Научная статья на тему 'Управление отраслями реального сектора экономики в инновационной экономике (на примере машиностроения)'

Управление отраслями реального сектора экономики в инновационной экономике (на примере машиностроения) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАВЛЕНИЕ / ОТРАСЛЬ / ИННОВАЦИИ / МАШИНОСТРОЕНИЕ / АЛГОРИТМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жариков В. Д., Гусев С. А.

В статье предложена структура управления машиностроитель-ной отраслью министерство, а nтакже подотраслью, которых в машино-строении более пятидесяти, департаменты с информационным, научным, инновационным обеспечением. Продукцией машиностроения являются машины и оборудование (машины, агрегаты, линии, подающее и отборочное оборудование). Отрасль является крупным элементом в системе отечествен-ной экономики, включающей в себя ряд подотраслей, каждая из которых представляет собой научно-производственный комплекс с полным циклом создания и внедрения инноваций в новые технологии и новые конструкции. При этом защитой от конкурентов является патентование узлов или всей конструкции либо технологии ее производства. Формирование структуры подотрасли должно отвечать всем функциям, которые возлагаются на от-расль: институт информации (сбор, анализ, обработка и рассылка целевой информации), научно-исследовательский конструкторско-технологический институт (разработка новых технологий и конструкций машин и оборудо-вания), опытное производство (доводка и испытания новой машиностро-ительной продукции), заводы серийного производства (тиражирование новых технологий и новой техники). Необходимо учитывать, что состав выпускаемой продукции определяется технологическим процессом про-изводства продукции в отраслях-потребителях, использующих продукцию машиностроения (машины, агрегаты, линии) в качестве технологического оборудования, а также сложившейся специализацией на определенном машиностроительном предприятии. При этом министерство согласовывает специализацию соответствующей подотрасли таким образом, чтобы весь технологический процесс по производству соответствующей продукции в отраслях-потребителях обеспечивался выпуском продукции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление отраслями реального сектора экономики в инновационной экономике (на примере машиностроения)»

УДК 338

УПРАВЛЕНИЕ ОТРАСЛЯМИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ (НА ПРИМЕРЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ)

С.А. Гусев, В.Д. Жариков

Аннотация. В статье предложена структура управления машиностроительной отраслью - министерство, а птакже подотраслью, которых в машиностроении более пятидесяти, - департаменты с информационным, научным, инновационным обеспечением. Продукцией машиностроения являются машины и оборудование (машины, агрегаты, линии, подающее и отборочное оборудование). Отрасль является крупным элементом в системе отечественной экономики, включающей в себя ряд подотраслей, каждая из которых представляет собой научно-производственный комплекс с полным циклом создания и внедрения инноваций в новые технологии и новые конструкции. При этом защитой от конкурентов является патентование узлов или всей конструкции либо технологии ее производства. Формирование структуры подотрасли должно отвечать всем функциям, которые возлагаются на отрасль: институт информации (сбор, анализ, обработка и рассылка целевой информации), научно-исследовательский конструкторско-технологический институт (разработка новых технологий и конструкций машин и оборудования), опытное производство (доводка и испытания новой машиностроительной продукции), заводы серийного производства (тиражирование новых технологий и новой техники). Необходимо учитывать, что состав выпускаемой продукции определяется технологическим процессом производства продукции в отраслях-потребителях, использующих продукцию машиностроения (машины, агрегаты, линии) в качестве технологического оборудования, а также сложившейся специализацией на определенном машиностроительном предприятии. При этом министерство согласовывает специализацию соответствующей подотрасли таким образом, чтобы весь технологический процесс по производству соответствующей продукции в отраслях-потребителях обеспечивался выпуском продукции.

Ключевые слова: управление, отрасль, инновации, машиностроение, алгоритм.

MANAGEMENT OF REAL SECTOR OF ECONOMY

IN THE INNOVATION ECONOMY (FOR EXAMPLE ENGINEERING)

S.A. Gusev, V.D. Zharikov

Abstract. The article proposed management structure of the machine-building industry Ministry and sub-sector, of which more than 50 engineering - departmental information, research, innovative software. The engineering products are machines and equipment (machine, plant, line, feeding and packing equipment).

