СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ, КОМПЛЕКСОВ, ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ СФЕРЫ УСЛУГ
SOCIO-ECONOMIC ASPECTS OF DEVELOPING INDUSTRIES, COMPLEXES, BUSINESSES AND ORGANIZATIONS OF SERVICES SECTOR
УДК 338.48
DOI: 10.24411/1995-042X-2020-10212
БРАЗЕВИЧ Дмитрий Святославович
Санкт-Петербургский университет гражданской авиации (Санкт-Петербург, РФ);
кандидат социологических наук, доцент; [email protected]
МИТРОФАНОВ Сергей Владимирович
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (Санкт-Петербург, РФ); кандидат экономических наук, доцент; [email protected]
АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
M
ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ РФ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
Наиболее важным критерием развития любой отрасли экономики является возможность достижения положительного социально-экономического эффекта, связанного с реализацией государственной программы. В туризме это, прежде всего создание новых рабочих мест, увеличение объема производства товаров, выполняемых работ, оказываемых туристам услуг в субъектах Российской Федерации и налоговых отчислений в бюджеты всех уровней. В условиях затянувшегося экономического кризиса, развитие такой обособленной отрасли как туризм, представляется затруднительным, однако анализ данной сферы с точки зрения экономических показателей помогает выявить тенденции и закономерности, позволяющие прогнозировать развитие отрасли. Ближе к концу второго квартала 2014 г. последствия внешней политики государства и общая экономическая нестабильность в мире положили основу для перехода в состояние затяжного (как выяснилось позже) кризиса. Немногие отрасли смогли самостоятельно преодолеть те негативные изменения. Пожалуй, в большей степени глобальным изменениям и реорганизации подверглась туристская отрасль РФ. Переориентация на другие сегменты туристского рынка, временное удерживание цен для российских туристов иностранными и российскими туроператорами не смогли предотвратить тяжелых последствий для кризиса отрасли. До конца третьего квартала за счет раннего бронирования показатели оставались стабильными, однако к концу кризисного года туристская отрасль показала практически полное отсутствие самостоятельности и понесла огромные потери. В данной статье проанализированы тенденции в туризме за последние 5 лет и роль туристской отрасли в экономике страны. Для наглядности и удобства сравнения приводятся данные Росстата и Ростуризма за 3 квартала каждого исследуемого года. В качестве итога предлагается прогноз развития на последующие года.
Ключевые слова: экономика, мировой экономический кризис, упадок, туризм, сервис
Для цитирования: Бразевич Д.С., Митрофанов С.В. Анализ экономических показателей функционирования и развития туристской отрасли РФ в условиях экономического кризиса // Сервис в России и за рубежом. 2020. Т.14. №2. С. 138-146. DOI: 10.24411/1995-042X-2020-10212.
Дата поступления в редакцию: 17 марта 2020 г. Дата утверждения в печать: 12 апреля 2020 г.
Бразевич Д.С., Митрофанов С.В. г-ртРГЗГЛМ
Анализ экономических показателей функционирования ЫЛ\/МЫ1 11/1
и развития туристской отрасли РФ в условиях экономического кризиса л^ух /пн I л
/КУ1 Н/\1 I
иЭС 338.48
ЭО!: 10.24411/1995-042Х-2020-10212
Dmitrij S. BRAZEVICH
Sergej V. MITROFANOV
Saint Petersburg University of Civil Aviation (St. Petersburg, Russia); PhD in Sociology, Associate Professor; e-mail: [email protected]
Saint Petersburg University of Civil Aviation (St. Petersburg, Russia); PhD in Economics, Associate Professor; e-mail: [email protected]
ANALYZING THE ECONOMIC INDICATORS OF THE TOURISM INDUSTRY FUNCTIONING AND DEVELOPMENT IN ECONOMIC CRISIS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. The most important development criterion of any sector of the economy is the possibility to achieve a positive socio-economic effect associated with the implementation of the state program. In tourism, this is, first of all, the creation of new jobs, an increase in the volume of production of goods, operations, tourist services, and tax payments to budgets of all levels in the entities of the Russian Federation. In the context of a protracted economic crisis, the development of such a separate industry as tourism seems difficult, but the analysis of this area in terms of economic indicators helps to identify trends and patterns that allow predicting the industry development. Towards the end of the second quarter of 2014, the consequences of the state's foreign policy and the general economic instability in the world laid the foundation for the transition to a state of protracted (as it turned out later) crisis. Few industries have been able to overcome these negative changes. Perhaps, to a greater extent, the tourism industry in the Russian Federation has undergone global changes and reorganization. Reorientation to other segments of the tourist market, temporary holding of prices for Russian tourists by foreign and Russian tour operators could not prevent the severe consequences for the industry crisis. Until the end of the third quarter, due to early booking, the indicators remained stable, but by the end of the crisis year, the tourism industry showed an almost complete lack of independence and suffered huge losses. This article analyzes trends in tourism over the past 5 years and the role of the tourism industry in the country's economy. For clarity and convenience of comparison, the data of Federal State Statistics Service and Federal Agency for Tourism for 3 quarters of each studied year are presented. As a result, the authors propose a development forecast for the next years.
