Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
DOI 10.47643/1815-1337_2021_8_26
РАЗВИТИЕ РУССКОЙ ПРАВОВОЙ ИДЕОЛОГИИ В X-XVII ВЕКАХ DEVELOPMENT OF RUSSIAN LEGAL IDEOLOGY IN THE X-XVII CENTURIES
МИРОНОВ Василий Олегович,
доктор юридических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, профессор кафедры «Государственное право и управление таможенной деятельностью»
Юридического института им. М.М. Сперанского Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. 600005, Россия, Владимирская обл., г. Владимир, ул. Студенческая, 8. E-mail: mironov-vo@yandex.ru;
ЗИН Наталья Васильевна,
кандидат исторических наук, доцент, магистр права, доцент кафедры теории и истории государства и права Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 600017, Россия, Владимирская обл., г. Владимир, ул. Горького, 59а. E-mail: zinnataly@yandex.ru;
MIRONOV Vasily Olegovich,
Doctor of Law, Professor, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation, Professor of the Department of State Law and Customs Management
M.M. Speransky Law Institute of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletov. 8 Studentskaya str., Vladimir, Vladimir region, 600005, Russia. E-mail: mironov-vo@yandex.ru ;
ZIN Natalia Vasilyevna,
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Master of Law, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law of the Vladimir Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. 59a Gorky str., Vladimir, Vladimir region, 600017, Russia. E-mail: zinnataly@yandex.ru
Краткая аннотация: статья посвящена анализу развития правовой идеологии на Руси в период с X по XVII в.
Abstract: The article is devoted to the analysis of the development of legal thought in Russia in the period from X to XVII centuries.
Ключевые слова: право, идеология, государство, власть, законодательство, правосудие, реформы.
Keywords: law, ideology, state, power, legislation, justice, reforms.
Дата направления статьи в редакцию: 17.05.2021
Дата публикации статьи: 31.08.2021
Идеология в сфере права на Руси формировалась в процессе развития Российского государства, выражая местную его специфику в развитии и содержании правовой мысли. Становление правовых взглядов происходило под влиянием традиций Византии и ее православной культуры. Большую роль также играла религия, в значительной мере определявшая содержание правовой мысли, что было обусловлено положением церкви как объединяющей общество структуры. Кроме того, достаточно суровый климат не способствовал становлению устойчивой древнерусской государственности, как и трехсотлетнее татаро-монгольское иго вкупе с агрессией с Запада [1].
Правовая мысль на Руси выражалась в сказаниях, иных мифологических формах. До собственно правовых теорий дело сначала не доходило. Первый известный свод древнерусского права появился при Ярославе Мудром под названием «Русская Правда». Он положил начало русскому письменному законодательству, будучи основанным на старых обычаях [2]. Формирование Русского государства происходило в отсутствие рабовладельческих отношений, а становление буржуазного строя началось позднее по сравнению с Европой. Поэтому периодизация российской правовой мысли отлична от западноевропейской. Соответственно, допетровское общество X-XVII вв. принято считать древнерусским периодом, а Европа X в. - это раннее средневековье.
Тем не менее, в Древней Руси постепенно сформировалась правовая идеология сравнимая с доктринами Западной Европы, в ней возникали правовые идеи и структуры, подобные западноевропейским [3], проявлялось стремление утвердить в сознании общества законность происхождения государства и власти правящей верхушки. В центре внимания находилось регулирование отношений между светской и духовной властями, вопросы внешней политики. В правовых памятниках того времени использовались понятия «закон», «правда», «истина», «благодать» и т.п., что может свидетельствовать о некоторых тогдашних успехах в развитии правовой мысли [4]. Юридическим понятиям того времени присущи свои особенности. Например, понятием «закон» определяли формы проявления божественной воли. Под «правдой» имели ввиду установленные властью нормы.
