Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР В РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
274
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБКУЛЬТУРА / СТЕРЕОТИПЫ / ГОТЫ / ХИППИ / ЭМО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Александрова Наталья Александровна, Чертовских Изабелла Юрьевна

Статья посвящена вопросам выделения особенностей различных субкультур в России и мире. Авторы делают попытку дать краткую характеристику основных молодежных субкультур. Основными целями исследования являются анализ причин, по которым представители молодого поколения присоединяются к той или иной группе, а также выявление наиболее популярных в России субкультур. Авторы показывают, что учет нестандартных предпочтений неформальных групп позволяет извлечь выгоду и реализовать коммерческие планы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF YOUTH SUBCULTURES IN RUSSIA

The article is devoted to the features of different subcultures in Russia and the world. The authors attempt to give a brief description of the main youth subcultures. The main objectives of the research are analysis of the reasons why young people join one group or another, and identifying the most popular subcultures. The authors show how the inclusion of non-standard preferences of informal groups allows to benefit and implement business plans.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР В РОССИИ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНЫХ _СУБКУЛЬТУР В РОССИИ_

THE PECULIARITIES OF YOUTH SUBCULTURES IN RUSSIA

Александрова Наталья Александровна

доцент, кандидат экономических наук Московский Институт телевидения и радиовещания «Останкино»

г. Москва jul_alex@mail. ru Чертовских Изабелла Юрьевна Студент

Московский Институт телевидения и радиовещания «Останкино»

г. Москва izab ello4ka 1 @rambler.ru Alexandrova Natalia

Candidate of Science, associate professor of Moscow Institute of Television and Radio Broadcasting

"Ostankino " Moscow jul_alex@mail.ru Chertovskikh Isabella

Student of Moscow Institute of Television and Radio Broadcasting "Ostankino "

Moscow

izab ello4ka 1 @rambler.ru

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена вопросам выделения особенностей различных субкультур в России и мире. Авторы делают попытку дать краткую характеристику основных молодежных субкультур. Основными целями исследования являются анализ причин, по которым представители молодого поколения присоединяются к той или иной группе, а также выявление наиболее популярных в России субкультур. Авторы показывают, что учет нестандартных предпочтений неформальных групп позволяет извлечь выгоду и реализовать коммерческие планы.

ABSTRACT

The article is devoted to the features of different subcultures in Russia and the world. The authors attempt to give a brief description of the main youth subcultures. The main objectives of the research are analysis of the reasons why young people join one group or another, and identifying the most popular subcultures. The authors show how the inclusion of non-standard preferences of informal groups allows to benefit and implement business plans.

Ключевые слова: субкультура, стереотипы, готы, хиппи, эмо, анимешники.

Keywords: subculture, stereotypes, Goths, hippies, emo, anime.

В любом обществе есть общепринятые стандарты, и люди зачастую являются заложниками сложившихся стереотипов. Как исключение в любом правиле есть люди, которые своим поведением и внешним видом отличаются от других, зачастую это подростки.

Молодые люди стремятся ко всему новому, яркому и необычному. Подростки хотят, чтобы с ними считались и их уважали. С каждым годом взросления ребенка меняется его мировоззрение, нравственные и моральные устои, отношение к себе. Взрослеющая личность пытается осознать свое предназначение в жизни и понять свою особую роль в этом мире. Практически все подростки - это борцы за свою уникальную правду. Сообщества, которые пропагандируют определенную систему ценностей, называют субкультурой. На их формирование влияют объективные и субъективные факторы.

К объективным факторам можно отнести следующие:

- семейные: особенности воспитания, этническая принадлежность и т. д.;

- экономические, в первую очередь, материальное положение семьи;

- культурно-духовные: нормы, ценности, традиции, религия социальной группы, к которой относится индивид.

Субъективными факторами являются:

- личностные: характер личности, интересы, потребности, установки, влияние «круга общения», мотивация, цели;

- социально-демографические: пол, возраст, семейное положение, состояние здоровья, уровень образования, место проживания.

