Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ТУРИЗМА: ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ'

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ТУРИЗМА: ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / БАНКРОТСТВО / ЭКОНОМИКА / ДЕВАЛЬВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салахова Л.Б., Рафиков Р.И.

В данной статье рассматривается, как влияют экономические санкции на развитие российского туризма. На современном этапе проблема развития туризма в России становится очень важной, т.к. данная отрасль является благоприятной средой для функционирования предприятий малого бизнеса. Туристический бизнес стимулирует развитие таких отраслей хозяйства, как: торговля, сельское хозяйство, строительство, связь и другие. Исходя из этого, данная тема является актуальной и важной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Салахова Л.Б., Рафиков Р.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF ECONOMIC SANCTIONS ON THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN TOURISM

This article examines the impact of economic sanctions on the development of Russian tourism. At the present stage the problem of development of tourism in Russia becomes very important, because this sector is a favorable environment for functioning of small businesses. Tourist business stimulates the development of such industries as: trade, agriculture, construction, communication and others. Based on this, this topic is urgent and important.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ТУРИЗМА: ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ»

Официальный сайт, URL: http://www.miratorg.ru/default.aspx

2. 50 крупнейших компаний агропромышленного комплекса России в рейтинге-2014 [Электронный ресурс] // Институт Конъюнктуры Аграрного Рынка, URL: http://ikar.ru/articles/ 134.html

3. Диверсификация [Электронный ресурс] // Википедия свободная энциклопедия, URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Диверсификация

4. Диверсификация. - [Электронный ресурс] // Записки маркетолога, URL: http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_d/diversification/

5. Любимые бренды россиян - [Электронный ресурс] // Omi Online Market Intelligence, URL: http://www.top20brands.ru/ru/brand/brand_miratorg.html

6. Савенкова И.В. Потенциал наращивания конкурентных преимуществ рыночных субъектов: сущность и алгоритм его оценки // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, № 7. - 2012.

УДК 338.48

Салахова Л.Б. студент 3 курса экономико-математический факультет

Рафиков Р.И. старший преподаватель Нефтекамский филиал БашГУ Россия, г. Нефтекамск РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ТУРИЗМА: ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ Аннотация. В данной статье рассматривается, как влияют экономические санкции на развитие российского туризма. На современном этапе проблема развития туризма в России становится очень важной, т.к. данная отрасль является благоприятной средой для функционирования предприятий малого бизнеса. Туристический бизнес стимулирует развитие таких отраслей хозяйства, как: торговля, сельское хозяйство, строительство, связь и другие. Исходя из этого, данная тема является актуальной и важной.

Ключевые слова: туризм, экономические санкции, банкротство, экономика, туристический бизнес, девальвация.

Salakhova L.B. student

3rd year, Economics and mathematics Department Neftekamsk branch of Bashkir state University

Russia, Neftekamsk Rafikov R.I. senior lecturer

Neftekamsk branch of Bashkir state University

Russia, Neftekamsk THE IMPACT OF ECONOMIC SANCTIONS ON THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN TOURISM.

Abstract. This article examines the impact of economic sanctions on the development of Russian tourism. At the present stage the problem of development of tourism in Russia becomes very important, because this sector is a favorable environment for functioning of small businesses. Tourist business stimulates the development of such industries as: trade, agriculture, construction, communication and others. Based on this, this topic is urgent and important.

Key words: tourism, economic sanctions, Bankruptcy, economy, tourism business, devaluation.

«Состояние неустойчивого равновесия» - вот как можно охарактеризовать сегодняшнее состояние российской туристической отрасли.

Понятие санкций связано с мерами принуждения экономического либо политического характера, которые применяются в отношении стран, считающимися нарушителями законодательства на международном уровне. Данные меры принуждения направлены на то, чтобы заставить объект санкций следовать определенному поведению, который будет согласовываться с нормами международного права217.

Формы санкций отличаются своей разнообразностью - от бойкотирования каких-либо отдельных мероприятий до введения полного запрета на международную торговлю товарами и услугами. Санкции США, ЕС и других стран, которые были введены в 2014 г. против РФ, и ответное продовольственное эмбарго РФ - это весьма серьезное противостояние Запада и России. Первый пакет санкций (март 2014 г.) со стороны США, Евросоюза предусматривал визовые и имущественные санкции против граждан РФ, включенных в специальные списки (так называемые «список ЕС» и «список США») 218. Дальнейшее расширение санкций привело к сворачиванию проектов, разрабатываемых совместно с российскими

217 Братерский М.В. Торгово-экономические санкции: эффективность, цена, проблемы использования // Безопасность Евразии. - 2009. - № 2. - С. 335.

218 Хронология введения санкций в отношении РФ в связи с событиями на Украине [Электронный ресурс]: RIA.RU. - Информационное агентство «Риа.Новости. Россия сегодня». - Электрон. дан. - URL: https://ria.ru/spravka/20170306/1488948956.html (дата обращения: 28.03.2017 г.).

