Научная статья на тему 'Западное влияние в России xvii – начала XVIII вв. : к истории парика'

Западное влияние в России xvii – начала XVIII вв. : к истории парика Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
594
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
парик / история моды / новое время / Московское царство. / wig / history of fashion / modern history / Tsardom of Muscovy

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Богатырёв Арсений Владимирович

Впервые в рамках отдельного исследования автор стремится выяснить, как и когда возник интерес россиян к парику – одному из символов «просвещенной» цивилизации Запада. Изучение историографии обнаруживает недостаточную проработанность истории предмета, который продолжают почитать лишь за модное дополнение в российском гардеробе конца XVII–XVIII вв. На самом деле о париках, называвшихся «накладными волосами», царь и его приближенные услышали в 40-х гг. XVII столетия. Вновь появляясь в документе 1655 г., парик находит применение (1670е гг.) как часть театрального грима. Наконец, с 1680–1690-х гг. источники заставляют предполагать его эпизодическое использование уже по прямому назначению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WESTERN INFLUENCE IN RUSSIA OF THE 17th – EARLY 18th CENTURIES: TO THE HISTORY OF WIGS

For the first time as an aim of a separate study, the author tries to find out when and how the Russians took interest in a wig, one of the symbols of the “enlightened” western civilization. The study of historiography reveals the insufficient development of the subject, which continues to be treated as a fashionable addition in the Russian wardrobe of the end of the XVII–XVIII centuries. In fact, the earliest mention of wigs in our country, called “false hair”, dates back to the forties of the 17th century. Appearing again in a document in 1655, the wig in seventies was already used in Russia as part of a theatrical makeup . Finally, from 1680–1690 according to the sources a wig is use for intended purpose.

Текст научной работы на тему «Западное влияние в России xvii – начала XVIII вв. : к истории парика»

ВОПРОСЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

УДК 391.5

ЗАПАДНОЕ ВЛИЯНИЕ В РОССИИ XVII - НАЧАЛА XVIII ВВ.: К ИСТОРИИ ПАРИКА

А.В. Богатырёв

Впервые в рамках отдельного исследования автор стремится выяснить, как и когда возник интерес россиян к парику - одному из символов «просвещенной» цивилизации Запада. Изучение историографии обнаруживает недостаточную проработанность истории предмета, который продолжают почитать лишь за модное дополнение в российском гардеробе конца XVII-XVIII вв. На самом деле о париках, называвшихся «накладными волосами», царь и его приближенные услышали в 40-х гг. XVII столетия. Вновь появляясь в документе 1655 г., парик находит применение (1670-е гг.) как часть театрального грима. Наконец, с 1680-1690-х гг. источники заставляют предполагать его эпизодическое использование уже по прямому назначению.

Ключевые слова: парик, история моды, новое время, Московское царство.

WESTERN INFLUENCE IN RUSSIA OF THE 17th - EARLY 18th CENTURIES:

TO THE HISTORY OF WIGS

A.V. Bogatyrev

For the first time as an aim of a separate study, the author tries to find out when and how the Russians took interest in a wig, one of the symbols of the "enlightened" western civilization. The study of historiography reveals the insufficient development of the subject, which continues to be treated as a fashionable addition in the Russian wardrobe of the end of the XVII-XVIII centuries. In fact, the earliest mention of wigs in our country, called "false hair", dates back to the forties of the 17th century. Appearing again in a document in 1655, the wig in seventies was already used in Russia as part of a theatrical makeup . Finally, from 1680-1690 according to the sources a wig is use for intended purpose.

Key words: wig, history of fashion, modern history, Tsardom of Muscovy.