Крайне важно помочь подростку создать правильное отношение к окружающим и миру в целом. То, что будет заложено в этом возрасте, серьезно

повлияет на будущее. На молодого человека также можно отнести поиск единомышленников, поиск воздействуют случайные внешние обстоятельства. себя и потребность в энергетической разрядке и ряд

Специалисты выявляют большое количество других (см. рис. 1). причин, по которым молодежь становится частью какой-то субкультуры. К основным причинам

9

5

2 Щ

Поиск единомышленников

Поиск себя

Потребность в энергетической разрядке

Непонимание в семье

Стремление к независимости

Копирование образцов культуры других стран

Поиск идеала

Дань моде

Рис. 1. Причины возникновения субкультур

Для подтверждения мнения специалистов ав- самовыражение, поиск поддержки, приобретение торы провели анкетирование в социальных сетях новых друзей (см. рис. 2). («ВКонтакте», РасеЪоок) представителей разных субкультур и выяснили основные причины, по которым они вступают в определенное сообщество:

Самовыражение

Скромные, непонятые ищут поддержки

Приобретение новых друзей с общими интересами

Ищут новые ощущения

Мода,за компанию

Просто нравится

От скуки

По глупости

Рис. 2. Причины присоединения подростков к субкультурным ценностям

Основной целью создания субкультур и присоединения к ним является удовлетворение потребности в самовыражении у молодого поколения. Существует много субкультур, наиболее популярными из которых являются готы, хиппи, эмо и анимеш-ники.

Готы. Их легко определить по внешнему виду. Красятся и одеваются исключительно в черное. Их символы - кресты, пентаграммы. Нередко сочиняют стихотворения и увлекаются лирикой. Главное у готов - индивидуализм, толерантность, творчество, креативность, неприязнь к социальному консерватизму, цинизм, ирония. Одним из основных увлечений является средневековая культура. Готы разнообразны в своих убеждениях.

Хиппи. Это направление берет корни в американской культуре 1960-х гг. Главный лозунг хиппи, выражающий их пацифизм, звучит как «Make Love Not War». Характерны пренебрежение к материальным ценностям, экспрессивность, аскетизм и сексуальная свобода. Характерными внешними особенностями являются: ношение хайратника (полоска из любого материала, которой перехватываются волосы по окружности головы), ксивника (маленькая шейная сумочка прямоугольной формы), «паци-фика» (изображение лапки голубя в круге) и браслетов из различных материалов.

Эмо. Красивые и ухоженные подростки. Носят обтягивающие майки, рваные челки, ярко красят глаза, ведут здоровый образ жизни. Они часто импульсивны, эмоциональны. Чувственное восприятие является основой познания окружающего мира. Данная субкультура берет свое начало от второй волны эмо-рока. Идеологии, как таковой, нет, это больше визуальное выражение. Эмокиды все пропускают через себя: боль, переживания, грусть, страх, радость, любовь.

Анимешники. Направление произошло от японских сериалов - Аниме. Последователей легко определить по ярким вещам, символике. Они любят наряжаться и быть в центре внимания. Идеология и философия в рамках данной субкультуры полностью отсутствует. Именно эта группа является самой безобидной. Интересы - косплеи, манга, культура и история Японии. Сюда можно отнести и увлечения: коллекционирование аниме и манги, фигурок, постеров, рисование в стиле аниме, сочинительство фанфиков.

Панки как направление сформировались в 1930-х гг. в Англии. Практически все идеи сводятся к обыкновенной анархии (государство без законов и контроля). Символ движения - яркий внешний вид - ирокезы, кожаные куртки на голое тело, рваные майки, пирсинг. Идеология панка сосредоточена на реализации права каждого индивидуума на свободу, а также жизненного уклада, на который не осуществляется давление.

Гопники. Данное направление возникло в СССР. Общаются с помощью тюремного сленга (арго), проявляют склонность к насилию. Сам термин гопник произошел от слова «гоп-стоп» - внезапное ограбление. Одной из целей является вымогательство с использованием психологического

прессинга, а иногда и физической силы. Внешний вид прост: спортивный костюм и короткая стрижка. Особую популярность движение имело в 2005-2008 гг.

Байкеры. Направление берет свое начало еще в 60-70 гг. XX в. Участники этого направления, как правило, взрослые мужчины от 30 лет. Редко можно встретить подростка с подобными наклонностями. Главные атрибуты для данной субкультуры: мотоцикл, рок-музыка, длинные волосы, борода. Активно развивалось в США и Европе. Байкеры, как правило, делятся на членов какого-либо мотоклуба и на одиночек. Из всех мотоклубов самым известным в России, бесспорно, является «Ночные Волки».