Первым трудом в истории русской правовой мысли считают «Слово о законе и благодати», созданное митрополитом Киевским и всея Руси Илларионом в 1037-1050 гг., в котором было заявлено о политической и религиозной независимости Киевского княжества от других государств, включая Византию, обращено внимание на международное значение Древнерусского государства, законность княжеской власти в Киеве и ее главенства над другими русскими княжествами [5].
Еще одним источником русской правовой мысли стали труды Владимира Мономаха, затронувшего обширный пласт юридических вопросов: полномочия Великого князя и его правовую ответственность за их реализацию, принципы реализации правосудия, отношения государства и церкви, юридическое положение последней. Наиболее полно его правовые взгляды отражены в «Поучении Владимира Мономаха» [6].
Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
В дальнейшем в условиях феодальной раздробленности на Руси в литературе условно правового толка раздавались призывы к ее единству, укреплению великокняжеской власти. Так, в «Слове о полку Игореве», присутствуют призывы к русским прекратить междоусобицы и объединиться для защиты родины, обеспечения мирной жизни [7]. С перемещением центра русской политической и правовой жизни из Киева во Владимиро-Суздальское княжество там появилось такое произведение как «Моление» Даниила Заточника, написанное в 1213-1236 гг., в котором автор, в частности, наметил пути укрепления княжеской власти для преодоления внутренних раздоров и обороны от внешнего нашествия [8].
Объединение русских земель вокруг Москвы определило дальнейшее развитие правовой идеологии, включая законность царской власти и форму ее организации, а также правовые нормы, которыми верховной власти следовало руководствоваться, и др. Концепции, содержавшие направления правовой мысли периода Московского царства как единого государства содержали идеи его богоизбранности, самодержавия, ти-раноборчества, владыческих прав церкви, служивых людей и т.д.
Вероятный автор концепции «Москва - Третий Рим» Филофей Псковский продвигал идею особой роли России в мире как истинного центра христианства, обращал внимание на законность царской власти и ее полномочий. Он считал, что осуществлять свои полномочия царь обязан в соответствии с законом («правдой»), проявляя заботу о подданных, наказывая творящих зло и содержа царство в страхе Божьем [9]. Концепция «Москва - Третий Рим» стала частью русского правосознания, получив достаточно широкое признание.
Иван IV Васильевич продолжил отстаивать царское единовластие, упирая на надзаконность положения царя, не ограниченного никакими законами, который нес ответственность лишь перед Богом. Правовые взгляды Ивана IV были направлены на утверждение правомерности царской власти в форме сословно-представительной монархии. Принятый в 1550 г. Судебник Ивана IV стал первым в русской истории нормативным актом, провозглашенным единственным источником права. В нем усматривается общегосударственная нацеленность, выразившаяся, в частности, в отмене привилегий удельных князей, укреплении роли центральных государственных и судебных органов, дальнейшем формировании централизованного Русского государства [10].
Политико-правовые взгляды А.М. Курбского, первоначально приближенного Ивана IV, а впоследствии его оппонента, были направлены на ограничение царской власти, разделение ее с боярами. Предпочтительной формой организации власти он считал сословно-представительную монархию, полагая, что нет государства, как такового, если в нем не действуют законы, не соблюдаются обычаи, нет правосудия, а закон не следует воспринимать как право, если он не соответствует критериям справедливости [11]. Идеи А.М. Курбского способствовали дальнейшему развитию русской правовой мысли.
Планы государственных преобразований Ивану IV предлагал также И.С. Пересветов, полагавший, что следует потеснить боярство и передать часть их прав людям служивым, проявившим себя на государственной и воинской службе. Он также считал необходимым для борьбы с беззаконием отобрать функции суда у наместников и передать их назначаемым центральной властью судьям. Многие его предложения были реализованы в ходе реформ, осуществленных Иваном IV [12].
