УДК 338.1
РАЗВИТИЕ РЫНКА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИЙ
С.А. Гусев, Р.В. Жариков
Аннотация. В статье анализируются долгосрочные цели развития рынка машиностроительной продукции (на период до 2025 г) и ожидаемые к 2020 г результаты реализации комплекса мер по развитию отрасли.
Ключевые слова: рынок, машиностроительная продукция, инновации
DEVELOPMENT OF THE MARKET OF MACHINE-BUILDING PRODUCTION ON THE BASIC OF INNOVATIONS
S.A. Gusev, R.V. Zharikov
Abstract. The article analyzes the long-term goals of development of the market of machine-building products (until 2025) and the expected results of the implementation of a set of measures for the development of the industry by 2020.
Keywords: market, machine-building production, innovations.
Машиностроительный комплекс производит оборудование для всех перерабатывающих и добывающих отраслей экономики страны, обеспечивая соответствующий научно-технический уровень в этих отраслях и индустриальную безопасность государства.
Для России в качестве долгосрочных целей развития рынка машиностроительной продукции (на период до 2025 года) можно выделить следующие:
- при снижении стоимости кредитов развить внутренний рынок оборудования путем запрета производства неконкурентной продукции;
- сохранить позиции на рынке по текущим технологиям и оборудованию с постепенным наращиванием доли собственного потребления;
- увеличить долю собственного производства по двойным технологиям для минимизации рисков и повышения обороноспособности;
- создать новые и развивать действующие совместные предприятия в Российской Федерации;
- создать новые рынки и новое оборудование и производство гражданского назначения для перелома тенденции импорта;
- занять значимую позицию на глобальном рынке в статусе экспортера по ряду прорывных технологий;
- осуществить развитие кадрового потенциала машиностроительного комплекса.
Среди основных направлений технологического развития машиностроительного комплекса в ближайшие годы можно отметить:
1. Технологии, снижающие эксплуатационные расходы:
- новые технологии обработки материалов с повышенными характеристиками (удельной твердости, продольной и поперечной жесткости т.д.);
- технологии, повышающие энерго- и электроэффективность оборудования, снижающие расход вспомогательных материалов;
- технологии, повышающие надежность и ремонтопригодность, позволяющие снизить затраты на обслуживание оборудования;
- модульность, возможность производства широким спектром партий разной продукции, разных операций (универсальность).
2. ИКТ-технологии для машиностроения:
- соединение информационных технологий и традиционного машиностроения с получением «интеллектуального машиностроения», станков, приборов, оборудования, оснащенных средствами контроля и управления;
- сетевые технологии, интернетизация машиностроительных продуктов, комплексов, встраивание в глобальные сети.
Абсолютно безальтернативной является необходимость государственной поддержки тех машиностроительных производств, которые связаны с реализацией национальных приоритетов научно-технологического развития в зоне прямой ответственности государства, особенно в области обороны и безопасности.
Таким образом, перед отраслью должна стоять задача не только остаться доминирующим поставщиком на рынках СНГ, которые нельзя терять, но и стать основным поставщиком продукции и технологий для азиатских рынков, в первую очередь Юго-Восточного региона.
За последние годы резко снизилась инновационная активность организаций. Это обстоятельство объясняется следующими причинами:
1. Собственники заинтересованы в быстрейшем возврате вложенных в производство средств и не хотят вкладывать в инновации - рисковать.
2. Инновационная деятельность весьма затратная: как правило, это долгосрочные вложения; неизвестно, приведут ли они к получению прибыли.
3. Необходимы высококвалифицированные кадры.
Инновационная активность организаций сказывается на товарной структуре экспорта и импорта. В настоящее время в экспорте более 60 % занимают природные ресурсы, а в импорте основную долю занимает продовольствие и оборудование. Все это, а также вынужденное импортозамещение, снова говорит о необходимости развития машиностроительного комплекса страны. Чтобы отечественные потребители ориентировались на отечественное оборудование, оно должно быть конкурентоспособным на мировых рынках и базироваться на инновациях.
В годы экономических реформ в отраслях машиностроительного комплекса актуальными и первоочередными являются следующие основные задачи:
1. Развитие станкостроительной и инструментальной промышленности в стране [1].
2. Формирование научного задела, в первую очередь новаций. За годы реформ научный задел полностью употреблен либо безвозвратно устарел. При этом резко сократилось число НИИ и КБ (оставшиеся выживают за счет собственных опытных производств и практически не занимаются научными исследованиями, а вузовская наука, как правило, не имеет собственной производственной базы, то есть работает «на полку»), резко уменьшилась численность научных работников. Недостаточное финансирование науки сказывается на результатах деятельности научных учреждений, вызывая отток научных кадров за рубеж и снижение числа созданных новых передовых технологий. Снижение количества создаваемых новых технологий объясняется, прежде всего, тем, что в настоящий период оформление и содержание патента обходится дорого, с одной стороны, а с другой стороны, реализовать или продать его сложно. В этой ситуации индивидуальным изобретателям работать очень сложно.