<j!b

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

The sector is an important element in the system of domestic economy, which includes a number of subsectors, each of which is a scientific-production complex with a full cycle of creation and innovation in new technologies and new designs. While protection is the patenting of nodes or the entire structure or technology of its production. The formation of the structure of the sub-sector must comply with all the roles in industry Institute of information (collection, analysis, processing and distribution of target information), research design-technological Institute (the development of new technologies and structures machinery and equipment), pilot production (debugging and testing of new engineering products), factories of mass production (replication of new technologies and new techniques). Note that the composition of products is determined by technological process of production in the sectors of consumers, used engineering products (machines, units, lines) as technological equipment, as well as the specialization in a particular engineering enterprise. The Ministry coordinates the specialization of the respective sub-sectors so that the entire technological process for the production of the respective goods industries, the consumers were provided with output.

Key words: management, industry, innovation, machine, algorithm.

Машиностроительный комплекс страны является производителем машин и оборудования, которые используются в различных отраслях добывающей и перерабатывающей промышленности в качестве технологического оборудования, от научно-технического уровня которого зависит качество производимой продукции в перерабатывающих отраслях. При этом качество и научно-технический уровень машиностроительной продукции обеспечивается стандартами [1], а также использованием новейших технологий и резервов повышения качества продукции [2]. Поэтому когда рассматривают отрасль, с которой может начаться возрождение российской экономики, то без преувеличения, такой отраслью можно назвать машиностроение, способное обеспечить формирование инновационной экономики в стране. При этом необходимо отметить, что в настоящее время станочный парк на машиностроительных предприятиях значительно изношен (износ составляет 70-80 %) и морально устарел (практически не обновлялся на протяжении 20-30 лет). В этой связи в первую очередь необходимо начать воспроизводство с развития станкостроения и инструменальной промышленности. Необходимо отметить отрадный факт, что руководство страны прониклось необходимостью развития станкостроения и инструментальной промышленности, о чем свидетельствует Распоряжение Правительства РФ от 15 марта 2016 г. «О развитии станкостроительной промышлен-

<4Ь

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

ности». Ранее было принято решение Правительства о развитии станкостроения и инструментальной промышленности - от 1 июля 2011 г. № 53 постановление Правительства РФ «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности на 2011-2016 годы». Однако финансовые возможности сдерживают развитие базовых отраслей промышленности, поэтому нет высоких темпов развития машиностроения [3, с. 59-65]. При этом большие объемы инвестиций в развитие автомобильной промышленности решают важную проблему - занятости населения, но не решают проблемы развития экономики страны: для этого необходимо пропорционально развивать все отрасли экономики и вернуться к отраслевому управлению экономикой страны.

В настоящее время управление российской экономикой копирует схему управления экономикой Германии, но нельзя сравнивать объемы нашей экономики с любой европейской страной - необходимо учитывать расстояния между поставщиками ресурсов, в частности, комплектующих изделий. Сегодня объемы ВВП России сравнимы с объемами ВВП основных экономик Европы, и даже ниже этого показателя - но это как раз и является результатом существующего управления. СССР в свое время занимал второе место по ВВП после США (65 %-70 % ВВП США). В России остался производственный потенциал от СССР в объеме 90 %, поэтому непростительно такое снижение ВВП. По некоторым видам оборудования Россия в значительной степени потеряла свои позиции. Например, по производству оборудования для переработки полимерных материалов (резины и пластмасс) институт-разработчик оборудования для переработки пластмасс и заводы, производящие оборудование для переработки резины и пластмасс, остались за пределами России, на Украине («Большевик» г. Киев, «Днепрополимермаш» г. Днепр, «Бахмачхим-маш» г. Бахмач Черниговской области). То есть в России нет института, разрабатывающего оборудование для переработки пластмасс.

То, что осталось в России, тоже говорит о невозможности возрождения этой подотрасли. Бывший Всесоюзный научно-исследовательский институт резинотехнического машиностроения (г. Тамбов) практически, прекратил все разработки и выживает за счет аренды помещений. От завода ПАО «Тамбовполимермаш» (г. Тамбов) остался один цех, а остальные отданы новыми владельцами под торговые площади. Оставшиеся машиностроительные предприятия

<4Ь

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ПАО «Завод имени Красина» г. Кострома, ПАО «Ярполимермаш», г. Ярославль, ПАО «Металист» г. Санкт-Петербург и ПАО «Кузполи-мермаш» г. Кузнецк Пензенской области) выживают за счет разовых заказов без надежды на развитие.

В этой связи необходимо кардинально изменить управление отраслями и подотраслями, взяв под контроль остатки предприятий. При этом дотации на развитие экономики из бюджетов всех уровней следует выделять органам управления, которых можно проконтролировать по их эффективному использованию. На рисунке 1 показан алгоритм управления отраслями отечественной экономики.

