Научная статья на тему 'Развитие рынка платежных карт в современных условиях'

Развитие рынка платежных карт в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1330
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК / ПЛАТЕЖНЫЕ КАРТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бикмаев Ш. Р.

В статье отмечается, что в современных условиях развитие рынка платежных карт в Российской Федерации является одной из важнейших задач экономического развития страны. Проведено исследование рынка платежных карт. Выявлены основные проблемы рынка платежных карт. Предложены и обоснованы пути развития и совершенствования рынка платежных карт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие рынка платежных карт в современных условиях»

Удк 339.13:347.735

развитие рынка платежных карт в современных условиях

Ш. Р. БИКМАЕВ, аспирант кафедры финансов и кредита E-mail: [email protected] Мордовский государственный университет

им. Н. П. Огарева

В статье отмечается, что в современных условиях развитие рынка платежных карт в Российской Федерации является одной из важнейших задач экономического развития страны. Проведено исследование рынка платежных карт. Выявлены основные проблемы рынка платежных карт. Предложены и обоснованы пути развития и совершенствования рынка платежных карт.

Ключевые слова: рынок, платежные карты.

В настоящее время развитие рынка платежных карт в Российской Федерации является одной из важнейших задач экономического развития страны. Более 85 % действующих российских пластиковых карт - это карты международных платежных систем. Процессинговые центры находятся за рубежом. Вследствие этого финансовой информацией о российских гражданах обладают в первую очередь иностранные государства. Помимо этого существуют и другие проблемы, к которым можно отнести:

- экспансию международных платежных систем. Результатом экспансии являются высокие тарифы, комиссии и большие издержки при использовании международных платежных систем, из-за чего наблюдается низкая рентабельность эквайринговой деятельности, и отсутствуют экономические предпосылки для вступления банков в единую платежную систему. Более того, участие кредитных организаций в нескольких платежных системах, как правило, предполагает размещение ими денежных средств в каждом расчетном центре, что дополнительно усложняет процесс управления собственной ликвидностью [4];

- отсутствие единой национальной платежной системы, несмотря на проект федерального закона

«О национальной платежной системе», который находится в стадии принятия.

На данный момент времени наблюдается отсутствие правового регулирования деятельности субъектов национальной платежной системы в рамках платежных систем, которое соответствовало бы современному уровню развития рынка платежных услуг. Это не позволяет кредитным организациям -участникам нескольких платежных систем оптимизировать управление своей ликвидностью [4].

На взгляд автора, отсутствие единой национальной платежной системы несет в себе ряд угроз экономической безопасности Российской Федерации. К этим угрозам можно отнести:

1) факт формирования страховых депозитов в платежных системах;

2) наличие комиссионных сборов в международных платежных системах;

3) отток финансовой информации о клиентах за рубеж;

4) наличие возможности у правительства США манипулировать платежными системами, поскольку большинство из них находится под юрисдикцией данной страны.

К недостаткам (проблемам) национальной платежной системы можно отнести:

- пассивность платежных систем VISA Inc. и MasterCard Worldwide относительно фактов мошенничества и невозможность обеспечения надежной безопасности при использовании платежной карты;

- отсутствие государственной стратегии в области развития платежных систем на рынке платежных карт;

- отсутствие специального законодательства, которое бы регулировало отношения в сфере без-

финансы и кредит

65

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Рис. 1. Эмиссия платежных карт в Российской Федерации с 2001 по 2010 г, млн шт.

