Научная статья на тему 'Организация эффективного производства машиностроительной продукции'

Организация эффективного производства машиностроительной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ПРЕДЕЛЬНАЯ / СОВОКУПНАЯ И НЕОБХОДИМАЯ ПОТРЕБНОСТИ / ПРЕДЕЛЬНЫЙ ВЫИГРЫШ ПОТРЕБИТЕЛЯ / : MACHINE-BUILDING PRODUCTS / MARGINAL / CUMULATIVE AND NECESSARY WANTS / MARGINAL CONSUMER WIN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жариков Р. В.

В статье рассмотрены теоретические проблемы определения потребностей в машиностроительной продукции и формирования серийности производства и поставок продукции потребителям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANISATION OF EFFICIENT MACHINE-BUILDING PRODUCTION

The article considers the theoretical problems of identifying needs for machine-biulding products and forming a serial production and product supplies to consumers

Текст научной работы на тему «Организация эффективного производства машиностроительной продукции»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОИЗВОДСТВА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ Р.В. Жариков, канд. пед. наук, доцент

Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов

В статье рассмотрены теоретические проблемы определения потребностей в машиностроительной продукции и формирования серийности производства и поставок продукции потребителям

Для машиностроительного предприятия одной из задач формирования производственной программы на год является формирование серии производимой продукции.

Рассмотрим применение закона Госсена «полезность набора благ максимальна при потреблении их в количестве, обеспечивающем равную предельную полезность всех потребляемых благ» для машиностроительной продукции. Принцип потребительского поведения относительно продукции машиностроения имеет свое своеобразие, так как спрос на эту продукцию ограничен «необходимой потребностью», под которой нами понимается минимальный спрос, удовлетворение которого обеспечивает в данный период максимальную полезность. Дальнейшие поставки машиностроительной продукции будут увеличивать

запасы и не будут приносить прироста продукции в перерабатывающих отраслях.

Полезность продукции является основой выбора потребителя, который заинтересован максимизировать общее количество полезности, которую он получает. С потреблением каждой дополнительной единицы оборудования (предельная полезность) совокупная полезность растет (линия Ти) до определенного предела (точка А на рис. 1).

График совокупной полезности имеет два варианта:

1 - полезность ограничена полным удовлетворением потребности в оборудовании;

2 - создание запасов оборудования и запасных частей для обеспечения непрерывной работы предприятия и замены при выходе из строя некоторых видов машин, узлов и деталей.

Рис. 1. Соотношение предельной (МИ) и совокупной (ТИ) полезности

Для сокращения срока проведения ремонтов некоторые предприятия имеют «оборотный» фонд машин и оборудования. В этом случае время ремонта занимает лишь время демонтажа старой изношенной машины, монтажа и наладки новой машины.

При этом предельная полезность определяется отношением совокупной полезности к изменению потребляемого количества оборудования, АО:

Ми = А Ти / АО Каждый покупатель рассматривает свой выигрыш - соотношение предельной полезности с предельными издержками. Выигрыш покупателя представляет собой разницу между предельной полезностью и предельными издержками (ценой товара), что составляет предельный выигрыш (рис. 2).

Рис. 2. Предельный выигрыш потребителя (MU - P) в точке С

Графически совокупный потребительский выигрыш от приобретения оборудования представляет площадь треугольника АВС и достигает максимума в точке, где предельная полезность товара равна его цене Р. Полезность потребителя максимизируется в случае, когда:

MU = MC или MU = P

Где: МС - предельные издержки на единицу товара.

Превышение предельной полезности над предельными издержками служит основанием для принятия управленческих решений.

В статье рассматривается машиностроительная продукция, к которой нами отнесено технологическое оборудование, используемое в качестве орудий труда в перерабатывающих отраслях. К технологическому оборудованию (химическому, полимерному, нефтепромысловому, пищевому и др.) нами отнесены: механизмы, машины, агрегаты и линии, а также запасные части к ним.

Под механизмом в техническом плане понимают «систему тел, предназначенную для преобразования движения одного или нескольких тел в требованные движения других»1.

