Научная статья на тему 'Развитие российской правовой культуры в условиях глобализации'

Развитие российской правовой культуры в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
273
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие российской правовой культуры в условиях глобализации»

тво (признак) гарантий, которое заключается в создании условий для обеспечения какого-либо права. Данные условия должны создаваться государством в лице его исполнительных, законодательных и судебных органов, которое выступает непосредственно гарантом соблюдения норм предпринимательского права, так как, согласно ст. 2 Конституции РФ, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

1 Краткий словарь по социологии / под ред. Д.Н. Твиши-ани, Н.И. Лапина. - М., 2005.

2 Задерако В.Г., Волошкина Н.Н. Правовое регулирование обеспечения прав человека при производстве следственных действий: Учеб. пособие. — Ростов н/Д, 2003. С. 19.

3 Толкачев К.Б., Хабибуллин А.Г. Органы внутренних дел в механизме обеспечения личных конституционных прав и свобод. — Уфа, 1991. С. 60.

4 Матузов Н.И. Правовая система и личность. — Саратов, 1987.

5 Синюкова Т.В. Юридические гарантии как метод регулирования правового положения личности // Вопросы теории государства и права: Межвузовский сб. науч. работ. Вып. 9. — Саратов, 1991.

6 Рудинский Ф.М. Личность и законность. — Волгоград, 1976. С. 56.

7 Толкачев К.Б., Хабибуллин А.Г. Личные конституционные права и свободы граждан СССР: система, характеристика, особенности реализации. — Уфа, 1990.

8 Волкова О.Н. Юридические гарантии трудовых прав граждан в СССР при принятии на работу в качестве рабочих и служащих. Автореф. дис... канд. юрид. наук. — М., 1979.

9 Быков А.Г. Предпринимательское право: проблемы формирования и развития // Вестник Московского университета. Серия 11, «Право». 2003. № 6.

10 Воеводин Л.Д. Юридические гарантии конституционных прав и свобод личности в социалистическом обществе. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

11 Юридический статус человека и гражданина в России: учеб. пособие / под ред. Л.Д. Воеводина. — М., 1997.

12 Лукашева Е.А. Социалистическая законность в современный период // Советское государство и право. 1968. № 3.

13 Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. — М., 1979. С. 200.

14 Кечекьян С.Ф. Правонарушение в социалистическом обществе. — М., 1958; Гинцбург Л.Я. Социалистическое трудовое правоотношение. — М.: Наука, 1977.

15 Упрочение законности — закономерность социализма / под ред. П.М. Рабиновича. — Львов, 1974.

16 Зарицкий А.В. Гарантии прав человека и гражданина при реализации юридической ответственности (вопросы теории и практики). Автореф. дис... канд. юрид. наук. — М., 1999.

17 Права человека и гражданина в социалистическом обществе. — М., 1981.

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Современный этап общественного развития специфичен, характеризуется постепенным сближением народов и наций, стиранием существующих между ними культурных различий под воздействием процессов глобализации. Глобализация сопровождается нарастанием конфликтности, противоречивости внутри самих национальных правовых систем.

Одни исследователи полагают, что в современных условиях тенденции и направления развития российской правовой культуры постепенно сближаются с западной правовой культурой1. Возрождаются заложенные еще в дореволюционный период культурные традиции, объединяющие российскую правовую систему с правовыми системами государств, относящихся к романо-германской правовой семье2.

Другие исследователи, констатируя некоторое сближение некоторых элементов российской правовой культуры (по крайней мере позитивного права) с западной, отрицают, что его следует рассматривать как обращение к культурным традициям дореволюционного периода. Механическое заимствование западных правовых ценностей, норм и институтов препятствует естественному процессу воскрешения исконных, действительно присущих российской пра-

О.Н. БОРИСКИНА

вовой системе еще в дореволюционный период культурных традиций3.

Сторонники обоих подходов считают, что современное российское правосознание и действующее право существенно отличаются от социалистических, что они стали более прозападными, ориентированными на идеи правового (юридического) либерализма, стали восприимчивее к естественно-правовой идеологии либо опять же ведут речь о воскрешении исконных правовых традиций.

Вместе с тем существует иной подход к решению обозначенной проблемы: современная российская правовая культура вобрала весьма существенные черты социалистической правовой культуры4.