наличных розничных платежей, и отсутствие из-за этого единого правового пространства;

- несовершенство регулирования платежных систем Банком России;

- разрозненность инфраструктуры (в настоящее время функционируют около 100 процесинговых центров, каждый из которых имеет несколько выходов на различные платежные системы);

- факт того, что большинство банкоматов выдает денежные средства без комиссий лишь держателям карт их банка, что вынуждает клиентов искать нужный банкомат;

- низкий уровень охвата техническими средствами по обслуживанию держателей платежных карт магазинов и торговых точек;

- факт наличия высокой доли дебетовых карт в общем числе выпущенных платежных карт;

- факт наличия высокой доли неактивных карт (карты, которые не используются их владельцами для транзакций);

- факт преобладания операций по снятию наличных, в то время как сумма операций по оплате товаров и услуг остается достаточно небольшой;

- высокие процентные ставки по кредитным картам;

- высокий уровень мошенничества с платежными картами;

- финансовую неграмотность и стойкое недоверие населения к финансовым институтам.

Далее рассмотрим современное состояние рынка платежных карт в Российской Федерации для подтверждения указанных проблем.

В период с 2001 по 2011 г. эмиссия международных и российских карт возросла с 10,6 до 144,4 млн шт. (рис. 1).

Структура российского рынка платежных карт разнообразна и включает следующие виды: расчетные (дебетовые), кредитные и предоплаченные.

В 2010 г. наибольшую долю в структуре платежных карт составляли расчетные (дебетовые) карты (88,4 %, или 127,787 млн шт.), что объясняется в первую очередь их развитием за счет широкой реализации «зарплатных» про -ектов. Причем количество расчетных карт с «овердрафтом» составило 22,452 млн шт., или 72,9 % от общего числа дебетовых карт. Кредитные карты стали более активно распространяться преимущественно в связи с реализацией банками различных программ потребительского кредитования, однако их доля в общем числе эмитированных карт составила лишь 7 %, или 10 047 млн шт. Количество предоплаченных карт в 2010 г. составило 6,585 млн шт. [2].

Структура платежных карт, эмитированных кредитными организациями, представлена на рис. 2.

Необходимо также привести и другие показатели, характеризующие развитие рынка платежных карт (см. таблицу).

В 2010 г. (по сравнению с предыдущими годами), несмотря на влияние мирового финансового кризиса, произошло увеличение темпов прироста количества эмитированных платежных карт, а также увеличились количество и объем операций, совершенных с их использованием.

В частности, прирост количества эмитированных платежных карт (рис. 3) составил 14,5 %, а прирост количества и объема операций составил 23 и 20,1 % соответственно, в то время как в 2009 г. прирост данных показателей составил 5,7, 17,3 и 7,3 % соответственно.

Рис. 2. Структура платежных карт, эмитированных кредитными организациями (по типам карт), на 01.01.2011, %

Показатели, характеризующие развитие российского рынка платежных карт с 2002 по 2010 г.

Показатель 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Количество эмитированных платеж- 0,11 0,17 0,24 0,38 0,52 0,73 0,84 0,89 1,02

ных карт на одного жителя (на конец

года), шт.

Количество операций, совершенных 276,6 410,4 609,9 864,5 1 209,4 1 641,1 2 124,7 2 492,1 3 127,8

с использованием платежных карт,

млн ед.

Среднее количество операций, осу- 17,9 17,1 17,3 15,8 16,2 15,9 17,8 19,8 21,7

ществленное по одной карте, ед.

Общий объем операций, осущест- 716,2 1 236,3 2 074,2 2 986,8 4 433,7 6 536,0 9 379,5 10 068,5 12 812,6

вленных платежными картами, млрд

руб.

Средний объем операций, осущест- 46,3 51,5 59,0 54,6 59,3 63,2 78,7 79,9 88,7

вленных по одной карте, тыс. руб.

Отношение объема операций, совер- 0,6 0,9 1,6 1,5 1,4 1,8 2,1 2,5 2,9

шенных с использованием платежных

карт РФ к ВВП, %

Рис. 3. Темпы прироста количества эмитированных платежных карт и операций, совершенных с их использованием, с 2002 по 2010 г., в % к предыдущему году

В частности, в 2010 г. объем операций по оплате товаров и услуг по платежным картам составил 12 813,6 млрд руб. Объем операций по снятию наличных достиг 11 064,8 млрд руб. Объем операций по оплате товаров и услуг составил 1 748,8 млрд руб. Структура операций представлена на рис. 4 и 5.

