Научная статья на тему 'Московский рынок платных медицинских услуг в условиях перехода к одноканальному финансированию'

Московский рынок платных медицинских услуг в условиях перехода к одноканальному финансированию Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

CC BY
656
112
Поделиться
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ОДНОКАНАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / ПОДУШЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ДОБРОВОЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Пушкова Светлана Игоревна

Представлены обзор и краткий анализ московского рынка платных медицинских услуг с 2009 по 2012 г. Дан анализ особенностей потребительского спроса на платные медицинские услуги в данном регионе и удовлетворенности потребителей качеством услуг платной медицины. Рассматриваются особенности работы, преимущества и недостатки всех участников московского рынка платных медицинских услуг в условиях перехода к одноканальному финансированию. Проанализированы изменения, которые происходят на этом рынке в связи с изменениями в законодательстве, вступившими в силу с 1 января 2013 г., а также причины перераспределения рынка в результате этих изменений.

The Moscow market of paid medical services in conditions of transition to single-channel financing

The article presents review and brief analysis of Moscow market of paid medical services in 2009-2012. The analysis is presented concerning characteristics of consumer demand for paid medical services in this region, including satisfaction of customers with quality of ser5vices of paid medicine. The characteristics of functioning, advantages and shortcomings of all participants of Moscow market ofpaid medical services in conditions of transition to single-channel financing. The changes occurring at this market because of changes in legislation coming into force from January 1 2013 are analyzed. The causes of redistribution of market as a consequence of these changes are considered.

Текст научной работы на тему «Московский рынок платных медицинских услуг в условиях перехода к одноканальному финансированию»

draspolagayushchie faktory zabolevaniya tuberkulezom legkikh u molodykh zhenshchin i muzhchin: 19 Natsional'nyy kongress po boleznyam organov dykhaniya]. Moscow; 2009: 279. (in Russian)

10. Arti G., Dantes E. The clinical-radiological profile of pulmonary tuberculosis in young women from communiti with a high burden of disease. Eur. Respir. J. 2004; 28 (48): 443.

11. Petrenko A.B., Kononenko V.G., Duntau A.P. Clinical and social aspects of destructive lung tuberculosis in women in the conditions of epidemiological trouble. In: Tuberkulez segodnya: Mate-rialy VIIRossiyskogos"ezda ftiziatrov. [Klinicheskie i sotsial'nye aspekty destruktivnogo tuberkuleza legkikh u zhenshchin v us-loviyakh epidemiologicheskogo neblagopoluchiya. Tuberkulez segodnya: materialy VII Rossiyskogo s'ezda ftiziatrov]. Moscow; 2003: 24—5. (In Russian)

12. Methods of the mathematical analysis of the TB epidemiological situation: Posobie dlya vrachey. [Metody matematicheskogo analiza epidemicheskoy situatsii po tuberkulezu: Posobie dlya vrachey]. Saint-Petersburg: Izdatel'stvo NII ftiziopul'monologii; 1998. (in Russian)

13. Yagafarova R.K., Azamatova M.M., Aminev Kh.K., Daminov E.A., Sidorenko G.M. Dynamics of basic epidemiological indices on tuberculosis in the Republic of Bashkortostan. Tuberkulez i bolezni legkikh. 2011; 5: 249. (in Russian)

14. Revyakina O.V., Alekseeva T.V., Murashkina G.S., Pavlenok I.V. Main indicators of the TB control activity in the Siberian and far East Federal districts. [Osnovnye pokazateli protivot-uberkuleznoj dejatel'nosti v Sibirskom i Dal'nevostochnom federal'nyh okrugah]. Novosibirsk; 2013. (in Russian)

Received 18.02.14

© ПУШКОВА С.И., 2014 УДК 614.2:33

ПУШКОВА С.И.

