Научная статья на тему 'Развитие регионов в январе-ноябре 2019 г. : инерция Сохраняется'

Развитие регионов в январе-ноябре 2019 г. : инерция Сохраняется Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНЫ РФ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕГИОНОВ / БЮДЖЕТЫ РЕГИОНОВ / RF REGIONS / SOCIO-ECONOMIC SITUATION OF REGIONS / REGIONAL BUDGETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зубаревич Наталья Васильевна

Социально-экономическое развитие российских регионов в январе-ноябре 2019 г. было медленным за исключением восстановления жилищного строительства после кризисного спада быстрее всего это развитие шло в крупнейшей Московской агломерации страны. При слабом росте в истекшем году зарплат в подавляющем большинстве регионов сохранялся низкий уровень безработицы. Бюджетная ситуация была более благополучной, однако рост доходов бюджетов многих регионов в значительной степени обеспечивался увеличением трансфертов. Необходимость исполнения президентских указов отразилась в опережающем росте расходов бюджетов на национальную экономику и благоустройство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Regions in January-November 2019: Inertia Retains

The regions over January-November 2019 demonstrated stunted social and economic development. Except renewal in the residential construction sector following the recession the fastest rate of development was posted in the largest Moscow agglomeration. Amid the weak wage growth seen in the vast majority of the regions the low level of unemployment retains. The budgetary situation is favorable, however the revenues growth of the budgets of many regions in large measure is secured by the growth of transfers. The need to implement President’s Executive Orders was reflected in the outstripping growth of budgetary expenditure on national economy and provision of public amenities.

Текст научной работы на тему «Развитие регионов в январе-ноябре 2019 г. : инерция Сохраняется»

Регионы

РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ В ЯНВАРЕ-НОЯБРЕ 2019 г.: ИНЕРЦИЯ СОХРАНЯЕТСЯ

Н. В. ЗУБАРЕВИЧ

Социально-экономическое развитие российских регионов в январе-ноябре 2019 г. было медленным — за исключением восстановления жилищного строительства после кризисного спада быстрее всего это развитие шло в крупнейшей Московской агломерации страны. При слабом росте в истекшем году зарплат в подавляющем большинстве регионов сохранялся низкий уровень безработицы. Бюджетная ситуация была более благополучной, однако рост доходов бюджетов многих регионов в значительной степени обеспечивался увеличением трансфертов. Необходимость исполнения президентских указов отразилась в опережающем росте расходов бюджетов на национальную экономику и благоустройство.

Ключевые слова: регионы РФ, социально-экономическое положение регионов, бюджеты регионов.

Данные за январь-ноябрь 2019 г. по промышленному производству регионов в годовом выражении показывают сохранение прежних тенденций - умеренный промышленный рост продолжался1. Среди лидеров роста (без учета менее развитых регионов с небольшим объемом производства) по-прежнему были Ямало-Ненецкий автономный округ (17%) и Республика Саха (Якутия) (12%) - за счет добычи газа и нефти, Брянская (15%) и Московская (13%) области, Республика Бурятия (23%) и Приморский край (12%) - в основном за счет гособоронзаказа и пищевой отрасли.

Значительный промышленный рост в столичной агломерации обеспечил опережающую динамику в данном отношении всего Центрального федерального округа (более 8%); быстрее росла и промышленность Дальневосточного округа (почти 7%). Из-за спада промышленности в Ставропольском крае, Северной Осетии и, особенно сильно, в Дагестане (-25%) отрицательной была динамика показателя в Северо-Кавказском федеральном округе (-3%). Число регионов с промышленным спадом сократилось до 12; в наиболее индустриально развитых из них (Ярославская, Иркут-

ская области, Ненецкий автономный округ, Хабаровский край) спад был невелик - 1-3%. Близкую к нулевой динамику сохраняет главный регион добычи нефти - Ханты-Мансийский автономный округ, такая же ситуация и в Свердловской области.

