потребностей, которые должны удовлетворяться нерыночным путем. Подобная группа целей связана с созданием общих условий обеспечения социального равенства всех граждан, в удовлетворении минимальных социальных потребностей, дающих возможность поддерживать основы жизнедеятельности региона. Реализацию социально-экономической политики в Чечне должна обеспечивать эффективная система управления, причем главная цель данной системы на региональном уровне - это оптимизация социально-экономического ее развития как субъекта РФ при выполнении обоснованных внешних обязательств (федеральных задач). Поэтому важнейшим моментом социально-экономического целеполагания является адекватная детализация главной цели до уровня региональных задач.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анисимова В.Г. Система социальной защиты населения как составная часть социально-экономической политики. // Вестник ИНЖЭКОНа. Вып. 3(12) /СПб.: СПбГИЭУ, 2006.
2. Астахов Д.Н. Институциональные деструкции как фактор социальных деструкций // Современная экономика. Приложение к журналу «Экономические науки». 2006. №6.
П
развитие региональных экономических систем в условиях
активизации интеграционных процессов
ТЛЕХУРАЙ-БЕРЗЕГОВАЛ.Т., КУШУ С.О.
¡5 Адыгейский государственный университет, заведующая кафедрой управления персоналом,
О кандидат экономических наук, доцент, 385000, Майкоп, ул. Первомайская, 208;
-р Южный институт менеджмента, преподаватель кафедры экономики, 350040, Краснодар, ул. Ставропольская, 216 *
2 Условия развития интеграции региональных систем, существующих в пространстве современной Рос-
сии, определяют необходимость расширения состава применяемых стратегий и инструментов развития.
Ш
О
I— Ключевые слова: регион; развитие; инструмент
00
□ Коды классификатора JEL: R28
□
Ш
О о
I—
ф
Рыночные преобразования и вхождение России в состав мирового хозяйства обусловили становление и динамичное развитие интеграционных процессов, обеспечивающих решающий вклад в основные макроэкономические параметры эволюционного процесса национальной экономики. В свою очередь, интегриро-!= ванные структуры доминируют как на макро-, так и на мезо- уровне организации хозяйственных отношений, ££ определяя характер, динамику и эффективность развития региональных систем страны, а также перспективы ф их интеграционного взаимодействия.
^ Например, в таком динамично развивающемся регионе-субъекте РФ, как Краснодарский край, несколько > вертикально интегрированных корпораций (РАО «Газпром», ОАО «Лукойл», ОАО «РЖД» и др.) играют опре-2 деляющую роль в развитии региональной системы, формируя ядро эволюционного процесса, контролируя I движение капитала и социальные коммуникации в административных границах территории. При этом вер-си тикаль корпоративной экономической власти, так или иначе, взаимодействует с региональной составляющей £ вертикали государственной власти, оказывает мощное воздействие на региональные рынки, инвестицион-О- ный процесс, занятость и др.
< Данное обстоятельство обусловливает потребность в разработке и обосновании принадлежащей к сфе-
0 ре социально-экономической политики совокупности эффективных инструментов развития взаимодействия
1_
0
1_
о
региональной системы и вертикально интегрированных корпораций. Возможности, создаваемые последними для развития территории региона, не могут реализоваться автоматически, поскольку они сталкиваются с институциональными ограничениями, существующими в системе региона. т Необходимо реально оценивать вклад вертикально интегрированных корпораций в результаты развития £ территории, отделяя позитивные тенденции от негативных тенденций и стимулируя рост указанного вкла-
£ да. п
^ Позиция региональной системы между макро- и микро- уровнями организации хозяйственных отноше-I ний современной России и ее взаимосвязь с нижним звеном вертикали государственной власти обусловливаем ет следующие специфические характеристики данной системы:
исходным пунктом ее выступает постоянное население территории, обладающее совокупностью жизненных потребностей и созидательным потенциалом человеческого фактора хозяйственного процес-
о са;
® - в основании системного качества региональных отношений лежит взаимодействие воспроизводствен-
| ного процесса, локализованного в пространстве региона, и соответствующего звена вертикали госу-
о дарственной власти;
о - социально-экономическое содержание региональной системы воплощено в ее административной фор-
ф
(Т) ме (субъекта РФ).