Практически все, что ассоциируется с Петром I Великим, его реформаторской активностью, еще долго не потеряет своей актуальности в равной степени и для российских, и для зарубежных дея-

телей науки. Так повелось, что многие явления западной культуры, утвердившиеся в российской традиции, присовокупляют к победам самодержавного Петра I. «Новомодные» веяния, разного

рода новшества, западноевропейские элементы в одежде, быту, повседневности - все это почитается за плод трудов Петра Алексеевича. К этому же Петровскому «древу» причисляется и реформа костюма, в ходе которой внешний вид вельможных «московитов» значительно изменился, дополнился западными приобретениями.

Заметной деталью «вестернизации» стал парик, изначальный путь которого в России реконструировать довольно непросто. Тем не менее, постараемся сделать это в рамках данной работы, что и определит ее научную новизну. Целью нашего исследования станет попытка проследить истоки моды на парики в российской традиции, поставив следующие задачи: 1. Выяснить, какой опыт уже накоплен в историографии на этом направлении. 2. Уточнить термины и понятия, связанные с парикмахерским делом и париком в частности. 3. Восстановить, насколько позволяют источники, хронологию проникновения знаний о парике и самого волосяного «украшения» в Россию.

Если говорить в целом, парики имеют за собой богатое прошлое, были известны египтянам, в античное время знакомы грекам и римлянам, находили у древних ритуальное применение. Средневековье принесло парикам забвение, в Новое время нечто похожее появилось у королевы Елизаветы I Английской [7], наконец, мода на них вернулась в 1624 г. благодаря французскому королю Людовику XIII, рано потерявшему свою ше-

велюру. С этого момента парик постепенно завоевывает все большую популярность [27, с. 139-140].

Перейдем к ситуации в России. Согласно распространенному мнению (укоренившемуся, в том числе, в научной и научно-популярной литературе), первые сведения об этом «аксессуаре», его «явление» регистрируются исключительно в самом конце XVII и начале XVIII столетия. Писатель М.Н. Загоскин описывал разговор двух россиян той поры, в котором парики были причислены не иначе как к «новинкам» [11, с. 22]. Будто подтверждают это Д.Л. Мордовцев и С.М. Соловьев, которые приводили высказывание конца XVII столетия, что «бусурманское житье в Москве стало», парики «завели» [14, с. 7; 26, с. 31]. «Но особенное внимание щеголей было направлено на головную уборку: завивание волос, пудру и парики...» [19, с. 8], - писал знаток старомосковского быта М.И. Пыляев о «екатерининских» временах. Также и в работах Ю.С. Рябцева (см., например: [21, с. 149]) парик - примета лишь «галантного века», без каких-либо пояснений о его более ранней судьбе. Довольно поздним явлением почитает накладки Р.М. Кирсанова [12, с. 36], связывает парик с Петром и Н.Ю. Резанова [20, с. 58, 59 и др.], к XVIII в. относит данное волосяное «дополнение» Л.И. Бердников [4, с. 140].

Не видим сдвигов в ситуации и в новейших изданиях [15, с. 111]. Е.В. Алексеева, затрагивая тему влияния Запада, лишь обмолвилась - парик у нас стали носить «после 1700 г.» [1, с. 182]. Это

мнение уже высказывалось [3, с. 189], хотя еще В.О. Ключевский замечал, что парики Петр Алексеевич начал насаждать с 1698 г., когда вернулся в Москву из-за вестей «о новом стрелецком мятеже» [13, с. 851]. В самом деле, обратившись к указам 1700 г., касавшимся нововведений в моде, мы не увидим здесь слов о париках, лишь повеление «носить платья, венгерские кафтаны» [18, с. 1].

Верно, как более-менее массовое явление мода на парики пришла под жесткой рукой Петра. Немалая часть сообщений о париках отсылает нас к делам внешней политики, к зарубежным поездкам отдельных россиян. Вот, к примеру, до 1700 г. некие «накладные волосы» упоминал в своих путевых заметках П.А. Толстой [29, с. 53, 104, 146]. О заграничных нравах он писал следующее: «Головы, и бороды, и усы бреют и носят волосы накладные, великие и зело нарядные...» [29, с. 53]. Отмечал путешественник и места продажи диковин [29, с. 104], дивясь традиции неаполитанцев надевать «волосы накладные, короткие, особою модою.» [29, с. 146].