Альтернативщики образовались в начале 1990-х гг. В группу входят реперы и металлисты. Они отличаются дружелюбием и принятием других групп. Главным увлечением является музыка. Внешне их трудно спутать с представителями других субкультур. Пик их популярности пришелся на 2005 г., и он не продлился долго, так как на музыкальной арене появились другие музыкальные стили, которые захватили аудиторию. Идеологии, как таковой, не существует, все упиралось в музыкальный эксперимент, который кардинально изменил развитие мировой музыки.

Растаманы. Данная субкультура возникла в 1920-х гг. и начала свое распространение с территории Африки. Постоянное употребление травянистого растения с опьяняющими свойствами и прослушивание медитирующей музыки - основные занятия растамана. Цели субкультуры - постижение смысла жизни, пацифизм, продвижение регги в массы.

Толкинисты появились приблизительно в 1960 г. Свое название получили по фамилии писателя Д. Толкина. Вторым толчком стала экранизация трилогии «Властелин колец» режиссера Питера Джексона. Все работы толкинистов являются исследовательскими, в них изучаются языки фантастического мира, тонкости написания подобных книг и спорные моменты в сюжетах. Именно от них пошло новое направление - ролевики. Они внешне пытаются подражать героям произведений - оркам, эльфам, гномам, хоббитам. Во время игр («хичек» на толки-нистском жаргоне) группа молодых людей выезжает в лес, где распределив роли, разыгрывает сценки из произведений Толкина.

Скинхеды. Название напрямую связано с внешним видом - лысая голова (бритая). Первыми последователями стали представители рабочего класса Англии. Именно с Англии скинхеды стали активно распространяться по всему миру. Данная субкультура на сегодняшний день малоактивна и представлена небольшими группами.

В ходе социального анкетирования было выявлено, что самой популярной на сегодняшний день в России является субкультура готов. На втором месте оказались хиппи. Результаты опроса более подробно отражены на диаграмме (рис. 3).

Самые популярные субкультуры на 2016

год

Анимешники Байкеры Ванильки Готы Хиппи I Эмо

Рис. 3. Самые популярные субкультуры в 2016 г. по результатам опроса в социальных сетях

Трудно сказать, с чем именно связана популярность того или иного сообщества. Но, так или иначе, мы точно знаем, что данные знания полезны некоторым людям. Сейчас нередко можно увидеть специальные кафе для представителей определенной субкультуры. Например, кафе «Готика» в Москве, название которого говорит само за себя. А также кафе «Runcible Spoon», где частыми посетителями являются хиппи. Как ни странно, но в Москве нет ни одного кафе для анимешников, а эта субкультура довольно популярна сегодня. Зато эти кафе встречаются на каждом углу в Японии. В таких заведениях, как правило, едят сладости, смотрят мультфильмы и читают японские комиксы. Более того, многих кутюрье вдохновляют особенные люди и поэтому можно встретить целые отделы или даже магазины с широким ассортиментом для неформалов. Например, в Москве есть магазин одежды для субкультур G.R.O.G. (Ganesha Room Of Goa). Также большой популярностью пользуются специальные маскарадные вечеринки. Все это говорит о том, что учет интересов неформальных групп позволяет извлечь выгоду и реализовать коммерческие планы.

Стоит отметить, что на сегодняшний день приверженцев определенной субкультуры становится меньше. Есть еще, конечно, молодые люди, которые ради привлечения всеобщего внимания, готовы покрасить волосы, например, в синий цвет. Но это не говорит однозначно, что этот человек принадлежит к какой-то субкультуре. Буквально десять лет назад не было ни одного дня, чтобы взгляд обывателя не упал на яркое субкультурное пятно. А теперь они - настоящая редкость. Что же случилось? Неужели культуры вымирают, и это было пусть долгое, но проходящее со временем явление? Или это затишье перед бурей?

Существует несколько версий, почему субкультуры мельчают. Можно предположить, что это происходит из-за влияния всемирной паутины, что все панки и фрики сбежали в Интернет, то есть одна проблема сменила другую. Мир настолько прогрессировал, что сегодня не нужно тратить много сил и времени, чтобы стать кем угодно в сети. Здесь можно найти людей с похожим мировоззрением и идеологией. А обилие интернет-сообществ предоставляет молодёжи поистине неограниченные возможности. Есть и другое предположение. У каждой субкультуры существует своя особая система ценностей, панорама мира. И, как правило, каждая группа неформалов отстаивала какие-то свои интересы, преследовала особые цели. Они боролись за свои права. Возможно, больше не с кем бороться, пропал смысл кому-то что-то доказывать? Свободы больше, ограничений меньше.

