Научная статья на тему 'Работа органов государственной власти Российской Федерации по социальной адаптации лиц, уволенных с военной службы'

Работа органов государственной власти Российской Федерации по социальной адаптации лиц, уволенных с военной службы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
418
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / SERVICEMEN / ВОЕННЫЙ ПЕНСИОНЕРЫ / MILITARY PENSIONERS / ВЕТЕРАНЫ / VETERANS / ГОСУДАРСТВО / STATE / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / ПЕНСИЯ / PENSION / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL POLITICS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арабидзе И.Т.

В статье рассматривается деятельность органов государственной власти Российской Федерации в области социальной адаптации лиц, уволенных с военной службы. Проанализирован ряд нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок социальной поддержки со стороны государства данной категории граждан. Приведены данные социологического анализа социальной обеспеченности военнослужащих, завершивших службу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work of government bodies of the Russian Federation on social adaptation of persons retired from military service

In the article the author examines the activities of the government bodies of the Russian Federation in the field of social adaptation of persons retired from military service. A number of normative legal documents regulating the order of social support by the state of this category of citizens is analyzed. The data of the sociological analysis of the social security of servicemen who have completed service are given.

Текст научной работы на тему «Работа органов государственной власти Российской Федерации по социальной адаптации лиц, уволенных с военной службы»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 316.4 И. Т. Арабидзе

аспирант кафедры социологии Института международных отношений и социально-политических наук МГЛУ; e-mail: ati30@mail.ru

РАБОТА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦ, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

В статье рассматривается деятельность органов государственной власти Российской Федерации в области социальной адаптации лиц, уволенных с военной службы. Проанализирован ряд нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок социальной поддержки со стороны государства данной категории граждан. Приведены данные социологического анализа социальной обеспеченности военнослужащих, завершивших службу.

Ключевые слова: военнослужащие; военный пенсионеры; ветераны; государство; законодательство; пенсия; социальная политика.

Arabidze I. T.

PhD Student of the Department of Sociology, Institute of International Relations and Socio and Political Sciences, MSLU; e-mail: ati30@mail.ru

THE WORK OF GOVERNMENT BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION ON SOCIAL ADAPTATION OF PERSONS RETIRED FROM MILITARY SERVICE

In the article the author examines the activities of the government bodies of the Russian Federation in the field of social adaptation of persons retired from military service. A number of normative legal documents regulating the order of social support by the state of this category of citizens is analyzed. The data of the sociological analysis of the social security of servicemen who have completed service are given.

Key words: servicemen; military pensioners; veterans; the state; legislation; pension; social politics.

В настоящее время в Российской Федерации функции, задачи и деятельность органов исполнительной власти (федерального, муниципального уровня) по социальной адаптации граждан,

завершивших воинскую службу, осуществляются в рамках действующего законодательства. Изучение же фактического состояния правового регулирования социального обеспечения и адаптации граждан, уволенных с военной службы, проводилось в трудах отечественных ученых и исследователей [Вооруженные силы РФ-2005... 2006; Вооруженные силы РФ-2006... 2007; Оценка динамики и качества. 2011].

На сегодняшний день перечень льгот, предусмотренных для граждан, уволенных в запас, инвалидов военной службы, участников боевых действий, членов семей погибших военнослужащих, по мнению автора, можно считать достаточно обширным. Различные министерства, ведомства, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводят работу по совершенствованию механизма реализации принятых законодательных актов, дополняя их. Так, к примеру, обращает на себя внимание то, что в некоторых регионах России, Владимирской, Нижегородской, Тверской областях, реализуются дополнительные меры по социальной поддержке малообеспеченных семей бывших военнослужащих, особенно семей погибших солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров.

Со стороны органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях продолжается реформирование действующего законодательства в сфере социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, инвалидов военной службы. Далее остановимся на некоторых реформах, оказавших значительное влияние на социальную адаптацию, завершивших военную службу.