3. Продолжение перепрофилирования предприятий оборонного комплекса на выпуск продукции двойного назначения. Использование мощного научно-производственного потенциала военно-промышленного комплекса позволит вывести отечественное производство на уровень мировых конкурентных позиций.
4. Освоение и расширение производства тех видов товаров, выпуск которых в России не осуществлялся или происходил в ограниченных объемах, так как после распада СССР производство ряда товаров отрасли осталось в бывших республиках.
5. Реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий (в 1990-е гг. практически прекратилось обновление основных фондов в отрасли).
6. Расширение производства конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках продукции. Эта задача реализуется двумя основными путями: во-первых, созданием совместных с иностранными компаниями производств и налаживанием выпуска на них зарубежных образцов продукции; во-вторых, оснащением отечественных образцов техники и оборудования отдельными деталями и агрегатами импортного производства (например, установка зарубежных двигателей на отечественных автомобилях) [2; 3; 4].
7. В начале 2000-х гг. возник дефицит высококвалифицированной рабочей силы на машиностроительных предприятиях. Высококвалифицированные работники были сокращены и ушли в основном в торговлю.
При этом негативными тенденциями развития машиностроительного рынка являются:
- агрессивная ценовая политика крупных транснациональных компаний, выходящих на отечественный рынок;
- неблагоприятная макроэкономическая конъюнктура, сказывающаяся на снижении рентабельности выпускаемой продукции;
- высокий уровень использования импортных комплектующих в производстве продукции отдельных отраслей машиностроения.
Современное повышение качества на основе инноваций должно учитывать появляющиеся тенденции в машиностроении и смежных отраслях (материаловедение, электроника, новые технологии и др.).
К тенденциям во внешней среде последних лет, которые необходимо учитывать предприятиям, можно отнести следующие.
Фундаментальной инновационной тенденцией повышения качества машиностроительной продукции является внедрение новых технологий.
Использование CALS-технологий позволяет повышать качество продукции при снижении затрат. CALS-технология - это общее название организационных, информационных и прикладных формализованных технологий, обеспечивающих создание и управление CALS-системой [6] Взаимодействуя с объектами основной деятельности (изделие, бизнес-процессы, управление основной деятельностью, интегрированная логистическая поддержка изделия), CALS-технологии обеспечивают эффективную реализацию бизнес-технологий в едином информационном пространстве за счет интеграции и оптимизации информационного взаимодействия участников жизненного цикла изделия.
Основными компонентами CALS-технологий производственного предприятия являются:
- CAD - инструментальный комплекс технических и программных средств автоматизированного проектирования изделий;
- CAM - системы автоматизации технологической подготовки производства;
- CAE - системы инженерного анализа;
- средства реализации технологии параллельного проектирования в режиме группового использования данных;
- EDM - система управления проектными и инженерными данными;
- системы визуализации всего процесса разработки документации;
- мощные средства обмена данными;
- мощные средства разработки прикладных проектов;
- методики анализа процессов проектно-технологической, производственной и управленческой деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение CALS-технологий позволит выпускать энерго- и материалоемкую продукцию, что соответствует мировым тенденциям развития промышленности.
Использование нанотехнологий в создании новых более прочных материалов для машиностроения позволяет значительно снижать материалоемкость машиностроительной продукции.
Производство и внедрение роботов, манипуляторов и автоматизации производства позволяет обеспечить значительный прирост в производительности и качестве труда [6].
Продолжается процесс формирования нового уровня качества машиностроительной продукции за счет агрегирования (то есть создания и производства агрегатов, совмещающих две и более технологические операции), связанного с исключением из производственного процесса технологического оборудования и позволяющего получать экономический эффект от внедрения и использования агрегированного оборудования. Например, создание форматора-вулканизатора позволило совместить две операции формования заготовки и протектора, а также вулканизации покрышки. При этом сокращаются не только текущие затраты, но и капитальные.
Создание агрегатов большой единичной мощности, позволяющих исключать ручной труд за счет механизации и автоматизации производственных процессов и сокращать затраты на содержание и эксплуатацию оборудования. К такому оборудованию можно отнести протекторный агрегат, сдвоенный из двух червячных машин, что позволяет через общую щелевую головку накладывать протектор на заготовку шины за одну операцию. При этом полностью исключен ручной труд.
Создание, производство и поставки в торговую сеть мини-машин и агрегатов для обработки индивидуальных участков, а также для научно-исследовательских работ, заводских лабораторий, малых предприятий, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
Производство комплектного оборудования с загрузчиками, механизмами отбора, перезарядчиками, манипуляторами и роботами, позволяющими механизировать и автоматизировать второстепенные производственные операции по загрузке, отбору материалов, перезарядке и управлению оборудованием [6].