В данном случае, однако, нужно разобраться с терминологией - что же все-таки подразумевали под понятием «накладные волосы», было ли это в то время обозначением именно парика. Само слово «парик» фиксируется с начала XVIII в. как заимствованное [2], в Словаре русского языка XVIII в. его употребление помечают 1705-1708 гг. [25]. Как же тогда именовали «дополнение» к ко-

стюму раньше? Ответ подсказывает тот же Словарь русского языка XVIII в., в котором значатся «накладные волосы» с пояснением - «парик, ненатуральные волосы» [25].

Продолжим: вышеуказанные

«накладные волосы» не единожды попадаются в материалах о русско-австрийских отношениях 1691 г. [17, стб. 879, 887, 889, 915], что, естественно, подводит к мысли о знакомстве с ними части представителей дворцового «круга» и служителей Посольского приказа. Дипломату императора Леопольда I («Ягану», Иоганну Курцу) обещали возмещение «за взятое у него немецкое платье и накладные волосы» [17, стб. 880]. В дальнейшем с немцами (австрийцами) будет связан еще один важный «поворот» в истории парика.

Несколько документов о париках принесло нам регентство царевны Софьи (1682-1689 гг.). П.Б. Возницын (находившийся на дипломатической службе в Речи Посполитой) называл «власы накладные» при описании церемонии въезда Яна III Собеского в Вильно в 1688 г. [5, с. 229]. Производилась покупка париков, о чем имеется запись в «Книге расходной великаго государя. Петра Алексеевича.» 1683 г. [22, с. 256], где указано, что Т.Н. Стрешнев приобрел «двои накладные волосы». Есть здесь и цена, которую выплатили за образцы парикмахерского искусства - «пять рублей с полтиною». Именно к периоду Софьи относят начало использования париков придворными

«модниками», подобно князю В.В. Голицыну [6, с. 86].

При этом отмечая парики в гардеробах А.В. и В.В. Голицыных, а также припоминая «филиппику» патриарха Адриана против этой моды (православный иерарх гневался, что западнически настроенные россияне «украшали себе женовидными власы плетеными и чуждими и накладными, и инако многоу-хмуренными...» [10, с. 573]), С.М. Шамин раскрывает еще более раннее указание на знакомство некоторых «московитов» с париками, восходящее к 1680 г. [31, с. 35], к царствованию царя Федора III Алексеевича.

Выясняется, между тем, что о париках знали уже при отце Федора III, Алексее Михайловиче. Дают повод об этом говорить неопубликованные материалы из Российского государственного архива древних актов (РГАДА) нашего резидента в Речи Посполитой (1674-1677 гг.) Василия Тяпкина. «Накладные волосы» привлекли его в облике покойного польского короля Михаила Вишневецко-го, когда резидент описывал в 1674 г. подготовленное к похоронам тело монарха [РГАДА, ф. 79, д. 161, л. 150], действительно носившего парик [33, s. 61].

И, тем не менее, любопытство к парикам начали проявлять у нас чуть раньше. Об этом, в частности, писала Искра Шварц, ссылаясь на эпизод 1655 г. с представителями австрийского посольства [32, с. 172]. «И у них в хоро-мех был молод человек, а сказывал де им, что он великия государыни царицы

и великия княгини Марьи Ильиничны стольник... А спрашивал де он у них продажных товаров; и они де ему товаров не дали, а дали де ему в почесть накладные немецкие волосы.», - значится в источнике [16, стб. 366]. Это самое раннее свидетельство о парике в России из тех, что удалось обнаружить. Уточнение «немецкие» может относиться как к цвету волос (блонд), так и к месту их изготовления. Действительно, светлые немецкие волосы достаточно высоко ценились [20]. Весьма образно традицию закупать кудри именно немецкого происхождения обыграл А.Н. Толстой в романе «Петр Первый», где одному из персонажей «уж очень чудно казалось., что государю в немецкой слободе от немок покупают волосы...» [28, с. 111].