Каждый человек по-разному относится к субкультурам. Если подросток отдает предпочтение какой-то идеологии, не стоит делать из этого проблему, можно внимательно понаблюдать за его поведением, и оценить наносит ли это увлечение вред окружающим и ему самому. Если нет - не стоит и беспокоиться.

Тот факт, что неформалов становится с каждым годом все меньше, говорит о том, что молодые люди перерастают этот период и заполняют свою жизнь более безопасными и безобидными вещами. Но не стоит осуждать и приверженцев субкультур, они скрашивают наши серые будни. Если человеку удобно жить в каком-то образе и это не мешает другим, пусть он таким и остается.

Список литературы:

1. Аксютина О. А. Панк-культура как феномен молодежной контркультуры. Современные трансформации российской культуры. М.: «Наука», 2005. - С. 564-603.

2. Запесоцкий А., Файн А. Эта непонятная молодежь: проблемы неформальных молодежных объединений. - М., 1990, с.- 224.

3. Краковский А. П. О подростках. М.: «Просвещение», 1970. - 234 с.

4. Левикова С. И. Две модели динамики ценностей культуры (на примере молодежной субкультуры). // «Вопросы философии». - 2006. - № 4. - с. 71-79.

5. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. - М.: Институт социологии РАН, 2000. - 262 с.

6. Субкультуры (электронный ресурс), режим доступа: http://www.subcult.ru

_РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ_

THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN ANIMATION

Александрова Юлия Александровна

доцент, кандидат экономических наук Московский Институт телевидения и радиовещания «Останкино»

г. Москва jul_alex@mail. ru Дятленко Анжелика Романовна

студент

Московский Институт телевидения и радиовещания «Останкино»

г. Москва angelikadyatlenko@mail.ru Alexandrova Julia

Candidate of Science, associate professor of Moscow Institute of Television and Radio Broadcasting

"Ostankino " Moscow jul_alex@mail.ru Dyatlenko Angelica

Student of Moscow Institute of Television and Radio Broadcasting "Ostankino "

Moscow

izab ello4ka 1 @rambler.ru

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена вопросам развития российской мультипликации как популярного жанра. Авторы делают попытку определить наиболее популярные в России мультфильмы и мультипликационные кинокомпании. Основными целями исследования являются анализ функционирования успешных в России создателей мультфильмов - студии «Союзмультфильм» и кинокомпании «Мельница» и выявления причин их успехов и востребованности на российском рынке.

ABSTRACT

The article is devoted to the development of Russian animation as a popular genre. The authors attempt to determine the most popular Russian cartoons and cartoon production companies. The main objectives of the research are the analysis of successful Russian creators of the cartoon - Studio "Soyuzmultfilm" аnd Melnitsa Animation Company and the determination of the causes of their success in Russia.

Ключевые слова: мультфильм, мультипликационная компания, студия «Союзмультфильм», кинокомпании «Мельница».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: cartoon, cartoon company, Studio "Soyuzmultfilm", Melnitsa Animation Company.

Слово «мультфильм» вызывает у каждого из нас ассоциации с чем-то добрым и светлым. Мультфильмы - это одни из наших первых жизненных учебников.

Наибольшей популярностью мультфильмы пользуются у детей. Однако жанр мультипликации любим не только подрастающим поколением, но и взрослыми. Они учат нас добру, взаимной помощи, поддержке. С помощью мультфильмов можно заново окунуться в детство.

Авторы решили провести опрос в социальных сетях, и выяснить какие мультфильмы предпочитают в России. Результаты представлены на рис.1.

Первое место по результатам опроса заняли работы студии «The Walt Disney Company», которая была основана в 1923 г. братьями Уолтером и Роем Диснеями. Диснеевские мультфильмы характеризуются захватывающим сюжетом, прекрасной графикой, даже медленные движения получаются удивительно точно. Они сумели добиться в своих фильмах полной синхронности, что чрезвычайно трудно. Работы Диснеев интересны и детям и взрослым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.