Keywords: economy, world economic crisis, decline, tourism, service
Citation: Brazevich, D. S., & Mitrofanov, S. V. (2020). Analyzing the economic indicators of the tourism industry functioning and development in economic crisis in the Russian Federation. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 14(2), 138-146. doi: 10.24411/1995-042X-2020-10212. (In Russ.).
Article History Disclosure statement
Received 23 March 2020 No potential conflict of interest was reported
Accepted 12 May 2020 by the author(s).
© 2020 the Author(s)
This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/
Актуальность и проблема
В современной ситуации финансово-экономические кризисы никоим образом невозможно именовать уникальными. В масштабе города, отдельных регионах, в размахах государства, или всемирные финансовые потрясения - все без исключения наделены отрицательными аспектами и представляющие катализатором непостоянности интернациональной экономической и общественно-политической концепций. Предпосылки и итоги предыдущих глобальных финансово-экономических катаклизмов уже давным-давно изучены и разработаны следующие решения. Но, с каждым новым витком упадка все более ясна связь между общественно-политическим направлением в обществе и экономикой. Прямая ассоциация между политическими заключениями и общей экономикой является главным тормозящим аспектом в скором преодолении экономико-социальных упадков и не позволяет скорому нивелированию сопутствующих кризису проблем [1, с. 12-13].
В конце туристского сезона 2014 года последствия нового мирового экономического кризиса дошли и до РФ. Данные изменения пришлись на конец 3-го квартала и особо серьезно ощутимые последствия пришлись на первые месяцы 2015-го года, постепенно то, снижая, то увеличивая темпы упадка основных финансово-экономических показателей [1, с. 1213]. Дальнейшие года показывали похожую динамику с некоторым падением показателей экономики в начале года, замедленный рост ближе к концу второго квартала и некоторое улучшение в конце календарного года. Для анализируемой отрасли одним из важнейших факторов является сезонность и принято считать, что основной спад спроса в туризме начинается в октябре. Поэтому автор считает целесообразным, для полноты анализа сравнивать данные за первые 3 квартала каждого анализируемого года.
Таким образом, в рамках научного исследования были поставлены следующие задачи:
- провести анализ общеэкономических показателей страны;
- провести анализ туристской отрасли по каждому исследуемому году, выявить взаимосвязь с общеэкономическими тенденциями;
- сформулировать результаты анализа в виде предложений по преодолению кризиса.
Туристская отрасль и общие экономические показатели
До начала кризиса 2014 года в экономике РФ наблюдалось некоторое замедление роста, и, как утверждали специалисты, постепенный выход к рецессии1. Резкое снижение цен на нефть, боевые действия на территории бывшего СССР, присоединение новых областей и введение санкций послужили вкупе началу глубоко экономического упадка. На 2015 год прогноз Минэкономразвития и ЦМАКП не вселял уверенности в благоприятном исходе для многих отраслей, в том числе и для туристской, однако, забегая вперед, ему не суждено было оправдаться. Прогноз Минэкономразвития на 2019-й год более оптимистичен и в перспективе резюмирует рост основных показателей1.
В общем виде прогноз в конце 3-го квартала 2014 года на 2015 год по данным ЦМФКП и Минэконоразвития представлен в табл. 1.
