gas emissions, carbon regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.