В условиях рыночной трансформации и интеграции экономики России в состав мирового хозяйства критерием эффективности функционирования региональных систем в пространственной организации страны становится их конкурентоспособность. Данное обстоятельство получило дополнительные подтверждения в процессе вхождения российских регионов в кризисную ситуацию.
Соответственно, вклад любой компоненты региональной системы, в том числе корпоративного сектора, сферы малого бизнеса, в развитие данной системы, следует оценивать под углом зрения обеспечиваемого указанной компонентой приращения конкурентоспособности региона.
Корпорации на всех уровнях организации хозяйства обладают уникальными возможностями формирования и развития финансового рынка, а также эффективного привлечения инвестиций в силу раздвоенности корпоративного капитала на действительный и фиктивный капитал. Данное обстоятельство во многом обусловливает потенциал взаимодействия системы региона и вертикально интегрированных корпораций. Однако в условиях глобального финансового кризиса оно становится основой для формирования кризисной ситуации в реальном секторе региона.
Оценивая указанный потенциал взаимодействия, необходимо учитывать также следующие специфические характеристики вертикально интегрированных корпораций:
- доминирующие позиции в экономике развитых стран мира (в современной России вертикально интегрированные корпорации формируют около 2/3 ВВП и обеспечивают более 50% рабочих мест);
- наличие мощной многоуровневой вертикали экономической власти, позволяющей концентрировать капитал и ресурсы на важнейших направлениях деятельности и обеспечивать управление собственным развитием;
- обладание масштабным потенциалом интеграционного взаимодействия;
- обладание значительной экономической инерцией. П
Определяя функциональные возможности взаимодействия системы региона и вертикально интегриро- ^
ванных корпораций, необходимо исходить из принципа обусловленности данных возможностей: природой о субъектов взаимодействия; их позициями в социально-экономической системе современной России. При этом необходимо учитывать следующие обстоятельства: ^
- наличие родственных по своей природе вертикали экономической власти у вертикально интегрированных корпораций и соответствующего мезо- уровню звена вертикали государственной власти в региональной системе;
- взаимосвязь между потребностями инвестиционного обеспечения развития данных корпораций и потребностями развития финансового рынка региона;
- взаимосвязь между возвышением потребностей постоянного населения региона и эволюцией воспро- □ изводственных процессов функционирующих на его территории вертикально интегрированных кор- □ пораций;
- результирующий синергетический эффект от комбинирования и переплетения ресурсных баз, элементов функционирующего капитала и звеньев инфраструктуры участников данного взаимодействия.
