Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ'

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
746
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТФИЛЬМ / МУЛЬТИПЛИКАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ / СТУДИЯ "СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Александрова Юлия Александровна, Дятленко Анжелика Романовна

Статья посвящена вопросам развития российской мультипликации как популярного жанра. Авторы делают попытку определить наиболее популярные в России мультфильмы и мультипликационные кинокомпании. Основными целями исследования являются анализ функционирования успешных в России создателей мультфильмов - студии «Союзмультфильм» и кинокомпании «Мельница» и выявления причин их успехов и востребованности на российском рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN ANIMATION

The article is devoted to the development of Russian animation as a popular genre. The authors attempt to determine the most popular Russian cartoons and cartoon production companies. The main objectives of the research are the analysis of successful Russian creators of the cartoon - Studio "Soyuzmultfilm" аnd Melnitsa Animation Company and the determination of the causes of their success in Russia.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ»

2. Запесоцкий А., Файн А. Эта непонятная молодежь: проблемы неформальных молодежных объединений. - М., 1990, с.- 224.

3. Краковский А. П. О подростках. М.: «Просвещение», 1970. - 234 с.

4. Левикова С. И. Две модели динамики ценностей культуры (на примере молодежной субкультуры). // «Вопросы философии». - 2006. - № 4. - с. 71-79.

5. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. - М.: Институт социологии РАН, 2000. - 262 с.

6. Субкультуры (электронный ресурс), режим доступа: http://www.subcult.ru

_РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ_

THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN ANIMATION

Александрова Юлия Александровна

доцент, кандидат экономических наук Московский Институт телевидения и радиовещания «Останкино»

г. Москва jul_alex@mail. ru Дятленко Анжелика Романовна

студент

Московский Институт телевидения и радиовещания «Останкино»

г. Москва angelikadyatlenko@mail.ru Alexandrova Julia

Candidate of Science, associate professor of Moscow Institute of Television and Radio Broadcasting

"Ostankino " Moscow jul_alex@mail.ru Dyatlenko Angelica

Student of Moscow Institute of Television and Radio Broadcasting "Ostankino "

Moscow

izab ello4ka 1 @rambler.ru

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена вопросам развития российской мультипликации как популярного жанра. Авторы делают попытку определить наиболее популярные в России мультфильмы и мультипликационные кинокомпании. Основными целями исследования являются анализ функционирования успешных в России создателей мультфильмов - студии «Союзмультфильм» и кинокомпании «Мельница» и выявления причин их успехов и востребованности на российском рынке.

ABSTRACT

The article is devoted to the development of Russian animation as a popular genre. The authors attempt to determine the most popular Russian cartoons and cartoon production companies. The main objectives of the research are the analysis of successful Russian creators of the cartoon - Studio "Soyuzmultfilm" аnd Melnitsa Animation Company and the determination of the causes of their success in Russia.

Ключевые слова: мультфильм, мультипликационная компания, студия «Союзмультфильм», кинокомпании «Мельница».

Keywords: cartoon, cartoon company, Studio "Soyuzmultfilm", Melnitsa Animation Company.

Слово «мультфильм» вызывает у каждого из нас ассоциации с чем-то добрым и светлым. Мультфильмы - это одни из наших первых жизненных учебников.

Наибольшей популярностью мультфильмы пользуются у детей. Однако жанр мультипликации любим не только подрастающим поколением, но и взрослыми. Они учат нас добру, взаимной помощи, поддержке. С помощью мультфильмов можно заново окунуться в детство.

Авторы решили провести опрос в социальных сетях, и выяснить какие мультфильмы предпочитают в России. Результаты представлены на рис.1.

Первое место по результатам опроса заняли работы студии «The Walt Disney Company», которая была основана в 1923 г. братьями Уолтером и Роем Диснеями. Диснеевские мультфильмы характеризуются захватывающим сюжетом, прекрасной графикой, даже медленные движения получаются удивительно точно. Они сумели добиться в своих фильмах полной синхронности, что чрезвычайно трудно. Работы Диснеев интересны и детям и взрослым.

Рейтинг популярности мультипликационных кинокомпаний в

России

Мультфильмы студии «The Walt

gisney Company» понСкое аним

Мультфильмы кинокомпании «Мельница»

Рис.1. Результаты опроса, проведенного в социальной сети «ВКонтакте», на тему самой популярной

мультипликационной компании в России

Второе место по популярности занимает японское аниме. Самая известная студия, производящая аниме, - Studio Ghibli (Студия «Гибли»), она была основана в 1985 г. режиссером и сценаристом Хаяо Миядзаки. В основе аниме, как правило, лежит манга (японские комиксы), по которым обычно делаются аниме, причем часто, с поразительной точностью сохраняется сюжет манги. Характерные черты аниме персонажей - широко распахнутые, бездонные глаза, специфические прически. Большинство мультипликаций направлено своей тематикой на взрослую аудиторию. В основном они создаются с ориентацией на определенную целевую аудиторию. В Японии есть и детские аниме, но за ее пределами больше распространены взрослые произведения.

