Научная статья на тему 'Развитие российского законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих и членов их семей: достижения и проблемы'

Развитие российского законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих и членов их семей: достижения и проблемы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
966
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ТРУДОВОЙ СТАЖ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ И ЧЛЕНЫ ИХ СЕМЕЙ / PENSION GUARANTEE / WORKING PERIOD / SOLDIERS AND THE MEMBERS OF THEIR FAMILIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сулейманова Галия Валиахметовна

В статье автор рассматривает проблемные вопросы действующего законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих и членов их семей. Высказываются предложения по внесению изменений в ряд законов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Russian legislation about the pension of soldiers and members of their families: achievement and the problem

In the article the author examines problematic questions of the current legislation about the pension of soldiers and members of their families. Proposals on the introduction of changes in a number of laws speak out.

Текст научной работы на тему «Развитие российского законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих и членов их семей: достижения и проблемы»

наибольшую социальную ценность. Общеправовое значение приоритета защиты права граждан на благоприятную окружающую среду диктует необходимость выделения в законодательстве перечня природных объектов, имеющих общегосударственное значение с учетом их экологических и социальных функций, что предполагает установление в отношении названных объектов режима народного достояния, реализуемого исключительно в рамках публичного права.

Литература

1. Клюкин Б.Д. Многообразие форм собственности на природные объекты // Право и экономика. 1998. № 1.

2. Право собственности: актуальные проблемы / Отв. ред. В.Н. Литовкин, Е.А. Суханов, В.В. Чубаров. М., 2008.

3. Евсегнеев В.С. О концепции доверительной собственности (траст) // Журнал российского права. 2008. № 5.

4. Краснова И.О. Экологическое право и управление в США. М., 1992.

5. Андреева Г.Н. Объекты права собственности в конституциях зарубежных стран: ретроспективный

взгляд // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 1.

6. Васильева М.И. Общественные экологические интересы: правовое регулирование (комментарий к законодательству). М., 1999.

7. Боголюбов С.А. Проблемы реализации права собственности на природные ресурсы // Журнал российского права. 2006. № 12.

8. Мозолин В.П. Модернизация права собственности в экономическом измерении // Журнал российского права. 2011. №1.

9. Захаров Д.Е. К вопросу о праве собственности на животный мир.

10. Дубовик О.Л. Экологическое право. М., 2004.

11. Солгалова Г. С. Правовое регулирование государственной собственности // Административное и муниципальное право. 2011. № 3

12. Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2001.

13. Агарков М.М. Проблема злоупотребления правом в советском гражданском праве // Известия Академии наук СССР. 1946. № 6.

14. Бару М.И. О ст. 1 Гражданского кодекса // Советское государство и право. 1958. № 12.

УДК 349.3

Сулейманова Г.В.

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ

В статье автор рассматривает проблемные вопросы действующего законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих и членов их семей. Высказываются предложения по внесению изменений в ряд законов.

In the article the author examines problematic questions of the current legislation about the pension of soldiers and members of their families. Proposals on the introduction of changes in a number of laws speak out.

Ключевые слова: пенсионное обеспечение; трудовой стаж; военнослужащие и члены их семей. The keywords: pension guarantee; working period; soldiers and the members of their families.

Российское государство постоянно уделяет внимание вопросам социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Достаточно вспомнить масштабное увеличение денежного довольствия военнослужащих с 1 января 2012 г. и принятие специального федерального закона по этому вопросу [1].

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу и членов их семей, также постоянно совершенствуется. Так, с 1 января 2007 г., при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, лица, проходившие военную службу, имеют право на одновременное получение пен-

сии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом о пенсиях военным [2], и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [3].

Между тем есть и ряд проблем, с которыми сталкиваются бывшие военнослужащие и члены их семей при реализации своего права на пенсионное обеспечение. На некоторые из этих проблем и хотелось бы обратить внимание в статье.

1) Порядок исчисления денежного довольствия военнослужащих для назначения пенсии

Согласно ст. 43 Закона о пенсиях военным, пенсии, назначаемые бывшим военнослужащим и их семьям, исчисляются из денежного довольствия. При этом для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Закон о денежном довольствии военнослужащих предусматривает, что денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад по воинскому званию) и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (оклад денежного содержания) и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (дополнительные выплаты).

Военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, устанавливаются следующие дополнительные выплаты: ежемесячная надбавка за выслугу лет; ежемесячная надбавка за классную квалификацию (квалификационную категорию, квалификационный класс); ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячная надбавка за особые условия военной службы; ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с

риском для жизни и здоровья в мирное время; ежемесячная надбавка за особые достижения в службе; премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей; ежегодная материальная помощь.

Таким образом, в расчет денежного довольствия военнослужащих для определения размера пенсии не включаются многие надбавки и дополнительные выплаты, предусмотренные Законом о денежном довольствии военнослужащих, в результате чего значительно снижается размер пенсии. В связи с этим следует согласиться с мнением тех авторов [4], которые считают, что необходимо внести изменения в Закон о пенсиях военным, предусмотрев в нем включение в денежное довольствие военнослужащих, учитываемое при исчислении им пенсий, ежемесячных надбавок к денежному довольствию и других дополнительных выплат, носящих постоянный характер.