Нил Сорский (Н. Майков), известный нестяжательскими взглядами автор «Устава скитской жизни», «Предания Нила пустынника своим ученикам» утверждал, что деятельность церкви должна быть ограничена духовной сферой с ориентацией на помощь человеку. Он проявил себя как сторонник аскетизма, духовного подвижничества, нравственного усовершенствования, свободы воли человека [13]. Последователи Нила Сорского Максим Грек (М. Триволис) и др. выдвинули идею о разграничении полномочий властей и путях их реализации, ставшую одним из источников правовой мысли того времени [14].
Иосифлянин («стяжатель») Иосиф Волоцкий (И. Санин) среди правовых проблем основное внимание в книге «Просветитель» и иных трудах уделил верховной власти, ее положению и методам осуществления. Признав верховенство царской власти над всеми другими, он утверждал, что власть царю дана Богом, допуская при этом право подданных на сопротивление власти царя. Его взгляды оказали заметное влияние на развитие правовой мысли и русской государственности [15].
Заметным выразителем правовых взглядов первой половины XVII в. стал И.С. Тимофеев, уделивший основное внимание вопросам происхождения власти, ее сущности, форм и методов реализации. Лучшей формой организации власти в государстве он считал сословно-представительную монархию. Его характеристика политических режимов, критика тиранического правления, основанного на произволе и насилии, постановка вопроса об ответственности народа и его представителей за судьбу страны в значительной мере определили развитие правовой мысли того времени [16].
Одним из идеологов абсолютизма в России стал Симеон Полоцкий (С.Г. Петровский-Ситнианович), считавший Бога и царя равными величинами, признававший тождественными царя и государство, автор книг «Жезл правления», «Обед душевный», «Венец веры» и др. [17].
Определенный вклад в развитие правовых идей во второй половине XVII в. внес и Юрий Крижанич (иыга] Кпйашс). В своем труде «Политика» он наметил необходимые для России преобразования, дал прогноз ее дальнейшего развития, учтя имевшийся опыт государственно-правового строительства того периода. Крижанич изучал вопросы происхождения государства, рассматривал его задачи и цели, полагая при этом, что сущность верховной 21власти является божественной. Он считал неограниченную наследственную монархию лучшим способом правления при наличии гарантий предотвращения тирании. Крижанич предлагал создать в России коллегиальные суды, которые принимали бы решения по делам большинством голосов выборных судей [18]. Однако, как метко подчеркнул в связи с этим С.М. Соловьев, «ученый серб пришел не вовремя: незванного учителя сослали в Сибирь» [19].
Для подготовки проекта первого печатного свода законов Русского царства - Соборного уложения была создана комиссия во главе с Н.И. Одоевским. Приняли его в 1649 г. Действовало Уложение почти двести лет - до 1 января 1832 г. В нем обобщены основные направления
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2021. № 8(200)
развития русского права в XV-XVII вв., систематизировано отечественное законодательство по отраслям права, закреплены институты зарождавшегося российского абсолютизма. Соборное уложение стало доступным для достаточно широкого по тем временам круга обученных грамоте лиц, с которого после этого стало можно требовать знания закона [20].
В тот же период времени А.Л. Ордин-Нащекин, ратовавший за установление добрых отношений с соседними государствами и заимствование западноевропейского опыта, предложил внедрить в России экономику на основе внешней торговли и накопления капиталов внутри страны. Подготовленный под его руководством Новоторговый устав, принятый в 1667 г., регулировал как внешнюю, так и внутреннюю торговлю [21].
Укреплению российского государственного строя, самодержавной власти царя способствовали также ослабление позиций церкви и боярской аристократии, возрастание роли поместного дворянства, рост значения городов в политической и экономической жизни страны [22].
В завершение приведем слова С.М. Соловьева, который, оценивая развитие страны за тот период времени, написал следующее: «Многое переменилось в государственном строю России с X до XVII века, от времен... князя Владимира до времен... царя Алексея Михайловича... Но поворот общества на новую дорогу, столь слышный в XVII веке. главным образом сказывался в том, что сознана была необходимость учиться. Понятно, что. прежде всего нуждались в книгах во дворце. » [23].
