Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ РЫНКА ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ФАКТОРЫ РОСТА'

РАЗВИТИЕ РЫНКА ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ФАКТОРЫ РОСТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
934
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / РЫНОК ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / ЧАСТНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ КЛИНИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Субботина Т.Н., Безродных В.М.

В статье рассмотрена эволюция рынка платных медицинских услуг в России. Проанализированы объём платных медицинских услуг за 2010-2020 гг. и структура рынка в разрезе трёх сегментов: легального сектора рынка, теневого сектора, ДМС (рынка добровольного медицинского страхования). Выявлены наиболее востребованные платные медицинские услуги во время распространения коронавирусной инфекции. Определены факторы роста рынка платных медицинских услуг: расширение ассортимента услуг, интеграция небольших клиник с крупными сетями, открытие многопрофильных медицинских центров. Сделан вывод о том, что главным конкурентным преимуществом коммерческой медицины перед государственными учреждениями является улучшенное качество сервиса. Рассмотрено проникновение в медицину «уберизации потребления», в частности, опыт применения digital-технологий в 2020 г. Авторами сделан вывод о том, что перспективами дальнейшего роста рынка платных медицинских услуг могут стать создание геронтрологических центров. Ограничением для развития рынка коммерческой медицины может стать недостаток квалифицированного медицинского персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE PAID MEDICAL SERVICES MARKET IN RUSSIA: PROSPECTS AND GROWTH FACTORS

The article examines the evolution of the paid medical services market in Russia. The volume of paid medical services for 2010-2020 and the structure of the market in the context of three segments are analyzed: the legal sector of the market, the shadow sector, the voluntary medical insurance market. The most popular paid medical services during the spread of coronavirus infection have been identified. The factors of the growth of the paid medical services market are identified: the expansion of the range of services, the integration of small clinics with large networks, the opening of multidisciplinary medical centers. It is concluded that the main competitive advantage of commercial medicine over state institutions is the improved quality of service. The penetration of "uberization of consumption" into medicine is considered, in particular, the experience of using digital technologies in 2020. The authors conclude that the prospects for further growth of the paid medical services market may be the creation of gerontological centers. The lack of qualified medical personnel may be a limitation for the development of the commercial medicine market.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ РЫНКА ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ФАКТОРЫ РОСТА»

РАЗВИТИЕ РЫНКА ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ФАКТОРЫ РОСТА

Т.Н. Субботина, канд. пед. наук, доцент В.М. Безродных, студент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-12-2-175-178

Аннотация. В статье рассмотрена эволюция рынка платных медицинских услуг в России. Проанализированы объём платных медицинских услуг за 2010-2020 гг. и структура рынка в разрезе трёх сегментов: легального сектора рынка, теневого сектора, ДМС (рынка добровольного медицинского страхования). Выявлены наиболее востребованные платные медицинские услуги во время распространения коронавирусной инфекции. Определены факторы роста рынка платных медицинских услуг: расширение ассортимента услуг, интеграция небольших клиник с крупными сетями, открытие многопрофильных медицинских центров. Сделан вывод о том, что главным конкурентным преимуществом коммерческой медицины перед государственными учреждениями является улучшенное качество сервиса. Рассмотрено проникновение в медицину «уберизации потребления», в частности, опыт применения digital-технологий в 2020 г. Авторами сделан вывод о том, что перспективами дальнейшего роста рынка платных медицинских услуг могут стать создание геронтрологических центров. Ограничением для развития рынка коммерческой медицины может стать недостаток квалифицированного медицинского персонала.

Ключевые слова: платные медицинские услуги, рынок платных медицинских услуг, частная медицинская клиника.

В России приоритетной задачей является укрепление и поддержание здоровья населения. В 2018 г. президент России В.В. Путин поставил задачу обеспечения доступности современной, качественной медицинской помощи, отвечающей самым высоким мировым стандартам.

Следует различать дефиниции «медицинская помощь» и «медицинская услуга». Согласно Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская услуга -это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Однако отделение медицинской услуги от медицинской помощи (которая является бесплатной в соответствии со ст.41 Конституции РФ) приводит к неясности в осуществлении пред-

принимательской деятельности в здравоохранении.