Общее количество операций в 2010 г. составило 3 127,8 млн ед. Из них 2 081 млн операций прихо-

Рис. 4. Объем операций, совершенных на территории РФ и за ее пределами с использованием банковских карт, эмитированных кредитными организациями (по объему) на 01.01.2011, %

Рис. 5. Объем операций, совершенных на территории РФ и за ее пределами с использованием банковских карт, эмитированных кредитными организациями (по количеству) на 01.01.2011, %

дится на получение наличных денег (1 046,8 млн операций приходится на оплату товаров и услуг).

В структуре российского рынка платежных карт представлены российские и международные платежные системы. Так, на территории Российской Федерации функционирует около 68 систем платежных карт (из которых 62 - российские и 6 - международные), а также более 20 систем денежных переводов (16 - российские и 4 - международные).

Наибольшую долю (по количеству платежных карт, объему и количеству операций) занимают международные платежные системы, лидерами среди которых являются VISA и MasterCard [4].

Количество карт платежной системы VISA, находящихся в обращении на 01.01.2011, составило 53 475 657 шт., а карт платежной системы MasterCard - 41 628 653 шт.

Средняя стоимость годового обслуживания дебетовых карт Visa Electron/MC Electronic по состоянию на начало IV кв. 2010 г. составила 170,9 руб. Годовое обслуживание карт классов Visa Classic/MC Standart и Visa Gold/MC Gold составило 610 и 2 427 руб. соответственно.

Некоторые банки предлагают держателям карт начисление процентов на остаток денежных средств. Анализ предложений банков показал, что в начале IV кв. 2010 г. в тех случаях, где предлагается начисление процентов на остаток по счету, ставка находится в диапазоне 0,01-4 %. С ростом класса карты растет и среднее значение данного показателя.

При оплате в магазине покупки картой Visa Infinite банк-эквайер перечисляет платежной системе 2,1 % от суммы платежа, по картам Visa Platinum и Visa Business - 1,98 и 1,85 % соответственно. Эти комиссии взимаются независимо от того, в какой конкретно точке происходит оплата товаров. По Visa Classic и Electron комиссии различаются в зависимости от того, в какой торговой точке происходит оплата: за коммунальные платежи комиссия составляет 0,5 %, в системе питания фастфуд - 0,5-0,8 %, в мобильной коммерции и при оплате авиабилетов -. 1 %, в остальных торговых точках - 1,3 %.

У MasterCard для банков-эквайеров в настоящее время действуют следующие комиссии: при оплате коммунальных услуг - 0,5 % от суммы платежа, при

200 300

1Электронныетерминалы ■ Импринтеры Рис. 6. Инфраструктура по приему платежных карт в 2001-2010 гг, тыс. ед.

оплате авиабилетов - 1-1,6 %, при оплате в системе питания фастфуд и во всех остальных точках - от 1,4 до 2,3 %. Минимальные комиссии уплачиваются при оплате простыми картами, такими как MasterCard Standard, максимальные комиссии взимаются с карт категории «Премиум», например, MasterCard World и World Signia.

Например, в российских платежных системах требования к участникам значительно мягче. Стоимость организации выпуска карт международных платежных систем обходится банку как минимум в 50-100 тыс. долл., а российской системы - от 30 тыс. долл. [3]

По итогам развития российского рынка платежных карт можно отметить, что в 2010 г. сохранялась тенденция развития инфраструктуры, обеспечивающей проведение операций с использованием платежных карт как по безналичной оплате товаров и услуг, так и по получению наличных денежных средств.