Московский рынок платных медицинских услуг в условиях перехода к одноканальному финансированию

ГБУЗ «Государственная клиническая больница № 67 им. Л.А. Ворохобова», 123423, г. Москва

Представлены обзор и краткий анализ московского рынка платных медицинских услуг с 2009 по 2012 г. Дан анализ особенностей потребительского спроса на платные медицинские услуги в данном регионе и удовлетворенности потребителей качеством услуг платной медицины. Рассматриваются особенности работы, преимущества и недостатки всех участников московского рынка платных медицинских услуг в условиях перехода к одноканальному финансированию. Проанализированы изменения, которые происходят на этом рынке в связи с изменениями в законодательстве, вступившими в силу с 1 января 2013 г., а также причины перераспределения рынка в результате этих изменений.

Ключевые слова: здравоохранение; одноканальное финансирование; платные медицинские услуги; подушевое финансирование; добровольное медицинское страхование; качество медицинской помощи.

THE MOSCOW MARKET OF PAID MEDICAL SERVICES IN CONDITIONS OF TRANSITION TO

SINGLE-CHANNEL FINANCING

Pushkova S.I.

The L.A. Vorokhobov state clinical hospital № 67, 123423, Moscow, Russia

The article presents review and brief analysis of Moscow market of paid medical services in 2009-2012. The analysis is presented concerning characteristics of consumer demand for paid medical services in this region, including satisfaction of customers with quality of ser5vices of paid medicine. The characteristics of functioning, advantages and shortcomings of all participants of Moscow market ofpaid medical services in conditions of transition to single-channel financing. The changes occurring at this market because of changes in legislation coming into force from January 1 2013 are analyzed. The causes of redistribution of market as a consequence of these changes are considered.

Key words: health care; single-channel financing; paid medical service; poll financing; voluntary medical insurance; quality; medical care.

Социально-экономические реформы, которые осуществляются в России в последние два десятилетия, затрагивают все отрасли народного хозяйства и различные социальные аспекты жизни населения. Наиболее значимой составляющей социальной сферы является здравоохранение, так как преобразования в области медицинского обслуживания затрагивают интересы всех жителей России. В последнее десятилетие важное место в системе российского здравоохранения начала занимать платная медицина, которая с 1990 по 1999 г. развивалась крайне медленно - в тот период формирование рынка платных медицинских услуг обусловливалось в основном легализацией теневых платежей медицинским специалистам через создание хозрасчетных отде-

лений в государственных лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ). В 2000-2009 гг., несмотря на то, что объем платных медицинских услуг в государственном секторе здравоохранения ежегодно увеличивался, в целом доля государственных медицинских учреждений на российском рынке платных медицинских услуг начала сокращаться [1]. Это объясняется тем, что в те годы на формирующемся рынке платной медицины стали появляться все новые и новые игроки в виде частных медицинских учреждений, которые благодаря продуманному менеджменту и активной рекламной политике привлекали в свои клиники все большее количество платежеспособных клиентов и тем самым отвоевывали себе часть рынка.

Для корреспонденции: Пушкова Светлана Игоревна зав. отделением больницы № 67, e-mail: svyurova@yandex.ru Correspondence to: Svetlana Pushkova, head, Departament of Hospital N 67, e-mail: svyurova@yandex.ru

Сегодня платная медицина занимает важное место в системе отечественного здравоохранения. Объем оказанных населению услуг в этом сегменте возрастает с каждым годом: если в 2009 г. объем рынка платных медицинских услуг в России составил 381,82 млрд. рублей, то в 2011 г. этот показатель вырос до 513 млрд рублей. Особенно интенсивно платная медицина развивается в крупнейших городах России - Москве и Санкт-Петербурге. В этих городах с более высокими, чем в среднем по России, доходами населения наблюдается устойчиво растущий спрос на услуги платной медицины.

Одним из важнейших факторов, определяющих рост рынка платных медицинских услуг, является развитие добровольного медицинского страхования (ДМС). Развитие в России малого и среднего бизнеса способствует повышению спроса на ДМС: темпы роста рынка ДМС в течение последних 5-7 лет составили 25-30%, при этом рынок ДМС сконцентрирован главным образом в крупных городах России. Финансовый кризис 2008 г. из всех секторов платных медицинских услуг больше всего ударил по системе ДМС: в 2009 г. объем ДМС снизился на 9%. В Москве ситуация на рынке коммерческой медицины оказалась наиболее стабильной, и спрос на платную медицину остался в целом на прежнем уровне. Это объясняется тем, что подавляющее большинство (95%) трудоспособного населения Москвы сумели во время кризиса сохранить работу.