Реформа денежного довольствия военнослужащих, правовую основу которой составил Федеральный закон «О денежном довольствии и других выплатах военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации». Законом предусмотрено внесение некоторых изменений в Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...» № 4468-1, согласно которым подвергается корректировке методика исчисления размеров пенсий. Сама пенсионнообразующая база остается неизменной: в нее по-прежнему включаются оклады по воинской должности и воинскому званию, а также ежемесячная надбавка за выслугу лет. При этом порядок исчисления размера надбавки

за выслугу лет изменяется: ее максимальный размер при выслуге 25 лет и более составляет 40 % от суммы окладов по должности и воинскому званию вместо 70 % по состоянию на 2011 г. С 2012 г. при расчете пенсий военным пенсионерам учитывается не все денежное довольствие, включаемое в пенсионнообразующую базу, а только 30 %. С 1 января 2013 г. ежегодная пенсионнообразую-щая база начала увеличиваться на 3,5 %, пока не достигнет 100 %. Это произойдет к 2031 г.

В 2012 г. произошел решительный прорыв в преодолении негативной тенденции на уменьшение разрыва между военной и гражданской пенсиями. В связи с принятием федеральных Законов № 306-ФЗ и № 309-ФЗ существенно повысились все категории военных пенсий. На конец 2013 г. средние военные пенсии граждан, уволенных с военной службы, достигли размера 20 тыс. 311 руб. Соотношение между военной и гражданской пенсиями составило 1,98 раза. В 2013 г. в сравнении с 2012 г. размер военных пенсий в среднем повысился на 8,3 % (что выше уточненного прогнозного уровня инфляции в 2013 г. - 6,1 %) [Оценка динамики и качества... 2011].

Тем не менее, по мнению автора, существует ряд проблем пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы (даже с учетом вновь принятого закона), которые нуждаются в разрешении, в том числе путем совершенствования правового регулирования.

1. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» военная служба, наряду с государственной гражданской службой и правоохранительной службой, входит в систему государственной службы. Вместе с тем единство подходов к организации государственной службы не соотносится с единством подходов к организации пенсионного обеспечения на государственной гражданской службе и военной (правоохранительной) службах [Федеральный закон РФ. № 56-ФЗ... Электронный ресурс].

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» федеральным государственным гражданским служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее

15 лет в размере 45 % среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленных в соответствии с Федеральным законом РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 % среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости либо общая сумма пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по инвалидности не может превышать 75 % среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего, определенного в соответствии со ст. 21 указанного Федерального закона РФ [Оценка динамики и качества. 2011].

Размеры пенсий за выслугу лет военнослужащих (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) определяются в порядке, предусмотренном изменениями в Законе Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Указанным законом предусмотрено, что военная пенсия за выслугу лет выплачивается гражданам, уволенным с военной службы при наличии 20 лет выслуги с учетом окладов по воинской должности, воинскому званию (в размере 54 % от них) и надбавки за выслугу лет (в размере 54 % от них). Максимальный размер надбавки при выслуге 25 лет и более будет составлять 40 % от суммы окладов по должности [Федеральный закон РФ № 4468-1. Электронный ресурс].

Таким образом, например, при наличии выслуги равной 20 годам у федерального государственного гражданского служащего и у военнослужащего пенсия первому будет выплачиваться в размере 60 % среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего, а пенсия второму будет выплачиваться в размере 54 % (с 2013 г. - 56 %) от оклада по воинской должности, оклада по воинскому званию и 32 % процентной

надбавки за выслугу лет. При прочих равных условиях военная пенсия получается в 1,3 раза меньше [Оценка динамики и качества. 2011].

2. Трудовая пенсия складывается из базовой, страховой и накопительных частей, каждая из которых имеет свой источник финансирования: базовая часть трудовой пенсии формируется за счет единого социального налога, поступающего в федеральный бюджет страховая же и накопительная части трудовой пенсии финансируются за счет страховых взносов, уплачиваемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Страховые взносы являются индивидуально возмездными обязательными платежами, их целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение трудовой пенсии в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете (ст. 3 Федерального закона РФ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). В условиях действующего правового регулирования размер будущей трудовой пенсии (ее страховой и накопительной частей) напрямую зависит от суммы накопленных на лицевом счете страховых взносов, которые уплачивались страхователями. На 30 ноября 2013 г. во всех субъектах Российской Федерации проживало 3,29 млн граждан, ранее проходивших военную службу по контракту, из которых всего 1,4 млн (42,2 %) уволены с правом на пенсию за выслугу лет или на пенсию по инвалидности, а 1,89 млн человек уволены с военной службы по контракту без права на указанные пенсии [Оценка динамики и качества. 2011].