Обобщая приведенные выше принципы и теоретические положения, можно следующим образом рас крыть функциональный потенциал взаимодействия системы региона и вертикально интегрированных кор пораций:
- формирование мощной интегральной вертикали экономической власти и стратегического управления ® в пространстве региона (данная возможность представляет собой ядро интересующего нас потенциа-
-); . ф £
- расширение горизонта и создание новых возможностей стратегического планирования финансово-
инвестиционного процесса в регионе;
- извлечение масштабного синергетического эффекта интеграционного взаимодействия указанных сис- ш темных субъектов; £
- обеспечение системного качества взаимодействия воспроизводственных процессов на территории ре- ^ гиона. ^
Установленный выше функциональный потенциал взаимодействия системы региона и вертикально ин- о
□
Ш
О о
I—
ш
тегрированных корпораций реализуется в конкретных институциональных условиях - например, условиях
Краснодарского края. При этом указанные условия могут снизить результативность интересующего нас вза- 2
имодействия или остановить этот процесс. Данное обстоятельство актуализирует применение институцио- ^
нального подхода к исследованию заявленной проблемы. ^
В современной научной литературе получило признание разграничение трех основных уровней инсти- ^
туционального исследования [7]: о
- анализа параметров общей институциональной среды; ^
- оценки действующих форм контрактов; 1
- определения индивидуальных форм экономического поведения и соответствующих статусов субъек- о тов. со
Конкретизируя приведенное выше разграничение трех уровней исследования с учетом особенностей
поставленной научной задачи, можно сделать вывод о том, что институциональный подход к взаимодействию о
системы региона и вертикально интегрированных корпораций позволяет получить следующие результаты: ^
- определить комплементарные и противоречащие друг другу нормы права, стандарты деятельности и | традиции указанных субъектов взаимодействия; о
- оценить эффективность применяемых форм контрактных соглашений между ними; о
- установить формы экономического поведения и статусы вертикально интегрированных корпораций и (Т)
региональной системы, адекватные потребностям развития взаимодействия между ними. Вместе с тем, адаптация институционального подхода к условиям данного взаимодействия предполагает учет следующих особенностей пространственной организации российской экономики:
- институциональной асимметрии между властью и собственностью (то есть, на сервисной функции собственности по отношению к власти);
- сосредоточения основных финансово-инвестиционных ресурсов и, соответственно, возможностей развития на федеральном уровне;
- рентной стратегической ориентации развития экономики России и, соответственно, государственного контроля над вертикально интегрированными корпорациями, действующими в ТЭК, инфраструктурных отраслях и других сферах, связанных с добычей, первичной переработкой и экспортом природных ресурсов как материальных носителей ренты.
С функционированием транснациональных интеграционных структур связан такой мощный фактор развития региональных экономических систем современной России, как глобальные инвестиционные проекты. Характерным примером такого проекта может служить подготовка Сочи к проведению зимних Олимпийских игр 2014 года, открывающая качественно новые возможности перед целым рядом региональных систем Юга России, и, прежде всего, возможности интеграционного взаимодействия между Краснодарским краем, Республикой Адыгея, Карачаево-Черкесской Республикой и выделившейся из состава Грузии Республикой Абхазия.
Оценка функционального содержания интеграционного взаимодействия региональных систем позволяет определить характер воздействия глобальных инвестиционных проектов на соответствующие функции и, тем самым, подход к обобщенной оценке влияния данных проектов на процесс интеграционного взаимодейс-^ твия региональных систем в целом.
Ь Однако необходимо отметить, что для начального этапа исследования интеграционного взаимодействия ^ региональных систем характерна некоторая методологическая неопределенность, выражающаяся в отсутс-X твии устойчивых алгоритмов анализа основных характеристик такого взаимодействия, включая и его функциональное содержание [5]. □ Обобщение ряда исследовательских алгоритмов, применяемых в региональном анализе, позволяет прий-^ ти к выводу о том, что определение функционального содержания интеграционного взаимодействия регио-^ нальных систем современной России в условиях реализации глобальных инвестиционных проектов предпо-^ лагает реализацию алгоритма исследования, включающего следующие основные этапы: I- - позиционирование региональных систем в национальной системе страны, то есть, определение их конкрет-00 ного места и наиболее существенных взаимосвязей в «материнской» по отношению к ним системе России;
О - установление базовых потребностей развития региональных систем, задающих соответствующие фун-¡=у кции данных систем, то есть, использование принципа корреспонденции базовых потребностей и ос-
ф новных функций;
0 - выделение особой группы потребностей в интеграционном взаимодействии, которая свойственна реей гиональным системам, обладающим потенциалом развития, выходящим за рамки их локального про-ё странства;
о. - раскрытие основных функций интеграционного взаимодействия региональных систем, адекватных ЕЕ указанным потребностям; при этом, как можно предположить, каждой потребности в интеграционном
1 взаимодействии соответствует одна и только одна основная функция;
ф - спецификация функционального содержания процесса интеграционного взаимодействия региональ-о ных систем в условиях осуществления глобальных проектов, то есть, определение тех специфических
форм проявления, которые приобретают отдельные функции в указанных условиях. Такая специфика® ция позволяет разработать эффективные институциональные инструменты интенсификации интегра-о ционного взаимодействия региональных систем.