Строительство в январе-ноябре 2019 г. к тому же периоду предыдущего года практически не росло (0,4%); среди крупных регионов наиболее сильный спад наблюдался здесь в С.-Петербурге (-22%). Однако ввод жилья быстро восстанавливался (рост на 8%) после значительного падения в 2016-2018 гг. Рост не был всеобщим - в 26 субъектах РФ ввод жилья в январе-ноябре истекшего года сокращался; наиболее значительным оказался спад (-1530%) в удаленных северных и восточных регионах (республики Коми, Бурятия, Ямало-Ненецкий автономный округ, Камчатский край) и в депрессивных территориях (Ивановская, Кировская области, Алтайский край и др.).

Жилищное строительство отражает продолжающуюся концентрацию населения страны в двух крупнейших агломерациях и устойчивую привлекательность юга. Московская агломерация концентрирует более 18% всего

Зубаревич Наталья Васильевна, главный научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, д-р геогр. наук, профессор (Москва), е-таН: [email protected]

1 См. статью А. С. Каукина и Е. М. Миллер в настоящем номере.

ввода жилья, С.-Петербург с Ленинградской областью - более 6%, следом идет Краснодарский край (почти 6%). Несмотря на быстрый рост жилищного строительства в столице (на 74%), в основном за счет новых территорий, и сокращение ввода жилья в Московской (-3%) и Ленинградской (-12%) областях, внешние зоны двух крупнейших агломераций опережают федеральные города по объему вводимого жилья, особенно Московская область - в 1,7 раза больше Москвы.

Расширение розничной торговли остается медленным (1,6% к январю-ноябрю 2018 г.), но происходит почти повсеместно. Только в 9 регионах объем показателя сократился в рамках статистической погрешности (на 1%). Без учета слаборазвитых республик с низкой достоверностью статистических данных быстрее всего этот показатель рос в Московской, Ленинградской, Тверской областях, Приморском крае и в Якутии (на 4-5%). Сохранялась сверхконцентрация розничной торговли в крупнейшей агломерации страны вследствие высокой заработной платы и доходов населения: на Москву с Московской областью в исследуемый период пришлось почти 23% оборота розничной торговли, а на агломерацию С.-Петербурга - менее 6%.

Сохраняется отрицательная динамика объемов оказания платных услуг (-0,9%); спад данного показателя продолжался более чем в половине регионов РФ, наиболее значительный - в Хабаровском крае, Бурятии, Ингушетии и в г. Севастополе (на 5-10%). Население продолжает экономить на услугах, предпочитая покупать товары, в том числе за счет потребительских кредитов (их объем продолжал быстро расти).

Номинальная заработная плата в январе-октябре выросла к тому же периоду предыдущего года на 7%; с учетом инфляции реальный рост показателя составил около 3%. Региональная динамика различалась слабо. Более заметным ростом номинальной зарплаты (на 11%)

выделялись только г. Севастополь и Республика Крым, получающие существенные трансферты, Сахалинская область, где быстро расширялись доходы бюджета из-за увеличения поступлений налога на прибыль, что позволило повысить зарплаты занятым в бюджетном секторе, а также Костромская область.

Региональные рынки труда стабильны. Уровень безработицы, измеряемый по методологии МОТ, в сентябре-ноябре истекшего года оставался очень низким (4,6%), региональные различия были устойчивыми2. Незначительный рост уровня безработицы по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. отмечался в республиках Дагестан и Алтай (с 10-11 до 12-13%), а также в Ярославской и Орловской областях (с 4-5 до 6%).

Сохраняется традиционный для России способ балансирования рынков труда с помощью неполной занятости: количество занятых неполное рабочее время в третьем квартале 2019 г. составляло 1 млн. человек и почти не отличалось от того же периода 2018 г., а численность находящихся в неоплачиваемых отпусках устойчиво держалась на уровне 3 млн. человек. Более острые проблемы неполной занятости, измеряемые отношением численности занятых неполное рабочее время к общей численности занятых на крупных и средних предприятиях и в организациях, заметны только в Брянской и Новосибирской областях, республиках Карелия и Крым, г. Севастополе и в Пермском крае (46% в июле-сентябре 2019 г.). При сокращении численности трудоспособного населения и стагнации экономики безработица не растет, рынок труда балансируется сохранением масштабов неполной занятости.