Библиогра фия:
1. Соловьев С.М. Об истории Древней России. М., 1992. С. 11.
2. Краткая всемирная история. Книга первая. М., 1966. С. 173.
3. Чистяков О.И. Избранные труды. М., 2008. С. 98.
4. Краткая история СССР. Ч. 1. Л., 1972. С. 31.
5. Краткая всемирная история. Книга первая. С. 179.
6. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 1-4. Калуга, 1993. С. 205.
7. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 1-4. Калуга, 1993. С. 312.
8. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. М., 1999. С. 50.
9. Краткая история СССР. Ч. 1. С. 122.
10. Соловьев С.М. Об истории Древней России. С. 262.
11. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 9-12. Калуга, 1993. С. 26, 122, 194.
12. Краткая история СССР. Ч. 1. С. 124.
13. Популярная энциклопедия. Т. 16. М., 2009. С. 96.
14. Толково-энциклопедический словарь. СПб., 2006. С. 1002.
15. Советский энциклопедический словарь. М., 1985. С. 501.
16. Новая Российская энциклопедия. Т. 1. М., 2003. С. 227.
17. Краткая история СССР. Ч. 1. С. 160.
18. Соловьев С.М. Об истории Древней России. С. 522.
19. Соловьев С.М. Об истории Древней России. С. 525.
20. Чистяков О.И. Избранные труды. С. 94.
21. Соловьев С.М. Об истории Древней России. С. 487, 496.
22. Новая Российская энциклопедия. Т. 1. С. 221.
23. Соловьев С.М. Об истории Древней России. С. 517, 519.
References (transliterated):
1. Solov'ev S.M. Ob istorii Drevnej Rossii. M., 1992. S. 11.
2. Kratkaya vsemirnaya istoriya. Kniga pervaya. M., 1966. S. 173.
3. CHistyakov O.I. Izbrannye trudy. M., 2008. S. 98.
4. Kratkaya istoriya SSSR. CH. 1. L., 1972. S. 31.
5. Kratkaya vsemirnaya istoriya. Kniga pervaya. S. 179.
6. Karamzin N.M. Istoriya gosudarstva Rossijskogo. T. 1-4. Kaluga, 1993. S. 205.
7. Karamzin N.M. Istoriya gosudarstva Rossijskogo. T. 1-4. Kaluga, 1993. S. 312.
8. Orlov A.S., Georgiev V.A., Georgieva N.G., Sivohina T.A. Istoriya Rossii. M., 1999. S. 50.
9. Kratkaya istoriya SSSR. CH. 1. S. 122.
10. Solov'ev S.M. Ob istorii Drevnej Rossii. S. 262.
11. Karamzin N.M. Istoriya gosudarstva Rossijskogo. T. 9-12. Kaluga, 1993. S. 26, 122, 194.
12. Kratkaya istoriya SSSR. CH. 1. S. 124.
13. Populyarnaya enciklopediya. T. 16. M., 2009. S. 96.
14. Tolkovo-enciklopedicheskij slovar'. SPb., 2006. S. 1002.
15. Sovetskij enciklopedicheskij slovar'. M., 1985. S. 501.
16. Novaya Rossijskaya enciklopediya. T. 1. M., 2003. S. 227.
17. Kratkaya istoriya SSSR. CH. 1. S. 160.
18. Solov'ev S.M. Ob istorii Drevnej Rossii. S. 522.
19. Solov'ev S.M. Ob istorii Drevnej Rossii. S. 525.
20. CHistyakov O.I. Izbrannye trudy. S. 94.
21. Solov'ev S.M. Ob istorii Drevnej Rossii. S. 487, 496.
22. Novaya Rossijskaya enciklopediya. T. 1. S. 221.
23. Solov'ev S.M. Ob istorii Drevnej Rossii. S. 517, 519.