Хотя Шварц совершенно справедливо подчеркнула, что моды на парики тогда еще не сформировалось и, следовательно, использовать их не умели, при Алексее Михайловиче им нашли применение. Подсказку подбрасывают историки театра, чьи свидетельства до этого игнорировались исследователями моды и, конкретно, истории парика: в 1676 г. среди реквизита спектаклей С. Чижин-ского «Комедия о Давиде с Галиадом» и «Комедия о Бахусе с Венусом» [9, с. 10; 23, с. 117] появляются те самые «накладные волосы». А в 1691 г. находим запись о приобретении парика для «Потешного дворца» [17, стб. 890], связанного с организацией как раз театральных увеселений.

Быть может, впервые о париках высшие слои Российского государства прознали из подборок иностранной прессы 40-х гг. XVII в.: «А курфюрст Бранденбур-ской и с ним полковник Бурсдорф и несколько за ними слуг. были в то время, как королеву приняли, втай в накладных волосах для посмотрен<и>я, чтоб их не узнали.» (1646 г.) [8, с. 63]. Упомянутый пример указан в Словаре русского языка XI—XVII вв., но остался незамеченным, ибо был использован как иллюстрация к слову, имеющему отдаленное отношение к парикмахерскому делу - «посмот-рение» [24, с. 198-199]. Из отрывка становится понятно, как обращаться с «волосами», с помощью которых изменяли внешность. Подобная информационная «выборка» составлялась для царя и Боярской думы, зачитывалась им (среди слушателей был вышеназванный Алексей Михайлович) [30, с. 3-4], что дает надежду: «накладные волосы» могли

засесть в памяти кого-то из высших кругов, вызвать чей-то интерес.

Итак, парики, вносившие коррективы в облик наиболее «прогрессивных» россиян и прежде называвшиеся в России «накладными волосами», уже давно привлекают внимание исследователей российской культуры, всецело относящих их к итогам реформаторских лет Петра Алексеевича. И только сравнительно недавно этот взгляд был поколеблен, когда появилась информация о париках времен Федора III. Однако мы знаем: есть свидетельство ношения таких «волос» еще при Алексее Михайловиче. Первые же вести о париках проникли вместе с ростом популярности этого «украшения» в Европе (который наблюдаем с 1643 г.), а сам образец продукции оказался у нас даже прежде, чем была создана Гильдия постижеров (1665 г.) [27, с. 140], предназначенная для экспорта «волосяного» товара.

Список литературы

1. Алексеева Е.В. Европейская культура в имперской России: проникновение, распространение, синтез / Е.В. Алексеева. - Екатеринбург: УрГИ, 2006. - 254 с.

2. Багриновский Г.Ю. Краткий этимологический словарь [Электронный ресурс] / Г.Ю. Багри-новский. - М.: КоЛибри, 2018. - 672 с. URL: https://books.google.ru/books?isbn=5389152840 (дата обращения: 22.11.2018).

3. Балязин В.Н. Неофициальная история России / В.Н. Балязин. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. - 608 с.

4. Бердников Л.И. Щеголи и вертопрахи: герои русского галантного века / Л.И. Бердников. -М.: Луч, 2008. - 384 с.

5. Богатырёв А.В. Триумфальные арки по случаю въезда Яна III Собеского в Вильно / А.В. Богатырёв // Славянский альманах. 2017. - Вып. 1-2. - С. 227-236.

6. Бусева-Давыдова И.Л. Культура и искусство в эпоху перемен: Россия XVII столетия / И.Л. Бу-сева-Давыдова. - М.: Индрик, 2008. - 364 с.

7. Васильев А.А. Судьбы моды [Электронный ресурс] / А.А. Васильев. - М.: Альпина нон-фикшн, 2009. - 464 с. URL: https://books.google.ru/books?isbn=5961445844 (дата обращения: 22.11.2018).