Данные Федерального казначейства за январь-ноябрь 2019 г. показывают замедление роста доходов консолидированных бюджетов регионов (10% в номинальном выражении); в январе-сентябре 2019 г. они увеличивались быстрее (12%). Рост доходов обеспечили три компонента: налог на прибыль

2 Зубаревич Н.В. Российские регионы в январе-июле 2019 г.: сочетание роста, стагнации и спада // Экономическое развитие России. 2019. Т. 26, № 10. С. 58-61.

RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT • VOLUME 27 • № 3 • MARCH 2020 6 7

РЕГИОНЫ

(9%), акцизы (20%) и, значительнее всего, трансферты (24%). (См. таблицу.)

Быстрее всего расширялись доходы консолидированных бюджетов Чукотского автономного округа (на 71%), которому более чем вдвое увеличили трансферты, Сахалинской (36%) и Мурманской (28%) областей - благодаря повышению налога на прибыль в 1,6-1,9 раза, а также Амурской области, Забайкальского края, Еврейской автономной области, Республики Марий Эл (22-28%) - в основном за счет роста трансфертов в 1,5-2 раза. Расширение доходов бюджета Чечни на 22% было обусловлено увеличением трансфертов на 24%.

Только в шести регионах (Калужская и Кемеровская области, республики Башкортостан, Хакасия, Якутия, Ханты-Мансийский автономный округ) доходы бюджета сократились по сравнению с тем же периодом 2018 г.; в большинстве из них сокращение было незначительным (-1-4%) и в основном обусловлено снижением поступлений налога на прибыль. Сильно упали доходы бюджета только в Хакасии (-12%) - республика получила меньше трансфертов (-5%), и, главное, на 40% уменьшились поступления в ее бюджет НДФЛ, что сложно объяснить. Кроме того, сократились поступления налога на имущество в бюджет данного субъекта РФ (-12%) вследствие исключения из налоговой базы налога на движимое имущество.

Зависимость большинства регионов от федеральной помощи в 2019 г. по-прежнему была существенной: доля трансфертов составила 17% от всех доходов консолидированных бюджетов регионов; она максимальна для бюджетов слаборазвитых республик (Ингушетия - 83%, Чечня - 81%, Тыва - 75%, Алтай -70%, Карачаево-Черкесия - 69%, Дагестан -67%) и Крыма (67%).

Система распределения трансфертов в январе-ноябре 2019 г. стала несколько менее прозрачной из-за изменения структуры помощи регионам. (Доля дотаций на выравнивание, которая рассчитывается по формуле, составляет только 30% от всех трансфертов.) Есть и позитивная тенденция: на 25% снизился объ-

ем прочих дотаций, в их числе «именные» (на балансировку бюджетов) дотации Крыму (сокращение на 12%), Севастополю (на 36%) и Чечне (на 13%).

Одновременно на 42% выросли субсидии регионам, что связано, в том числе, с необходимостью реализации национальных проектов. Доля субсидий достигла 20% от всех трансфертов, а в Республике Крым - 59%, Севастополе - 44%, т.е. масштабную помощь этим субъектам РФ нарастили по другому каналу. Но самое главное - рост в два раза так называемых «иных межбюджетных трансфертов», которые распределяются по наименее прозрачным критериям: их доля достигла 21% от всего объема помощи регионам и на 20% превысила объем субвенций. Больше всего средств по этому каналу получила Калининградская область на поддержку резидентов особой зоны (58 млрд. руб.); очень большие суммы были направлены Московской области (35 млрд. руб.), С.-Петербургу (12 млрд. руб.), Ханты-Мансийскому и Чукотскому автономным округам и Иркутской области (по 17-18 млрд. руб.), а также Сахалину (12 млрд. руб.) и Брянской области (9 млрд. руб.). Очевидны причины такого решения только по Иркутской области - помощь для ликвидации последствий наводнения.