Московский рынок платных медицинских услуг составляет приблизительно 25% всего российского рынка, а темп прироста его оценивается разными источниками от 15 до 30% в год. По данным исследования, проведенного компанией Business Stat в 2010 г., в 2009 г. годовой оборот рынка платных медицинских услуг в Москве достиг 84 млрд руб., а в 2014 г. прогнозируемый общий оборот московского рынка платных медицинских услуг будет не менее 127 млрд руб.

По статистике, более 45% всех жителей Москвы обращаются за медицинской помощью в зависимости от ситуации как в государственные, так и в коммерческие (частные) клиники. То, какие медицинские услуги выбирает пациент, непосредственно зависит от уровня его доходов: чем выше доходы пациента, тем больше доля платных услуг в общем объеме медицинского обслуживания, которым он пользуется, и тем меньше доля бесплатной медицинской помощи по программе обязательного медицинского страхования (ОМС). Наиболее состоятельные москвичи пользуются платными медицинскими услугами намного чаще, чем бесплатными.

Основными особенностями московского рынка платных медицинских услуг являются следующие:

• большинство москвичей считают медицинские услуги предметом первой необходимости, поэтому спрос на них остается стабильным даже при изменении внешней экономической ситуации или снижении уровня доходов отдельно взятой семьи.

• в Москве функционирует множество финансово устойчивых платежеспособных предприятий, которые являются основными потребителями услуг ДМС; они обеспечивают стабильный доход страховым компаниям и поддерживают рынок платных медицинских услуг на относительно стабильном уровне;

• цены на медицинские услуги в Москве достаточно высоки: в 2009 г. средняя цена на медицинские услуги в Москве достигла 1135 руб., а средняя по России в то время была 507 руб.; в 2014 г. прогнозируемая средняя цена на медицинские услуги в Москве превысит 1660 руб.

Важным стабилизирующим фактором для московского рынка платных медицинских услуг стали изменения в Налоговом кодексе РФ, которые вступили в силу 1 января 2009 г. Согласно этим правилам необлагаемый налогами норматив отчислений на ДМС для компаний был увеличен вдвое - с 3 до 6% фонда оплаты труда. Эта стимулирующая мера увеличила интерес московских работодателей к приобретению услуг ДМС в качестве бонуса для своих сотрудников.

В Москве в 2011 г. функционировали в общей сложности 9126 медицинских учреждений, крайне неоднородных по профилю, численности сотрудников и числу пациентов.

Сегодня на московском рынке платных медицинских услуг представлен весь спектр ЛПУ: федеральные, государственные и ведомственные медицинские учреждения, НИИ, профильные институты и частные клиники. У всех этих медицинских учреждений есть как преимущества, так и недостатки, поэтому в ближайшее время конкурентная борьба за пациентов будет непростой для всех участников рынка. У государственных учреждений есть определенные преимущества: они освобождены от арендной платы за помещение, к тому же дорогостоящее оборудование в эти учреждения закупается в рамках госзаказа на бюджетные деньги. Большое преимущество у многопрофильных государственных учреждений, где пациенты имеют возможность в одном месте получать медицинскую помощь различных профильных специалистов.

Частные медицинские учреждения отличаются высококвалифицированным персоналом и уникальным современным оборудованием, но это, как правило, узкопрофильные клиники, нацеленные на лечение только некоторых заболеваний. Среди частных медицинских учреждений преобладают стоматологические клиники. По прогнозам аналитиков, в 2013-2016 гг. из-за укрупнения клиник, консолидации рынка и стремления потребителей получать в одной ЛПУ широкий спектр медицинских услуг численность медицинских учреждений может заметно снизиться, но стоимость услуг по-прежнему будет возрастать, заметно опережая темпы инфляции. Важной тенденцией является сокращение теневого рынка платной медицины, которое происходит благодаря улучшению законодательной базы и усилению контроля над деятельностью медицинских учреждений со стороны государства.