2) Отчисление страховых взносов с денежного довольствия военнослужащих

Далеко не все военнослужащие увольняются со службы, имея право на пенсию за выслугу лет. После увольнения со службы они работают по трудовому договору и при достижении установленного возраста, обращаются за назначением трудовой пенсии по старости. И вот здесь они сталкиваются с проблемой, на сегодняшний день не урегулированной действующим законодательством, на которую уже неоднократно обращали внимание в специальной литературе [5].

Закон о трудовых пенсиях предусматривает, что при исчислении размера трудовой пенсии по старости, учитывается так называемый пенсионный капитал, который формируется за счет страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Между тем в соответствии с действующим законодательством с денежного довольствия военнослужащих не уплачиваются взносы в государственные внебюджетные фонды, и у них нет накоплений на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в Пенсионном фонде РФ. В результате размер пенсии по старости у военнослужащих будет гораздо меньше, чем у остальных граждан, исполнявших трудовые обязанности, на индивидуальном лицевом счете которых производились накопления страховых взносов.

Для устранения указанной проблемы необходимо внести изменения в Закон о страховых взно-

сах [6], предусмотрев в нем обязательность уплаты страховых взносов с денежного довольствия военнослужащих.

3) Исчисление стажа для пенсии супругам военнослужащих

Супруги военнослужащих, как правило, живут вместе со своими мужьями - военнослужащими по месту прохождения службы. Далеко не всегда это большие населенные пункты, где можно найти работу по любой профессии или специальности. Закон о трудовых пенсиях предусматривает, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, включается период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности. Причем этот период засчитывается в стаж для пенсии в том случае, если ему предшествовали и (или) за ним следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), когда уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Однако следует вспомнить, что Закон о государственных пенсиях [7], действовавший до 1 января 2002 г., предусматривал, что в общий трудовой стаж, необходимый для пенсии по старости, включаются наравне с работой периоды проживания жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства. При этом никаких ограничений по продолжительности этих периодов Закон о государственных пенсиях не предусматривал.

Таким образом, действующий Закон о трудовых пенсиях ухудшил положение супругов военнослужащих по сравнению с ранее действовавшим законодательством. Это никоим образом не согласуется с общеправовым принципом неухудшения положения субъектов правоотношений. По общему правилу, закон, ухудшающий положение субъектов (например, ужесточающий наказание), обратной силы не имеет. Такой закон распространяет свое действие только на те отношения, которые возникли после вступления в силу этого закона. В праве социально-

го обеспечения вообще и в вопросах пенсионного обеспечения в частности наблюдается прямо противоположная ситуация когда принимаются и действуют законы, ухудшающие положение субъектов правоотношений и такие законы распространяются и на правоотношения, существовавшие задолго до принятия этих законов.

В этой связи специалисты отмечают, что в последнее время особую значимость приобретает проблема отсутствия преемственности правового регулирования отношений по социальному обеспечению [8]. Между тем правоведы обоснованно выступают за сохранение преемственности при изменении законодательства о социальном обеспечении. Так, В.Д. Зорькин подчеркивает, что в социальной сфере законодатель не может действовать радикально, поскольку социальные права имеют значение политического стабилизатора, обеспечивая возможность поступательного общественного развития без эксцессов и революционных потрясений [9]. А.М. Лушников, М.В. Лушникова пишут: «...в силу того. что многие социально обеспечительные отношения носят длящийся характер, законодательство о социальном обеспечении должно строиться на запрете поворота к худшему по сравнению с существовавшим до принятия новой нормы правовым положением получателя социальных выплат и услуг» [10].

Кроме того, есть еще одна жизненная ситуация, когда супруга военнослужащего не может работать. Это те периоды, когда супруги военнослужащих вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супруга, если по заключению учреждения здравоохранения их дети нуждаются в постороннем уходе. Если ребенок будет признан инвалидом, то в страховой стаж будет засчитан весь период ухода за таким ребенком. Если же ребенка инвалидом не признают, то время, когда женщина вынуждена не работать, ухаживая за больным ребенком, не будет засчитано ей в страховой стаж.

В данном случае также необходимо изменить нормы действующего закона о трудовых пенсиях, предусмотрев возможность включения в страховой стаж супругов военнослужащих тех периодов, когда они вынуждены были не работать и в связи с отсутствием возможности трудоустройства и по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов.

4) Исчисление страхового стажа

Говоря о пенсионном обеспечении супругов военнослужащих, нужно еще вспомнить о том, что есть проблемы, связанные с исчислением страхового стажа, затрагивающие не только данную категорию, но и всех женщин нашей страны в целом.

Ранее действовавший Закон о государственных пенсиях предусматривал, что наравне с работой в общий трудовой стаж для пенсии включались периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет, но не более 9 лет в общей сложности, а также периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.