Третье место заняла российская мультипликационная компания «Мельница». В России своя особая история мультипликации. Первые мультфильмы создавались непрофессиональными мультипликаторами. Так, первый мультфильм был создан Александром Ширяевым, балетмейстером Мариинского театра. Но его кукольные фильмы про балет были найдены не сразу, поэтому долгое время первым российским «мультипликатором»

считался Владислав Старевич. Автор с 1912 г. снимал обучающие мультфильмы про насекомых и животных, поскольку был биологом по образованию.

Слава российской мультипликации начинается с появлением студии «Союзмультфильм». Первым мультипликационным фильмом, который получил признание в СССР и за рубежом, стал мультфильм «Влюбленное облако». Фильм выполнен в редкой мультипликационной манере - сочетания кукольной и рисованной мультипликации.

1960-е гг. можно назвать «золотыми» в отечественной мультипликации, именно в этот период были созданы мультфильмы, которые любимы и по сей день. Проведенный авторами опрос показал, что, несмотря на появление новых мультипликационных фильмов, россияне отдают предпочтение старым добрым мультфильмам.

Во втором опросе авторы выявляли самый любимый мультфильм студии «Союзмультфильм». Как видно из данных рис. 2 самыми любимыми оказались «Простоквашино» (28 %) и «Ну, погоди!» (24 %), далее идут «Винни-пух» (14 %), «Чебурашка и крокодил Гена» (12 %), «Незнайка» (10 %), «Малыш и Карлсон» (7 %) и «Приключения Бура-тино» (5 %).

Рейтинг популярности мультфильмов студии «Союзмультфильм»

«Простоквашино» (1978-1984)

«Ну, погоди!» (1969-2006)

«Винни-пух» (1969)

«Чебурашка и крокодил Гена» (1969-1972)

«Незнайка»(1977-2004)

«Малыш и Карлсон» (19681971)

Рис.2. Результаты опроса, проведенного в социальной сети «ВКонтакте», на тему самого любимого мультфильма производства студии «Союзмультфильм»

Начиная со второй половины 1990 г., «Союзмультфильм» вместе со всей страной впадает в глубокий кризис и испытывает серьезные финансовые трудности. Производство мультфильмов идет на спад. C конца 2000-х гг. студия «Союзмультфильм» постепенно начинает генерировать новые идеи. Сменилось руководство, появились новые сотрудники, начались съёмки новых мультфильмов. Также возобновились съёмки популярного муль-тжурнала «Весёлая карусель».

В то время, когда студия «Союзмультфильм» переживает не лучшие времена, в России в 1999 г. появляется новая кинокомпания «Мельница». Одним из первых мультипликационных проектов компании становится сериал «Приключения в Изумрудном городе», созданный по заказу «НТВ-кино». Несмотря на успех, после выхода четырех серий, производство было заморожено из-за нехватки средств. Второй попыткой становится выпуск анимационного фильма «Карлик Нос» в 2003 г. Все это время ушло на подготовку фильма, но оно того стоило - как видно (рис.3) «Карлик Нос» зани-

фильмов кинокомпании «Мельница» (24 %). Остальные мультфильмы получили следующие оценки: 17 % респондентов высказалось за «Доб-рыня Никитич и Змей Горыныч», 16 % - «Иван Царевич и Серый Волк», 13 % - «Алеша Попович и Тугарин Змей», 12 % - «Илья Муромец и Соловей Разбойник», 10 % - «Три богатыря и Шамаханская царица», 8 % - «Три богатыря на дальних берегах».

После такого успеха кинокомпания «Мельница» принимает решение снимать мультфильмы, основанные на русском народном творчестве, и экранизирует былины про трех русских богатырей. Так появились мультфильмы: «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004), «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (2006), «Илья Муромец и Соловей Разбойник» (2007). Познакомив зрителей с каждым богатырем в отдельности, кинокомпания объединяет их и дает возможность наблюдать за их общими подвигами в таких мультипликациях, как «Три богатыря и Шамаханская царица» (2010), «Три богатыря на дальних берегах» (2012), «Три богатыря: Ход конем» (2015).

мает первое место среди других анимационных

Рейтинг популярности мультфильмов кинокомпании

«Мельницы»

■ «Карлик нос» (2003)

■ «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (2006)

■ «Иван Царевич и Серый Волк» (2011)

■ «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004)

■ «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

(2007)

■ «Три богатыря и

Шамаханская царица» (2010)

Рис.3. Результаты опроса, проведенного в социальной сети «ВКонтакте», на тему самого любимого мультфильма производства кинокомпании «Мельница»

В 2015 году кинокомпания «Мельница» выпустила серьезную историческую ленту «Крепость. Щитом и мечом». В мультфильме «Крепость» показан героизм мальчишек Сашки и Федора во время осады города Смоленска польскими войсками в 1609 г. Защита главной крепости на пути захватчиков к Москве положена в основу мультфильма, выход которого был приурочен ко Дню народного единства.