В настоящее время в России наблюдается развитие рынка медицинских услуг. Сейчас в стране действуют медицинские учреждения различной формы собственности: рынок состоит из государственного, муниципального и частного секторов. Для России частный рынок медицинских услуг является достаточно молодым, он стал наиболее востребованным только в период 2000-2010 гг., когда наметился рост благосостояния населения и коммерческая медицина стала востребованной. Структура российского рынка платных медицинских услуг представлена тремя сегментами: легальный сектор рынка, теневой сектор, ДМС (рынок добровольного медицинского страхования).

Сегодня сектор платной медицины продолжает расти, о чём свидетельствуют данные официальной статистики (рис. 1).

Рис. 1. Динамика объёма платных медицинских услуг в России в 2010-2020 гг.

Наиболее заметный рост произошел в 2015 г., когда объём платных медицинских услуг составил 528 359 млн. руб. За анализируемый период доля платных медицинских услуг в общем объёме увеличилась на 2,6% и составила 7,7% в 2020 г.

В 2021 г. в России доля частных клиник составляла 38% (для сравнения, в 2013 г. их доля была 23,4%). Рынок частной медицины локализован, в основном, в Москве и Санкт-Петербурге, на них приходится 55% всех частных медицинских учреждений.

Положительной тенденцией является снижение доли теневого сектора рынка (рис. 2): в 2020 г. она составила 17% (в сравнении с 2010 г. - 41%).

Доля легального сектора рынка платных медицинских услуг за период 20102020 гг. увеличилась на 25% и составила в 2020 г. 68%. Это произошло за счёт оптимизации системы государственного здравоохранения, роста числа платных медицинских учреждений, увеличение количества пациентов в легальном секторе рынка вследствие снижения теневого сектора.

□ Легальный сектор рынка ■ Теневой сектор рынка ДМС

Рис. 2. Структура рынка платных медицинских услуг в России в 2010-2020 гг.

Отечественный рынок платных медицинских услуг предлагает услуги более, чем по 30 направлениям [1], но наиболее крупным сегментом является стоматология. Во время развития коронавирусной инфекции 2020-2021 гг. наиболее востребованными платными медицинскими услугами стали КТ-исследование и лабораторная диагностика ПЦР-тест на

СОУГО-19. Пандемия привела к ситуации «отложенного спроса», когда граждане с неострыми заболеваниями были вынуждены отложить визиты к специалистам, однако после окончания ограничительных мероприятий, этот спрос быстро восстановился.

Развитие рынка платных медицинских услуг в перспективе будет продолжаться, основными факторами роста являются:

- расширение ассортимента услуг в платных медицинских учреждениях;

- интеграция небольших клиник с крупными медицинскими сетевыми компаниями;

- открытие новых многопрофильных центров на основе привлечения инвестиций.

Устойчивое развитие рынка коммерческой медицины осуществляется за счёт формирования и поддержания конкурентных преимуществ частных клиник перед государственными учреждениями. Одним из главных преимуществ является улучшенное качество сервиса. Можно говорить о том, что основные приоритеты клиента сегодня заключаются в высоком уровне комфорта, экономии времени и использовании ^ка^технологий. Всё это свидетельствует о проникновении в медицину «уберизации потребления». Толчок развитию digital-технологий был дан во время пандемии 2020 г., когда было успешно внедрено использование телемедицины в крупных городах России, что является разновидностью электронного здравоохранения. В 2021 г. по данным Вште88Ш в России было проведено 4,95 млн. телеконсультаций, что на 9,7% больше показателей предыдущего года (в 2020 г. - 4,51 млн. консультаций, что в 4 раза больше, чем в 2019 г. - 1,07 млн. консультаций).

Определённые возможности для рынка коммерческой медицины заложены в создании геронтологических центров, предоставляющих помощь в уходе за пожилыми людьми. Пока для нашей страны спрос на такие услуги невысок (в 2021 г. в России функционировало 1,4 тыс. частных домов престарелых), но учитывая увеличение средней продолжительности жизни в России необходимо акцентировать внимание на продлении жизни человека [2].