По статистике, стоимость годового обслуживания по ДМС в коммерческой клинике в настоящее время приближается к той сумме, которая выделяется из бюджета Москвы на одного жителя столицы. При этом расходы государства из бюджета на оказание так называемой высокотехнологичной медицинской помощи в 1,5-2 раза выше, чем затраты на аналогичные услуги в частной клинике [2]. Но качество медицинского обслуживания в московских ЛПУ пока еще не удовлетворяет возрастающим запросам населения. По результатам опроса, проведенного Центром стратегических исследований Росгосстраха, в 2012 г. только 30% жителей Москвы были довольны или в основном довольны работой столичного здравоохранения. Этот показатель оказался ниже, чем в среднем по стране: согласно этому опросу, в России качеством доступного медицинского обслуживания довольны 34% населения. Удовлетворенность москвичей работой медицинских организаций за последний год тоже снизилась: по данным Росгосстраха, в 2011 г. 42% жителей Москвы были довольны или в основном довольны уровнем медицинского обслуживания в столице.

До недавнего времени наиболее перспективными потребителями платных медицинских услуг считались представители среднего класса (это около 20% москвичей), но в последнее время за платными услугами все чаще обращаются представители и других слоев населения, готовые платить за качественную медицину. Сегодня к платным медицинским услугам предъявляются высокие требования. Для пациентов большое значение имеет возможность получения всех видов медицинских услуг в одном месте, поэтому многопрофильные медицинские учреждения вызывают повышенный интерес как со стороны конечных потребителей, так и со стороны медицинских страховых компаний. Отсутствие очередей, внимательное отношение персонала, комфортные условия пребывания тоже важны для платных медицинских услуг, так как в большинстве случаев пациенты недостаточно компетентны в вопросах оценки реального качества медицинских услуг, поэтому об уровне медицинского обслуживания судят по внешним признакам.

Как правило, при оказании платных медицинских услуг потоки пациентов и популярность медицинского учреждения независимо от формы его собственности больше зависят не от квалификации медицинского персонала и качества предоставляемых услуг, а от рекламной политики, проводимой руководством. При выборе пациентом того или иного медицинского учреждения большое значение имеет «вирусный маркетинг»: рекомендации знакомых, отзывы в Интернете, рекомендации страховых компаний. Сегодня москвичи готовы платить за качественные и высокотехнологичные медицинские услуги даже в тех отраслях медицины, которые всегда считались бесплатными, таких как терапия, пульмуноло-гия, травматология, абдоминальная хирургия, урология, ортопедия, венерология, эндокринология, гастроэнтерология. Наиболее популярными и востребованными всеми слоями населения платными услугами по-прежнему остаются стоматология и гинекология.

Отношение москвичей к платной медицине тоже меняется. Сегодня пациенты готовы платить не только за высокотехнологичные методы лечения, инновационные технологии и малоинвазивные хирургические вмешательства, но и за повышенный комфорт лечения, хороший уровень сервиса, безопасность медицинского обслуживания.

Лидерами московского рынка платных медицинских услуг уже несколько лет являются компании «Медси» и «Медицина». «Медси» обслуживает пациентов в 15 собственных клиниках. По данным маркетинговой компании Business Stat, в 2012 г. ее доля на московском рынке платных медицинских услуг составила 2,3%. Клиники сети «Медси» в 2012 г. обслужили 490,2 тыс. пациентов, а суммарный объем выручки всех московских филиалов компании составил 4,9 млрд рублей. Второе место по годовому обороту на московском рынке занимает ком -пания «Медицина»: ее годовой оборот в 2012 г. 3,1 млрд рублей, а рыночная доля составила 1,4%.

На втором месте по количеству пациентов в 2012 г. стала компания «Семейный доктор» — в ее клиниках за год была оказана помощь 189,5 больному. На втором месте по развитию собственной сети медицинских учреждений стоит «МедЦентрСервис» - ему принадлежит 13 клиник.