По итогам 2010 г. на территории Российской Федерации насчитывалось 628 тыс. устройств для осуществления операций как с использованием, так и без использования платежных карт (рис. 6). Выдача наличных денежных средств по платежным картам кредитными организациями осуществлялась с использованием 539,9 тыс. электронных терминалов и 155,1 тыс. банкоматов, из которых около 80 тыс. имеют функцию приема наличных.

Уменьшение количества импринтеров произошло за счет увеличения количества платежных терминалов. Увеличение банкоматов произошло за счет крупных городов и областей (в небольших городах все еще наблюдается недостаточное количество банкоматов и других специальных технических средств).

Необходимо отметить, что финансовая грамотность населения Российской Федерации находится на

низком уровне, что является одной из причин отсутствия в нашей стране класса долгосрочных инвесторов, влечет за собой проблемы финансовой безопасности для граждан России, угрозы для стабильности финансовой системы, и, в конечном счете, отрицатель-

но сказывается на темпах роста благосостояния населения Российской Федерации.

По оценкам Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), более половины населения страны (56 %) не ведет учета своих доходов и расходов, а более 73 % граждан не имеет никаких сбережений.

Несмотря на активную экспансию потребительского кредита, доля россиян, воспользовавшихся за последние 2-3 года какими-либо кредитами, по данным социологических исследований, в настоящее время составляет только 37 %. По оценкам Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), 62 % населения никогда не пользовались кредитами. Кредитная карта знакома лишь каждому четвертому гражданину нашей страны [1].

Непростая ситуация также наблюдается и с уровнем мошенничества с платежными картами. По официальной статистике, объем мошенничества с пластиковыми картами в Российской Федерации ежегодно увеличивается в 3 раза и составляет около 2 млрд руб. в год, а средний размер одного мошенничества составляет в денежном эквиваленте более 6 000 долл. (по неофициальной статистике и оценкам экспертов эти показатели в несколько раз выше (по информации правоохранительных органов, в официальные данные попадают лишь около 15 % всех случаев мошенничества).

Ксожалению, в Российской Федерации (в отличие от многих европейских стран) банки не обязаны возмещать потери клиента в случае мошенничества с его платежной картой, и клиенты, по сути, финансово не защищены от подобных случаев (даже в случае обращения в правоохранительные органы вероятность возвращения средств весьма мала).

На взгляд автора, для решения указанных проблем необходимо предпринять некоторые меры:

1) создать единую национальную платежную систему. Национальная платежная система (платежная система Российской Федерации) является одним из ключевых компонентов финансовой инфраструктуры экономики Российской Федерации, посредством которого формируется общий денежный спрос в экономике, поддерживается общественное доверие к национальной валюте как средству платежа, а также обеспечивается реализация денежно-кредитной политики.

Целями создания национальной платежной системы являются:

- независимость от иностранных платежных систем;

- повышение конкурентоспособности российского кредитного рынка;

- создание финансовой безопасности национальной расчетно-финансовой системы, а также обеспечение ее устойчивости;

- формирование единого платежного стандарта Российской Федерации;

- унификация основных правовых, операционных и технологических параметров системы безналичных расчетов между широким кругом российских участников платежной системы.

Положительными результатами создания национальной платежной системы могут стать:

- совершенствование законодательной базы в сфере денежно-кредитной политики;

- совершенствование налоговой системы;

- совершенствование механизмов экономии ликвидности в системах безналичных расчетов;

- снижение инфляции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- уменьшение финансовых, правовых и операционных рисков участников системы;

- внедрение и совершенствование электронного денежного обращения,

- развитие и применение широкого спектра форм безналичного обращения;

- усиление контроля за законностью наличного и безналичного оборота денежных средств;

- создание более эффективных, стабильных и лучше организованных рынков по предоставлению розличных платежных услуг для пользователей;

2) расширить линейку продуктов услуг для клиентов банка за счет реализации новых инновационных карточных инструментов. Такими продуктами являются: мультифункциональные банковские чиповые карты с транспортными, социальными, топливными и лоялти-приложениями, в том числе выпущенные банком в рамках кобрендинговых проектов; бесконтактные платежные карты и карты с дуальным интерфейсом; предоплаченные карты международных платежных систем и т. д. (примером может являться пенсионная банковская карта).