Забегая вперед, и анализируя показатели развития экономики РФ по данным Минэкономразвития, крайне сложно выявить тенденции, касающиеся именно туристской отрасли, но в целом, экономические показатели страны будут расти. «Экспорт будет расти примерно на 2% в год, импорт - почти на 4%, торговый баланс и счет текущих операций будут постепенно сжиматься, но сократится почти до нуля и отток капитала. Данный прогноз основан на более реалистичной, траектории нефтяных цен. Новых шоков на нефтяном рынке в ближайшие 20 лет не предполагается»2. Аспекты
1 Официальный сайт Минэкономразвития России. 2019. URL: economy.gov.ru (дата обращения: 18.10.2019).
2 Еще 20 лет стагнации прогнозирует Минэкономразвития. 2019. URL: vedomosti.ru/economics/articles/2016/10/20 (дата обращения: 18.10.2019).
данного прогноза основных экономических показателей страны, составленного на 2015 год, лежат в основе анализа в данной статье.
В целом прогноз Минэкономразвития фактически гарантирует рост основных экономических показателей страны, что должно, в конечном итоге, благоприятно сказаться на анализируемой отрасли.
Суммарные показатели по основным экономическим критериям за 2015 год оказались ниже ожидаемых, однако 2016 год и последующие года показали определенную стабильность и рост, что позволило делать оптимистичные прогнозы на 2020 г. Общая картина по основным экономическим показателям отражена в табл. 2.
Таблица 1 - Прогноз развития экономики РФ на 2015 год 1
Экономические показатели Прогноз ЦМАКП Фактический показатель
базовый пессимистический
3 кв. 2015 3 кв. 2015
Бивалютная корзина, руб. 67,9 62,3 96,8 85 61
Инфляция, % 0,5 7,1 2,5 16,1 7,5
ВВП, % -2,8 -2,8 -6,4 -4,7 -0,8
Промышленность, % -1,7 -1,6 -5,6 -3,2 1,1
Инвестиции в основной капитал, % -8,1 -8 -21 -13,2 -3,5
Заработная плата, % -3,8 -3,9 -8,5 -6,5 -3,9
Реальные располагаемые доходы населения,% -3,3 -2,8 -6,9 -5,0 -2,8
Оборот розничной торговли, % -3,5 -2,8 -7,8 -5,8 -3,8
Платные услуги, % -3,1 -3,5 -5,9 -5,0 -3,8
Экспорт, $ млрд 99 379 79 326 432
Импорт, $ млрд 69 256 56 219 263
Торговый баланс, $ млрд 30 123 23 107 169
Таблица 2 - Фактические показатели развития экономики РФ и прогноз Минэкономразвития на 2020 год
Экономические показатели 2015 2016 2017 2018 2019 2020
(факт) прогноз факт прогноз факт прогноз факт прогноз
Бивалютная корзина, руб. 61 67,4 68,2 61,7 63,1 57,1 62,5 65,1 64,9
Инфляция, % 12,9 7 8,5 5,5 6,7 5,2 4,3 4,3 3,8
ВВП, % гг. -3,7 -0,3 -0,8 1,4 1,9 2,3 2,3 1,3 2,0
Промышленность, % -3,4 -0,6 -0,4 1,2 1,5 1,8 1,9 2,0 2,1
Инвестиции в основной капитал, % -8,4 -3,1 -5 1,6 2,1 3,7 4,3 3,1 7,0
Заработная плата, % гг. -9,3 -2,9 -3,5 1,7 2,9 2,1 7,8 1,1 2,0
Реальные располагаемые доходы населения,% -4 -4,1 -4 1,1 0,5 1,4 1,9 2,0 2,2
Оборот розничной торговли, % -10 -3,3 -2,5 1,5 2,1 3,5 2,3 2,0 2,7
Платные услуги, % -5 -3,1 -2,5 1,2 1,5 1,4 1,7 1,6 2,0
Экспорт, $ млрд 340 291 289,3 314 344 343 443 438 439
Импорт, $ млрд 194 176 179,4 188 212,2 207 249 258 274
Торговый баланс, $ млрд 111 121 123 124 127 132 135 168 187
Согласно Федеральной целевой программе развития туризма РФ до 2035 года3, туризм является одним из приоритетных направлений развития экономики страны. Ведущей предпосылкой всех проблем в туризме, как отрасли экономики РФ есть прямая связь от внешнеэкономической политики. Как правило, в различие от большинства государств, где туризм считается одним из ведущих источников пополнения государственной казны, в РФ предоставленная ветвь развивается в большей части за счет зарубежных финансовых вливаний. Финансирование становления анализируемой ветви экономической сферы не происходит периодически, но нацелено оно в большей степени на становление внутреннего и въездного туризма. Сообразно ФЦП, до недавнего времени, ведущими приоритетными направлениями туризма с точки зрения страны, а, значит, финансирования роста показателей, считались такие направления внутреннего и въездного туризма как водный, сельский и экологический. Выездной и международный виды туризма, а вернее, выгода от реализации турпродукта по представленным направлениям находится в зависимости не столько от внутриэкономических характеристик становления государства, сколько от курса государственной денежной единицы по отношению к основным валютам. Вполне разумно считать, что снижение курса рубля и удорожание продуктов и предложения в целом, отрицательно отразилось на туризме в большей мере. Переориентация на внутренний и въездной туризм не сумела восполнить издержки показателей отрасли, а только выявила кое-какие дефекты данных направлений. До начала упадка туризм входил в число явных фаворитов среди развивающихся секторов экономики и сохранял тенденции к увеличению показателей [1, с. 13].