Однако развитие рынка коммерческой медицины сталкивается с дефицитом медицинского персонала. В 2015-2017 гг. наблюдалось снижение числа медработников во многих регионах России [3; 4]. Причина крылась в исполнении «майских» президентских указов по повышению заработной платы медицинских работников; руководство ЛПУ единственным выходом видело для себя сокращение персонала с целью высвобождения части ФОТ и направлении его на увеличение зарплаты. Однако эта мера привела к значительному увеличению нагрузки на одного работающего.

В 2020 г. в условиях пандемии в крупных городах численность медицинского персонала увеличилась на 1,9%. В 2021 г. наибольшая численность зафиксирована в Москве и Санкт-Петербурге (322,6 тыс. чел. и 162,9 тыс. чел. соответственно). Однако в регионах ситуация мало меняется, например, в Калуге в 2021 г. численность медицинского персонала составила10 635 тыс. чел., что всего на 0,15% больше показателей 2020 г.

В 2022 г. в результате обострения внешнеполитической ситуации рынок платных медицинских услуг столкнулся с тем, что из-за нарушения логистических цепочек поставок и колебания валютных курсов стала расти стоимость платных медицинских услуг [5]. Сильнее всего это отразится на стоимости услуг, большую часть себестоимости которых составляют расходные импортные материалы (например, стоматологические услуги) [6]. Можно прогнозировать снижение спроса на такие услуги.

Таким образом, проведенный анализ выявил перспективы развития рынка платных медицинских услуг в России. Однако это требует от государства реализации мер, направленных на стимулирование предпринимательства в здравоохранении и формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в здравоохране-

ние.

Библиографический список

1. Цветова Г.В., Полонникова Е.К. Тенденции развития российского рынка медицинских услуг // Власть и управление на Востоке России. - 2020. - № 3 (92). - С. 120-125.

2. Сергеев, Н.А. Перспективы повышения качества жизни пожилых граждан России / Н.А. Сергеев, Т.Н. Субботина // Актуальные проблемы активного долголетия и качества жизни пожилых людей: Сборник научных трудов Второй региональной научно-практической конференции. - Калуга. - С. 201-206. - EDN QODPHQ.

3. Субботина, Т. Н. Актуальные проблемы рынка труда Калужской области / Т.Н. Субботина // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. - Калуга: Издательство КГУ им. К.Э. Циолковского, 2015. - С. 189192. - EDN VNBYRD.

4. Субботина, Т. Н. Анализ регионального рынка труда (на примере Калужской области) / Т. Н. Субботина // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. - Калуга: Издательство Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского, 2016. - С. 129-133. - EDN WDYKOB.

5. Субботина, Т. Н. Совершенствование логистической деятельности предприятия для сохранения конкурентоспособности в условиях сильных санкционных ограничений: циф-ровизация логистических цепей / Т. Н. Субботина, Т. М. Васин // Modern Economy Success. - 2022. - № 3. - С. 103-110. - EDN LQKCFD.

6. Бобин И. Перспективы развития частной медицины в РФ в 2022 году // МедМарт. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://medmart.pro/news/perspektivy-razvitiya-rynka-chastnoi-meditsiny-v-rf-v-2022-godu?ysclid=lc6062hqna653754540 (дата обращения: 26.12.2022).

DEVELOPMENT OF THE PAID MEDICAL SERVICES MARKET IN RUSSIA: PROSPECTS AND GROWTH FACTORS

T.N. Subbotina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor V.M. Bezrodnykh, Student

Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The article examines the evolution of the paid medical services market in Russia. The volume ofpaid medical services for 2010-2020 and the structure of the market in the context of three segments are analyzed: the legal sector of the market, the shadow sector, the voluntary medical insurance market. The most popular paid medical services during the spread of corona-virus infection have been identified. The factors of the growth of the paid medical services market are identified: the expansion of the range of services, the integration of small clinics with large networks, the opening of multidisciplinary medical centers. It is concluded that the main competitive advantage of commercial medicine over state institutions is the improved quality of service. The penetration of "uberization of consumption" into medicine is considered, in particular, the experience of using digital technologies in 2020. The authors conclude that the prospects for further growth of the paid medical services market may be the creation of gerontological centers. The lack of qualified medical personnel may be a limitation for the development of the commercial medicine market.

Keywords: paid medical services, paid medical services market, private medical clinic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.