Исходя из выполняемых функций органов управления (индикативное планирование основных показателей: объемы инвестиций, разработки и внедрение инноваций, рост производительности труда, оплата и мотивация труда и др.), в их структуре должны быть соответствующие службы.

Возглавляет структуру управления экономикой страны Государственный Центр по прогнозированию и планированию, организации и контролю социально-экономического и пропорционального развития отраслей народного хозяйства. В структуре Государственного Центра имеются ведомства по каждому министерству, возглавляющие и отвечающие за развитие своего направления.

Министерства и ведомства согласуют свои научно-технические и социально-экономические прогнозы развития на ближайшие 10-15 лет (долгосрочные прогнозы) с обеспечением финансирования основных проектов с учетом венчурных фондов со своим ведомством в Государственном Центре. Среднесрочные прогнозы на каждые 5 лет и детализированные прогнозы на 2-3 года уточняются ежегодно с учетом создания и внедрения инноваций в производимую продукцию. На основе прогнозов потребности в оборудовании и установленной специализации определяется загрузка производственных мощностей по каждому машиностроительному предприятию.

Региональные и местные органы управления согласуют и способствуют выполнению планов отдельных кластеров, которые формируются в машиностроении в основном по отраслевому и сетевому принципу. При этом в структуру кластера включены НИИ и КБ, которые необходимо восстановить и укомплектовать кадрами. В свою очередь кластеры либо создают собственные, либо

<4Ь

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

Рисунок 1. Алгоритм отраслевого управления отечественной экономикой на примере машиностроения

<4Ь

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

заимствуют из государственного фонда инноваций патенты и внедряют их в создаваемые машины и оборудование.

Проведение НИОКР по созданию новых технологий и новой техники кластерами финансируется из венчурных фондов, которые создаются на федеральном, региональном и местном уровнях, а также внутри кластера. При финансировании из федерального венчурного фонда инновации поступают в государственный фонд инноваций, которые являются его собственностью и выдаются по заявкам кластеров. Такой же механизм действует на уровне региональных и местных уровнях управления. При этом всем создателям новой техники запрещается создавать и производить машины и оборудование без внедрения патентов. Это является обязательным условием финансирования НИОКР из венчурных фондов любого уровня. Внедрение патентов в новые разработки является основным условием формирования инновационной экономики и производства конкурентоспособной продукции на внутреннем и мировом рынках.

Особое место в экономических отношениях в инновационной экономике занимает отношение к природным ресурсам, которые, по нашему мнению, должны быть монополизированы. Принадлежность природных ресурсов государству обеспечит безинфляционную ценовую политику, которая позволит регулировать цены на природные ресурсы, что даст возможность, в свою очередь, обеспечивать устойчивые цены на продукцию машиностроения и других отраслей народного хозяйства. Не сдерживание цен на кредиты, а развитие экономики - вот основная цель Правительства. Стабилизация цен на ресурсы будет способствовать устойчивому уровню цен на продукцию и развитию всех субъектов экономики. В этом случае будет обеспечиваться рост рабочих мест, рост доходов населения, соответственно, рост покупательной способности населения, что в свою очередь обеспечит рост экономики и одного из ее показателей - ВВП.

Необходимо отметить важность развития малого бизнеса производственного назначения. Опыт работы в машиностроении показал, что малый бизнес может эффективно работать, как правило, в связке с крупными предприятиями. Малые предприятия должны быть встроены в структуру отраслевых или сетевых кластеров. При этом малые предприятия, имеющие определенную специализацию (производство оснастки, инструмента, тары, деталей из пластмасс

cjb

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

и др.), будут иметь постоянные заказы и сбыт своей продукции, а если понадобится помощь в услугах промышленного характера, то они всегда могут получить ее от головного предприятия.

Таким образом, формирование кластерной структуры научно-производственных объединений и возрождение отраслевой структуры управления позволит возродить отечественное машиностроение и другие отрасли инновационной экономики, что даст возможность производить продукцию на основе патентов и обеспечивать ее конкурентоспособность на рынке.

Библиографический список

1. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования. М., 2009.

2. Жариков В.В. Повышение качества машиностроительной продукции: методы, резервы и механизмы: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Тамбов, 2006.

3. Жариков Р. В. Концепция формирования и поддержания качества машиностроительной продукции // Организатор производства. М., 2010. № 2 (45).

B.Д. Жариков

доктор экономических наук, профессор профессор кафедры менеджмента

Тамбовского государственного технического университета E-mail: [email protected]

C.А. Гусев

доктор экономических наук, доцент заведующий кафедрой экономики и управления Московского финансово-юридического университета МФЮА E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.