Методология и результаты исследования Итак, анализируя последние несколько лет, нужно отметить, что 2014 год показал
снижение оборота всего на 3-4% по сравнению с предыдущим годом. Это обусловлено естественным приростом в доле въездного туризма 10-15%, раннего бронирования и роста курса основных валют [1, с. 13].
Уже в 2015 году область туризма потеряла намного больше, чем в кризисном году, а вместе с ней и вся экономика страны. Ожидания на возобновленные туристские территории никоим образом не оправдались. Кроме понижения числа проданных путевок за пределы РФ, увеличения темпов инфляции, грядущим негативным аспектом было разорение крупных туроператоров. Ко всему иному добавилось падение продаж по направленности въездного туризма. Удорожание курса ведущих денежных единиц по отношению к национальной валюте не вселяли позитивного настроения в быстром преодолении кризиса в туризме [1, с. 14].
Главным фактором банкротств предприятий туризма является падение спроса на осуществление туристской деятельности, как во въездном, так и в выездном туризме. Череда уходов с рынка крупнейших туроператоров спровоцировала колебания у жителей России в прочности работы функционирующих туроператоров, в связи с чем, функционирующие туроператоры ощущают трудности в привлечении новых покупателей и удержании постоянных. Другие туристские организации пытаются "остаться на плаву" за счет оказания дополнительных услуг потенциальным туристам, либо вынуждены проходить процесс реорганизации4. За первый год кризиса в туризме отрасль потеряла более 20 крупнейших туроператоров, среди которых такие крупные, как «Солвекс Турне», «Верса» и крупнейший туроператор Санкт-Петербурга «Нева Трэвел»4. За чередой банкротств крупнейших и крупных туроператоров последовала новая волна сотрясений в отрасли - уход с рынка более мелких туристских организаций - турагентов и турфирм,
3 Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 №2129-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года».
4 Информационно-Туристический портал WORLD-S 2011-2016. 2019. URL: world-s.ru (дата обращения: 18.10.2019).
занимающихся бронированием, экскурсионной и консультационной деятельностью.
По данным Росстата на конец 3-го
квартала 2019 года, в сравнении с предыдущими годами, статистика по выездному туризму выглядит следующим образом (табл. 3).
Таблица 3 - Выезд российских граждан за рубеж по наиболее популярным направлениям в
третьем квартале указанного года, чел.5,6
Направления и цели поездок 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Всего по наиболее популярным направлениям 6 487 492 4 342 781 5876 432 6 567 454 6 997 543 7 232 671
в т.ч. туризм 2 862 730 1 709 722 2 861 230 2 722 003 2 721 730 2 862 730
с целью служебные 161 199 128 709 115 202 167 134 164 346 167 219
Всего по всем странам 9 446 492 6 529 780 9 011231 9 446 475 9 722 492 10 022722
в т.ч. туризм 3 181 916 1 899 506 3 000 120 3 181 721 3 721 916 4 181 006
с целью служебные 215 797 178 873 211 721 213 424 296 722 228 799
Таблица 4 - Число выездных туристских поездок, тыс.