Широкое внедрение роторных и роторно-конвейерных автоматических линий, позволяющих автоматизировать однотипные процессы в серийном и массовом производствах и повысить привлекательность труда на перерабатывающих производствах за счет исключения повторяющихся монотонных операций.
Разработка и внедрение микропроцессорных систем управления в производстве современного оборудования, позволяющих кон-
тролировать и управлять технологическими процессами, повышать качество произведенной на данной технике продукции и облегчить труд оператора. Например, линии типа ВПМ, представляющие собой целый цех, с микропроцессорными системами позволяют управлять ими одним оператором.
Самостоятельным направлением является ресурсосбережение, которое обеспечивается в основном при проектировании путем использования новых материалов и технологий. При этом достигается более низкая материалоемкость и энергоемкость [5].
Экологическая безопасность: в июле 2009 г. при встрече восьми ведущих государств было решено ограничивать выбросы в атмосферу, что потребует новых подходов к проектированию оборудования для вредных производств, обеспечивающих ликвидацию или минимизацию выбросов в атмосферу. Экологическая безопасность достигается путем использования новых материалов, технологий и ингредиентов.
Кооперирование в создании новой техники, позволяющее использовать инновационные технологические процессы, связанные с порошковой металлургией, нано-технологиями (при получении более качественных новых материалов, используемых в машиностроении).
Использование новых организационных форм (лизинг, франчайзинг) в обеспечении более полного удовлетворения потребностей отраслей народного хозяйства в новой современной технике, используемой для внедрения новых технологий в производственные процессы. В этом случае решается проблема обновления оборудования в перерабатывающих отраслях.
Диффузия инноваций в проектировании, технологии производства и использовании в процессе эксплуатации новой техники, позволяющей реализовывать мероприятия по ресурсосбережению, экологической чистоте, эргономическим и эстетическим показателям.
Совершенствование инструментов, методов и подходов в управлении качеством машиностроительной продукции на основе инноваций.
Установление тесных связей с поставщиками материалов и комплектующих изделий с целью своевременной разработки и поставки на машиностроительные заводы.
Установление партнерских отношений с потребителями с целью установления их отношений к качеству машиностроительной продукции (внешний аудит силами потребителей).
Результатом реализации комплекса мер по развитию отрасли должно быть достижение к 2020 г. следующих целей:
- увеличение внутреннего рынка машиностроения до 125130 млрд руб. (100 тыс. ед.) в год;
- увеличение производства механообрабатывающего оборудования до 90 млрд руб. (до 75 тыс. ед.) и инструмента - до 30 млрд руб. (в ценах 2017 г.);
- достижение положительного внешнеэкономического баланса по машиностроительной продукции;
- решение вопросов кадрового обеспечения предприятий, которые характерны для всей промышленности.
Таким образом, инновационные тенденции в технологии, материалах и методах необходимо учитывать в процессе обеспечения повышения качества машиностроительной продукции: в проектировании и производстве новых видов продукции, а также использовать эти знания в опережении новых разработок товаров-конкурентов.
С целью повышения научно-технического уровня производства машиностроительной продукции необходимо шире использовать инновационные возможности в технологических процессах и конструкциях, а также новые материалы, включая наноматериалы. Все это послужит формированию инновационной экономики в стране.
Таким образом, развитие машиностроения позволит:
- обновить основные фонды, в частности их активную часть - оборудование в перерабатывающих отраслях;
- поднять научно-технический уровень производства в перерабатывающих отраслях за счет приобретения и использования наукоемкой машиностроительной продукции в качестве технологического оборудования;
- изменить структуру экспорта и импорта (рост продаж машиностроительной продукции и снижения закупок оборудования);
- обеспечить индустриальную независимость и безопасность страны.
Библиографический список
1. Распоряжение Правительства РФ от 15 марта 2016 г. «О развитии станкостроительной промышленности» // СПС «Гарант». URL: http://www. garant.ru/doc/ (дата обращения: 12.07.2018).
2. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования. М., 2009.
3. ГОСТ 34.601-90. Автоматизированные системы. Стадии создания. М., 1991.
4. ГОСТ 34.602-89. Техническое задание на создание автоматизированной системы. М., 1990.
5. Аверьянова И.О. Обработка деталей концентрированными потоками энергии. М., 2011.
6. Жариков В.В. Повышение качества машиностроительной продукции: методы, резервы и механизмы: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Тамбов, 2006.
С.А. Гусев
доктор экономических наук, доцент
заведующий кафедрой экономики и управления
Московского финансово-юридического университета МФЮА
Р.В. Жариков
доктор экономических наук
профессор кафедры экономической безопасности и качества
Тамбовского государственного технического университета