Отсутствие единства мнений по вопросу об особенностях развития российской правовой культуры обусловлено тем, что российское право, как справедливо отмечает В.Н. Синюков, «находится под слоем исторических, волевых, инокультурных наносов и напластований, которые затрудняют его идентификацию и искажают его исходный духовный смысл»5. И правильно ответить на этот вопрос можно, определив исходное соотношение российской правовой культуры с западной. Необходимо сопоставить российский

правовой менталитет с правовым менталитетом, характерным для западных обществ. Базовые сходство и различие правовых культур находят свое отражение в правовом менталитете как наиболее устойчивом элементе правовой культуры: общность ментальных установок сближает отдельные национальные правовые культуры, позволяет объединить их, различие становится основанием для разграничения, отнесения к разным типам.

Российский правовой менталитет имеет специфику. Праводуховные структуры российской правовой культуры тесно связаны с моральным, православным (религиозным) и вместе с тем с государственным (политическим) элементом, что не характерно для западной правовой культуры.

Основной характеристикой российского правового менталитета является отчетливый приоритет морали и нравственности как социального регулятора по отношению к праву, что означает дефицит правосознания, подмену его деформированным моральным сознанием, этикоцентризм как принципиальную черту правового менталитета6. Сфера морали рассматривается как сфера регулирования традицией, обычаем, внутренним нравственным законом (совестью) и нередко противопоставляется праву как внешнему силовому регулированию, опосредованному государственной властью и общественным контролем. В такой трактовке право, защищающее минимальные и общезначимые социальные нормы, обладает меньшей ценностью, чем нравственные отношения7. Эти черты не свойственны западной правовой культуре.

Для российского правового менталитета характерно отношение к власти и государству как к области харизматичного. Личности традиционно отводится подчиненное положение по отношению к государству, приписывается обязанность служить ему, безоговорочно ставя его интересы выше своих и не задумываясь о возможном ущемлении естественных для каждого человека прав. Эта характеристика также не свойственна правовой культуре западных государств.

В российской ментальности выше правовой всегда была религиозная идея. Российской правовой культуре имманентно присуща религиозная составляющая. Правовые ценности, имеющие своим истоком христианскую религию, остаются мотивационным ориентиром на протяжении всей истории российского правового сознания, причем вне зависимости от того, в какой степени они находят свое выражение в государственной идеологии и позитивном праве. Таким образом, российское правовое сознание вырастает из сознания религиозного, в отличие от правосознания западноевропейского.

Исконно присущие российской правовой культуре черты отнюдь не объединяют ее с правовыми культурами западных государств, являются самобытными. Утверждать, что российская правовая культура продолжает ранее характерные для нее культурные традиции, общие с государствами романо-германской правовой системы, сложно. Более того, ментальные черты в полной мере обнаруживают себя и сегодня. Россий-

ская правовая культура во многом сохраняет свои исконные черты, и говорить о ее коренной трансформации в сторону сближения с правовыми культурами западного типа сложно. Такое сближение обнаруживается прежде всего на уровне действующего права, а не в правосознании. Самое главное отличие российской правовой культуры — ее правоментальные установки остаются неизменными, несмотря на закрепление в законодательстве западных гуманистических ценностей. Изменение идеологических положений характерно лишь для научного (доктринального) духа8, но не профессионального и не обыденного.

Различие в правоментальных установках находит свое отражение и в различии права. Так, российский законодатель сохранил традицию выделения семейного и трудового права в отдельные от гражданского права отрасли с преобладанием императивных норм, что отличает правовую систему России от большинства западных правовых систем. Не была воспринята идея принятия отдельного торгового (предпринимательского) кодекса, имевшая немало сторонников. Для правовой системы России характерно наличие такого специфического источника, как договоры между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации, что обусловлено особенностями государственно-территориального устройства.

Если анализировать изменения, происходящие в официальной правовой политике России, невозможно отрицать, что в целом она ориентирована на сближение с правовыми системами государств, относящихся к романо-германской правовой семье, воспринимает характерные для западных правовых культур традиции. В частности, проводимые в стране политические и экономические реформы, направленные на формирование западной системы правовых ценностей, законодательно оформлены в Конституции РФ.

Что касается мнения, что современный юридический дух российского социума существенным образом отличается от социалистического, то оно весьма спорно. Если верить Т. Парсонсу, процесс формирования ценностно-нормативной системы общества в целом и каждой отдельной личности происходит таким образом, что новые элементы этой системы не отрицают старые как противоположные, а поглощают их, выходя на более высокий уровень общности по сравнению с последними9.