8. Вести-Куранты. 1645-1646, 1648 гг. / изд. подгот. Н.И. Тарабасова, В.Г. Демьянов; под ред. С.И. Коткова. - М.: Наука, 1980. - 408 с.

9. Давыдова М.В. Очерки истории русского театрально-декорационного искусства XVIII-XX вв. / М.В. Давыдова. - М.: Наука, 1974. - 187 с.

10.Жмакин В.И. Митрополит Даниил и его сочинения / В.И. Жмакин. - М.: Изд-во Имп. об-ва истории и древностей российских при Моск. ун-те, 1881. - 890 с.

11.Загоскин М.Н. Русские в начале осьмнадцатого столетия / М.Н. Загоскин // Собрание сочинений: в 12-ти т. - СПб.; М.: М.О. Вольф, 1901. - Т. 3. - 288 с.

12.Кирсанова Р.М. Русский костюм и быт XVIII-XIX вв. / Р.М. Кирсанова. - М.: Слово/Slovo, 2002.

- 224 с.

13.Ключевский В.О. Курс русской истории / В.О. Ключевский. - М.: Яуза-пресс, 2018. - 1152 с.

14.Мордовцев Д.Л. Русские женщины нового времени: в 3-х т./ Д.Л. Мордовцев. - СПб.: А. Черкесов и Ко, 1874. - Т. 1 [Женщины первой половины XVIII в.]. - XVI, 367 с.

15.Остроумова Е.Б. Макияж / Е.Б. Остроумова. - М.: Юрайт, 2018. - 180 с.

16.Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными: в 10 т.

- СПб.: II Отд-ние собств. Е.И.В. канцелярии, 1854. - Т. 3. - 1248 стб.

17.Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными: в 10 т.

- СПб.: II Отд-ние собств. Е.И.В. канцелярии, 1864. Т. 7. - 764 с.

18.Полное собрание законов Российской империи: в 45 т. - СПб.: II Отд-ние собств. Е.И.В. канцелярии, 1830. - Т. 4. - 890 с.

19.Пыляев М.И. Старая Москва. Избранные рассказы из былой жизни первопрестольной столицы / М.И. Пыляев. - М.: Олма Медиа Групп, 2014. - 304 с.

20.Резанова Н.Ю. Локон жгучий, локон черный. История женских причесок / Н.Ю. Резанова. -Киев: Факт, 2005. - 152 с.

21.Рябцев Ю.С. История русской культуры: художественная жизнь и быт XVIII-XIX вв. / Ю.С. Рябцев. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 430, [1] с.

22.Сборник выписок из архивных бумаг о Петре Великом: в 2 т. - М.: Университетская тип., 1872. - Т. 1. - VII, 421 с.

23.Словарь русского языка XI-XVII вв. - М.: Наука, 1983. - Вып. 10 (Н-наятися). - 325 с.

24.Словарь русского языка XI-XVII вв. - М.: Наука, 1991. - Вып. 17 (Помаранецъ-Потишати). -296 с.

25. Словарь русского языка XVIII в. [Электронный ресурс]. URL: http://feb-web.ru/feb/sl18/slov-abc/ (дата обращения: 22.11.2018).

26. Соловьев С.М. История России с древнейших времен: в 29 т. / С.М. Соловьев. - М.: Университетская тип., 1866. - Т. 16. - [4], 408, [1] с.

27. Стенн К. Волосы. Всемирная история / К. Стенн. - М.: Издательство «Э», 2017. - 288 с.

28. Толстой А.Н. Петр Первый: в 2 т ./ А.Н. Толстой. - М.: Худ. лит-ра, 1965. - Т. 1. - 840 с.

29.[Толстой П.А.] Путешествие... по Европе: 1697-1699 / ред. Л.А. Ольшевская, С.Н. Травников.