Расходы бюджетов регионов в январе-ноябре 2019 г. увеличились в годовом выражении на 15% - они росли в 1,5 раза быстрее доходов. Лидерами роста были Чукотский автономный округ (70%) и Сахалинская область (38%), а также Иркутская, Вологодская области, Приморский край, Севастополь и Чечня (24-28%). Сократили расходы только республики Мордовия (-10%) и Хакасия (-8%) из-за необходимости снижения сверхвысокого долга или из-за уменьшения доходов бюджета.

Приоритетным для региональных бюджетов был рост расходов на национальную экономику (21%), поскольку регионы должны выполнять нацпроекты. (См. таблицу.) На Чукотке эти расходы выросли втрое, в Севастополе - на 2/3 благодаря значительной феде-

Динамика и доля доходов и расходов консолидированных бюджетов регионов в январе-ноябре 2019 г., % к аналогичному периоду 2018 г.

Доходы

Динамика Доля

Всего 10 100

Налог на прибыль 9 26

НДФЛ 8 28

Акцизы 20 6

Налог на совокупный доход 14 5

Налог на имущество -4 11

Трансферты 24 17

Источник: Росстат.

ральной помощи. Второй приоритет - благоустройство: расходы на эти цели выросли за рассматриваемый период на 31%. Но в основном этот рост произошел за счет Москвы (40%), в остальных регионах он был значительно ниже (20%), при этом доля расходов бюджетов на благоустройство в них остается небольшой - 1-3%, резко отличаясь от столичной (14%). Третий приоритет - расходы бюджетов на здравоохранение (18%): значительный рост отмечался здесь во всех регионах, за исключением республик Мордовия, Хакасия, Алтай, Якутия и Камчатского края. Динамика расходов на образование (10%), культуру (9%) и социальную политику (11%) отставала от динамики всех расходов.

Поскольку значительная часть расходов бюджетов субъектов РФ приходится на по-

Расходы

Динамика Доля

Всего 15 100

Национальная экономика 21 20

ЖКХ 26 10

в том числе благоустройство 31 4

Образование 10 25

Здравоохранение 18 8

Социальная политика 11 21

следний месяц года, данные за январь-ноябрь 2019 г. не позволяют пока точно оценить сбалансированность бюджетной политики. Суммарно по всем регионам ситуация за этот период выглядела вполне благополучной: профицит бюджетов составил 7% от доходов, в основном благодаря большому профициту бюджета Москвы (257 млрд. руб.) и большому профициту бюджетов Ямало-Ненецкого (62 млрд. руб.) и Ханты-Мансийского (48 млрд. руб.) автономных округов, Красноярского края (47 млрд. руб.) и С.-Петербурга (32 млрд. руб.). Однако у 12 регионов по итогам 11 месяцев 2019 г. фиксировался значительный дефицит - в частности, у Орловской и Ульяновской областей он составил 3% от доходов, у республик Калмыкия, Тыва и Еврейской автономной области - 2%. ■

Development of Regions in January-November 2019: Inertia Retains

Natalia V. Zubarevich — Main Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Doctor of Geographic Sciences, Professor (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]

The regions over January-November 2019 demonstrated stunted social and economic development. Except renewal in the residential construction sector following the recession the fastest rate of development was posted in the largest Moscow agglomeration. Amid the weak wage growth seen in the vast majority of the regions the low level of unemployment retains. The budgetary situation is favorable, however the revenues growth of the budgets of many regions in large measure is secured by the growth of transfers. The need to implement President's Executive Orders was reflected in the outstripping growth of budgetary expenditure on national economy and provision of public amenities.

Key words: RF regions, socio-economic situation of regions, regional budgets.

RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT • VOLUME 27 • № 3 • MARCH 2020 69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.