з Задача исследования функционального содержания интеграционного взаимодействия региональных ^ систем может быть решена с помощью модели глобальной системы социально-экономических отношений.
0 Если региональные системы относятся к одному из мезо- уровней данной модели, то глобальные инвестици-^ онные процессы формируются на ее высшем базовом - мега- уровне. Воздействие по вертикали приводит к ^ развитию отношений по горизонтали.
^ Анализ соответствующего мезо- уровня в модели глобальной системы и его связей с другими уровнями, § и, прежде всего, с макро- уровнем, позволяет прийти к выводу о том, что позиционирование региональных £ систем в национальной системе современной России обусловлено следующими объективными обстоятельс-£ твами [4]:
^ - отношением данных систем к мезо- уровню организации социально-экономических отношений (хо-
1 зяйственная позиция) и низшему уровню вертикали государственной власти (социально-политичес-о кая позиция);
ш - участием их в консолидации общественно-хозяйственного пространства страны посредством вхож'! дения в федеральные округа и формирующиеся в их расширенном пространстве макрорегиональные о системы;
■т - включением в состав региональных систем муниципальных образований, относящихся к сфере местно! го хозяйства; благодаря данному обстоятельству, в региональных системах складываются зоны взаи-° модействия вертикали государственной власти и комплекса отношений местного самоуправления; 9 - локализацией субрегиональных систем в пространстве развития региона; как правило, в основе данно-О го процесса лежит естественное обособление какой-то совокупности воспроизводственных процессов,
устойчиво относящейся к определенной части регионального пространства. Соответственно, в составе населения региона локализуется определенная общность субъектов социально-экономических отношений, претендующая на спецификацию своего субрегионального статуса (Большой Сочи в составе Краснодарского края, районы Республики Адыгея, входящие в «орбиту» г. Краснодара, и др.).
Изучая вопросы позиционирования региональных систем в национальной системе современной России, необходимо разграничивать следующие группы потребностей развития региональной системы [2]:
- потребности эволюции социальной общности проживающих в регионе людей - в процессе развития региональной системы данная общность претерпевает дифференциацию и интеграцию, в ее составе локализуются различные группы, формируются ассоциации, корпорации и т.п.;
- потребности инновационного типа воспроизводства функционирующего капитала - данная группа потребностей связана с императивом модернизации пространственных систем современной России, обремененных физически изношенными и технологически устаревшими основными фондами, а также испытывающими острый дефицит работников высокой квалификации;
- потребности модернизации социально-экономической инфраструктуры, которая не только устарела, но и разделена на различные разобщенные в ведомственном отношении составляющие (ЖКХ, транспортную инфраструктуру, инфраструктуру образования и др.); такое разделение лишает региональную систему необходимой для нее целостной «несущей конструкции»;
- потребности качественного и количественного расширения ресурсной базы - данная группа потребностей имеет особое значение для регионов, нуждающихся в диверсификации, ориентированных на развитие добычи и первичной переработки какой-то группы полезных ископаемых, поскольку такая ориентация формирует устойчивую зависимость от сырьевых рынков и отчуждает региональную систему от притока инвестиций, ориентированных на развитие высоких технологий; при этом качествен- П ное расширение ресурсной базы выступает как условие для дальнейшей диверсификации; ^
- потребности локализации элементов, имеющих необходимый потенциал саморазвития - данная груп- о па потребностей наиболее значима для масштабных, а также обладающих многообразием элементов ресурсной базы и населения регионов; она образует естественное основание для локализации «точек роста», субрегиональных систем и т.п.;