- М.: Наука, 1992. - 382 с.

30. Шамин С.М. Куранты XVII столетия: европейская пресса в России и возникновение русской периодической печати / С.М. Шамин. - М.; СПб.: Альянс-Архео, 2011. - 352 с.

31. Шамин С.М. Мода в России последней четверти XVII столетия / С.М. Шамин // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - 2005. - № 1. - С. 23-38.

32. Шварц И. Из истории австро-российских дипломатических отношений в середине XVII в. / И. Шварц // Место России в Евразии: материалы международной конференции. - Budapest: Russica Pannonicana, 2001. - С. 163-172.

33. Przybos A. Michat Korybut Wisniowiecki, 1640-1673 / A. Przybos. - Krakow: Wydawnictwo Lit-erackie, 1984. - 346 s.

References

1. Alekseeva E.V. Evropejskaya kul'tura v imperskoj Rossii: proniknovenie, rasprostranenie, sintez / E.V. Alekseeva. - Ekaterinburg: UrGI, 2006. - 254 s.

2. Bagrinovskij G.YU. Kratkij ehtimologicheskij slovar' [EHlektronnyj resurs] / G.YU. Bagrinovskij. -M.: KoLibri, 2018. - 672 s. URL: https://books.google.ru/books?isbn=5389152840 (data obrash-cheniya: 22.11.2018).

3. Balyazin V.N. Neoficial'naya istoriya Rossii / V.N. Balyazin. - M.: OLMA Media Grupp, 2010. - 608 s.

4. Berdnikov L.I. SHCHegoli i vertoprahi: geroi russkogo galantnogo veka / L.I. Berdnikov. - M.: Luch, 2008. - 384 s.

5. Bogatyryov A.V. Triumfal'nye arki po sluchayu v"ezda YAna III Sobeskogo v Vil'no / A.V. Bo-gatyryov // Slavyanskij al'manah. 2017. - Vyp. 1-2. - S. 227-236.

6. Buseva-Davydova I.L. Kul'tura i iskusstvo v ehpohu peremen: Rossiya XVII stoletiya / I.L. Buseva-Davydova. - M.: Indrik, 2008. - 364 s.

7. Vasil'ev A.A. Sud'by mody [EHlektronnyj resurs] / A.A. Vasil'ev. - M.: Al'pina non-fikshn, 2009. -464 s. URL: https://books.google.ru/books?isbn=5961445844 (data obrashcheniya: 22.11.2018).

8. Vesti-Kuranty. 1645-1646, 1648 gg. / izd. podgot. N.I. Tarabasova, V.G. Dem'yanov; pod red. S.I. Kotkova. - M.: Nauka, 1980. - 408 s.

9. Davydova M.V. Ocherki istorii russkogo teatral'no-dekoracionnogo iskusstva XVIII-XX vv ./ M.V. Davydova. - M.: Nauka, 1974. - 187 s.

10.ZHmakin V.I. Mitropolit Daniil i ego sochineniya / V.I. ZHmakin. - M.: Izd-vo Imp. ob-va istorii i drevnostej rossijskih pri Mosk. un-te, 1881. - 890 s.

11.Zagoskin M.N. Russkie v nachale os'mnadcatogo stoletiya / M.N. Zagoskin // Sobranie sochinenij: v 12-ti t. - SPb.; M.: M.O. Vol'f, 1901. - T. 3. - 288 s.

12. Kirsanova R.M. Russkij kostyum i byt XVIII-XIX vv. / R.M. Kirsanova. - M.: Slovo/Slovo, 2002. -224 s.

13. Klyuchevskij V.O. Kurs russkoj istorii / V.O. Klyuchevskij. - M.: YAuza-press, 2018. - 1152 s.

14. Mordovcev D.L. Russkie zhenshchiny novogo vremeni: v 3-h t./ D.L. Mordovcev. - SPb.: A. CHer-kesov i Ko, 1874. - T. 1 [ZHenshchiny pervoj poloviny XVIII v.]. - XVI, 367 s.