5,6,7
Страны 3 квартал 2015 (прирост к 2014, %) Страны 3 квартал 2016 Страны 3 квартал 2019 (прирост к 2018, %)
Всего 27 459 Всего 25780 Всего 26301
Абхазия 3 121 (-3,5) Абхазия 3475 Абхазия 2409 (+1)
Турция 3 123 (-11) Финляндия 2248 Финляндия 2193 (-1)
Казахстан 2 486 (-2) Казахстан 2115 Казахстан 1584 (+1)
Финляндия 2 352 (-5) Украина 1377 Таиланд 1482 (+0,6)
Египет 1 909 (-15) Китай 1183 Китай 1452 (+17)
Украина 1 266 (-2,5) Эстония 1122 Эстония 1167 (-5)
Эстония 1 109 (+5) Польша 840 Украина 1140 (-9)
Польша 1 008 (0) Германия 773 Турция 1023 (+49)
Китай 905 +4) Тайланд 723 ОАЭ 948 -10)
Германия 856 -1) Испания 692 Германия 921 +7)
Литва 569 +1) Кипр 665 Италия 807 +22)
Испания 592 +1) Италия 595 Польша 741 -7)
Таиланд 440 +8) Литва 568 Грузия 614 +28)
Италия 537 +3) Грузия 562 Вьетнам 567 +9)
Грузия 506 +1) Азербайджан 557 Испания 438 +9)
Греция 602 +1) Греция 544 Азербайджан 390 -12)
Азербайджан 460 +6) ОАЭ 518 Литва 363 -5)
Кипр 483 +1) Тунис 488 Чехия 315 -11)
ОАЭ 325 +2) Болгария 483 Франция 306 +1)
Болгария 397 +3) Франция 322 Армения 282 +19)
Франция 323 +1) Вьетнам 301 Индия 279 -11)
Чехия 274 +1) Турция 269 Израиль 249 +8)
Вьетнам 212 +6) Чехия 267 Латвия 234 -4)
Латвия 249 +1) Латвия 262 Ю. Осетия 138 -16)
Израиль 229 +1) Израиль 252 Швейцария 131 +5)
Другие страны 3 127 Другие страны 4581 Другие страны 5982
5 Федеральная служба государственной статистики. 2019. URL: gks.ru (дата обращения: 18.10.2019).
6 Государственная статистика. Официальный сайт. 2019. URL: fedstat.ru/indicator/38479 (дата обращения: 18.10.2019).
7 Федеральное агентство по туризму (Ростуризм). 2019. URL: russiatourism.ru/contents/statistika (дата обращения: 18.10.2019).
Однако, как уже упоминалось выше, 2016-й год за первые 3 квартала показал определенную стабильность по многим основным экономическим показателям, что не могло не отразиться на туристской отрасли. Анализируя данные по статистике внутреннего, въездного и выездного туризма, целесообразно для общего представления оперировать сведениями о количестве поездок российскими и иностранными туристами, нежели количеством туристов [3]. Для полноты картины данные о количестве выездных поездок за 3 квартала 2015, 2016 и 2019 годов приведем в табл. 4.
Как следует из табл. 4, в 2016 году произошло снижение общих показателей по сравнению с кризисным, 2015 годом, всего на 8%. Если учитывать резкие колебания курса рубля по отношению к основным мировым валютам в начале года, и увеличение спроса на выездные поездки в конце 2016 года, то показатель представляется стабильным, однако сопоставление данных по 2019 году и общий прирост по отношению к 2018 г., говорит о медленной, но положительной тенденции в среде выездного туризма с момента начала кризиса. К
положительным аспектам в области выездного туризма можно отнести сохранение иностранными туроператорами предельно допустимого низкого уровня цен для российских туристов. В дополнение к этому за последние три года резко увеличился срок мультикратных виз, выдаваемых россиянам в посольствах Греции, Италии и ряда прибалтийских и скандинавских стран [3].
Учитывая тенденции (табл. 2) по общим показателям, таким как: ВВП, заработная плата, реальные располагаемые доходы населения, экспорт и платные услуги, можно принять среднее значение роста и для туристской отрасли. Эти данные совместно с данными Рос-стата можно представить в виде табл. 5.
Как видно из данных табл. 5, туристская отрасль понесла значительные потери в 20142015 гг., однако, начиная с 2016 г. имеется положительная тенденция. Судя по данным таблицы, за 3 квартала 2019 года имеются все шансы выйти на показатели докризисного года. Аналогичным образом спрогнозируем развитие гостиничного бизнеса, оперируя статистическими данными Росстата, Ростуризма и прогнозом Минэкономразвития (табл. 6).