правительственными органами и коммерческими организациями в самых разных сферах.

Не стала исключением и туристская индустрия, где:

1) сократились туристские потоки из России в Европу;

2) увеличились риски реализации совместных инвестиционных проектов в сфере гостеприимства;

3) ухудшился имидж России как страны, благоприятной для въездного туризма.

Экономические санкции, в первую очередь, направлены на причинение максимального вреда народу страны, ставшей объектом санкций. Это делается для того, чтобы люди стали активнее воздействовать на свое правительство с целью изменения социально-экономических и политических условий.

До введения экономических санкций (2009-2013 гг.) проходил благоприятный период повышения потребительского спроса на рынке туристских услуг, вхождения в мировой экономический кризис и относительно быстрое после него восстановление. Национальная туристская индустрия активно поддерживалась и, в принципе, поддерживается государством - действует федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)» с общим объемом финансирования около 10 млрд. долл. США. Благодаря этой программе многие российские регионы приняли собственные программы поддержки туристской сферы219.

До санкций российский туризм характеризовался двумя тенденциями (рисунок 1)

219 Постановление Правительства Российской Федерации № 644 от 2 августа 2011 г. «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)» // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. - [М., 2016]. - Электрон. текст. дан. - Послед. обновление 25.02.2017 г.

Так, росло число, как независимых гостиниц, так и мировых гостиничных цепей (Hilton, Kempinski, Radisson SAS, Novotel, Park Inn и др.), увеличивался их номерной фонд и уровень загрузки. Многие индикаторы туризма демонстрировали положительную динамику.

Это связано с неразвитостью региональной туристской

инфраструктуры и угрозами терроризма, прежде всего, на территории Северного Кавказа.

Рисунок 1 - Тенденции развития Туризма в России

Покупательская способность также очень важна для национальной валюты. Данный экономический показатель показывает, за какую сумму потребитель может приобрести товары и услуги при существующем уровне цен. Российский рубль стремительно падает по сравнению с иностранной валютой. Импортные товары растут в цене, а зарплаты населения России остаются неизменными. При всём, при этом дорожают не только бензин, автомобили и бытовая техника - для большинства населения роскошью становится и отдых за рубежом.

Весьма сильный удар девальвация нанесла по российским туристам, обрушив европейское направление, продажи по которому уменьшились в сезоне 2014 г., по данным туроператоров, на 30-50 %.

Рекордно низко упавший рубль приостановил поток туристов из России в Финляндию. Российские компании предлагают сейчас турпутевки по умеренной цене или же придумывают акции: такие, как: 3 ночи в гостинице предоставляют по цене двух, что указывает на то, что финских туристов хотят видеть в России (да и не только финских).

Кризис туристского сектора усилила негативная политико-

экономическая ситуация в России, которая сложилась в результате введения экономических санкций, вместе с девальвацией рубля и разорением крупных игроков отрасли. Польша, США, Латвия, Швеция, Великобритания, Германия, Чехия, Норвегия, Франция - это далеко не полный перечень стран, которые приостановили сотрудничество с Россией во многих ключевых отраслях экономики по причине наложенных санкций.

Все ведущие игроки отрасли во главе с Ростуризмом признают, что санкции Евросоюза и США влияют на кризис туристской отрасли. Появляется эффект недоверия народа, который проявляется в том, что изменяются условия ведения туристского бизнеса, а к самим участникам рынка ужесточаются требования иностранных партнеров, страховых компаний и банков. Санкции сказываются и на настроении потребителей туристских услуг. Если люди видят негативные новости, это сразу же сказывается на туризме, причем значительно больше чем на других отраслях. Например, известное крушение самолета по всему миру вызывает ажиотаж не только на наделю, две или целый месяц, но и на целый сезон.

Существует множество причин, благодаря которым банкротами становятся все больше туристических фирм. Ниже (таблица 1) рассмотрим список ведущих российских туроператоров, приостановивших деятельность в 2015 г.220.

Таблица 1 - Список ведущих российских туроператоров, приостановивших деятельность в 2015 г._

№ Наименование туроператоров банкротства Дата приостановления Количество пострадавших туристов Наименование страховой компании Сумма страхового возмещения

1 ООО Туристическая компания «Русские каникулы» 10.04.2015 - Либерти Страхование (ОАО) 30 000 000

2 ООО «Коннайсанс Тур» г. Москва 19.05.2015 - Либерти Страхование (ОАО) 30 000 000

3 Компания Голд Лайн 16.07.2015 - УНИВЕРС -ГАРАНТ (ООО) 30 000 000

4 ООО «Городское агенство по туризму «Трайв-тур Санкт-Петербург»» 31.07.2015 Более 30 туристов ГАЙДЕ 500 000

220

Банкротство туроператоров 2015 [Электронный ресурс]: WORLD-S.RU. -Информационно -туристический портал о туризме и авиации «WORLD-S». - Электрон. дан. - URL: http://world-s.ru/newsturizma/1871-bankrotstvo-tuorperatorov-2015 (дата обращения 20.03.2017 г.).