Учитывая, что в период военной службы не осуществляется пенсионное страхование военнослужащих и у них не формируется страховое обеспечение будущей трудовой пенсии, категория граждан, уволенных с военной службы без права на пенсию, ставится в неравное положение с остальными гражданами, исполнявшими трудовые обязанности, на индивидуальном лицевом счете которых производились накопления страховых взносов.

3. Программа государственного софинансирования пенсионных накоплений была введена в действие Федеральным законом РФ № 56-ФЗ от 30 апреля 2008 г. «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». Она позволяет увеличить любому военнослужащему свою будущую

пенсию, а для военнослужащих-контрактников становится сегодня единственным реальным источником грядущей пенсии в том случае, если они уволились до истечения 20 лет службы, и тем самым не приобрели права на военную пенсию.

Программа фактически стартовала в 2008 г. Ее суть заключается в увеличении гражданами своей пенсии за счет собственных добровольных взносов на накопительную часть пенсии, а также за счет софинансирования государством дополнительных пенсионных накоплений. В течение 10 лет в случае откладывания 12 тыс. руб. в год (1 тыс. руб. в месяц) государство на паритетных началах добавляет еще 12 тыс. [Федеральный закон РФ № 30.04.2008. Электронный ресурс].

Для военного пенсионера, достигшего пенсионного возраста, имеющего право на страховую часть трудовой пенсии и не обратившегося за ней, это означает возможность получать пенсию по линии Минобороны России одновременно увеличить в 4 раза, за счет государственного софинансирования, свои добровольные взносы на накопительную часть пенсии. Самое интересное в том, что для военного пенсионера возможности софинансирования весьма привлекательны. Есть специальные условия для граждан, достигших пенсионного возраста (для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет). Если они не обращаются в Пенсионный фонд России за начислением одной из частей трудовой пенсии, то для них объем государственного софинансирования увеличивается в 4 раза, но не превышает 48 тыс. руб. в год.

4. Новыми законами установлено постепенное (в течение 23 лет) повышение урезанной пенсии до изначально рассчитанного 100 % размера. Путем ее ежегодного повышения на 2 %. В том числе военнослужащим, которые уволились 10-15-20 лет назад. Объяснение новому порядку имеется лишь одно: не дать нынешним отставным офицерам получать слишком большую пенсию, пропорциональную повышенному в три раза денежному довольствию действующих военных. Пенсия любого уволенного военнослужащего в 2012 г. составила по установленным нормам всего 21-22 % от полного денежного довольствия, которое он получал бы на своей последней должности и при своем последнем звании. Получить же сразу полноразмерную пенсию смогут только те военнослужащие, которые будут увольняться после 2031 г.

С 1 января 2012 г. инвалиды вследствие военной травмы дополнительно к пенсии стали получать ежемесячную денежную компенсацию. Ее размер с 1 апреля 2013 г. составил для инвалидов I группы 14 770 руб., для инвалидов II группы - 7 385 руб. и III группы - 2 954 руб. Уволенный по инвалидности военнослужащий-контрактник вне зависимости от звания также в качестве компенсации единовременно будет получать 2 млн руб., призывник, уволенный по тем же основаниям, будет получать 1 млн руб. Если произошла трагедия и военнослужащий погиб при исполнении служебных обязанностей, его семье будет единовременно предоставлено 3 млн руб. [Оценка динамики и качества. 2011].

Несмотря на ряд принятых мер по улучшению социальной поддержки и адаптации граждан, уволенных с военной службы, описанных выше, данная государственная деятельность, как полагает автор, нуждается в определенном совершенствовании. Об этом дают основания утверждать данные научно-исследовательской работы, проведенной при участии автора в рамках мониторинга социально-экономического и правового положения граждан, уволенных с военной службы.

Практика показывает, что, несмотря на гарантированное государством правовое положение указанной категории граждан, их права нарушаются. Наибольшее число нарушений в отношении военнослужащих, уволенных в запас, было отмечено при реализации их прав и льгот по медицинскому обслуживанию: невозможность оперативно попасть на прием к врачам-специалистам, получить направление в госпиталь, путевку в санаторий и особенно, бесплатно необходимые лекарства.

Часть бывших военнослужащие назвали полностью или частично несправедливыми правовые нормы, касающиеся их прав в сфере образования, переподготовки, повышения квалификации и трудоустройства. Многие лично сталкивались в последние два года с нарушением своих прав по данному вопросу. Это выражалось в создании для военнослужащих запаса и членов их семей различных бюрократических препятствий при реализации права на бесплатное обучение и переподготовку, ограничении возможностей такой переподготовки (узкий перечень специальностей), нежелании работодателей брать в компанию (фирму) специалиста в возрасте старше 45 лет [Оценка динамики и качества. 2011].