- потребности интеграционного взаимодействия с другими региональными системами - данная группа
И
О
потребностей исходит из наличия в региональных системах взаимно дополняющих друг друга ресур- ^ сов, факторов производства, элементов инфраструктуры, институциональной совместимости данных систем; ее масштабы определяются возможностями извлечения синергетического эффекта как результата соединения и комбинирования элементов взаимодействующих региональных систем. (д
Исходя из принципа корреспонденции между потребностями и функциями региональных систем, оп- □ ределим функциональное содержание интеграционного взаимодействия региональных систем. Для этого ^ необходимо установить состав выделенной выше группы потребностей интеграционного взаимодействия с ^ другими региональными системами. 0
Анализ процесса интеграционного взаимодействия регионов современной России позволяет выделить в £ составе данной группы, следующие конкретные потребности [1]: ё
- консолидации региональных инфраструктур, позволяющей снизить издержки хозяйственного процес- ^ са и социальных коммуникаций; ю
- обмена институциональными элементами, необходимого для преодоления барьеров между региональными системами; ^
- формирования интеграционных структур капитала, обладающих необходимой конкурентоспособностью и адекватным потенциалом развития для функционирования на мировом рынке;
- расширенного воспроизводства квалифицированной рабочей силы и человеческого капитала, которые ш выступают в качестве решающих условий для перехода взаимодействующих региональных систем к £ «экономике, основанной на знаниях»; ^
- комбинирования и переплетения потенциалов региональных звеньев единой вертикали государствен- ^ ной власти - данная потребность обусловлена императивом согласования экономических и политичес- о ких преобразований; интеграция создает возможность для формирования качественно новых механизмов и инструментов государственного администрирования и социально-экономического регулирования (эффект социально-политической синергии интеграционного взаимодействия региональных систем);
- защиты и рационального использования имеющихся ресурсов, которые в условиях интеграции не толь- ^ ко обретают дополнительные возможности для эффективной реализации, но и испытывают повышенное давление со стороны участников интегрированного рынка [3]. о
Исходя из приведенных выше потребностей, можно раскрыть функциональное содержание интеграционного взаимодействия региональных систем. Оно представлено следующими основными функциями:
- институциональная выравнивающая функция, нацеленная на создание эффективной институциональ- о ной среды интеграционного взаимодействия и преодоление институциональных барьеров между реги- т онами (разрывов в традициях, нормах и стандартах поведения, ценностях и т.п.);
- капитальная воспроизводственная функция, ориентированная на эффективную интеграцию элементов о функционирующего капитала и воспроизводственных процессов региональных систем; данную функцию интеграционного взаимодействия региональных систем следует квалифицировать как центральную, обеспечивающую его материальное «ядро»;
- социальная воспроизводственная функция, нацеленная на интеграцию человеческого фактора (рабо- о чей силы, человеческого капитала и др.), а также социальных коммуникаций взаимодействующих ре- 0)
0
1_
0
1_
о о
са о
I—
О
п
гиональных систем; отметим, что данная функция переплетается с капитальной воспроизводственной функцией;
- функция субординации по отношению к вертикали государственной власти, обеспечивающая новое качество государственного администрирования и регулирования, необходимое для интеграционного взаимодействия региональных систем;
- административная защитная функция, обеспечивающая реализацию потребности в защите и рациональном использовании имеющихся природных и человеческих ресурсов. Данная функция как бы «закрывает» пространство интеграционного взаимодействия региональных систем от избыточных для него рисков и угроз, обусловленных глобальной интеграцией.