Но в ближайшие годы ситуация на московском рынке платных медицинских услуг может кардинально измениться. С введением в России одноканального подушевого финансирования ЛПУ конкуренция между государственными и частными медицинскими учреждениями

в ближайшие годы серьезно возрастет, поэтому следует ожидать значительного передела столичного рынка платной медицины. Ожидается, что на этом рынке существенно снизится доля некоторых игроков, которые потеряли заинтересованность в оказании платных медицинских услуг, но при этом придут новые участники рынка, которые составят серьезную конкуренцию остальным ЛПУ.

В 2010 г. многие ведомственные учреждения стали казенными. Для них сохранилось сметное финансирование, но доходы, полученные от оказания этими медицинскими учреждениями платных медицинских услуг, стали поступать в соответствующий бюджет на счета в органах Федерального казначейства, а не на собственные счета этих медицинских учреждений. Таким образом, у казенных учреждений пропал стимул развивать платные услуги, так как финансирование по сметам уже не зависит от полученных ими доходов.

К серьезным изменениям на московском рынке платных медицинских услуг привело вступление в силу федерального закона РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Впервые государственным и частным медицинским учреждениям были предоставлены фактически равные условия в конкурентной борьбе за пациентов. Наряду с условиями оказания платных медицинских услуг в законе определены также сопутствующие немедицинские услуги, которые медицинские учреждения могут предоставлять дополнительно при оказании медицинской помощи: бытовые услуги, транспортные, сервисные и др.

Порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских и немедицинских услуг установлены Правительством РФ в постановлении № 1006 от 4.10.2012 «Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (далее Правила), которое вступило в силу 1 января 2013 г. Со вступлением в действие новых Правил уменьшилось количество бюрократических процедур, разрешающих медицинскому учреждению предоставлять платные медицинские услуги, и был определен порядок оказания платной медицинской помощи и установления цен (тарифов) на эти услуги. Правила четко определяют письменную форму заключения договоров между поставщиками и заказчиками платных медицинских услуг, а также перечисляют требования, предъявляемые к медицинским учреждениям - участникам рынка платных медицинских услуг.

Существенное влияние на развитие рынка платных медицинских услуг оказывает переход медицинских учреждений на одноканальное финансирование. При переходе на одноканальное финансирование повышается самостоятельность руководства медицинских учреждений в планировании и расходовании вырученных средств, а значит, появляется мотивация для сокращения лишних расходов и рационального распределения финансовых потоков. Важным преимуществом одноканального финансирования является непосредственная зависимость объемов финансирования с объемом оказанных медицинских услуг, поэтому каждое ЛПУ становится заинтересованным в качественном лечении пациентов: финансовый результат будет зависеть от того, сколько пациентов обратится в это ЛПУ, так как за лечение каждого пациента оно получит средства из фонда ОМС.

Но переход на одноканальное финансирование обнажил все проблемы московского здравоохранения. Большая часть государственной медицинской инфраструктуры была введена в эксплуатацию 30-40 лет назад, поэто-

48,5п

48-

47,5-

47-

46,5-

46-

45,5-

45-

44,5-

44-

43,5-

2010 2011 2012

Рис. 1. Доля (в %) респондентов, которые обращались за платными услугами с целью сократить сроки ожидания услуги (данные НИСИ) [4].

му многие бюджетные ЛПУ нуждались в капитальной реконструкции или текущем ремонте, а медицинское оборудование в них требовало замены или обновления. В связи с интенсивным строительством новых микрорайонов, которое активно ведется в последние годы, существует огромная потребность в новых медицинских клиниках. В изменившихся финансовых условиях наблюдается острый дефицит подготовленных менеджеров здравоохранения и экономистов, ориентированных на работу с платными медицинскими услугами.