В настоящее время в производстве кинокомпании «Мельница» первый находится полнометражный фильм, который создается в технологии трехмерной анимации, - «Урфин Джюс и его деревянные солдаты». Это увлекательная, сказочная, волшебная история, созданная по мотивам произведений любимого многими поколениями детей Александра Волкова, автора «Волшебников Изумрудного города». Приблизительная дата выхода -весна 2017 г.

Сейчас в России в год снимаются около 20-30 часов мультфильмов, для сравнения - во Франции -350, в Китае - тысячи часов, в Японии и США - десятки тысяч, во времена «Союзмультфильма» ежегодно выпускалось по 300-400 экранных часов. Это объясняется тем, что на производство мультфильмов в России выделяется намного меньше средств, чем в развитых странах.

Почему же складывается подобная ситуация в российской мультипликации? В первую очередь, это происходит из-за недостатка финансирования, а также по причине изменения источников поступления средств. Раньше государство выделяло до 90% необходимых ресурсов на производство мультфильмов, сейчас кинокомпании вынуждены рассчитывать на собственные силы или прибегать к использованию заемных средств. Кроме того, остро стоит проблема поиска, подготовки и мотивации кадров. Примером успешного предприятия, которому удалось решить обе проблемы, является кино-

компания «Мельница». С каждым годом она выпускает все больше качественных мультипликационных продуктов, которые становятся лидерами проката. Компания сама выращивает кадры, проводя двухмесячные курсы аниматоров с последующим трудоустройством.

Авторы уверены, что российская мультипликация, переживающая не лучшие времена, встанет на ноги, вернет своего зрителя, искушенного отличной советской мультипликацией и огромным выбором зарубежных шедевров, и завоюет нового.

Список литературы:

1. Капков С.В. Энциклопедия отечественной мультипликации. - М.: «Алгоритм», 2006 г. - 398 с.

2. Официальный сайт студии «Союзмультфильм» (электронный ресурс) - режим доступа: http://soyuzmultfilm.ru/

3. Официальный сайт кинокомпании «Мельница» (электронный ресурс) - режим доступа: http ://melnitsa. com/

ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ _КАДРОВ ДЛЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА_

Зайцева Наталия Александровна

доктор эк. наук, профессор Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

г. Москва Zaitseva Natalia

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow АННОТАЦИЯ

Данное исследование направлено на обоснование перспектив совершенствования системы подготовки кадров для индустрии гостеприимства. Для получения результатов в процессе подготовки статьи применялись методы экспертных оценок, моделирования и прогнозирования. Результатом исследования стала авторская оценка перспективы развития образовательных технологий, изменения требований к компетенциям преподавателя вуза и обучающихся. Вследствие реализации данных трендов будет обеспечено повышение конкурентоспособности не только самих выпускников, но и индустрии гостеприимства в целом.

ABSTRACT

This study is aimed to study of the prospects of improving staff training system for the hospitality industry. For obtaining results in the preparation of the article used the methods of expert estimations, modeling, and forecasting. The result of the study was the author's assessment of the prospects of development of educational technologies, changes to requirements to the competences of the University teacher and students. Due to the implementation of these trends will ensure the competitiveness not only of the graduates themselves, but also the hospitality industry as a whole.

Ключевые слова: подготовка кадров, индустрия гостеприимства, компетенции

Keywords: training, the hotel industry, competence

В последнее время система подготовки кадров для индустрии гостеприимства, также, как и вся система высшего образования интенсивно меняется -разрабатываются новые образовательные стандарты с учетом требований профессиональных стандартов [4], повышается роль работодателей в этом процессе и т.д. [1, с. 58]. Поэтому для построения стратегии развития системы подготовки кадров для индустрии гостеприимства, как на уровне одного вуза, так и на уровне всей страны важно понимать перспективы [2, а 23].

Пол результатам исследования, проведенного автором статьи, можно сделать вывод о том, что в области образовательных технологий уже сейчас

все более распространение получает обучение с использование личных мобильных устройств. В недалекой перспективе 2-3 года возможно широкое распространение в системе подготовки кадров для индустрии гостеприимства онлайн-курсов, симуляторов и различных тренажеров, имитирующих реальные ситуации в гостиничном бизнесе [3, с. 15]. Что касается перспективы до 20200-2025 года, то по прогнозам специалистов и экспертов, вероятен переход на обучение с использование дополнительной (дополненной) виртуальной реальности, игровых онлайн-миров гостиничной индустрии. В самом процессе обучение будет происходить смещение акцентов с теории на про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.