Жилищный вопрос для бывших военнослужащих на протяжении длительного времени оставался одним из самых тяжелых и сложных. Вместе с тем за истекшие 3 года (с 2011 по 2013 гг.) ситуация с обеспечением военнослужащих запаса жильем изменилась в лучшую сторону, прежде всего благодаря тому, что в последние годы Правительством Российской Федерации была проделана большая работа по решению жилищной проблемы военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. Число семей бывших военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, уменьшилось за пять лет почти в 3 раза (32 057 семей в 2009 г. и 12 470 семей в 2013 г.) [Вооруженные силы РФ-2005... 2006].

В последние годы на федеральном и муниципальном уровнях государственной власти решалась также еще одна проблема - семьи, проживающие в оставленных войсками военных городках. Как правило, после ухода войск и до перехода на баланс местных администраций (если такое планировалось) в бывших военных городках начинались существенные проблемы с отоплением, подачей воды, газа, вывозом мусора, обучением детей и т. п. В данных городках находились, стоящие на особом учете семьи военных пенсионеров, погибших военнослужащих, имеющие в своем составе несовершеннолетних детей или инвалидов. Местные администрации принимали активные меры к нормализации ситуации, в том числе к переселению указанных семей, если была такая возможность.

Следует отметить, что за последние пять лет ситуация претерпела позитивные изменения: за этот период число семей, проживающих в оставленных войсками военных городках уменьшилось почти в 4 раза. По данным Минтруда России, на 1 ноября 2013 г. в оставленных войсками военных городках проживали 1 910 семей, в том числе: семей военных пенсионеров - 1 878; семей, имеющих в своем составе несовершеннолетних детей, - 133; семей, имеющих в своем составе инвалидов, - 63; семей погибших военнослужащих - 32. Особенно много таких семей было в Тамбовской (448) и Амурской (307) областях. Как и в предыдущие годы, оставленные войсками военные городки, не берутся на баланс муниципальных органов власти, прежде всего из-за отсутствия необходимых бюджетных средств, направляемых на приведение оставленного военными жилого фонда в порядок, а также инвестиционных

поступлений на эти цели (инвесторы к этому исключительно важному делу привлекаются мало) [Вооруженные силы РФ-2006... 2007].

Подводя итог практическому анализу места и роли органов государственной власти Российской Федерации, местного самоуправления, общественного сектора в социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, сформулируем некоторые выводы:

1) в настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации действуют не только федеральные, но и региональные нормативно-правовые акты, программы, механизмы, направленные на совершенствование, улучшение социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, ветеранов и инвалидов боевых действий. Данная комплексная поддержка как со стороны федеральных и региональных властей, как мы полагаем, оказывает положительный эффект на социальную адаптацию рассматриваемой категории граждан;

2) реализуемые с 2012 г. поправки в российское законодательство, касающееся социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, ветеранов и инвалидов боевых действий оказали положительный эффект на адаптацию указанных категорий. Однако и в этом направлении государственной работы есть свои недостатки и нерешенные проблемы, рассмотренные в данной статье.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вооруженные силы Российской Федерации - 2005 / науч. ред. : В. Н. Путилов. М. : Ред. издат. центр МО РФ, 2006. 292 с. Вооруженные силы Российской Федерации - 2006 / под ред. Ю. Балуев-

ского. М. : Агентство «Военинформ», 2007. 624 с. Оценка динамики и качества изменений социально-экономического положения граждан, уволенных с военной службы, инвалидов военной травмы, членов семей погибших военнослужащих по результатам ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей: научно-исследовательская работа / под. ред. С. С. Соловьева, Л. В. Пе-вень, О. И. Шевардиной. М. : ВНТИЦ, 2011. 126 с. Федеральный закон РФ от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии

и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». URL. www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 155673/?frame=115

Федеральный закон РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 (ред. от 04.11.2014 г., с изм. от 01.12.2014 г.) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015 г.). URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_165950/

Федеральный закон РФ от 27.05.2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ (действующая редакция от 02.07.2013 г.). URL: www.consultant.ru/popular/gossluzh/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.