Особенно стоит выделить кобрендинговые программы на базе платежных карт, которые позволяют банкам во всем мире решать проблему прибыльности бизнеса, удержания наиболее «выгодных» клиентов и дифференциации клиентской базы.

Необходимо отметить и тот факт, что расширение спектра карточных продуктов и услуг позволяет банку не только повышать лояльность уже существующих клиентов, но и привлекать новые клиентские

группы, что является ключевым стратегическим преимуществом в условиях такого высоко конкурентного сегмента, каким является современная банковская розница. Совместные программы банка и торговой сети - это механизм увеличения оборота по картам и, следовательно, получения прибыли.

Выпуск такого рода продуктов обеспечивает банку распространение его карточных программ на широком спектре вертикальных рынков, что позволяет добиться ощутимых конкурентных преимуществ.

В рамках данного направления стоит выделить уже имеющийся положительный опыт по государственной поддержке транспортных проектов в регионах в целях организации безналичной оплаты проезда и реализации многих социальных программ на основе платежных карт (социальная карта);

3) совершенствовать государственное регулирование платежных систем. Совершенствование государственного управления подразумевает:

- унификацию подхода к средствам оформления расчетных операций;

- необходимость разделения инструментов, которые используются банками и которые используются клиентами;

- решение вопросов о моменте возникновения обязательств каждого банка по переводу, об установлении правил в отношении ошибок при переводе, а также о моменте наступления безотзывности и сроков завершения перевода;

- определение правил организации платежной системы [3].

В рамках данного направления также необходимо определение роли Банка России в регулировании платежных систем. Одним из способов регулирования должна быть четко построенная система мониторинга за функционированием платежных систем;

4) управлять рисками платежных систем;

5) улучшить систему кредитного скорринга через создание единого кредитного бюро, которое позволило бы снизить риски кредитования, упростить процедуры оценки платежеспособности и кредитоспособности заемщиков, а также снизить затраты на проверку достоверности информации о заемщике.

Кредитное бюро осуществляет, во-первых, сбор информации, связанной с кредитами, предоставляемой банками о клиентах, получающих или делающих заявки на получение кредитов, во-вторых, обработку полученной информации, ее обобщение

и классификацию, а также продажу банкам кредитных отчетов (историй) клиентов;

6) расширить инфраструктуру рынка платежных карт. На взгляд автора, расширение возможно через создание единой сети банкоматов, например, с помощью объединенной расчетной системы (ОРС).

Участие в объединенной расчетной системе ОРС позволяет банку:

- в несколько раз расширить инфраструктуру обслуживания держателей карт и географию обслуживания клиентской базы, что, несомненно, устраняет недостаток технических средств обслуживания;

- сократить или даже полностью исключить инвестиции в терминальное оборудование (банкоматы, терминалы самообслуживания и т. п.) и связанные с этим операционные расходы по инсталляции и поддержке сети;

- получить дополнительный доход от собственной инфраструктуры за счет притока клиентов из числа держателей карт других участников ОРС.

Расширить инфраструктуру рынка платежных карт можно также за счет развития бесконтактных микроплатежей, которые откроют новые перспективы перед держателями карт и приведут к росту комиссионных доходов банков.

Увеличение сети приема карт возможно за счет:

- налоговых преференций торговым точкам, которые принимают карты к оплате;

- введения специального закона, который бы обязывал торговые точки обслуживания при превышении определенной суммы прибыли устанавливать у себя специальные технические средства для приема платежных карт.

Держателю платежной карты в данном случае нет необходимости снимать денежные средства через банкомат, в то время как существует возможность безопасным способом оплатить товар или услугу с помощью карты. Реализация данной программы также невозможна без стимулирования держателей карт, таким примером стимулирования может служить оплата коммунальных услуг кредитными средствами без комиссий с помощью платежной карты.