Таблица 5 - Основные показатели деятельности туристских фирм РФ 56,78
Показатели деятельности по годам 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 (3 квартала)
Число туристских фирм на конец года, всего 11324 11614 11893 12395 13580 13674 13689
в т.ч. занимались деятельностью туроператорской 478 445 349 549 723 751 762
туроператорской и турагентской 1362 1306 1159 1479 1723 1751 1753
турагентской 8936 9307 9701 9300 11134 11172 11174
только экскурсионной 548 556 684 1067 684 - -
Средняя численность работников, тыс. чел. 50 45 48 40 47 49 41
Число реализованных турпакетов, всего, тыс. 5384 4384 4024 3352 4390 4586 3326
из них гражданам России по территории России 969 992 1331 1529 1552 1635 1115
по зарубежным странам 4240 3253 2482 1625 2605 2575 2211
Стоимость реализованных турпакетов, всего, млн. руб. 249898 243453 239554 192624 281229 303738 222842
из них гражданам России по территории России 23876 25444 50517 49166 52290 59556 37892
по зарубежным странам 222002 214308 183970 138120 222171 234054 184950
8 Национальный туристический союз. Индустрия туризма в 2018 году: основные цифры. 2019. URL: rusunion.com/ industriya-turizma-v-2018-godu-osnovnye-cifry (дата обращения: 17.10.2019).
Таблица 6 - Основные показатели развития деятельности гостиничной сферы РФ
8,9,10,11,12
Статистические показатели по годам 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Число организаций, ед. 2 823 2 789 2 811 3276 3671 3782
Численность работ- средняя 1 043 285 1 273 741 1 311243 1 543 282 1 591 441 1 602 241
ников, чел. среднесписочная 957 730 1 191 740 1 217 452 1257 734 1 500 456 1 513 211
Среднемесячная начисленная заработная плата работников, руб. 37 713 40 044 42 114 43 643 47 342 48 324
Оборот, млрд. руб. 1 549,8 1 754,2 1 891,1 2 048,3 2 732,2 2 631,1
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. 231,3 368,9 391,3 452,3 734,9 441,3
Выручка (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), млрд. руб. 2 531,9 2 815,3 3 103,4 3 234,1 6 326,3 3 933,6
Прибыль, млрд. руб. 224,7 155,0 302,6 331,7 639,0 398,6
Убыток, млрд. руб. 211,7 325,4 141,7 171,7 179,3 *
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млрд. руб. 13,0 -170,4 161,0 160,0 459,7 *
Ввод новых основных фондов, млрд. руб. (значение показателя за год) 97,2 163,8 190,0 352,1 212,6 *
Степень износа основных фондов на конец года 26,9 34,1 31,3 24,2 23,1 *
гостиницы 10 328 11 976 10 822 21 871 12 271
санатории 1 378 395 356 395 388
Ввод в действие дома отдыха 1 482 709 730 724 730
объектов туризма туристские базы 1 522 358 371 434 452
мотели 516 25 149 404 234
кемпинги 86 28 60 56 60
Аналогичным образом можно спрогнозировать развитие гостиничной сферы, как неотъемлемой составляющие туристской отрасли на 2020 год. Однако зависимость туристской сферы от изменений основных экономических критериев более ощутима, нежели в гостиничном бизнесе. Виной тому ориентация на разные направления: в туризме преобладает выездной туризм, в гостиничной сфере -въездной и внутренний. Еще до кризиса 2014 года гостиничный бизнес отставал по темпам роста от выездного туризма, однако Олимпи-ада-2014 и ЧМ-2018 благоприятно повлияли не только на развитие гостиничного бизнеса на территории РФ, но и на имидж и привлекательность страны для иностранных туристов в целом. Благодаря последнему ЧМ, наблюдается
значительный прирост номерного фонда, ввод новых средств размещения, увеличение количества рабочих мест, и, как следствие увеличение прибыли почти в два раза, по сравнению с предыдущим годом. При этом сохраняется положительная тенденция роста, что дает право предполагать и дальнейший рост прибыли в 2020 году.