15. Ostroumova E.B. Makiyazh / E.B. Ostroumova. - M.: YUrajt, 2018. - 180 s.

16. Pamyatniki diplomaticheskih snoshenij drevnej Rossii s derzhavami inostrannymi: v 10-ti t. -SPb.: II Otd-nie sobstv. E.I.V. kancelyarii, 1854. - T. 3. - 1248 stb.

17. Pamyatniki diplomaticheskih snoshenij drevnej Rossii s derzhavami inostrannymi: v 10-ti t. -SPb.: II Otd-nie sobstv. E.I.V. kancelyarii, 1864. T. 7. - 764 s.

18. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii: v 45-ti t. - SPb.: II Otd-nie sobstv. E.I.V. kancelyarii, 1830. - T. 4. - 890 s.

19. Pylyaev M.I. Staraya Moskva. Izbrannye rasskazy iz byloj zhizni pervoprestol'noj stolicy / M.I. Py-lyaev. - M.: Olma Media Grupp, 2014. - 304 s.

20. Rezanova N.YU. Lokon zhguchij, lokon chernyj. Istoriya zhenskih prichesok / N.YU. Rezanova. -Kiev: Fakt, 2005. - 152 s.

21. Ryabcev YU.S. Istoriya russkoj kul'tury: hudozhestvennaya zhizn' i byt XVIII-XIX vv. / YU.S. Ryabcev. - M.: VLADOS, 1997. - 430, [1] s.

22. Sbornik vypisok iz arhivnyh bumag o Petre Velikom: v 2-h t. - M.: Universitetskaya tip., 1872. -T. 1. - VII, 421 s.

23. Slovar' russkogo yazyka XI-XVII vv. - M.: Nauka, 1983. - Vyp. 10 (N-nayatisya). - 325 s.

24. Slovar' russkogo yazyka XI-XVII vv. - M.: Nauka, 1991. - Vyp. 17 (Pomaranec"-Potishati). - 296 s.

25. Slovar' russkogo yazyka XVIII v. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://feb-web.ru/feb/sl18/slov-abc/ (data obrashcheniya: 22.11.2018).

26. Solov'ev S.M. Istoriya Rossii s drevnejshih vremen: v 29 t. / S.M. Solov'ev. - M.: Universitetskaya tip., 1866. - T. 16. - [4], 408, [1] s.

27. Stenn K. Volosy. Vsemirnaya istoriya / K. Stenn. - M.: Izdatel'stvo «EH», 2017. - 288 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28.Tolstoj A.N. Petr Pervyj: v 2-h t ./ A.N. Tolstoj. - M.: Hud. lit-ra, 1965. - T. 1. - 840 s.

29. [Tolstoj P.A.] Puteshestvie... po Evrope: 1697-1699 / red. L.A. Ol'shevskaya, S.N. Travnikov. - M.: Nauka, 1992. - 382 s.

30. SHamin S.M. Kuranty XVII stoletiya: evropejskaya pressa v Rossii i vozniknovenie russkoj peri-odicheskoj pechati / S.M. SHamin. - M.; SPb.: Al'yans-Arheo, 2011. - 352 s.

31. SHamin S.M. Moda v Rossii poslednej chetverti XVII stoletiya // Drevnyaya Rus'. Voprosy medie-vistiki / S.M. SHamin. - 2005. - № 1. - S. 23-38.

32. SHvarc I. Iz istorii avstro-rossijskih diplomaticheskih otnoshenij v seredine XVII v. / I. SHvarc // Mesto Rossii v Evrazii: materialy mezhdunarodnoj konferencii. - Budapest: Russica Pannonicana, 2001. - S. 163-172.

33.Przybos A. Michat Korybut Wisniowiecki, 1640-1673 / A. Przybos. - Krakow: Wydawnictwo Lit-erackie, 1984. - 346 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.