Сложно отрицать то, что современное российское правосознание унаследовало многие правовые ценности, стереотипы, привычки, шаблоны, идеи, сам стиль и образ мышления советской правовой эпохи. И поныне можно найти серьезные подтверждения этому в праве и юридической практике. В частности, современное российское право продолжает советскую традицию приоритетного развития социального законодательства10, несмотря на нехватку средств на его реализацию.

Сегодня российская правовая культура представляет собой некий симбиоз дореволюционных русских правовых традиций, исконно определяемых промежуточным цивилизационным положением России,

и социалистической правовой культуры. При этом основополагающим, решающим, оказывающим влияние на правосознание и правовую действительность остается русский культурный архетип, находящий выражение в правовом менталитете.

В то же время нельзя отрицать, что российская правовая культура в современных условиях, характеризующихся глобализационными процессами, испытывает на себе влияние западной правокультур-ной традиции. Однако такое влияние проявляет себя именно в развитии позитивного права, чему способствует характер правовой политики государства и принимаемые им формальные юридические решения.

Правовое сознание меняется не так быстро, как устанавливаемые государством нормы. Неизбежно возникают отличия между правовым духом и правовой материей, правосознанием и юридическими нормами, правовым содержанием и юридической формой. Позитивное право в России ушло вперед, закрепляя и признавая либерально-западные юридические ценности, а правовой менталитет остается прежним.

Таким образом, глобализационные процессы неоднозначно влияют на развитие российской правовой культуры. Вестернизация отдельных элементов правовой культуры при сохранении традиционно присущей специфики других элементов не обеспечивает ее гармонизации, приводит к повышению конфликтности, противоречивости национальной правовой системы. И здесь обнаруживаются причины самой большой для российской правовой действительности проблемы — серьезного противоречия между демократической, современной нормативной и институциональной формой и реальной практикой правовых отношений.

Правоментальные установки, которые образуют наиболее устойчивый слой российской правовой

культуры, принципиально отличны от западных. Следовательно, попытки унификации российского действующего права по западным стандартам могут оказаться успешными только при условии изменения правосознания, прежде всего серьезной трансформации системы традиционных правовых ценностей.

1 Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности). — М., 2003.

2 Тарло Е.Г. Российская правовая система (сравнительно-правовое и историческое измерение). — М., 2003.

3 Баева О.Н. Каширин В.И. Цивилизационная идентичность России: универсальная модель метасубъекта в планетарном самосознании // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. — М.; Ставрополь, 2002.

4 Правовая политика и пути совершенствования правотворческой деятельности в Российской Федерации / под ред. Н.С. Соколовой. - М., 2006.

5 Синюков В.Н. Российская правовая система. — Саратов, 1994. С. 223.

6 Смоленский М.Б. Правовой менталитет — фактор формирования правовой культуры как основы гражданского общества // Известия вузов. Северокавказский регион. Общественные науки. Приложение. 2002. № 1.

7 Бугаенко Ю.Ю. Правовая культура в современной России (социально-философский анализ). Автореф. дис... канд. филос. наук. — Краснодар, 2007.

8 Каламкарян Р.А. Права человека в России: декларации, нормы и жизнь // Государство и право. 2000. № 3, 4.

9 Парсонс Т. Функциональная теория изменения // Структурно-функциональный анализ в современной социологии. Вып. 2. — М., 1969.

10 Тарло Е.Г. Указ. соч.

ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: ПОНЯТИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ

Правомерное поведение соответствует предписаниям юридических норм. В общей массе вариантов поведения правомерное поведение, конечно, доминирует над неправомерным.

С точки зрения комплексного психолого-социально-правового подхода, правомерное поведение можно охарактеризовать как обусловленную психологическими переживаниями, культурно-нравственными воззрениями и жизненным опытом человека деятельность в сфере социального действия права, основанную на сознательном выполнении его требований и направленную на достижение его целей. Со стороны правового аспекта, эта формулировка может быть несколько лаконичней: правомерное поведение —

А.А. ИВАНОВ, Ю.А. МЫШКО

это массовое, социально полезное и необходимое поведение людей или организаций, основывающееся на нормах законодательства (не нарушающее их) и находящееся под защитой государства.

Правомерное поведение является желательным и допустимым, а значит, гарантируемым и охраняемым государством. Любое общество основывается именно на этом, и это положение является гарантией его стабильного и последовательного развития. Основной массив всех правовых норм направлен на регулирование именно правомерного поведения.

Однако если исходить только из признака соответствия поведения правовым предписаниям, правомерным может быть поведение, соответствующее договор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.