Развитие данного направления можно также дополнить:

- созданием сети специальных технических средств, например автоматов, которые могли бы принимать платежные карты (держатель карты должен обладать возможностью оплатить в любой момент времени любую услугу или товар);

- увеличением количества банкоматов, которые бы обслуживали держателей платежных карт сразу нескольких банков;

- внедрением в платежный оборот современных технологий платежа с использованием электронных платежных инструментов;

7) использовать персонализационный аутсорсинг за счет работы с персонализационными бюро -. специализированными независимыми организациями, берущими на себя функции по персонализации карт. Передача непрофильных функций специализированным организациям прежде всего позволит:

- снизить издержки и повысить рентабельность карточного бизнеса;

- использовать дополнительные ресурсы для улучшения качества своих услуг и увеличения продуктового портфеля;

8) продолжить развитие зарплатных проектов при одновременном распространении предодобренных кредитных карт. На основе использования обычных зарплатных карт происходит приобщение их держателей к безналичным формам оплаты товаров и услуг, и как следствие, к другим кредитным продуктам.

Необходимо отметить тот факт, что рост сегмента дебетовых карт способствует решению одной из ключевых проблем современного общества - повышению финансовой грамотности населения. С ростом интереса граждан к более широкому спектру банковских продуктов, помимо традиционных зарплатных карт и вкладов, получит качественное развитие и весь банковский сектор в целом. Таким образом, текущее направление развития сектора дебетовых банковских карт положительно влияет на улучшение финансового климата в стране и на инновационность российской экономики.

В рамках данного направления необходимо также отметить необходимость предоставления налоговых преференций предприятиям, которые включены в систему зарплатных проектов.

На взгляд автора, развитие зарплатных проектов должно одновременно сопровождаться и дальнейшим увеличением количества предодобрен-ных кредитных карт уже действующим клиентам. Различного рода привилегии и льготы для действующих клиентов при использовании кредитных карт положительно сказываются на всем рынке кредитных карт в стране;

9) повысить финансовую грамотность населения. Решение данной проблемы возможно с помощью:

- реализации общеобразовательных программ для работников банков, держателей платежных карт и сотрудников торговых точек обслуживания (примером такой программы является Федеральная программа развития финансовой грамотности населения);

- создания специализированной организации, основной функцией которой являлось бы повышение финансовой грамотности российских граждан.

Таким образом, необходимо сделать некоторые общие выводы:

- несмотря на постоянное развитие рынка и увеличение эмиссии платежных карт в последние годы, рынок за счет сложившихся проблем все еще является неразвитым;

- уровень проникновения платежных карт вырос, однако все еще остается большое число неактивных карт либо карт, которые используются только для снятия наличных;

- финансово-экономический кризис, безусловно, повлиял на рынок платежных карт: население стало меньше доверять финансовым институтам и хранить сбережения на картах;

- реализация проекта зарплатных карт имеет положительные стороны, однако без реализации дополнительных программ (особенно без программ предодобренных продуктов и повышения финансовой грамотности населения) вряд ли позволит добиться положительных результатов.

Список литературы

1. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации. URL: http://www. misbfm. ru.

2. Количество и объем операций, совершенных на территории России и за ее пределами с использованием банковских карт, эмитированных кредитными организациями, по видам клиентов / Банк России. URL: http://www.cbr.ru/statistics/p_sys/ print.aspx?file=sheet009.htm&pid=psRF&sid=ITM_ 39338.

3. МазинаА. А. Построение единой общенациональной российской платежной системы и ее влияние на экономическую безопасность страны // Транспортное дело России. 2008. № 1. C. 50-52.

4. Национальная платежная система: текущее состояние и направления развития / Банк России. URL: http://www.cbr. ru/today/besp/analytics/NPS_ architecture.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.