Причины банкротства туроператоров можно представить в виде таблицы 2 221.

Таблица 2 - Причины банкротства туроператоров.

№ Наименование туроператоров банкротства Причины банкротства

1 ООО Туристическая компания «Русские каникулы» Снижение спроса на туристические продукты на фоне общей экономической ситуации в стране, непредвиденного роста курса валют

2 ООО «Коннайсанс Тур» г. Москва Падение спроса на туристические продукты, экзотические страны на фоне экономической ситуации в стране

3 Компания Голд Лайн Резкое падение спроса на турпродукты, повлекшее недостаточность оборотных средств

4 ООО «Городское агенство по туризму «Трайв-тур Санкт-Петербург»» Снижение спроса на туристические продукты

Таким образом, 2016 г. выдался очень тяжелым для туристского рынка России. В случае продления санкций против России и дальнейшего падения рубля, следует ожидать продолжительный спад российского туризма. В связи с этим для повышения устойчивости туристического бизнеса России следует провести переориентацию российского туризма. Другими словами, нужно переформировать направления туристского комплекса с выездного на внутренний туризм.

Это чрезвычайно сложная задача, но при продуманности политики, вполне реализуемая. Для этого нужно, в первую очередь, активировать инвестиционную деятельность в форме не только прямых, но и портфельных инвестиций. На сегодняшний день инвестиции могут осуществляться только за счет внутренних источников. Туристические фирмы должны заострить внимание на совершенствовании, формировании туристских продуктов, которые будут связаны с различными программами на внутреннем уровне туризма.

В глазах россиян регионы должны выглядеть как зоны, благоприятные для различных видов туризма. По показателю «цена-качество» они не должны уступать мировым туристским центрам. Поэтому большую часть политики нужно уделять формированию имиджа регионов России, позволяющие подчеркнуть природные и социокультурные контрасты в разных местах и в любое время года.

Использованные источники: 1. Братерский, М.В. Торгово-экономические санкции: эффективность, цена,

221 Банкротство туроператоров 2015 [Электронный ресурс]: WORLD-S.RU. -Информационно -туристический портал о туризме и авиации «WORLD-S». - Электрон. дан. - URL: http://world-s.ru/newsturizma/1871-bankrotstvo-tuorperatorov-2015 (дата обращения 20.03.2017 г.).

проблемы использования / М.В. Братерский // Безопасность Евразии. - 2009. - № 2 - С. 335-347

2. Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 № 64 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)»» // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. - [М., 2016]. - Электрон. текст. дан. -Послед. обновление 25.02.2017 г.

3. Хронология введения санкций в отношении РФ в связи с событиями на Украине [Электронный ресурс]: RIA.RU. - Информационное агентство «Риа.Новости. Россия сегодня». - Электрон. дан. - URL: https://ria.ru/spravka/20170306/1488948956.html (дата обращения: 28.03.2017 г.).

4. Банкротство туроператоров 2015 [Электронный ресурс]: WORLD-S.RU. -Информационно-туристический портал о туризме и авиации «WORLD-S». -Электрон. дан. - URL: http://world-s.ru/newsturizma/1871-bankrotstvo-tuorperatorov-2015 (дата обращения 20.03.2017 г.).

5. Банкротство туроператоров 2015 [Электронный ресурс]: WORLD-S.RU. -Информационно-туристический портал о туризме и авиации «WORLD-S». -Электрон. дан. - URL: http://world-s.ru/newsturizma/1871-bankrotstvo-tuorperatorov-2015 (дата обращения 20.03.2017 г.).

Самаркин С. В.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АДВОКАТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституция Российской Федерации (далее по тексту - Конституция) в ст. 48 гарантирует каждому право на квалифицированную юридическую помощь 222 . Одним из ключевых институтов гражданского общества, обеспечивающих реализацию данного положения, является институт адвокатуры. Процесс формирования российской адвокатуры в её современном состоянии на данный момент является незавершенным -вполне очевидно, что для того, чтобы каждый конкретный институт гражданского общества выполнял свои функции в полной мере, необходимо прохождение им в своем развитии определенных стадий, проверка «на прочность», и выработка путей решения вопросов, возникающих в ходе деятельности.

Ряд представителей юридического сообщества среди основных тенденций развития института адвокатуры в российской правовой системе выделяет возможность внедрения специализации адвокатов и введения монополии на представление интересов в судах 223 . Краткому обзору указанных тенденций и посвящена настоящая статья.

222 Конституция Российской Федерации // СЗ РФ. 04.08.2014. № 31. ст. 4398.

223 См., напр.: Семьянов Е.В. Современные тенденции развития организации российской адвокатуры // Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ. 2011. № 3. С. 153 - 157; Киминчижи Е. Нет предела совершенству // ЭЖ-Юрист. 2014. № 47. С. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.