По данным социологического опроса, проведенного РОМИР [3], в России в 2012 г. платными медицинскими услугами пользовались 67% респондентов. Независимый институт социальных инноваций с целью выяснения удовлетворенности населения Москвы и Московской области качеством медицинского обслуживания в целом провел мониторинг [4], который показал, что среди участников опроса в 2010 г. платными медицинскими услугами, которые респонденты оплачивали из собственных средств, пользовались 68,8% в Москве и 60% в Московской области, в 2011 г. - 53,9—57,6% соответственно. В 2012 г. этот показатель составил 65,6% для Москвы и 70,9% для Московской области (рис. 1, 2). При этом отмечается рост удовлетворенности бесплатной медицинской помощью, полученной по программе ОМС: с 50% в 2010 г. до 55,6% в 2012 г. В Московской области удовлетворенность бесплатной медицинской помощью снизилась с 52,9 до 46,7% соответственно.

Среди наиболее важных причин, по которым пациенты обращаются за платной медицинской помощью, остается необходимость сократить сроки ожидания медицинского обслуживания. По этой причине к услугам платной медицины обратились 48,04% опрошенных -больше, чем в предыдущем году.

Но это не единственные причины, по которым московские респонденты обращаются за платными медицинскими услугами. В 2012 г. 43,45% пациентов стремились получить услуги лучшего качества, 19,33% обратились по собственной инициативе в целях заботы о своем здоровье, 16% - из-за отсутствия полиса ОМС, 11,54% - из-за отказа в бесплатной услуге, 10,78% - по рекомендации лечащего врача.

Результаты опроса показали, что в Москве и Московской области за медицинские услуги платят и готовы платить все группы населения, в том числе пенсионеры и люди с низкими доходами.

Следует отметить, что в Москве и Московской области даже лица с низкими доходами достаточно активно пользуются услугами платной медицины: более 60% пациентов

^ 2010 Ц2011 02012

Рис. 2. Дол (в %) респондентов, которые оплачивали медицинские услуги (данные НИСИ) [4].

с доходами на уровне прожиточного минимума в 2012 г. обратились за платной медицинской помощью. Наиболее востребованными платными услугами на московском рынке являются диагностика (65%), стоматология (58%) и консультации профильных специалистов (50%). Но если услугами платной стоматологии мужчины и женщины пользуются примерно одинаково, то за платной диагностикой в 2012 г. обращались 72% женщин и только 54% мужчин.

В 2012 г. пациенты Москвы и Московской области обращались за платными медицинскими услугами в медицинские учреждения разной формы собственности: в городские поликлиники - 24,4% респондентов в Москве и 20,5% в Московской области, в городской стационар -5,6 и 11,2%, в медицинские учреждения федерального уровня - 17,3 и 13,5%, в частные клиники - 66,6 и 65,5% соответственно.

Качество медицинских услуг участники опроса оценили по-разному. Средняя оценка качества по 5-балльной шкале по оценке участников опроса для бесплатных услуг составила 3,27 для Москвы и 3,24 для Московской области, для платных услуг - 4,28 и 4,19 соответственно. Оценка качества платных услуг, поставленных медицинским учреждениям различной формы собственности, представлена на рис. 3.

Опрос 2012 г. показал также, что количество и размер теневых платежей в Москве и Московской области неуклонно снижаются. По данным опроса, в 2010 г. 18,1% респондентов-москвичей и 23,7% респондентов из Московской области платили за медицинские услуги «в конверте», в 2011 г. этот показатель снизился соот-

^ Москва ^ Московская область

Рис. 3. Оценка качества платных медицинских услуг по 5-балльной системе (данные НИСИ) [4]

ветственно до 13,6 и 20,5%, а в 2012 г. составил 11,9 и 16,3%. То, что теневые платежи в Московской области несколько выше, чем в столице, может объясняться тем, что ДМС в Москве распространено намного шире, чем в Московской области.