Действующий сегодня Закон о трудовых пенсиях включает в страховой стаж период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности. Что касается периодов профессиональной подготовки, то они полностью исключены из страхового стажа. Таким образом, женщина, имеющая троих детей и закончившая высшее учебное заведение по очной форме, сегодня в свои 55 лет при оформлении пенсии по старости потеряет 11 лет стажа, что вряд ли можно признать социально справедливым и оправдать экономическими интересами государства или еще какими-то причинами.

В последние годы государство много внимания уделяет вопросам социальной защиты семьи, охране материнства и детства. В рамках политики, направленной на повышение рождаемости, были введены родовые сертификаты; выплачивается материнский капитал при рождении второго (или последующих) детей после 1 января 2007 года; предусмотрено предоставление земельных участков семьям, имеющим 3 и более детей; утверждена национальная стратегия действий в интересах детей [11].

Между тем проведенный анализ законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих и членов их семей показал, что действующее законодательство, далекое от совершенства, весьма противоречиво по своему содержанию. Представляется, что в социальном государстве, которым согласно ст. 7 Конституции является Российская Федерация, женщина не должна задумываться над вопросом о

том, получать ли ей высшее образование, рожать детей или лучше работать, чтобы заработать страховой стаж для пенсии по старости.

Литература

1. Федеральный закон от 07.11.2011 N 306-Ф3 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» // Собрание законодательства РФ. 2011. N 45. Ст. 6336. Далее по тексту - Закон о денежном довольствии военнослужащих.

2. Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 9. Ст. 328. Далее по тексту - Закон о пенсиях военным.

3. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. N 52 (1 ч.). Ст. 4920. Далее по тексту - Закон о трудовых пениях.

4. Корякин В.М. Государственное пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, и их семей // Право социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Серия «Право в Вооруженных Силах - консультант». М., 2005.

5. Быковская Ю.В. О вопросах реформирования системы пенсионного обеспечения в органах внутренних дел // Социальное и пенсионное право. 2011, N 4; Фатеев К.В., Харитонов С.С. О проблемах пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2010, N 9.

6. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» // Собрание законодательства РФ. 2009. N 30. Ст. 3738. Далее по тексту - Закон о страховых взносах.

7. Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» // Ведомости Советов народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1990. N 27. Ст. 351. Далее по тексту - Закон о государственных пенсиях.

8. Гусева Т.С. Проблемы реализации права на социальное обеспечение семьями, имеющими детей, в Рос-

В.Н. Аверина

сийской Федерации // Российский юридический журнал. 2012. № 1.

9. Зорькин В.Д. Конституция и права человека в XXI веке. М., 2008

10. См.: ЛушниковаМ.В., ЛушниковА.М. Курс права социального обеспечения. М., 2009.

11. Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» // Собрание законодательства РФ. 2012. N 23. Ст. 2994.

УДК 349.3

Аверина В.Н.

СООТНОШЕНИЕ АБСОЛЮТНЫХ И ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ДОГОВОРЕ ПРОСТОГО ТОВАРИЩЕСТВА

Статья посвящена особенностям договора простого товарищества, связанным с возникновением на его основе не только относительных правоотношений, характерных для обычных гражданско-правовых договоров, но и правоотношений общей долевой собственности, которые по своей правовой природе являются отношениями абсолютными.

The article is devoted to features partnership agreement related to his appearance on the basis of not only the relative relations characteristic of ordinary civil law contracts and relationships of common property, which by their nature are legal relations absolute.

Ключевые слова: договор простого товарищества, общая долевая собственность, относительные правоотношения, абсолютные правоотношения.

Key words: partnership agreement, total share ownership, the relative relationship, absolute relationship.

Традиционно в правовой доктрине договор рассматривается как юридический факт, порождающий относительные обязательственные правоотношения, т.е. правоотношения, в которых управомоченному лицу противостоят как обязанные строго определенные лица, за счет поведения которых удовлетворяются его потребности [1, с. 103-104].

Анализ законодательных положений, регулирующих правоотношения из договора простого товарищества, заставляет усомниться в их исключительно обязательственной природе, а некоторых исследователей - и вовсе сделать вывод о том, что отношения в простом товариществе обязательственными не являются [2].

Выражая несогласие со столь категоричным выводом, согласимся, однако, с тем, что отношения, складывающиеся в результате заключения договора простого товарищества, обладают существенным своеобразием, особенностями, не свойственными другим обязательствам [2].

Особенностью договора простого товарищества является то, что он порождает не только относительные правоотношения, что характерно для обычных гражданско-правовых договоров, но и правоотношения общей долевой собственности, являющиеся по своей правовой природе отношениями абсолютными.

Последние возникают между сторонами договора простого товарищества либо в момент внесения первым участником договорного правоотношения имущества в качестве вклада, которое, если иное не установлено законом или договором простого товарищества и не вытекает из существа обязательства (п. 1 ст. 1043 ГК РФ), становится общей долевой собственностью всех товарищей, либо в момент поступления в общую долевую собственность товарищей результата совместной деятельности, если общая долевая собственность на имущество, вносимое в качестве вклада, не была образована в силу соответствующего указания закона или договора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.