Определяя миссию глобального инвестиционного проекта по отношению к эволюционному процессу в региональных системах современной России, необходимо исходить из того, что такая миссия обусловлена следующими объективными обстоятельствами:
- масштабами инвестиционных проектов, участием в них не только России, но и многих других стран мира;
- общей природой, возможностью комбинирования элементов структуры и институциональной компле-ментарностью отдельных проектов;
- интеграционным потенциалом проектов по отношению к региональным системам и национальной системе России, поскольку участие в них притягательно для регионов и стимулирует поиск эффективных совместных комбинаций ресурсов, факторов производства и элементов инфраструктуры;
- переплетением хозяйственных и социальных аспектов Олимпийских игр, дающих тактический импульс и определяющих глубокую стратегическую перспективу развития экономики регионов Юга России;
- соединением фаз подготовки, проведения игр, дальнейшего использования созданной инфраструктуры Ь и институтов в рамках единого цикла воспроизводства в расширенном пространстве интеграционного ^ взаимодействия регионов-участников данных проектов.
X В данном отношении миссия комплекса глобальных инвестиционных проектов «Сочи-2014» выходит далеко за рамки извлечения непосредственного дохода от проведения игр и формирования благоприятного имиджа России и заключается в формировании существенных и устойчивых глобальных конкурентных преимуществ причерноморской зоны Южного макро- региона России в следующих сферах: туризма; индустрии гостеприимства и развлечений; рекреации и спортивного бизнеса; социально-экономической инфраструк-^ туре и др.
I- Потенциал интеграционного взаимодействия региональных систем современной России в рамках реали-00 зации комплекса взаимосвязанных глобальных инвестиционных проектов имеет сложную структуру и вклю-О чает в себя следующие основные элементы:
¡=у - природные ресурсы, относящиеся к различным региональным системам и востребованные проектами; ф - элементы региональных социально-экономических инфраструктур, необходимые для формирования
0 общей инфраструктуры комплекса проектов;
ф - функционирующий капитал региональных систем, соединяемый в процессе реализации комплекса ё проектов;
о. - человеческий фактор регионов, движение которого обеспечивает потребности глобальных проектов в ЕЕ рабочей силе и человеческом капитале;
1 - институты региональных систем, перенос, комбинирование и синтез которых необходимы для реали-ф зации комплекса глобальных проектов [2].
о Масштабы интеграционного взаимодействия региональных систем Юга России в рамках реализации комплекса глобальных инвестиционных проектов «Сочи-2014» свидетельствуют о необходимости обоснования и ЕЕ реализации качественно новых форм данного взаимодействия, обладающих потенциалом его интенсифика-о ции. Представляется, что к таким формам относятся и особые экономические зоны.
з Особые экономические зоны относятся к числу новых форм интеграционного взаимодействия, возник-^ ших в последние годы. Их возникновение и развитие свидетельствуют о существенном потенциале интенси-о. фикации интеграционного взаимодействия, которым обладают указанные формы, а также о последовательном разветвлении множества особых экономических зон.
Вместе с тем перечень особых экономических зон не является закрытым, поскольку развитие процесса интеграции социально-экономических отношений обусловливает создание новых условий для их формиро-§ вания. В частности, в процессе реализации глобальных инвестиционных проектов происходит локализация особого пространства активного интеграционного взаимодействия региональных систем, имеющих общую £ административную границу или композиционно анклавных по отношению друг к другу. Указанные условия имеют место применительно к интеграционному взаимодействию Краснодарского края и Республики Ады-£ гея.
0 Выделим следующие предпосылки локализации отношений, которые складываются в указанном просо странстве:
1 - концентрация элементов потенциала интеграционного взаимодействия регионов;
о - природные и социальные условия интенсификации интеграционного взаимодействия; ■т - ограничения распространения данного процесса на другие территории.
Ц Указанные предпосылки не обладают механизмом спонтанной реализации и нуждаются в институцио-° нальной организации и поддержке. Правомерен вывод о том, что локализация особого пространства активно-9 го интеграционного взаимодействия региональных систем формирует потребность в утверждении особого О статуса данного пространства - особой интеграционной экономической зоны, образующейся в процессе ре-
г ш