Выводы

Таким образом, к платным услугам в Москве и Московской области обращаются все категории граждан независимо от их доходов, при этом чем меньше удовлетворяет пациента качество медицинской помощи, полученной по ОМС, тем чаще он обращается к платной медицине. Основными причинами обращения являются желание сократить сроки ожидания бесплатной медицинской помощи и стремление получить услуги более высокого качества. При переходе к одноканальному финансированию государственные и частные ЛПУ оказываются практически в одинаковых конкурентных условиях. Усилия по модернизации и развитию столичного здравоохранения, которые предпринимает Московское правительство, положительно скажется на качестве медицинского обслуживания пациентов и доступности вы© ФИЛИНА И.А., 2014 УДК 614.27:615.12]:33

сокотехнологичной медицинской помощи для широких слоев населения и поможет государственным ЛПУ стать полноправными и успешными участниками московского рынка платных медицинских услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анализ рынка медицинских услуг в России в 2005-2010 гг. и прогноз на 2010—2014 гг. Available at: http://businesstat.ru.

2. Кукушкин В. Частная медицина в России: состояние и перспективы развития. М.: Ассоциация частных многопрофильных клиник; 2012.

3. Available at: http://www.romir.ru

4. Available at: http://ni-s-in.ru

Поступила 08.04.14

REFERENCES

1. The analysis of the medical services market in Russia in 20052010 and the forecast for 2010—2014. Available at: http:// businesstat.ru.

2. Kukushkin V. Private medicine in Russia the state and prospects of development. [Chastnaja medicina v Rossii: sostojanie i perspektivy razvitija]. M.: Assotsiatsiya chastnykh mnogoprofil'nykh klinik; 2012.

3. Available at: http://www.romir.ru

4. Available at: http://ni-s-in.ru

Received 08.04.14

ФИЛИНА И.А.

Концепция сбалансированной системы показателей в стратегическом и оперативном управлении бизнес-процессами аптечных организаций

Медицинский институт ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» Министерства образования и науки России, 302026, г. Орел

Концепция сбалансированной системы показателей (ССП) в стратегическом менеджменте аптечных организаций призывает обращать внимание на такие нефинансовые составляющие, как персонал, бизнес-процессы, инновации, отношения с потребителями. ССП основана на процессном подходе к управлению предприятием. Процессный подход позволяет стандартизировать работу, определить функциональные связи между работниками и структурными подразделениями предприятия, сбалансировать ключевые показатели эффективной деятельности аптеки. После составления блок-схемы и технологической карты бизнес-процесса «Отпуск товара медицинским организациям» появилась возможность модифицировать каждый субпроцесс и бизнес-процесс в целом, что в итоге позволяет сократить длительность бизнес-процесса, повысить производительность труда, достигнуть высокого качества обслуживания клиентов и улучшить финансовые показатели аптечной организации.

Ключевые слова: сбалансированная система показателей; бизнес-процессы; субпроцессы;

подпроцессы; менеджмент; аптечные организации; ключевые показатели; процесс отпуска товара медицинским организациям.

THE CONCEPT OF BALANCED SYSTEM OF INDICATORS IN STRATEGIC AND OPERATIVE MANAGEMENT OF BUSINESS-PROCESSES IN PHARMACEUTICAL INSTITUTIONS

Filina I.A.

The medical institute of the Orel state university of Minobrnauka of Russia, 302026, Orel, Russia The concept of balanced system of indicators in strategic management of pharmaceutical institutions appeals to pay attention to such non-financial components as personnel, business-processes, innovations, relationship with consumers. The balanced system of indicators is based on processing approach to management of enterprise. The processing approach makes it possible to standardize activities, to determine functional relationships between workers and structural departments of enterprise and to balance key indicators of effective functioning of drugstore. After working-out flowchart and technological diagram of business-process "Sale of commodities to medical organizations" an opportunity originated to modify every sub-process and business-process in whole. As a result, this condition makes it possible to shorten duration of business-process, to increase working efficiency, to achieve higher quality of servicing of clients and to enhance financial indicators ofpharmaceutical institution.

Key words: balanced system of indicators; business-process; sub-process; management; pharmaceutical institutions; key indicators; process of sale of commodities to medical organizations.

Для корреспонденции: Филина Ирина Александровна, канд. фарм. наук, e-mail: apteka82@orel.ru Correspondence to: Irina Filina, Candidate of Pharmacological Sciences, Associate professor, e-mail: apteka82@orel.ru