Машина - это устройство, выполняющее «механические движения с целью преобразования энергии, материалов или информации».2

Агрегат представляет собой «несколько машин, работающих в комплексе»3, выполняющих одну или несколько функций (операций) в производственном процессе.

Линия представляет собой сооружение из нескольких машин и/или агрегатов и вспомогательных устройств, выполняющих несколько функций в процессе преобразование энергии, материалов и информации, как правило, до готовых изделий/товаров.

Запасные части - это детали, узлы и механизмы, используемые вместо изношенных в процессе использования машин, агрегатов и линий в качестве технологического оборудования в перерабатывающих производствах.

Продукция машиностроения реализуется непосредственно заказчику, то есть канал распределения продукции един. В этой связи цена продукции машиностроения не содержит в себе наценок и прибыли торговых организаций.

Продавая свою продукцию, машиностроительное предприятие берет на себя обязательства по

1 Советский энциклопедический словарь.- М: Совет- 2 Там же, с. 784.

ская энциклопедический словарь, 1980. 1660 с. 3 Там же с. 20

обслуживанию этой продукции (сервис: шеф-монтаж и наладка, поставка запасных частей и ремонт оборудования с модернизацией). При этом покупатель приобретает оборудование более высокого по качеству и цене. Различные подходы к оценке качества продукции народного потребления и продукции машиностроения. При проведении оценки машиностроительной продукции термин «качество» применяется:

- для сравнения конкретной продукции с аналогичной по функциональному назначению («относительное качество»);

- при количественной статистической оценке («уровень качества»);

- при проведении точной технической оценки («мера качества»).

Рассматривая различные подходы к классификации продукции.

По его мнению, продукция может быть классифицирована следующим образом:

1.По сущности и вещественному содержанию:

а) материальная продукция (изделия) - продукция материальной сферы производства;

б) нематериальная (услуги, ценные бумаги) - результат деятельности человека в сфере услуг и на фондовом рынке. Услуги можно разделить на два вида: услуги населению и услуги промышленного характера.

2. По месту использования:

а) товары народного потребления;

б) товары промышленного назначения.

З.По длительности использования:

а) товары (услуги) одноразового потребления, в том числе оборотные фонды;

б) товары (услуги) многоразового использования, в том числе основные фонды.

Однако, по нашему мнению, автором данной классификации продукции и услуг не указан интеллектуальный вид продукции - научно-техническая продукция (изобретения и патенты, результаты проведенных НИР, техническая документация на опытные образцы и продукцию серийного производства и т.д.), как результат интеллектуальной деятельности, представляющий собой так называемый научный задел. От качества научно-технической продукции, которая должна включать и инновации, зависит каче-

ство машиностроительной продукции и ее научно-технический уровень.

В приведенной классификации машиностроительная продукция занимает свое место как результат материального производства, товар промышленного назначения многоразового использования.

В новых реалиях на первое место выходит борьба за потребителя как внутри страны, так и за ее пределами. Завоевать потребителя можно лишь продукцией высокого качества.

Интеграция в мировую экономику требует производства конкурентоспособной машиностроительной продукции. Возникли совершенно новые проблемы, такие как проблема поиска экономически возможных пределов повышения уровня качества машиностроительной продукции, проблема снижения издержек производства и сбыта продукции и др. Все эти проблемы требуют поиска новых путей их решения. При этом решение указанных проблем связано с разработкой инновационной стратегии.

Выбор стратегии является залогом успеха инновационной деятельности. Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя.

С целью гарантии успешной работы на рынке предприятию необходимо контактировать с потребителями, знать их потребности и, по возможности, полнее удовлетворять их, тогда будет решена основная задача машиностроительного предприятия - формирование серии производимой продукции [2].

Литература

1. Советский энциклопедический словарь.-М.: Советский энциклопедический словарь, 1980. 1660 с.

2. Жариков, Р.В. Формирование конкурентно-партнерских отношений на российском рынке /Р.В. Жариков // Организатор производства. М.: Изд-во «Экономика и финансы», - 2006. - №4(31). - С. 88-91.

® (+7)4752 51-18-87

Ключевые слова: машиностроительная продукция, предельная, совокупная и необходимая потребности, предельный выигрыш потребителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.