До сих пор направление спроса на внутренний туризм остается на уровне начала века, с преобладанием среди наших соотечественников выездного туризма. Политика государства в данной области пока не позволяет переориентировать российских туристов на внутренний рынок. По-прежнему недостаточно развитая инфраструктура, высокие цены на перемещение по РФ, практически отсутствие
9 Федеральная служба государственной статистики. 1999-2019. URL: rosstat.gov.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/# (дата обращения: 17.10.2019).
10 ТурСтат - Про спорт, туризм и путешествия в России и СНГ. 2019. URL: turstat.com/russianstopforeigntravel2018 (дата обращения: 17.10.2019).
11 АТОР - Ассоциация туроператоров. 2019. URL: atorus.ru/news/press-centre/new/45762.html (дата обращения: 17.10.2019).
12 Ассоциация "Безопасность туризма". 2019. URL: tourismsafety.ru/news_one_1242.html (дата обращения: 17.10.2019).
должной рекламы и пропаганды заставляют потенциальных туристов выбирать международные направления [2].
Упадок в экономике любого государства, кроме неблагоприятных последствий содержит ряд положительных направлений. Касаемо анализа состояния и становления туризма РФ, результаты упадка в экономике выявили ряд положений, требующих доработки. Несовершенство туристской инфраструктуры и политики ценообразования на внутренние перемещения далеко не полностью отражают ситуацию в данной отрасли. Однако, экономический упадок способствовал выявлению данных и других аспектов и нашел отражение в федеральных целевых программах. Реализация ее мероприятий позволит осуществить качественное развитие сферы культуры и туризма, сформировать необходимый потенциал для эффективного функционирования в среднесрочной перспективе» [3].
Выводы
Подводя итоги анализа показателей функционирования и развития туристской отрасли РФ за последние пять лет, сопоставляя с общеэкономическими критериями, можно
сделать ряд выводов, совпадающих с основной политикой государственного развития отрасли. В первую очередь, это медленный рост показателей, как следствие преодоления стагнации. Как уже отмечалось ранее, рост основных показателей в последующие года будет несколько превышать данные по смежным отраслям и представляется в районе 5-8% (за счет увеличения показателей внутреннего туризма и номерного фонда в особенности). Вторым аспектом является переориентация на внутренний и въездной туризм (о чем свидетельствуют основные государственные программы развития отрасли), следующий аспект это прогрессирующее увеличение номерного фонда, а также сотрудничество на высшем уровне с представителями крупнейших мировых туристских рекреаций, что способствует сохранению докризисных позиций по выездному туризму. Третьим же аспектом преодоления кризиса в туризме, и как следствие, в стране является грамотная политика государства по увеличению привлекательности нашей страны среди иностранных туристов. Как следствие, нивелирование издержек выездного туризма, посредством увеличения въездного туристского потока.
Список источников:
1. Митрофанов С.В. Причины и последствия мирового экономического кризиса для туристской отрасли Российской Федерации // Экономика МЧС России. Управление. Инновации. Ресурсы. 2015. №2. С. 12-15.
2. Романов С.А. Основные проблемы развития туристской индустрии // Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН: Научные труды. Т.8. М.: Изд-во ФГбУН ИНП РАН. 2010.
3. Шариков В.И. Организация статистического наблюдения в туризме в современных условиях // Вестник РМАТ. 2015. №4. C. 48-54.
References
1. Mitrofanov, S. V. (2015). Prichiny i posledstvija mirovogo ekonomicheskogo krizisa dlja turistskoj otrasli Rossijskoj Federacii [Causes and consequences of the global economic crisis for the tourism industry of the Russian Federation]. Ekonomika MChS Rossii. Upravlenie. Innovacii. Resursy [Economy EMERCOM of Russia. Control. Innovation. Resources], 2, 12-15. (In Russ.).
2. Romanov, S. A. (2010). Osnovnye problemy razvitija turistskoj industrii [The main problems of the tourism industry development]. Institut narodnohozjajstvennogo prognozirovanija RAN [Institute for Economic Forecasting RAS]: Scientific works, 8. Moscow: Publ. house of FGBUN INP RAS. (In Russ.).
3. Sharikov, V. I. (2015). Organizacija statisticheskogo nabljudenija v turizme v sovremennyh uslovijah [Modern organization of statistical observation in tourism]. Vestnik RMAT[RMAT Bulletin], 4, 48-54. (In Russ.).